Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ
 

Содержание

Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния человека
Систематическое искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой традицией

 

Домой

В  библиотеку  


РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ

Современный человек потерял возможность, если он горожанин и имеет образование,
заниматься каким-либо видом физического труда, для которого его тело
приспособлено самой природой. Физическое напряжение помогает центрам работать
таким образом, как им предназначено работать, останавливает утечку энергии от
одного к другому и предотвращает вмешательство одного центра в функционирование
другого. Поэтому люди в группах, работающие над собой по системе Гурджиева,
получают возможность выполнять сельскохозяйственную, строительную и другие
виды тяжелой работы, чтобы уравновесить и гармонизировать центры. Некоторые
вещи становятся возможны для тела только тогда, когда ему даются дополнительные
нагрузки, требующие большого расхода энергии, короткого сна и сложных усилий,
только тогда может быть сделано о, что требует большого внимания. При таком
напряжении центры не имеют запаса времени, чтобы работать неправильно. Кроме
того, усилия, которые производятся до и за точку истощения, позволяют достигнуть
резервуара энергии, который Гурджиев называет "большим аккумулятором", в
противоположность малым, которые обычно имеются в нашем распоряжении.
"Малые аккумуляторы достаточны для обычной, повседневной работы в жизни. Но
для работы над собой, для внутреннего роста и для усилий, которые требуются
человеку, вступающему на Путь, энергия этих малых аккумуляторов недостаточна.
Мы должны знать, как брать энергию прямо из большого аккумулятора" /Успенский,
1949/.

Большой аккумулятор обеспечивает "второе дыхание", которое приходит, когда,
полностью истощившись от огромного усилия /например, после тяжелого горного
перехода, добравшись до цели, человек не имеет возможности отдохнуть, а должен
сделать еще какое-либо дело, требующее огромных усилий/, человек внезапно
чувствует прилив энергии и обретает силы для продолжения, как будто после
освежающего сна. В повседневной жизни человек, естественно, переключается от
одного малого аккумулятора к другому в течение дня или ночи, однако подключение
к большому аккумулятору может случиться только при большом напряжении и
полном изнеможении, что дает ему возможность сделать сверхусилие, невозможное
для него в обычном состоянии. Это дает ему возможность, подобно ракете,
освободиться от законов, которые привязали его к земле.

КОНКРЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной, и ее
результаты прямо пропорциональны пониманию. Ничто не должно приниматься, если
это не доказано неоспоримо личным опытом, и в действительности, слепая вера не
согласуется с принципами Работы. "Не вера требуется на Четвертом пути, -- напротив;
любая вера противоречит Четвертому пути, -- настаивал Гурджиев. -- На Четвертом
пути человек должен сам убедиться в истине того, что ему говорят. И до тех пор, пока
он не убедился, он не должен ничего делать" /Успенский, 1949/.

Чтобы продемонстрировать основную предпосылку о том, что обычное бодрствующее
состояние человека очень ограничено и изменчиво, Успенский говорил на лекции,
прочитанной в 1934 году:
"Возьмите часы и смотрите на секундную стрелку, пытаясь сознавать себя и
концентрируясь на мысли: "Я -- Петр Успенский. Я здесь, теперь". Пытайтесь не
думать больше ни о чем, просто следуйте за движением секундной стрелки и
сознавайте себя, свое имя, свое существование и место, где вы находитесь. Отбросьте
все другие мысли.

Вы сможете сделать это, если вы настойчивы, в течение двух минут.Это -- предел
вашего сознания. А если вы попытаетесь повторить эксперимент сразу вскоре после
того, вы найдете это более трудным, чем в первый раз".
А.Р.Орандж, который возглавил работу Гурджиева в Нью-Йорке, дает такие
дополнительные инструкции:
"Теперь предпримем другой шаг. Сохраняя внимание, как и прежде, медленно
считайте числа от одного до десяти в обратном порядке, медленно, в течение одного
оборота стрелки. Это требует двойного внимания. Вы наблюдаете движение и в то же
время преднамеренно считаете. Сначала это может быть легко, но делайте это снова и
снова до тех пор, пока не станет трудно, но и тогда делайте это! Это очень важное
место упражнения" /Орандж, 1954/.

Упражнение может все более усложняться, пока не станут отчетливо видны границы
внимания. Затем эти пределы, при настойчивом усилии, могут быть расширены.
Произведя такой опыт, мы воочию видим, как изменчиво наше сознание и как,
следовательно, велика наша механичность и неспособность.
Необходимо держаться на некотором расстоянии от личных затруднений, и смотреть на
личные переживания как бы со стороны, чтобы иметь возможность наблюдать их
беспристрастно. Орандж описывает методику просмотра событий дня. Эта практика
обогащает понимание утверждения "человек-машина". Вот сжатое ее изложение:
"Перед тем, как лечь спать, начните считать про себя таким образом: 2, 4, 6, 8, 10 и
обратно -- 10, 8, 6, 4, 2. Ритмически повторяйте это. Повторяя этот ритмический счет
почти автоматически, но никогда полностью автоматически, в то же самое время
старайтесь представить себе все события прошедшего дня.

Вы проснулись, встали с постели, начали одеваться, позавтракали, прочитали газету, сели
в автобус и т.д. Пытайтесь повторить все по порядку, наблюдая себя образно, как если бы
вы прокручивали фильм. Сначала это упражнение покажется вам трудным...
необходимость продолжительного счета будет беспокоить вас на этой стадии. Тем не
менее продолжайте; дело в том, что счет занимает думающий мозг и поэтому позволяет
образной памяти работать более легко... Мышление не только мешает образному
представлению, но неизбежно фальсифицирует картины" /Орадж, 1954/.


Другие трудности, которые могут встретиться, согласно Ораджу -- это перерывы из-за невозможности вспомнить все, что произошло и
пережито за день, а также вероятность того, что, когда думание и беспокойство
/которые обычно и вызывают в нас внутреннюю болтовню/, которые мы принимаем за
наше обычное бодрствующее состояние -- приостанавливаются или круто ослабевают,
сон может положить конец этому упражнению прежде, чем закончится просмотр
событий дня.

Если вечерний просмотр деятельности каждого дня практикуется постоянно, может
случиться, что моменты самонаблюдения начнут происходить самопроизвольно в
течение дня.

Местоположение сознания может продвинуться во времени, так что иногда
появляется и здесь и теперь скорее, чем в памяти или ожидании будущих событий.
Именно в этом месте может начаться собирание данных о мышлении, чувствовании и
ощущающей функции. Моменты самонаблюдения или "моментальные снимки", могут
уловить жесты, интонации голоса и привычные пути взаимодействия с другими
людьми. Эти "моментальные снимки" могут составить коллекцию, и, когда "картинная
галерея" достаточно обширна и исчерпывающа, человек может узнать шаблоны
собственного функционирования. В течение каждого момента этого процесса
совершенно необходимо полное понимание и осознавание; тогда полученное
переживание будет настолько лично, что не сможет быть забыто или отрицаемо.
Наблюдения, производимые без связи с изучаемой ситуацией и без должного
руководства, неизбежно должны подвергнуться фальсификации. Как говорит суфизм,
"тому, кто не имеет советчика, советует Шайтан". Орандж, предостерегая против
возможностей фальсификации, наблюдений, говорит, что они могут произойти потому,
что рассудочный ум полон уклонений и хитрых искажений, которые он представляет
как истинные. Упражнения над самим собой -- это хорошая вводная часть, но основная
часть работы должна производиться в группе.

 
Hosted by uCoz