ГЛАВА XVII

    

 

(1)

Перейдем теперь к важнейшему вопросу, с которым верны! сталкивается в течение всей своей индивидуальной работы, — вопросу функционирования эмоционального центра, его настройки, развития и соответствующих практических приемов. Но прежде нам следует обратить внимание на один особый момент.

Первоочередной задачей того, кто ищет Путь, является определение своего собственного типа среди трех шаблонных типов внешнего человека. После этого следует попытаться установить характер деформации и дисбаланса своей Личности.

Рабочим инструментом в этом отношении неофиту послужит перечень типов деформаций, приведенный в предыдущей главе и именуемый в Традиции Зеркалом, поскольку он помогает неофиту распознать самого себя.

В Традиции известны и другие Зеркала: так называют также Десять Заповедей Ветхого Завета и новозаветные заповеди блаженства, перечисленные в Нагорной проповеди. Мы уже приводили совет, даваемый в связи с этим ученикам: смотритесь в Заповеди как в зеркало.

Группа достаточно подготовленных учеников, в которой собраны представители всех трех основных типов внешнего человека и шести вариаций, соответствующих шести секторам низших центров, образует так называемое живое Зеркало. Фактически такая группа как целое содержит всю гамму естественных предрасположенностей и соответствующих возможностей человеческой психики, а потому способна на любую реакцию, что доступно лишь вполне развитой Личности человека «№ 4», готового преодолеть второй Порог. Направляемый кем-либо из старших, неофит, сталкиваясь при групповой работе с таким живым Зеркалом, становится, так сказать, прозрачен, т. е. «виден насквозь»: становятся видны все грани и аспекты его психики. Перед такой группой он не может скрыть свои мысли, чувства и страсти под маской обычного притворства. И хотя с общепринятой точки зрения это может показаться непомерным испытанием, с точки зрения эзотерической это в высшей степени полезная возможность получить ценнейшую информацию о самом себе, информацию, которая крайне необходима в начале работы.

Повторим, что человек «№ 4», Личность которого вполне развита и дисциплинирована, может разглядеть в обычном человеке то, что ученики, стоящие на разных ступенях Лестницы, способны увидеть лишь совместно, в процессе групповой работы каждого над собой, итоги которой периодически подводятся на общих собраниях. Следует помнить, что на лице у каждого всё написано, только написанное еще нужно уметь прочесть. То же можно сказать и о теле человека: поведение, походка, позы, которые он принимает в различных обстоятельствах, — все это выдает его внутреннее содержание. Научившись видеть самого себя, человек «№ 4» овладевает этим же искусством в отношении других.

Описанному собранию учеников в какой-то мере подобен полный зрительный зал. Несомненно, в нем найдутся представители всех восемнадцати секторов низших центров человеческой Личности. И всем известно, что при отсутствии внешних факторов, — например, пропаганды или накалившихся страстей, — реакция аудитории обычно бывает вполне адекватной.

Ученику встретятся на его пути и другие Зеркала. Они могут возникнуть в виде проблем, рожденных влияниями-«А», проблем, имеющих кармическое происхождение и требующих разрешения под знаком влияний-«В», отвечающих практическим запросам его эзотерической работы. Иногда Зеркало такого рода принимает форму испытания. По тому, каким образом он его преодолевает (что, как правило, становится ясно лишь впоследствии), ученик может судить о своем продвижении по Лестнице.

Зеркалами могут служить также сочинения (в частности, письменные свидетельства о своем опыте) тех, кто не ослеплен, поскольку высказываемому ими обычно присуща явственно ощутимая глубина. Ознакомясь с такими сочинениями и даже их, казалось бы, продумав, ученик, достигший затем определенного прогресса в эзотерическом плане, при каждом последующем прочтении будет открывать для себя нечто новое.

Глубина текста всегда соответствует глубине его автора. И для того, чтобы полностью уяснить его содержание, читатель должен сравняться глубиной своего существа с той, которую демонстрирует в своей работе автор.

Глубина слов Христа огромна. Вот почему мы утверждаем, что Евангелие раскрыто не более чем на 5—10% — причем такая оценка, можно сказать, еще весьма оптимистична.

