ОТ АВТОРА

    

(1)

Во все поворотные моменты истории на первый план выходит проблема Человека. По этой причине становится очевидным, что в то переходное время, в которое нам случилось жить, когда на смену подходящему к концу Циклу Сына приходит Цикл Святого Духа, существует огромная потребность в новом Человеке — сильном и просветленном, способном разрешить две величайшие задачи, от решения которых зависит будущее человечества. Первая из этих задач состоит в том, чтобы сделать рациональным и эффективным устройство человеческого общества в планетарном масштабе, вторая же заключается в создании условий, максимально благоприятствующих тем, кто стремится развивать свою Личность и удостоиться таким образом Второго Рождения.

Эти задачи, взаимосвязанность которых самоочевидна, уже обсуждались в первых двух томах настоящего сочинения. Прилежный читатель, изучивший различные аспекты Гнозиса и уразумевший их суть, имел возможность понять всю важность этих проблем. Ниже мы продвинемся в этом направлении, рассмотрев, во-первых, проблему рационализации в эзотерическом понимании политического, экономического и социального устройства человеческого общества. Такая рационализация призвана служить предпосылкой всеобщего Воскресения, то есть обретения всеми душами, сущими на нашей планете, телесной оболочки. Кроме того, мы рассмотрим, каким образом учение Гнозиса может способствовать воспитанию человеческой элиты — мужчин и женщин нового типа. Такая элита будет образована из представителей всех известных в истории типов цивилизаций и их подразделений.

(2)

Несмотря на неудачу, которую потерпели Иоанн Креститель и Иисус Христос, несмотря на последовавшие за этим двадцать веков нетерпимости, жестокости, глупости и массового безумия, человечество — благодаря отнюдь

не собственному желанию, но природе вещей — все же приходит к своему единству. Нам, однако, представляется, что это многообещающее единство может быть достигнуто и укреплено лишь при наличии рационального и гармоничного мироустройства. Построение же такового потребует в высшей степени умелых зодчих.

Лишь миропорядок, основанный на эзотерическом знании, может дать Правителя, достойного завтрашнего дня, человека, способного противостоять проблемам, порождаемым устройством жизни в Эпоху энергетического изобилия, Эпоху, когда человек станет свободным от преклонения перед трудом, который играет сегодня роль предохранительного клапана, спасающего человечество от безумия.

Иными словами, для того, чтобы вернуть инициативу, которую человечество уступило созданной им Машине, оно должно произвести на свет новую аристократию, Аристократию духа и служения, подобно тому, как некогда интеллигенция заняла место пришедшего в упадок средневекового рыцарства.

(3)

Решение проблемы Человечества вплотную связано с успехом в решении проблемы отдельного Человека. Соответственно этому мы и будем строить изучение эзотерического цикла Гнозиса.

Это означает, что мы направим свои усилия на практическое применение эзотерического Знания, как ради нового Человека, так и ради нового Человечества в целом. Наша цель — помочь тем, кто расположен к такого рода деятельности, кто горит желанием обрести Второе Рождение. Усвоив должным образом экзотерический и мезотерический циклы Традиции, они должны чувствовать в себе готовность радостно служить Делу и подчинять все свои личные интересы такому служению. Последнее условие совершенно необходимо: ученик, не соответствующий ему, не продвинется в эзотерической области, но окажется замкнут в порочном круге, исполненном опасностей.

Гореть и Служить — вот девиз Рыцарей Новой Эры. Он должен быть огненными буквами запечатлен в их сердцах и ни на миг не покидать их сознания.

(4)

Следует подчеркнуть, что в конце, когда произойдет всеобщее Воскресение, элита человечества будет образована из пар полярных существ.

В Переходный Период Гнозис, разумеется, призван разрешить проблему Нового Человека, способствуя постепенному замещению обычного для предыдущего Цикла свободного романа романом единственно возможным и устранению всех пережитков полигамии.

Проблема человека, таким образом, приводит нас к реализации Андрогина как нормы общежития, поскольку андрогинное сознание и соответствующий образ жизни являются высшим состоянием человеческого бытия, венчающим усилия последователей Традиции при обретении ими Второго Рождения.

В настоящем Введении будут предложены некие правила, которые позволят нам определить необходимый подход ученика к излагаемому ниже эзотерическому учению и к подразумеваемой им практической деятельности. Они помогут тем, кто готов к овладению знанием этого уровня, более адекватно оценивать свои возможности и обрести уверенность в том, что они вступили на этот путь сознательно, ибо им не стоит взваливать на себя непосильный груз, чреватый последующим отступлением и риском утратить душевное равновесие.

(5)

Эти общие правила продиктованы самой сущностью той работы, которую предполагает реализация эзотерического цикла Гнозиса. В случае успеха ее результатом становится Посвящение, знаменующее начало глубокого духовного преображения ученика, впервые призванного к тому, чтобы отложить прежний образ жизни ветхого человека (Еф 4: 22) и облечься в нового человека (Еф 4: 24).

Опасность утраты душевного равновесия имеет своей причиной недостаточную вовлеченность в Работу или недостаток воли: иными словами, чаще всего это случается с учеником, который, избавившись от ветхого человека, еще не облекся в нового. Последнее может явиться результатом как переоценки учеником своих сил, так и некомпетентности учителя, которая иногда сопровождается отсутствием настойчивости1 .

Нижеследующие наставления даются с точки зрения не мирских побуждений и соображений, но человека совершенного2, уже принадлежащего, по крайней мере в принципе и по духу, к новому миру.

1  См. т. I, гл. VI, §§ 7—8; т. II, гл. XVI, § 7.

2  1 Кор 2: 6, Флп 3; 15, Кол 1: 28; 4: 12, ИакЗ: 2,1Ин2: 5; сочинения Климента, Евсевия, Оригена, Иренея и др.

(6)

Первое, о чем должен помнить возжелавший посвящения в единственно возможный роман, связано с терпением.

В эзотерическом плане терпение и настойчивость измеряются не годами, но десятилетиями, а то и жизнями — в различных воплощениях.

Важно понимать, что эзотерическая практика весьма и весьма отличается от наших обычных о ней представлений. Повторяю: никто не сможет обрести истинную, животворящую, объективную Любовь без коренного переустройства своей Личности и ее «психологии». Обрести же ее в подлунном мире во всей ее животворящей полноте возможно лишь при втором Рождении благодаря непрестанным осознанным усилиям на благо Дела.

Путь обретения такой Любви указан нам самой Любовью. Мы должны всегда помнить о следующей непреложной истине: Вера, Надежда и Знание (Гнозис) суть последовательные стадии обретения Откровения Любви.

При недостатке, не говоря уже об отсутствии какого-либо из этих компонентов на той или иной стадии, он не может быть восполнен на следующей. Иными словами, без Веры в сердце невозможно обрести Надежду (в эзотерическом понимании), без Веры же и Надежды останется навеки недоступным Гно-зис, живое Знание, приводящее в конце концов к Любви1. Наконец, необходимо знать, что Вера, Надежда и Гнозис вместе образуют то, что Традиция именует рыцарской Любовью.

Рыцарская Любовь является, таким образом, предпосылкой объективной Любви.

1 Т. II, гл. VI, §§ 1— 3.

(7)

Будучи лишенной Гнозиса, человеческая любовь, даже включающая в себя Веру и Надежду, не может достичь уровня рыцарской Любви. Это объясняется тем, что пустота, образующаяся из-за отсутствия Гнозиса в Абсолюте II, тут же заполняется Абсолютом III. Такое вмешательство нормально и желанно для большинства людей, но совершенно не подходит тому, кто стремится постичь тайное учение: как правило, оно ведет к супружескому союзу со всеми его заботами и «условностями» и уводит несовершенного ученика в сторону, вовлекая его в порочный круг. Что же касается внебрачных связей, не дающих Абсолюту III такой же гарантии стабильности, как брак, то они провоцируют еще более сильное вмешательство, принимающее самые различные формы.

Рыцарская Любовь — это raison d'еetre 1 пары полярных существ, Рыцаря и Дамы его Мечты. Без такой Любви их полярность остается духовно бесплодной, и они оказываются возвращены в обычное состояние. Практика же ее требует жертв и «подвигов». Они суть испытание. Для тех, кто его проходит, Гнозис оказывается благотворен вдвойне: обогащенное опытом, теоретическое знание становится знанием живым.

1 Смысл существования (фр.).

В Средние века Рыцарь и его Дама, полагавшие себя духовным ЦЕЛЫМ — полярными существами, по нашей терминологии, — не вступали в брак. Наоборот, они расставались, сознавая риск того, что никогда более не встретятся, и зная, что, случись им не пройти испытания, их любовь выродится, утратив свое значение и чудесную силу. Они знали, что, расставаясь для совершения подвига, они сохраняют шансы на успех, преждевременный же брак совершенно лишил бы их таковых.

