|
(1)
Посредством геометрического рассмотрения данного
символа дотошный читатель сможет прийти ко многим не особенно широко
известным идеям относительно взаимодействия трех основных элементов
существа человека, наделенного — как фактически, так и потенциально —
наиболее полноценным и совершенным организмом среди всего, что относится
к органической жизни на Земле.
Чтобы предпринять такого рода рассмотрение,
приведенную выше схему (рис. 3) необходимо
дополнить. Впишем в круг еще один равносторонний треугольник — вершиной
вниз. Обращает на себя внимание то, что вертикальный диаметр круга,
проходящий через центр треугольника, оказывается разделен на четыре
равные части. Если теперь провести радиус, проходящий через точку
пересечения основания первого треугольника и одной из сторон квадрата,
легко видеть, что он делит эту сторону, как и дугу, хордой которой она
является, пополам. Повторив данную операцию относительно всех сторон
квадрата, мы получим вершины второго вписанного квадрата, опирающегося,
в отличие от первого, не на вершину, а на одну из сторон.
Данная геометрическая конструкция исполнена глубокого
символического значения. Она достойна рассмотрения в рамках
эзотерического цикла изучения Доктрины. Взаимозависимость геометрических
фигур в системе вписанных правильных многоугольников, проявляющаяся во
взаимном расположении фигур и проистекающих из него пересечениях линий,
является точным отражением взаимозависимости символизируемых элементов
природы, — в данном случае человеческой.
Св. Иоанн говорит: «Здесь мудрость. Кто имеет ум,
тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот
шестьдесят шесть» (Откр 13: 18).
Таков один из аспектов этого символа, касающийся
обычного человека, известного как Человек-Зверь.
Повторим: это лишь один аспект, есть и другие. Этот
же — первый, нижняя ступень лестницы Гнозиса, по которой
неутомимому соискателю предстоит подниматься шаг за шагом, прежде чем он
в конце концов постигнет общий смысл всей этой совокупности
символов.
(2)
Плоды такой исследовательской работы поистине
чудесны. По мере продвижения в указанном направлении, мы, наряду с
геометрическими открытиями, узнаем много нового о своей собственной
природе. Учение об этих символах не публиковалось прежде, даже в узких
кругах последователей Didascalia. Учение это было построено таким
образом, что, начав с первой схемы (рис. 3),
ученик раз за разом самостоятельно приходил ко все новым открытиям.
Таким оно остается и по сей
день, за тем лишь исключением, что соискателю даются вторая
(рис. 4) и последующие схемы.
Здесь следует добавить, что ученик совершал свои
открытия лишь после того, как сознательно приходил в состояние должной
напряженности и сосредоточенности, проистекающее из его стремления к
учебе. Такого рода сосредоточенность должна была быть направлена на
выбранный предмет исследований и одновременно обращена вглубь
самого ученика. Все это требует удвоенного внимания.
Преуспев в этом, ученик постепенно переходил от
одного частного откровения к другому, пока наконец не обретал
всеобщее откровение символа, который теперь становился для него
преисполнен значения, Красоты и Жизни.
Было бы бесполезно вдаваться здесь в какие-либо
разъяснения. По существу, все, что могла бы воспринять неразвитая
Личность соискателя, содержится в самом символе. Работа над этим
символом и над всем тем, что она за собой влечет, требует
последовательного и реального развития Личности. Без такого развития
ученик не сможет пойти дальше отвлеченных спекуляций; они могут
показаться ему интересными, однако, будучи чисто интеллектуальными, не
смогут принести ощутимых плодов в его исследованиях.
Сегодня общедоступны тысячи и тысячи книг о символах
и символизме. Они написаны эрудированными и искренними людьми, однако
любые попытки «расшифровки» и объяснения истинно эзотерического символа
чисто интеллектуальными средствами, сколь эффектны и эффективны ни были
бы эти средства, недостаточны и не способны привести к желаемой цели.
Это объективный факт и истинная, а именно
естественная, то есть проистекающая из самой природы вещей, причина
сокровенности таинств истинного Посвящения.
II
(1)
Мы уже указывали на то, что в окружность, разделенную
на 360 градусов, можно вписать несколько различных правильных
многоугольников, каждый из которых (равно как и некоторые комбинации
таких многоугольников) является элементом полной системы эзотерических
графических символов. Число таких многоугольников ограничено: их всего
ДВАДЦАТЬ ДВА.
В приведенном ниже перечне числа, записанные
арабскими цифрами, которые стоят рядом с римскими номерами, означают
соответственно число сторон многоугольника и угол дуги, хордой которой
является каждая из этих сторон.
I — |
3 |
— 120 |
II — |
4 |
— 90 |
III — |
5 |
— 72 |
IV — |
6 |
— 60 |
V — |
8 |
— 45 |
VI — |
9 |
— 40 |
VII — |
10 |
— 36 |
VIII — |
12 |
— 30 |
IX — |
15 |
— 24 |
х _ |
18 |
— 20 |
XI — |
20 |
— 18 |
XII — |
24 |
— 15 |
XIII — |
30 |
— 12 |
XIV — |
36 |
—10 |
XV — |
40 |
— 9 |
XVI — |
45 |
— 8 |
XVII — |
60 |
— 6 |
XVIII — |
72 |
— 5 |
XIX — |
90 |
— 4 |
XX — |
120 |
—3 |
XXI — |
180 |
—2 |
XXII— |
360 |
—1 |
В этой системе двадцати двух вписанных
многоугольников можно без труда распознать священные алфавиты, такие,
как египетский и производные от него финикийский и еврейский. Мы также
видим теперь, что деление окружности на 360 градусов было не случайным и
диктовалось отнюдь не соображениями «удобства вычисления».
(2)
На
приведенной ниже схеме приведены три из указанных двадцати двух
символов, а именно пятиугольник с тройной пятиконечной звездой,
шестиугольник с тройной шестиконечной звездой и восьмиугольник
с тройной восьмиконечной звездой. Прибавив к ним квадрат и
треугольник, мы завершим систему пяти геометрических символов,
образующих один из тех циклов, которые по праву могут быть отнесены к
эзотерическим исследованиям — то есть посвященным структуре
всей Вселенной и всего живого. Они, таким образом, объединяют в одно
целое все, начиная с микро-микрокосмической клетки и заканчивая
Макрокосмом.
|
|