Регулярное чтение Евангелия, сочинений апостолов, отцов вселенской Церкви и некоторых прозревших авторов позволит ученику сделать верные выводы относительно своего прогресса на пути самораскрытия.

(2)

Хотя такого рода Зеркала помогают ученику познать себя, однако, чтобы получить нужный результат, ими следует пользоваться с большой осторожностью, поскольку между различными человеческими типами имеется множество тончайших оттенков. Кроме многочисленных простых случаев встречаются двойные. Это происходит, когда в незавершенной Личности субъекта формируются два полуавтономных ядра бодрствующего сознания. Ранее мы называли их сгустками (см. т. I, гл. V, § 4).

Рассмотрим, например, случай человека рыцарской натуры, рожденного, однако, в нашу эпоху, в нашей цивилизации и занятого карьерой, не соответствующей его человеческому типу. Предположим, что вместо того, чтобы поступить на службу в армию или сходного рода государственное учреждение, он стал промышленником, коммерсантом или финансистом. Скорее всего, он не преуспеет на этом поприще и не получит удовлетворения от своей работы. Не обладая деловым складом ума, он станет вести себя неосмотрительно и будет обманут, а то и уничтожен практичными «сынами века сего» (Лк 16: 8). Успех, выпадающий на долю рожденных для бизнеса людей «№ 1» и «№ 3» всех разновидностей, покажется ему недосягаемым миражом. И даже если он окажется вовлечен в игру, то лишь увязнет в трясине, приняв ее поначалу за цветущий луг... Против такого рода заблуждений предостерегает древнеиндийская Традиция, где говорится, что чужая дхарма1 полна опасностей. И это одна из основных причин, по которым арийские мудрецы и правители разделяли людей с самого рождения на четыре касты. Каждой из каст предписывались определенные обязанности соответственно способностям, предполагаемым за теми человеческими типами, которые в нее входили. Смешанные между кастами браки были запрещены. Эта система, учитывавшая принцип реинкарнации, была тем более здравой и эффективной, что в те времена человеческие типы были еще практически не смешаны и почти не имели переходных форм. На современном языке эти четыре касты можно приблизительно определить следующим образом:

Первая каста: мудрецы, священнослужители, ученые.

Вторая каста: воины, чиновники, правители.

Третья каста: предприниматели и торговцы.

Четвертая каста: слуги и наемные работники.

Следует признать, что несмотря на путаницу, возникшую вследствие смешанных браков, человечество и по сей день естественным образом разделено на эти четыре касты. Хотя вследствие демократизации нашего общества границы между ними кажутся довольно расплывчатыми, это лишь поверхностное впечатление. И невзирая на то, что лидеры революционных движений всегда игнорировали этот факт, демократизация, начавшаяся в 1798 и набравшая силу после 1848 года, породила новое деление на касты, отвечающее требованиям приближающейся Эры Святого Духа. Еще в 1722 году Петр Великий своим знаменитым указом Табель о рангах дал толчок к отмене всякого рода феодальных, политических, социальных и экономических привилегий. С этого момента в основу организации российского общества был положен новый для тех времен принцип, формулировавшийся следующим образом: заслуги превыше родословной. На смену родовой и имущественной аристократии пришла аристократия заслуженная.

1 Одно из значений слова «дхарма» — долг, или, в более широком смысле, служба.

Первоначально деление арийской расы на четыре касты определялось двоякой целью: ориентировать человека с самого его рождения, сообразно касте, на карьеру, подходящую ему по определению, и облегчить эзотерическую работу тем, кто к таковой привлечен. Считалось, что, будучи основана на идее метемпсихоза, кастовая система будет способствовать воплощению душ в той социальной среде, которая наилучшим образом соответствует их прежнему опыту.

С тех пор обстоятельства изменились. Межкастовые границы перестали быть столь жесткими. По этой причине рождение человека уже не «направляется» непреложными правилами, и человеческая Личность не соответствует строго определенному типу — в лучшем случае она несколько затушевана, а то и вовсе несбалансирована и анархична. Четыре касты существуют и по сей день, но лишь потенциально. Они являются проекцией в туманное будущее четырех вполне определенных каст, на которые подразделяются люди «№№ 5, 6 и 7», обретшие свою Индивидуальность.

