Содержание
Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния
человека
Систематическое
искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в
работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой
традицией
Домой
В
библиотеку |
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
Работа Гурджиева воздействует на каждый из трех этажей или умов человека
/интеллектуальную, эмоциональную и двигательную функции/ в попытке
сбалансировать и привести к гармонии их деятельность. Она не сосредоточивается
на
чем-либо одном, хотя иногда для отдельного человека бывает необходимо
сосредоточить
внимание на одном из центров, чтобы ослабить или усилить его действие. Например,
холодный рациональный человек должен научиться выражать себя эмоционально, что
является для него весьма болезненным, или импульсивный человек должен
остановиться
и думать, прежде чем совершать какое-либо действие.
Гурджиевская система отличается от трех традиционных путей тем, что работает над
всеми тремя функциями человека одновременно, а также тем, что требует, чтобы
человек при этом находился в гуще мировой жизни. Традиционные пути или методы
соответствуют трем типам обычного человека: человека N 1, человека N 2 и
человека N
3. Каждый из них отдает предпочтение какой-либо одной из трех функций человека.
Эти
традиционные пути следующие: 1. Путь факира; 2. Путь монаха; 3. Путь йога.
Факиры в совершенстве развивают нижний этаж, физическое тело посредством
длительных, тяжелых положений тела и упражнений. Некоторые факиры практикуют
такие болезненные положения тела, как стояние на одной ноге или балансирование
на
пальцах рук и ног, и занимаются этим долгие годы. Поступая так, они усиливают
волю.
Путь факира требует очень немногого знания. Ученики просто стоят рядом с
учителем и
учатся подражанием. Факир действительно достигает непреклонной воли. Две другие
основные функции он развить не может. Это случается иногда в редких случаях,
когда
его находит и берет умелый учитель.
Путь монаха -- это путь преданности, религиозной жертвы и веры. Эмоциональный
центр -- основной в работе на этом пути, что привлекает человека N 2. Эмоции
преобладают и мастерство достигается, когда мелкие желания подчиняются любви к
Богу. Но даже если это состояние бытия достигается, монах может быть только
"глупым
святым", если он не продолжает развивать свои интеллектуальные и физические
функции.
Путь йога -- это путь знания, соответствующий интеллектуальному центру и
человеку N
3. Хотя йог и достигает своей цели, он не имеет мастерства в эмоциональном и
физическом аспектах своего бытия, и ему требуются новые усилия и изучение если
он
хочет достигнуть единства.
Факир , монах и йог должны отказаться от мира, оставить свою семью и посвятить
всю
свою энергию личному развитию, а для этого с самого начала каждого из этих путей
человек должен умереть к своему прошлому, если он собирается достичь чего-нибудь
ценного.
Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит
суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для
развития ситуации собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов
людей. Работа происходит на всех трех этажах "фабрики пищи" сразу и поэтому,
когда
достигается окончательный результат, то он достигается во всех трех основных
функциях. Гурджиевская работа -- это традиция школ четвертого пути.
Один из путей назван -- путь монаха. Читатель не должен быть введен в
заблуждение
примененной религиозной терминологией. Принадлежность секты или традиции к тому
или иному пути не зависит от того, как называют себя их последователи -- йогами
или
монахами, а определяется преобладающим центром. Дзен-монах, медитирующий на
коане, хотя и называется монахом, является последователем пути йога; те же, кто
практикует бхакти йогу, йогу преданности, находятся на пути монаха.
Школы четвертого пути иногда находятся в скрытом виде на Востоке и Среднем
Востоке в религиозных группах. Однако, они очень редки на Востоке и еще более
редки на Западе.
|
|