Родни Коллин

Теория сознательной гармонии

Содержание
 

Бытие
Совесть
Мужественность и женственность
Знание
Понимание
Воображение
Разные Я
Отделение реального от ложного
Противоречия
Принятие
Позитивное отношение
Невидимость
Внимание
Требования и обстоятельства
Само-воспоминание
Другие люди
Исправление ошибок
Влияние сознательных людей
Сердце
Молитва
Высшие состояния
Тело, душа и дух
Следы школ
Разные пути
Религия
Иерархия
Гармония
Работа
Каирос, Кронос и Перекрестки
Страдание
Смерть
Новое начало
Куско
Вопросник
Пояснения

Домой

В  библиотеку    

 Совесть

21 Августа 1948

Какой замечательный инструмент для понимания - идея шести процессов*. Это поистине  эзотерическая идея, и она кажется единственной идеей, достаточно тонкой и сильной для оценки развития  эзотерической работы. Многие люди пытаются все разделить на хорошее и плохое. Это не  эзотерическая идея, а обычная мораль.  И хотя это хорошо для обычной жизни, в нашей работе это ведет к неправильному пониманию. Потому что это означает, что многие вещи оцениваются как зло, хотя на самом деле не преступны, но являются лишь естественным ростом или естественным разрушением; тогда как другие должны быть определены как хорошие, не принадлежа на самом деле к перерождению (единственному реальному добру с нашей точки зрения), а, возможно, к исцелению или очищению.

Я чувствую, что это имеет величайшую важность - научиться различать эти шесть процессов, и понимать, что есть четыре, которые «естественны», и мы должны стараться наблюдать их с пониманием; один, который всегда неправилен и должен всегда жестко исключаться из всего нашего окружения; и один шестой, который никогда не происходит сам по себе, но который мы должны всеми усилиями вводить во все, что делаем. Даже сама по себе попытка понять эту идею вводит нечто эзотерическое.

27 Августа 1948

Много странных вещей может случиться на пути развития: некоторые тропинки, в которые мы однажды поверили, оказываются тупиками, тогда как другие, на которые мы никогда не обращали особого внимания, открывают необычайные возможности. На этой стадии есть только одна гарантия надежности -  это постепенное пробуждение совести. Без этого все другие усилия будут потеряны, и  эзотерическая работа в конце концов может повернуть только к преступлению.

17 Октября 1948

Очевидно в некоторой точке, чтобы найти свой путь, абсолютно насущно найти совесть. Ни количество руководства, ни количество послушания не могут занять ее место. И странно, руководство, воспринятое неправильным образом, может даже препятствовать пробуждению совести. Если человек сможет затронуть свою совесть или, по крайней мере, немного расшевелить ее, она может показать ему, что для него правильно и что ложно в каждом частном случае. Она разделяет все на правильное и ложное для него.

Без совести, я уверен, все другое, каким бы ни было многообещающим, ведет в тупик. В то же время, когда человек поднимается над своими ближайшими обязанностями и решениями, одной совести становится недостаточно. Она не может объяснить большой мир, ни даже показать, как понять его. Человек, который старается приложить свое чувство совести, пусть даже она по-настоящему его собственная, к миру, становится тем, что Успенский называл «глупый святой».  Потому что о большом мире и всем, что в нем происходит, невозможно судить на основе личного чувства правильного и ложного. Он слишком сложен для этого.  Что касается меня, я всегда хотел все «понимать». Но как может человек «понять» этот необычайно спутанный клубок противоречивых причин и тенденций, которыми мы окружены в мире, иногда благих в намерении, гибельных в результате, полезных в определенных пропорциях, разрушительных в других пропорциях, и так далее? Как может человек развить правильное отношение ко всему этому?  Мне все больше кажется, что самый замечательный из всех данных нам ключей к общему пониманию -  это идея о шести процессах или шести энергиях. Весь мир -  это громадный комплекс шести различных процессов. Стремление втиснуть их в простое понятие добра и зла - хотя совершенно правильное для индивидуальности - вызывает все виды искажений и заблуждений во взглядах.  Идея шести процессов является совершенно особой идеей - она кажется мне по-настоящему эзотерической. Если человек изучает все с этой точки зрения, то я думаю, постепенно его отношение к миру начнет меняться. Например, по мере того, как человек начинает различать вкус процесса, названного преступлением, он чувствует настоятельную необходимость держать себя в абсолютной чистоте от его проявлений - не иметь с ними ничего общего, не принимать их в свое окружение, не позволять себе интересоваться ими. Интерес к преступлению и разрушению является, я уверен, неким «проводом», который эти процессы к нам проводит. Так что через некоторое время, если какое-то преступное или насильственное или разрушительное проявление пересекает путь человека, у него немедленно возникает импульс отторжения. Он чувствует: «Это не должно со мной случиться! Что я сделал, чтобы привлечь его? Осторожнее!»

