Родни Коллин

Теория сознательной гармонии

Содержание
 

Бытие
Совесть
Мужественность и женственность
Знание
Понимание
Воображение
Разные Я
Отделение реального от ложного
Противоречия
Принятие
Позитивное отношение
Невидимость
Внимание
Требования и обстоятельства
Само-воспоминание
Другие люди
Исправление ошибок
Влияние сознательных людей
Сердце
Молитва
Высшие состояния
Тело, душа и дух
Следы школ
Разные пути
Религия
Иерархия
Гармония
Работа
Каирос, Кронос и Перекрестки
Страдание
Смерть
Новое начало
Куско
Вопросник
Пояснения

Домой

В  библиотеку    

          

Новое начало

23 Января 1948

Начинают разделяться два течения - те, кто видит это новое начало, и в нем совершенно новые возможности большей свободы и индивидуальности; и те, кто думает, что ничего нового показано не было, и кто хочет сохранить навсегда старый путь и старый подход к вещам. Так и должно быть. Достаточно прочесть Новый Завет, чтобы увидеть, что так было всегда. И я думаю, что самое важное - это чтобы люди, придерживающиеся этих двух разных взглядов, не боролись и не мешали друг другу, но каждое направление продолжало делать то, что оно должно делать.

1 Мая 1949

О последних месяцах Успенского на земле можно рассказать многое. Он вернулся в Англию в январе 1947 года, очень больным человеком, но далеко не сломленным, а наконец свободным. Я присоединился к нему в апреле, остановившись в Лине, в его доме в деревне, и мне посчастливилось провести с ним все то лето. В марте, апреле и мае в Лондоне он устроил три или четыре больших встречи, на которых говорил совершенно по-новому. Он сказал: «Я отказался от системы*», и не хотел слышать ни о каких ее терминах и теориях, заставляя людей осознать, что они на самом деле понимали и хотели в своих сердцах. Эти встречи сбили с толку некоторых, но произвели совершенно необычайное впечатление.  Затем он удалился в деревню на весь остаток лета. Он вообще с трудом говорил, даже с людьми, которые ели с ним за одним столом, или просто сидели с ним. И все же было ощущение того, что все это какая-то демонстрация, и постепенно установилась атмосфера, которую я вряд ли смог бы описать. Теперь, когда я оглядываюсь назад,  это кажется мне самым счастливым и живым периодом моей жизни. Он показал тем нескольким людям, кто были с ним, без всяких объяснений, что это значит для человека - перейти сознательно в царство духа.  Он сказал, что собирается обратно в Америку 4 сентября, и что нам необходимо сделать все приготовления. Мы так и сделали. В тот день мы приехали в Саутгемптон, погрузили весь наш багаж на борт, и были готовы к отправлению. За несколько часов до отплытия судна он пришел на пристань и очень спокойно сказал:

«На этот раз я не еду в Америку». Это было как упражнение «стоп» на шкале всей Работы. Остановка была произведена во многих жизнях, личные планы каждого из нас были резко свернуты, и был создан тот просвет в движении времени, когда могло войти нечто совершенно новое.

Затем началось самое поразительное, не поддающееся описанию время. В последний месяц своей жизни, ужасно слабый и больной, он объехал весь юг Англии по своим знакомым местам, не ложась спать целыми днями, требуя от себя выполнения все более и более невозможных задач, и казалось, достигал крещендо усилия, чтобы встретить момент смерти. В это время происходили многие вещи, которые мы называем чудесными. В тот месяц он создал новый путь для своих людей, и оплатил за них их долги. Затем, в самом конце, в одно странное утро он сказал: «Теперь вы должны перестроить все, с самого начала.» Он умер 2 октября 1947 года.  За все это время и затем после его смерти, для меня и многих других совершенно иначе открылись весь смысл и цель нашей работы. Стало ясно, что до этого мы понимали все необычайно плоско и неполно. Демонстрацией сознательной смерти Успенский как будто показал, что именно в ней лежат все возможности.  Реконструкция всего несет в себе огромное множество смыслов. Но в одном из смыслов она виделась необходимым дополнением к его «отказу от системы», который совершился за шесть месяцев до этого. Все должно быть отвергнуто, а затем создано заново - это верно как для отдельного человека, так и для системы в целом.

1 Июня 1949

Люди начинают чувствовать, что нашим идеям необходимы все возможные средства выражения, и каждому человеку нужны его собственные. Конечно, для каждого отдельного человека это выглядит так, как будто он сам пришел к каким-то выводам, к какому-то пониманию. Но когда видишь, как многие, многие люди - живущие далеко друг от друга и никак не связанные - приходят к одной и той же точке зрения, то становится ясно, что это определенная фаза во всей Работе, некое развертывание того, чего невидимому началу мы были свидетелями.  Поэтому иногда кажется, что самое главное теперь - создать и укрепить эти внутренние связи между всеми людьми Успенского, и устранить все мешающие этому личные ложные понимания, чтобы та великая сила, которая должна работать через все целое, могла это делать.

5 Ноября 1949

То, что совершил Успенский в свои последние дни, связывает нас всех воедино и дает возможность понимая его понимать друг друга. Это было действие такой силы, что каждый оставленный им след сохраняет что-то из его свойств. Можно было чувствовать совсем близко и непосредственно события другого мира, не так как мы обычно предполагаем их очень далеко, но как очень близкие, проникающие в нас и во все, создающие нечто новое. Каким-то образом в то время Успенский смог взломать дверь между этим миром и другим - не только для себя, но для всех тех, чьи жизни стали связаны с его жизнью и кто имел к нему позитивное отношение.  Именно в этот момент все стало не таким, как прежде, и открыты были возможности, которые не были открыты - как сильно мы ни старались - до этого.

18 Ноября 1949

Новым началом для меня была смерть Успенского. Потому что я уверен - я знаю - что тогда он на самом деле достиг всего того, о чем говорил много лет, и установил связь с действительно очень высокой школой.  Детали - это уже другой рассказ, долгий удивительный рассказ, в котором для меня содержатся все указания на то, как нам нужно продолжать. Я знаю, что с обычной точки зрения все это звучит фантастически и суеверно. Все, что я могу сказать - это что все изучавшееся нами все эти годы никогда не было обычным, хотя мы и начали в конце концов убеждать себя, что это совершенно обычно. В сущности, все, что говорилось о времени*, и о высших уровнях сознания*, ведущих человека в совершенно другое царство времени, с возможностью движения сквозь время и над временем - и составляет всю теорию влияния Успенского в этом мире теперь и в будущем. Но теория - для тех, кому она нравится; только факт все изменяет.  Если говорить о практической программе, то я основываюсь на двух главных «практических» инструкциях последних дней Успенского. Первое - то, что он сказал: «Я отказываюсь от системы». И второе - что он добавил позже: «Теперь вы должны начать снова с самого начала. Теперь вы должны все это реконструировать.» Я понимаю это как отказ от старых форм, достижение истины, которая лежит за этими формами, и создание новых форм для этой истины - от которых тоже в свою очередь однажды надо будет отказаться.

Отказ и пересоздание кажется для меня единственным способом сохранения той скрытой связи, которая есть позади системы. Если человек цепляется за старое, оно мертвеет и превращается в окаменелость, и сам он внутри нее тоже.  Идея реконструкции кажется бесконечной. Очевидно, для каждого человека реконструкция будет иной, в соответствии с его знанием и способностью.  Реконструкция знания, его применение к той или иной области исследований, его перевод на научный язык, на эмоциональный язык, язык изобразительного искусства, любой язык, какой вам нравится. Но главным образом, его реконструкция внутри себя самого как руководящий принцип всей жизни. А это означает реконструкцию самой жизни человека, прошлого, настоящего и будущего, в памяти и на деле. И самое главное, реконструкцию своего отношения с учителем, и всего, что дает пересечение линией его жизни своей жизни.