Следует отдавать себе отчет в том, что человек органически не в состоянии изменить свой тип. Он может лишь искорежить его, что обычно и делает с большим энтузиазмом. И первоочередная цель такого инвалида, если ему все же выпал шанс исправить положение посредством эзотерической работы, состоит в том, чтобы познать и вновь собрать себя воедино. Такое окончательное исправление происходит, когда человек «№ 4» преодолевает второй Порог, и опыт Традиции говорит, что лишь в рамках собственного типа человека Истинное Сможет сделать его Индивидуальность совершенной и даже прекрасной.

Вернемся теперь к одному из наших примеров — типу Рыцаря. Если такой человек обнаружит свои ошибки, то, попытавшись добраться до их первопричины, в конце концов поймет, что шкала ценностей, существующая в том окружении, в котором он пребывает, не соответствует его собственной. В то время, как окружающие его люди стремятся к власти как основе благополучия, он со своими поисками Истины является ходячим анахронизмом, который чувствует себя безнадежно затерявшимся в нынешнем времени...

Вообще говоря, даже если человек «№ 2», рожденный в среде «№ 3» нашей эпохи, и оказывается неспособным к повседневной борьбе за место под солнцем, он, благодаря устройству своей психики, все же обладает значительным потенциалом для эзотерического развития. Сознательная работа над развитием своего интеллектуального центра (при том, что его эмоциональный центр бодрствует и даже в какой-то мере развит) облегчит ему достижение равновесия и гармонизацию своей Личности. Об этом важно помнить, ибо именно из таких высокоразвитых людей «№ 2», достигших посредством интеллектуального прогресса определенной степени равновесия, и будут избраны те, кому суждено стать предтечами Новой Эры — Эры Святого Духа.

Положение человека «№ 3» в среде «№ 3» не столь благоприятно с эзотерической точки зрения. Конечно, у него больше возможностей в повседневной жизни, чем у человека «№ 2», но задача гармонизации Личности будет даваться ему труднее. Здесь придется начать с пробуждения, а затем развития эмоционального центра, который у него спит или дремлет. Естественно, в среде «№ 3» такая задача оказывается для человека «№ 3» куда более сложной, чем развитие мыслительного центра для человека «№ 2». Ведь даже религия ни своей формой, ни своим содержанием ничего не дает интеллектуальному типу, который агностичен от природы. Кроме того, до сих пор ни один общественный институт не создал таких учебных заведений, которые занимались бы формированием и научно обоснованным развитием эмоциональных задатков.

Если человек «№ 3» чувствует потребность в эмоциональном развитии, ему за неимением лучшего приходится учиться этому на собственном опыте.

Здесь, однако, можно дать полезный совет: человек по своей природе способен к тренировке, и этим вполне можно воспользоваться для пробуждения спящего эмоционального центра. Привыкший к отвлеченным рассуждениям, человек «№ 3» должен в любых обстоятельствах представлять себе реакцию человека «№ 2», для которого столь же привычен зов эмоционального центра, и заставлять себя сознательно реагировать точно так же. Это своего рода игра. В ней, особенно поначалу, можно не раз ошибиться. Но если отнестись к этой игре серьезно и упражняться в ней при каждом удобном случае, то в конце концов удастся пробудить свой эмоциональный центр, так что станут заметны его спонтанные реакции, и этот первый успех укрепит человека в рвении к работе. Следует неустанно выполнять такие пробуждающие упражнения, до тех пор, пока эмоциональный центр не будет вполне готов к дальнейшему развитию.

Человек «№ 3» может даже найти в этой ситуации определенные для себя преимущества. Ведь коль скоро его эмоциональный центр чаще всего спит, он оказывается не слишком запятнан, разве что отрицательными эмоциями. Если в курсе такого пробуждения следить за тем, чтобы не марать его всякого рода соображениями и прежде всего не использовать его для неподобающих целей, то вполне можно стать как дитя (Мф 18:3), чей эмоциональный центр пусть и не развит, но бодрствует и не является ни деформированным, ни запятнанным.

(4)

Этого краткого анализа в сопровождении некоторых умозаключений, разумеется, недостаточно для разрешения обширной и в высшей степени сложной задачи, указанной в начале данной главы. Внешнему человеку ничего не известно ни о работе эмоционального центра, ни о возможностях его развития. В некоторых ситуациях — в частности, в ходе судебных процессов — это становится особенно явным: даже превосходнейший судья не в силах проникнуть в глубины человеческого сердца. То же имеет место и на исповеди: даже если согрешивший полон искреннего желания рассказать правду, ему редко удается выразить все, что накопилось на душе. Да и как ему узнать все о своих поступках и выявить их мотивы, если его неразвитая и несбалансированная Личность со своими 987 «я» напоминает сумасшедший дом.

Проникнув с помощью терпеливой и неотступной интроспекции в глубины нашей Личности, мы обнаружим, что не так уж много «я» существенно разнятся по своему виду и своему характеру. Для начала окажется, что не все они одного возраста. Среди легиона из 987 компонентов Личности найдутся женские «я» у мужчин и мужские у женщин: они зачастую весьма многочисленны, а то и вообще составляют большинство. У каждого из таких «я» свой нрав, и каждое играет свою роль в жизни человека. Однако в большинстве случаев эти «я» фактически не выполняют своих функций: многие из них спят сладким сном на грани летаргии, более же активные норовят командовать остальными, на самом деле нимало не заботясь ни о своей миссии, ни о тех «я», над которыми стремятся взять верх, ни о том, чем может обернуться для их носителя такая бурная деятельность. Наконец, внешние потрясения — неожиданные удачи или несчастья — еще более усложняют и так запутанное его внутреннее состояние. Именно в таких ситуациях включается механизм самоуспокоения, и с его помощью человек приходит в новое положение шаткого равновесия — которое опять будет нарушено новым внутренним или внешним потрясением, подобно карточному домику, рушащемуся от вздоха ребенка.

Откровенно говоря, существование внутри нас такой разношерстной компании дробных «я» — совершеннейший абсурд. По самой логике вещей это не может не привести человека к внутреннему краху.

Интроспекция дает возможность выявить в составе человеческой Личности чужеродные элементы. Так, у молодого человека могут обнаружиться дробные «я», пропитанные старческим скептицизмом; наоборот, у человека пожилого найдутся «я» вдохновенной юности, полные веры, надежды и любви. Можно также наблюдать в себе сосуществование пар диаметрально противоположных недостатков и добродетелей, которые обычно компенсируют или хоть как-то смягчают друг друга. Однако не всегда дело обстоит таким образом, и в одном и том же человеке вполне могут уживаться скряга, трясущийся над ломаным грошом, и мот, швыряющий на ветер немыслимые суммы. И несмотря на то, что такое соседство не укладывается в голове, случаи вроде описанного почти норма.

Не следует однако делать из результатов интроспекции поспешных выводов, тем более глупо пытаться прямым вмешательством установить в себе хоть видимость гармонии. Так можно лишь ухудшить положение. Для достижения положительного результата следует смотреть на свое Личное «Я» как на душевнобольного и действовать постепенно, методично, осмотрительно, а главное — повторим еще раз — с любовью и величайшим терпением. Личность — Божест-

венный дар, талант, за судьбу которого мы несем полнейшую ответственность (Мф25:25).

(5)

Чтобы закрепить у читателя вышеизложенные идеи, нелишне бросить еще один беглый взгляд на теорию и практику всего того, с чем сопряжен процесс развития Личности.

Благодаря сознательным усилиям в интроспекции, неслиянии1 внутреннем не-учитывании, внешнем учитывании2, постоянном присутствии3 в себе самом и т. д. человек начинает различать влияния-«В». По мере накопления порождаемых ими впечатлений в нем начинает формироваться магнитный центр. Будучи сформирован, этот новый центр сознания локализуется между низшим и высшим эмоциональными центрами. Пока магнитный центр растет, он играет роль посредника, мало-помалу поглощающего низший эмоциональный центр, а впоследствии, в свою очередь, поглощается высшим эмоциональным центром. Одновременно он утверждает свою власть над тремя низшими центрами Личности и тем самым над 987 дробными «я»: достигнув этого, он сливается с высшим эмоциональным центром, который совпадает с центром всего психического организма. В результате человек обретает внутреннее состояние, иллюстрируемое рис. 24, которое подробно обсуждалось в первом томе (гл. VII, § 4).

