ГЛАВА XVIII

    

 (1)

Основываясь на анализе различных типов деформаций Личности (глава XVI), обрисуем теперь пути восстановления в ней необходимого равновесия. Как мы уже знаем, цель эзотерической работы состоит в росте и развитии Личности во всей ее полноте вплоть до второго Рождения. И если человек желает всерьез заняться такой работой, ему неизбежно предстоит энергетическая перестройка. Это приводит нас к рассмотрению проблемы, которая в эзотерической практике является весьма немаловажной, а именно одной из основных как во внешней, так и во внутренней жизни: это проблема отрицательных эмоций. Мы неоднократно указывали на то, что посредством такого рода эмоций в человеке действуют мощнейшие деструктивные силы. Можно без преувеличения сказать, что именно отрицательные эмоции являются главной причиной преждевременной смерти. Чтобы победить старость и смерть, нужно победить в себе отрицательные эмоции. Этот постулат может показаться несколько странным; еще более удивительным может показаться то, что при соблюдении правил, выработанных строжайшей психической дисциплиной, те же самые эмоции, при всей их болезненности, могут стать неиссякаемым источником тонких, активных энергий, необходимых для развития Личности.

(2)

Понять учение об отрицательных эмоциях, которое мы намерены здесь изложить, можно лишь предприняв некоторое предварительное теоретическое и практическое изучение эзотерической науки.

Прежде всего следует прочно усвоить фундаментальную идею того, что Вера, Надежда и Знание (Гнозис) суть последовательные стадии Откровения Любви, неполнота или отсутствие которого на какой-либо из предыдущих вообще исключает его на следующей. Это значит, что, не имея в сердце Веры, невозможно обрести Надежду в эзотерическом смысле этого слова, а без Надежды человек никогда не сможет получить Гнозис — живое знание, открывающее путь к Любви.

 На метафорическом языке Традиции триада «Вера—Надежда—Знание» называется трехгранным клинком, или лезвием о трех остриях.

Св. Писание (Лк 6: 28—32; Мф 5: 44—46) и его комментаторы, жившие в начале нашей эры, говорят о важности отрицательных эмоций и о том, как к ним следует относиться. Они советуют нам быть благосклонными к своим недоброжелателям. В частности, мы можем прочесть:

«Благословляйте проклинающих вас, молитесь за врагов своих, поститесь за преследующих вас»1. «Благотворите ненавидящим вас» (Лк 6: 27), «и не будет у вас врагов»2. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5: 39; Лк 6: 29), «и будешь совершенен»3.

Подобных цитат можно привести множество. Такого же рода наставлениями изобилуют комментарии отцов Вселенской Церкви4. Однако чаще всего мы относимся к ним как к догматическим поучениям и даже не пытаемся вникнуть в их глубинный смысл. В каком-то смысле такая реакция даже разумна: пациент обычно глотает лекарство, вовсе не задаваясь вопросом о его химическом составе, его интересует лишь действие этого лекарства.

Мы также признаем (в теории) безупречность проповедуемой в Евангелии внутренней установки, состоящей в том, чтобы не противиться злу, но и деятельно противостоять ему как политической и социальной опасности (Мф 5: 39).

Кое-кто считает указанное евангельское учение проявлением религиозной экзальтации, выходящей за рамки здравого смысла. Для таких людей подобные наставления выглядят чистой воды абсурдом. Однако идея любви к врагу и непротивления злу имеет свои основания. Ниже мы увидим, что она естественным образом приводит к нашей рекомендации не избегать отрицательных эмоций.

Недоразумение, которое обычно имеет здесь место, легко объяснить. Сталкиваясь с фактами и максимами, относящимися к эзотерической сфере, мы чаще всего выносим о них суждения, применимые лишь ко внешней жизни. Иными словами, мы оперируем в отношении влияний-«В» аргументами и максимами, применимыми лишь к влияниям-«А». Данное недоразумение есть результат ложного убеждения, что слова Христа «просты», а потому должны быть доступны всякому. Получается, что каждый якобы вправе толковать и даже критиковать их. И несмотря на предостережения таких авторитетов, как Ориген, св. Исаак Сирии и многие другие, заблуждение это живет уже много веков. Впрочем, ради соблюдения принятого в Традиции — особенно в восточном православии — принципа герметизма, т. е. доступности лишь посвященным, предостережения

1Didache,l:3.
2 Климент Александрийский, Sfromata, VII.
3 Didache,
там же.