Затем есть следующие четыре «естественных», так сказать, процесса, которые с нашей точки зрения в самих себе не являются ни хорошими, ни плохими, и их нужно только наблюдать, различать.

И наконец, есть этот шестой процесс - перерождение, эзотеризм - который не может происходить сам по себе, и который представляет для нас самый великий интерес. Я чувствую, что по мере того, как человек приобретает некое «инстинктивное» узнавание преступления и избегает его, в той же мере он должен развить чувство сильного притяжения и способность узнавания в отношении  этого процесса. Для этого кажется необходимым научиться распознавать и отбрасывать все его имитации.  Часть реальной школьной* работы - это приобретение способности отличать истинную его форму от ложной.

Если человек может очистить свое ощущение этого «эзотерического» процесса среди всех других, и одновременно усилить в отношении к нему свой интерес и желание, тогда, я уверен, существует возможность настроить себя в самом деле на очень большие силы, о которых мы, конечно, знаем очень мало в нашем нынешнем состоянии.

Может быть, все сказанное никак не соединяет идею о развитии чувствительности к различным процессам с идеей совести. Работа над ними кажется совершенно различной. Но, вероятно, в конце концов они должны слиться в одно  эмоциональное  понимание, которое может стать тем руководством, в котором мы нуждаемся.

24 Ноября 1948

Силы и бытие - это совершенно разные вещи, и могут быть развиты или нет совершенно независимо друг от друга. Под силами я подразумеваю все врожденные или приобретенные способности, от способности поднять 100-фунтовый мешок до способности левитации по собственной воле - и даже включая повышение сознания до определенного уровня. Бытие гораздо труднее объяснить, но вы знаете, что оно означает. Есть разница в бытии, которая определяет, работает ли сильный человек для других, заставляет других работать на себя, или слишком ленив, чтобы работать вообще. Физическая мощь принадлежит к силам, «доброта», «гуманность», «самоотверженность», и так далее - к бытию. Вся идея развития бытия должна быть связана с созданием совести.

Поэтому с этой точки зрения человек может всегда положить сознание на одну сторону, как принадлежащее к силам, а совесть на другую, как принадлежащую к бытию. Но это не вполне правильно - поскольку выше определенного уровня сознание должно пробуждать совесть. Существуют во вселенной определенные принципы, в отношении которых никто не может стать сознательным без соприкосновения с совестью.

22 Декабря 1948

Чтобы прийти к какому-то выбору, каждый должен испытать себя самым глубоким образом; и эта необходимость является лучшим, что может случиться с человеком, даже если он не чувствует себя готовым к этому. Каким-то образом мы должны найти в самих себе совесть; если мы сможем найти ее, она скажет нам, каким должно быть наше собственное отношение. Ничто другое - ни послушание, ни подражание, ни логика, ни страх - не поможет. При решении любых вопросов мы должны как-то растрясти совесть, чтобы она проснулась. Нет руководства, кроме нашей совести, или ближайших к ней - наших глубочайших внутренних убеждений. Совесть -  это единственная вещь, которую мы должны найти, и она никогда нам не изменит.

