Жанна де Зальцманн

РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Я СПЛЮ
ПОМНИТЬ СЕБЯ
ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАТЬ  
В ПАССИВНОМ СОСТОЯНИИ
ОПЫТ ПРИСУТСТВИЯ
ДВИЖЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ
СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ
ВНУТРЕННЕЕ ОЩУЩЕНИЕ
НОВЫЕ ЧУВСТВА
РАБОТА НАД ПРИСУТСТВИЕМ
В АКТИВНОСТИ ЖИЗНИ
ОСТАВАЯСЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ
ОСОБОЕ ТЕЧЕНИЕ
ОБМЕН В ГРУППЕ
РАБОТА В ДВИЖЕНИЯХ
СМЫСЛ ЦЕЛОГО
ВНУТРЕННИЙ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
ДЫХАНИЕ
ЭГО И ИЛЛЮЗИИ
НАВСТРЕЧУ НЕИЗВЕСТНОСТИ
МОЯ ИСТИННАЯ ПРИРОДА
МОЁ БЫТИЕ – ЭТО ТО, ЧТО Я ЕСТЬ
СОБРАННОЕ СОСТОЯНИЕ
ИЗ ДРУГОГО УРОВНЯ
АКТ ВИДЕНИЯ
СОЗНАВАЯ ОЩУЩЕНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ
ТЕЛО ЭНЕРГИИ
НАМЕРЕННОЕ СТРАДАНИЕ
ПРИЗНАВАЯ ЛОЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ
РЕАЛЬНОСТЬ ВО МНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ «Я»
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
СОСТОЯНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ
НОВЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Книги схожие по тематике:
Рави Равиндра Безмерное сердце

Вернутся в библиотеке

Вернутся на главную

 

 
 

РАБОТА В ДВИЖЕНИЯХ

57. Двойная цель

В человеке, как во Вселенной, всё находится в движении. Ничто не стоит на месте и не остается неизменным. Ничто не длится вечно и не заканчивается полностью. Всё, что живет, развивается или убывает в бесконечном движении энергии. Законы, лежащие в основе этого универсального процесса, были известны древней науке, которая предназначала человеку достойное место в космическом порядке. По словам Гурджиева, священные танцы, принесенные из глубины веков, воплощают принципы этого знания, позволяя увидеть их непосредственно и в действии.

Все проявления жизни в человеке выражаются в формах через движения и отношения, то есть позиции. Начиная с самого обычного и до самого высокого уровня, каждое возможное проявление имеет своё собственное движение и свое собственное отношение. Мысль имеет движение и форму, свойственную ей. Чувство имеет движение и форму, свойственную ему. То же самое относиться и к действию. Всё наше образование как раз и состоит в изучении всего репертуара связей между мыслями, чувствами и движениями. Этот репертуар и является нашим автоматизмом. Но мы не знаем этого. Это язык, которого мы не понимаем.

Мы верим, что мы осознанны, и что наши движения являются свободными. Мы не видим, что каждое движение является реакцией, реакцией на шок впечатления. Едва впечатление достигает нас, как запускается ответное движение, и, как правило, задолго до того, как мы осознаем это. Понимание приходит позже. Это событие происходит абсолютно неожиданно, и ничто в нас не является настолько быстрым и чувствительным, чтобы воспринять его именно в момент возникновения.

Какими бы ни были ответные движения, откуда бы они ни возникали, они неизбежно обусловлены автоматизмами наших ассоциаций, всеми привычками и клише, закрепленными в нашей памяти. Мы не имеем никакой другой основы для своих реакций. Таким образом, наша жизнь – это бесконечное повторение накопленных воспоминаний. Но, так как мы по-прежнему не осознаем этого, наши движения кажутся нам свободными.

Фактически, мы являемся пленниками наших связей мышления, чувствования и движения, как будто попадаем в заколдованный круг, из которого не можем выбраться. Для того чтобы выйти из круга, я должна быть способной принять новое отношение – думать иначе, чувствовать иначе, действовать иначе, всё одновременно. Но, без моего знания, эти трое так связаны между собой, что как только я пытаюсь изменить одно, другие вмешиваются, и я никуда не могу деться. Мой автоматизм держит меня на самом обычном уровне мышления и чувствования.

Движения Гурджиева представляют собой ноты октавы другого уровня, не той, на которой мы живем автоматически. Они ведут энергии наших функций в восходящем направлении, к качеству вибраций одинаковой интенсивности во всех центрах. Была предусмотрена определенная последовательность движений, требующих особого внимания со стороны мысли, разума. Без этого внимания процесс не может продолжаться. Таким образом, должно сохраняться определенное качество мысли, определенная интенсивность. Но есть тело, которое совершает движение. Чтобы выполнить движение и полностью выразить его суть, тело нуждается в большей свободе. Оно должно быть полностью адаптировано. Наименьшее сопротивление тела будет препятствовать мысли следовать порядку движений. Если не может быть обеспечено нужное качество мысли и тела, движение не будет следовать в нужном направлении. Оно будет разрушено, бесцельно. С потребностью пробуждается чувство. Появление чувства приносит новую интенсивность, объединение, которое создает в нас определенный поток, новую октаву.

Эти Движения имеют двойную цель. Требуя поддерживать качество внимания одновременно в нескольких частях, они помогают нам выйти из узкого круга наших автоматизмов. И поддерживая строгую последовательность в связях, они приведут нас к новой возможности мышления, чувствования и действия. Если бы мы могли по-настоящему воспринимать их смысл и говорить на их языке, Движения открыли бы нам другой уровень понимания.

58. Почему движения?

Мы не спрашиваем себя, почему Гурджиев представил Движения как одну из наиболее важных практик для проживания его учения. Почему Движения? Какие-то Движения воплощают Высшее знание, представляя законы. Другие были даны просто потому, что его ученики нуждались в них для определенной работы. В некоторые периоды Гурджиев посвящал Движениям по несколько часов каждый день, адаптируя их, чтобы они соответствовали фазам работы. Например, временами это было ощущение тела, которое было не развито, и внимание не могло оставаться в теле. В других случаях, это была мысль, которая не была свободной и не могла быть открыта для тонких энергий. Упражнения требуют управляемого внимания, которое следует определенному пути. Это приводит к качественно иному переживанию, которое позволяет ученику лучше понять и увидеть, как найти это качество в жизни. В то же время, работа с Движениями позволяет получить прямое переживание законов преобразования энергии. Это включает символ Эннеаграммы, который, по словам Гурджиева, было почти невозможно понять без чувства, полученного при участии в Движении, основанном на нем.

Вселенная состоит из энергий, которые проходят через нас. Каждое движение внутри и снаружи нас пропускает потоки энергии. Энергия идет туда, куда она призывается. Мы не можем препятствовать этому. Мы являемся объектом сил, которые окружают нас. Либо мы связанны с энергией, которая немного выше, либо находимся под властью энергии, которая является более низкой. Мы не являемся самодостаточным единством. Наши энергии должны содержаться в замкнутой цепи, в которой они могут быть преобразованы. Это позволит им войти в контакт с энергиями такого же качества, чтобы сформировать новую цепь, новый поток. Пока поток высшей энергии не укоренен во мне, у меня нет свободы.

Существует энергия, которая исходит из высшей части разума. Но мы не открыты для нее. Это сознательная сила. Внимание является частью этой силы, которая должна быть развита. Без этой силы я исчезаю, и мои движения являются автоматическими. Голова может понять, но не тело. Тем не менее, тело должно чувствовать эту силу. Тогда оно будет подчиняться, напряжения уйдут, а движения могут стать свободными. Тогда я не буду исчезать, и движения не будут автоматическими.

Осознание движения требует тотального внимания. Качество этого внимания призывает нас испытать целостное Присутствие. Это идеальное внимание является возможностью, данной Природой. В момент конкретного движения, мы больше не думаем о прошлом движении или о будущем движении. Мы не пытаемся выразить форму движения, отношение, которые мы сами накладываем на него. Мы полностью внимательны к энергии, которая должна быть свободной, чтобы остаться в теле определенным образом. Каждый может узнать это, только подвергая себя этому.

Движения могут показать нам, как находиться в жизни, как испытывать Присутствие и в то же время более свободно идти к утверждению. Вместо бесконечных реакций, условных рефлексов нашего автоматизма, существует возможность действия, вытекающего из видения, из высшей сознательной силы. Движения являются способом проживания идеи Присутствия. Одной идеи не достаточно. Должно быть действие, приносящее энергию, о которой мы говорим. Через Движения, когда все энергии внутри нас становятся связанными, создается новая энергия. Мы можем почувствовать её. Она имеет другое качество, другую силу, и сознание, которого у нас обычно нет. Эта энергия идет из разума, из высшей части моего сознания, где есть разум, способность видеть. Мне нужно быть связанной с этой частью моего сознания. Тогда я буду иметь видение, которое является абсолютно чистым. Я вижу себя. Я вижу других людей. Я вижу то, что есть, очень четко, без реакции. Я вижу себя такой, как я есть.

59. Часть учения

Движения являются частью, только частью учения о возможной трансформации энергий в нас и смысле человеческой жизни. Они выражают учение языком, где каждый жест, каждое внутреннее состояние, каждая последовательность играет особую роль и значение. Мы не можем понять Движения, кроме как, обучаясь им, и мы не можем правильно практиковать их с нашим автоматическим мышлением и чувством. Они призывают к участию всё мое Присутствие. Я должна открыться для энергии, которая могла бы иметь свою собственную жизнь во мне. Тогда энергия воплощается в теле, а Присутствие – в движении. Без этого Присутствия Движения выполняются автоматически. Даже если мы считаем, что сделали их хорошо, они не выражают ничего и не имеют смысла. Такая практика является абсолютным искажением и не имеет ничего общего с Движениями, какими они были созданы.

Те, кто принимает на себя ответственность нести Движения другим, оказываются в трудном положении. Мы повторяем определенные Движения, и стараемся поддерживать интерес. Но в действительности мы не знаем, что делаем. Мы цепляемся за бессмысленную, пустую форму. Нам нужен опыт, который мы не проживаем, опыт Присутствия, и Присутствие в Движении. На самом деле, у нас очень ограниченное понимание, как учения, так и языка Движений. Развитие необходимого внимания требует многих лет. Тогда, какое же отношение будет правильным сегодня, если мы хотим служить Работе?

Что требуется для того, чтобы нести Движения другим? Во-первых, мы сами должны выполнять Движения, и мы должны знать, как их структуру, последовательность, так и их ритм, жизнь. Тогда мы требуем от себя и от других правильного отношения и четкого видения их последовательности. Позиции должны быть точными. Без точности наша работа является поверхностной. Наконец, мы должны видеть в себе то, что соответствует нашим позициям и найти правильный темп, чтобы сделать Движение живым.

Конечно, всегда есть вопросы. Является ли необходимым упростить это Движение и учить одну конечность за другой? Нужно ли начать с упражнения, как с вводного аспекта Движения? Что окажет наибольшее влияние на внимание? Какие требования должны быть предъявлены и как? Если ли что-то еще, что должно быть сказано, помня всегда о том, что слова провоцируют мышление и поощряют голову "делать" Движения? И всегда, - чем является это Движение, что оно призвано сделать? Каждый раз перед началом занятия, мы должны воспользоваться для себя моментом и вспомнить о том, что мы желаем служить, о том, на что мы возлагаем нашу надежду. Самое главное – это мое состояние. Мне нужно сознательное внимание, которое сильнее автоматизмов. Без видения, без понимания, это просто эго, которое приносит или делает Движения.

В каждом Движении есть связанная последовательность, составляющая целое, которая должна быть выполнена без ошибок. Целостность Движения должна быть предвидена через совокупность наших функций в течение определенного времени, когда все в нас является спокойным и неподвижным. Связанная последовательность отражает линию развития сил и состояние связи между центрами энергии. Простое повторение Движения усиливает автоматизм и нашу склонность полагаться на тело без участия мысли. Таким образом, упражнения и сосредоточение на частях Движения являются важными не только для представления Движения, но и для работы над аспектами внимания, которые необходимо развивать. В то же самое время, так как каждое Движение выражает целое, представляет собой смысл в целом, необходимо также дать классу возможность пережить Движение во всей его полноте.

Мы должны видеть, что разные позиции и темпы представляют собой различные состояния энергии. Например, когда правая рука делает круг, непрерывность выражает качество мысли, которое является тихим и неподвижным; если левая рука поддерживает ритм с серией позиций, она имеет другой темп и представляет собой различные энергии в теле. Мы также должны научиться видеть, как различные позиции, и соответствующие им внутренние состояния, влияют на распределение энергии в нас. Когда я нахожусь в определенной позиции, позволяющей энергии свободно циркулировать вдоль позвоночника, изменение позиции меняет распределение энергии, потому что изменяется её направление. Если я, например, опускаю голову, поток больше не течет тем же путем, он идет вниз. Если я кладу руку на грудь, я удерживаю поток в этой области. Если я поднимаю голову, я получаю энергию сверху. Если я выдвигаю руку вперед, поток останавливается. Если я затем поднимаю предплечье, держа локоть в том же положении, я готова получить приток энергии. И если я опускаю руку вниз, энергия поступает и сохраняется в теле. Мы должны быть очень осторожны в изменении Движений, в частности, в порядке связей, которые выражают закон. Каждое положение, каждый жест, имеет свое место, свою длительность, свой собственный вес. Если существуют ошибки или вводится что-то новое, весь смысл может быть искажен.

