Глава 3


ПРИХОД СУБУДА


1. Рождение и юность Мохаммеда Субуха

   Описанные в этой главе события вплоть до 1956 года известны мне 
только по рассказам Пака Субуха 1  о своем опыте, а также со слов его 
индонезийских последователей 2 .  Тем не менее я не могу написать здесь 
обо всем, что услышал, поскольку Пак Субух просил меня, насколько это 
возможно, исключить "словесные доказательства" из моего рассказа. В 
связи с этим мне придется ограничиться практически исключительно 
теми событиями, свидетелями которых были и другие люди, помимо 
Пака Субуха и которые, следовательно, по крайней мере, теоретически, 
могут быть независимо подтверждены. К сожалению, в силу такого 
ограничения придется пожертвовать глубоким впечатлением, которое 
оказывали рассказы Пака Субуха о его собственном опыте, но я считаю 
совершенно необходимым сказать несколько слов о том, как Субуд 
пришел в мир. Конечно, мы можем знать это только "с внешней 
стороны", то есть на уровне нашего ощущаемого опыта, который 
относится к низшему, или материальному, миру. Так называемые 
"факты" являются не более чем тенями теней, но, поскольку это все, что 
мы способны видеть, только их мы и можем описывать. Несмотря на 
скудность имеющихся у меня фактов, я уверен, что они помогут 
читателю составить собственное представление.

   Родители Пака Субуха были благородного происхождения, но 
занимались мелким фермерством в Кедунг Джати, недалеко от 
Семаранга, одного из центральнояванских городов. Пак Субух родился 
22 июня 1901 года, и было отмечено, что в те дни на Яве произошло 
много вулканических извержений и землетрясений. Согласно обычаю, 
отец выбрал имя ребенку и назвал его Сукарно. Ребенок заболел и в 
течение нескольких дней отказывался от пищи. Его смерть казалось 
неизбежной, и, когда к дому подошел старик, у женщин на глазах были 
слезы. Он поинтересовался, в чем было дело, и, узнав об умирающем 
ребенке, спросил о его имени. По его словам, имя было выбрано 
неправильно, и его следовало назвать Мохаммед Субух. Последовав 
совету, отец поменял его имя, и с того момента ребенок начал есть и рос 
крепким и здоровым.

   Поскольку мать ребенка преимущественно занималась младшими 
детьми, его воспитание легло на плечи бабушки. Как только он начал 
говорить, стали проявляться его ясновидческие способности. Он 
находил потерянные предметы и предсказывал то, что должно было 
случиться с людьми, которых он встречал. В ответ на просьбу 
журналиста привести пример, Пак Субух рассказал о том, как бабушка 
взяла его на празднование помолвки, когда ему не было еще трех лет. Он 
заявил, что молодые люди, которые еще не встречались, совершенно не 
подходят друг другу, и не пройдет и года, как они разойдутся. После 
того как это предсказание в точности сбылось, бабушка перестала брать 
внука на помолвки. Впрочем, помимо подобных внешних проявлений, 
ребенок часто получал внутренние указания по поводу своей жизни и 
поведения. В частности, он обнаружил, что, находясь в компании других 
детей, не пренебрегавших ложью, чтобы скрыть свои проступки, он не 
мог подражать им. Он ради эксперимента даже попытался сказать 
неправду, но выяснилось, что его голосовые связки не желали издавать 
нужные звуки.

   В возрасте приблизительно шестнадцати лет Субух получил явное и 
повторяющееся указание на то, что умрет в тридцать два года. 
Поскольку на своем личном опыте он убедился в надежности подобных 
указаний, то решил бросить школу и заняться выяснением причин своей 
странной судьбы. На Яве тогда было много учителей, или Гуру. Были 
христианские священники, католические и протестантские, 
ортодоксальные мусульманские улемы, а также суфийские муршиды. 
Кроме того, были также китайские даосы и буддийские монахи, индусы и 
древние яванские общины, сохранявшие традиции Дальневосточного 
архипелага, корни которых возможно уходят в прошлое более чем на 
пять тысяч лет. Мохаммед Субух переходил от одного учителя к 
другому. Одним из них был Шейх Абудррахман, из того же ордена 
дервишей Накшбанди, что и Шейх Абдулла Дагестани. Сегодня это 
наиболее процветающий орден, дервишей которого можно встретить по 
всему мусульманскому миру. Вскоре Мохаммед Субух обнаружил, что 
Шейх не учил его так, как учил остальных учеников, и был огорчен, 
считая себя отверженным. Шейх сказал: "Ты не из нашего рода – мне не 
следует учить тебя". Мохаммед Субух недоумевал, что это могло 
означать, и даже спрашивал себя, не сатанинского ли он рода, если все 
отказываются учить его. В другой раз, в возрасте всего лишь двадцати 
лет, он отправился на Восточную Яву к пожилой женщине, которая была 
известна своей мудростью и духовными дарами и к которой приходили 
учиться многие улемы и образованные люди. Когда Мохаммед вошел в 
комнату, где в окружении своих учеников сидела эта женщина, она 
встала, выразила свое почтение и попросила занять ее место, чем 
несказанно удивила юношу. 

   Снова и снова Субух натыкался на отказ учителей отвечать на его 
вопросы, и все утверждали, что он не их природы. Нехотя, учителя 
говорили, что ответы к нему приходят не от людей, а по 
непосредственному Откровению Бога. Все это не нравилось Субуху, 
поскольку его главной мечтой было жить обычной жизнью и быть 
обычным человеком.

   Осознав, наконец, бесплодность своих поисков, Мохаммед Субух 
решил, что правильнее всего для него будет выполнять обычные 
обязанности человека на этой земле, то есть заботиться о своих 
родителях, жениться и дать жизнь детям, зарабатывать на жизнь и стать 
полноправным членом своего общества. Так он стал бухгалтером и 
четырнадцать лет работал, сначала в коммерции, а потом на местной 
государственной службе в качестве помощника казначея городка 
Семаранг. Рассказывая о годах пребывания главой семьи, Пак Субух 
упоминал о ряде удачных проектов, которые ему удалось осуществить. 
На своем последнем посту он в течение двух лет работал в 
муниципалитете, бюджет которого всегда был отрицательным. Субух 
наладил бюджет и даже умудрялся находить деньги на различные 
мероприятия по благоустройству жителей

.
2. Заря Латихана

   В возрасте двадцати четырех лет Субух пережил первую серию 
потрясающих опытов, которые, в конечном счете, привели его к 
пониманию своей миссии в жизни. Однажды ночью, летом 1925 года, он 
прогуливался под безлунным небом и вдруг увидел над своей головой 
шар блистательного света, который, казалось, был ярче полуденного 
солнца. Пока Мохаммед размышлял о том, что бы это значило, сам свет 
спустился и вошел в него через макушку, распространившись по всему 
телу. Вибрации, которые этот опыт вызвал в его теле и чувствах, был 
первым прообразом действия духовных упражнений, позднее 
получивших название Субуд. В то же время появление светящегося 
шара не могло быть субъективной галлюцинацией, относящейся только к 
нему, поскольку многие друзья в городе и даже за несколько миль от того 
места увидели это и пришли к Субуху на следующее утро узнать, что 
произошло. Во всех последующих случаях, другие люди, и в 
особенности его мать, наблюдали те же самые феномены, что и сам 
Мохаммед, и часто могли подтвердить и даже дополнить его описание.

   В течение почти трех лет он переживал такие опыты почти каждую 
ночь, так что почти не спал ночами и все же находил в себе силы 
должным образом исполнять свои дневные обязанности. При этом сам 
он не был расположен к внутренней работе и не был рад ей, 
преимущественно потому, что не желал отличаться от других людей и 
получать дары, которых не было у других. Субух пытался укрыться от 
этих опытов в кино, но обнаружил, что, как бы он ни сосредотачивал 
свое внимание на экране, внутреннее состояние возвращалось и 
напоминало ему о параллельном течении совершенно иного процесса. 
Он пытался отвлечься от внутреннего опыта, погрузившись 
профессиональную деятельность и семейную жизнь. Он стал серьезнее 
изучать экономику, а супруга, на которой он женился в 1922 году, родила 
ему пятерых детей, двух мальчиков и три девочки.

   Ночные видения прекратились в начале 1928 года, и на протяжении 
следующих пяти лет он практически перестал осознавать ту внутреннюю 
работу, которая началась, когда ему было двадцать четыре. Тем не менее 
все это время друзья обращались к нему за советом и помощью, будучи 
уверенными, что он обладает словом истины, в котором они так 
нуждались. Впрочем, тогда его считали не человеком более высокого 
уровня, а просто удивительно проницательным человеком, способным 
понять нужду каждого человека. Прошли годы, и Субух начал 
чувствовать, что нашел свое место, и, хотя понимал, что попусту 
растрачивает свои способности, оставаясь служащим захолустной 
муниципальной конторы, у него не было стремления к мирской славе.

   Для того чтобы прояснить вопрос о природе происходившего с Паком 
Субухом в возрасте от шестнадцати до тридцати двух лет, следует 
отметить, что в течение трех лет, от двадцати четырех до двадцати семи 
соответственно, Пак Субух практически каждую ночь проходил через 
переданные позже тысячам людей упражнения, завершив, таким образом, 
четыре стадии очищения, о которых речь пойдет позже. На самом деле 
часто указания относительно внутренней и внешней жизни приходят 
именно через упражнения. Один пример, который приводил Пак Субух 
из своего опыта, может составить у вас представление о комбинации 
символических, или образных, видений с более непосредственным 
восприятием, чем это обычно бывает. Приблизительно через год после 
начала всех этих событий, Мохаммеда Субуха стала волновать его 
неспособность понимать значение своего опыта и невозможность 
получения помощи извне. Однажды ночью он получил долгожданные 
ответы и понял, что в его задачи не входило ни получить, не передать 
новое "учение". Это в свою очередь породило новый вопрос. Он хорошо 
осознавал важность происходившей в нем трансформации, но не считал 
правильным, что только он получил контакт. Если он не должен был 
ничему учить, то как было передать опыт другим людям? Будь его воля, 
он бы лучше вообще не получал контакт, чем наслаждаться им в 
одиночку.

   По прошествии некоторого времени Субух получил ясное указание 
на то, что был избран в качестве посредника, чтобы каждый желающий 
мог получить в точности тот же контакт и пройти через тот же процесс 
трансформации, что и он. Так впоследствии все и произошло, и именно в 
этом состоит удивительная особенность Субуда, которая отличает его от 
всех других разновидностей духовной работы, о которых мне когда-либо 
приходилось слышать или читать. Контакт в Субуде передается целиком 
и без потерь от одного человека к другому. Это противоречит здравому 
смыслу, поскольку, по всей видимости, нарушается принцип второго 
закона термодинамики и старения живых существ, согласно которому, 
каждое необратимое действие влечет за собой понижение качества и 
интенсивности. Следовательно, все дело в контакте, ведь если бы он 
исходил не непосредственно от источника, то ослабление, изменение и 
искажение были бы неотвратимы. Такова участь всех учений, и поэтому 
неудивительно, что Мохаммед Субух всячески уклонялся от 
возможности стать учителем, который бы сам обладал контактом, 
осознавая его отсутствие у окружающих.

   К тридцати двум годам, Мохаммед Субух стал для всех окружающих 
достойным главой семейства, с головой погруженным в заботы растущей 
семьи и повседневные обязанности. Однако ночью с 21 на 22 июня 1933 
года произошло событие, даже попытаться описать которое было бы 
неправильно. Пак Субух рассказывал о нем несколько раз, но только 
когда наше сознание освобождалось от обычных ограничений. Тем не 
менее эта дата занимает настолько важное место в истории Субуда, что я 
просто должен сказать, что тогда Мохаммед Субух осознал истинное 
значение своей жизни на земле. Он понимал, что его миссией и задачей 
было передавать всем, кто об этом попросит, внутреннее действие духа, 
которое он обрел сам.


3. Передача контакта

   С тех пор Пак Субух начал постепенно отдаляться от своих 
обязанностей по службе, и, после того, как обучил своего преемника, 
вообще ушел с государственной службы, полностью посвятив себя 
передаче духовного контакта. Первым его получил главный ученик 
Накши Шейха, к которому Субух приходил за наставлением. Позднее 
сам Шейх, будучи уже очень старым человеком, отправился в дальнюю 
дорогу, чтобы получить латихан, но умер, так и не встретившись с Паком 
Субухом снова.

   Поскольку сам Пак Субух никоим образом не пытался 
пропагандировать учение и вообще отрицал свое учительство, 
распространение его работы поначалу продвигалось очень медленно. К 
Субуху присоединилось всего несколько друзей и прежних товарищей по 
странствиям, и даже среди них только очень немногие могли постичь 
простоту и универсальность того, что им давалось. Лишь в 1941 году, 
незадолго до оккупации Явы японцами, начали распространяться слухи о 
благотворном воздействии латихана на дух и организм. Японская 
оккупация стала новым препятствием к распространению, и только после 
войны Субуд достиг Джокьякарты, столицы одного из древних яванских 
царств.

   Случай с японской оккупацией показывает как повиновение Пака 
Субуха, так и разницу между его ролью и ролью учителя. Некоторое 
время ни за чью жизнь на Яве нельзя было поручиться, и Пак Субух 
подумал, что, возможно, его долгом было записать все, что было открыто 
ему о человеческих и космических тайнах, чтобы это не пропало, если 
вдруг ему будет суждено навсегда оставить земное существование. 
Тогда он принялся писать, и за шесть месяцев исписал двенадцать 
рукописных томов. Вскоре после этого, Субух уехал на несколько 
недель в другой город. Вернувшись, он обнаружил, что в отсутствие 
дров, его семья по ошибке приняла написанное за ненужные черновики, 
и все пошло на растопку очага. Тогда он понял, что ему было дано 
указание не передавать никакого учения, и он больше не писал о 
небесных и земных тайнах.


4. Основание Субуда

   Первого февраля 1947 года Субуд был основан в Джокьякарте в 
качестве Братства с весьма простыми принципами, главная идея которых 
сводилась к цели образовавшегося движения объединить людей всех рас 
и вероучений в поклонении Богу. Для этого не требуется никакой 
организации, но, поскольку мы живем в мире, необходимо обеспечивать 
внешние условия для гармоничной социальной жизни. В преамбуле к 
первоначальному уставу изложены мотивы, побудившие Пака Субуха 
основать Братство:


Преамбула к Уставу Первого Братства Субуд, 1947 г.

   "Будучи уверены всем своим естеством в том, что Воля Божья 
заключается в должном исполнении нами наших земных обязанностей, 
мы должны в своих мирских делах в полной мере использовать все 
инструменты, данные нам для этой цели Божественным Промыслом. 
Кроме того, поскольку для совершенствования в вечной жизни Бог 
наделил нас Духовной Сущностью, то для ее гармоничного развития 
также требуются соответствующие средства и возможности. Развиваясь, 
она должна наполнять истинным смыслом и значением все наши 
внутренние импульсы и внешнюю деятельность в том положении, 
которое мы занимаем в жизни, а также наши взаимоотношения с 
окружающими людьми, наше отношение к себе и наш путь обратно к 
Источнику.

   По мере того как мы стремимся к Духовному Развитию и желаем 
объединиться со всем Человечеством в общей цели истинного Служения 
Богу, мы сталкиваемся с миром и его проблемами. В связи с этим перед 
нами встают различные вопросы, связанные, например, с формированием 
групп и, следовательно, с руководством и подчинением, 
соответствующими потребностями молодых и пожилых людей, и вообще 
все вопросы, относящиеся к организации людей, объединенных общей 
целью. В данном случае речь идет о достижении единства понимания, 
что должно привести к исполнению наших обязанностей в полной 
гармонии намерений и действий".


5. Сусила Будхи Дхарма

   Вскоре после основания Субуда, Пак Субух был вдохновлен на 
сочинение довольно объемной поэмы на древнеяванском языке, под 
названием "Сусила Будхи Дхарма" 3 .   Тема поэмы связана со множеством 
сил, воздействующих на человека во время его земной жизни. Вместе с 
тем латихан постоянно упоминается в поэме в качестве способа, который 
позволяет человеку избавиться от гнета всех низших сил и подчинить их 
своей власти.

   Древнеяванский быстро превращается в мертвый язык, который 
знают только люди королевского или благородного происхождения, и 
даже среди этой категории людей сегодня этот язык уже редко 
преподают детям. Знатоки древнеяванского утверждают, что поэма 
Сусила Будхи Дхарма представляет собой настоящий литературный 
шедевр, но нам приходится пользоваться индонезийской версией, 
прозаическим изложением содержания поэмы, которое написал сам Пак 
Субух. Книга была предназначена в качестве руководства для 
практикующих духовные упражнения Субуда. Внимательный читатель 
найдет в ней глубокий психологический анализ сознательных и 
подсознательных сил, властвующих над человеческой жизнью, а также 
описание того, как эти силы постепенно очищаются и приходят к 
гармонии, когда мышление уходит на второй план, и пробуждается 
внутренняя сознательность человека. Вместе с тем в соответствии с 
принципом, что не следует пытаться выражать словами выходящее за 
рамки ума, Пак Субух заканчивает свое изложение на стадии, когда 
сознание человека становится осведомленным о Божественных Тайнах.


6. Распространение Субуда

   После провозглашения независимости Индонезии в 1949 году, Субуд 
впервые начал обретать международный характер. Хусейн Рофэ прибыл 
на Яву в начале 1950 года и вскоре был принят в Братство Субуд. 
Прожив почти два года в доме Пака Субуха, Рофэ стал активным 
миссионером и способствовал распространению Субуда вначале на 
индонезийских островах помимо Явы, а затем в Дальневосточных 
странах. Из писем жителей Сингапура и Гонконга, встречавшихся тогда 
с Рофэ, следует, что поездки приносили ему массу трудностей личного 
характера, и поначалу были практически бесплодными. Именно в это 
время весть о Субуде достигла западных стран, преимущественно 
благодаря статьям Рофэ в различных исламских журналах. Тем 
временем, несколько голландцев и европейцев другого происхождения 
вступили в Субуд. К 1954 году, на нескольких островах Индонезии, в 
Гонконге и Японии образовались отделения Братства. Одна из статей 
Рофэ привлекла внимание Мередит Старр, весьма авторитетного 
человека в сфере духовного развития, жившего тогда на Кипре. Старр 
пригласила Рофэ на Кипр. Прибыв туда в конце 1955 года, он передал 
латихан нескольким заинтересовавшимся людям. Это в свою очередь 
дало основание пригласить Рофэ в Англию, куда он приехал летом 1956 
года.

   Тем временем, Субуд неуклонно распространялся на индонезийских 
островах. Более двух тысяч людей обоих полов получили латихан, 
который регулярно практиковался, как в столице, Джакарте, так и во 
многих отдаленных от нее местах. Одной из основных причин 
нараставшего интереса к Субуду, безусловно, были рассказы о чудесных 
исцелениях. В целом же ортодоксальные мусульманские власти, Улем, с 
прохладцей относились к такому отдававшему католицизмом движению, 
как Субуд. Вместе с тем Пак Субух никогда не вводил расовую или 
религиозную дискриминацию среди принятых в Субуд, подчеркивая, что 
он не является ни новой религией, ни новым образом мышления. Субуд 
представляет собой способ пробуждения и укрепления духовной жизни 
любого человека, в полном согласии с его верой и традициями. 
Поскольку большинство людей практически не способно отличить 
чистый религиозный опыт как таковой, от какой-либо конкретной догмы, 
связанной с Мистикой Божественного, Субуд часто воспринимается как 
призыв отказаться, или по меньшей мере изменить свои религиозные 
убеждения и традиции. Лишь постепенно подлинное значение Субуда 
как способа обнаружить истинную Сущность каждого учения и веры 
становится очевидным. Возможно, именно этим объясняется столь 
медленное распространение Субуда за двадцать один год, от 1933 до 
1954. 


7. Субуд в Англии

   Дойдя до Англии, Субуд обрел там благодатную почву в лице 
нескольких сотен последователей Гурджиева и его системы 
Гармоничного Развития Человека. Гурджиевская система, по своей 
сути, католическая и основывается на вере в то, что все люди обладают 
возможностью сознательного пробуждения сил, которые в течение всей 
жизни могут оставаться скрытыми. В связи с этим ученики Гурджиева 
уже понимали, что человек не осознает свою истинную природу, которая 
может быть развита и доведена до совершенства только в результате 
длительного сознательного процесса.

   Для вступления в Субуд латихан не требуется никакой 
предварительной духовной или иной подготовки, и он в равной степени 
воздействует на людей, мало или вообще никогда не занимавшихся 
духовными упражнениями, и на тех, кто посвятил им всю свою жизнь. 
Тем не менее нельзя отрицать, что Субуд воздействует мистически и 
непостижимо для логического мышления человека современной 
культуры. Для тех же, кто уже хорошо осознал столь четко 
прослеживавшееся Гурджиевым различие между высшими и низшими 
центрами, Сущностью и личностью, а также сознательностью и моралью, 
работа в Субуде вполне приемлема, хотя и остается мистической. Кроме 
того, Гурджиев настаивал на бесполезности для духовной жизни так 
называемого "формирующего аппарата", то есть механизма 
ассоциативного мышления и лингвистического анализа, и это полностью 
согласуется с постоянным уверением Пака Субуха, что следует 
отбросить мыслительные и чувственные усилия, и стремиться к 
обретению опыта чистой и, следовательно, пустой сознательности.

   Таким образом, нет ничего удивительного в том, что по прибытии в 
Англию Хусейн Рофэ нашел живейший интерес у небольшого числа тех, 
кто в течение долгих лет изучал метод Гурджиева, но считал его 
неполноценным без способа пробудить высшие центры сознания через 
прямой контакт с Высшим Источником.


8. Приезд Пака Субуха

Мохаммед Субух со своей женой и помощниками прибыл из 
Индонезии 22 мая 1957 года, и через неделю принял предложение от 
Института устроить свою Английскую резиденцию в Кумб Спрингс. 
Многие члены Института были вскоре приняты в Субуд, и даже казалось 
возможным, что все группы последователей идей Гурджиева в Англии 
объединят свои силы в Субуде. Тем не менее ряд событий, о которых я 
уже говорил, помешали этому произойти.

   Надеюсь, я не оскорблю ничьих чувств, если расскажу о странном 
случае, произошедшем во время первой недели пребывания Пака Субуха 
в Кумб Спрингс. Хотя сам дом и не очень старый, на прилегающем к 
нему участке есть несколько чрезвычайно древних источников, согласно 
поверию, обладающих целебной силой. В 1514 году, когда Кардинал 
Уолси строил Дворец Хэмптон Курт, он послал за итальянским 
инженером, который считался учеником Леонардо да Винчи, чтобы тот 
сконструировал водопровод от Кумб Спрингс к Дворцу. 
Многочисленные желоба из дуба, обитого свинцом, несли воду из Кумб 
Хилл к центральной точке, которая теперь располагается на нашем 
участке, где были построены два дома с резервуарами, соединенные 
длинным подземным тоннелем. Помимо этого, в землю были врыты две 
свинцовые бочки, чтобы, как говорят, местные жители могли согласно 
традиции погружать в воду больных детей. Вокруг домов с резервуарами 
было посажено несколько дубов, некоторые из которых стоят здесь уже 
четыреста пятьдесят лет. Вокруг этого уголка земли всегда царила 
мистическая и напряженная атмосфера, и, по мнению некоторых, этому 
месту не давали покоя приведения и встревоженные духи. Когда мне 
самому приходилось идти к этим источникам ночью, я часто ощущал 
странное беспокойство, как будто различные благожелательно и 
враждебно настроенные сущности следили за мной.

   В середине июня Кумб Спрингс внезапно охватило какое-то странное 
ощущение подавленности и недоброе предчувствие. Однажды вечером 
латихан сопровождался необычайной силой, и все жители Кумб 
отправились спать, чувствуя себя свидетелями какой-то колоссальной, 
хотя и невидимой битвы. Приблизительно в три часа ночи, практически 
все пятьдесят или около того жителей Кумб Спрингс были разбужены 
грохотом взрыва, который был похож на удар молнии прямо в землю, но 
чем-то все же отличался. На следующее утро одна женщина сравнила 
его со звуком взорвавшегося над ее головой во время войны самолета. 
Что удивительно, никто из живших рядом соседей ничего не услышал. 
Однако одна женщина, жившая в пятнадцати километрах от того места, 
позвонила следующим утром, чтобы сказать, что в три часа ночи 
услышала взрыв и каким-то образом связала его с Кумб Спрингс. При 
этом практически все заметили на следующий день, что атмосфера 
разрядилась, и ощущение подавленности полностью исчезло.

   Когда мы спросили об этом у Пака Субуха, он объяснил, что злые 
силы противились появлению Субуда в Кумб, но теперь они повержены. 
Такие случаи практически ни о чем не говорят, если узнаешь о них из 
вторых рук. Они ничего не "доказывают"; однако, у присутствовавших в 
тот вечер не было никаких сомнений в том, что произошла какая-то 
битва, и "добрые" силы одержали верх. Это всего лишь одно из 
множества странных происшествий, случившихся как с отдельными 
людьми, так и с группами жителей Кумб в период с июня по июль. Я 
написал о нем только для полноты изложения.

   Это были недели интенсивной активности, которые заставили нас 
почувствовать изменение темпа, столь характерное для Субуда. Один из 
бывших учеников Успенского, после показа фильма с некоторыми из 
гурджиевских ритмических танцев, на котором присутствовало почти 
тысяча его последователей, отметил, что потребовалось тридцать шесть 
лет, с тех пор, как Успенский впервые приехал в Англию в 1921 году, на 
то, чтобы движение выросло от сорока до тысячи приверженцев. По его 
мнению, укрепление позиций Субуда на Западе должно было занять не 
меньше времени. В действительности же у Субуда на это ушло меньше 
недель, чем требовалось лет другим движениям. Он уже известен по 
всему миру, и самая большая трудность заключается в том, чтобы 
поспевать за темпами его роста.


9. "Исцеление" Евы Барток

   Безусловно, среди факторов, способствовавших поначалу 
распространению Субуда, было, во-первых, то, что нескольким сотням 
людей удалось, хотя бы чуть-чуть, понять значение Субуда, а во-вторых, 
та шумиха, которую устроила пресса в ноябре 1957 года по поводу 
обстоятельств рождения дочери Евы Барток, Дины. Однако гораздо 
более важная причина успехов Субуда заключается в незамедлительном 
и безошибочном воздействии латихана на людей всех типов и в любом 
состоянии. Большинство из тех, кто пришел в Субуд после его первых 
шагов в Англии, сделали это, увидев явные перемены к лучшему в своих 
друзьях и близких, которые уже приступили к работе.

   Учитывая тот интерес, который привлек случай с Евой Барток и 
слишком туманные рассказы о произошедшем, я считаю нужным 
изложить здесь все так, как мы это наблюдали своими глазами. Мисс 
Барток в течение нескольких лет интересовалась методом Гурджиева, и 
даже поразила всех нас той настойчивостью, с которой она продолжала 
работу даже в самых непереносимых условиях жизни. Будучи 
венгерской беженкой времен коммунистической оккупации 1946 года, 
подверженная трудностям, которые бы довели до сумасшествия или 
сломали характер большинства других женщин, она, несмотря ни на что, 
сохранила религиозные убеждения и веру в возможность найти истинный 
образ внутренней жизни. Наиболее сенсационные события ее жизни 
хорошо известны, и нет смысла здесь о них рассказывать. Первая 
возможность поехать на съемки в Голливуд, все еще Мекку кинозвезд, 
появилась у нее летом 1956 года, но она приехала туда уставшей и 
бедствующей женщиной, после неудачного брака с очаровательным и 
многообещающим, но чрезвычайно своевольным немецким актером. В 
апреле 1957 года она позвонила мне из Голливуда, сказала, что очень 
больна и что ей обязательно нужна серьезная операция. Она хотела, 
чтобы ее прооперировали в Англии, но только после того, как она 
поговорит со мной о подготовке к смерти. По мере того как она говорила 
об этом, я получил отчетливое указание, что ей суждено быть 
исцеленной через Субуд и что это будет иметь множество последствий, 
которые тогда представлялись мне очень туманно. На самом деле со 
времени основания Института в Кумб Спрингс в апреле 1946 года мы 
всеми силами пытались избегать широкой известности и всегда 
отклоняли просьбы фотографировать и писать статьи о нашей работе. 
Мы всегда считали, что духовная работа не может быть продуктивной, 
если находится в центре всеобщего внимания. В то время я не понимал, 
что Субуд подчиняется иным законам, нежели большинство других 
духовных движений.

   Мисс Барток прибыла в Англию 19 мая, за неделю до приезда Пака 
Субуха, и поскольку ее состояние значительно ухудшилось, обратилась 
за консультацией к двум врачам, причем оба вполне искренне 
порекомендовали ей незамедлительно сделать операцию. Хотя ее 
заболевание и не было злокачественным, существовала все же опасность 
осложнений, которые могли оказаться смертельными. 

   В сложившейся ситуации нужно было принять очень тяжелое 
решение, с которым бы не хотелось столкнуться еще раз. Молодой 
женщине угрожала, с одной стороны, опасность смертельных 
осложнений, а с другой – практически неизбежная потеря ребенка и 
невозможность когда-либо в дальнейшем стать матерью в случае 
операции. В то же время нельзя было исключать возможности того, что 
ее спасет Субуд латихан. Сам Пак Субух все еще оставался на Яве, и 
единственным подтверждением целебных свойств Субуда, которым мы 
располагали, было три или четыре случая явного улучшения здоровья 
среди небольшой первоначальной группы, вступившей в Субуд. Мы 
разъяснили все это Мисс Барток, и она решила подождать, сказав, что 
перед ней, видимо, открывается возможность духовного пробуждения, к 
которому она стремилась с самой юности, и поэтому она скорее пойдет 
на риск, чем упустит этот шанс.

   Везя Пака Субуха в Лондон из аэропорта, я рассказал ему о ситуации 
Евы Барток. Немного подождав, чтобы получить внутреннее указание, 
как он обычно поступал в случае сложных вопросов, Пак Субух сказал, 
что ей следует вступить в Субуд, и для этого ей нужно переселиться в 
Кумб Спрингс. На следующий день Пак Субух послал свою жену Ибу и 
Исмана Ахмада в пристройку в Кумб Спрингс, где Мисс Барток жила с 
Миссис Элизабет Ховард. Таким образом, она стала первым человеком в 
Европе, получившим латихан непосредственно от Ибу Субух. 

   Единственным очевидным изменением стало исчезновение некоторых 
внушавших беспокойство симптомов, и за две недели не произошло 
практически ничего явного. Доктор, наблюдавший за ней каждый день, 
утверждал, что не было никакой непосредственной опасности, но со 
своей стороны все же порекомендовал как можно скорее сделать 
операцию. Она прислушалась к этому совету, и все было приготовлено 
для ее отъезда в лондонскую больницу вечером десятого июня.

   За эти девятнадцать дней Пак Субух ни разу не встречался с Мисс 
Барток. Вместе с тем, отсутствие видимых улучшений в клинических 
симптомах лишь подчеркивало реальность внутреннего изменения 
психики. Все, кто видел Мисс Барток в то время изумлялись переменам, 
произошедшим в ее мировосприятии и той безмятежности, с которой она 
ожидала предстоявшую опасную операцию. Следует отметить в этой 
связи, что по прошествии нескольких месяцев известный священник, 
который хотел узнать больше о Субуде, сказал, что его интерес был 
обусловлен явной духовной трансформацией, о которой можно было 
судить по фотографиям Мисс Барток до и после вступления в Субуд.

   Когда Паку Субуху рассказали о приготовлениях к больнице, утром 
десятого июня он сам отправился в Пристройку, и вместе с Ибу, 
Исманой, Элизабет Ховард и мной присоединился к латихану, стоя рядом 
с кроватью Мисс Барток. Для двух англичан это было первым 
проявлением неописуемой силы Субуда. Маленькая спальня 
наполнилась энергией, которая свела на нет все личные чувства, и 
вызвала такое состояние сознательности, в котором все, похоже, 
переживали тот же опыт, что и больная женщина. Мы ощущали ту же 
физическую боль, тот же страх и слабость и все нараставшую веру в силу 
Божью. Никто из нас не мог сказать, как долго продолжался это опыт, но 
после мы узнали, что прошло всего лишь сорок минут. Затем, не говоря 
ни слова, Пак Субух вышел. Сама Мисс Барток в это время испытывала 
сильнейшую боль, которая не отпускала ее в течение всего дня. Когда к 
Паку Субуху обратились за советом, он сказал: "Пусть ее доктор даст ей 
хорошее обезболивающее. Оно не повредит результатам латихана. 
Кризис миновал, и операция ей не потребуется".