4 См.,напр.,Добротолюбие.

эти зачастую даны в преднамеренно завуалированном виде. Именно в связи с этим св. Исаак Сирии указывает, что

«Святое Писание во многих случаях наделяет слова смыслом, не присущим им изначально. Иногда к душе применяются свойства плоти, иногда же, напротив, к плоти — свойства души. Св. Писание не делает здесь никаких различий. Но искушенным очевидна разница»1.

(3)

Чтобы уяснить истинное значение приведенных выше евангельских заповедей, следует прежде всего попытаться понять истинную природу отрицательных эмоций — гнева, зависти, ненависти, злословия, ревности, высокомерия и многих других, — которым, как правило, общий знаменатель — слепая ярость.

Какова бы ни была природа человеческих эмоций, все они, как отрицательные, так и положительные, имеют своей причиной одно и то же движение души. Как ни парадоксально, основу всего разнообразия положительных и отрицательных эмоций составляет Любовь. Существует, скажем так, фактически лишь одно чистое чувство, и это чувство — Любовь.

Все те разнообразные эмоции и чувства, которые испытывает человек, являются составными2. Смешиваясь с чистой Любовью, они вызывают в ней своеобразные химические реакции, поскольку Любовь, по сути, обладает свойством потощать и растворять в себе любые эмоции, страсти, порывы и тому подобное, как химически чистая вода поглощает и растворяет различные соли. Одним из следствий этого является то, что гамма человеческих чувств в каждом конкретном случае зависит в количественном и качественном отношении от того, что именно растворено в чистой Любви.

Органом, позволяющим человеку воспринимать это единственное в своем роде чистое чувство, именуемое Любовью, является высший эмоциональный центр. Вот почему св. Павел, обращаясь не к толпе, а к своим ученикам, дал им столь широко известное в эзотерической Традиции наставление: достигайте Любви (I Кор 14: 1). Теперь читатель может лучше понять, о какой Любви говорил апостол, понять смысл этой максимы, а также то, почему вслед за нею тотчас следуют слова о дарах духовных.

Очевидно, что внешний человек не то что не знает, но даже не имеет ни малейшего представления о Любви в ее Божественной чистоте. Даже одаренные и добросовестные ученики, уже достигшие той или иной ступени Лестницы, далеки от переживания этого чувства во всей его полноте, так как Личное «Я» с тремя своими низшими центрами не обладает необходимым для этого органом.

1 Св. Исаак Сирии, проповедь IV: 83.

2 «Are composites».

Способность испытывать это чувство есть атрибут Истинного Я, которое проявляется через Индивидуальность, формирующуюся при втором Рождении. Нечто подобное происходит с ребенком: он испытывает привязанность к матери лишь после своего физического рождения, уже отделившись от нее.

Наставление св. Павла адресовано именно первым из учеников, стоящих на Лестнице. Если даже они не могут достичь Любви прежде, чем преодолеют второй Порог, как может что-либо знать о ней внешний человек, не одолевший даже первого!

(4)

У верных, что стоят на Лестнице, ведущей к Пути, Любовь все еще представляет собою смесь. Сама природа человека — смесь: он в точности отражает содержание Mixtus Orbis, порождением и частью которого является. Таким образом, сложная структура Личности с ее психическими центрами, разделенными на позитивную и негативную половины, отражает смешанный характер внешнего и внутреннего миров земного человека и позволяет ему воспринимать их во всей полноте — в противном случае он был бы лишен этой возможности. В этом глубинный смысл жертвы, посредством которой Любовь, которая есть Бог, создала мир: она допустила скверну, но лишь затем, чтобы превратить ее в воплощение ослепительной красоты.

Как мы уже видели, атрофия негативной части интеллектуального центра приводит к тому, что человек перестает испытывать сомнения. Но это лишь приводит мышление к частичной слепоте и лишает его способности к правильному восприятию, анализу, критике и т. п.

