Родни Коллин Теория сознательной гармонии |
||
Содержание Бытие |
Позитивное отношение11 Октября 1948 Есть состояние - как состояние маленького ребенка или человека, потерпевшего кораблекрушение и выброшенного голым на остров,- когда все, что существует, должно быть принято. Все, что вы есть,- это только ваше тело и жизненная сила, которая им движет. Поэтому вам просто нечем чувствовать негативные эмоции. Стараясь ответить на вопрос: «Кто я ?», человек может прийти к определенным ответам, которые производят почти такой же эффект. Из опыта таких состояний человек знает, что осуждение и негативная критика всегда и везде неправильны. Они никуда не ведут и могут только все испортить. Когда у человека есть это понимание негативных эмоций, он с одной стороны надежно защищен, но с другой стороны очень уязвим. Это естественно - верить в лучшее во всем, но я думаю, важно еще помнить, что есть жесткие законы, связанные с развитием,- по крайней мере они могут казаться жесткими в ограниченном понимании. 30 Апреля 1949 Однажды в те последние дни с Успенским, в один очень эмоциональный момент он сказал: «Люди не должны бояться сделать второй шаг». Я думаю, это имеет две стороны. Прежде всего, это связано с совершенно новой шкалой внимания, постоянным вниманием, воспоминанием все время, как постоянным состоянием. Мы должны требовать от самих себя. Но кроме того, это кажется связанным с осознанием того, что совершенно новые вещи возможны, высшие влияния намного ближе, чем мы думали, и что с их помощью наше обычное я, машина, может на самом деле быть преодолена. Эти две стороны неразделимы, одна невозможна в отрыве от другой, одна делает возможной другую. Только нужно верить, что это возможно. Легчайший ветерок сомнения, не только в тех высших силах, но в самом себе, немедленно отрезает человека от новых возможностей. Может быть, человек должен не только поверить, что новые вещи возможны, но быть уверенным, что они придут. Может быть, все это связано с третьей силой* в работе изменения себя. Мы можем видеть и стараться соединять первую и вторую силу, усилие и механичность. Но третья сила настолько неуловима, что ее невозможно ни заставить, ни упросить, ни даже рассчитать, но если все благоприятно, она сама может внезапно и необъяснимо снизойти. Однажды я понял, что это никогда невозможно заслужить. Это всегда надо считать подарком. Однажды ранним утром, незадолго до своей смерти, Успенский вдруг сказал: «Человек должен сделать все, что он может - а потом только взывать к...» Он не закончил, лишь сделал жест вверх. Неослабные усилия, постоянное развитие воли - это создание правильной активной силы. Но всегда есть третья сила, неизвестная, невычисляемая. Благоговение ли это, вера, уверенность, знание, любовь? Я не знаю. Может быть, все это вместе, и даже больше. Но без нее нельзя; и каким-то образом она все может сделать возможным - даже вопреки рассудку. 18 Июня 1949 Есть уровень, на котором дьявол войти не может. Вся цель, вероятно, в том, чтобы попасть туда. Если же мы этого не можем, то должны по крайней мере помнить, что такой уровень реально существует. Преступление не может существовать перед лицом позитивной эмоции. Если мы не можем иметь позитивной эмоции, мы все же можем помнить, что только в ней наша единственная защита. 1 Мая 1950 Я думаю, вера - это то же самое, что Успенский называл «позитивным отношением». И по своему опыту я знаю, что она и есть то самое насущное, присутствие чего делает невозможное возможным, а отсутствие немедленно отрезает от всякого понимания. В те последние месяцы и недели его жизни, когда все было так странно, ново, непонятно, именно вера в значительность и целенаправленность того, что делалось, сразу же, казалось, открывала двери пониманию этой цели, даже самой глубокой и прежде неизвестной. И напротив, если хоть на мгновенье вера утрачивалась, то для сомневающегося все на самом деле становилось не более чем капризами выжившего из ума старика. И оставалось таким, пока не возвращалась вера. Поэтому ни тогда, ни после я уже никогда не считал преувеличением то, что говорит о вере Римская Католическая Церковь. 