|
(1)
Переход от одной эры к другой вверг мир в критическую
ситуацию. Анализируя ее, мы приходим к выводу, что непосредственная
причина тех бурь, через которые проходит теперь человечество,
материальна по своей сути. Она связана с промышленной, а точнее
говоря, энергетической революцией, которая последовательно
привела на смену мышцам человека и животных, некогда бывшим наряду с
ветром единственными доступными людям источниками энергии, энергию пара,
электрическую и атомную. Революция эта привела к тому, что человек
теперь имеет в своем распоряжении практически неиссякаемые источники
энергии.
О всех последствиях этой революции судить трудно,
однако некоторые из них подталкивают нас в общем в том же направлении, в
котором должно двигаться новое человечество.
(2)
Прежде всего, нам следовало бы изучить
материальные последствия нынешнего кризиса, обусловленные
технологическими достижениями, изменившими структуру мира. Затем мы
исследуем более глубинное значение этого кризиса, причины которому, как
уже было показано, морального плана.
Что будет представлять собою новое человечество?
Каким оно может стать? Именно на эти вопросы мы попытаемся найти — хотя
бы приблизительные — ответы в данном томе. Ряд основных следствий
упомянутой метаморфозы можно указать уже сейчас, хотя нижеследующие
рассуждения никоим образом не претендуют на полноту.
Первое. Новые средства транспорта и связи
изменили наше ощущение расстояния. Сегодня не осталось
недоступных мест: мир сузился; антиподы стали соседями, расстояния же
измеряются теперь не милями и километрами, а временем, необходимым для
достижения той или иной точки планеты. Ниже приводятся некоторые
расстояния, выраженные во временных единицах, характерные для тех
времен, когда еще не получили распространения железные дороги:
|
дней |
Париж —
Санкт-Петербург (экспресс-почта) |
17 |
Рим — Лондон
(экспресс-почта) |
13 |
Рим —
Санкт-Петербург |
30 |
Берлин —
Северная Италия |
10 |
Вена — Берлин |
5 |
Берлин —
граница Испании |
15 |
Для сравнения, авиапутешествие из Лондона в Нью-Йорк
занимает сегодня четыре часа.
Чем меньше становится мир, тем чаще и тесней
становятся наши контакты, тем к большему они обязывают. В этом первое
следствие технической революции: она требует полной переоценки проблем,
связанных со взаимоотношениями личности и государства.
Второе. Усовершенствование механизмов требует
использования сырья со всего мира: в одном лишь
автомобилестроении используется более двухсот различных видов
материалов. Из-за этой всевозрастающей общности экономических интересов
государства-производители утрачивают свою независимость и национальную
специфику.
Третье. Механизация приводит к массовому
производству, которое, внеся коррективы в закон спроса и предложения,
порождает проблемы сбыта и перепроизводства.
Четвертое. По мере того как фабричное
производство становится нормой, цивилизация унифицируется: стандартные
фильмы, магнитофоны, проигрыватели, радио и телевидение, архитектура
зданий и так далее. В свою очередь, эта явная тенденция к единообразию
ведет к стандартизации академического образования. Это неизбежно, так
как всюду возникают одни и те же или схожие проблемы, требующие сходных
решений.
Пятое. Сегодня человек пользуется тем, чего сто
лет назад даже не мог себе представить. Массовое производство, благодаря
современному оборудованию представляющееся ему столь естественным,
является результатом все ускоряющегося роста возможностей. В результате
сегодня практическое разрешение получают такие проблемы, как, например,
практикуемое в медицине облегчение страданий при помощи анальгетиков
вплоть до эвтаназии. Но у каждой медали есть своя оборотная сторона: то
же техническое могущество, что способно быть для человечества благом,
может привести к ужасным катастрофам.
(3)
Развитие международной кооперации, бывшее прежде
желательным, стало теперь неизбежным. По вышеупомянутым причинам
государства обязаны сегодня решать свои проблемы в международном
масштабе. Они не могут более замыкаться лишь в национальных рамках.
Такая взаимозависимость естественным образом требует сотрудничества
между народами.
Между тем мир хотя и движется к единству в
техническом плане, все же состоит из государств, которые в
политическом плане полагают себя суверенными образованиями. В
этом нет ничего искусственного: каждая нация — это прочная реальность,
имеющая глубокие корни. Тем не менее этот факт очевидно противоречит
следствиям технической революции.
Сегодня мы становимся свидетелями все более бурного
процесса самоопределения народов. Процесс этот имеет два аспекта:
а) поверхностный, порожденный деколонизацией;
б) глубинный, связанный с его остротой и
динамичным характером во всем мире.
В конечном счете это противоречие порождает два
противоположных процесса: в то время как техническая революция
настоятельно требует установления такого порядка, при котором мир был бы
если не единым, то по крайней мере объединенным, многие народы
демонстрируют быстрый и мощный рост национального самосознания,
временами перерастающего в ксенофобию. Эти процессы грозят расколом
человеческого общества. Об этом уже говорилось во втором томе настоящего
сочинения1, где предлагалось теоретическое решение проблемы.
Об этом же сказано и в первой главе настоящего тома: вопрос в том, как
перейти от теории к практике.
Основная причина этих трудностей заключается в том,
что эти два процесса развертываются на различных уровнях человеческого
сознания. Согласно данным нами определениям 2,
первый процесс оказывается связан с цивилизационным планом, тогда
как второй — с культурным. Мы повторим это здесь, чтобы читателю
было легче следовать за нашими рассуждениями.
Т. II, гл. XIV.
Т. II, гл. XIII, §11/4.
Под культурой мы понимаем все то, связанное с
духовным планом и планом психического, что изначально относится к
культурно-историческому типу в целом. Это, разумеется, следует понимать
так, что в рамках указанного целого каждый народ является носителем
специфической культуры, представляющей собой компонент культурного
содержания данного культурно-исторического типа цивилизации.
С учетом неповторимости культурного гения того
или иного народа, такой подход отдает должное в историческом плане
каждому народу, большому и малому. Духовный прогресс, таким образом,
необходимо зависит от культурной эволюции человечества.
Под цивилизацией мы понимаем все, что
достигнуто благодаря техническому прогрессу в самом широком смысле этого
понятия.
Таким образом, конкретный элемент культуры всегда
происходит из национального сознания (в самом широком смысле),
тогда как цивилизация по мере своего развития естественным образом
стремится стать интернациональной и в конце концов охватывает
весь мир.
(4)
Приведенные выше определения объясняют двойственность процесса, в
котором всеобщая интернационализация, являющаяся естественным
результатом технической революции, сопровождается всевозрастающим
утверждением национального сознания всех народов, равно больших и малых,
свободных, колониальных и полуколониальных.
(5)
Теперь не составляет труда понять, что основная
причина нынешнего кризиса
состоит в затянувшемся пренебрежении культурной
составляющей. Результатом этого стало распространение сумасбродной
идеи о различиях между цивилизованными народами и «дикарями».
Этим словом мы зачастую называем народы, достигшие весьма высокого
уровня культуры, — хотя их культура и отлична от нашей, — но чья
цивилизация развивалась не столь быстрыми темпами, как на Западе.
Со временем это заблуждение стало восприниматься
большинством жителей Запада как истина. Приняв вольтеровский деизм
и проникшись обожествлением Личности, порожденным Французской
революцией, мы перестали придавать слову «цивилизация» значение
«культура». Однако, как мы уже видели, культура всегда
принадлежит конкретной нации и может развиваться лишь в рамках
национальной свободы и независимости. Каким бы парадоксальным это ни
показалось, именно развитие западной цивилизации и ее распространение по
всему миру создало условия, необходимые для установления такой
национальной независимости на всем земном шаре.
II
(1)
Таким образом, нам следует теперь рассмотреть
вопросы, связанные с ростом культуры во всех ее разнообразных
национальных аспектах. Как мы уже видели, эти аспекты специфичны и равно
важны. Добавим, что последнее является наилучшим свидетельством
человеческого Братства, каковое есть не что иное, как природный
факт, пусть даже отрицавшийся тысячелетиями. Кризис, в котором
человечество оказалось из-за своего невежества или небрежности, может
быть разрешен лишь при условии, что все народы это осознают.
Культурный источник любой нации — традиции.
Это дух народа, его сокровищница, содержимое которой проявляется
в языке народа и его литературе. Можно заметить, что структура
языка всегда восходит к фонетическому алфавиту, однако она всегда
несколько изменяется при переходе к алфавиту письменному.
Семьдесят два первоначальных языка, фигурирующие в
мифе о Вавилонской башне, вместе со всеми своими подразделениями
образуют великое вместилище универсальном культуры, по отношению
к которой каждый из них представляет собой лишь одну из граней. Над
этими семьюдесятью двумя стоит Универсальный Язык, на котором все
они основываются, язык Чисел. Это божественный язык, средство
выражения Слова, Логоса, источник абсолютной Истины, из которой
семьдесят два языка черпают свою силу, благодаря чему каждый из них
образует национальную Индивидуальность, привнося в нее свою
собственную неповторимость.
Здесь мы прикасаемся уже непосредственно к
эзотерическому уровню.
Мы увидим далее, что в этом смысле Эра Святого Духа
будет ознаменована возвращением различных народов к своим истокам, дабы
образовать Единство. Единая во всем своем законном разнообразии,
каждая национальная Индивидуальность станет неотъемлемой частью нового
гармоничного Целого.
Символически это можно представить как возвращение к
строительству Вавилонской башни, но только в другом отношении, так
сказать, с другой стороны. Это будет всеобщее возрождение всех
культурно-исторических типов Цивилизаций через взаимопонимание,
основанное на обретенном и осознанном Гнозисе. Мы придем к
расцвету национальных культур в единой мировой цивилизации — к торжеству
великого принципа человеческого Братства.
|
|