То же можно сказать и об эмоциональном центре. Без негативной его половины невозможно его полноценное функционирование: в то время, как позитивная часть отвечает за приятные впечатления, поступающие извне, негативная половина точно так же отвечает за впечатления неприятные. Это нормальная, можно сказать, позитивная функция негативной половины. Если бодрствующий и чистый эмоциональный центр оказывается лишен своей негативной части, эмоциональная жизнь человека обедняется и теряет ориентиры. Такое положение вещей можно уподобить тому, как если бы человек был способен ощущать тепло, но не мог чувствовать холода, или же мог бы видеть свет, но не различал теней. Если же негативная часть эмоционального центра бодрствует и функционирует нормально, она является столь же неотъемлемым органом в психической структуре Личности, как позитивная часть.

Когда эмоциональный центр погружен в глубокий сон (как это происходит, к примеру, в случае первого типа, описанном в главе XVI), он видит сны. Он видит их как днем, в разгар активности человека, так и ночью. Вдохновляясь идеями, поступающими от интеллектуального центра, и компенсируя тем самым жизненные ошибки и огрехи, эмоциональный центр порождает грёзы, пользуясь

присущей ему способностью создавать образы. Под косвенным воздействием импульсов, исходящих от двигательного центра, человек может вообразить себя движущимся по земле, плывущим по морю или летящим по воздуху. Под влиянием врожденных элементов, рождающихся из предыдущих фильмов, он может фрагментарно воссоздать эти фильмы. Импульсы, поступающие из полового центра через двигательный, вызывают у эмоционального центра эротические грёзы, почти неотличимые от яви. С другой стороны, если эти грёзы и сновидения обусловлены исключительно деятельностью полового центра, эмоциональный центр, основываясь на опыте теперешней или прошлых жизней, создает идеальный образ своего полярного существа. Благодаря непосредственному вмешательству полового центра эмоциональный центр может также создать идеализированные образы живых существ, когда-либо встречавшихся человеку или напоминающих его полярное существо.

В двух последних случаях позитивная часть эмоционального центра функционирует в полной мере и дает человеку возможность испытывать во сне чистые и возвышенные чувства, недоступные внешнему человеку в обыденной жизни. Благодаря своей многоплановости, эти сны могут оказаться вещими, а то и пророческими.

Сказанное выше разъясняет смысл молитвы, в которой просят Бога дать уснуть, дабы бодрствовать в Жизни. В тех двух случаях, когда эмоциональный центр черпает во сне энергию непосредственно из полового центра, минуя двигательный, спящий интеллектуальный центр не препятствует эмоциональному никакой критикой. Поступая в эмоциональный центр, энергия СИ-12 ускоряет его вибрации, давая ему возможность трансформировать эту половую энергию в СОЛЬ-12 с последующей кратковременной активизацией высшего эмоционального центра.

Эти краткие замечания позволяют в общих чертах представить себе работу низшего эмоционального центра, который пока что не особенно развит, но уже способен противостоять гипнотизирующему и порабощающему воздействию хаотической современной жизни. Такая ситуация особенно характерна для верного во время его восхождения по Лестнице.

(5)

Но вернемся к проблеме отрицательных эмоций. Циркуляция их осуществляется особым вибрационным потоком, проходящим через негативную часть эмоционального центра.

Как мы уже указывали, отрицательные эмоции зарождаются, растут и развиваются на почве любви. Это может показаться парадоксальным: легко представить себе, что на почве Любви зарождаются положительные эмоции, но, подвергнув своеобразному химическому анализу элементы, составляющие эмоции отрицательные, весьма трудно заключить, что их общую основу составляет Любовь.

Отрицательные эмоции имеют сложную структуру. Они представляют собой смесь различных психических компонентов; эти компоненты хотя и чужды Любви, природа которой проста и вместе с тем утонченна, но все же они растворены в ней в виде случайных примесей.

Именно грубость упомянутых компонентов является причиной негативного характера такого рода эмоций. Примеси могут поступать из интеллектуального центра, где они принимают форму соображений, комбинаций, расчетов и т. п., или из центра двигательного, где превращаются в страсти, влечения или антипатии, исходящие от плотского «Я», причем, усиленные в этом случае узурпированной половой энергией, приобретают ту непреклонность и тот динамизм, которые являются основной характеристикой всякой отрицательной эмоции.

II

(1)

Назначение полового центра — функционировать под воздействием Любви. Рассмотрим же, что происходит в этой нормальной ситуации в трех психических центрах, — т. е. во всей Личности. В качестве примера возьмем случай идеальной и совершенной любви между двумя полярными существами — эзотерически еще не развитыми мужчиной и женщиной «№№ 1, 2 или 3».

В жизни встречается широкий спектр аномалий относительно такого нормального случая, которые сводятся к двум основным причинам. Первая из них состоит в том, что хотя оба партнера в равной мере участвуют в описываемом процессе, интенсивность этого участия такова, что их психические организмы оказываются задействованы в нем лишь частично. Вторая же причина заключается в различной степени участия, когда психика одного из партнеров вовлечена в процесс полностью, а другого — лишь отчасти. Иными словами, в этом случае один из них любит, а другой принимает любовь.

Вариаций здесь может быть великое множество, поскольку в психической и физической жизни человека ни один из центров не подвержен такому количеству реальных, а прежде всего — воображаемых воздействий, как это имеет место в сфере половой жизни, полный расцвет которой невозможен без взаимных обязательств и постоянства. Однако обычно человеку в его половой жизни приходится пройти через целый ряд отклонений, как то: «зов крови», слепое или сознательное стремление к продолжению рода, «хотение плоти и хотение мужа» (Ин 1:13) и всяческие сопутствующие соображения. Все перечисленное играет заметную роль в нашем обществе; этим вполне объясняется то, что случаи, которые только и могут считаться истинно нормальными, — случаи союза полярных существ — крайне редки.

(2)

Половая энергия — это СИ-12, тончайшая из энергий, извлекаемых организмом из пищи. Когда половой центр приступает к выполнению своей собственной функции — плотской любви, — он прежде всего активизирует двигательный центр обильным и мощным притоком энергии СИ-12. Однако наводнение его этой энергией не происходит моментально. Она проникает сначала в его позитивную часть, вызывая мощное инстинктивное влечение к противоположному полу. Возникающее в результате этого состояние психики ориентирует всю Личность: пока энергия СИ-12 действует нормально, все 987 дробных «я» оказываются устремлены к единой цели. Этот феномен можно сравнить с ориентацией молекул в сердечнике электромагнита при прохождении тока через обмотку. Затем энергия СИ-12 проникает в негативную часть двигательного центра и пробуждает ее. Этот центр и направляет плотское «Я» к половому акту.

Вплоть до этого момента данный процесс одинаков у человека и животных. У последних (да и у большинства людей) дальше этого дело не идет. Эффект полового акта сводится в этом случае к физическому удовольствию и осуществлению зачатия. У человека это ограничение связано с действием Всеобщего Закона, не допускающего, чтобы первый импульс, посланный в половой центр зовом Любви, превышал уровень необходимый и достаточный для выполнения предписанных ему задач. После этого начинает действовать двигательный центр, не всегда имеющий в своем распоряжении достаточное количество энергии для создания напряжения, которое полностью переориентировало бы психический организм.

(3)

В случае же совершенной любви полярных существ зов любви заставляет половой центр вибрировать гораздо более сильно и порождает такое количество энергии СИ-12, которое значительно превышает возможности ее восприятия двигательным центром. После его переполнения ею эта энергия начинает изливаться наружу. Ее избыток затем достигает интеллектуального и эмоционального центров, где проникает в двигательные секторы, сообщая им резонансные вибрации.

(4)

Пока энергия СИ-12 присутствует в двух двигательных секторах интеллектуального центра, их ускоренная вибрация существенно изменяет состояние и функциональные характеристики остальных четырех его секторов. Читатель, вероятно, помнит, что обычно они питаются энергией 48, сообщающей им сравни-

тельно медленный ритм. Под воздействием энергии СИ-21, частота вибраций которой весьма высока, интеллектуальный центр резонирует значительно сильней обычного, и до тех пор, пока ощущается ее присутствие, в нем парализована привычка к рефлексии, а с нею рассудительность и расчетливость, присущие его агностической природе. Тревоги, сомнения и прочие заботы временно отходят на второй план бодрствующего сознания. Столь радикальное преображение, однако, может иметь место только в случае полярных существ, у которых зов Любви и импульс полового центра мощны и чисты. Если же это не так, трансформация будет лишь частичной; прежде всего сохраняется и неизменно присутствует критический дух, который исчезает вообще в последнюю очередь. В этом случае и мужчина и женщина чаще всего впадают в ту или иную разновидность духовной проституции, поскольку привычка к мелочным расчетам, присущая интеллектуальному центру, по-прежнему исподволь определяет любую ситуацию. Когда зов Любви выражен не достаточно отчетливо, интеллектуальный центр не вовлекается в любовный процесс, и разум остается холодным. Половой центр в этом случае не доминирует над всей Личностью, а продолжает частично подчиняться ее обычным склонностям. Такой случай гораздо более распространен, чем может показаться. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее большинство людей даже не догадываются о существовании высших уровней плотской любви.

В нормальном случае, взятом нами в качестве примера, вибрации СИ-12 пробуждают в интеллектуальном центре пылкое эротическое воображение, освобождая его от всевозможных забот, так что он сосредоточивается исключительно на любовной игре, в которой его позитивная и негативная части вместе вибрируют в такт двигательному центру, подчиняясь его ритму, ускоряемому притоком половой энергии.

(5)

Рассмотрим теперь, что происходит в двигательных секторах эмоционального центра в результате столь обильной выработки чистой энергии СИ-12, на которую он реагирует совсем иначе, нежели центр интеллектуальный. Как мы помним, у внешнего человека эмоциональный центр работает не на водороде-12, который должен составлять его пищу, а на водороде-24, предназначенном для двигательного центра. Избыток энергии СИ-12 в двигательных секторах эмоционального центра порождает мощный отклик в других его секторах, что может привести к следующим двум явлениям:

• интеллектуальные секторы эмоционального центра, влекомые интеллектуальным центром, который вибрирует в такт двигательному, включаются в любовную игру; сердце переполняется нежностью, причем несравненно более высокого уровня, чем это бывает обычно — при питании энергией 24;

• если зов энергии СИ-12, исходящий от двигательных секторов эмоционального центра, достаточно интенсивен и чист, человек может ощутить мгновенную вспышку сознания Истинного Я. Это происходит следующим образом: прилив нежности, обусловленный энергией СИ-12, делает возможной связь с высшим эмоциональным центром, откуда поступает волна энергии СОЛЬ-12 более высокой октавы, встречаясь с СИ-12, которой наполнены двигательные секторы низшего эмоционального центра. Затем энергия СИ-12 посредством индукции подвергается трансмутации и может превратиться в СОЛЬ-12. Когда это происходит, организм получает обильный приток новой энергии. При этом пара, пусть на несколько мгновений, испытывает высшее Божественное состояние, именуемое Блаженством, которое влечет за собой спонтанную релаксацию и чувство ни с чем не сравнимого покоя.

Именно возможностью восхождения на высший план в акте плотской любви объясняется то, что брак—в котором будут два одною плотью (Мф 19:5; Быт 2: 24; Мк 10: 8; I Кор 6: 16; Еф 5: 13), что составляет необходимое условие появления Андрогина, — включен в число семи таинств христианского канона. Этот акт несет в себе зачатки чистого чувства — Божественной Любви. И хотя супруги достигают этого состояния под воздействием импульсов Абсолюта III, благодаря этому таинству на них изливаются лучи Абсолюта II, открывая таким образом путь к великому Возвращению.

(6)

Такова в общих чертах схема деятельности трех психических центров при их положительной и нормальной реакции на зов полового центра, вовлекающего партнеров, если говорить о полярных существах,, в акт полной и гармоничной любви. Действительно, энергия СИ-12 обладает свойством ассимилировать те энергии, что исходят от трех центров Личности, и это на какое-то мгновение сообщает ей мощные и согласованные вибрации. Такое гармоничное участие всех трех центров в любовной игре можно сравнить с игрой оркестра, составленного из хороших музыкантов, которым руководит талантливый дирижер.

III

(1)

Однако без компетентного руководства тот же самый оркестр сможет лишь произвести какофонию. Именно это происходит с теми партнерами, которые не находятся в гармонии. В этом случае процесс идет совершенно по-иному: половой центр устремляется в направлении, противоположном нормальному, порождая тем самым повышенную сексуальность и отрицательные эмоции.

