ГЛАВА XIX

    

 

(1)

Мы уже отмечали в предыдущей главе, что чем выше верный восходит по Лестнице, тем реже случается ему испытывать неконтролируемые отрицательные эмоции. Это и понятно: благодаря регулярной интроспекции и внутренней констатации он постепенно обретает знание о себе, т. е. о структуре своей Личности и ее функционировании. Формула «Знание — сила», ставшая лозунгом во времена первой промышленной революции, вполне применима к той внутренней революции, что происходит в человеке в результате интроспекции. Еще вчера он, раб своих страстей, инстинктов, а следовательно, отрицательных эмоций, всякий раз ухитрялся оправдывать себя с помощью общепринятых представлений, заявляя, например, что он всего лишь человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако уверовав, он начинает убеждаться в необходимости жесткого контроля над негативной половиной своего эмоционального центра, начинает понимать, что иначе останется в рабстве у отрицательных эмоций, которые ради «общего блага» призваны удержать его под властью Всеобщего Закона. И вопреки всем соблазнам и страхам, порождаемым жизненными иллюзиями (каковые сплошь суть влияния-«А»), его решимость достичь свободы все более укрепляется.

Из этого первого знания — первого проблеска высшего знания, Гнозиса, как о нем свидетельствовали свв. Павел, Климент Александрийский и другие мыслители древности, — верный черпает Силу, которая приходит к нему прежде всего в форме власти над движениями собственной психики. Разумеется, это происходит не сразу; за освобождение от рабства приходится дорого заплатить. Цена такого освобождения — упорный, долгий и тяжкий труд. Но если в верном пылает Вера, он обнаружит, что по мере восхождения по Лестнице, благодаря сознательным и продолжительным усилиям в интроспективной констатации, все менее зависим от то и дело норовящих возникнуть в нем порождений Всеобщего Закона — отрицательных эмоций.

(2)

Первые зачатки гнозиса — высшее знание и практика, дающие человеку власть над собой, — постепенно приносят ему внутренний покой. Это первый ощутимый результат приложенных усилий.

Этот внутренний покой, который верный должен всячески оберегать, является необходимым условием того, что он сможет собрать воедино все свои энергии для дальнейшего продвижения по Лестнице. Этот же внутренний покой удержит его от падения.

Вместе с тем, по мере того как человек культивирует в себе такой внутренний покой, соответственно ограничиваются возможности утилизации отрицательных эмоций — скажем, для получения тонких энергий. Поэтому остается лишь один их источник — удары извне.

Мирянин никогда не будет испытывать недостатка в таких ударах1. Действительно, с точки зрения Всеобщего Закона «движущийся»2 бежит общественной деятельности, и природа тут же предпринимает все ответные меры, чтобы вернуть на место отступника.

Здесь и начинается борьба — великая борьба, Незримая Битва, от исхода которой зависит судьба Воина Христова. Это непрекращающееся сражение длится на всем протяжении Лестницы, и верный сможет одержать окончательную победу лишь когда предстанет перед вторым Порогом.

Продвижение на этом пути, между тем, достигается благодаря частичным победам над той или иной страстью, над рассеянностью или благодушием, над житейскими невзгодами или, наоборот, соблазнами3, исходящими извне, а то и изнутри самого человека. Эта борьба достаточно мучительна, в особенности потому, что здесь врага можно распознать лишь получив от него удар. Существует масса вещей, маскирующих его приближение, —различного рода соображения, заманчивые предложения и перспективы, желание быть полезным и приятным окружающим, необходимость проявить снисхождение, благородство и т. п. Нередко Воин терпит поражение потому, что, даже не подозревая об этом, искренне полагая, что служит Христу, на самом деле всем сердцем служит Дьяволу.

