Приложение А

НЕКОТОРЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ В СУФИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

VII   век

 

МУХАММЕД (ок. 570-632) и некоторые его сподвижники, включая его тестя Абу Бакра и двоюродного брата и зятя Али.

 

САЛМАН ПЕРС. Сначала был зороастрийцем, искал учение и практику ханифов. Присоединился к христианским учителям, один из которых, умирая, велел ему отправиться в путешествие на юг. После того как он был взят в плен и продан в рабство, Салман в конце концов стал одним из сподвижников Мухаммеда в Мекке.

Мухаммед умер в 632 году. В тот же год сорок пять человек из Мекки и столько же из Медины принесли клятву братства и верности, выбрав для своей организации название Суфи. Преемники Мухаммеда халифы Абу Бакр и Али учредили особые встречи, на которых проводились суфийские упражнения.

 

У ВАЙС АЛЬ-КАРНИ (умер в 657 г.). Суфийский учитель, живший в Аравии в одно время с Мухаммедом, но никогда не встречавшийся с Пророком. Основал первый аскетический суфийский орден.

 

VIII  век

 

ДЖАФАР САДИК (700-765). суфийский учитель, которого Фатимиды считали шестым имамом.

 

ДЖАБИР ИБН-ХАЙЯН (721-776), известный на Западе как ГЕБЕР, ученик Джафара Садика. Был связующим звеном между древними алхимиками Египта и Греции, а также алхимиками Средневековья.

 

АБУ ХАНИФА (умер в 767 г.), основатель одной из четырех основных богословско-правовых исламских школ.

 

ДАУД (ДАВИД) ТАИ (умер в 781 г.), ученик Абу Ханифы.

 

МААРуФ КАРХИ (умер в 815 г.), ученик Дауда Таи, соответственно, «сын» Давида. Его приравнивали к масонскому «Царю Соломону, сыну Давида». Основал суфийское братство Строителей. Первоначальными строителями были придворные архитекторы Абд аль-Малика, в конце VII века построившие в Иерусалиме Куббат ас-Сахра — Купол Скалы.

 

АБУ АЛЬ-АТАХИЙЯ (748-826), багдадский гончар эпохи правления халифа Гаруна ар-Рашида. Занимался созерцанием и оставил собрание мистических стихотворений. Принадлежал к аниза — племени, чьим символом служил козел. После его смерти ученики, называвшиеся Мудрыми, избрали в качестве символа озарения факел, помещенный между рогами козла. Возможно, к аль-Ата-хийе восходит культ Бражников. Позднее одна группа из его школы эмигрировала в Испанию.

 

РАБИЙЯ АЛ-АДАВИЙЯ (713 или 714-801). Знаменитая женщина-суфий.

 

IX век

 

ТУБАН АБУЛБФАЙЗ ДХу-Л-НуН (умер в 860 г.), египтянин, которого называли «Царь, или Повелитель Рыб». Полагают, что он был чернокожим нубийцем. Слово «черный» использовалось также для обозначения Египта (из-за цвета почвы) и знания (от слова «фехм», обозначающего понятия «черный» и «знание»). Он был третьим в ряду учителей после Дауда Таи и Мааруфа Кархи. Масонский Столп Храма «Боаз» может быть «Альбуаззом» — искаженной формой «Абульфайз» — как звали Дху-л-Нуна.

Он основал суфийский орден Мала мат и, имеющий много общего с масонством.

 

АЛ-ХАЛЛАДЖ ХУСЕЙН ИБН МАНСуР (858-922), «чесальщик хлопка», огласил суфийскую тайну: «Я есмь Истина» и как еретик был казнен при халифе аль-Мук-тадире. Перед смертью молился о прощении для своих палачей. Подчеркивал значение Иисуса как суфийского учителя. Халладж — это «убиенный человек» в терминологии масонства.

 

АЛ-БИСТАМИ БАЙАЗИД (умер в 875 г.), классический суфийский учитель. Суфийский круг фехмиа («воспринимающие») ведет от него начало своего философского учения.

 

ДЖУНАЙД БАГДАДСКИЙ (умер в 910 г.), один из ранних классических суфийских авторов.

 

X век

 

АБУ ИСХАК АШ-ШАМИ (умер в 1097 г.), сириец, потомок пророка Мухаммеда из рода хашим. В селении Чишт (близ Герата) основал орден Чиштийя, боковую ветвь линии Мастеров. Специализировался в использовании музыки и упражнений. Его последователи входили в какой-нибудь город и по обыкновению, прежде чем рассказать горожанам легенду или сказку, играли на флейте и барабане, чтобы собрать народ. Возможно, с этим обычаем связано происхождение феномена шутов на Западе.

 

АЛБ-ФАРАБИ (870-950), известный на Западе как АЛБ-ФАРАБИЙ. Суфийский философ и неоплатоник, предшественник Абу Али Ибн Сины (Авиценны).

 

ИБН МАСАРРА ИЗ КОРДОВЫ (883-931). Основал в Кордове иллюминистскую школу, оказавшую значительное влияние на Запад. Привнес любовную тему в западную литературу.

 

ИКВАН АЛБ-САФА (Братство Искренности, или Братство Преданных). Тайная группа, чьей целью было свести воедино и сделать общедоступными накопленные к концу X века знания. В 980 году опубликовала в Басре 52 трактата.

 

XI век

 

АЛЬ-ГАЗАЛИ АХМАД (1058-1111), известный на Западе как АЛ ЬГАЗЕЛ Ь, «прядильщик». Иранец из Мешхеда, рано остался сиротой, воспитан суфиями. Примирил Коран с рациональной философией и получил титул «Доказательство Ислама». Автор произведений «Опровержение философов», «Эликсир счастья», «Ниша света».

 

АЛИ АЛ-ХУДЖВИРИ (умер в 1063 г.)1, автор первой книги о суфизме на фарси — «Раскрытие сокрытого». Родился в Газне (Афганистан), жил в Индии. Считал своей задачей доказать, что суфизм соответствует принципам ислама. Был известен в Индии как Дата Гандж Бакш.

 

НИЗАМ АЛБ-МУЛБК (1018-1092), визирь сельджукского правителя Малик-шаха. Основал в Багдаде университет, где обучался Омар Хайям. Написал «Сокровищницу тайн» и «Историю Александра».

 

ОМАР ХАЙЯМ (1048-1131), астроном и поэт, автор знаменитых «Рубай». Был другом Низама аль-Мулька и, как считают, «ходил в школу» вместе с Великим Ассасином Хасаном-ас-Саббахом. Жил и похоронен в Нишапуре.

 

АЛБ-ТуГРАЙ, писатель, современник Омара Хайяма.

 

АБУ АЛИ ИБН-СИНА (980-1037), известный на Западе как АВИЦЕННА. Философ, врач и ученый. Написал «Канон врачебной науки», впервые переведенный в XII веке Жераром Кремонским и на протяжении столетий служивший учебным пособием в университетах Европы. Написал трактат «Аш-Шифа» («Книга исцеления»; исцеление души от греха), в котором содержатся сведения по логике, метафизике и естественным наукам, включая метеорологию, зоологию, психологию и физику. В XII и XIII веках эта работа была переведена на латынь. Его «Книга беспристрастного суждения», в которой он показал разницу между своей философией и учением христиан Багдада, была утеряна во время разграбления Исфахана в 1034 году.

 

1 Согласно другим источникам, он умер между 1072-1077 гг. Прим. пер

 

ШЛОМО БЕН ГАБИРОЛБ (1021-1058), известный на Западе как АВИЦЕБРОН. Еврейский мудрец-суфий из кор-довской школы, основанной Ибн Масаррой. Написал на арабском языке книгу «Источник жизни». Столетие спустя его учение приняли францисканцы, пользовавшиеся латинским переводом этого произведения. После появления в Европе Каббалы Авицеброн объяснял ее значение философам.

 

АЛЬ МАДЖРИТИ (умер в 1066 г.), астроном; привез в Испанию «Энциклопедию Братства Искренности».

 

АЛЬ-КАРМАНИ из Кордовы. Ученик аль-Маджрити.

 

XII век

 

ЗИАУДДИН НАДЖИБ СуХРАВАРДИ (1097-1168), последователь Джунайда. Основал орден Сухравардийя и написал книгу «Обычаи учеников».

 

ХАКИМ ГАЗНЕВИ САНАЙИ (1048-1141), первый афганский учитель, использовавший в суфизме любовный мотив. Руми считал его одним из своих вдохновителей. Сочинял дервишеские песни и поэмы («Странствия благочестивых»), написал книгу «Огражденный стеной сад истины».