Мы склонны к воображению, к привнесению в наше отношение бессмысленных идей, образов и эмоций. Но то, что может случиться является достаточно серьезным, то есть, теми, кто создавал Движение предусматривалось особое состояние, которое возникало после переживание потока энергии. Это наука, знание, наиболее фундаментальное из всех, которое может быть получено только поэтапно, начиная со связей между центрами в действии. Оно должно быть расшифровано и изучено при непосредственном применении, в отдаче себя практике.

60. Только со стабильным Присутствием

Мы не собираемся «делать» Движения. Мы пытаемся понять движение. Что такое движение? Каким образом мы входим в движение? Откуда исходят наши движения?

Мы понимаем движение статическим образом, как смену одного положения другим, видя только результат, не будучи в состоянии следовать за самим движением.

Мы никогда не чувствуем движения. Мы видим образец позиции и начинаем двигаться в этом направлении. Но движение является механическим. Мы принимаем позиции неосознанно, полностью управляемые нашим автоматизмом. И берем каждую позицию в отдельности, вместо того, чтобы переходить из одной позиции в другую, вместе с нотами в музыкальной линии. Тем не менее, мы – это энергия в движении, постоянное движение, которое никогда не останавливается. Нам нужно почувствовать эту энергию и следовать за движением, позволяя ему течь любым путем без вмешательства мысли. Мы должны чувствовать эту энергию, как Присутствие, которое не должно уходить. Тогда движение осуществляется в соответствии с видением. Это по-прежнему является автоматическим, но в действии присутствует видение. Движение становится свободнее.

Перед началом любого Движения я должна найти эту энергию, это состояние, в котором существует связь между умом и телом. Чувство приходит само по себе. Движение является выражением этого состояния. Без этого состояния, откуда будет исходить моё движение? Сначала я пытаюсь открыться энергии, которая исходит чуть выше моей головы, и которая проходит сквозь меня. Это позволяет возникнуть осознанности, которая в противном случае не появляется. Мне нужно удерживать это состояние осознанности в себе, в то время как мое тело находится в движении. Одно должно полностью дополнять другое. Эта энергия является наиболее важной, чем все остальное. Я нахожусь в движении, но энергия остается неизменной и является сильнее, чем движение. Для того чтобы остаться связанной с этой энергией, я должна находиться в ритме определенной интенсивности и силы. Я "в ритме", что это значит? Здесь не имеется ввиду то, что одна часть находится в одном ритме, а другая в другом, и не то, что одну позицию я делаю в ритме, а следующую нет. Энергия везде одна и та же.

Мы не признаем тот факт, что нет никакой связи между мыслью и телом. Мысль отворачивается и идет своим путем. Тело не имеет никакого желания и ждет, чтобы его попросили об этом. Для возникновения связи, должно произойти движение от одного к другому. Связь создает новую энергию, которая должна стать стабильным Присутствием, как второе тело. Работа имеет различные стадии. Но сейчас вся Работа заключается в создании этой связи, хотя и не останется такой же на следующем этапе, когда будет сформировано второе тело. Для того чтобы иметь эту связь, мне нужно развивать внимание, которое я сейчас не имею, направленное внимание. Если я желаю, то я могу, если я действительно желаю. По мере развития такого внимания и видения, мое тело будет подчиняться, потому что почувствует большую силу, и то, что это принесет ему нечто большее. Движения требуют усиление связи между центрами, которое приносит энергию, необходимую для формирования высших тел. Таким образом, Движения используют элемент шока в правильном направлении. Именно это может позволить нам пройти интервал между си и до, который в противном случае никогда не может быть преодолен. Только если у нас есть стабильное Присутствие, второе тело, мы можем по-настоящему делать Движения такими, как они были предназначены.

БЫТЬ ЦЕНТРИРОВАННЫМ

Мы должны найти путь к единству. Наша цель должна быть сосредоточена на смысле концентрации наших энергий и нахождении центра нашего существа. Для того чтобы стать единством, целым, я должна быть центрированной. Для того чтобы проявилась моя сущность, качество моих ощущений должно быть везде одинаковым, должно быть единство вибраций, такое состояние, при котором волны не появляются.

Центр тяжести является основанием для единства. Я участвую в жизни через дыхание. Заметное дыхание не является правильным дыханием, то есть потоком, который оживляет вдох и выдох.