|
(1)
У людей, как и у представителей всех видов
органической Жизни Земли, влечение полов может принимать три формы, —
говоря более точно, три группы форм. Группы эти существуют на трех
различных уровнях сознания. Первая группа, наибольшая, включает в себя в
общей сложности шестьдесят шесть типов поляризации, возможных между
двенадцатью секторами двигательных центров представителей
противоположных полов.
Если во взаимном влечении не принимает участия ни
один из двух остальных центров, оно приводит лишь к временной связи как
практике «свободного романа» или, выражаясь по-современному, к
любовному приключению. Лишь типичный человек №1, полигамный по своей
сути, способен найти в этом полное удовлетворение. Подобные случаи
весьма редки, поскольку представляют собой чисто физиологическое явление
и обусловлены, как в мужском, так и в женском организме, переизбытком
Водорода СИ-12.
С точки зрения человека №2 или 3, чья душевная
конституция более развита и утонченна, чисто плотская любовь, если она
не сопровождается хотя бы частичной активизацией прочих центров, есть по
сути элементарное и в чистом виде проявление животной стороны
человеческой натуры. В подобных случаях Любовь сводится лишь к
желанию и удовольствию. Удовлетворив физическую потребность,
человек №2 и 3 теряет чувство привязанности к партнеру. На смену ему
приходит отторжение, ощущение греховности, своего рода стыд за то, что
он уступил животному началу. Следует отметить, что в этом случае
действительно имеет место грехопадение. Сказанное, однако, верно лишь в
отношении человека №2 и 3, достигшего определенного уровня
внутренней культуры. Однако, как правило, такой человек не разбирается в
душевных движениях, приведших его к грехопадению, он даже не осознает
самого его факта и спустя какое-то время начинает испытывать потребность
расстаться с предметом своего мимолетного увлечения. Как только спадет
напряжение, вызванное переизбытком накопленного Водорода СИ-12 (который
как раз и нарушает равновесие личностных сил), человек возвращается к
привычному, пусть по-прежнему шаткому
душевному равновесию, которое теперь если будет нарушено, то уже в
другую сторону — к отвращению, порождаемому подсознательным чувством
греховности.
Этим среди прочего объясняется типичная ситуация,
когда неверный муж начинает оказывать повышенное внимание своей жене.
(2)
Совершенно иная реакция может наблюдаться в случаях,
когда наряду со связью, порожденной поляризацией секторов
двигательных центров партнеров, один из трех центров их Личностей
оказывается в результате своей полной поляризации полностью
поглощенным Любовью. Тогда в отношениях полов мощным фактором становится
душевное влечение, которое значительно сильней чисто физического. В игру
вступает не только физиология, но и психология. Это придает любовным
отношениям силу и утонченность, которые для предыдущего случая отнюдь не
характерны.
Здесь мы уже имеем дело не с животной, но с
человеческой Любовью, порождающей истинный роман, а не просто
приключение. Такому истинному роману, все еще принимающему форму
свободного романа, свойствен более или менее продолжительный период
проявления нежных чувств, носитель которых претендует на их постоянство,
— чувств особенно сильных в преддверии полового акта. Такое положение
вещей обычно приводит пару к одному из трех случаев, входящих в число
рассмотренных нами шестидесяти шести, допускающих заключение брака.
(3)
Во второй группе случаев, как и в первой, роман
всегда начинается с физического влечения. Однако душевная Любовь,
порожденная общей полярностью одного из центров, здесь сразу же берет
верх над плотской. Обогащенная и превзойденная, плотская любовь
перестает быть категорическим императивом. Само половое влечение при
этом не ослабевает, но в функциональном плане приобретает новый
характер.
Заметим, что в случае чисто физического полового
влечения партнеры обычно стремятся сразу перейти к любовной игре,
которая быстро приводит процесс к его логическому завершению.
Вмешательство же душевной Любви притормаживает животные влияния. Это
нормально. Пусть даже подобный обычай и выглядит сегодня старомодно,
любовникам предписывается соблюдать более или менее длительный период
воздержания, называемый
помолвкой.
И те, кто действительно обручен, несмотря на свое
подчас довольно сильное влечение, обычно воздерживаются от половых
сношений до первой брачной ночи.
Достаточно показательно, что «современные» девушки,
меняющие до брака любовников ничуть не реже, чем молодые люди любовниц,
испытав Душевную Любовь, зачастую инстинктивно воздерживаются от половых
сношений со своим женихом во время помолвки.
При всем при том никто не дает себе труда объяснить
этот факт. Большинство людей вполне довольствуется тем, что полагается в
этом отношении на традицию и обычай. Редко кто понимает ту роль, которую
играет или должно играть в душевной Любви обручение. Однако если оба
представителя пары участвуют в эзотерической работе, оно, пусть в
несколько ином виде, приобретает огромную важность.
(4)
Мы позволим себе не останавливаться чересчур подробно
на случаях конфликта между плотской Любовью и воображаемой Душевной
Любовью, которые часто имеют место в супружеских отношениях вследствие
изначальных и тем более совместных ошибок суждения. Такого рода
конфликты приводят либо к разрыву, либо, что еще хуже, к ненормальному и
зачастую искусственно поддерживаемому психическому и половому
сосуществованию.
Это современное явление связано с тем фактом, что
частичная поляризация некоторых секторов двигательных центров
представителей пары еще не дает повода предполагать полную
поляризованность одного из центров их Личностей. В отношениях же мужчины
и женщины мы более чем в каких-либо других жизненных явлениях склонны
принимать желаемое за действительное (что особенно характерно для
мужчин). Это всегда служит признаком прямого или косвенного воздействия
Всеобщего Закона.
Со временем — большим или меньшим, в зависимости от
прочности этой иллюзии, — первоначальный энтузиазм угасает, и человек
наталкивается на «противоречие» с некогда взлелеянным образом, который
он наделил всеми мыслимыми положительными качествами.
В тех случаях, когда психология главенствует над
физиологией, иногда проявляется закономерность столь же любопытная,
сколь пагубная: когда мощное половое влечение утрачивает первоначальный
характер категорического императива, имеет место обоюдное душевное
отвращение, либо же чрезмерная ревность со стороны одного из партнеров.
Такая ревность наблюдается тогда, когда в нем еще жива недавняя иллюзия,
уже умершая в другом. Именно такие ситуации наиболее типичны как причина
преступлений на почве страсти.
Мы также не будем подробно останавливаться на широком
спектре конфликтов, порождаемых указанным несоответствием между
проявлениями плотской и якобы объединяющей пару душевной любви. Не будем
мы говорить и о возникающих в результате разнообразных «гордиевых
узлах». Все это могло бы послужить материалом для психологического
романа, нас же интересует человеческая душевная Любовь.
(5)
На всех планах объективным свидетельством присутствия
Любви является творческий дух, переполняющий тех, кто ее испытывают. И
наоборот, если человек думает, что испытывает Любовь, но объективно не
замечает в себе или в своем партнере роста творческой активности на
каком-либо из планов, он может быть уверен, что его связь основывается
на чем угодно, только не на Любви.
Так называемые браки по расчету, как и любая
разновидность физической и душевной проституции (бывающей уделом как
женщин, так и мужчин), являются источником огромного разнообразия форм,
в которые выливаются подобные отклонения.
(6)
Феномен истинной душевной Любви куда более
редок. Будучи питаема физическим влечением, она по своей силе на
психическом плане может оказаться несравнимой ни с одной из описанных
выше разновидностей. Это еще ' не платоническая Любовь в полном смысле
этого понятия, толкуемого, как правило, весьма превратно, однако вполне
может к ней приблизиться. В этом случае она, несомненно, оказывается
благотворной.
Несмотря на свою относительную редкость, феномен этот
уже по своей сути вполне реален. Его, в частности, можно наблюдать в тех
случаях, когда богатый, но дремлющий творческий дух мужчины под
психосексуальным влиянием женщины пробуждается и расцветает во
всей своей полноте.
Здесь возможны различные градации. В зависимости от
масштаба Личности платоническая Любовь может воздействовать на нее в
различных планах эмоциональном, интеллектуальном и даже двигательном.
Если речь идет о мужчине, по профессиональным и
прочим качествам не выделяющемся из своего окружения, и вдохновляющее
влияние его партнерши, будучи вполне адекватным и полярным, оказывается
не вполне выраженным, данный феномен, как правило, тоже выражен
достаточно смутно. Именно
поэтому он редко находит отражение в литературных
произведениях, обычно посвященных описанию и анализу тех жизненных
душевных конфликтов мужчины и женщины, которые порождены возбуждающим
влиянием плотской Любви. Такие конфликты приводят либо к распаду
Личности, либо к необратимой утрате неустойчивого равновесия, в котором
жили оба партнера до своей роковой встречи.
За редкими исключениями, случаи подобной душевной
любви, положительно влияющей на людей, во всех прочих отношениях вполне
ординарных, не исследовались должным образом. Поэтому в поисках примеров
такого рода Любви и с целью выяснения ее возможных последствий мы
вынуждены обратиться к биографиям замечательных Личностей, собственно
лишь к тем из них, которые до известной степени достоверны и объективны.
(7)
Имеется одна черта, которой Душевная Любовь сходна
как с плотской, так и с куртуазной: она зарождается вопреки
обстоятельствам и даже какой-либо ее уместности. Ее нельзя «направить в
русло», того менее можно «обуздать». Проявившись, она утверждается со
всей силой своей несомненности, не испрашивая ни позволения у самих
партнеров, ни одобрения у тех, кто их окружает. Она возникает во всем
великолепии своего могущества и своей абсолютной свободы. С самого
начала она не допускает никаких компромиссов; облик ее и открывающиеся
ею возможности чудесным образом соответствуют подспудным желаниям и
творческим способностям пары. Однако представления о своей миссии, равно
как и о сфере, в которой ее предстоит выполнить, у обоих партнеров, как
правило, довольно смутные.
Приход Душевной Любви — это своего рода божественный
залог, несущий с собою средства, необходимые для выполнения этой миссии.
И лишь от самой пары зависит, примет ли она его, поймет ли его значение
и открывающиеся таким образом возможности, наконец, найдет ли она в себе
те струны, которые откликнутся согласной гармонией на зов этой
божественной силы.
Чаще всего это не так-то просто. Лишь изредка
обстоятельства, в которых возникает душевная Любовь, позволяют
использовать ее таким образом. Бремя кармического долга, тяготеющего над
каждым из партнеров, приводит к тому, что она оказывается скорее
источником беспокойства. Именно поэтому один из партнеров, а то и оба
участника этой пары чаще всего отступают перед лицом предстоящей борьбы
с неблагоприятными обстоятельствами. И вместо того, чтобы избавиться от
этих обстоятельств, они предпочитают избавиться от своей Любви.