22 Февраля 1950

Очень трудно передать то удивительное весеннее ощущение нового начала всего, стартовой точки нового, еще не испорченного пути, которое появилось теперь в Мексике. Все растет, ширится, развивается; везде строительство - дома, дороги, фабрики, школы - и у все люди полны огромного энтузиазма, какой-то оптимистической уверенности в чем-то, в возможности чего-то. Только - чего именно, никто не знает. Но солнце светит, и страна молодая, и жизнь дешевая, и ожидается что-то хорошее. Мне это часто напоминает Англию «Кентерберийских рассказов»** - те же толстые нувориши-бюргеры, хитрые и наивные в равной пропорции, такие же горячо идеалистичные молодые клерки, художники, писатели, такие же терпеливые и проницательные крестьяне, с их грубоватым и невозмутимым юмором, который делает их мудрее всех остальных.

Для нас новый год, кажется, принес смену ударения в нашей работе. Нам приходится встречаться со многими столь разными людьми - от политиков до балетных танцоров и шахтеров - и с очень многими из них возникает естественная симпатия и взаимопонимание. Но все яснее становится, что для того чтобы эта естественная связь смогла развиваться дальше, необходимо с каждым говорить на его собственном языке, участвовать в реальной жизни каждого. Совершенно ясно, что здесь нельзя и не нужно основывать работу на формулировании какой-то интеллектуальной системы - хотя ясно и то, что у многих людей потребность в идеях здесь так велика, как это не могло бы быть в высоко образованной стране. Но все возможности лежат именно в реальной жизни - в строительстве, мелиорации, образовании, танцах, культуре возделывания земли. И когда идеи с высшего уровня приходят в эту пропитанную потом реальную жизнь в стране, где все должно быть переделано с самого начала, и показывают новый путь, или новую модель, то интерес и энтузиазм людей достигает высочайшей степени. Так мы учимся, и нам нужно еще учиться и учиться делать все по-другому.

4 Мая 1952

Я думаю, главное, почему так важно путешествовать - то, что можно вернуться домой и по-настоящему начать все заново. По моему опыту, почти невозможно начать заново просто встав и повернувшись вокруг своей оси все на том же месте. Я думаю, необходимо на какое-то время уйти из этого места, не только внутренне, но также и физически. Посмотреть на него и оценить извне. Тогда можно вернуться к нему снова и сделать то, что нужно сделать.

Иногда мы чувствуем, что новое начало нами уже положено, и что многие старые взгляды, страхи и раздражения стали просто не нужны нам. Наш груз дурных психологических привычек незаметно исчез с наших плеч. Но часто бывает так, что когда проходит первый приступ энтузиазма, вызванный совершенно новым видением всего, без привычной скуки или неудач, мы вновь начинаем имитировать свои старые реакции - не потому что мы так чувствуем, а просто потому что они более знакомы и привычны, чем все остальное. Беда в том, что если мы позволяем этому случаться, то довольно скоро мы на самом деле начинаем так чувствовать, и весь порочный круг начинается сначала. Это прошлое опять берет нас в плен.

26 Августа 1953

Своей смертью Успенский заложил новое начало на многих разных шкалах. Можно было почувствовать, что это означает по отношению к тебе самому и твоей собственной линии работы, но все величие нового начала, стоявшего за этим, едва ли кто-либо мог даже ощутить. С каждым месяцем оно казалось все более великим, и теперь в нем уже можно увидеть нечто всемирное и эпохальное. Возможно, новое начало Успенского совпало с еще более великим новым началом на космической шкале.  Около двух месяцев назад в нашей беседе вдруг возникла идея гармонии. Кто-то вспомнил такой диалог на одной из последних встреч Успенского:

ВОПРОС: Как я могу найти гармонию?

УСПЕНСКИЙ: Это теперь вопрос и для меня, и у меня нет ответа.

ВОПРОС: Что значит гармония?

УСПЕНСКИЙ: Это музыкальный термин, больше ничего.  Отыскав слово «гармония» в Кратком Оксфордском Словаре, мы наши очень интересное определение: «ГАРМОНИЯ - Согласие; пред-установленная г.(между телом и душой до их творения); согласованное воздействие правильного расположения частей; комбинация одновременных нот для образования аккордов; благозвучный или мелодичный звук; сличение параллельных изложений фактов и т.д., особенно четырех Евангелий.»

