Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ
 

Содержание

Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния человека
Систематическое искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой традицией

 

Домой

В  библиотеку  

ДВИЖЕНИЯ


Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из многих
средневосточных и восточных источников, используются в качестве помощи в первой
линии работы. Они являются определенной формой медитации -- медитации в
действии, в то же время они имеют отношение к искусству и языку. При практике
этих движений внимание должно быть разделено между выполняемыми движениями
и воспоминанием себя; голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто
весьма сложным ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти
движения совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная
работа центров и последовательное осознание каждого движения. Один момент
невнимания /забвения себя и того, что делаешь/ -- и может потеряться сложный счет,
нарушиться последовательность движений, и ученик воочию убеждается в отсутствии
у себя сознания.

Гурджиевские движения -- неоценимый дар для тех, кто способен медитировать хотя
бы в полной тишине и спокойствии, а также для тех, кто уже готов испытать
продолжать свое состояние вспоминающего внимания в более активном состоянии
бытия. Они производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный
центр, соединенный с интеллектуальным центром, и двигательно -- инстинктивный
уровень функционирования, который должен идти против личного и
идеосинкразического отклонения, и он делает движения точно, как указывается.
Эти движения -- форма объективного искусства -- искусства формы, которое приходит
из сознательных источников и производит без какого-либо отклонения действие на
участников и аудиторию. Подобно некоторым  индонезийским танцам
движения часто представляют собой вид семафора для тела или символические
методы коммуникации. Каждое положение тела имеет свой собственный смысл и,
вероятно, может быть расшифровано теми, кто посвящен в код. Хотя движения
происходят из многих источников, возможно, главным из них является тайный
монастырь в Гиндукуше, в который был принят Гурджиев и в котором он наблюдал
священные танцы жриц, изучавших храмовые танцы и использовавших весьма
специфическое снаряжение:
"Внешний вид этих необычных аппаратов производил впечатление на первый взгляд,
что они были очень древнего производства. Они были изготовлены из эбенового
дерева и инкрустированы слоновой костью и перламутром. Когда они не были в
употреблении, и стояли вместе, они напоминали одно из "Вазанелианских" деревьев с
одинаковыми ветвями. При близком исследовании мы заметили, что каждый аппарат
состоял из гладкой колонны выше роста человека, которая была установлена на
треноге; от этой колонны в семи местах выступали особо предназначенные ветви,
которые, в свою очередь, разделялись на семь частей различных размеров -- каждая
последующая часть уменьшалась в длину и ширину пропорционально расстоянию от
основной колонны...
" /Гурджиев, 1968/.

Последние сведения о, должно быть, том же самом монастыре, даются Десмондом
Мартином:
"Составное дерево с золотом и другими металлами, которое показалось мне
невероятно прекрасным и работы вавилонского искусства, которое я видел в
Багдадском музее, производило огромное впечатление. Оно служило для указания
положений устойчивости для дервишей в их йогоподобных упражнениях, которые,
исполняемые под особую музыку, они изучали для саморазвития" /Мартин, 1966/.
Этот монастырь Сармунг -- Братство, был суфийским орденом, чьи идеи о
материальности знания и универсальных законах могли быть источником основных
принципов космологии Гурджиева.

 
Hosted by uCoz