ОТ АВТОРА
 
    


Ценители эзотерической литературы, вероятно, знакомы с книгой П. Д. Успенского "В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения", опубликованной после смерти автора его поверенными и представляющей собою опыт изложения определенных мировоззренческих идей, воспринятых автором в передаче некоего "Г."1 Относительно самого источника учения, положенного в основу книги Успенского, в главе VI сказано следующее: "ради тех, кто уже знает [...] это, если угодно, эзотерическое христианство"-.
Человека сколько-нибудь осведомленного такая оговорка не может не озадачить. В самом деле, христианское Предание, как оно сохранилось во многих монастырях Греции,, России и Ближнего Востока, всегда было живой "эзотерической традицией" - традицией, конечно, сокровенной, оберегаемой от профанов, однако само ее существование не было тайной, и доступ к ней остается открытым для каждого, кто испытывает настоятельную потребность в ближайшем с нею знакомстве.
Хотя, следуя замыслу Успенского, излагаемое им производит впечатление достаточно органичного синтеза краеугольных идей различных вероучений, лично для меня вполне очевидно, что основанная на Откровении система знании, частично отраженная в этих "фрагментах", в целом является достоянием "Великого Эзотерического Братства", на существование которого намекает апостол Павел в "Послании к Римлянам" (8: 28-30). В этом смысле подлинность зафиксированного в книге сомнению не подлежит, однако (как не без оснований отмечено в ее заглавии) это именно лишь фрагменты того Предания, которое, во-первых, всегда (во всяком случае до сих пор) было исключительно устным, а во-вторых, предполагает только целостное его изучение, без которого получить естественный доступ к Откровению невозможно.
Я хорошо знал Успенского; история наших отношений достаточно подробно освещена мною в статье, опубликованной журналом "Syntheses". Здесь я лишь подчеркну тот красноречивый факт, что, несмотря на страстное, вполне понятное желание еще при жизни увидеть свою книгу в печати, Успенский так и не решился доверить "Фрагменты" книгоиздателям. Лично я неоднократно предостерегал его против публикации книги в столь сыром виде, напоминая об опасности исказить
1 Т. е. Гурджиева Георгия Ивановича. Инициал "G." был использован Успенским, по видимому, из этических соображений; однако ко времени первой публикации книги ("In Search of the Miraculous. Fragments of an Unknown Teaching". London: Routledge & Kegan Paul, 1954) идентифицировать стоявшую за инициалом личность не составляло особого труда: с начала 50-хучение как Гурджиева, так и Успенского, основавшего свою собственную школу, уже было достоянием стремительно растущей аудитории - последователей, популяризаторов и учеников во всем мире. - Прим. ред.
2 См.: П. Д. Успенский, "В поисках чудесного". СПб.: изд-во Чернышёва, 1994. С. 121. (Перевод Н. В. фон Бока.) - Прим. ред.


зафиксированные в ней идеи неполнотой или неясностью их изложения. И с публикацией "Фрагментов" через двенадцать лет после смерти их автора мои опасения лишь подтвердились.

*
**

Материал, положенный в основу предпринятого мною исследования, почерпнут непосредственно из православного Предания, как оно запечатлено в соответствующей церковной и монашеской литературе, в частности, в книге под наименованием "Добротолюбие" - собрании творений отцов Восточной Церкви, в которой ее учение и многовековой опыт излагается признанными авторитетами. На первый взгляд, между моей книгой и "Фрагментами" Успенского немало общего - что и неудивительно, поскольку в каком-то смысле оба мы пользовались одним и тем же источником. Однако сколько-нибудь беспристрастный сравнительный анализ, надеюсь, покажет читателю, что работа Успенского именно фрагментарна и во многом сводится к его собственным домыслам.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Общеизвестно, какое особое внимание уделяется в эзотерической Традиции схемам, которые не в последнюю очередь составлялись с целью донести сконцентрированное в них знание потомкам, через века и тысячелетия, несмотря даже на гибель целых цивилизаций. В упомянутой статье для журнала я уже говорил о серьезной ошибке, допущенной Успенским при передаче одной особенно важной схемы1. Речь идет о том месте, которое, в подаче Успенского, отведено человеку на "диаграмме всего живого". После теоретических выкладок на предмет "нулевого уровня" эзотерически неразвитого человека, - его почти ничтожности во Вселенной, - читателю дается схема, в которой человек поставлен на один уровень с Ангелами и Архангелами, т. е. тем самым он оказывается уже в Царстве Божьем (которому на схеме соответствуют три рядоположные секции верхней горизонтали) - хотя Сам Христос категорически утверждал, что вход в Царство Божье закрыт для тех, "кто не родится свыше" (Ин 3: 3-8). "Родиться свыше", т. е. удостоиться второго Рождения, - цель и венец эзотерической работы. В контексте сказанного Христом это значит, что внешнему человеку -тому, кто, образно выражаясь, еще "не принес плод", т. е. еще не развил свои скрытые способности, - место на этой диаграмме как раз посредине - там, где он выступает в качестве связующего звена между миром природы и миром Божества.
Во "Фрагментах" есть и еще более серьезные промахи и упущения: сама концепция человека как всего лишь "машины" автоматически снимает с него всякую ответственность, - что прямо противоречит тому понятию греха, искупления и Спасения, которое составляет стержень учения Христа.
1 См. Приложение II. - Прим. ред.

*
**

Во всем, что соприкасается с областью Откровения, но не исходит из нее непосредственно, несовершенный человеческий ум особенно подвержен слабости смешивать с нею собственные домыслы, от чего не спасут даже самые благие намерения, пламенная вера или мощный интеллект. Ошибки и искажения, допущенные в книге Успенского, свидетельствуют о том. что ее написание не было санкционировано и не контролировалось Великим Эзотерическим Братством, а используемый при ее написании материал был доступен автору лишь в весьма урезанном виде, что и послужило причиной его недопонимания и вульгаризации. Однако в области эзотерики любое неполное знание особенно опасно - что, в частности, подтверждается трудами св. Павла, Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского, еще в начале нашей эры разоблачавших современные им ложные учения. Известно, например, что в представлении гностиков-ересиархов видимое несовершенство тварной Вселенной объяснялось, по лености доискаться до его подлинной причины, несовершенством Творца, Его некомпетентностью или даже злонамеренностью. Совершенно сходным образом этой же неполнотой и ущербностью познания были затем рождены все прочие ереси. И только то, что в Предании именуется словом Плерома - т. е. именно Поллота, в которой содержится все целое Гнозиса, может служить в познании опорой и защитой от любого заблуждения.

 
 

 

 

Hosted by uCoz