Не будем судить их строго. Разумеется, человеческая
слабость — не оправдание тем, кто отвращается от божественного зова.
Однако не следует пренебрегать и тем неумолимым фактом, что человек
живет, будучи связан прежней Кармой, усугубленной его проступками в
нынешней жизни.
Вместе с тем бесспорно и то, что божественный зов —
проявление Божьей Любви, коль скоро Бог есть Любовь, — никогда не может
быть требованием невозможного, того, что человеку не по силам.
Вот почему в интересах как самих партнеров,
оказавшихся во власти такой душевной Любви, так и их окружения — не
отвергать ее сразу как «невозможную», а на минуту задуматься,
проанализировать данную ситуацию и попробовать найти объективно
справедливое решение относительно услышанного Зова. Истинный Зов
раздается лишь когда возможен и осуществим встречный отклик.
Такое решение нельзя принимать слепо: прежде всего
паре нужно убедиться, что она действительно имеет дело с божественным
Зовом, а не угодила в ловушку Всеобщего Закона.
В связи с этим особенно уместно предостережение св.
Иоанна:
Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте
духов, от Бога ли они... (1Ин4: 1).
(8)
Рассмотрим теперь ряд примеров того, как проявляется
Душевная Любовь, когда она посредством толчка со стороны женского начала
пробуждает творческий дух мужчины, который без такого «оплодотворения»
не порождал бы ничего, кроме нереализованных или частично реализованных
возможностей. Несомненно, именно Душевную Любовь имел в виду Пушкин,
воскликнув:
Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны!
Жена Пушкина была красивой кокеткой, чей успех при
российском дворе привлек к ней внимание самого Николая I. Пушкина,
однако, связывала с Натальей Гончаровой лишь физическая Любовь; он не
получал от нее женского душевного импульса, способного породить в нем те
порывы, к которым он стремился. По этой причине он был вынужден искать
такой душевный импульс в другом месте.
Поэтический гений не выпускал Пушкина из-под своего
мощного гнета, порождая в нем необходимость в самовыражении. Но достичь
его поэт не мог без женского «оплодотворения» — подобно тому, как
женщина, рожденная для того, чтобы иметь детей, нуждается на физическом
плане в оплодотворении мужском.
«Как ты наскучил мне своими стихами, Пушкин», —
говаривала ему, должно быть, красавица Натали... И великий поэт —
российский Данте, в сущности, создатель современного литературного
русского языка — нашел желаемое воздействие в обществе госпожи К.,
обладавшей утонченной, страстной натурой, которая, судя по всему, даже
не была его возлюбленной.
(9)
Профессор Сергей Воронов, знаменитый новатор в
области омоложения организма, в связи со своими биологическими
исследованиями предпринял углубленное изучение вопроса о Любви и ее
психологических и физиологических воздействиях. В своей работе о любви и
мышлении у животных и человека он пишет:
«Любовь — атрибут не только юности и тех лет, которые
обычно называют зрелыми. Возраст, когда чувства человека еще не
умиротворены, когда он любит, творит, живет в радости духа и тела, может
перешагнуть далеко за эти пределы.
В возрасте шестидесяти четырех лет Вагнер воспылал
страстью к Юдифи Готье — поэтессе и дочери поэта. Для него она была
Кундри, пылкая колдунья, простершаяся у ног Парсифаля, — персонаж
скандинавских мифов, грешница, побежденная божественной любовью.
О сладострастная душа,
Как вдохновляли меня твои объятья! —
писал он ей.
Благодаря этому божественному источнику вдохновения,
этой любви, Вагнер в столь почтенном возрасте создал самое прекрасное,
самое удивительное среди порожденных его гением произведение — оперу
«Парсифалъ».
В 1823 году, будучи в возрасте семидесяти четырех
лет, Гете безумно влюбился в Ульрику фон Левенцов — семнадцатилетнюю
девушку. Его дух воспламенился, он стал вновь молод, вновь нашел он в
себе источник прежней восторженности. Он отдался этой любви ради нового
прилива радости, ради того, чтобы как прежде неистово прильнуть к
поэтическим источникам жизни. Уезжая из Мариенбада с тем, чтобы
уговорить великого герцога Саксен-Веймарского от своего лица просить у
госпожи фон Левенцов руки ее дочери, Гете был охвачен таким
вдохновением, что на одном дыхании написал «Мариенбадскую элегию»
— одно из прекраснейших своих творений.
В 1883 году восьмидесятилетний, но все еще
восприимчивый к женским чарам Виктор Гюго дал своему внуку Жоржу в
высшей степени мудрый совет: «Любви, ищи любви—любовь облагораживает
человека. Радуйся и влюбляйся как только
можешь. Человек должен любить, сын мой, любить крепко — всю свою жизнь!»
А годом раньше он писал: "Имеющий все не имеет
ничего, если он не имеет любви"».
Таким образом, заключает Воронов, душевная стадия
любви — это чудесная стадия, прилив желания, сердечный трепет,
восторженность духа, переполняющая все существо человека совершенно
особой радостью, своего рода блаженством. И все это благотворно, ибо
пробуждает в человеке лучшие его качества, независимо от того, последует
ли за душевной стадией любви стадия физическая1.
