Родни Коллин

Теория сознательной гармонии

Содержание
 

Бытие
Совесть
Мужественность и женственность
Знание
Понимание
Воображение
Разные Я
Отделение реального от ложного
Противоречия
Принятие
Позитивное отношение
Невидимость
Внимание
Требования и обстоятельства
Само-воспоминание
Другие люди
Исправление ошибок
Влияние сознательных людей
Сердце
Молитва
Высшие состояния
Тело, душа и дух
Следы школ
Разные пути
Религия
Иерархия
Гармония
Работа
Каирос, Кронос и Перекрестки
Страдание
Смерть
Новое начало
Куско
Вопросник
Пояснения

Домой

В  библиотеку    

   

Требования обстоятельства

25 Декабря 1948

Может быть, самое трудное и важное - это научиться ждать. И когда спрашиваешь себя, чего именно ждешь, то начинаешь понимать - момента тишины, без привязанности к прошлому или будущему. Потому что в такой момент становятся возможными все упражнения и впечатления, недостижимые, если спешить в будущее или из прошлого.

Нам кажется, что самые важные периоды - это когда многое происходит, многое требуется, и мы загипнотизированы движением. Но может быть, все совершенно иначе. Я теперь чувствую, что самое важное приходит в покое и ожидании; и что любая активность должна быть только разрабатыванием, перевариванием и проявлением того, чему научился, чтобы снова стать пустым - для получения большего.

18 Февраля 1949

Очевидно, многие идеи и новые восприятия могут прийти к нам только если будет ослаблено напряжение физическое и эмоциональное и остановлена деятельность ума.  Но главное препятствие - это даже не само напряжение. Это нечто большее - как бы вся инерция жизни, отождествление с несущимся вперед временем. Трудно объяснить.  Иногда какое-то суровое испытание, или долгий пост, или рождение ребенка прерывает эту инерцию, и входят все те новые восприятия, за которыми невозможно угнаться, если мчаться в будущее как скорый поезд.

Я часто думаю о тех последних годах, проведенных с Успенским. Обычно с ним сидели два или три человека, и он ничего не делал, просто сидел, курил, иногда что-то говорил, выпивал рюмку вина, и так многие часы подряд. Вначале это было очень трудно - люди мучительно искали, что сказать, как начать беседу, думали о каких-то своих воображаемых делах, ждущих их где-то в другом месте. Многие не могли этого выносить. Но через некоторое время эти часы стали самыми интересными. Человек начинал чувствовать - все возможно именно в этот момент, а прошлое и будущее пусть заботятся о себе сами. Инерция движения жизни замедлялась, и иногда казалось, что приходят совершенно новые идеи, создаются совершенно новые связи с временем и своим окружением. Можно было увидеть, что это значит - быть более свободным.

Конечно, невозможно создать такую ситуацию без такого человека как Успенский.  Людям приходится тяжело работать и играть свою роль в жизни и, может быть, даже не имея возможности где-нибудь надолго присесть. Но внутренне, мне кажется,  это возможно - замедлить инерцию, принять то, что приносит настоящее, и жить в этом.  В сильном ощущении настоящего можно почувствовать некоторые связи с прошлым и будущим. Если человек не укреплен в настоящем, тогда он вообще нигде, и ничего не возможно.

Вредно на самом деле только непроизвольное напряжение. Намеренное напряжение - это именно то, что подготавливает расслабление. Те Движения*, которые мы обычно делаем, некоторые упражнения йоги и, вероятно, некоторые индийские танцы, с одной точки зрения основаны на сильном намеренном напряжении определенных частей тела, определенных функций, которые затем расслабляются и таким образом становятся каналами для более тонкой энергии, которая обычно в них никогда не проникает. Тоже самое и с эмоциями. Непроизвольное эмоциональное напряжение вызывает только истощение. Но намеренное принятие на себя эмоционально трудных задач, понимая при этом - для чего, определенно может привести к некому высшему  эмоциональному  пониманию.

Вся суть в этом различии - различии между произвольным и непроизвольным. Мы говорили иногда о двух идеях: первая - «Пожертвовать своими страданиями», а затем, много позднее, об идее «намеренного страдания». Первая относится к непроизвольному, а вторая к произвольному. Но прежде чем прийти ко второму, и прибрести все, что можно на этом пути, человек должен избавиться от первого.  Вероятно, есть такая же закономерность и в половой функции. Но пол так тонок, так чувствителен, так быстро попадает под влияние других функций, что теория здесь не помогает. Я думаю, то, что когда-то сказал Успенский, объемлет все остальное: «Никогда не позволяйте приближаться к полу ничему негативному.»

16 Февраля 1950

«Пища, воздух и впечатления» были намеренно сведены вместе, поскольку эзотерическая физиология говорит о том, что это на самом деле три вида пищи, за счет которых человек существует. И что каждый из этих видов «пищи» принимается внутрь и там подвергается процессу переваривания и очищения. Но если полное усвоение материальной пищи телом происходит механически в силу своей природы, то полное усвоение впечатлений зависит от собственных усилий человека, и в частности от приобретения им способности помнить себя. Возможный конечный продукт переваривания впечатлений представляет собой материю намного более высокую, чем конечный продукт переваривания пищи или воздуха, и играет основную роль в сбалансированном развитии. Поэтому в нашей системе гораздо больше внимания уделяется работе с впечатлениями, чем специальной диете или специальному дыханию, которые одни, сами по себе, могут быть даже опасны и вредны. На нашем пути, как было сказано, вся работа должна начинаться в нормальных условиях, с того, что наиболее нормально и естественно для данного человека.

21 Марта 1950

Это удивительно, как отказ от разговоров, и вообще слов, открывает такие двери, которых из-за разговоров человек не мог даже разглядеть. Сначала человек должен получить все, что может - а это очень много - из правильного употребления слов; затем, получив от них все, что они могут дать, он должен быть достаточно храбрым, чтобы выбросить все это за борт и начать все заново совершенно другим способом.

16 Ноября 1951

Иногда, позволяя всему «идти как идет», мы впускаем в свою жизнь какую-то «милость», входящую по совершенно новому для нас каналу, который все наши умственные усилия до  этого избегали. Спокойствие это свойство сердца. Не нужно искать его среди сомнений ума - наоборот,  это ум должен освободить ему дорогу.

24 Августа 1952

Я думаю, что участвовать в жизни - это очень правильно и представляет часть системы. Когда в человеке формируется новое направление, он должен все время чувствовать себя отталкиваемым от жизни, даже если он живет в одиночестве, в каких-то особых условиях. Но когда это новое направление по-настоящему закреплено в нем, и его внутренняя жизнь постоянно притягивается магнетически к новому полюсу, тогда, я думаю, ему нужно идти обратно в жизнь - по-настоящему вглубь жизни, без остатка, намного глубже и полнее, чем когда-либо раньше.  Потому что именно в жизни делается Работа и можно объективно оценить ее результаты - по крайней мере, на четвертом пути* это так.  И постепенно, не вполне сознавая даже, как это происходит, человек начинает видеть все - включая собственную жизнь - на более широком фоне. Причина и следствие уже не означают до и после, а становятся чем-то вроде дрожжей для всего хлеба в целом. И чем больше человек соотносит себя со всей своей жизнью, тем меньше какая-то одна ее часть - прошедшая или будущая - может оставаться отделенной от остальных. Тот город, в которой путешественник едет впервые, всегда лежит в конце пути, но посетив его, он может послать сообщения о городских новостях в каждую деревню и гостиницу по всей длине дороги.

24 яавгуста 1952

Ассизцев возглавлял, конечно, Святой Францисск, но - довольно твердый Францисск, обладавший силой, пропорциональной побежденным им страхам.  Из нашего времени одни традиционно святые вещи кажутся не такими удивительными, как тогда, а другие - даже более удивительными. Все эти его птицы и звери выглядят как  естественное поведение нормального человека - в эпоху, когда все животное царство считалось порождением дьявола. Но тот факт, что ему ничто не казалось невозможным, и что чем более невозможным что-то выглядело, тем более настойчиво он старался это сделать - вот в чем истинное чудо. Обнять прокаженного, именно.

15 Ноября 1952

Люди с какой-то особой сенситивностью имеют свои  преимущества и свои препятствия в этой Работе. Всем нам нужно стать более уравновешенными, более нормальными - чтобы приготовиться к работе по становлению сверхнормальным. В общей работе балансирования различных сторон самого себя каждая специфическая трудность имеет свое место в целом. Я сомневаюсь, что можно или нужно иметь с ней дело отдельно как с чем-то независимым.

10 Июня 1953

Не нужно пытаться удерживать при себе приходящие возможности, пусть самые приятные и удобные. Потому что это то, что убивает их. Позвольте, не сожалея, всему хорошему пройти. И тогда может прийти лучшее.

31 Мая 1953

Вечера пятниц и утра понедельников должны быть всегда и мы должны проходить через них насколько возможно лучше. Я не думаю, что есть такой мир, в котором всегда уикенд в любом измерении, - кроме, может быть, седьмого!  Мне кажется, что реальные контакты с людьми не могут истощить человека. Когда что-то может течь через него к другим людям, он чувствует полноту жизни.  Истощение появляется только при застое.

1 Августа 1953

Курить или не курить - это может стать интересным экспериментом. Обнаруживая огромную власть двигательной механичности, мы открываем великий секрет. В тот период смерти Успенского в какой-то момент я почувствовал, среди многих других переживаний, что я был как механическая игрушка, обреченная двигаться, пока не кончится завод. Дальше - неподвижность, смерть. Двигательный центр казался мне корнем нашей механичности, и я понял, что все сознание начинается с какого-то «стоп», как описывалось в В поисках чудесного.

В то же время я заметил однажды, что Успенский показывал нам одно упражнение, которое должно было демонстрировать нам эту механичность, и дать нам средство преодолеть ее. Но он делал это упражнение без слов и объяснений; оно было почти невидимым.

Упражнение было следующим: человек сидит удобно в кресле. Затем какое-то определенное время - скажем, полчаса - он двигается, легко и естественно. Но не останавливаясь ни на секунду. Например, протягивает свою правую руку, чтобы взять сигарету, зажигает ее, кладет ногу на ногу, трет щеку, поворачивает голову, сбивает пепел с сигареты в пепельницу, и т. д., и т.д. Но все в медленном и постоянном движении.

Через полчаса он начинает понимать истинную природу движения. А в конце на короткое время он получает возможность оставаться совершено неподвижным, безо всякого движения вообще. Из этой неподвижности могут возникнуть новые понимания.

11 Февраля 1955

Контакты с обычной земной жизнью и с простыми людьми  для нас необходимы. Помимо той пользы, что получают они, контакты с ними освежают нас, дают нам отдых и защиту. А когда люди начинают работать серьезно и начинают чувствовать чудовищное давление того, что необходимо сделать, то очень важно, чтобы они научились отдыхать по-новому. Чтобы работать со всем, что он имеет, человек должен научиться и отдыхать всем, что имеет. Такое «заземление» и есть род отдыха. Но мы должны уметь работать с самыми разными людьми - и особенно мирскими людьми, людьми, которые пришли к истинным ценностям в борьбе с мирскими условиями. Потому что они подготовлены лучше, чем многие мечтатели.

16 Августа 1955

Когда мы больны, наша первая забота - выздороветь, и мы добиваемся этого отдыхом, любимыми занятиями, открываем наши поры всему естественному и красивому, и любой ценой убегаем от скуки.

24 Октября 1955

Это правда, что давление новых переживаний, новых требований и новых усилий делает нас «вспыльчивыми». Но мы должны понимать, что эта вспыльчивость - только физическое явление, и относиться к этому только так. Тело приспосабливает себя к новому ритму жизни - поэтому нам нужно дать ему возможность избавляться от своей желчи какими-то безопасными способами - физическими упражнениями, танцами, криком в небо с вершины ближайшей горы, или как-нибудь еще. В любом случае мы никогда не должны воображать, что это мы сами вспыльчивые, никогда не воображать, что что-то неправильно в нашей душе, когда это только тело. Каждому нужно найти свой собственный вид отдыха - в своей профессии, хобби, кино, или в каких-то других, более мистических способах избавления от умственного или мышечного напряжения. Тот, кто не знает, как отдыхать, не может продолжать дальше. Важно это.

 

Тогда помни Себя, помня Бога
помни Бога, помня себя.
Достигнув этого наконец,
Вестник Гармонии может
вернуться к Тому, Кто послал его,
его миссия исполнена.