Рис. 24

1 В терминологии Муравьева — аналог т. наз. «разотождествления». — Прим. ред.

2 См. т. I, гл. XVI, § 7. — Прим. ред.

3 См. т. I, гл. XX. — Прим. ред.

Это схема Индивидуальности — плода второго Рождения. Видно, что секторы прежнего низшего эмоционального центра, интегрировавшиеся в центр высший эмоциональный, не исчезли полностью. Сохранившиеся секторы низшего эмоционального центра показаны пунктирными линиями, поскольку высший эмоциональный центр неделим, как и высший интеллектуальный и половой. Однако секторы эти претерпели изменения. Согласно древней формуле посвящения, коснувшись философского камня, стальной меч становится золотым. Он сохраняет форму, но не может более служить боевым оружием. Видоизмененные и поглощенные высшим эмоциональным центром, шесть секторов низшего эмоционального центра теперь представляют собою сердце новорожденной Индивидуальности. Будучи подчинены абсолютной власти высшего эмоционального центра — вместилища Истинного Я, — они в совокупности обеспечивают прямую и автономную связь с низшим интеллектуальным и двигательным центрами. Так формируется характер Индивидуальности, проходящей после ее зарождения последовательные стадии роста и развития. Следует иметь в виду, что в Индивидуальности находят завершение сущностные, врожденные человеку положительные свойства — а именно задатки его Личности: свойства человека «№№ 1,2 или 3», очищенные в человеке «№ 4» и возрожденные к новой жизни в человеке «№№ 5, 6 и 7».

У Индивидуальности, как и у Личности внешнего человека, связь с высшим интеллектуальным центром устанавливается непосредственно через высший эмоциональный центр. Половой же центр, которому Личностью была предоставлена полная свобода, оказывается теперь напрямую связан с высшим эмоциональным центром. У Индивидуальности, в отличие от Личности, он не действует автономно, так что сохранившиеся низшие центры — интеллектуальный и двигательный — уже не могут узурпировать его энергию. Любовь обретает здесь чистоту. Это радикальным образом меняет половую жизнь человека после его второго Рождения, возвышая ее до уровня эмоциональной, управляемой теперь Истинным Я.

В этом состоит сущность сублимации полового начала.

(6)

Для завершения нарисованной нами картины уместно упомянуть о некоторых изменениях, происходящих в Личности, когда она в слиянии с Истинным Я становится Индивидуальностью.

Мы уже видели, что Личность состоит из 987 дробных «я» — число это есть алгебраическая сумма возможных комбинаций восемнадцати секторов трех низших центров. У Индивидуальности же лишь два низших центра сохраняют некоторую условную автономность. Таким образом, количество возможных комбинаций вычисляется теперь для двенадцати секторов, умножаемых уже не на три, а на два, и составляет теперь

        12x11 =66
1x2

К этим шестидесяти шести развитым, уравновешенным и дисциплинированным дробным «я» Индивидуальности следует также добавить шесть секторов низшего эмоционального центра, поглощенного центром высшим эмоциональным. В итоге их количество достигает семидесяти двух. Это священное число, играющее важную роль в практиках посвящения. Со времен Вавилонского столпотворения, когда человечество утратило первоначальное единство, оно разделено на семьдесят две языковые группы, которые охватывают все населяющие Землю народы. Ни одна из этих групп не смешалась с другими; все они представляют собой чистые ветви, и на шести из них явная печать мессианства.

Число семьдесят два включает в себя все мыслимые оттенки человеческих типов, способных достичь уровня Индивидуальности. По сравнению с 987 дробными «я» Личности это выглядит обедняющим упрощением, однако в секторах интеллектуального и двигательного центров оно компенсируется проникающим излучением высшего эмоционального центра. Каждое дробное «я» Индивидуальности только выигрывает от гармоничного сотрудничества со всеми остальными. Иными словами, упрощение системы психики является результатом ее выхода на более высокий план.

Сублимация полового начала, приводящая к тому, что его проявления обретают полную гармонию с проявлениями Истинного Я, до такой степени преображает эмоциональную жизнь Индивидуальности, что она становится недоступной описанию человеческим языком. Такое состояние в Традиции именуется Блаженством.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz