Жанна де Зальцманн

РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Я СПЛЮ
ПОМНИТЬ СЕБЯ
ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАТЬ  
В ПАССИВНОМ СОСТОЯНИИ
ОПЫТ ПРИСУТСТВИЯ
ДВИЖЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ
СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ
ВНУТРЕННЕЕ ОЩУЩЕНИЕ
НОВЫЕ ЧУВСТВА
РАБОТА НАД ПРИСУТСТВИЕМ
В АКТИВНОСТИ ЖИЗНИ
ОСТАВАЯСЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ
ОСОБОЕ ТЕЧЕНИЕ
ОБМЕН В ГРУППЕ
РАБОТА В ДВИЖЕНИЯХ
СМЫСЛ ЦЕЛОГО
ВНУТРЕННИЙ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
ДЫХАНИЕ
ЭГО И ИЛЛЮЗИИ
НАВСТРЕЧУ НЕИЗВЕСТНОСТИ
МОЯ ИСТИННАЯ ПРИРОДА
МОЁ БЫТИЕ – ЭТО ТО, ЧТО Я ЕСТЬ
СОБРАННОЕ СОСТОЯНИЕ
ИЗ ДРУГОГО УРОВНЯ
АКТ ВИДЕНИЯ
СОЗНАВАЯ ОЩУЩЕНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ
ТЕЛО ЭНЕРГИИ
НАМЕРЕННОЕ СТРАДАНИЕ
ПРИЗНАВАЯ ЛОЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ
РЕАЛЬНОСТЬ ВО МНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ «Я»
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
СОСТОЯНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ
НОВЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Книги схожие по тематике:
Рави Равиндра Безмерное сердце

Вернутся в библиотеке

Вернутся на главную

 
 

ОСТАВАЯСЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ

45. «Знать себя»

Два вида движений участвуют в моем Присутствии: движение к источнику и движение к жизни. Мне нужно видеть и помнить, что я принадлежу двум уровням. Я могу стать осознанной только, когда я чувствую реальность, которая выше меня, когда я понимаю, что без неё я ничто и не имею никакой силы противостоять отождествлению. Тогда я могу открыться этой реальности и сознательно воспринимать её действие, питаться ею. Но это требует отношения, которое я не могу поддерживать. Я всегда возвращаюсь к ощущению своего обычного "Я", которое не понимает, что оно должно служить. Это "Я" слепо. Оно считает себя свободным и всегда возвращается к своему рабству.

Когда я вижу ситуацию, я начинаю понимать это иллюзорное «Я», которое питается моей жизненной силой, и чувствую необходимость нового отношения к себе. Первоначальные усилия освобождают моё внимание от отождествления. Но это состояние не надежно и не стабильно. Мне необходимо найти те усилия, которые позволят сформировать центральное ядро, более стабильный центр тяжести моего внимания. Для того чтобы я оставалась связанной с двумя уровнями, моё внимание должно быть полностью собрано и поддерживаться в двух направлениях одновременно. Сила разделения энергии – это сила моего внимания.

Мы не достаточно ценим те короткие моменты, когда мы находимся между двух сил. Вспоминая себя, мы на каждом шагу сталкиваемся с сомнением. Я сомневаюсь в себе, я сомневаюсь в более реальной части себя, я сомневаюсь, что могу найти помощь, сомневаюсь в существовании высших возможностей. Именно здесь мне нужно быть правдивой перед лицом лжи, присутствующей даже в мои лучшие моменты. Я должна бороться с сомнениями до тех пор, пока что-то не сдастся. Тогда появляется помощь, которая призывает меня оставаться правдивой для поддержания связи с более высокой энергией. Нет необходимости всегда приходить в возвышенное состояние; только до того уровня, при котором я могу оставаться присутствующей немного дольше. Просто оставаться немного выше уровня сна - немного, но так, чтобы имелась некоторая стабильность – само по себе это является экстраординарным. Это постоянно сотрясает что-то в нас, пробуждает. Мы должны понять, что мы, либо бессознательные рабы, либо сознательные слуги.

Наше внимание не имеет центра тяжести. Оно не намагничено силой, которая имеет некий авторитет, некую власть над ним, и продолжает убегать туда, куда его зовут. Здесь для меня появляется возможность увидеть, что я не доступна, потому что мое внимание не доступно. Я не могу быть более собрана внутри, в себе, и в то же время находится снаружи. Итак, что требуется? Внутренняя реальность является источником моей жизни, но я также, безусловно, нуждаюсь в том, чтобы проецировать себя во вне. Если я вижу эту внутреннюю реальность, действующую подобно магниту, я буду видеть внешнюю сторону, как противоположный источник притяжения, другой магнит. Тогда, возможно, я пойму значение внимания. Это энергия, которая связывает меня и с источником и с внешним миром, и позволяет мне получать знания, то есть знать.

Мы используем слово "знать" так часто, что оно перестало что-либо значить. Но когда мы говорим: «Я хочу познать себя», речь идет не о приобретении концептуального знания, не о чем-то заученном раз и навсегда, не о пассивном запоминании. Мы говорим об очень интенсивной и активной деятельности. После первого шока Присутствия, шока от пробуждения и возвращения к себе, идет борьба за то, чтобы оставаться перед лицом двух движений, двух уровней в себе. Потребность в продолжении этого состояния Присутствия является вторым шоком, пробуждая новые чувства, новые желания, новую волю. Для того чтобы продолжать познавать себя и не исчезать, Я желаю чтобы это Присутствие продолжалось.

Результат усилий всегда предопределен. Он установленный, приходящий как следствие законов. То, что случается – это не всегда то, что мы ожидали. Это означает, что усилия были не такие, какие должны были быть. При правильных усилиях, результат всегда придет в должное время.

46. Только контакт, только связь

Существует нечто слишком пассивное в том, как я стараюсь быть присутствующей. Я забываю, что мои усилия заключаются в том, чтобы осознать, как силы, участвующие в моём Присутствии, связаны друг с другом, и найти свое место в этой связи. Стараясь в течение короткого времени, я прикасаюсь не более чем к оболочке, в которой усилие существует как попытка, и я напрягаюсь, чтобы сохранить эту оболочку. Я больше не вижу необходимости познать соотношение сил. Я забываю, что моя роль заключается в том, чтобы видеть и не отказываться от этого видения. Пассивная, я цепляюсь за форму, в которой больше ничего не может быть.

Всегда будет существовать энергия, которая присутствует в состоянии глубокой концентрации. И всегда будет другая энергия, рассеянная энергия, которая имеет меньшую силу и течет наружу. Смысл моей жизни в осознании этих двух сил в себе. Не для того, чтобы препятствовать им, таким, какие они есть, а чтобы познать их соотношение. Для этого необходимо более чистое внимание, которое позволит мне не увлекаться движениями, спровоцированными внешней напряженностью. Это соотношение сил, это постоянное осознание сил является истинным смыслом моих сознательных усилий. Но я забываю об этом и верю, что достаточно принимать во внимание только одну силу. Например, когда я расслабляю тело и впадаю во внутреннюю спячку, оболочка усилий становится целью, как будто состояние расслабления является состоянием присутствия. Мне необходимо понять это и принять меры против этой постоянной опасности. Смысл моего поиска заключается в вопрошании себя от момента к моменту. Вопрос "Кто я?" всегда здесь – кто я посередине этих сил, участвующих в моём Присутствии?

Для видения требуется внимание, которое является активным, а не просто одноразовый шок от впечатления. Мы должны понимать, что наше обычное внимание не находится в контакте с нашей воспринимающей частью, и в результате мы не видим реальности. Для этого контакта, внимание должно стать активными. Мы должны взглянуть в лицо своей пассивности, понять свою неполноценность, своё ничтожество, и оставаться перед этим. Это приводит к активации.

Всё всегда повторяется. Нам нужно оставаться перед лицом этих повторений, чтобы идти к новому, неизвестному. Мы не может делать это с помощью нашего обычного ума. Мы всегда ожидаем результат, и поэтому наше мышление, никогда не бывает свободным. Мы наслаждаемся переменами, и на самом деле не хотим знать. Для того чтобы выйти за пределы этого, должно произойти открытие сознания, выходящего за рамки обычной функциональности, сознания, которое не судит, а видит. Является ли лучше желание перемен и получение пассивного опыта? Или лучше оставаться перед лицом этого, без ожиданий, для того, чтобы познать кто я? Я учусь видеть, и снова видеть, чтобы оставаться перед лицом своего безволия, своего нежелания сталкиваться с тем, что есть. Оставаться перед лицом того, что я не знаю, является великим делом – я не знаю себя. Я начинаю понимать, что только контакт, только связь приносит реальное изменение, приносит сознание.

С моим обычным сознанием высшие центры не могут воздействовать на меня. Им препятствуют рассеянные и противоречивые состояния, в которых я постоянно нахожусь. Тут действует закон: Я могу ничего не делать. Возможно ли увидеть эту рассеянность, чтобы понять её? Потому что пока я не увижу её, для меня ничего не изменится. Не будет нового импульса, не изменится направление и качество движения моей энергии. Переход к более высокому качеству происходит при помощи высших центров, через открытие, то есть с появлением внимание, которого раньше здесь не было. Это происходит в момент когда, неспособная понимать и воспринимать, я останавливаюсь. И в этой остановке внимание, которое было занято, в плену, бессознательное само по себе, вдруг становится свободным. Как только оно стало свободным, оно может оставаться впереди, осознавая себя. Это открытие к другому уровню приводит к вопросу кто я.

47. Борьба за то, чтобы быть

Когда мы механичны, наши действия исходят только из одного центра, и мы не видим что наша энергия расходуется, используясь в ассоциациях, эмоциях и движениях. Мы должны видеть нашу механичность, и мы можем увидеть её, только сопротивляясь ей. Мы сопротивляемся состоянию отождествления для того чтобы узнать силу, с которой мы отождествляемся. Когда мы сопротивляемся, возникают энергии и Присутствие различного качества, с различным вкусом – мгновенный центр тяжести. Но что значит сопротивляться?

Где я нахожусь, когда не присутствую? Мне нужно видеть мою абсолютную внушаемость, моё добровольное рабство. Я люблю подчиняться, я принимаю состояние трусости. Я даже не могу понять, что значит желать освободиться. Я никогда не думала, что смысл независимого существования можно найти через борьбу, целью которой является узнать своё рабство. Я никогда не пыталась остаться присутствующей в жизни, борясь, не сдаваясь так быстро.

Мое желание бороться не достаточно сильно. В противном случае, я хотела бы смотреть. Когда я начинаю, я хочу отойти ровно настолько, чтобы быть в состоянии бороться и оставаться присутствующей. Но я забываю своё желание и предпочитаю отойти полностью. Если бы я понимала, что моя единственная возможность быть присутствующей заключается в борьбе, я бы не стремилась выйти из неё или избежать её, путем отступления и избегания возможного отождествления. Видя своё отождествление, я могу соединить его с борьбой. Оно будет частью моей борьбы. Смысл сознательных усилий не в том, чтобы оставаться на одном месте без изменений, а в том, чтобы продолжать усилия. Мы всегда мечтаем о достижении какого-то места для того, чтобы остаться там навсегда. Тем не менее, постоянство может быть найдено только в движении. Мы ищем не что-то статичное, а силу живого внимания, сознательного внимания, которое может сопровождать чистое движение к утверждению, независимо от обстоятельств.

Мы должны помнить, что борьба идет «за», а не «против» чего-то, особенно это касается того, что мы называем "желание", желание удовольствия или какой-либо другой компенсации. Иллюзия желания возникает из образов, записанных в памяти вместе с радостью или болью. Хотя желание и приводит к разделению, его удовлетворение не является чем-то плохим, но факт того, что я отсутствую, не позволяет в реальности удовлетворить или не удовлетворить его. В какой-то момент я, например, могу испытать желание поддаться удовольствию покурить или поесть. Либо я моментально исчезаю в этой идее, и у меня нет контакта с желанием, либо я отказываюсь и создаю конфликт, опять же без контакта, потому что я отвергаю желание. И все процессы, которые возникают во мне, подобны этому. Желание является самой жизнью во мне, невероятно красивой, но потому, что я не знаю и не понимаю этого, я испытываю разочарование, определенную боль, отдаваясь ему или подавляя его. Таким образом, борьба заключается в том, чтобы жить с желанием, не отказываясь от него и не теряя себя в нем, пока механизм мышления не будет больше воздействовать на меня, и внимание не станет свободным.

В этой борьбе всё дело во внимании. Один момент невнимательности и всё потеряно. Я должна найти в себе что-то реальное. Оно всегда здесь. Мне нужно доверять этому. Без этого не существует никакой поддержки в момент моего утверждения. Таким образом, я неизбежно буду теряться, исчезать. Вот почему я должна возвращаться к этой реальности, которую я признаю в себе, которой я принадлежу. Я знаю, что буду способной быть только, когда я помню, что реально для меня в данный момент и не забывать с этим идти в жизнь. Я должна иметь эту потребность, чувство, что я нуждаюсь в этом. Это является моим желанием быть. Мне это нужно, потому что без этого я – ничто, я действительно абсолютно потеряна.

В то же время, я не должна отбрасывать возможность неудачи. Поиск «Я» - это путешествие длиною в жизнь. Я делаю шаг, падаю. Делаю два шага, падаю. При падениях я узнаю препятствия, и когда я начинаю снова, то предупреждаю их. Я узнаю одно препятствие, затем второе. Мы бы хотели, чтобы наше восхождение было без падений, но тогда мы бы не видели опасности. Это было бы ужасно, если бы мы достигали самого последнего шага и падали на дно, и не было бы больше времени, чтобы подняться снова. Таким образом, мы должны признать паузы. В эволюции каждый шаг или нота в октаве содержат в себе препятствия, которые им предшествовали.