 

АБУ БАКР ИБН ТуФАЙЛ, известный на Западе как АБуБАЦЕР. Врач, философ и визирь при дворе в Гранаде. В основе его книги «Хай ибн-Якзан» (где выведен прообраз Робинзона Крузо) — рассказ Авиценны.

 

АБДУЛ АЛЬ-КАДИР ГИЛАНИ (1077-1166), получивший прозвание «Роза Багдада». Родился в Нифе, на южном побережье Каспийского моря. Его терминология схожа с той, которой позднее пользовались европейские розенкрейцеры. Основал орден Кадирийа, в котором была заложена идея Розы — «ward», слово, указывающее на «wird» (дервишеское упражнение). Специализировался в «науке состояний».

 

ФАРИДУДДИН АТТАР, Химик (1150-1229). Иллюминат и суфийский писатель. Родился недалеко от Ниша-пура. Учился у шейха Рукнуддина, затем ушел от него, совершил путешествие в Мекку и другие места. Написал «Биографию друзей» — сборник жизнеописаний исторических суфиев и «Мантик ут-Тайр» («Парламент птиц») — произведение, оказавшее влияние на Чосера и на его «Роман о Розе», основал посвятительный орден, от которого просматриваются параллели с орденом Подвязки, основанным сто лет спустя. Был убит монголами.

 

ИБН АЛБ-АРАБИ (1165-1240), уроженец Мурсии. Его отец был связан с Абд аль-Кадиром Гилани. В Лиссабоне изучал право и исламскую теологию, в Севилье — Коран, в Кордове — юриспруденцию под руководством шейха аль-Шаррата. Свободное время проводил с суфиями и писал стихи. Его миссией было создание суфийской литературы и пробуждение интереса к ее изучению, чтобы люди могли проникнуться духом суфизма. Использовал метод «разбрасывания». Автор книг «Каменья мудрости» и «Толкователь желаний».

 

ИБН рушд ИЗ КОРДОВЫ (1126-1198), известный на Западе как АВЕРРОЭС. Философ, автор книг по арабскому праву, философии, астрономии и медицине. Автор монографии о музыке, в которой угадывается влияние Братства Искренности. В книге «Опровержение опровержения» защищал философию неоплатоников и Аристотеля в противовес «Опровержению философов» аль-Газа-ли. Аль-Газали и Ибн Рушд составляют двойное суфийское течение (действие и противодействие). Как сказал Руми: «Необходимо отметить, что противоположности, хотя номинально и антагонистичные, работают заодно». Главный труд — комментарии к сочинениям Аристотеля. Он также написал медицинский справочник, переведенный на латынь в 1255 году, и комментарий к поэме Авиценны по медицине, переведенный в 1280 году. Большое количество его философских работ переведено на латынь между 1217 и 1230 годами, главным образом Майклом Скоттом. С 1230 года признан комментатором Аристотеля в Париже и Оксфорде. К его комментариям обращались Альберт Великий, Адам Бакфастлейский и Фома Аквинский. Был учеником Ибн Туфайла. Предвосхитил Юнга, изложив теорию коллективного бессознательного.

 

СУХРАВАРДИ УБИЕННЫЙ (1154-1192)1. Родился в Иране, жил в Халебе. Был убит по приказу правоверных властей, давлению которых не смог противостоять его друг — сын Саладина. Написал книгу «Мудрость озарения», где утверждается, что иллюминизм был наукой Света, идентичной внутреннему учению всех древних — греков, египтян, иранцев.

 

XIII век

 

ФАРИДУДДИН ШАКАРГАНДЖ (Фарид, Отец Сладкого Сокровища), умер в 1265 году. Видный представитель афганского братства Чиштийа. Похоронен в Индии, где его могила почитается людьми всех верований. Занимался целительством и музыкой.

 

ШЕЙХ ШАХАБУДДИН МУХАММЕД СУХРАВАРДИ (1145-1235), племянник и ученик Зиауддина Наджиба Сухраварди, основателя ордена Сухравардийа. Главный суфийский учитель в Багдаде. Автор книги «Дары глубокого знания».

1 Согласно другим источникам: 1155-1191. Прим. пер

 

СЕЙИД нуруддин ГАЗНИ из Афганистана, ученик Шахабуддина Сухраварди. Привез учение Сухраварди в Индию, где царь Алтамаш пожаловал ему высший духовный сан в государстве.

 

НАДЖМУДДИН КУБРА (1145-1221), звавшийся «Столпом Века». Также был учеником Сухраварди. Основал орден Кубравийа. Творил чудеса и сверхъестественным образом влиял на животных посредством передачи мысли на расстояние. Возможна связь между ним и святым Франциском Ассизским. Члены его ордена назывались Старшими Братьями. Был убит в бою монголами.

 

СААДИ ИЗ ШИРАЗА (1184-1291). Учился в Багдаде у Шахабуддина Сухраварди. Друг Наджмуддина Куб-ры. Автор книг «Гулистан» («Розовый сад») и «Бустан» («Фруктовый сад»). Произведения, созданные его группой, дали темы для «Gesta Romanorum». Начиная с XVII века, переводы его трудов влияли на немецкую литературу. Принадлежал к ордену Мастеров.

 

САИД ХИДР РУМИ ХАПРАДАРИ (Виночерпий). Товарищ отца Джалаледдина Руми, Шахабуддина Сухраварди, Фаридуддина Шакарганджа и Шаха Мадара.

 

ШАХ МАДАР. Проповедовал единую суть всех религий, особенно эзотерический путь христианства и ислама.

 

НАДЖМУДДИН ГВАТ-ЭД-ДАХАР КАЛАНДАР. Учился у Низамудцина Алии из Дели, пославшего его в 1232 году учиться у Хызра Руми. В просветительских целях совершил путешествие в Англию.

 

ДЖАЛАЛЕДДИН РУМИ (1207-1273). Родился в Бак-трии в городе Балхе, вместе с отцом бежал от монголов в Багдад и в конце концов в Рум. Основал орден Мевлеви — орден Крутящихся дервишей. Автор книг «Маснави-и-Манави», «Фихи ма фихи», «Диван Шамса Табризского». Оказал на Запад огромное влияние, возросшее за последние годы, когда большинство его трудов переведено с персидского на западные языки.

 

XIV   век

 

МАХМУД ШАБИСТАРИ, персидский мудрец. Автор поэмы «Цветник тайн» (1319).

 

НАДЖМУДДИН БАБА, сын или преемник Надж-муддина Гват-эд-Дахара Каландара. «Следовал по стопам отца» от Индии до Китая и Англии в 1338 году.

 

ХАДЖИ БЕКТАШ. Благословил янычаров — основанную в 1336 году султаном Орчаном военизированную организацию, в которую брали рекрутов из христиан. Отрезал рукав своей меховой накидки и отдал военачальнику, а тот надел его на голову. Так возник меховой головной убор, который носили янычары.

 

ХОДЖА ШАМСУДДИН ХАФИЗ (умер в 1389 г.), персидский поэт, писавший о любви, вине, соловьях и цветах. Автор книг «Толкователь тайн» и «Речь невидимого», а также сборника поэм «Диван». Перевод последнего, выполненный фон Хаммером-Пургшталем, оказал влияние на Гете.

 

БАХАУДДИН НАКШБАНДИ (умер в 1389 г.), великий учитель дервишеской школы Хваджаган («Мастера») в Средней Азии, повлиявшей на развитие Индийской и Османской империй. После его смерти школа получила известность как Цепь Накшбанди, «Чеканщики», или «Мастера узора». Семь лет Бахауддин был придворным, другие семь лет — скотником и еще семь лет строил дороги. С ним связывают возвращение к первоначальным принципам и практикам суфизма.

 

XV    век

 

ХАКИМ ДЖАМИ (1414-1492). Ученик Саидуддина Кашгаи, руководителя ордена Накшбанди, которого он сменил на посту управляющего области Герат в Афганистане. В своем произведении «Александрийская книга мудрости» он показал, что суфийская эзотерическая цепь передачи учения Хваджаган («Мастера») тождественна той, на которую ссылались западные мистические писатели. Назвал учителями в суфийской передаче Платона, Гиппократа, Пифагора и Гермеса Трисмегиста. Автор произведений «Приют весны», «Поэма о Саламане и Абсале», «Поэма о Юсуфе и Зулейке», оказавших влияние на западную литературу.

 

ШЕЙХ АБДУЛЛАХ ШАТТАР, суфийский учитель. Посетил йндию, странствуя от одного монастыря к другому, передавая знание метода Шаттара («Быстрота»), извлеченного из учения Бахауддина Накшбанди.

 

ГЛАВА 13 СОДЕРЖАНИЕ Приложение Б
Hosted by uCoz