24 Декабря 1950 Есть люди, которые имеют веру, и есть другие, которые имеют позитивный скептицизм. Под верой я подразумеваю некий вид знания чего-то за рамками собственных возможностей. Под позитивным скептицизмом я подразумеваю настойчивое исследование всего для достижения истины. Может быть, потребуется долгое время, чтобы эти два пути встретились. Но честно по ним следующие в конце концов встречаются. И мне кажется, что одинаково бесполезно не имеющему веры притворяться, что он ее имеет, и имеющему веру притворяться, что ее у него нет. Но если она на самом деле начинает зарождаться в человеке, и он начинает знать то, что невозможно знать в обычном смысле, тогда очень важно не бояться этого и не разубеждать себя в этом, и не позволять себе быть разубежденным в этом кем-то другим. 18 Марта 1951 Если приблизиться к источнику, то быть негативным становится просто невозможно. Но даже сейчас, когда я пишу это, я думаю - как безнадежно негативно звучат эти слова! И как мало они способны описать позитивное понимание, позитивную уверенность, позитивную любовь, которые заполняют место, оставленное после ухода негативности! И какие огромные новые возможности открываются! Например - Школа*. Раньше казалось, что школа - это мудрый человек, который учит глупых людей. Теперь видно множество школ, стоящих одна над другой. Большая школа видится теперь как высшая функция земли - орган сознания не только человечества, но всей планеты. Рост и падение цивилизаций - это только пьеса большой школы. А над большой школой Земли есть еще более великая школа Солнечной Системы; и даже - я уверен - связь с еще более высокой управляющей силой на какой-то звезде. 14 Ноября 1951 В таких случаях как рождение ребенка с физическими недостатками людям очень трудно понять, что здесь нет абсолютно ничего неправильного ни в судьбе его родителей, ни самого ребенка. Люди верят, хотя и не формулируя для себя так ясно, что это означает совершенную где-то ошибку, проступок, какой-то «грех». На самом деле наоборот - часто такие дети и их родители намного свободнее от негативности, чем большинство других семей. Мне кажется, что существуют души, которым на определенных этапах роста нужно пройти через эти чрезвычайно трудные условия вынужденного самоконтроля и напряженного сознания, и что для них заранее выбраны семьи, в которых будет намного больше любви, привязанности и понимания, чем обычно. Эта любовь и вера родителей и их уверенность в своих детях как раз и составляет третью силу, позволяющую их «внутренним я» использовать это особое состояние их тел для достижения того, что стало возможным для них в этом состоянии. 20 Августа 1952 Видно очень ясно, что человек, который отказывается от всего - как Св.Франциск - имеет неограниченную силу. Ничто не является невозможным. Вот вам позитивное отношение! Когда весь христианский мир говорил о крестовых походах, он сказал: «Зачем, это совершенно просто - мы обратим султана.» И готов был это сделать. Он лег на голую землю и умер, 3 октября 1226 года. 15 Декабря 1952 Из своего опыта отношений с людьми за эти последние пять лет я вижу, что даже самые лучшие и несомненные доказательства того, что прекращение некоторых своих неприятных проявлений было бы огромным продвижением вперед, сами по себе не приводят ни к каким изменениям. Если подавать это в такой форме, то упускается истинная движущая сила. С другой стороны, если логические объяснения о практическом преимуществе освобождения от негативных эмоций соединены с сверхлогическими объяснениями о возможности их перевода в нечто совершенно новое и непостижимое, тогда в людях на самом деле начинает происходить какое-то движение. Другими словами, без идеи чудесного эта система не работает; но с этой идеей она может работать и работает на самом деле. Чудесное по отношению к негативным эмоциям начинается с идеи второго сознательного шока* - трансформации негативных эмоций в позитивные. Для меня она начинается с фразы Успенского о том, что если бы мы не имели негативных эмоций, у нас не было бы возможности развития, и поэтому их нужно было бы выдумать. Это наш собственный неистощимый сырой материал для превращения в ту божественную энергию, которая иначе нашими логическими усилиями непостижима. Я помню высказывание Успенского о том, что первый и второй сознательные шоки приходят не в хронологической последовательности, а чтобы работать с первым, само-воспоминанием, вам нужно уже уметь работать успешно со вторым, на самом деле трансформируя негативные эмоции. По моему личному опыту это истинно, возможно и насущно необходимо. 