Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ
 

Содержание

Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния человека
Систематическое искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой традицией

 

Домой

В  библиотеку  


ТРИ УМА ЧЕЛОВЕКА

В книге Гурджиева "Все и вся" Ваалзебуб рассказывает своему внуку все о "непонятном
поведении трехмозговых существ на этой странной планете Земля". Эти три ума
соответствуют, подобно этажам здания /и в особенности фабрика пищи/, трем
отдельным уровням функционирования. Верхний этаж -- интеллектуальный центр,
средний этаж -- эмоциональный центр, а нижний этаж -- местоположение контроля над
тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой центр. В
добавление к этим пяти центрам, которые действуют в каждом нормальном человеке,
есть еще два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и действуют
постоянно, не имеют связи с другими, хотя и действуют намеренно и искусно. Это
высший интеллектуальный центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр -- в
среднем этаже.

В обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не
гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Низшие центры
используют различные виды энергии, однако, они заимствуют и крадут энергию друг у
друга, даже если не могут использовать ее надлежащим образом. Они тратят физически
всю энергию, которую они имеют в своем распоряжении, на утечки, которые так
постоянны и так ослабляющи, что, если не принимать меры, чтобы остановить их, то нет
пути поднять уровень функционирования центров вовсе. И они обычно выполняют
функции, не являющиеся их собственными, вмешиваясь в работу других центров и
разрушая производительность работы. Все центры обычно отнимают энергию у
полового центра, которая выше уровня вибраций, чем используемая другими центрами,
и поэтому не помогает им в надлежащей работе. Эта тонкая энергия утекает на
выражение фетешизма, страстности и неверного энтузиазма, в то время как половой
центр, подобно мощной машине, заправленной низкоактановым топливом, работает с
низкой энергией и, в сущности, никогда не действует со своей полной способностью.

ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Верхний этаж Интеллектуальный центр Высший интеллектуальный центр
Средний этаж Эмоциональный центр Высший эмоциональныйцентр
Нижний этаж Двигательный центр Инстинктивный Половой центр центр

Другие центры тоже не работают полноценно. Если бы эмоциональный центр
мог действовать во всю силу, он стал бы связан с высшим эмоциональным
центром, а если бы интеллектуальный центр мог действовать правильно, он
также стал бы связан с высшим центром, который соответствует ему. Для этой
связи требуется соответствие в вибрационных уровнях между высшими и
низшими центрами. Постоянная связь с высшими центрами поэтому может
быть создана только тогда, когда будет отрегулирована и ускорена работа
низших центров. Временная связь происходит самопроизвольно в моменты
экстаза, но эта связь коротка, если низшие центры не готовы для сложного
течения энергии. Человек, как он есть, не мог бы вынести такой связи, он был
бы подобен прибору, рассчитанному на 110 вольт и включенному на 220 вольт.
Низшие центры, действуя ниже своих возможностей, не только расточают свою энергию,
отнимают ее и обкрадывают друг друга и действуют негармонично относительно друг
друга, но даже внутри центров существует неправильное использование усилия. Каждый
центр делится на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную части, а каждая из
этих частей символически /хотя и не всегда/ имеет положительную и отрицательную
стороны, которые в свою очередь подразделяются на интеллектуальную, эмоциональную
и двигательную части. В качестве примера неправильной работы интеллектуального
центра Морис Николл /ученик Гурджиева/ дает следующее:
"Механическая часть включает в себя всю работу по
регистрации воспоминаний, ассоциаций и впечатлений, и в этом
заключается вся работа, которую она должна делать нормально
-- то есть, когда каждый центр и часть центра делает свою
собственную работу, которую ему надлежит делать. Он должен
делать только работу по регистрации и записыванию, подобно секретарше,
записывающей то, что ей говорят, и располагающей это по порядку. И, как было сказано,
она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные ко всему центру, и никогда не
должна решать ничего такого, но, к несчастью, она всегда решает, всегда отвечает своим
собственным, узким, ограниченным путем, готовыми фразами, и продолжает говорить те
же самые вещи, и работать тем же самым механическим путем при всех условиях".
/Николл, 1962/.

 
Hosted by uCoz