26 Мая 1949

Короткая вспышка совести говорит нам точно заранее, каких последствий можно ожидать от различных целей. Пока она работает, возможна только одна цель - все другие обычно становятся невозможными до тех пор, пока совесть снова не погрузится в сон. Именно поэтому, когда на секунду человек узнает, что именно ему необходимо, то очень важно сделать это правильно до того, как совесть снова уснет и ее заменят другие аргументы. Потому что каждый раз, когда совести слушаются, она, видимо, возвращается все более легко, однако каждый раз, когда ее игнорируют, она становится все менее чувствительной и все труднее пробудимой.  Возможно, на самом деле это нельзя называть совестью в полном смысле. Потому что если бы это было так,  это было бы невыносимо. Но  это лишь указание на совесть, так сказать, намек на совесть.

Движение сердца так быстро, так неуловимо - в  этом  вся беда. Поэтому, если не слышать сердце постоянно, то движение ума всегда заливает его и затопляет.  Мы говорили раньше, что совесть это «эмоциональное понимание правды о себе в один отдельный момент». Все дело как раз в этом присутствии голоса совести. Вот почему все общие идеи о совести столь опасны - они легко могут служить удерживанию ее в более глубоком сне, чем обычно.

15 Августа 1952

Ясно, что планеты влияют на разных людей по-разному. Все влияния, враждебные для чисто механического человека, приносят тому, кто идет по пути совести, исключительные возможности. Не может быть никаких общих интерпретаций.

2 Ноября 1955

С ростом совести собственная важность умирает.

20 Ноября 1955

В истории Жанны д’Арк есть вся гамма реакций на высшие Голоса, и это, кажется, совершенно не изменилось с пятнадцатого века. Вместе с тем, когда глубже изучаешь этот период, этот странный порог из Средних Веков в Ренессанс, начинаешь  чувствовать, что Жанна была орудием для демонстрации чего-то в самом деле совершенно необычного - идеи, что отдельное человеческое существо, имеющее полную веру в свою собственную совесть, в высшую цель, в Бога, может быть использовано для исправления крайне несправедливой ситуации. Перед тем, как мог начаться Ренессанс, кто-то должен был показать, что индивидуальная совесть выше, чем любая временная власть. Это сделала она.

3 Февраля 1956

Мы должны найти свою собственную оценку, совесть, если хотите. Этому нет замены.  Иногда судьба заталкивает нас в очень тесные углы, чтобы заставить найти ее для самих себя. Когда мы начинаем действовать из нее, результаты могут со стороны выглядеть в самом деле очень странными; но это наши собственные действия, мы пожинаем собственные страдания и выгоды, и перевариванием  этого мы делаемся сильными и полезными. Нет другого пути кроме как делать ошибки и учиться больше на них, чем стремясь всегда оставаться правым. Я вижу, что в наши дни часто случается так: человек сталкивается с двумя возможностями - сегодня все законы, принципы и выгоды указывают на один путь как на правильный, на другой как на гибельный, а завтра все меняется настолько, что человеку видится совершенно обратное. В  этом случае человек  действительно предоставлен его собственной оценке. Но  это, видимо, некая более очищенная оценка, в которой любое направление можно увидеть как правильное и как ложное.

12 Апреля 1956

Спросите себя искренно: Чего я хочу? Постарайтесь ответить без само-критицизма или сентиментальности. Научитесь чувствовать уверенность в указаниях совести.  Когда вы нашли в самих себе то место, где вы чувствуете силу и надежность, охраняйте его и постройте себя на нем.

 

Тогда помни Себя, помня Бога
помни Бога, помня себя.
Достигнув этого наконец,
Вестник Гармонии может
вернуться к Тому, Кто послал его,
его миссия исполнена.