   Все так и случилось. Начиная с утра 11 июня, состояние Мисс Барток 
начало улучшаться, и через три недели она уже была уверена в том, что у 
нее родится живой ребенок. Вскоре это подтвердили опытные 
гинекологи, и в октябре родился сильный и здоровый ребенок.

   Происходившее на наших глазах, произвело на нас такое глубокое 
впечатление, что его в полной мере нельзя выразить в словах. Причем 
нас поразил даже не сам факт исцеления, а то неопровержимое 
обстоятельство, что психическое или духовное изменение 
предшествовало физическому. Исцеление мятущейся души гораздо 
чудеснее исцеления от болезни. Когда видишь совместное проявление 
обоих исцелений и переход психического в физическое, то не возникает 
сомнений в том, что действует великая и благая сила. С тех пор 
произошло много таких случаев, и связь между психической и 
физической стороной всегда была явной.


10. Субуд в Европе

   Правило, что контакт в Субуде передается исключительно в ответ на 
просьбу, справедливо также и в отношении территориального 
распространения. Приехав в Англию, Пак Субух выразил намеренье 
вернуться домой через три месяца, если его не пригласят в какую-нибудь 
другую страну. Поначалу мы не поняли значения этого принципа, 
полагая, что, как и у большинства людей, у него есть собственные планы, 
и он поедет туда, куда сочтет нужным. В июле несколько членов нашей 
голландской группы приехали в Кумб Спрингс, чтобы быть открытыми, 
и пригласили его в Голландию, где много людей, не имея возможности 
приехать в Англию, хотели получить контакт.

   Пак Субух сказал по этому поводу, что он не получил никакого 
внутреннего указания насчет поездки в Голландию, но все же поедет 
туда, поскольку так и не поступили ожидавшиеся приглашения в 
Германию и Америку. Только тогда мы начали догадываться о степени, 
до которой Пак Субух подчинялся принципу не предпринимать ничего 
по собственному произволению.

   Первого сентября индонезийская группа отправилась в Голландию на 
шесть недель, и в городах Хаг и Эйндховен были организованы новые 
отделения Субуда. Они были созданы на основе групп последователей 
гурджиевской системы, долгое время поддерживавших связь с Кумб 
Спрингс. За это время я успел побывать в Германии, где рассказал о 
Субуде своим друзьям в Штутгарте, Мюнихе, и Нюремберге, и 
возвратился с приглашением, подписанным Фрау Рут Грюсон, Герцогом 
Мэнфрэдом Кейсерлингом и Бароном Кристофером фон Тушером. 
Шестнадцатого декабря Пак Субух отправился в Мюних, где оставался в 
течение семи недель, за исключением короткой поездки в Цюрих, Св. 
Галлен и Берн в Швейцарии. Германская пресса тогда опубликовала 
несколько сенсационных, но вполне благожелательных статей о Субуде. 
Такая огласка отпугнула многих серьезных людей, и все же в Мюнихе 
было открыто больше двухсот, а в Швейцарии больше ста людей. В 
Мюнихе, Цюрихе и Св. Галлене были основаны центры Субуда.

   Почти вся тяжесть забот, появившихся во время и после визита, легла 
на плечи Рут Грюсон, которая долгие годы следовала принципам работы 
Кумб Спрингс. На тех, кто знал о недавней тяжелой болезни Фрау 
Грюсон, полученные ею новые силы оказали глубочайшее впечатление. 
Кроме того, мы были свидетелями того, как без какой-либо 
предварительной подготовки, Субуд в Германии начал обретать 
внешнюю форму, которая как нельзя лучше соответствовала 
потребностям немецкого характера.

   Начали поступать приглашения со всей Европы: из Франции, 
Норвегии, Италии, Испании и Греции. Однако Пак Субух ожидал кого-
то из Америки. Некоторые из нас поддерживали переписку с друзьями 
из Соединенных Штатов, но без личной встречи передать значение 
Субуда, казалось, было невозможно, и мы начали готовить возвращение 
Пака Субуха на родину, через Кипр и Турцию, оставляя поездку в Новый 
Свет на будущее.


11. Люди стекаются со всего мира

   Рассказ о первых шагах Субуда не был бы полным, если бы я не 
отметил удивительный приток людей со всех частей света, причем во 
многих случаях они совсем не знали, что именно хотели найти. 
Впечатляет даже сам список стран, жители которых решились 
отправиться в путь, чтобы повстречаться с Паком Субухом: Сингапур, 
Индия, Цейлон, Пакистан, Турция, Кипр, Италия, Швейцария, Франция, 
Испания, Голландия, Германия, Швеция, Норвегия, Марокко, Египет, 
Нигерия, Кения, Гана, Южная Африка, Канада и США, и, наконец, два 
человека приехали с острова Кадьяк, проделав путь в 18180 километров. 
И все же, обстоятельства, окружавшие каждый приезд, были гораздо 
более удивительными, чем количество и разнородность приезжавших. 

   Думаю, что двух примеров хватит, чтобы вы поняли, о чем я говорю.
Индианка, Миссис Булбул Арнольд приехала в Кумб Спрингс по 
рекомендации золовки, чтобы спросить совета насчет своего мужа, 
который страдал острой формой астмы с осложнениями, против которых 
медицина была бессильна. Его привезли к известному специалисту в 
Швейцарию, но удавалось добиваться лишь недолгих периодов 
облегчения. В конце концов, оба супруга присоединились к группе Пака 
Субуха в Голландии. В результате не только коренным образом 
улучшилось состояние Мистера Арнольда, но в самой их жизни 
произошли потрясающие изменения, что случилось уже с очень многими 
людьми.

   Приблизительно в то же время, то есть в июне, известный цейлонский 
журналист почувствовал острую необходимость отправиться в Англию, 
хотя у него и не было здесь никаких дел. Приехав, он позвонил в Кумб 
Спрингс, и, когда ему тем же вечером рассказали о Субуде, он понял, что 
именно это было целью его поездки. По возвращении домой через 
четыре недели, он стал ключевым человеком в подготовке многих людей, 
и вскоре Пак Субух получил приглашение посетить Шри Ланку на 
обратном пути в Индонезию. В январе 1958 Иксан Ахмад и Булбул 
Арнольд принесли Субуд на Цейлон, и за три недели триста двадцать 
шесть человек присоединились к латихану. Таким образом, в результате 
двух, казалось бы, не связанных друг с другом личных инициатив, Субуд 
был принесен в страну, которая в последние годы отличалась особенно 
сильным предчувствием чего-то грядущего.