Мы очень много думали о гармонии. О ее первом условии - чтобы каждая из нот, созданных законом семи, звучала ясно и полно и тонально-совершенно. Затем эти ноты объединяются законом трех, образуя мажорные или минорные аккорды или диссонансы. И наконец эти ноты и аккорды могут гармонично соединяться в музыку композитором и исполнителем.

В свете этого идея гармонии казалась применимой к каждому уровню нашей работы. В отдельном человеке гармония между функциями; гармония между телом, душой и духом; гармония между его органами и членами, гармония между его руководителем и его сущностью; в великом эзотерическом движении, запущенном через Гурджиева и Успенского, гармония между всеми направлениями и группами; гармония между ними, их основателями и Богом; в мире - гармония между всеми ветвями знания, всеми народами, всеми эзотерическими направлениями. С такой точки зрения казалось совершенно ясным, почему Успенский мог сказать: «Это теперь вопрос и для меня, и у меня нет ответа.» Если мир остается все таким же, то Сам Христос мог бы сказать то же самое.

Было ли новое начало Гурджиева и Успенского частью одного великого плана?  Переносом двух полюсов Работы с земли на тот уровень, где они могут действовать гораздо более полно и  эффективно? Я думаю, что это так. Я думаю, что Великая Школа, желая запустить в мир новый мощный эзотерический импульс, наметила для этого двух людей, которые могли играть роль противоположных полюсов этого импульса, и жизненная работа которых была бы приготовлением пути для него.  Подлинное начало, зачатие этого нового влияния, я уверен, началось с их смертью.  Началось тогда, когда их полярность была перенесена в то, что мы называем электронным* миром.

Это было зачатие. Но когда и в какой форме будет рождение? И не направлены ли все усилия на создание гармонии, в которой оно может совершиться?

9 Сентября 1954

Одно совершенно ясно. Мы все должны идти дальше. К новым откровениям, к новому пониманию, к новым задачам, новой ответственности. Я знаю, что это продвижение вперед может часто выглядеть странным и шокирующим, как отказ Успенского от Системы. Но мы должны это делать. Мы должны быть расплавлены и созданы заново, снова и снова. Мы должны молиться о том, чтобы кристаллизация не догнала нас.

7 Февраля 1955

Многие люди ждут, живут ожиданием. Они чувствуют себя на пороге новой эры, и они чувствуют, что и от них ожидаются совершенно новые вещи. Но они не знают, что именно. Слабые погружаются в воображение, фантазии и мечты, надеясь, что их втянет в новую эпоху приливная волна, сильные работают в одиночку изо всех своих сил, и надеются. Они ждут этого слова гармонии. И они узнают его сразу.

16 Августа 1955

Мы идем к некой новой фазе на очень большой шкале. К изменению во влиянии намного выше уровня планет. Мы никогда не должны забывать, что мы переходим в новую эру. Чтобы играть роль, к которой мы готовы, нам нужно принадлежать будущему, и всеми способами освобождать себя от прошлого. И мы работаем на очень долгой временной шкале, нравится нам это или нет!

27 Ноября 1955

Я счастлив, когда у людей есть чувство нового начала. Потому что это на самом деле так - для всех, кто позволяет себе быть затронутым этим влиянием. Так много необходимо сделать в приготовление к будущему, так много различных областей, в которые должна прийти гармония, и все это через простых обычных людей, как мы сами. Чем скорее человек преодолеет стадию озабоченности собой, тем лучше.

5 Марта 1956

Несколько человек должны идти дальше. В тот период смерти Успенского я выразил это для себя так, что кто-то должен «прорваться». Теперь то же самое.

**Знаменитое произведение Джефри Чосера(1340?-1400), рисует широкое полотно английской действительности своей эпохи; один из первых литературных памятников на едином общеанглийском языке; состоит из новелл, представленных как рассказы паломников, направляющихся в Кентерберийский собор. - Великобритания:

Лингвострановедческий словарь. М.: «Русский язык».1980 г. - Прим. перев.

.

Тогда помни Себя, помня Бога
помни Бога, помня себя.
Достигнув этого наконец,
Вестник Гармонии может
вернуться к Тому, Кто послал его,
его миссия исполнена.