Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ
 

Содержание

Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния человека
Систематическое искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой традицией

 

Домой

В  библиотеку  


ТРИ ТИПА ЧЕЛОВЕКА

Каждый человек рождается с одним "умом", предрасположенным к господству над двумя
другими. Один человек больше зависит от своей головы, чем от своего сердца, другой же,
например, более подвержен влияниям эмоций. Согласно классификации Гурджиева,
человек N 1 имеет свой центр тяжести в двигательной и инстинктивной функциях,
человек N 2 отдает предпочтение чувствам, а человек N 3 основывает свои действия на
знании или творческой перспективе. Эти люди находятся на более или менее одинаковом
уровне бытия, так как у них у всех отсутствуют внутреннее единство и воля. Они
различаются своим доверием к той или иной функции.
Люди N 1, N 2 и N 3 отличаются друг от друга привычными склонностями и способами
жизни. Это приблизительно соответствует разновидностям темперамента Шелдона.
Человек N 1 -- висцеротоник, человек N 2 -- соматоник, человек N 3 -- церебротоник.
В литературных терминах мы можем видеть их в трех близких шекспировских
характерах: Фальстаф -- человек N 1, ?????? -- человек N 2, а Гамлет -- человек N 3. В
литературе, написанной об учении Гурджиева, много говорилось об этих трех типах.
Некоторое представление о характерных чертах каждого дается здесь в виде таблицы.
Человек N 1
___________________________________________________________
Двигательно-инстинктивный человек. Механическое заучивание наизусть и
подражательное изучение.
Примитивное, чувственное искусство.
Религия обрядов и церемоний.
Факиры.
Карма йога.
Человек N 2
Эмоциональный человек. Знание о приятном и неприятном.
Сентиментальное искусство.
Религия веры и любви и преследование еретиков.
Монахи.
Бхакти йога.
Человек N 3
Думающий человек. Логическое мышление и буквальное толкование.
Интеллектуальное, изобретенное искусство.
Религия доказательств и аргументов.
Йоги.
Джняна йога.
________________________________________________________
В своем обычном состоянии сознания человек N 1, N 2 и N 3 не осознает того состояния,
в котором он находится. Сознание двигательных, эмоциональных и интеллектуальных
функций -- это сознание, а его сознание очень смутно и неустойчиво, намного ниже его
способности познавать.

Гурджиев различает четыре состояния сознания, которые возможны для человека: сон,
обычное бодрствующее состояние, самосознание и объективное сознание. Обычный
человек делит свою жизнь между сном и бодрствующим состоянием, которое ни что
иное, как другая форма сна. Человек может провести во сне третью часть своей жизни на
земле или даже больше. В обычном бодрствующем состоянии, если спросить человека,
сознает ли он себя, он уверенно ответит, что сознает, -- что в действительности может
быть на момент, -- но в следующий момент он снова впадает в отрывочное, изменчивое и
туманное состояние внимания, которым характеризуется его состояние.
Обычное бодрствующее состояние более трудно оценить, в первую очередь, в себе, чем в
других. Любой, кому трудно принять замечание, что человек, как он есть, имеет лишь
немногие моменты истинного самосознания, может изучать разинутые рты и
бессмысленные взгляды людей в общественных местах и ситуациях, где они не знают,
что за ними наблюдают -- на улицах любого города, а автобусах, в универмагах. Люди
прогуливаются, говорят, едят, работают, выходят замуж, женятся и разводятся, проводят
всю свою жизнь в состоянии почти полного невнимания и сна.

Выше состояния сна и обычного бодрствующего состояния сознания существует
возможность самосознания и даже то, что называется объективным или космическим
сознанием. Самосознание происходит непроизвольно на короткие моменты, что часто
оставляет особенно яркие воспоминания. Эти яркие моменты случаются при сильном
гневе, напряженной эмоции или чрезвычайном стрессе. Тогда внимание ясно, полно и
относительно цельно и разделяются между собой и окружающим так, что действие
развертывается непроизвольно, соответствующе ситуации и иногда даже героически. Это
состояние иногда может возникать, но не является постоянным бодрствующим
состоянием людей.

Объективное сознание также иногда проявляет себя самопроизвольными вспышками.
Такие моменты являются "высшими переживаниями жизни, и они полностью
забываются, так как низшие центры впадают в бессознательность, чтобы защитить
хрупкую машину тела от невыносимо высокой энергии. Во время состояний
объективного сознания высшие центры соединяются с обычными центрами. Человек
находится в полном созвучии с космическими законами. Он понимает. Он знает. Наряду
с сознанием приходит экстаз, или блаженное качество счастливого принятия.
Состояния объективного сознания описывались людьми всех религиозных традиций, а
также теми, кто экспериментирует с возбуждающими ум веществами. Согласно
Гурджиеву, эти вещества используются для того, чтобы почувствовать то, на что похожи
эти состояния, но объективного сознания можно правильно достигнуть только
посредством внимательного развития непрерывного самосознания. Только тогда это
состояние может стать частью того, что человек может назвать своим собственным
переживанием.

Такие, какими мы являемся теперь, мы не можем знать больше об объективном
сознании, чем то, что мы можем почерпнуть из отчетов, собранных в таких работах, как
книги Вильяма Джеймса "Разнообразие религиозного опыта" /1961/ и книга Ричарда
Бока "Космическое сознание" /1901/. Такие переживания относительно недоступны
современному человеку, как был недоступен Тибет его средневековому двойнику. Он
подобен человеку, который владеет комнатами на четырех этажах прекрасного особняка,
каждая из которых роскошнее находящихся под ней, но он забыл, как подняться наверх
и живет в невежестве и нужде на кухне в подвале.

 

 
Hosted by uCoz