   Джордж Корнелиус, начавший работу в одной из гурджиевских 
групп, когда служил атташе военно-морского флота США в Лондоне, 
выйдя в отставку, отправился вместе со своей женой Мэри на остров 
Кадьяк, и в течение семи лет о нем не было практически никаких вестей. 
Казалось, они вовсе не хотели возвращаться в Англию. Друзья из Кумб 
Спрингс писали им о Субуде, но их реакция была явно неблагоприятной. 
Тем не менее в ноябре 1957 года оба супруга почувствовали 
необъяснимую тягу поехать в Англию. В итоге Мэри заставила 
совершить поездку болезнь ее матери, но муж с головой ушел в новое 
дело и не мог его оставить. Неожиданно у него появилась такая 
возможность причем как это часто случалось, после символического сна. 
Когда они приехали в Англию, Мэри Корнелиус сказала, что хочет 
держаться подальше от Кумб Спрингс, опасаясь быть вовлеченной. Тем 
не менее, можно сказать, практически вопреки своему желанию, оба 
приехали в Кумб, и были настолько потрясены произошедшими в 
друзьях переменами, что попросили открыть их. У обоих супругов 
ответная реакция была необычайно скорой и позитивной, и они 
возвратились на остров Кадьяк через несколько недель, убежденные, что 
их приезд в Англию был предначертан свыше. Я рассказал вам обо всем 
этом, желая показать то, что часто случается: личность настроена 
враждебно и пытается уклониться, но Сущность притягивает 
неотвратимая сила.

   Если рассматривать все подобные события по отдельности, то вряд ли 
это можно было бы считать доказательством скрытого действия 
руководящей силы в Субуде. Даже если речь идет о множестве таких 
случаев, можно отнести их на счет совпадения или возразить о 
естественной тенденции человека делать обобщения на основе 
несоответствующих предпосылок. Однако в совокупности с совершенно 
необычным и необъяснимым опытом более чем тысячи людей многих 
рас и вероисповеданий со всего мира, трудно объяснить происходящее 
иначе как участием Сознательной Ангельской Силы, о существовании 
которой сам человек в своем обычном состоянии сознания и 
чувствительности даже и не догадывается.

   Впрочем, не следует думать, что все пришедшие в Субуд продолжают 
практиковать латихан. Некоторые, менее десяти процентов, уходят сразу 
же, либо из-за страха, либо потому что ожидали получить какой-то 
необычный или чудесный опыт, но не получили. Главное препятствие 
заключается в "сравнивании", когда человек подпадает под влияние того, 
что, как ему кажется, происходит с другими людьми. На самом деле 
вообще удивительно, что такая значительная часть людей остается, 
несмотря на огромное количество поводов уйти.

   Субуд укрепился в Европе гораздо быстрее и надежнее, чем все 
другие движения, зародившиеся где-то далеко в Азии и принесенные на 
Запад. Однажды, когда один англичанин спросил Пака Субуха насчет 
такой быстрой ассимиляции иностранного движения, он ответил: "Субуд 
нельзя считать иностранным движением. Он не принадлежит никакой 
стране, расе или вероучению. Он не "зародился" на Востоке, и не был 
"принесен" на Запад. Он исходит от вездесущего Духа Божьего. 
Поэтому, приехав в Англию, мы не чувствовали себя иностранцами, а вы 
не принимали нас за чужаков, приехавших из чужой страны. С самого 
начала мы смогли стать братьями друг другу, поскольку во всех нас 
действует Единый Дух. В этом заключается подлинное значение 
Субуда".


12. Субуд обошел весь мир

   Еще до конца января 1958 года, Пак Субух получил приглашение из 
Сан-Франциско от Джона Кука, потомка того Кука, который был одним 
из первых миссионеров на Гавайских островах и жизнь которого была 
невероятной историей духовных свершений. Пак Субух сразу же принял 
приглашение и решил даже оставить ряд восточных стран на потом, 
чтобы поскорее принести Субуд в Калифорнию. Первым туда 
отправился канадец Боб Прести, а я поехал вслед за ним через неделю 
вместе с Элизабет Ховард. Пак Субух со своей группой прибыл в Сан-
Франциско 22 марта, то есть в точности через десять месяцев после 
своего первого визита в Англию.

   За несколько недель были организован центры в Сан-Франциско, 
Лос-Анджелесе, Кармеле и Сакраменто, столице штата. В Калифорнии 
Субуд натолкнулся на новое препятствие. Оно возникло в связи с 
разочарованием, охватившим тысячи людей, которые стремились к 
духовному образу жизни и с излишним энтузиазмом набросились на 
бесчисленные новые движения и секты, обещавшие быстрый и простой 
путь к спасению или просветлению. Подобные секты буквально 
заполонили западное побережье Америки в последние тридцать лет. 
Вполне естественно, что Субуд был воспринят как еще одно такое 
движение, и калифорнийцы относились к нему осторожно и 
подозрительно.

   Как всегда, предвидя условия работы в стране еще до приезда, Пак 
Субух счел необходимым в США избегать какой-либо шумихи, и к 
нашему удивлению, действительно, за два месяца нашего пребывания 
американские газеты всего лишь один раз упомянули о Субуде. Тем не 
менее стали приезжать люди из всех отделений общества 
[Гурджиевского], и триста или четыреста человек было открыто. 
Открытость и искренность американцев позволила им хорошо 
воспринимать Субуд, и еще до нашего отъезда мы знали, что оставляем 
сильное ядро помощников в трех центрах. Более того, о Субуде стали 
узнавать жители других штатов, и Пака Субуха уже приглашали на 
средний запад, восток и юг, и даже в Канаду.

   Однако он должен был вернуться на Яву не позднее десятого июня, и 
мы ожидали, что он отправится прямо домой. Вдруг, совершенно 
неожиданно, пришло приглашение из Австралии, от Д-ра. Филиппа 
Гроувса, который возглавлял группу, долгие годы работавшую в 
соответствии с системой и методами Гурджиева. В письме была просто-
таки мольба о неотложной помощи, которую было невозможно 
проигнорировать, и Пак Субух объявил, что поедет на неделю в Сидней. 
Понимая, что этого времени не хватит, чтобы организовать 
жизнеспособный центр, я предложил поехать туда до него, хотя для этого 
я должен был отложить важные дела в Англии.

