Содержание
Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния
человека
Систематическое
искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в
работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой
традицией
Домой
В
библиотеку |
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
При изучении учения Гурджиева о психологии человека будет удобно рассмотреть
предмет с двух точек зрения: теперешнего состояния человека и каким будет
состояние
человека, если он осознает свои возможности, свою судьбу в полной мере.
Человек, как он существует теперь.
Состояние человека, в котором находится почти каждый из нас, в значительной
степени
отличается от нашего обычного представления о нем. Согласно Гурджиеву, разница
между тем, что о себе думает человек, и тем, чем он является в действительности,
наиболее очевидно проявляется в представлениях человека о своей личности,
ответственности за свои действия и свободе воли, хотя это относится в равной
мере и к
другим значительным человеческим качествам. Возьмем, например, представление о
том, что каждый из нас является одним и тем же постоянным человеком. Каждый
человек так думает, за исключением истерических расщеплений личности, которые
очень редки; когда человек говорит "я", он обращается к себе в целом. И каждый
человек, который говорит "я", уверяет, что он говорит о себе, как о целом, как о
существующем час за часом, день за днем. Так мы представляем себя другим, и мы
обычно принимаем это как само собой разумеющуюся истину. В конце концов, каждый
человек имеет свое личное обычное тело, которое является постоянным фактором в
повседневном опыте. "Иллюзия единства или неизменяемости создается в человеке в
первую очередь, -- говорит Успенский, -- ощущением собственного тела,
собственным
именем, которое в нормальных случаях остается одним и тем же, и в-третьих,
множеством привычек, которые внушаются ему воспитанием или приобретаются
подражанием. Имея всегда те же самые физические ощущения, слыша всегда то же
самое имя и замечая в себе те же самые привычки и склонности, которые он имел
прежде, он верит, что он всегда остается одним и тем же".
В действительности, однако, психологическая структура и функция человека лучше
объясняется при взгляде на его поведение в терминах многих "я", чем как одно
"я". Эти
"я" очень многочисленны, -- взрослый человек может иметь тысячи их. В один
момент
присутствует одно "я", а в другой -- другое "я", которое может быть, а может и
не быть в
хорошем отношении в предыдущим "я", так как между этими "я" часто существует
непроницаемая стена, называемая буфером. Некоторые "я" образуют группы: есть
подличности, состоящие из "я" по профессиональным функциям, и другие --
составленные из "я" для обслуживания себя, и третьи -- для родственных и
семейных
ситуаций. Эти подличности состоят из "я", которые, так как они связаны при
ассоциации, в основном обычны друг к другу, однако они разделены барьерами
незнания, буферами, от других групп "я", с которыми они не имеют ассоциативных
связей. Одно "я" может обещать, а другое может не знать об обещании, благодаря
буферам, и поэтому не намеревается выполнять его. Одна группа "я" может с
энтузиазмом устремиться в брачный союз, что возмущает и отталкивает другие
группы.
Некоторые "я" могут оценивать и работать с целью, которую отвергают другие, и
человек может испытывать "природу мятежа". Глядя с перспективы Гурджиева,
претворяя в жизнь его идеи, мы постепенно ослабляем действия буферов и знакомим
"я"
друг с другом.
Человек машина.
Психологическое функционирование человека характеризуется непоследовательностью,
но эта непоследовательность целиком определяется механическими законами. "Я",
которое контролирует поведение человека в любой данный момент, определяется не
его
личным выбором, а его реакцией на окружающую обстановку, которая вышивает то или
иное "я". Человек, как он есть, не выбирает, какому "я" быть или к чему он
склонен: кого
ситуация выбирает за него. Его поведение вызывается, и то, что с ним случается,
случается целиком вследствие внешних влияний и"случайных" ассоциаций его
обусловленной истории. Он не имеет способности что-либо делать, не имеет
"свободной
воли" -- фактически, у него нет функции воли вовсе. Притяжение и отвращение --
тенденции, которые притягивают или отталкивают любые стимулы, -- сталкиваются в
человеке, действуя невидимыми нитями; по словам Гурджиева, человек -- это живая
марионетка.
Человек -- это живая машина. Все его действия, поступки, слова, мысли, чувства,
убеждения, мнения и привычки являются результатом внешних влияний. Из себя
самого
человек не может произвести ни единой мысли, ни единого действия. Все, что он
говорит, делает, думает, чувствует -- все это случается с ним.
"Человек рождается, живет, умирает, строит дома, пишет книги, не как он хочет, а
как
это случается. Все случается. Человек не любит, не ненавидит, не желает -- все
это
случается". /Успенский, 1949/.
Человек -- это машина, хотя и очень сложная и запутанная машина, непохожая на
другие
машины, и он имеет возможность знания того, что он машина. Человек может изучить
себя, и его изучение может дать ключи, необходимые для того, чтобы достичь
другого,
более высокого уровня бытия, при котором возможна истинная воля. Но это
изучение,
подобно изучению любой другой сложной системы, может занять долгое время и
требует настойчивости и внимания.
|
|