И все же всякий ступивший на поле этой битвы не остается без помощи. Она приходит к нему с двух сторон: из глубин его собственного существа и извне. В первом случае она дается абсолютной искренностью с самим собой и чистотой веры, пылающей в его сердце. Верапо сути своей слепа, ибо для нее равно убедительно видимое и невидимое. А так как невидимое неизвестно по самому определению, то искренне ошибаться может и самая ревностная вера. Наглядным тому доказательством может служить история св. Павла, который до своего обращения был жестоким гонителем христиан. Однако этот же пример показывает, что в силу самой своей природы искренняя вера влечет за собой Любовь и таким образом исправляет то, что явно противоречит глубинным убеждениям человека. Таков смысл откровения, которое получил апостол по пути в Дамаск.

1 В отношении монашеской практики дело обстоит совсем иначе.

2 «Someone who «moves»».

3 «Scandals».

Что же касается помощи извне, то она обусловлена неким универсальным законом. Мы неоднократно формулировали его следующим образом: любая возможность устремлена к максимуму ее осуществления1 . Он широко известен и отражен в пословице: важен лишь первый шаг. Обе эти формулировки выражают один и тот же закон, как в положительном, так и в отрицательном аспекте. С точки зрения требуемых нравственных усилий над собою ничуть не легче, скажем, украсть в первый раз, чем принести большую жертву. Повторяющееся действие (в нашем случае — частичные победы над отрицательными эмоциями) порождает привычку, силу инерции. И тем не менее до перехода через второй Порог человек никак не может быть уверен в том, что вновь не попадет в ту же самую ловушку, так как перед лицом согласованных и упорных атак со стороны Всеобщего Закона бдительность быстро притупляется. Однако всякий раз такое падение будет все менее болезненным, а его последствия все более легко устранимыми.

Более того, каждая частичная победа увеличивает запас тонких энергий Воина и тем самым укрепляет его в борьбе. Но, опять-таки, он должен особенно тщательно следить за тем, чтобы не растратить новообретенный запас. Одержав такую победу, он обязан помнить, что Всеобщий Закон будет любыми способами стремиться лишить его избытка тонких энергий, который, при условии рационального использования, даст ему силы сделать еще один шаг к свободе.

В ходе этой Незримой Битвы та или иная страсть или иллюзия, после очередной над нею победы — второй или пятидесятой, — неизбежно утратит в конце концов всякую власть над победителем. Так что по мере продвижения по Лестнице внутренний покой Воина будет становиться все более нерушимым, и рано или поздно «противник» дрогнет и станет отступать.

Тем самым начнет иссякать и второй источник столь необходимых верному тонких энергий, связанный с трансформацией отрицательных эмоций, обусловленных ударами извне. В таком случае возникает вопрос: как и откуда Воин Христов, достигший совершенного внутреннего покоя и отныне недоступный для внешних и внутренних потрясений, может взять тонкие энергии?

Их источники откроются ему, но, повторим, лишь при условии незыблемости достигнутого им внутреннего покоя.

1 «Tendencies accentuate».

Дойдя до этого пункта нашего исследования, проницательный читатель поймет, что такой внутренний покой может быть достигнут лишь посредством плавки, о которой мы говорили в первом томе. Это естественным образом подводит нас к ближайшему изучению этого феномена, а также методики, позволяющей добиться оптимальной плавки.

(3)

Здесь мы сделаем небольшое отступление, дабы прояснить один немаловажный вопрос, который должен возникнуть у читателя. Как было показано выше, необходимость овладения отрицательными эмоциями самоочевидна. Какова же их роль в общей экономии нашего Mixtus Orbisl

На основании всего сказанного у читателя могло сложиться впечатление, что собственное назначение отрицательных эмоций — ставить человека на место, отведенное ему Всеобщим Законом.

Однако здесь необходимо проводить различие, поскольку роль отрицательных эмоций двояка. Их действие оказывается особенно разрушительным для тех, кто близок к первому Порогу, и еще в большей степени для тех, кто, преодолев его, восходит по Лестнице. Мы уже говорили, что для Всеобщего Закона такие люди представляют угрозу как «беглецы» из его владений. Поэтому для них отрицательные эмоции — проводники к бездне. С этой опасностью верный должен бороться всеми силами.

И все же это некий, так сказать, особый случай: сказанное касается лишь тех, кто вовлечен в эзотерическую работу. Мы же намерены здесь выяснить значение отрицательных эмоций для того, кто удовлетворен собой и, возможно, своей судьбой, кто не то что не задумывается о каком-либо эзотерическом развитии, но даже не имеет представления о Всеобщем Законе, его действии, о том, что из его хватки можно вырваться, — того, кто представляет собой покорный субъект Всеобщего Закона и вообще большинство рода человеческого.

Значение отрицательных эмоций многообразно, они исполняют множество функций, значительно превосходящих условия и пределы нашего Mixtus Orbis. Мы попытаемся определить их место в рамках ноты ЛЯ органической жизни Земли, в частности, в двух основных аспектах этой жизни — личном и общественном.

В обоих этих случаях роль отрицательных эмоций не является, вообще говоря, отрицательной, хотя их прямые последствия всегда бывают разрушительны: они вредят здоровью, порождают разлады в семьях и толкают человеческие массы на всякого рода крайности — мятежи, революции и войны.

На индивидуальном уровне положительные последствия отрицательных эмоций заключаются в том, что они играют роль пробуждающего сигнала. Сама их динамичность подталкивает человека к действию. Энергия СИ-12, запасенная двигательным центром, смешивается с энергией той или иной страсти (у та-

кой энергии более высокая плотность — 24), порождая тем самым отрицательные эмоции. В таком смешанном состоянии1 она проникает затем в двигательные секторы двух остальных центров, сообщая им соответствующие вибрации. Особенно сильно при этом вибрирует эмоциональный центр. Та же самая смесь энергий ориентирует интеллектуальный центр на изобретательность (всегда, впрочем, под знаком мелочных расчетов), открывая в человеке недюжинные способности приспособленца и лжеца.

Психический организм человека выходит таким образом из дремотного состояния, однако, если он неразвит с эзотерической точки зрения, автоматически, а то и преднамеренно вновь в него впадает, как только иссякнут внешние импульсы. Для такого человека жизнь — вечные каникулы.

(4)

Можно сказать, что отрицательные эмоции образуют наиболее реальный общий знаменатель для всех индивидов и социальных групп вне зависимости от расы, общественного положения, пола и вероисповедания. Они суть источник языка, понятного всем, в том числе и животным.

Войны и революции, несомненно, являются настоящим бедствием для тех поколений, на долю которых выпало их испытать, однако вся история, от древней до новейшей, показывает, что они стимулируют человеческую активность, причем не только на полях сражений, но и в органах власти, в тиши кабинетов философов и писателей, в лабораториях и на фабриках. Это одно из косвенных, но определенно положительных последствий отрицательных эмоций. Можно даже сказать, что без отрицательных эмоций двери, ведущие к тропе доступа к развитию, оставались бы заперты как для отдельных личностей, так и для групп людей.

Закончив таким образом наше отступление, продолжим теперь изучение феномена плавки.

II

(1)

Необходимо тщательно следить за процессом, ведущим к плавке, на всем его протяжении и ежесекундно подвергать его констатации в состоянии отчетливого присутствия в самом себе. Процесс этот может занять многие годы. Он состоит из пяти последовательных стадий.

1 «Mixed state».

 

ПЯТЬ СТАДИЙ ПЛАВКИ

СТАДИЯ ПЕРВАЯ — Интроспекция. Констатация

Эта стадия включает в себя постоянное интроспективное наблюдение над всеми дробными «я», составляющими Личность, — теми опилками, о которых речь была в первом томе (гл. I, § 3). В результате такого наблюдения мы столкнемся с различного рода представлениями — абстрактными идеями, живыми, яркими или бесцветными образами, образами растений, животных, людей. Все они прекрасно уживаются в человеке независимо от климата — холодного, умеренного или жаркого.

При этом весьма важно пронаблюдать за теми элементами, которые образуют наше временное «Я», — элементами нашей незавершенной Личности. Затем следует констатировать, что все они суть частицы того «Я», с которым мы отождествлены до преодоления первого Порога.

Повторим, что для того, чтобы этот процесс оказался плодотворным, он должен на всем его протяжении подвергаться непрестанной констатации.

Как только зрелище собственной Личности в результате настойчивой констатации станет для верного привычным, он должен попытаться установить, какое (или какие) из дробных «я», так сказать, тянет одеяло на себя. Полезно также помнить, что те «я», которые в жажде по браздам правления стремятся оседлать всю Личность, зачастую скрыты от наблюдателя его собственным лицемерием.

Всякая Личность, вообще говоря, деформирована; сущность и степень этой деформации индивидуальны, однако чем она значительней, тем большее количество дробных «я» покрывается ложью самому себе. Об этом важно помнить, ибо уже на первой стадии процесса их необходимо разоблачить, иначе плавка не будет правильной и полной, а значит и эффективной.

СТАДИЯ ВТОРАЯ —Активный внутренний покой

Внешние и внутренние обстоятельства порождают в нас конфликты разнонацеленных дробных «я», что вполне отражает мир влияний-«А». Каждый из таких конфликтов вызывает неприятное ощущение внутреннего трения. И здесь необходима особая бдительность. Следует помнить, что ущербная, неполная или отрывочная констатация не может привести к желаемому результату, а потому необходимо активно присутствовать в самом себе, искренне переживая каждый конфликт — и в то же время за ним наблюдая, решительно от него отстранясь. Ибо погрузившись или вмешавшись в конфликт, пусть даже косвенно или на одно мгновение, человек не сможет обратить «трение опилок» — дробных «я» — в свою пользу. Кроме того, погрузившись в конфликт, он растрачивает свои энергии вместо того, чтобы сохранять и накапливать их.

У Иоанна Климаха есть изречение, которое здесь как нельзя более кстати: «Истинно мудр тот, кто знает, как обратить все себе на пользу». Это-то невозможно без присутствия при самом зарождении трения. Такова необходимая предпосылка положительного его результата — продуцирования тонких энергий.

Количество этих энергий зависит от интенсивности трения, т. е. глубины внутреннего конфликта или конфликтов, а также от степени присутствия в себе. Качество же их определяется тем, какой именно центр приходит в действие.

Благодаря констатации во время присутствия в себе трение при правильном подходе может высвободить тонкие энергии с валентностями от 96 до 12. Чаще всего именно их нам недостает. Комплекс энергий-96 участвует в сложном процессе дыхания, ритм которого, в свою очередь, зависит от впечатлений, порождающих в нас положительные или отрицательные эмоции. Положительные эмоции вызывают учащение сердцебиения и тем самым (что в данном случае более важно) учащение дыхания. Отрицательные эмоции, наоборот, воздействуют непосредственно на дыхание, а через него — на сердцебиение. Вот почему о павшем жертвой отрицательных эмоций недаром говорят, что он «дышит злобой, ненавистью» и т. п.

Когда человек злится, он в один прием потребляет огромное количество энергии-96; вот почему у него перехватывает дыхание. Если тут же овладеть собой, то высвободится энергия СИ-12, которая, как мы уже говорили, тотчас в избытке поступает в эмоциональный и интеллектуальный центры. При этом человека охватывает радость и чувство умиротворения, дыхание его нормализуется и становится глубоким, вибрации центров ускоряются, что в свою очередь приводит к увеличению активности энергий, относящихся к группе-96. В результате интенсифицируется превращение энергий во всех трех гаммах питания.

Практический совет

Верный, посвятивший себя эзотерической работе, но продолжающий при этом жить в миру, неизбежно навлекает на себя враждебность со стороны окружающих. В Евангелии об этом говорится неоднократно, достаточно хотя бы вспомнить «враги человеку домашние его» (Мф 10: 36). Однако еще больший враг человеку, несомненно, он сам, и не в последнюю очередь благодаря своей привязанности к «домашним»1. Вот почему Христос сказал: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14: 26).

Таков же смысл других слов Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10: 34).

1 Здесь в подтексте: дробным «я». — Прим. ред.

Нетрудно понять, что вопрос здесь сводится к внутренней позиции ученика по отношению к окружающим, т. е. к внутреннему не-учитыванию. Иными словами, когда ему удастся преобразовать отрицательные эмоции в положительные, обретя тем самым внутренний покой и радость, он не должен открыто торжествовать победу над собой в присутствии того, кто явился источником поднявшейся в нем волны злобы, ибо это лишь распалит обидчика.

СТАДИЯ ТРЕТЬЯ — Тепло

Это слово не следует воспринимать только лишь в символическом смысле. При рациональном использовании внутреннего трения, достигшего нужной интенсивности, в человеке вырабатывается вполне реальное тепло. Это происходит точно так же, как в случае двух кусков дерева, из которых взаимным их трением извлекают в конце концов огонь. Разумеется, дерево при этом должно быть сухим (эзотерический смысл «сухости» в данном случае вполне ясен).

Почувствовав такое тепло, ученик может быть уверен в том, что идет верной дорогой. Испытываемая при этом сладость никогда не покажется чрезмерной1.

Мы уже видели, что тепло может возникнуть в результате правильного использования обстоятельств. Но кроме того его выработке могут способствовать определенные молитвы. Трение при этом возникает во время акта присутствия, при встрече, точнее, противостоянии слабого и жалкого «Я» нашей Личности — и Ты бесконечного Божества. Сила молитвы зависит от интенсивности чувства, рождающегося в результате такого противостояния и обусловленного двойственной природой эмоционального центра. Но даже тень гордыни омрачит эту встречу и упразднит ее значимость. Как гласит известное изречение, «Бог противится гордым» (Притч 3: 34; Иак 4: 6; Лк 14: 11; I Петр 5: 5).

Тепло порождают не слова молитвы — его порождает чувство, возникающее в результате этого внутреннего трения в противостоянии. Заметим, что в данном случае молитва должна быть короткой, чтобы сердце непрестанно повторяло ее про себя, сохраняя ее сокровенный смысл и в то же время отрешаясь от ее словесной формы. Если этого удается достичь, сердце испытывает прилив невыразимой радости. Это и есть то, к чему следует стремиться не жалея сил.

Практический совет

Достигается тепло постепенно. Сначала молитву нужно повторять вслух, затем произносить одними губами, не издавая ни звука, и, наконец, мысленно. Внимательный читатель поймет сущность такого метода. Его применение сугубо индивидуально и входит в комплекс ежедневных упражнений, в православной практике именуемый Правилом.

1 «The sweetness it brings never satiates us».

В качестве наиболее действенной бесчисленными церковными подвижниками в России испробована Молитва Иисусова. Она звучит следующим образом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Помилуй мя грешного!

Монахи и монахини ежедневно повторяют ее по десять, а то и по двенадцать тысяч раз. Мирянам рекомендуется произносить эту молитву сериями по двенадцать повторений в каждой. Таким образом следует молиться от одного до четырех раз в день.

СТАДИЯ ЧЕТВЕРТАЯ — Огонь

Первые три стадии плавки требуют непрестанных усилий. Следующие же две носят спонтанный характер. Вследствие трения, высвобождающего достаточно большое количество тепла, сердце самовозгорается подобно тому, как это происходит в случае двух кусков сухого дерева.

Это мистический Огонь. От сердца он растекается по кровеносным сосудам. В Традиции об этом говорится: «когда в крови горит огонь, коренным образом меняется само строение нервной системы». Кровь при этом становится «голубой».

В этот момент изумленный искатель увидит в собственных глубинах образ своего Истинного Я— сверкающий отблеск Я своего Господа.

На этот счет в недавно обнаруженном т. наз. Евангелии от св. Фомы имеется такое изречение:

«Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем»1.

Царствовать над всем... Читатель, конечно, понимает, что это означает слияние с Истинным Я человека, которое есть часть Господнего Я, царствующего над Вселенной.

СТАДИЯ ПЯТАЯ — Плавка

Плавка происходит по-разному, однако она всегда начинается в эмоциональном центре, под воздействием сильного чувства, взлелеянного непрестанными усилиями, либо же внезапного эмоционального порыва (как в случае с раскаявшимся на кресте разбойником), либо вследствие длительного накопления различных чувств одной и той же направленности. Характер плавки, таким образом, сугубо индивидуален. Она может быть результатом жертвы, как, например, в случае солдата, отдающего жизнь за свою страну. Ибо сказал Христос, что нет

1 Евангелие от св. Фомы, гор. 1.

больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15: 13). Плавка может произойти также при каком-либо ином проявлении истинной Любви.

Любовь, таким образом, является общей составляющей всех процессов, которые ведут к положительной плавке. Поистине, Любовь и только Любовь воспламеняет сердца даже при самом холодном разуме. Сплав, достигнутый таким образом, обладает достаточно редкими и весьма ценными свойствами.

Сильные отрицательные эмоции — например, боязнь греха — тоже могут привести к образованию сплава. Но в этом случае он не будет, да и не может быть полноценным. Состав такого сплава неоднороден, и производимый им эффект неудовлетворителен.

Если же человек впоследствии обнаружит эту ущербность и будет настойчиво стремиться к достижению полноценного сплава, ему прежде всего следует расплавить обретенный частичный сплав и вновь начать с нуля. Это может быть достигнуто лишь ценой немалых страданий. Если человек сознает ущербность своей плавки, он должен заставить себя как можно скорее расплавить образовавшийся сплав. Это тем более трудно, что неполноценный сплав есть продукт длительного накопления неправильно ориентированных чувств.

Но как только неполноценный сплав будет возвращен к исходному состоянию, человек сможет обрести власть над всеми теми чувствами, из которых возник сплав, и обратить их в свою пользу. Здесь, как и в случае борьбы с отрицательными эмоциями, положительный эффект гарантирован лишь при том условии, что вредоносное воздействие негативной плавки ликвидировано. Однако это возможно только если в этом процессе «обратной» плавки человек занимается его констатацией, пребывая в состоянии активного присутствия в себе.

Заметим также, что наряду со всякого рода возможными негативными последствиями плавки существуют также кристаллизованные сгустки. Они всегда неполны и локальны. Однако они, так сказать, благоприобретены, в отличие от того, что называют человеческой натурой в эзотерическом смысле этого слова. «Натуру» можно сравнить с вязким комком в жидкости; в нем может быть один или несколько механически возникших центров кристаллизации. Часто такой сгусток появляется и увеличивается с возрастом, особенно при отсутствии какого-либо интереса ко всему, что превышает пределы привычного пространства-времени. Затем, например, бережливость у таких людей превращается в скупость, благоразумие — в резонерство, а властность — в откровенный деспотизм. Так возникает умственная апатия, и человек оказывается вообще не способен к самостоятельному мышлению; он живет теперь чужими мыслями, которые постепенно умирают в нем, превращая своего носителя в бездушный автомат. Такого рода явления иногда можно наблюдать и среди молодежи. Они являются признаками преждевременного старения.

(2)

Таковы различные аспекты процесса плавки, пять стадий которого были здесь вкратце рассмотрены. По его завершении Личное «Я» становится монолитным: это уже не зыбкий конгломерат опилок — дробных «я», — но нечто прочное и стабильное. С обретением сплава его обладатель оказывается на четвертой ступени Лестницы, перед вторым Порогом. И теперь он готов его преодолеть.

 
 

 

 

Hosted by uCoz