Таким образом, как мы уже говорили, отрицательные эмоции имеют своей основой Любовь — в противном случае они просто не были бы эмоциями. К этой основе в различных пропорциях примешиваются различные компоненты, аналогичные тем, что присутствуют в случае нормальной любви, хотя и ориентированные в противоположном направлении. Вследствие этого отрицательные эмоции, в отличие от положительных, возбуждают не влечение, а отталкивание. Более того, их динамичный характер побуждает к действию даже законченного флегматика, возбужденное состояние которого находит выход в резких словах и поступках.

Впечатления, порождающие отрицательные эмоции, прекрасно известны каждому, так что нам нет нужды останавливаться на их подробном описании. Наш собственный опыт заполнит этот пробел. Гораздо важней уяснить себе процесс их формирования в человеке. Такое знание даст возможность добиться того, что его результаты окажутся прямо противоположными, что позволит обратить их на благо эзотерического развития. Именно эта обратная связь отражена в пословице «От любви до ненависти — один шаг».

Мы уже говорили, что каждая отрицательная эмоция представляет собой сложную смесь. Не существует чисто отрицательных эмоций. Однако возникнуть и сохраняться такая смесь может лишь будучи питаема какой-либо страстью. Точно так же некоторые соли могут растворяться в воде лишь при высокой температуре. Отрицательные эмоции порождаются бурными приливами страсти, когда человек охвачен ненавистью, ревностью, злобой и т. п. Обращая вспять действие того описанного нами психического механизма, который обеспечивает гармонию в любовной игре, негативные эмоции, чтобы проявить себя, узурпируют энергию СИ-12 полового центра, т. е. энергию плотской любви. И чем более бурными оказываются такие эмоции, тем большее количество СИ-12 они потребляют. Как и в случае положительных эмоций, эта энергия распространяется по всему двигательному центру и наполняет двигательные секторы интеллектуального и эмоционального центров. Пока существует связанная с животными инстинктами человека вибрация, исходящая из двигательного центра, двигательные секторы этих центров пребывают в отрицательной вибрации. Результатом этого становится состояние глубокого слияния1 . Этот момент очень важен: лишь в таком состоянии крайнего смешения может функционировать механизм отрицательных эмоций. Под наплывом и натиском страстей человек теряет внутреннее равновесие и тотчас оказывается в состоянии слияния — генератора и усилителя отрицательных эмоций.

Обычно спустя какое-то время отрицательные эмоции постепенно утрачивают свою энергию и исчезают сами по себе, без каких-либо сознательных усилий. К этому следует добавить, что, угодив в состояние слияния, человек может избавиться от отрицательных эмоций только когда исчерпаются привлекаемые

1 «Confluence»: в контексте проводимой здесь «химической» аналогии — «смешения». — Прим. ред.

ими энергии. Но само потрясение проходит не сразу: энергии под знаком отрицательных эмоций расстраивают весь психический организм, выводят из равновесия всю Личность и приводят к значительной потере тончайших и наиболее драгоценных энергий. Чтобы восстановить их запас, требуется порой немало времени.

(2)

Если же в тот момент, когда в человеке нарастают отрицательные эмоции, он остается уравновешенным и удерживается от слияния, эффект оказывается прямо противоположным.

Рассмотрим, как происходит нарастание в нас отрицательных эмоций. Хотя раздражение может копиться неделями, месяцами, а то и годами, эмоциональный взрыв всегда происходит мгновенно. Иными словами, отрицательные эмоции извергаются, приобретая взрывной характер, за весьма короткий промежуток времени: в течение считанных секунд они переполняют человека, ввергая его в неконтролируемое состояние глубокого слияния и тем самым толкая к их проявлению в словах и действиях.

Здесь мы вновь возвращаемся к учению о Настоящем (см. т. I, гл. XIX, §§ 5—7). Если посредством систематической интроспекции человеку удается с самого начала (т. е. прежде, чем они выйдут за пределы щели в его индивидуальном Настоящем) отметить нарастание в себе отрицательных эмоций, он может разъединить их составляющие. Интроспективное созерцание, подобно уличному фонарю, освещает внутреннюю сущность человека, формирование же и нарастание отрицательных эмоций возможно лишь во внутренней тьме, характерной для состояния слияния. Свет констатации в рамках Настоящего рассеивает отрицательные эмоции, а породившие их страсти возвращаются в латентное состояние.

