ГЛАВА XI

    

 

(1)

Символы, приведенные в предыдущей главе, отражают структуру Вселенной, тройственная сущность которой выступает также в качестве основы всего Макрокосма, равно как и его подчиненных организмов, от простейших до самых сложных. Человеческий же организм, несомненно, является наиболее полноценным и совершенным из всех относящихся к земной органической жизни.

Точно так же, как при изучении медицины анатомия предшествует физиологии, в эзотерической науке, прежде чем изучать функционирование Человека, нужно знать его строение. В двух предыдущих томах мы уже рассмотрели в общих чертах функционирование Вселенной. При описании системы трех космических октав мы привели точную схему1, применимую к любому космосу, которой усердному читателю достаточно для овладения этой частью Гнозиса. Для этого ему следует поместить интересующую его проблему в должный контекст в рамках упомянутой системы и рассмотреть последнюю в движении.

Как нам уже известно, система трех космических октав объемлет Вселенную целиком, все ее части — психический, психологический и духовный органы, представляющие собой ее Тело, Душу и Дух.

Чтобы не застревать на определениях, давайте будем просто иметь в виду традиционное утверждение, что Вселенная есть живой Организм и Человек был создан по ее образу и подобию (Быт 1: 26—27). Итак, приступим к нашему изучению Человека, состоящего из тех же трех элементов — Тела, Души и Духа. Мы попытаемся сделать это, поместив его среди соответствующих трех элементов Вселенной, под непосредственным воздействием которых он развивается. Приведенные выше символы (рис. 5, 6 и 7) мы станем рассматривать не только в их статическом аспекте, но также придадим им движение. Это даст нам возможность взглянуть на них под динамическим, «психологическим» углом.

Т. II, гл. VIII, рис. 5.

(2)

Будучи производными Нуля, упомянутые три символа показаны вписанными в Круг — он символизирует для каждого из них Вселенную. Однако простоты ради мы будем отделять Круг от многоугольников. В свою очередь, каждый из многоугольников символизирует тот план, к которому относится данный символ, а также область, к которой принадлежит точка приложения выражаемых им сил, — то есть область их действия.

При рассмотрении каждого из символов важно не отделять его от целого, поскольку полнота образует замкнутую систему, точно отражающую структуру трех космических октав, в частности

Октограмма есть отражение Первой космической октавы;

Гексаграмма Второй космической октавы;

 Пентаграмма Третьей космической октавы.

Разъясним теперь, что подразумевается под изучением данной схемы в движении. Мы уже говорили об этом, когда прибегали к образу араба, чье перо следует за начерченными им линиями (рис. 2). Понятие Нуля и арабская система нумерации были порождены ходом мысли и вниманием того, кто водил этим пером, — мысль сделала реальным движение, а через его посредство оформилась и сама схема. Изучая символы, представленные в виде геометрических фигур, ученик должен поступать таким же образом. Однако чтобы приступить к такому изучению, ему нужно иметь в своем распоряжении некоторые необходимые для этого средства.

Тот факт, что подобный подход к учебе был со временем предан забвению, объясняет, почему эти некогда всем известные (по крайней мере, в своей элементарной форме) символы для нас сегодня немы. Их лишь воспроизводят по традиции, подобно тому, как воспроизводят символы, приписанные четырем евангелистам, не понимая, что они суть ключи, делающие возможным эзотерическое изучение четырех соответствующих Евангелий1. Именно так мы воспринимаем Пентаграмму на портике храма Гроба Господня и гробницах некоторых святых, именно в таком смысле Гексаграмма продолжает быть для нас символом Рождества или воплощения Слова в христианском мире, так мы понимаем ее появление в Ветхом Завете в качестве Печати или Щита Давида, а в индуистской традиции — в виде змеи, кусающей себя за хвост, наконец, именно этим для нас является Октограмма, вышитая золотом на ризах православных священников. И мало кто из людей способен разъяснить глубинное значение этих символов или указать причину их использования.

Срв. т. I, гл. XVIII, § 3.

(3)

Вышеупомянутый подход состоит из двух элементов. Прежде всего, это определение порядка, в котором будет осуществляться изучение (самостоятельное его определение может вызвать у ученика трудности, поскольку требует некоторого навыка в эпициклическом мышлении при созерцательном состоянии разума). Мы выведем этот порядок из последовательности, в которой размещены числа в схемах. Ученику предстоит узнать, что эти числа не только определяют направление, в котором должны следовать его мысль и внимание, но каждое из них, кроме того, — и это самое главное, — вмещает в себя некую совокупность идей, над которыми ему следует размышлять в связи с глобальным значением каждого из трех космических символов и с тем, что они имеют общего. Это, разумеется, нелегко, однако лиха беда начало. Ученик должен решительно и упорно продолжать свою работу, и он обретет недостающее в результате ряда частных откровений, даруемых милостью Божьей настойчивым соискателям.

Здесь есть, однако, один камень преткновения. Это нетерпеливость, желание получить результаты мгновенно. Тот, кто даст волю этому желанию, совершит ошибку, характерную для выполняющих исследования такого рода: он, по сути, будет пытаться решить эту проблему чисто интеллектуальными средствами. Однако в этой сфере картезианский дух сам по себе беспомощен. Это уже не вопрос только лишь разума, но также и мудрости; не обойтись здесь и без должного количества эмоционального участия. Ни голова, ни сердце сами по себе не помогут ученику продвинуться сколь-нибудь далеко. Нельзя поднять что-либо одним пальцем — его можно коснуться, толкнуть, но для того, чтобы его держать, необходимо одновременное действие минимум двух пальцев, двух точек опоры. Если ученик, решивший разобраться в элементах Гнозиса, или высшего Знания, хочет избежать неудачи, ему следует с самого начала отдавать себе отчет в том, что работа над символами требует совместных усилий разума и сердца.

(4)

Вторым элементом указанного подхода является Таблица Основных1 Чисел. Эти числа — порядковые номера в системе двадцати двух вписанных многоугольников, о которой мы говорили выше. Основными они называются потому, что каждое из них отражает определенный аспект всех остальных. Природа вещей такова, что это свойство в его интегральной форме перестает быть присуще числам, превышающим XXII.

1 Или «Мажорных»; здесь — явная аналогия с Двадцатью Двумя «Великими», или «Мажорными» Арканами Таро.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ЧИСЕЛ

I. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта 1), УТВЕРЖДЕНИЕ, НЕВИДИМЫЙ СВЕТ.

П. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта II), ГЛАГОЛ, ЛОГОС.

III. ЛЮБОВЬ (исходящая из женского начала), ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.

IV. ЛЮБОВЬ (исходящая из Абсолюта III), КНЯЗЬ МИРА СЕГО.

V. ПИТАНИЕ (от самой грубой пищи до высшего Знания).

VI. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ.

VII. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ.

VIII. СЛОВО.

IX. БУКВА.

X. ЖИЗНЬ, непрестанная вибрация.

XI. ПОИСК, ПРОГРЕСС.

XII. ВНИМАНИЕ.

XIII. ПАДЕНИЕ, РАСПАД, СМЕРТЬ.

XIV. ВРЕМЯ.

XV. МЫСЛЬ, РАСЧЕТ, ЛОЖЬ, ИЛЛЮЗИЯ.

XVI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ, ВОССОЗДАНИЕ.

XVII. ВЛЕЧЕНИЕ.

XVIII. ОДЕРЖИМОСТЬ (от неподвижности до экстаза), ОЖИДАНИЕ.

XIX. ВОЗВРАЩЕНИЕ (в лоно Господа).

XX. ОСОЗНАНИЕ.

XXI. СТАДИЯ. ПАУЗА. КОНЕЧНАЯ СТАДИЯ.

XXII. ЦЕЛОЕ, равно в Пространстве и Времени и за их пределами, объемлющее ощутимое и неощутимое, доступное и недоступное представлению, Всеобщая Любовь, присущая Андрогину.

Эти числа, несомненно, были известны еще в незапамятные времена, поскольку каждое из них породило букву священных алфавитов. В египто-иудейской традиции их прототипами были двадцать две образно-символических фигуры.

Двадцать два Основных Числа, представленные в виде букв еврейского алфавита, известны и в христианском Предании, где они не ассоциируются с об-

разами, а являются результатом последовательных откровений, данных в 118-м Псалме Давида, состоящем из двадцати двух стихов. (Каждый из них начинается с еврейской буквы (в алфавитном порядке) и состоит из восьми строк; вместе они образуют двадцать две октавы.)

Трудно одним словом передать значение каждого из двадцати двух Чисел, или букв священных алфавитов. Трудность эта связана с тем, что, будучи символом, каждое из этих Чисел вмещает в себя целую совокупность идей, связанных друг с другом некоей общей идеей, которая чаще всего ускользает от того, чей разум не изощрен в подобных умозрительных рассуждениях. Так, число ПЯТЬ в наиболее общем своем смысле означает ПИТАНИЕ. Но мы уже видели, сколь сложен процесс питания1. Идея питания неотделима от идеи пищи, последняя же может быть физической, психологической и духовной и иметь либо чувственную, либо сверхчувственную природу. При таком подходе рассмотрение числа ПЯТЬ приводит к самым разнообразным указаниям на необходимость Знания и Умения (Savoir-faire).

Понятно, что разум, не приспособленный к такого рода рассуждениям, рискует затеряться в лабиринте, из которого не выведет никакая нить Ариадны. Именно поэтому мы приводим здесь Таблицу Основных. Чисел, где они рассматриваются вполне конкретным образом — с точки зрения обучения Человека, погруженного в органическую Жизнь Земли, в рамках системы трех космических октав.

Пользуясь этой таблицей, ученик не должен забывать, что Основные Числа от I до XXI образуют три октавы по семь нот. Эти три октавы, формирующие Основной Треугольник, в определенном смысле входят в Целое, представленное числом XXII, которое, в свою очередь, образовано последним вписанным многоугольником, имеющим 360 сторон. Приняв во внимание принцип Несовершенства2, мы обнаружим, что этот многоугольник практически тождествен Кругу: практически, но не в точности, ведь последнее означало бы полную устойчивость Протокосма, неприменимость принципа Несовершенства и исчезновение Жизни в нашем понимании.

Работая с помощью таблицы, ученик должен также иметь в виду, что значение Основных Чисел дается в ней применительно к вопросам, обсуждаемым во второй части настоящего тома. Это значит, что речь идет не об определениях, но лишь о признаках.

Т. I, гл. XI.

Т. I, гл. XIV, § 2, 6, гл. XIX, § 3, гл. XXI, §§ 14—16.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz