Родни Коллин

Теория сознательной гармонии

Содержание
 

Бытие
Совесть
Мужественность и женственность
Знание
Понимание
Воображение
Разные Я
Отделение реального от ложного
Противоречия
Принятие
Позитивное отношение
Невидимость
Внимание
Требования и обстоятельства
Само-воспоминание
Другие люди
Исправление ошибок
Влияние сознательных людей
Сердце
Молитва
Высшие состояния
Тело, душа и дух
Следы школ
Разные пути
Религия
Иерархия
Гармония
Работа
Каирос, Кронос и Перекрестки
Страдание
Смерть
Новое начало
Куско
Вопросник
Пояснения

Домой

В  библиотеку    

  

Отделение истинного от ложного

20 Июня 1949

В «В поисках чудесного» Успенский писал, что ясно осознал то, что ничто истинное не может быть достигнуто насильственными средствами. И я чувствую, что это полностью применимо к тому, что называется «работой над собой». Как в жизни узлы личных отношений нельзя разрезать, а только развязывать, так же, я думаю, процесс внутреннего изменения - это процесс долгого и терпеливого расшатывания оков отождествлений, и замены их истинной преданностью, интересом, внутренней чувствительностью к высшим влияниям. Насилие может иногда доставить интересный материал. Но я не думаю, что оно может быть методом строительства чего-то постоянного. Эта идея очень хорошо выражена в старинной загадке Дзен: «В бутылке сидит живой цыпленок - как его вытащить оттуда, не разбивая бутылку и не убивая цыпленка?» Ничего не нужно разрушать. Но насилие почти всегда разрушает.

25 Ноября 1950

Все, что делал и говорил Успенский в то время, казалось, направлено было к одной цели и результату - отобрать и отделить людей, которые могли бы отвечать на чудесное, от тех, кто не мог, а затем среди самих этих людей отобрать и отделить несколько таких, кто действительно мог отвечать, от большинства, которое не способно было это делать. Было совершенно ясно, что если человек в высшем состоянии сознания действует прямо из восприятий этого состояния, не заботясь об учитывании манер и слабостей обычной жизни, то людям в обычном состоянии он будет казаться сумасшедшим. Очевидно, что великие учителя должны смягчать истину до уровня понимания их слушателей, быть «мягкими» с ними - но в какой-то период их работа может состоять как раз в полном отказе от компромиссов с обычной жизнью. Это будет настоящим испытанием для их учеников и покажет, понимали ли они их по-настоящему или слышали только слова. «С того времени многие из его учеников повернули назад, и больше не ходили за ним.» Это испытание связано, вероятно, и со смертью старой личности. Конечно, есть много возможностей для этой личности приспособиться к лекциям, философским дискуссиям, церковной организации, и так далее. И, очевидно, приходит время, когда настоящий учитель должен создать условия, которые будут невыносимы для старых личностей тех, кто рядом с ним. Он действует при этом из своего высшего понимания, без компромисса, без каких-либо уступок путям мира. Это в буквальном смысле невыносимо для всего, что искусственно в его учениках, - и либо они должны уйти, либо что-то должно умереть в них.

Вся работа развития имеет две стороны - нечто старое в человеке должно быть убито и что-то совершенно новое должно быть рождено. Приготовления для одного и другого должны идти параллельно, и они требуют совершенно различной работы.  Может случиться так (хотя очень редко), что старая личность в человеке умирает, а новая не рождается; тогда он потерян, как в открытом море, оставлен на милость любого внешнего влияния, открыт «семи дьяволам еще худшим, чем первый». Может также случиться, что новая родится без смерти старой; тогда все его новые восприятия, понимания, силы приобретут привкус его личного взгляда, будут поставлены на службу его главной слабости. Этого равновесия очень трудно достичь. Именно поэтому школа на определенном этапе необходима.  Я не думаю, что кто-то может убить свою личность сам. Только человек, знающий намного больше, может нанести ей решительный удар. Но можно довести ее постепенно до истощения, постепенно - после долгого само-наблюдения - узнать ее  характерные черты и отделять себя от них. Так же, как при созревании ореха ядро постепенно сжимается и отделяется от скорлупы. И тогда достаточно легкого удара, чтобы сломать скорлупу и обнажить ядро. Но если орех еще зелен, то удар, разбивающий скорлупу, может раздавить и ядро. Поэтому ученик должен работать, а учитель должен знать.

27 Декабря 1950

Вся жизнь человека, мысли, чувства, надежды, его окружение, привязанности, карма - все, что до сих пор развивалось в отношении к этому миру, должно быть намеренно «реконструировано» - в отношении к тому миру, в котором он хочет родиться. Например, человек заимел сотню знакомств, друзей, врагов за время своей жизни в этом мире в соответствии с симпатиями и антипатиями своего физического тела,  этому миру принадлежащего. Перерождение означает, что все эти отношения должны быть намеренно и каждое по отдельности реконструированы, и каждое из них пересоздано на совершенно новой основе, под другими законами. Я думаю, что теперь еще не полностью осознано все значение этой реконструкции всех отношений человека к другим людям. Люди все еще думают обо этом очень субъективно - «будет лучше для меня, если я смогу устранить негативные эмоции», и так далее. Они не понимают, что этот субъективный элемент - именно то, что делает реконструкцию невозможной. Потому что это реконструкция всего на основе законов, а не субъективных чувств.

Когда мы пытаемся служить чему-либо большему, чем мы сами, то становится ясно, что чтобы быть способными это делать, нам необходимо себя реконструировать. Если же мы пытаемся реконструировать себя без этого, тогда мы основываем реконструкцию именно на том, от чего нужно отказаться. Я вижу, как некоторые люди делают большие усилия, относятся к своим ошибкам ужасно серьезно, устраивают грандиозные само-разоблачения, но становятся лишь еще более субъективными, чем раньше. Я думаю, не это ведет к освобождению. Освобождение означает реконструкцию всего, с полным отказом от старого себя. Только так можно родиться заново в высшем мире по-настоящему - то есть невинным ребенком.  Преступление - это оборотная сторона всего этого. Это то, что становится более субъективным, более неподвижным, втягивая и других людей в свой все более сужающийся круг. Оно никогда не может существовать на одной арене с перерождением, так же как невозможно увидеть одновременно лицевую и обратную стороны одной монеты, - если вы начинаете исследовать одну, то другая должна исчезнуть. Однако обе стороны вместе составляют одну монету, и так же перерождение и преступление представляют верхнее и нижнее движение во вселенной.  Во вселенной как целом что-то должно пасть, чтобы другое могло подняться. Об этом заботятся законы, олицетворяемые дьяволом: мы не должны иметь с этим ничего общего. Однако, вероятно, мы должны принести какую-то жертву дьяволу. Возможно, мы должны послать к черту наши старые я, когда сами пойдем в рай. Если человек остается субъективным, он будет разорван этим надвое. Но если он преодолеет свою субъективность, он просто скажет «скатертью дорога» - и великое равновесие будет удержано.

29 Сентября 1951

Каждый живет в тюрьме, которую строил для себя всю жизнь. Великая вещь - перестать ее реставрировать. Конечно, даже если человек действительно учится чему-то новому, перестает укреплять тюремные стены и начинает работать на другое жилище, тюрьма может по-прежнему окружать его некоторое время, пока не будет закончено новое здание, и разрушится просто по недостатку внимания. Но беда в том, что эта тюрьма только укрепляется и увековечивается сохранением слабостей, колебаний, компромиссов, которые и создали ее первоначально. Если они изменены или устранены, то понемногу тюрьма должна развалиться по недостатку ремонта.  Мы не можем изменить настоящее; бесполезно об этом плакать. Но мы можем изменить будущее. Сначала нам нужно поверить, что выход для нас существует. Он на самом деле есть, но нам от этого нет никакой пользы, пока мы не поверим в его существование и не перенесем на него большую часть нашего внимания.  Мы можем постараться увидеть, есть ли хоть одна область в нашей деловой жизни и одна привычка в  нашей  домашней  жизни, которые мы можем сохранить с точки зрения будущего,  и того, чем мы хотим стать. Возможно, это станет щелью, через которую войдет многое другое.

27 Января 1952

Когда у людей, достигших определенного уровня развития, есть хоть одна черта, от которой они не хотят отказаться, то через эту черту может работать и действительно работает дьявол. Во всем остальном своем бытии эти люди могут быть хорошими, мудрыми, понимающими и весьма необходимыми для Работы - вот почему этот вопрос так труден.

Вопрос в том, что с этим делать? Я не думаю, что ответом могут быть правила, потому что этот процесс может использовать правила намного умнее, чем это можем мы сами. Я не думаю, что нужно пугать людей этим, потому что это уводит проблему еще дальше в темноту, где она становится еще более неуловимой. Я считаю, что, где это возможно, единственным средством может быть поддержка пониманием другой (истинной) стороны этого человека. Мы должны обращаться к уровню выше того, на котором может проявлять себя дьявол. Однажды в Нью-Йорке Успенский, говоря о боковой октаве луча творения, сказал: «Можете вы узнать, в какой точке входит дьявол?» Я думаю,  это был ключ. Цель наших стремлений должна быть выше этой точки. Это единственное безопасное место.

5 Марта 1952

Мы однажды пришли к идее, что дьявол работает на планетарном уровне, но не работает на солнечном уровне; что он мог бы есть души, но не духи.  Если это так, то что мы можем делать? Мне кажется, только обращаться изо всех сил к уровню выше дьявола, обращаться прямо к тому миру, где всегда светит солнце и нет теней, потому что все само излучает свет. Я думаю, это во все эпохи было величайшей защитой тех, кто верил в Бога и находил в себе силы обращаться, пусть наивно, прямо к Богу. Если они делали это искренно, и пока они делали это, они были вне опасности.

14 Мая 1952

Я чувствую, что многое из того, что люди называют злом, злом вовсе не является, а просто разрушение. Я имею в виду один из шести космических процессов*, которому может быть дано это название. С другой стороны я становлюсь все более внимателен к настоящему злу - то есть порче, относящейся к тому, отличному от разрушения, космическому процессу вырождения, которому Успенский дал название преступления. Особенное значение этот процесс порчи приобретает, когда начинает касаться результата эзотерической работы. Если люди начали меняться или усваивать что-то, а это новое «что-то» тронуто ядом - это для меня большое зло, такое зло, о котором я никогда раньше не догадывался. Это начинается, видимо, когда какая-то сильная черта, привычка или сторона жизни упускается в общей работе сознания. Если этот разрыв остается, то упущенная черта может даже приобрести какую-то независимую самостоятельную жизнь и стать орудием сил вырождения. Возможно, это то, что хотел выразить Стивенсон в «Джекиле и Хайде».  Я чувствую, что один из лучших трюков дьявола - это убедить нас называть словом «зло» самые банальные и пустые вещи, тем самым не оставляя нам названия для своих главных дел.

24 Сентября 1952

Разрушение ложной личности кажется половиной всей работы. Что-то, что у нас есть, но нам не нужно, должно умереть, и что-то, чего у нас нет, но нужно нам, должно родиться. Вся работа - это подготовка либо к одному, либо к другому из этих двух.

Я не думаю, что человек может «разрушить» ложную личность сам, но постепенно можно все более освободиться от нее, стать менее фиксированным в ней; так что однажды, когда извне по ней будет нанесен необходимый удар, она отпадет сама собой и мы выйдем на свободу. Вместе с тем, я думаю, мы должны научиться принимать себя, так же как мы должны научиться принимать других. Принимать наши собственные дурачества, кривляния, ошибки и идти вперед к новому беспристрастному взгляду, который выше этого. Трудно описать. Но никакого насилия, даже над собой.

11 Марта 1956

Никто не может изобрести «давление» работы. Давление создается жизненными условиями, видением жизни как она есть. У нас есть наши привычки, физические и умственные - это буфера для уменьшения или смягчения давления жизни. По мере освобождения от этих привычек давление возрастает само по себе - давление ответственности, обязательств, давление открытий, которые нужно сделать, целей, которых нужно достичь.

 

Тогда помни Себя, помня Бога
помни Бога, помня себя.
Достигнув этого наконец,
Вестник Гармонии может
вернуться к Тому, Кто послал его,
его миссия исполнена.