Содержание
Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния
человека
Систематическое
искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в
работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой
традицией
Домой
В
библиотеку |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ОБЫЧНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ
Согласно Гурджиеву, обычный человек переживает мир таким образом, что он доволен
своим положением, получает определенное количество удовольствия и наслаждения и
находит сносной жизнь без движения и самореализации. Это чувство
самоудовлетворения сохраняет человека от усилий к достижению высших уровней
сознания и обеспечивает таким образом то, что продолжает служить
непосредственной
цели природы -- передаче энергии от высших областей луча творчества к его
разворачивающемуся концу -- Луне. Это происходит в результате действий "особого
рода органа с таким свойством, что, во-первых, они воспринимают реальность
шиворот-
навыворот и, во-вторых, что каждое повторное впечатление извне кристаллизует в
них
данные, которые порождают факторы для вызывания в них удовольствия и
наслаждения..." /Гурджиев, 1950/.
Этот орган он назвал Кундабуфером. Кундабуфер был удален, но его действие
затянулось; его осадок произвел нечто вроде "усыпления людей", что заставило их
забыть об ужасах человеческой морали, отсутствия у человека воли и контроля, что
помогает людям давать рациональные объяснения и лгать себе относительно своего
состояния и так неверно воспринимать мир, что они содрогаются, когда мышь
пробегает
мимо, но не чувствуют страха /потому что даже не думают об этом/ от перспективы
своей собственной смерти.
Действия Кундабуфера являются таким серьезным препятствием к самореализации, что
Ваалзебуб говорит внуку:
"Единственное средство теперь для спасения существ на планете Земля -- внедрить
в них
новый орган, подобный Кундабуферу, но на этот раз с такими свойствами, чтобы
каждый из несчастных чувствовал и осознавал неизбежность своей собственной
смерти,
а также смерти всех, на ком останавливаются его глаза и внимание" /Гурджиев,
1950/.
Каждое человеческое существо, согласно Гурджиеву, рождается с сущностной
природой.
Эта "сущность" не является чистой, пустой или аморфной массой, хотя на ней и
отпечатываются все влияния жизненных переживаний. Это реальная личная
индивидуальность со своими собственными тенденциями и предрасположениями, и она,
если не подавляется, вырастает в сознающего себя взрослого. Однако, фактически
каждый из нас, подобно сыну короля, принцу Дхату, в древней суфийской аллегории,
приходит к остановке, которая является обычным бодрствующим состоянием, и
забывает свое происхождение и судьбу /Шах, 1957/.
Ребенок действует таким образом, который отражает истину его бытия. Он не
манипулирует, он действует с доброй верой, как она есть. Но когда начинается
социализация, начинает формироваться личность. Ребенок привыкает к оттенкам
своего
поведения. Это обучение происходит отчасти благодаря намеренному обучению, а
частично благодаря природной тенденции к подражанию. Как естественное следствие
долгого периода социальной зависимости человека и отсутствия инстинктивных
принуждений, которые есть у животных, мы приобретаем привычки, роли, вкусы,
предпочтения, понятия, предубеждения, предрассудки, желания и чувства
необходимости -- которые все отражают содружество и культуру миллионов, и не
имеем
необходимых природных стремлений и склонностей. Все это составляет личность.
В миру, устроенном лучше, чем наш, приобретенные привычки личности были бы
полезны человеку, его сущностной природе, так как помогли бы ему действовать
адекватно в той социальной среде, которая его окружает. К несчастью, обычный
человек
теряет способность использовать личность для выполнения желаний сущности. То,
что
является сущностным в нем, в наших условиях имеет возможность проявить себя
только
в простейшем инстинктивном поведении и примитивных эмоциях, остальное его
поведение контролируется и обуславливается, как мы видели, случайным движением
какого-либо "я", которые и составляют его личность. А личность может иметь, а
может и
не иметь сходства с сущностью.
Люди, которые живут ближе к природе, могут развиваться таким образом, что
личность
у них является небольшой частью или пассивным элементом в их психологической
структуре; но такие люди являются редким исключением в мире, в котором каждый
взрослый почти целиком доверяется личности во всем, что бы она ни делала в
жизни: в
общественном поведении, в личных отношениях, фактически во всех аспектах
повседневного существования. У большинства людей личность является активной, а
сущность -- пассивной: личность определяет их оценки и веру, профессию, религию
и
философию жизни. Личность , а не сущность отвечает на многочисленные вопросы
книг
и статей, которые заполняют библиотеки мира, что очень мало говорит о сущности;
личность создает большую часть видимого искусства; она говорит о высоких
чувствах
государственных деятелей. Личность даже создает Бога и молится на свое создание.
Сущность это то, что является собственно человеком. Личность -- это то, что не
является
его собственным, что может быть изменено при изменении условий или может
измениться под гипнозом, с помощью наркотиков или особых упражнений. Гурджиев
показывал это своим первым ученикам еще в России, постепенно лишая их личностей
в
присутствии всей группы /Успенский, 1949/. Те, кто немного знаком с
психоделическими лекарствами, могут понять, как с их помощью можно иметь
переживание сущности в себе или наблюдать ее проявление в других; некоторые
психотропные вещества ненадолго анестезируют личность, позволяя проявляться
сущности без искажений.
Все это, однако, говорит о том, что сущность человека всегда благородна и
прекрасна, в
то время как его личность является чуждой коркой, бесполезной культурной
оболочкой.
Согласно Гурджиеву, "обычно сущность человека является либо примитивной, дикой и
детской, либо еще просто глупой" /Успенский, 1949/. У многих людей сущность в
действительности мертва, хотя они продолжают жить видимой нормальной жизнью.
Развитие сущности к зрелому возрасту -- когда она заключает в себе все, что есть
истинного и реального в бытие человека -- зависит от работы над собой, а работа
над
собой зависит от равновесия между относительно здоровой сущностью и личностью,
которая не является несокрушимо тяжелой /об этом говорится в евангельской притче
"о
богатом человеке, который не может попасть на Небо"/. Они обе, и личность и
сущность,
необходимы для саморазвития, так как без личности не будет желания достичь
высших
состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным существованием, а
без сущности не будет основания для развития.
|
|