9 Августа 1953 Оглядываясь на все те годы работы Успенского между двумя войнами, я не могу не смотреть на них как на приготовление - приготовление к тому, что в конце концов было зачато, и чем была трансформирована вся наша работа и возможности. Это было время, когда были посеяны и выращивались души, теперь же пришло время урожая. Многие методы и подходы того периода, как мне кажется, должны были быть холодными, жесткими и даже в некотором смысле негативными. Такие методы и подходы теперь кажутся устаревшими в свете достижений, которые они сами и сделали возможными. Два очень ясных примера этому можно видеть в учении о негативных эмоциях и воображении. Весь упор делался на невыражении негативных эмоций, и на опасностях воображения. Вероятно это было все, что было возможно в то время. Но поразительно, как все наши люди здесь единодушны в том чувстве, что для нас теперь возможна трансформация негативных эмоций непосредственно в любовь и понимание. А также что намеренное воображение, подкрепленное знанием законов и пониманием, - это один из наших главных путей к осознанию новых состояний и новых возможностей - как наших индивидуальных, так и всей Работы как целого. И более того, само это фундаментальное изменение отношения соединилось в наших умах с идеей «отказа от системы» и «реконструкции всего». Другими словами, с входом чудесного. 17 Июля 1954 Лишние разговоры всегда имеют плохие последствия - больше всего для тех, кто говорит. Нужно научиться говорить о нашей работе только когда это необходимо, и говорить сдержанно; для этого требуется понимание и больше чем поверхностное знакомство с само-воспоминанием*. Вообще, методы группы, ее внутренние дела и работа ее отдельных членов никогда не должны обсуждаться вне группы. И если идет разговор об этих идеях, то говорящему нужно стараться выражать их собственным языком, а не терминологией, используемой на митингах, - это будет гарантией того, что говорящий подумает по крайней мере дважды перед тем как что-то произнесет. Это вполне разумно, вполне нормально. Но чтобы осознать это, мы должны сами стать полностью разумными и нормальными. 17 Июля 1954 Необходимо понять, что краткие периоды непонимания и удивления, которые вызывает наша работа, не так важны, как вся она в целом. Нам нужно научиться действовать честно и искренно, и понимать, что результаты не в наших руках. То, что кажется очень неприятным и мучительным на фоне одной недели, может показаться совершенно другим, если подумать об этом на фоне года, десяти лет или века. А мы работаем в долгом времени. 9 Ноября 1954 Говорить плохо об этой Работе - это отделять себя от нее на очень долгое время, может быть, навсегда. И есть возможности, которые не повторяются. 10 Декабря 1954 В мире слишком много сомнения в том, что можно оставаться твердым и уверенным в своем понимании. Когда у нас есть уверенность, мы должны активно выпускать ее на окружающих, иначе они в конце концов обгрызут ее у нас. 12 Марта 1955 В наши дни стало возможным писать правду намного яснее и проще, чем когда-либо в прошлом. И если она по-настоящему искренна и непритворна, она не вызовет оппозиции. Мы усиливаем то, что поддерживаем. Если мы поддерживаем оппозицию и непонимание, мы сами их питаем. В нашей работе не должно быть никаких внутренних колебаний и неверия, которые подрывают ее силу. Мы должны довольствоваться состоянием убежденности в том, что мы знаем и во что верим. А то, как люди принимают это, не наше дело.
|
Тогда помни Себя, помня Бога |