   Таким образом, Миссис Ховард с двумя сыновьями и я третьего мая 
отправились в Сидней и, проведя два дня в Гонолулу с одним 
родственником Джона Кука, интересовавшимся Субудом, прибыли в 
пункт назначения седьмого числа. Там мы столкнулись с неожиданной 
ситуацией: австралийская пресса устроила из Субуда сенсацию, и на нас 
набросилась толпа журналистов с телекамерами, прежде чем мы 
встретились с пятьюдесятью людьми, хотевшими получить контакт 
прямо в день нашего прибытия.

   Так начался самый напряженный месяц с прошлого июня. Пак Субух 
приехал 28 мая, и затем мы все вместе покинули Австралию 7 июня. За 
месяц было открыто более пятисот чевлоек. Вокруг нашего визита 
разгорелась настоящая шумиха, некоторые выступали против, некоторые 
относились с иронией, но были и серьезные статьи. Австралийцы, 
вступившие в Субуд, поражали нас своей искренностью и 
настойчивостью в весьма трудных условиях. Было очевидно, что Сила 
Субуда действовала с большей интенсивностью при внешних 
трудностях. Люди стекались со всего континента: небольшая группа 
даже пролетела 4,800 км. из Перта, чтобы получить контакт. Сам Пак 
Субух выкладывался больше, чем во всех других городах, принимая 
многочисленных посетителей каждое утро и помогая им глубже понять 
латихан. К группе Субуда присоединилось несколько человек с 
выдающимися духовными качествами, которые и сформировали столь 
важное для будущего ядро центров в Австралии.

   Так получилось, что из Сиднея мы летели на одном самолете с 
индийским духовным лидером Шри Мехер Бабой. В Джакарте мы 
пробыли восемь дней, в течение которых также успели посетить 
Джокьякарту, где была написана Сусила Будхи Дхарма, а также 
Семаранг, невдалеке от того места, где родился Пак Субух. Мы даже 
гостили в том доме у реки, где в 1933 году Пак Субух получил 
важнейший опыт, и видели то место, где впервые контакт был передан 
ученикам Шейха Абдуррахмана. Какой бы центр мы ни посещали, везде 
обнаруживалось глубокое и постоянное воздействие Субуда на все 
уровни организма и психики тех людей, которые на протяжении многих 
лет практиковали латихан. Сказать, что мы не чувствовали себя среди 
иностранцев, живя и практикуя латихан вместе с жителями Явы и 
Суматры, значило бы лишь наполовину передать постоянно 
укреплявшуюся в нас уверенность в том, что Субуд является истинно 
человеческой работой, не зависящей от рас, вероисповеданий и даже 
особенностей характера. 

   Это убеждение еще крепче укоренилось в нас после поездки в 
Сингапур, где большинство практиковавших Субуд были либо 
китайцами, либо индийцами. Никогда раньше я не был близко знаком ни 
с одним китайцем, и меня глубоко поразило то, что, наверное, можно 
назвать "внутренней силой" китайцев. Они подходят к Субуду более 
непосредственно, но испытывают в нем не меньшую потребность. Хотя 
трудно судить по группе в пятьдесят человек обо всей 
пятисотмиллионной нации, у меня сложилось впечатление, что китайцы с 
большей готовностью, чем большинство других народов, восприняли бы 
религиозный опыт, единый для всех рас и вероучений. И если я прав, 
предполагая, что китайцы в целом, а не просто некоторые из них, 
обладают исключительной силой в отношении человеческих качеств, то 
Китаю должна быть уготована исключительно важная роль в духовном 
возрождении человечества.

   На Цейлоне народ еще не вполне вышел из состояния шока после 
недавних погромов на религиозной почве. Мы увидели пепелища 
многих тамильских магазинов, а в удаленных местах были выжжены 
целые деревни. Повсюду были слышны душераздирающие истории об 
избиениях и убийствах, причем, как печально отметил один благоверный 
буддист, все это делалось "во имя Единственного Сострадающего" 4

   Внешние жизненные обстоятельства лишний раз заставляли особым 
образом отмечать отсутствие какого-либо чувства вражды между 
буддистами, тамилами, мусульманами и христианами, практиковавшими 
Субуд. Более того, я расскажу вам одну типичную историю о 
"защищенности" тех, кто подчиняет свою личную волю в латихане. 
Тамильский служащий ехал на работу на трамвае в день наиболее 
ужасных погромов. Трамвай был остановлен толпой сингальцев, 
которые стали вытаскивать из трамвая и избивать тамильских 
оккупантов. Член группы Субуда вдруг обнаружил, что в нем спонтанно 
начался латихан, и он продолжал спокойно сидеть. Хотя черты тамила в 
нем были особенно выражены, погромщики его не заметили, и он был 
оставлен в покое, тогда как всех остальных тамилов вытащили из 
трамвая. Этот случай внушил тамилу такую уверенность, что он 
отказывался скрываться вместе с другими, и его никто не тронул. Надо 
сказать, что ни один вступивший в Субуд тамил не пострадал во время 
гонений. 

   Пребывание на Цейлоне было наполнено странными переживаниями, 
которые напомнили нам о могуществе "суб-человеческих" сил, 
действующих в нас вопреки нашей воле, и продемонстрировали 
очищающее и укрепляющее действие латихана.

   Короткие поездки в Индию, Пакистан, Швейцарию и Германию стали 
достойным завершением того опыта, который объединил нас с 
половиной народностей мира. Мои собственные впечатления от Индии 
основываются на слишком малом числе встреч, да и времени у меня 
было слишком мало, поэтому я не буду рассказывать о них, но сам Пак 
Субух говорил об особой роли Индии и о том, что в Индии есть люди с 
исключительными духовными качествами, которые знают о приходе 
Субуда.

   Социальная и политическая напряженность во всем мире сегодня 
обрела чрезвычайно острую форму, и объединяющая сила Субуда пока 
проявила себя в очень скромных масштабах, затронув всего лишь 
несколько тысяч жителей дюжины стран. Субуд пришел в мир, но пока 
еще трудно сказать, что он сможет сделать в будущем для решения 
проблем человечества.

 

================================

 

1 - СУБУХ – имя, происходящее от арабского слова, означающего зарю. СУБУД – название всей деятельности в целом, и составлено из трех санскритских слов, о чем речь пойдет в четвертой главе. Для того чтобы избежать путаницы, я буду использовать слово ПАК, то есть "отец", (индонезийское обращение к уважаемому человеку), имея в виду Мохаммеда Субуха. 

2 - См. Бапак Мухаммад Субу Мохадивиджойо, Автобиография, Субуд Украины 1997 г.

3 - Susila Budhi Dharma (Сусила Будхи Дхарма). Работа готовится к изданию на русском языке.

4 - Тамилы – малая народность Цейлона, преимущественно исповедуют индуизм, тогда как основное население – сингальцы, по большей части, буддисты (прим. перев.).

 

* * * *

Hosted by uCoz