(10)
Эти примеры Сергей Воронов привел в связи с основным
предметом своей работы — омоложением организма. Его исследования
опирались на тот принцип, что старость есть результат угасания функции
половых желез, которую он, как известно, восстанавливал посредством их
пересадки. Таким образом он — говоря языком «Гнозиса» — пытался (и во
многих случаях успешно) реактивировать первую гамму питания с помощью
животной энергии СИ-12 ближайшего родственника человека—шимпанзе.
Воронов, вероятнее всего, не знал о том, что, как мы уже говорили,
животная СИ-12 в лучшем случае соответствует человеческой энергии ЛЯ-24,
Водороду двигательного, но не полового центра. Тем не менее он таким
образом давал дополнительный толчок инстинктивной функции двигательного
центра, что опосредованно способствовало продуцированию в
пациенте энергии СИ-12. В ряде случаев результат при этом оказывался
налицо, в других отсутствовал.
Что особо примечательно, положительный результат
всегда оказывался временным, поскольку организм пациента отторгает
чужеродную ткань и она рано или поздно рассасывается.
1 Serge
Voronoff, L 'Amour et lapensee chez les betes et chez les hommes.
Paris, Fasquelle Ed., 1936, pp. 136—138.
(11)
К. вышеизложенным соображениям прибавим следующие.
Гамма человеческих Водородов относится к ноте ЛЯ
Второй космической Октавы. Гамма же Водородов животных, даже ближайших
родственников человека, вроде шимпанзе, относится к ноте СОЛЬ той же
октавы, отличной по своей
космической природе. По этой причине энергия СИ-12 шимпанзе лишь
отдаленно соответствует человеческой ЛЯ-24.
Более того, очевидно, что полного омоложения нельзя
достичь при помощи простого возобновления функционирования первой октавы
питания, что и доказали результаты экспериментов Воронова, в конечном
итоге отрицательные.
Эту проблему можно было бы решить посредством
параллельного и одновременного возобновления функционирования второй и
третьей октав. Воронов этого не учел. По всей видимости, он подозревал о
чем-то в этом роде, но схемы, которые мы здесь приводили, были ему
недоступны. Тем не менее он прекрасно понимал, что источник перехода от
низшего к высшему, омоложения на душевном плане также кроется в половой
сфере. Именно это он пытался доказать на приводимых им примерах. Примеры
эти показывают, — и это весьма важно, — что половое омоложение
может быть достигнуто на психическом плане без предварительного
омоложения на плане физическом.
Мы можем теперь сделать ряд предварительных выводов.
При определенном сочетании типов (66-3-1) женское
половое воздействие способно вызвать у мужчины прилив творческого духа
на психическом плане. Это может произойти независимо от того, вступает
ли пара в плотские отношения; последнее, однако, зачастую снижает
интенсивность такого прилива, а то и вовсе ему препятствует.
Об этом следует помнить. Мы не раз выдвигали подобное
предположение, исходя из различных точек зрения. В наши дни можно
ожидать, что такого рода душевные взаимоотношения полов станут гораздо
более привычными, поскольку являются одним из основных средств
реорганизации общества по типу Нового Человека.
Нужно однако отметить — и даже особо подчеркнуть, —
что возможность такого чудесного проявления творческого духа мужчины в
результате психосексуального воздействия женщины возможно лишь при одном
чрезвычайно важном условии: мужчина должен нести в себе этот дремлющий
творческий дух, подпитываемый его личными душевными богатствами. Если
мужчина даже потенциально не обладает творческим духом, тогда даже
мощнейший психосексуальный импульс со стороны женщины не приведет к
каким-либо ощутимым результатам — точно так же, как плотский импульс
мужчины не способен оплодотворить бесплодную женщину.
К этому можно добавить следующее: подобно тому, как
та или иная женщина по-разному воздействует в плотском отношении на
различные типы мужчин, творческий дух мужчины порождает на психическом
плане различное психосексуальное влечение к различным женским типам. Во
избежание путаницы в понятиях и в завершение нашего комментария к
случаям, на которые
ссылался Сергей Воронов, следует отметить, что
Воронов намеренно приводил примеры пожилых людей, поскольку занимался
вопросами омоложения постаревшего организма. Однако явление
оплодотворения творческого духа мужчины в результате психосексуального
импульса со стороны женщины может иметь место независимо от возраста
партнеров1.
1 В той же работе Воронов, кроме того, приводит
примеры Данте и Беатриче, а также Петрарки и Лауры. Ibid., pp. 139—145.
(12)
При исследованиях в этой области нужно, таким
образом, быть особенно осторожным, чтобы не допустить смешения планов:
— непосредственным raison d'etre Плотской
Любви является телесное воспроизводство вида; она действует на
низшем плане сознания;
— непосредственным raison d'etre Душевном
Любви является производство моральных ценностей; она осознается на
более высоком плане.
Внимательное изучение гамм питания, приведенных на
Эннеаграмме, показывает, что действие этих двух аспектов Любви тесно
взаимосвязано. Степень преобладания одного из них над другим постоянно
меняется, при том, что доли присутствия обоих всегда обратно
пропорциональны.
(13)
Необходимо понимание того, что если Личность человека
одряхлела и утратила прежние живость и гибкость, «омолодить» его при
помощи пересадки органов или какого-либо другого активного
вмешательства, направленного на телесное омоложение, принципиально
невозможно. Точно так же нельзя «омолодить» Личность, которая неизменно
отвращается от своего истинного Я, полагая себя вершиной живого.
С помощью же этого самого истинного можно не только вернуть себе
юношеский задор, но и, посредством эзотерической работы, развить
Личность до предела ее возможностей.
Таким образом, проблема омоложения, которая по
сути есть проблема прочности организма, может быть успешно решена
лишь посредством соответствующих действий на трех планах: плотском,
душевном и духовном. Что касается физического тела, то опасное
заблуждение — полагать, будто пересадка или введение животных
органов и клеток может пойти на пользу человеческому
организму. От подобной идеи следует решительно отказаться. Несмотря на
то, что в некоторых случаях такой метод может оказать стимулирующее
воздействие, оно кратковременно и, по очевидным теперь причинам,
низводит организм на уровень более низкий, чем до вмешательства.
Вполне возможно, что когда-нибудь будет открыт
психосоматический метод омоложения, более эффективный, чем вороновские
пересадки; тем не менее мы хотели бы воздать ему должное как пионеру в
этой области. Единственное, что нам хотелось бы подчеркнуть, — это то,
что здесь нельзя достичь какого-либо результата, ограничиваясь
воздействием на физическом плане, как это делается сегодня.
Этот принцип следовало бы иметь в виду специалистам,
работающим в данной области.
(14)
Хотя плоды душевной Любви оказываются более прочными,
нежели плоды Любви плотской, созданные ею ценности также тускнеют со
временем.
Действительно, душевная жизнь во всей ее полноте,
рассматриваемая в контексте земных человеческих ценностей, проявляется
во времени и ограничена сроками существования вскормившей ее
цивилизации. После этого, по прошествии сотен, а то и тысяч лет со
смерти ее основателей, продукты ее канут в Лету.
Лишь ценности, обретенные на высшем плане реализации
человеческих возможностей, не исчезают со смертью цивилизации: они
порождают духовную Любовь, объединяющую в себе высшие богатства вечных
ценностей с чудесами плотской и душевной Любви.
Если символически разместить плотскую любовь на
ступенях небесного Храма, душевную — в его нефе, то Любовь духовная
окажется сокрыта в его Святая Святых, за священной Завесой. Оттуда она
как абсолютный Владыка сообщает смысл бытия всем своим проявлениям,
устанавливая их сущность и предназначение, управляя их протяженностью и
предписывая им сроки. Люди в большинстве своем даже не подозревают о
действительном источнике Любви, чьи проявления на физическом и
психическом плане порождают в них неодолимое влечение и даруют высшее
блаженство.
Позволим себе привести очень древний гимн,
сохраненный Преданием для учеников, занятых эзотерической работой:
Наш Господь велик и славен. Он наполняет мир Своей
Любовью! Твоя любовь принадлежит Ему; Любовь души —
ее спасенье1.
1 Золотая Книга.
Увы, человек не знает, как отделить Любовь от
страсти, а потому часто принимает отражение за источник. Св. Павел дал
определение — нет, не Любви, она неопределима, а ее атрибутов. Слова его
столь же точны, сколь глубокомысленны. Мы уже приводили их в обоих
предыдущих томах «Гнозиса»1, но они настолько значимы, что сделаем
это и в третий раз.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а
сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё
переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкну т, и знание упразднится (I Кор 13: 4-8).
Если мы задумаемся над этим текстом, то поймем, какая
пропасть отделяет любовь от «любовной» страсти — и все же как часто мы
их путаем!
Побуждение страсти — обладать, и последствия
его диаметрально противоположны тому, что описывает апостол.
Дух же Любви в том, чтобы отдавать безвозмездно.
II
(1)
Но вернемся к практической стороне вопроса духовной
Любви — Единой в тысячах своих проявлений Владычицы нашей жизни. Может
ли человек достичь ее, и если да, то как?
Все предпринятые нами исследования, объединенные
заголовком «Гнозис», направлены к этой основной цели, объемлющей все
возможные человеческие устремления, которая, будучи единожды достигнута,
открывает врата в Вечность.
Лишь благодаря этой Любви человек переходит от
существования к жизни.
Лишь обретя ее, он наконец может с уверенностью
сказать, что был счастлив прийти в этот мир.
Достигайте любви, — учил св. Павел (I Кор 14: 1).
В этих двух словах заключен весь смысл внутренней и внешней работы
ученика, преодолевшего Первый Порог и начинающего свое восхождение по
Лестнице.
Т. I, гл. XVII; т. II, гл. XXI.
На страницах нашего сочинения мы изучили различные
стороны и все возможные нюансы этой проблемы, в частности, обратив
внимание читателя на особые возможности, открывающиеся соискателю Пятого
Пути — Пути Рыцаря и Дамы его мечты. Ведь этот в высшей степени
исключительный путь открыт для нас теперь и останется открытым на все
оставшееся Время Перехода. Эта возможность отвечает насущной потребности
в скорейшем формировании новой правящей элиты, состоящей из Новых Людей,
посвященных в духовную Любовь, которая только и способна преодолеть
анархию душевной жизни, некогда пущенной на самотек.
(2)
Ученик, выбирающий Четвертый Путь, должен во
всех обстоятельствах своей внутренней и внешней жизни действовать так,
будто его магнитный центр уже сформирован и достаточно развит.
Ученики же, выбирающие Пятый Путь, который
доступен только паре, Рыцарь и Дама его мечты (независимо от того,
действительно ли они являются таковыми или же искренно на это
претендуют), должны в любых обстоятельствах внутренней и внешней
жизни пытаться действовать так, будто они уже объединены в
сознании истинного Я, неделимого, хотя и биполярного, и ЕДИНОГО
для Личностей и тел их обоих.
Эта задача куда сложней задачи хитреца, ведь
она с самого начала требует от обоих партнеров огромных, в принципе,
постоянных сознательных усилий по осуществлению самоконтроля.
Для этого необходимы точность мышления без какой-либо
подмены понятий и методичное устранение отрицательных эмоций наряду с
выработкой эмоций положительных, ориентированных — как и умственные
усилия — на тщательно и всем сердцем выбранную эзотерическую цель, одну
и ту же для обоих. Разумеется, они не должны лгать самим себе, но еще
более строго они должны следить за тем, чтобы ни в словах, ни в помыслах
не лгать друг другу, причем так должно быть с того самого дня, когда их
взору открылся Пятый Путь.
С другой стороны, если они будут соблюдать эти общие
правила поведения и работы, а также данные им особые наставления, сам
тот факт, что они идут рука об руку, на каждом шагу стремясь действовать
в духе биполярного Я, существенно облегчит их задачу.
Абсолютная искренность, требуемая от пары,
несомненно, является фундаментом их последующих отношений. Если это
условие не выполнено, становится возможным частичное или временное
грехопадение, которое в конце концов может стать и полным.
В этом случае его виновники будут сброшены за Первый
Порог, и им придется начинать все сначала.
(3)
В своем исследовании мы ввели понятие пары,
претендующей на полярность. Настало время определить его, хотя у
внимательного читателя уже должны были возникнуть некоторые соображения
на этот счет.
Рассматривая различные варианты частичной
полярности, мы упомянули о случае полной поляризации, у обоих партнеров,
одного из трех психических центров. Среди трех возможных разновидностей
такого рода частичной поляризации следует выделить одну, весьма
существенную и открывающую особые возможности. Это случай общей
полярности обоих эмоциональных центров, усугубленной поляризацией обоих
эмоциональных секторов — позитивного и негативного — их интеллектуальных
и двигательных центров, а то и ярко выраженной поляризацией их растущих
магнитных центров.
Взаимоотношения таких партнеров весьма подобны тем,
что имеют место в истинно полярной паре. В этом случае — характерном для
людей типа 2—четыре сектора двух интеллектуальных центров партнеров и
даже четыре сектора их двигательных центров хоть и не являются
совершенно полярными, но легко подчиняются движениям, задаваемым
остальной частью развивающейся в паре психической системы.
В условиях мощного, совершенно нормального полового
влечения, которое по причине полярности эмоциональных центров и
устремленности психики к общей эзотерической цели имеет оттенок
романтической нежности, пара искренне считает себя истинно полярной.
Проследим же, как она с энтузиазмом шагает по Лестнице, стремясь обрести
Второе Рождение.
Если люди с такой организацией встречаются тогда,
когда один из них или даже оба находятся ниже Первого Порога, то они —
подобно истинно полярной паре — испытывают воодушевление, сила которого
мгновенно возносит их на третью ступень Лестницы — Ступень Знания.
Это мгновенное перемещение обусловлено самим фактом
наличия в паре сознания полярности, несмотря на то что оно не
вполне соответствует действительности. Обретенное спонтанно благодаря
полной полярности эмоциональных центров, это сознание зажигает в сердцах
партнеров подлинную Веру — точно так же, как это происходит у
истинно полярных существ. Что же касается Надежды, то она
приобретается в основном по причине полярности эмоциональных секторов
интеллектуального и двигательного центров, действующих под эгидой
растущих магнитных центров.
В таких условиях работа пары на третьей ступени
Лестницы, ступени Гнозиса, существенно облегчается. Свою задачу
они воспринимают уже не как обязанность, а как насущную
потребность и выполняют с радостью, причем уже более высокого
порядка.
(4)
Установившееся таким образом душевное состояние
преобразует испытываемое парой в куртуазную Любовь. Пусть она и
не обладает пока должной наполненностью и силой, ее тем не менее
достаточно, чтобы приблизиться к четвертой ступени, где Любовь есть всё.
В этот момент Рыцарь и Дама его мечты начинают
замечать свою неполярность, точнее говоря, отсутствие полной
поляризации. Если третья ступень — ступень Знания — в силу самой
специфики процесса обретения Гнозиса допускает некоторую
двойственность (ведь путь к истине неизбежно лежит через сомнения), то
на четвертой ступени это совсем не так. Продвижение по этой ступени,
последней из посвященных обретению собственно Любви, естественно,
требует от партнеров (коль скоро они призваны образовать единство в
полярности) постепенного отождествления друг с другом.
К концу преодоления четвертой ступени это
отождествление должно стать абсолютным, дабы они не остановились в тот
решительный момент, когда им преградит дорогу Привратник с пылающим
мечом1.
Сказанное можно подытожить следующим образом:
полярность, в которую пара начинает верить на Первом Пороге и
которая устанавливается на первых трех ступенях Лестницы,
порождает куртуазную Любовь, позволяющую этой паре взойти на
четвертую ступень. Однако начиная с того самого момента, когда эта
ступень достигнута, следует постепенно переживать Любовь как таковую.
По самой своей сути она не допускает никаких компромиссов, никакой
приблизительности. Если партнеры посчитали себя полярными
безосновательно, они тут же увидят изначально допущенную ими ошибку в
понятии.
Т. I, с. 169.
(5)
Кaк мы уже сказали, эта ошибка не повлечет за собой
каких-либо тяжких последствий. Более того, совсем наоборот.
Продвижение вдоль этой ступени, где приобретается
андрогинное сознание, постепенно выявит несовпадение истинных Я
партнеров. Таким образом каждый из них поймет, что его истинное
полярное существо — совсем не то, что он совершенно искренне увидел в
другом.
Со временем такое негативное сознание превратится в
позитивное. Сознание истинного Я, свет которого наконец достигнет
сокровенных уголков существа каждого из партнеров, подобно взошедшему
солнцу позволит ему рассмотреть образ своего истинного полярного
существа, исходящий из глубин его сердца.
Этот образ поначалу будет просматриваться словно
через мутное стекло, но по мере приближения ко Второму Порогу он будет
становиться всё более четким, пока наконец не предстанет во всем своем
великолепии.
В этот-то момент наши «путешественники» поймут, что,
работая вдвоем, они, по сути, трудились на благо четверых.
///
(1)
К сказанному необходимо добавить ряд замечаний,
касающихся истинно полярных пар.
На отрезке Лестницы от Первого Порога до четвертой
ступени положение таких партнеров будет в точности таким же, как и в
предыдущем случае. Мы уже не раз отмечали, что лишь приблизившись ко
Второму Порогу они узнают наверняка, была ли субъективно ощущавшаяся ими
полярность объективно истинной или ложной.
(2)
Прежде всего следует выяснить, могут ли быть
полярными существа, относящиеся к различным человеческим типам.
Например, может ли мужчина №3 иметь своим полярным существом женщину №1
или 2? Это абсолютно исключено. Истинное Я, ЕДИНОЕ для пары,
предполагает идеальную биполярность. Столь же идеальной должна быть и
полярность их Личностей, являющаяся двойным отражением полярности
истинного Я. Иными словами, у таких существ полярность
соответствующих душевных центров должна быть полной. Более того,
полной должна быть и полярность их физических тел.
Именно таков смысл схемы, уже приводившейся во втором
томе, которую мы воспроизводим на рис. 22.
Это схема Адама и Евы до Грехопадения. Она
потенциально присутствует в любой паре Адамовых полярных существ,
независимо от того, распознают ли они друг друга.
(3)
Второй вопрос состоит в том, как Рыцарь сможет узнать
свою Избранницу при встрече. Как он может быть уверен, что не ошибся,
отличая Одну из шестидесяти шести или же из трех? Как ему не пройти мимо
нее? Для праведников эти вопросы не имеют смысла, они в любых
обстоятельствах видят правильно. Но для замутненных сердец — как в той
или иной степени обычно и бывает — они решаются не так просто.
Кармическое бремя приводит к деформации Личности, в
результате чего она перестает быть отражением истинного Я. Такая
деформация, усугубленная бременем, приобретенным в этой жизни, —
например, обусловленным профессиональной принадлежностью, — покрывает
Личность своеобразной скорлупой. По этой причине человек, если
только он уже не поднаторел в эзотерической работе, воспринимает всё
сквозь эту «скорлупу» и видит людей и вещи в искаженном свете. Более
того, разобраться в Личностях других людей он может только распознав
деформации, порожденные их «скорлупами».
К этому следует добавить, что у полярных существ
кармическое бремя никогда не тождественно и не может быть таковым. Чтобы
понять это, достаточно перечитать те страницы настоящего сочинения, где
говорится о фильме1.
По существу,
автономность жизни каждой Личности порождает ее уникальную Карму. Еще
одним следствием такой автономности становится то, что полярные существа
могут появиться на свет не одновременно, как это обычно бывает, а в
разное время, причем разница эта может быть весьма существенной. Все это
и объясняет, почему полярные существа столь редко распознают друг друга
при встрече.
Т. I, гл. XXI.
Именно этой неразберихой отчасти обусловлена
благородная средневековая традиция, согласно которой Рыцарь и его
Избранница, прежде чем окончательно объединиться, сознательно шли на
весьма нелегкие испытания.
(4)
Однако говорить об испытаниях — необходимость в
которых неизменна во все времена — можно лишь после того, как двое
охваченных животворящей Любовью обретут искреннюю и практически
абсолютную убежденность в своей полярности.
(5)
Кармическая деформация Личности, как мы сказали,
всегда принимает форму «скорлупы» на ее поверхности. Под этой
«скорлупой» душа остается собой: более или менее развитой и в
определенной мере сбалансированной. Методические упражнения в
констатации позволяют человеку отличать элементы благоприобретенной
«скорлупы», разнородные по своей природе, от 987 дробных «я»,
составляющих Личность. При помощи же интроспективного наблюдения того,
что находится под «скорлупой», он легко сможет определить свой тип.
Однако этого, при всей его важности, еще недостаточно
для того, чтобы Рыцарь, движущийся по пятому пути, мог сформировать
точный и идеальный образ Дамы своей Мечты. Для этого необходимо
приложить существенные сознательные усилия.
(6)
Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, нам
необходимо вернуться к отрывку из Золотой Книги, уже приводившемуся во
втором томе:
С рожденья каждый несет в себе образ полярного
существа.
Он растет, и образ сей растет вместе с ним;
Он обретает форму, наполняется жизнью и цветом.
Человек о нем не знает. Но это его Второе «Я»,
Дама его мечты, Властительница его дум.
Он должен вечно искать ее.
Лишь в Ней он найдет истинный отзвук самого себя;
Сокровеннейших, невыразимых движений своей души,
Ибо в их союзе исчезнет граница меж Я и Ты.
Ибо она
—
его Единственная, его законная
Супруга.
И Безмолвие укроет их Любовь.
Мы можем теперь чуть глубже проникнуть в сокровенный
смысл этого текста.
Человек не может увидеть свою сущность, пока
отождествляет себя с совокупностью Личности и «скорлупы». На плане
бодрствующего сознания он в этом случае отождествляет себя с тем, что,
строго говоря, этим человеком не является. Избавившись с помощью
упражнений от «скорлупы», он достигает отождествления со своей очищенной
Личностью и тем самым получает возможность перейти к интроспекции
второй степени. Это, в свою очередь, позволит ему распознать внутри
себя образ своего идеального полярного существа, которое, как гласит
вышеприведенный текст, живет в нем и сопровождает его денно и нощно, всю
жизнь от рождения до смерти. Точно так же внутри его полярного существа
все время живет его собственный образ, не подверженный воздействию каких
бы то ни было внешних обстоятельств.
На этом этапе читатель, несомненно, сможет определить
для себя, какой тропой следовать и куда она ведет: освободившись от
всего, что мешает интроспекции второй степени, человек, начав с
освобожденного от «скорлупы» личностного «Я», постепенно достигает
видения своего истинного Я.
В своем Послании к Ефесянам св. Павел, цитируя Книгу
Бытия (Быт 2: 24), рассматривает вопрос о браке в контексте
взаимоотношений Христа и Его Церкви: «Посему оставит человек отца
своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». И
добавляет: «Тайна сия велика» (Еф 5: 31-32).
Тайна эта состоит в истинном Я— биполярном по
своей сути и ЕДИНОМ для пары. У мужчины оно, так сказать, обращено
наружу своей женской стороной, а у женщины — мужской.
Вот так Рыцарь носит в себе идеальный образ
Царицы своих грёз, а Дама — образ Прекрасного Принца.
Образ этот растет в человеке вместе с ним самим,
говорит Золотая Книга. Но возникает он именно в результате
развития Личности, а потому может обрести полноту лишь по его
завершении.
IV
(1)
Но что же это за огромное усилие, которое Рыцарь
должен приложить во время интроспекции второй степени, чтобы с
изумлением открыть в себе идеализированный образ своей Царицы
Грёз?
Методичные занятия интроспективной констатацией
помогают человеку различить в себе «скорлупу» на своей Личности. Иными
словами, он таким образом находит свое подлинное личностное «Я». Это,
разумеется, не есть его истинное Я, но это и не личностное
псевдо-«Я», возникающее при отождествлении человеком себя с 987 дробными
«я» в совокупности со «скорлупой». В его бодрствующем сознании
«скорлупа» зачастую оказывается преобладающей по отношению к 987 дробным
«я». Когда такое преобладание выражено особенно ярко, это легко
почувствовать: о таком человеке говорят, что он лжив, неискренен или
испорчен. Освобождаясь из-под гнета «скорлупы», человек вновь становится
самим собой — разумеется, лишь на плане бодрствующего сознания, т. е.
личностного «Я». Тогда о нем говорят, что он обладает «непредвзятым
умом». И хотя подобные случаи никак не связаны с эзотерикой, в
современном обществе они крайне редки.
(2)
Констатация, при помощи которой человек достигает
этого первого ощутимого успеха в Познании себя, представляет
собой акт пассивной концентрации.
Однако для того, чтобы обрести посредством такой
интроспекции второй степени видение в себе идеального образа своего
полярного существа, необходима активная концентрация.
Если человек, узнав о полярных существах, воспылает
страстным желанием отыскать своего партнера по Андрогину, ему следует
немедля приступать к работе. Он поймет, что задача его в высшей степени
сложна. Однако он не должен падать духом, памятуя слова св. Павла:
«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп
2: 13).
Итак, если мужчина, будь то юноша или старик,
движимый отважным сердцем, становится Рыцарем, дабы проследовать по
Пятому Пути, он должен
впредь жить только этим1.
Ради этого ему
следует поощрять в себе стремление к двойной цели:
а) добиться счастья распознать в себе образ своего
полярного существа;
б) добиться счастья узнать его при встрече.
Общее правило, которому он должен неукоснительно
следовать, таково:
«Чтобы достичь желаемой цели, нужно думать о ней непрестанно»2.
В этом и состоит
необходимая активная концентрация.
Вопреки опасениям многих, это постоянное упражнение
не является препятствием для внешней деятельности, наоборот, оно
существенно увеличивает работоспособность. Нетрудно понять, почему это
так: занимаясь активной интроспективной концентрацией, человек
устремляется к своему истинному Я, представляющему собой источник
жизни и силы, и шаг за шагом, день за днем к нему приближается.
Итак, не будем упускать из виду, что врата Пятого
Пути сегодня широко распахнуты. Таково веление Времени Перехода, без
этого невозможно скорейшее наступление Эры Святого Духа, своевременное
воплощение душ, предназначенных для нашей планеты, наконец, успешный
исход битвы двух земных человечеств. Благодаря этому Рыцарей и их
предполагаемых Избранниц ждет особая божественная благодать: навеки
соединенные в Истине и Жизни, они войдут в лоно Господа, дабы тотчас же
приступить к служению Ему.
Ибо сегодня, как и встарь, «жатвы много, а
делателей мало» (Мф 9: 37; Лк 10: 2).
1 Это же верно и в отношении женщин и девушек.
2 Золотая Книга.
|
|