Сегодня, как и в былые времена, рыцарская Любовь остается, по определению, необходимым условием обретения предполагаемой полярной парой животворящей Любви, каковая суть наш Господь.

Из этого правила нет исключений: оно применимо ко всем, начиная с полярной пары юных и чистых существ, и в еще большей степени — к встретившимся в зрелом возрасте, когда жизнь каждого отягощена грузом кармы. В таких случаях первая из необходимых жертв — это отказ от плотской связи, первый же подвиг состоит в методичном освобождении от упомянутого кармического груза, памятуя о том, что составляющие его большие и малые «гордиевы узлы» должны быть развязаны, но не разрублены.

Если предполагаемые полярные существа с энтузиазмом выполнят некоторую полезную для Дела эзотерическую работу в одном направлении, наступит момент, когда они очистятся. Став рыцарской, их Любовь обретет всю свою объективную силу, и, благодаря обретенной таким образом чистоте, они наконец уверятся в реальности своей до сих пор интуитивно ощущавшейся полярности. На этой стадии ошибиться невозможно.

В этот момент Второе Рождение навеки объединит их в животворящей Любви и смерть, окончательно побежденная таким образом, уже не будет восприниматься ими как катастрофа.

(8)

Любовь Рыцаря и Дамы его Мечты тут же поднимет обоих на четвертую ступень Лестницы, где подвиги и жертвы ускорят их продвижение вперед, при том лишь условии, что успешно усвоенный ими Гнозис принесет свои плоды. Необходимое для этой цели время будет им дано, однако оставаться на четвертой ступени они смогут, лишь пылая Любовью. В противном случае, несмотря на многообещающее начало, желаемая цель останется недостижимой. Если же их работа окажется сколько-нибудь успешной, они увидят, что по мере восхождения на четвертую ступень их Любовь одновременно изменит свое местоположение в их физических, психических и духовных телах.

Чтобы помочь тому, кто пожелает усвоить третий том Гнозиса, мы еще раз повторим, что рыцарская Любовь может быть эффективной лишь будучи основана на пережитом Гнозисе, ибо лишь обретенный посредством опыта, проникший в сердце Гнозис, Гнозис, объединенный с Надеждой, зиждящейся на Вере, способен обеспечить Рыцарю проницательность, которая защитит его от блужданий в дремучем лесу чисто человеческих мыслей и чувств.

Сказав так, мы не должны забывать, что рыцарская Любовь — обычный атрибут Рыцаря и Дамы его Мечты, то есть предполагаемых полярных существ. В то же время она является сущностью и инструментом Пятого Пути — возвышенного эзотерического пути, который в условиях этого мира даст такой паре возможность достичь состояния, характерного для мира грядущего, приближающегося Царства Небесного, и с самого момента своей встречи жить на этой земле как Ангелы на небесах (Мк 12: 25).

Это поистине подвиг, и не всякому дано достичь в этом успеха. Однако Пятый Путь ни в коей мере не исключает остальных четырех Путей, описанных в предыдущих томах Гнозиса. Величайшая ошибка, неизбежно ведущая к неудаче в эзотерической (и не только) области, — предпринимать нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. Традиция, как явствует из сказанного ранее, вполне определенно предостерегает нас от этого. Такая переоценка своих возможностей — расхожая ловушка Всеобщего Закона, в которую довольно часто попадают люди, обладающие в целом прочной верой, успешно следовавшие одному из четырех остальных Путей, не требующих от ученика тут же проходить Испытание Огнем.

Именно это имел в виду св. Павел, сказав: «...выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (I Кор 7:38). Это «поступает лучше» полагается в Традиции одним из упоминаний св. Павла о Пятом Пути.

(10)

Неоднократно упомянув об особой важности в эзотеризме животворящей силы рыцарской Любви, мы обязаны, в заключение настоящего предисловия, обратить внимание читателя на важность эзотерической роли пар тех существ, которые хотя и не являются полностью полярными, но искренне следуют одному из первых четырех Путей:

1. В индивидуальном плане они способствуют росту и развитию своей Личности;

2. В более общем плане они, посредством деторождения, способствуют созданию условий, необходимых для всеобщего Воскресения.

Так как общий Закон сильнее их, они должны избегать бросать ему вызов, дабы не спровоцировать преждевременное Испытание Огнем.

Это к ним обращены слова апостола: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (I Кор 7: 5).

 

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz