ГЛАВА XII

    

 

(1)

И вновь мы обращаем внимание читателя на существенную разницу между обычным и эзотерическим значением идеи символа.

Говоря вообще, можно сказать, что в первом случае символы суть условные знаки. Всякий, кому известно значение каждого из них, может их расшифровать. Они созданы в качестве вспомогательных интеллектуальных средств, и владеющий нужным кодом может с помощью тех же средств их понять. Значение символов такого рода может быть зашифровано с помощью цифр — нечто подобное используется в дипломатической и военной переписке.

Значение даже наиболее утонченных символов не выходит за пределы интеллектуального уровня, так что ученик может понять его, не подвергая свое существо глубинному преображению. Последнее, кстати говоря, потребовало бы от него чего-то большего, чем одного лишь факта подобного посвящения.

То же можно сказать и о человеке, посвятившем себя научным изысканиям. Как бы далеко он ни продвинулся, ничего не изменится в нем самом. Он останется таким же, как был, — плохим или хорошим, честным или вероломным, великодушным или корыстолюбивым, — сколь бы важными ни были его научные открытия или изобретения.

Понимание же эзотерических символов есть результат данного Божьей милостью откровения, что требует от ученика последовательного открытия и развития таящихся в нем способностей определенного рода. Для этого ученик должен напрячь свою волю к достижению цели исканий. Если такого рода усилия достаточно мощны и должным образом ориентированы, их результатом становится обретение ряда частных откровений, постепенно приводящих к откровениям дарованным.

Такие частные откровения могут быть обретены лишь с помощью двойной работы. С одной стороны, для этого необходимо страстное желание открыть — посредством максимального напряжения воли — значение того или иного символа. В то же время от ученика требуется не меньшая сосредоточенность разума, направленного на его Я. Ради этого последнего аспекта данной работы ученик, умеющий молиться, будет страстно просить для себя Света Христова.

Чтобы такого рода усилия были плодотворны, они должны основываться на Вере и сопровождаться настойчивым ожиданием, характерным для истинной воли. Не будучи поддерживаем Верой, ученик не достигнет многого. Скептический подход, даже дух картезианства, закроет перед ним дверь, приоткрывшуюся было после дарованных откровений.

Таков смысл на первый взгляд парадоксального изречения, к которому, однако, часто прибегали верующие древности в своих дискуссиях с язычниками: «Неверующий да не уразумеет».

Понятно, что каждое обретённое откровение, пусть даже частное, знаменует собой продвижение ученика в его исканиях, продвижение, осознаваемое им, а потому в соответствующей мере преобразующее его существо.

(2)

Итак, легко видеть, что в первом случае речь идёт о тайном посвящении, открывающем доступ к условным знакам, которое может иметь целый ряд последовательных уровней. Во втором же случае нет никаких секретов, передаваемых от человека человеку посредством чисто интеллектуальных каналов — здесь также нечего хранить или выдавать. Это посвящение в таинство, таинство, по своей природе открытое для всех, однако доступное лишь тем, кто при помощи эффективной и, как правило, весьма нелёгкой эзотерической работы сможет поднять уровень своего бытия или, иными словами, увеличить свою способность его вместить.

Между прочим, именно так следует понимать слова Христа: «Не все вмещают слово сие, но кому дано». И далее: «Кто может вместить, да вместит» (Мф 19: 11, 12).

//

(1)

Как уже отмечалось, первый из трёх символов, которые могут быть получены посредством вписывания многоугольника в Круг, это Пентаграмма, или тройная пятиконечная звезда. Изучение этого символа в движении требует точного указания, в каком порядке внимание ученика и кончик его пера должны переходить от вершины к вершине каждой из трёх звезд через точки пересечения образующих их линий. Наша пронумерованная Пентаграмма вычерчена следующим образом (рис. 8):

Как уже говорилось, данный символ отражает реальную расстановку элементов и сил, образующих Третью Космическую Октаву. Ученику надлежит сопоставить значения Основных Чисел с цифрами в вершинах и изучать их под таким углом зрения.

Здесь его ожидает первая трудность, связанная с интерпретацией терминов, характеризующих каждое из Основных Чисел. Для её преодоления ученик должен специально тренироваться мыслить, если можно так выразиться, сообразно «гармонии», а не «мелодии». Иными словами, он должен строить не цепочку размышлений, а связку идей, каждая составляющая которой образовывала бы гармоничный аккорд.

Тогда и только тогда — при условии, что ученик постоянно держит в голове значение целого, — указанная очерёдность фигур позволит ему следовать мыслью и вниманием строгому порядку и таким образом достичь поставленной цели.

За исключением особо редких случаев, до тех пор, пока ученик не достигнет уровня тренированности, достаточного для того, чтобы проводить такие исследования самостоятельно, для этого потребуется помощь извне. Отчасти поэтому эзотерическое учение всегда включало в себя устное Предание, вдыхающее жизнь в Букву письменной Доктрины.

(2)

Ниже приведены еще два великих космических символа — Гексаграмма и Октограмма:

///

(1)

Каковы же значение и практическая польза трех космических Символов в эзотерической науке? Ответ на этот вопрос можно сформулировать достаточно кратко: эти символы суть три великих ключа к универсальному Гнозису, или абсолютному Знанию.

Сказанное требует пояснения.

Проблема абсолютного Знания и возможности его обретения человеком неоднократно поднималась в сочинениях, посвященных эзотерическим вопросам. Помимо Евангелий, приписывающих такое Знание Христу, а через Него Его ученикам, целый ряд утонченных аллюзий такого рода обнаруживается в Добротолюбии и некоторых других древних трактатах. Между тем в специализированной литературе не предпринимается попыток непосредственного решения данной проблемы, но лишь приводятся туманные намёки относительно неких личностей в древнем мире, якобы обладавших такого рода Знанием. В таком контексте упоминались, например, Гермес Трисмегист, Пифагор, Платон, однако ученику не предлагалось никаких практических средств, с помощью которых он мог бы прийти к решению этой проблемы1. Царь же Давид и его 118-й псалом в связи с этим практически не упоминаются, несмотря на то, что последний сжато, но точно освещает данный вопрос. Существует лишь один комментарий этого псалма с достоверно известным авторством. Он принадлежит Феофану Затворнику, на чьи сочинения мы здесь неоднократно ссылались.

Попытаемся же изложить, как трактуется проблема Гнозиса в её общем виде в эзотерическом учении Восточной Традиции.

(2)

Было бы по крайней мере наивным полагать, что термин абсолютный Гнозис означает одномоментное знание всего Макрокосма на всех его планах и во всех аспектах, от Святой Троицы до последней песчинки на безжизненной планете, или же способность постоянно держать это Знание в голове. Существует весьма древняя формула, описывающая абсолютный Гнозис, которая время от времени появляется со ссылкой на различные источники и в современной литературе. Она звучит следующим образом: «Пытайся постичь то, что объяснит тебе всё, если ты знаешь что-то»2. Как понимать эту максиму?

1 Читатель, знакомый с классическими источниками индуизма, может вспомнить в связи с этим трактат Патанджали о третьей великой системе индийской ортодоксальной философии, то есть Йоги. В своих Сутрах Патанджали занимается данной проблемой непосредственно и приводит метод обретения абсолютного Знания, основанный на дисциплине духа. См. Йога-сутры, IV, 7, 8.

2 Золотая Книга. Срв. т. I, «Послесловие».

Позволим себе прибегнуть к аналогии: капитан корабля знает, как привести судно в любую точку океана, ни разу не побывав там прежде. Чтобы научиться этому, он овладел наукой навигации, включающей в себя самые различные аспекты, например астрономию. Кроме того, он научился пользоваться определенными инструментами, такими, как компас, секстант, хронометр, лаг, лот, позволяющими ему определить свое местоположение. Помимо этого, в его распоряжении имеются морские карты и множество руководств, в которых он может найти подробное описание любого участка моря или океана, побережья, острова, путей достижения всех заливов, бухт, рейдов, портов и тому подобные сведения.

Все перечисленное составляет методику разрешения любой проблемы, с которой капитан может столкнуться в своей работе. Обладая такими знаниями и навыками, он может кратчайшим путем привести корабль в заданную точку, пусть никогда не бывал там прежде.

Проблема абсолютного Гнозиса в какой-то мере аналогична проблеме навигации. В обоих случаях вопрос сводится к методу, позволяющему отыскать естественное и абсолютное решение поставленной задачи.

Три Великих космических Символа в совокупности образуют всеобщую библиотеку карт, которая дает возможность классификации идей и сообщает сведения, необходимые для разрешения любого вопроса. Ибо, как и в случае навигации, невозможно, да и бесполезно заполнять свой ум всеми бесчисленными элементами абсолютного Гнозиса и постоянно их там хранить. Достаточно знать, как подойти к каждой частной проблеме, как быстро найти объективные указатели, ведущие к ее разрешению. Помимо точных «морских карт», три Великих космических Символа вооружают нас «гностическим», упорядоченным способом мышления, защищенным от каких бы то ни было заблуждений, которые в противном случае обязательно имели бы место в результате действия Закона Семи.

В следующей главе мы попытаемся изложить общий метод (заимствованный из высшей традиции) изучения свойств Чисел. Это графический метод, позволяющий находить нужные привязки для всех возможных ситуаций, относящихся к тому или иному аспекту трех Великих космических Символов. При помощи этого метода мы выявим все, что может оказаться полезным для практического рассмотрения тех проблем, которые имеют к нам самое непосредственное отношение, — проблем Человека до и после Адама, погруженных в органическую Жизнь Земли и тем самым в нашу Вселенную как целое.

 
 

 

 

Hosted by uCoz