ПОСТСКРИПТУМ
Еще в глубокой древности человек страстно стремился разрешить проблему абсолютного Знания. Древними была дана исчерпывающая формулировка интуиции как стремления постичь "то, зная что, мы узнаем всё"1. В современном перетолковании это звучало бы так; чтобы понять все', нужно знать очень мало - но чтобы понять эту малость, прежде необходимо научиться очень многому. Такой порядок постижения и составляет собственное содержание самого понятия "Гнозис", который для древних означал не "простое", т. е. мертвое знание, а Знание живое, превосходящее и Разум и Веру.
Под Гнозисом, таким образом, мы понимаем - на что указывает эпиграф - "премудрость Божию, тайную, сокровенную". Именно такой смысл вложен в название этой книги, которая имеет целью, раскрыв различные аспекты Гнозиса как "сокровенной премудрости", способствовать его уяснению.
Что же касается подзаголовка, то он конкретизирует универсальную идею Гнозиса в плане ее проявления в этом мире, а именно в тот переломный исторический период, который был отмечен Пришествием Христа.
До Рождества Христова - в эпоху, соответствующую "Циклу Отца", - божественный Гнозис раскрылся в форме таинств - таинств Обетования, которые позже были удостоверены синтезировавшим их явлением Христа как таинством Воплощения.
С Его Пришествием был упразднен налагавшийся на всех посвященных строжайший обет молчания, и в мир хлынул поток гностических идей. Повсюду начали стихийно возникать учения, теории и системы, поколебавшие прежний институт посвящения, поскольку были основаны на попытках согласовать и свести в единое целое таинства Обетования, составлявшие Традицию, и таинство Христа.
В возникшей вследствие этого путанице взаимопроникающих идей мы можем различить два противоположных течения, исходящих из одного основного постулата, а именно из объективной констатации несовершенства мира явлений.
Так называемые гностики, фигуры которых в качестве родоначальников ересей вошли в историю становления Церкви, пытались объяснить это несовершенство "падением" света в материю в процессе его истощения и как его результат - катастрофой, к которой Бог, Совершенный и превосходящий всякое Проявление, не имел никакого отношения; либо же относили эту катастрофу за счет ошибки при Творении; либо же прямо приписывали ее замыслу злобного Демиурга.
В основе таких домыслов всегда лежит смешение планов. В попытках постичь божественное человеческий разум непроизвольно наделяет его собственными характеристиками - ограниченностью, предвзятостью, а зачастую и вовсе одиозными, сугубо человеческими чертами.
1 Упанишады. -Прим. ред.
В идеях гностиков очевидно среди прочего влияние эллинистического способа мышления, в значительной степени обусловленного языческим мировосприятием, т. е. привычкой к антропоморфному представлению о Божестве.
Принесенная Христом Благая Весть упразднила прежнее мировосприятие именно потому, что явилась обратным осмыслением лежащего в его основе понятия, а именно призвав к обожению человеческого в человеке через второе Рождение - врата в Царство Божье.
Борьба идей закончилась торжеством Православия. В упорной и тяжкой борьбе с многоразличнейшими ересями Церковь, благодаря самоотверженным усилиям ее апостолов и отцов, одержала победу, утвердившись как Вселенская, и учение Христа, учение Любви, воссияло во всей своей Истине.
Вот почему оказалось возможным (прежде всего в восточном Православии) сохранить эзотерическую Традицию в ее первозданной чистоте, -такой, какой она была передана от Христа апостолами и их учениками.
Женева, ноябрь 1958 - июнь 1959
КОНЕЦ ПЕРВОГО ТОМА