Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ
 

Содержание

Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния человека
Систематическое искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой традицией

 

Домой

В  библиотеку  

ВТОРАЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ

"Труднейшая вещь для человека, -- говорил Гурджиев, -- это переносить проявления
других"/Нотт, 1931/. Вторая линия работы создает особые условия и поддержку в
усилии стать сознающим пути собственного отношения к другим людям и дает
возможность практиковать новое отношение к другим.


Так же, как привычные реакции физического тела могут стать предметом детального
изучения, так и шаблоны эмоционального реагирования могут быть подвергнуты
наблюдению и анализу. Они были основной целью психоаналитического
исследования с самого начала. Работа Гурджиева радикально отличается от других
методов самоизучения в этой области, он настойчиво утверждает, что отрицательные
эмоции не являются необходимыми и мы можем сдерживать их проявления /наблюдая
их внутренне/ без опасности получить некоторый другой нежелательный
компенсирующий шаблон поведения. Таким образом, для тех, кто возложил на себя
усилия по самовоспитанию, вскоре потребуется невыражение отрицательных эмоций.
Николл описывает этот процесс на его первых стадиях:
"Я хочу напомнить вам первую стадию, а именно: от нас не требуют любовь, но
остановить нелюбовь и все ее проявления. Это составляет самую практическую
отправную точку. Позже, когда вы почувствуете присутствие отрицательной эмоции в
вас, как чуждую субстанцию, так же остро, как боль в животе, тогда вы будете искать
для себя собственные причины для работы над собой и для преобразования своего
внутреннего состояния для собственного внутреннего здоровья" /Николл, 1952/.
Сдерживание отрицательных эмоций является очень сложной задачей, которая
усиливает борьбу между сущностью и личностью, что часто очень болезненно. Когда
сущность развивается, стандартные шаблоны чувствования, которые личность
приобрела через принятие ярлыков, переданных родителями и учителями, становится
слабее и, в конце концов, начинает пропадать. Начинают появляться истинные
чувства, изменяющие качество эмоций, которые должны быть полезно направлены
вне, по отношению к другим, и внутрь, по отношению к собственному бытию.
Согласно Николлу, признаки роста эмоциональной жизни к более высокому плану
включает в "изменение в чувстве "Я" и способность контролировать низшие эмоции"
/Николл, 1952/.

Гурджиев был специалистом по провоцированию межличностного трения, чтобы
выдвинуть на первый план эмоциональные привычки своих учеников. Фриц Петерс
описывает, как Гурджиев платил одному человеку, "который без всякого
сознательного усилия производил трение во всех людях вокруг него", чтобы тот жил в
Приере /Петерс, 1964/. Гурджиевская работа продолжает эту форму помощи в
саморазвитии требованием сотрудничества во многих видах физической работы,
искусств и коллективных проектах, которые выполняются группами. В течение этих
периодов работы даются совместные специальные задания. Иногда эти задачи
заключаются в обострении или разделении внимания -- во время выполнения какой-
либо работы дается задание считать вперед и обратно, да еще на незнакомом языке.
Чтобы человек на собственной практике понял, что такое внешнее рассмотрение
/которое можно представить как основное упражнение для практики любви/, -- даются
другие задания, выполняя которые человек собирает дальнейший материал для
изучения работы эмоционального центра, а также закладывает основу для истинной
моральной жизни. Возникающие между людьми проблемы, чьи личности
сталкиваются, обсуждаются с точки зрения идей Работы /внутреннего и внешнего
рассмотрения, отождествления, лжи и бесполезной отрицательности и пр/, что
способствует пониманию того, чем является или не является эмоциональная функция.
Сдерживание отрицательных эмоций требует долгого и часто болезненного периода
внутренних усилий. Оно служит вступлением в фазу работы, которая включает в себя
преобразование отрицательных эмоций в положительную энергию. При помощи этого
усилия человек становится способен дать себе Второй Сознательный Толчок и таким
образом заканчивать полное усвоение пищи, воздуха и впечатлений, что
характеризует развивающееся человеческое бытие.

ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ

Первая линия работы может быть понята как самоцентрированное бытие, как
индивидуальная концентрация на собственном прогрессе, чтобы добиться сознания и
повысить свой уровень бытия. Вторая линия работы включает в себя отношение,
взаимодействие с другими людьми, но внимание все еще сосредоточено на
индивидуальных шаблонах отношения к другим и к общественной ситуации. Как на
первой, так и на второй линиях работы следуют указания учителя. На третьей линии
работы, которая является работой ради идей самой работы, допускается и даже
поощряется инициатива, а личный рост или достижение не являются главной целью
усилия.
На третьей линии работы рассматриваются нужды и требования организации --
группы людей, которые собрались вместе, чтобы работать над собой.
Самоотверженная служба -- сердце третьей линии работы, а так как любое
самоотверженное действие находится вне способности человека в его обычном уровне
сознания, эта линия работы не может включать в себя какого-либо длительного
усилия до тех пор, пока личность не будет, по крайней мере, до некоторой степени
обезоружена.

 
Hosted by uCoz