48. Играя роль

Чтобы быть присутствующим необходимо разделить внимание. Три четверти должно удерживаться внутри, и только одна четверть может принимать участие в движении к утверждению. Это закон, который невозможно проигнорировать. Для того чтобы быть, мы должны «играть роль».

Моя потребность состоит в том, чтобы примирить моё стремление к высшему с притягательностью утверждать себя в действиях. Я хочу объединить обе силы для того, чтобы осознавать себя как единое целое и осознавать себя, когда я активно присутствую в своей ситуации. Если я не остаюсь присутствующей, то я буду пассивной, под властью той или иной силы. Здесь я должна видеть свои ограничения, видеть, что мои центры не связаны между собой. Мое внимание должно остаться перед лицом этого факта, и не уходить до тех пор, пока не появиться чувство «Я». Это чувство появляется в самом центре борьбы, когда я пытаюсь оставаться в этом состоянии как можно дольше. Осуществление моего намерения зависит только от меня… если я хочу, если я желаю этого. Но для того чтобы желать, необходимо продолжать оставаться впереди с активным вниманием. Это создает силу, которая действует на мою пассивность, и происходят изменения в связях между моими центрами.

Когда я вижу, что моя энергия полностью обращена наружу, я чувствую необходимость прийти к другому состоянию. Это требует абсолютной тишины, в которой я могу почувствовать разрыв между центрами и испытать потребность привести их в соответствие. Я проживаю это отсутствие связи, этот факт, и вижу, что энергии ума и тела не связаны между собой. Когда я остаюсь перед лицом этого факта, то они начинают действовать с одинаковой интенсивностью. Но я вижу, что этого недостаточно. Должно возникнуть новое чувство, чувство бытия. Это новая энергия, сознательная сила, которая необходима для того чтобы быть присутствующей, до тех пор пока я опять не попаду под власть своих автоматизмов.

Мы можем быть связаны с нашей внутренней реальностью, когда уходим в спокойное состояние, но всё исчезает, когда мы утверждаемся в жизни. Наше обычное "Я", наше эго берет верх. Мы даже не видим изменений. Ключом к тому чтобы оставаться здесь и сейчас является служение, при условии, что это "Я" может служить нашему идеалу. Это то, что Гурджиев имел в виду под "игранием ролей". На практике это часто понимается неправильно. Внутри мы должны признать наше собственное ничтожество и не отождествляться ни с чем, а снаружи мы играем роли.

Одно поддерживает другое. Если мы внешне не играем роль, то мы отождествлены. Не будучи сильным внутри, невозможно быть сильным снаружи. Не будучи сильным снаружи, мы не можем быть сильными внутри. Цель состоит в том, чтобы получить внутреннюю свободу, делая не то, что нам нравится, а то, что нравится другому человеку. Если он хочет, чтобы я сидела справа от него, я это делаю. Если в следующий момент он предпочитает наоборот, я могу это сделать. Таким образом, я привыкаю к выполнению обязательств, потенциальному атрибуту свободного человека. Мы должны подчиняться силам, если хотим служить, и одновременно упражнять волю наших функций.

Мы стремимся присутствовать во всем, что делаем. Обычно мы живем в наших функциях без осознанности или мы переходим к осознанности, теряя связь с нашими функциями. Но если наши усилия чистые, мы можем функционировать с осознанностью. Например, прямо сейчас. Если я сплю внутри, и я даю вам эту коробку, то на самом деле нет "меня", которая дает её. Но если я присутствую в себе, и я хочу, я желаю дать вам коробку, то я знаю, что я делаю. Я здесь. «Я» дает вам коробку. Я осведомлена, я присутствую.

Мы хотим быть честными по отношению к себе, не терять полностью наше желание высшего и, тем не менее, быть в состоянии отвечать жизни. Это моя жизнь, которую мне придется прожить. По правде говоря, стоило бы спросить себя, как долго я могу оставаться перед лицом этой ситуации. Всегда больше, чем я думаю, больше, чем я делаю. Я могу быть более активной. Я могу начинать снова и снова.

С ДРУГИМИ

Работа - это особое течение, которое поддерживается источником энергии, и она может затронуть только целостного человека. Другие необходимы нам для самоизучения. Жизнь - это связь и совместная работа, сотрудничество. Работа с другими людьми является одним из условий для проживания этого учения. Учение – это руководство, и только тот, кто идет глубже в своем вопрошании может служить с ответственностью. Группа создает возможности сознания, в котором то, что мы привлекаем, является более важным, чем то, что мы хотим получить. Движения – это способ проживания идеи Присутствия.