Между тем констатация приводит к еще одному важнейшему результату: спонтанное рассеяние компонентов, составляющих отрицательную эмоцию, высвобождает энергию СИ-12, до этого направляемую страстью в двигательный центр, и тогда эта энергия автоматически концентрируется в эмоциональном центре, приводя его в движение. Мы знаем, что в пределах нормы интенсивную деятельность этого центра обеспечивает тонкая энергия-12. Победа над отрицательными эмоциями порождает в низшем эмоциональном центре прилив радости — следствие избытка энергии СИ-12, которая высвобождена констатацией. Благодаря такому избытку низший эмоциональный центр начинает вибрировать в свойственном ему быстром ритме, что, в свою очередь, обеспечивает мгновенное установление контакта с высшим эмоциональным центром и истечение из него энергии СОЛЬ-12. Отсюда видно, что при правильном ее применении интроспективная констатация, если она достаточно эффективна в рамках индивидуального Настоящего, дает человеку возможность одержать полную победу. Кроме того, прилив высшей радости, связанный с притоком энергии СОЛЬ-12, мо-

жег посредством индукции преобразовать выделенную из смеси энергию СИ-12 в СОЛЬ-12, что увеличивает продолжительность установленного таким образом контакта между низшим и высшим эмоциональными центрами.

Такая возможность, очевидно, реальна лишь для того, кто, преодолев первый Порог, настойчиво взбирается по Лестнице, т. е. в нем происходит завершающее формирование магнитного центра, ускоряемое каждой победой над отрицательными эмоциями. Именно о возможности такой победы, о необходимости соответствующих усилий и о ее результатах грозные слова Христа: «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк4:25;срв. тж. Мф 13: 12; 25: 29; Лк 8: 18; 19:26).

(3)

Вышеуказанные факторы проясняют практику утилизации отрицательных эмоций, закрепленную в Традиции. Здесь особого внимания заслуживают следующие два момента:

• в отсутствие отрицательных эмоций двигательный центр не поглощает энергию СИ-12. Она остается в половом центре и используется для его нужд;

• не одержав победу над отрицательными эмоциями, человек не способен ощущать радость, порождаемую притоком энергии СОЛЬ-12 из высшего эмоционального центра. Если бы не этот поток, энергия СИ-12, привлеченная возникновением отрицательных эмоций, а затем высвобожденная посредством интроспективной констатации в рамках индивидуального Настоящего, не могла бы превратиться в СОЛЬ-12. Чем более бурными оказываются отрицательные эмоции, тем большее количество привлеченной СИ-12 может в случае победы над ними трансформироваться в СОЛЬ-12.

Выполняя эту работу с максимальной отдачей, ученик может достичь тропы Доступа, которая выведет его на Путь. Таким образом он может «совлечься ветхого человека», раба своих страстей, и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол 3: 9—10).

Итак, мы изучили механизм рождения отрицательных эмоций. Однако поднимаясь по Лестнице, ученик обнаружит, что такого рода переживания становятся у него все более редкими. Энергия СИ-12 останется дремать в его половом центре, ибо никакая страсть уже не в силах увлечь ее в низшие центры.

Именно на этой ступени своего развития ученик откроет для себя несомненную пользу в тех, кто относится к нему враждебно. Как раз оскорбления, ненависть, зависть, вероломство и презрение со стороны других людей являются для пребывающего на Лестнице источниками тех элементов, которые необходимы

ему для пробуждения эмоционального центра. Нейтрализуя инстинктивные се акции на упреки и нападки, сражающийся1 между двумя Порогами отбрасывает все ненужные примеси к тонкой энергии, мобилизованной отрицательными эмоциями. Повторим еще раз: именно благодаря этой энергии становится воз можной связь с высшим эмоциональным центром и ускоряется развитие маг нитного центра. Верный черпает в этой борьбе энергию, без которой его продвижение вперед оказывается невозможным.

И тогда он поймет, какое благо и собственно долг — любить врагов своих и благословлять проклинающих его (Мф 5: 44; Лк 6: 22).

1 Т. е, в терминологии автора, «воин Христов» в «Незримой Битве». — Прим. ред.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz