Содержание
Предисловие
Введение
Философские основы идей Гурджиева
Психология человека
Три ума человека
Три типа человека
Психопатология обычного состояния
человека
Систематическое
искажение
Возможности человека
Человек высших порядков
Работа Гурджиева
Четвертый путь
Начало
Первая линия работы
Движения
Вторая линия работы
Третья линия работы
Роль физического труда в
работе
Конкретные упражнения
Как быть в соприкосновении с живой
традицией
Домой
В
библиотеку |
НАЧАЛО
Те, кто желает заняться работой над собой, согласно методике Гурджиева, с самого
начала могут встретиться с некоторыми трудностями. Первая из них -- это проблема
нахождения группы, которую нельзя найти так легко, как монастырь или храм. Люди,
которые практикуют гурджиевское учение, относительно незаметны, так как они
находятся в кругу своей повседневной деятельности. И они не имеют склонности к
миссионерству; группы, которые обращают в свою веру, чаще всего подражательные
группы.
Гурджиев подчеркивал, что знание не может принадлежать всем или даже большинству
людей, и не потому, что все должно сохраняться в тайне или удерживаться
немногими
избранными, но потому, что приобретение реального знания требует огромного
усилия
как от ученика, так и от учителя. Большинство людей не способно на такое усилие,
так
как не считают результат , который будет получен, достаточно ценным. Подобно
всему
в космосе, знание материально по природе и, подобно любой другой форме материи,
оно должно существовать в ограниченном количестве в данном месте и в данное
время.
Гурджиев однажды сравнил знание с золотом:
"Если мы берем некоторое количество золота и собираемся позолотить определенное
число предметов им, мы должны знать или рассчитать точно, какое количество
предметов мы можем позолотить этим золотом. Если мы пытаемся позолотить большее
число предметов они будут покрыты золотом неравномерно, пятнами, и будут намного
хуже, чем если бы их вовсе не покрывали золотом, и в действительности мы
потеряем
золото.
Распределение знаний основывается точно на таком же принципе. Если знание дается
всем, никто не получает ничего. Если оно сохраняется среди немногих, каждый
получит его не только достаточное количество, но и увеличит то, что он получил.
На первый взгляд эта теория кажется очень несправедливой, так как положение тех,
кто, так сказать, отказался от знания, чтобы другие могли получить больший
запас,
кажется ужасным, они кажутся незаслуженно обделенными. В действительности же это
совсем не так, и в таком распределении знания нет ни малейшей несправедливости.
Тот, кто желает знания, должен сам сделать первые усилия, чтобы найти источник
знания, и приблизиться к нему, воспользовавшись помощью и указаниями, которые
даются всем, но которые люди, как правило, не желают рассмотреть или распознать.
Знание не может прийти к людям без их собственных усилий". /Успенский/.
Это очень тесно связано с вопросом о плате. Некоторые люди думают, что все, что
связано с духовным или саморазвитием, должно даваться свободно, но это, по
Гурджиеву, неправильное понимание. Эзотерическое знание, подобно всему
остальному во вселенной, должно быть оплачено -- усилием найти его и усвоить,
так
как люди не ценят вещи, если они не платят за нее. Успенский представляет это
следующим образом:
"Плата -- это принцип. Плата необходима не школе, а самим людям, потому что без
платы они ничего не получают. Идея платы очень важна, и должно быть понято, что
плата абсолютно необходима. Можно платить тем или иным способом, и каждый
должен найти, чем он должен платить. Но никто не может получить, если он не
заплатил. Вещи не могут быть даны, они могут быть только куплены. Это магически,
не
просто. Если кто-либо имеет знание, он не может дать его другому человеку, но
только
если человек платит за него, он может иметь его. Это космический закон".
В гурджиевской работе лучшего всего себя проявит хороший домохозяин. Способность
и устойчивость в мире могут служить гарантией успеха в работе. Большинство
подходящих кандидатов для внутренней работы имеют занятия или профессию,
которую они хорошо знают и которая ценится в мире. Хорошее знание чего-либо дает
человеку опыт выполнять задачу основательно, с начала до конца. Это дает также
финансовые возможности для занятия внутренней работой.
|
|