ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 ВСЕЛЕННАЯ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    

(1)

Приступая к изложению той части Учения, где Вселенная рассматривается уже в мезотерическом ключе, естественно испытывать то, что именуется «страхом Божьим». Такой страх — даже не столько от осознания того, что разглашаются глубочайшие тайны космогонии (ведь это среди прочего предполагается нашей задачей), сколько собственно страх исказить и извратить их, пользуясь человеческим языком во всем его несовершенстве.

Учение Христа, обновившее старый закон, хотя и не упразднило его (Евр 7: 18, passim; Рим 7: 3; Гал4: 9—И), но явственно превзошло. И все же сам авторитет прежней Традиции, запечатленной в Писании, для общественной жизни тех времен оставался определяющим и несомненным. Данное явление наблюдается и сегодня, хотя и в несколько иной форме. Все старое висит тяжелым грузом на человеческом разуме, приводя к созданию табу, благодаря которым можно идти вперед пусть с постоянной оглядкой на прошлое, но зато с легким сердцем.

Это главное препятствие, с которым встретились Христос и Его апостолы: его возвели люди, которые из благочестивого рвения поставили древние обычаи выше слова Божьего (Мк 7: 13).

Это значит, что опасаться следует людей не столько откровенно злых, сколько в общем-то добрых, которые попросту привязаны к старым традициям, беспрекословное следование которым уже дает возможность считать себя искренне верующими, собственно пребывающими в истине.

Это явление особенно значимо в истории эзотерических учений. От природы положительные, честные1 люди весьма нередко становятся слугами Всеобщего Закона, притом наиболее ревностными. И в то время как слово Божье позволяет нам глубоко познать Истину, они, пив старое вино, не хотят молодого; ибо говорят: старое лучше (Лк 5: 39).

Мы еще не раз вернемся к этому тезису о благочестивых слугах Всеобщего Закона; иначе невозможно постичь исторический смысл ужасных раздоров, анафем, костров, пожаров и безжалостной борьбы в потоках крови, которая проливалась во Имя Того, кто учил Любви.

«Just».

(2)

И однако же именно этим добрым людям мы попытаемся раскрыть мистерию космогонии, дав им возможность осознать, в пределах и с помощью высшего знания, ту роль, которая отведена человеку на трех различных этапах вечного процесса Творения.

Но для начала нам нужно составить некоторое представление о Творении как определенной работе Божества в ее целостности и динамике. Затем мы сможем перейти от общего к частному.

Такая задача требует мужества и смирения. По мере приближения эры Святого Духа постепенно становится явным всё: не только секреты научных лабораторий, но и глубочайший смысл эзотерики. То же самое происходит и с заблуждениями, ошибками и ложью, которые не исправить, вначале их не раскрыв. Этот процесс уже начался, что, кстати, в немалой степени объясняет возникновение новых политических и социальных проблем, которыми отмечено наше переходное время. Но лишь немногие умеют правильно толковать эти признаки и приметы. Ибо люди мыслящие, если они мужественны и достаточно компетентны, могут уже сегодня, вдохновленные примером Иоанна Предтечи и Христа, приблизиться к свету Христова Ума (I Кор 2: 16) и даже войти в него.

В таком-то духе мы и описываем Вселенную, органическую жизнь на Земле и различные аспекты жизни современного человеческого общества, рассматриваемые под мезотерическим углом зрения.

Чтобы вникнуть в такое описание и извлечь из него пользу, требуется особое внутреннее усилие, связанное с необходимостью воздержаться от какой-либо личной оценки. Для начала следует усвоить то, что будет наиболее доступным и приемлемым, отложив общий критический разбор до уяснения целого.

ГЛАВА VIII

(1)

Начнем мезотерический цикл нашего исследования Вселенной с рассмотрения принципа действия космической боковой октавы. На этот счет была оговорка в одной из глав первого тома: «Мы можем однако заметить, что, заполняя в процессе своей реализации интервал между ФА и МИ Большой Октавы, сама боковая октава также вынуждена, так сказать, «соскользнуть» или отклониться в интервале между своими собственными ФА и МИ. Каким же образом заполняется этот интервал? К этому важному вопросу мы вернемся, когда получим дополнительную информацию, которая позволит рассмотреть его более подробно» (т. I, гл. XI, § 8).

Вопрос, о котором речь, чрезвычайно важен. Если бы мы не показали, каким образом заполняется интервал между нотами ФА и МИ боковой октавы, информация относительно описываемой космогонической системы была бы далеко не полной, а ее ценность весьма сомнительной.

Для адекватного функционирования данной системы необходим источник дополнительной энергии, от которого могла зародиться телесная земная жизнь в трех ее формах.

Такой источник существует. Отметим однако, что сам по себе он не может заполнить интервал между нотами ФА и МИ Большой Октавы: его заполняют ноты ЛЯ, СОЛЬ и ФА боковой октавы, представляющие органическую жизнь на Земле, — автономные человеческие, животные и растительные организмы.

Поскольку такая система погружена во Время, где все имеет свой конец, для ее непрерывной работы необходимо постоянное обновление компонентов органической жизни на нашей планете. Эта жизнь во всем ее сложном целом была задумана как чередование рождений и смертей, управляемое чередованием времен года, что отвечает необходимости передачи творческой энергии по Лучу Творения к нотам МИ и РЕ Большой Октавы. Это непрестанное воспроизведение компонентов органической жизни на нашей планете является важнейшей характеристикой всего Луча Творения.

Приведенная в первом томе (рис. 41) на этот счет иллюстрация еще не объясняет всю механику деятельности Вселенной по проявлению жизни. Вопрос, опять-таки, заключается собственно в следующем: каким образом заполняется интервал между нотами ФА и МИ боковой октавы^. Решение здесь точно такое же, как и в случае Большой Октавы: вводится вторая боковая октава, исполняющая по отношению к первой ту же роль, какую первая боковая октава исполняет в отношении Большой космической Октавы.

Рис 4.

В определенных условиях СОЛЬ первой боковой октавы начинает работать как ДО второй боковой октавы. Однако по сути они совершенно различны: вторая боковая октава автономна, и в этом специфика ее функционирования, в немалой степени определяющая специфику функционирования всего Луча Творения.

Учитывать это чрезвычайно важно, тем более что некоторые аспекты указанной специфики могут даже вызвать недоумение. Механика функционирования Вселенной, отраженная в описываемой системе ее организации, еще никогда не полагалась предметом всестороннего изучения; раньше о ней говорили с помощью символов, теперь же мы рассказываем о ней открыто.

(2)

Как мы уже сказали, ДО второй боковой октавы возникает из СОЛЬ первой — возникает в виде Абсолюта III как первоначало телесной жизни, или, говоря в общем, в виде процесса воплощения в его психологическом и физиологическом аспектах.

Если действие Абсолюта II в нашем Луче Творения распространяется на всю Солнечную систему, то поле действия Абсолюта III ограничено пределами нашей планеты. Он оказывает свое влияние только на компоненты органической жизни, являясь Абсолютом в отношении всего ее целого, благодаря чему создаются условия, обеспечивающие воспроизведение телесной жизни, т. е. зачатие, а затем рождение организмов, составляющих ноты-уровни ЛЯ, СОЛЬ и ФА первой боковой октавы. Став автономными на время от рождения до смерти, эти организмы входят в первую боковую октаву как ее неотъемлемая часть и пребывают под властью управляющих ею законов.

Абсолют III сохраняет власть над нотами СОЛЬ и ФА. Его власть над нотой ЛЯ (человеком), оставаясь непосредственной и безусловной, все-таки не может считаться абсолютной. За внешним человеком всегда остается возможность выбора. Если он посвятит себя эзотерической работе, с преодолением первого Порога он избавится от прямого влияния Абсолюта III.

Прямое вмешательство Абсолюта III в человеческую жизнь наиболее явно, как правило, в период половой зрелости; он будоражит организм различными проявлениями соответствующего начала: от полового влечения до пылких грез воображения, которые становятся источником всякого рода романтических и прочих иллюзий, в Традиции образно именуемых «грёзами спящего молодого змея».

С началом менопаузы у женщин и с появлением аналогичных проблем у мужчин власть Абсолюта Ш над человеком постепенно ослабевает.

В соответствии с его назначением, т. е. нормой, избыток сексуальной энергии — сверх той, что необходима для продолжения человеческого рода, — не столько одаряет нас удовольствиями плотской любви (где она растрачивается впустую), сколько дает жалким человеческим существам возможность выйти из состояния, от которого не избавиться никаким иным путем. Если овладеть этим избытком энергии и воспользоваться им как должно, он будет способствовать росту и развитию Личности. В этом и состоит выбор, предоставляемый человеку: начиная взбираться по Лестнице, он постепенно переходит под власть Абсолюта II, которой окончательно подчинится после второго Рождения.

Половое влечение и удовольствия плотской любви оказывают неизменное и притом решающее влияние на всех, кто остаются по эту сторону первого Порога. Фактически для них является неодолимой тяга к сексуальным наслаждениям, приобретающим самые различные формы благодаря неограниченным возможностям воображения.

(4)

Внимательный читатель, вероятно, уже успел отметить разницу между двумя типами воображения, доступными человеку. Закрепим ее определениями:

1. Творческое воображение, исходящее от Абсолюта П, является бодрствующим и конструктивным. Именно эта божественная сила отличает людей от животных: это активная сила.

2. Фантастическое воображение, пли дремлющее воображение, исходящее от Абсолюта III, наблюдается в определенной мере и у животных: это пассивная сила.

Вторая форма такого воображения — «грезы спящего молодого змея» — оказывает на человека гипнотический эффект, удерживая его в том состоянии, в котором проходит жизнь подавляющего большинства людей.

Методам борьбы с фантастическим воображением отведена значительная часть Учения — в частности, средствами воображения творческого1.

(5)

Следует отметить, что расстояние, составляющее интервалы между нотами ДО и СИ и нотами ФА и МИ Большой Октавы, значительно превышает расстояние между аналогичными интервалами первой боковой октавы. В первом случае в интервале оказываются четыре ноты: СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА, а во втором — только две. Вот почему триада ЛЯ-СОЛЬ-ФА первой боковой октавы, образующая единство, равна по удельному весу только одной ноте, которой суждено заполнить интервал между нотами ФА и МИ Большой Октавы. На самом деле расстояние между двумя интервалами второй боковой октавы сводится к нулю. В свою очередь, единство, образуемое нотами СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА, вообще не имеет какой-либо фиксируемой массы: это всего лишь процедура, а именно некий акт нейтрализующей силы, которая тесно связывает силу активную, или мужскую волю Абсолюта Ш, с пассивной силой, или женской волей плоти, которая сама выходит ей навстречу из ноты РЕ той же октавы.

1 См. в «Добротолюбии» высказывания на этот счет Никодима Агиорита, Феофана Затворника и др.

Рис.5

В качестве нейтрализующей силы эта комбинация из четырех нот — СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА — образует метод, посредством которого психика вовлекается в процесс соединения двух воль: мужская и женская воли объединяются в акте зачатия, который осуществляется в ноте МИ с образованием зародыша в ноте РЕ. После своего физического рождения плод такого союза, обретя автономность, войдет в интервал между нотами ФА и МИ первой боковой октавы и тем самым выполнит отведенную ему космическую функцию.

(6)

В этом процессе раскрывается второе божественное упреждение1 . Мы помним, что первым было введение Закона Семи, т. е. такого изгиба линии Времени, который предохраняет Творение от уничтожения при рождении (т. I, гл. VIII, §§ 4—6: гл. X, §§ 1—2). Второе действие Промысла состоит в постепенном

1 «Artifice»: изобретение, уловка. Т. е., как и в случае Закона Семи, речь идет о некоей предусмотренной Промыслом дополнительной мере — вспомогательном средстве, которое является искусственным— «artificial». —Прим. ред.

сокращении второй и третьей космических октав (т. е. первой и второй боковых) во избежание действия Закона Семи, который в синтезе трех сил Закона Трех, организующих все целое Творения, сводит гамму до трех нот.

(7)

Как указано в тех же главах первого тома, Абсолют, добровольно ограничив Себя тремя условиями1 Творения, сообразно Своему замыслу создал Вселенную как систему Космосов в соответствии с Законом Семи. Луч Творения, образующий октаву, состоит из семи нот этой гаммы.

Первая боковая октава (или вторая космическая) фактически содержит, как мы уже знаем, только пять нот, так что расстояние между двумя интервалами в ней уже намного короче. Во второй боковой октаве (или третьей космической) это расстояние сводится к нулю, поскольку ноты СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА образуют вместе некую процедуру, благодаря которой оба интервала сливаются.

Необходимо уяснить этот механизм. Воля Абсолюта I, последовательно претерпевая двойное сжатие и принимая форму Абсолюта III, действует теперь не по Закону Семи, следуя шкале третьей космической октавы (или второй боковой), а по Закону Трех — закону произрождения, который спонтанно и непосредственно направлен на созидание во плоти2.

При постижении этой системы нельзя не испытывать благоговейный трепет, как о том сказал св. Иоанн Богослов: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь Святых!» (Откр 15: 3)3 .

(8)

В таком сокращенном виде эта третья космическая октава дает возможность плотской воле, или женской воле РЕ, войти в непосредственный контакт с

1 «С onditions»: принципами, или первоначалами.

2 «Corporeal creation».

3 Заметим, что три космические октавы, охватывающие всю Вселенную, включают в себя всего пятнадцать нот, к которымв итоге вполне применим Закон Трех.

Может показаться случайным совпадением, но Песнь Моисея, о которой говорится в приведенном нами стихе Откровения, в книге Исход также обозначена числами 15 и 3,в чем можно усмотреть скрытый намек на Первую космическую Октаву. ПеснъАгнца, упоминаемая в том же стихе вслед за Песнью Моисея, содержит числа 15 и 2 — скрытый намек на Вторую космическую Октаву, явленную в образе стебля и побегов «лозы виноградной». В Откровении, таким образом, в виде полного символического свода дан проект новой эпохи— Эры Святого Духа.

Наука о числах играет в Традиции огромную роль, в частности, при изучении символики священных текстов.

мужской волей Абсолюта III. Этот контакт осуществляется, как было сказано, в результате определенной процедуры при поддержке четырех промежуточных нот:

СИ: Общая атмосфера полового влечения

ЛЯ: Половое влечение конкретной пары

СОЛЬ: Совокупление

ФА: Оргазм

Оплодотворенная таким образом женская сила совершает свою космическую миссию воспроизведения рода с помощью яйцеклетки в ноте МИ и матки — вместилища женского желания — в ноте РЕ.

Теперь ясно, почему Микрокосм, обладающий андрогинной природой и автономным, но биполярным «Я», подвергается при воплощении разделению, порождая два противоположных пола — противоположных как в физическом, так и в психическом отношении.

Во второй космической октаве расстояние, разделяющее интервалы, препятствует непосредственному воспроизведению; по этой же причине образуется последовательность ЛЯ—СОЛЬ—ФА, включающая в себя все аспекты органической жизни на Земле, и поэтому же она постоянно обновляется снизу третьей космической октавой.

Таким образом, рождение человека следует расценивать как наивысшее из всех возможных рождений во всей Вселенной. На этом факте, в частности, основано в Традиции утверждение, что даже ангелы, самой своей природой предрасположенные к развитию, обязаны пройти стадию человеческого воплощения. Ведь, несмотря на все связанные с этим неудобства, это единственная возможность эволюции ко второму Рождению и далее.

Во второй космической октаве женская воля действует на более высоком уровне: в интервале между нотами ФА и МИ происходит ее постепенное сближение с волей, исходящей от Абсолюта П. Такое сближение возможно только в процессе эзотерической эволюции человечества в двух ее аспектах: индивидуальном — через второе Рождение — и коллективном — через всеобщее Воскресение. В обоих случаях это сближение является ответом на зов Благодати и Истины, исходящий от Абсолюта II (см. Ин 1: 17).

Это продолжается до тех пор, пока число не будет дополнено (Откр 6: 11).

Затем, когда после успешного завершения всеобщего Воскресения ноты ЛЯ, СОЛЬ и ФА второй космической октавы зазвучат в полную мощь, изменится точка приложения энергии Абсолюта III: она проявится в сублимации пола1, и тогда люди расстанутся с рабской зависимостью от необходимости размножения.

1 ПривсеобщемВоскресениивсе Адамово человечествоперейдет за второйПорог. До этого сублимация полового начала возможна только для полярных существ, завершивших свой космический путь здесь, на Земле, в акте второго Рождения.

Все зависит от позиции человека в канун Эры Святого Духа. Если процесс подготовки к новой эпохе завершится успешно, то интервал между нотами ФА и МИ нашего Луча Творения заполнится целиком. Тогда энергии Абсолюта II откроется доступ в ноты МИ и РЕ второй космической октавы, а энергии, исходящей от Абсолюта I, — в ноты МИ и РЕ Большой Октавы. Заполнение их этими энергиями будет означать, что несмотря на все преграды, созданные человеком от самого грехопадения Адама, Работа Абсолюта пришла к завершению. Тогда наступят «дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр 10: 7).

Полярные Мужчина и Женщина, которые образуют затем полный Микрокосм, будут приняты в сердце Абсолютной Любви, у которой нет ни начала, ни конца; это и есть «полнота всего» — Плерома. Человек вновь обретет утраченный рай.

Если, конечно, сумеет.

II

(1)

Пора сделать небольшое отступление.

Традиция едина. Об этом мы говорили в предисловии к первому тому (с. 15). Мы также указали на то, что она раскрывалась и всегда раскрывается в различных формах и что каждая из них в точности соответствует уровню развития определенной части человечества, к которой обращено ее Слово, а также миссии, которая ей поручена (там же).

Со сменой эпох Слово откровения, которое доходит до нас зачастую от давно угасших цивилизаций, повреждается человеческой забывчивостью и становится отрывочным. Затем его еще более искажают произвольные толкования, дополнения и домыслы, которые со временем подменяют собою первоначальную истину.

Помимо этих искажений, мы не должны упускать из виду и явления совсем иного порядка. На протяжении тысячелетий Божественное Откровение — единственный источник истинной Традиции — не оставалось неизменным. Как ни покажется, может быть, невероятным, Откровение дается в строго отмеренных дозах: всякий раз его доля в точности соответствует потребностям эпохи и эзотерической Работы.

Мы можем сделать вывод, что изучение традиционного Знания связано с преодолением трех видов искажений, как то:

а) вызванные забывчивостью деформации временного характера, благодаря которым изначальное целостное Откровение становится отрывочным;

б) домыслы и произвольные толкования;

в) неполнота прежнего Откровения в связи с эволюцией жизни во Времени.

Консервативный от природы склад человеческого ума требует, чтобы однажды полученное Откровение оставалось всегда неизменным. Поэтому в конечном счете уже древность сама по себе приобретает видимость неоспоримой истины.

Чтобы убедиться в существовании такого рода восприятия, достаточно открыть Евангелие и прочесть драматическое повествование о божественном вмешательстве в дела человеческие и сам порядок событий в истории избранного народа.

При изучении Вселенной в рамках трех космических октав мы должны постоянно помнить об этом общечеловеческом факторе.

Повторим: механика Вселенной излагается здесь не в завуалированной или символической, а в открытой форме, сообразно потребностям переходного времени, в которое мы живем.

Нет необходимости повторять ошибки наших предшественников, которым две тысячи лет назад не хватило мужества взглянуть в глаза голой правде, принесенной им Христом.

Время притч миновало; пришла пора извлечь из символов их скрытый смысл. Но для этого нужно обладать мужеством и даже отвагой.

(2)

Познакомившись с системой трех космических октав, схематический обзор которой мы только что представили, читатель должен поразмыслить над точным смыслом, какой вкладывает в понятия Абсолютов I, II и III эзотерическая Традиция Восточного Православия.

Мы считаем своим долгом обратиться к священным текстам, что мы и делали на страницах всей нашей работы, прекрасно сознавая, что навлечем на себя резкую критику, даже обвинения в ереси. Когда Христос и Его апостолы прибегали к методу, которому мы пытаемся следовать, их не только критиковали...

Мир, в котором мы живем и действуем, подвержен влияниям-«А» и пребывает под властью Абсолюта III. Влияния-«В» исходят от Абсолюта П. Первые — это Царство мира сего: Царство Кесаря. Вторые — Царство, которое не от мира сего, Царство Божье. Абсолют II — это Христос, Сын Божий, воплотившийся в Сыне Человеческом, Бен-Адам. Следовательно, Абсолют I — это Бог-Отец.

Здесь-то и таятся трудности и опасности в истолковании.

Однако повторим еще раз, что доступ к Знанию на мезотерическом уровне требует от читателя мужества и особого внутреннего усилия: он должен хотя бы на время принять изложенное в виде постулатов, удерживаясь от собственных суждений. Критикой, как мы уже сказали, он займется после.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz