|
(1)
Если у нас еще есть основания для
надежды, возможно, нам удастся
определить условия ее осуществления?
В Первом послании к Коринфянам св.
Павел указал «Путь
превосходнейший» и
«дары
большие: Веру, Надежду, Любовь» (I
Кор 12: 31; 13: 13).
(2)
Путь, по которому надлежит следовать
на этой Земле каждому человеку и всему
Адамову человечеству в целом, ведет от
Любви Абсолюта III, или остатка
небесной Любви1,
к Любви
Абсолюта II (см. выше, гл. II, § 11). Это
первое условие Спасения.
Это же справедливо и в отношении Пути,
ведущего к
воскресению (см. гл. ГУ, § 6), или второму
Рождению. Но прежде чем родиться снова,
человек обязан пройти последнее
испытание — испытание истинной
Любовью (см. т. I, гл. XXI, § 7). Только тот,
кто стал хозяином своей Личности и
горит такой Любовью, может преодолеть второй
Порог. Но
чтобы достичь этого, верный,
движимый
пламенным желанием Спасения, должен
пройти несколько промежуточных
стадий. Он должен доказать свою Веру, а
затем свою Силу, взлелеянную Надеждой.
Чтобы добиться Любви, необходимо
вначале обрести Проницательность, а
это невозможно без Познания. Именно о
таком гнозисе
и говорил
св. Павел, описывая в сущности процесс,
в котором каждая ступень охватывает и,
так сказать, поглощает предыдущую или
предыдущие, и уточняя, что переход от
Надежды к Любви ознаменован «обновлениемума»
(интеллекта)
(Рим 12: 2; Эфес 4: 23), т. е. Познанием (I Кор
13: 22; I Кор 13: 93; I Кор 14: б4).
1 Выражение, заимствованное из «
Добротолюбия».
2 Греч, gnosin.
3 Греч,
gnoskomen.
4 Греч, gnosin.
Этой стадии гнозиса
можно было
бы достичь уже сегодня, в конце Цикла
Сына, если бы причины, указанные в
предыдущей главе, не помешали
исполнению миссии Христа в том виде, в
каком она была изначально задумана, а
не по «формуле замещения».
Весть Христа была приурочена к
началу того Цикла, которому она
предназначалась. В Ветхом Завете о
Надежде говорилось только в плане
Таинства Обетования, открытого лишь
посвященным. Христос, повторяя слова
Иоанна Предтечи, провозглашал
приближение Царства Небесного (Мф 3 : 2)
и адресовал Евангелие
Царствия (Мф
24: 141) всему миру.
Целью распространения Слова было
способствовать отбору людей внутренних
(Рим 7: 22 2),
к которым были обращены слова: «вам
дано знать тайны Царствия Божия, а тем
внешним3 все бывает в притчах» (Мк
4: 11). Эти внутренние
должны были
проложить путь Новой Эре. Верно и то,
что внешние не
понимали глубинного смысла притч,
которые говорил им Христос, и что, «возлюбив
больше славу человеческую, нежели
славу Божию» (Ин
12: 43), они оказывали давление на
зародыш ядра новой элиты.
Враждебность властей вынуждала
апостолы и их учеников идти на
неслыханные жертвы — что они смиренно
принимали, следуя по стопам Учителя, —
и именно такой дорогой ценой было
проповедано Слово, и «тьма
не объяла его» (Ин
1: 5). Но по причине препятствий и
задержек в распространении Вести для
человечества создалась особенно
опасная ситуация, при которой все, что
надлежит совершить земному человеку
во Вселенной, необходимо выполнить в
условиях жесткого цейтнота.
Необратимый характер времени
неустраним и в эзотерической области.
Вместо того чтобы шагать от одной
победы к другой по пути,
предначертанному Христом,
человечество пало жертвой низших
типов человеческой ментальности:
расчета и своекорыстия, которые оно в
конце концов вознесло на самую
вершину шкалы человеческих ценностей.
Так постепенно расширялась пропасть
между нравственным и материальным
прогрессом, которой суждено было
стать серьезным препятствием на пути
практического осуществления
Евангельских принципов.
1Греч, evaggelyon
tes basileias.
2Греч, eso
anthropon.
3Греч, tois exo — «тем,
кто снаружи».
(4)
Мы сможем
оценить все величие божественной
Любви, если напомним себе, что «нет
воли Отца... чтобы погиб один из малых
сих» (Мф 18: 14). Это божественное
прощение распространяется даже на
преступления. Каин, символизирующий в
Библии первого убийцу и заодно
первого братоубийцу, был отмечен «знамением
Всевышнего, чтобы никто, встретившись
с ним, не убил его»] а «всякому, кто
убьет Каина, отметится всемеро» (Быт
4: 15).
Все это
произошло после первого грехопадения,
совершенного Адамом и Евой.
Впоследствии вплоть до прихода
Спасителя божественная Воля, которую
символизировал Завет с избранным
народом, неоднократно
предоставляла человечеству
возможность избежать гибели.
Но второе
падение было, как мы уже видели,
намного ужасней первого. Цикл Сына,
который должен был стать для человека
Циклом победы, стал Циклом Покаяния.
Однако даже в этой форме он был
отмечен божественной Благодатью,
которой, по словам Самого Христа,
прощается грех и хула на Отца и Сына (Мф
12:31).
Только один
грех не может быть прощен: «если же
кто скажет на Духа Святого, не
простится ему ни в сем веке, ни в
будущем» (Мф 12: 32). Это
предостережение имеет самое прямое
отношение к нашим временам, и на нем
нужно остановиться подробнее. Если мы
оглянемся назад, то увидим, что в конце
Цикла Отца человек не искупил
последствия первого грехопадения в
надлежащей мере, поскольку Сын
Человеческий пришел, чтобы «спасти
погибшее» (Мф 18: 11). Само собой
разумеется, Цикл Сына не был в полном
смысле слова христианским: основные
принципы христианства — любовь к Богу
и любовь к Богу в человеке, включая
наших врагов, — осуществлялись в нем
лишь в очень ограниченном объеме. Этот
цикл — трагическое свидетельство
неравной борьбы в каждом из нас —
борьбы между тьмой и светом. Однако с
течением времени, цикл за циклом,
возрастает степень правдивости,
требуемой от человека. Мы еще вернемся
к этому вопросу. Но уже сейчас мы
вправе спросить: готово ли
человечество к переходу в Цикл
Святого Духа? Способны ли правящий
класс и элита (разница между ними
существенная) провести человечество в
этот цикл?
Этот неотвязный вопрос мучит
каждого, кто осознает его насущность,
которую чувствуют многие, предпочитая
однако прятаться в прошлом. Основывая
свои выводы на делах минувших, мы все
так же рассчитываем на терпимость
Бога, проявленную Им при двух первых
грехопадениях. Человечество
исчерпало свой кредит доверия. Своими
действиями оно должно наконец
оправдать надежду, возлагаемую на
него Богом (см. т. I, гл. XVIII, § 10; гл. XXI, § 7;
т. II, гл. IV, § 4).
(5)
Как уже неоднократно подчеркивалось,
человечество стоит сейчас у порога
Цикла Святого Духа, как две тысячи лет
назад оно стояло у порога Цикла Сына.
Если быть более точным, наша эпоха
аналогична эпохе Предтечи. Вот почему
совершенно необходимо
проанализировать, по каким причинам
Иоанну Крестителю не удалось
выполнить свою задачу — «прямыми
сделать стези Господу» (Мф
3: 3), т. е. подготовить еврейский народ к
принятию Евангелия Царства. То, что
Иоанн Креститель был взят под стражу,
а затем умерщвлен, еще более усложнило
миссию Христа.
Атмосферу, в которой Предтеча
начинал свою работу, нельзя назвать
неблагоприятной. Династии Иродов был
сравнительно чужд дух иудейского
консерватизма. Ее представители,
обращенные в иудаизм, из-за своего
идумейского 1
происхождения сохраняли все же
определенную независимость. Этим, в
частности, объясняется политика,
которую они проводили, с одной стороны,
в отношении Синедриона, и с другой — в
отношении римских властей.
Поэтому Ирод Антипа, правивший во
времена Предтечи, относился к нему
более чем терпимо, считая его
праведником и святым.
Но святой Иоанн Креститель обличал
Иродa в том, что он женился на Иродиаде,
своей племяннице и бывшей жене Ирода-Филиппа,
его брата. Иродиада вынудила мужа
сначала схватить Иоанна Крестителя, а
затем казнить его.
В плане понимания специфики
эзотерической работы очень важно
проанализировать, насколько это
позволяет Писание, причины казни
Предтечи. Поступила ли Иродиада так из
личной мести или же она стала орудием
темных сил, использовавших ее в
собственных целях? И не действовали ли
эти силы уже в то время, когда Ирод
Великий пытался уничтожить
новорожденного Христа, приказав
учинить избиение младенцев? Мы можем
сказать, что рождение Царя Иудейского,
предсказанное волхвами, представляло
угрозу не лично для Ирода, а для его
далеких потомков. Ироду Великому
выпало беспокойное правление, к тому
времени ему уже исполнилось семьдесят
два года 2,
и умер он всего через год после
рождения Христа. Однако св. Матфей
рассказывает, что Ирод встревожился —
и с ним весь Иерусалим. На самом деле
царь принял свое решение только после
того, как «собрал всех
первосвященников и книжников
народных» (Мф 2: 1—4).
Понятно, что на нынешнем этапе
подготовительная работа выглядит
совершенно иначе, нежели та, что была
во времена Иоанна Крестителя. Однако
враж-
1 Идумея — греческий аналог
библейскому наименованию страны Эдом.
2 Ирод Великий, прозванный
Аскалонитом, сын Антипатра, первый
министр Гиркана II, последний из
Маккавеев, родился в 72 г. до н. э.
дебные силы всегда начеку. Так же
начеку должны быть все, кто вовлечен в
подлинную, а именно эзотерическую
эволюцию человечества, поскольку
именно из них будет сформирована
новая элита, которая сможет сыграть
роль, аналогичную роли Предтечи. Это
означает указанную в Писании
необходимость препятствовать
действиям сознательных или слепых
орудий сил, направленных на
торможение прогресса человека. В
Евангелии от Матфея и в Евангелии от
Марка подробно описываются
обстоятельства, приведшие к казни
Иоанна Крестителя. В сообщениях
евангелистов нет ничего лишнего:
каждая деталь призвана показать,
какое огромное влияние на
эзотерическую работу оказывают
человеческие страсти и с какой
изощренностью скрытые силы
используют в своих целях весь
диапазон средств: от тщеславия
Иродиады до чар Саломеи. Описанные в
Евангелии события — одновременно
аллегория, наставление и
предостережение, которым мы не вправе
пренебречь.
(6)
Иоанн Креститель должен был
провозгласить приход Царства
Небесного, само понятие которого было
новостью для его современников.
Сегодня речь идет уже не о том, чтобы
открыть пути Надежде, но о том, чтобы
обеспечить переход к царствованию
Любви и Истины. Цикл Святого Духа
станет эпохой Царства Божьего; если
человечество и на этот раз отступится,
оно, по пророчеству св. Петра, навлечет
на себя кару Огнем.
Если же все сущее, по словам Оригена (De
Principiis), исходит от Отца и есть Его
часть, а все наделенное разумом —
часть Сына, то Святому Духу причастны
только святые
в том
смысле, какой вкладывала в это слово
ранняя Церковь. Иначе говоря, в
будущем Цикле внешний
человек
должен уступить свое превосходство,
которое было за ним вплоть до
сегодняшнего дня, человеку внутреннему.
Кроме того, поскольку Святой Дух —
это дух Истины, следующий Цикл будет
отмечен обличением и устранением всей
лжи, которая до сего дня связывает
человека (см. т. I, гл. XVII). Для внешнего
человека
невероятно сложно освободиться от
рабства, в котором он пребывает,
потому что на нем еще оба грехопадения
— первое и второе. Находясь во власти
влияний-«А», которые он упорно
принимает за Реальность, внешний
человек
путает Личное «Я» со своим Истинным Я.
Личность,
которая по сути привязана к телесному
«я», чаще всего ему и подчиняется —
например, в сексуальной сфере. Даже те,
за кем признано превосходство в
качестве лидеров, не менее других
подвластны неразвитой Личности. Вот
почему сегодня формирование элиты,
которая упразднила бы шкалу ценностей,
установленных обожествленной
Личностью, составляет одну из самых
первостепенных задач.
С другой стороны, следует отметить,
что человечество находится сегодня в
ситуации еще более критической, чем
накануне первого или второго
грехопадения: его, как уже было
сказано, ждет решающее испытание —
полное уничтожение лжи. С
наступлением Цикла Святого Духа будут
исключены любые компромиссы с Анти-Истиной 1.
Ложь, какую бы форму она ни принимала,
станет смертным грехом, который
автоматически повлечет за собою
третье грехопадение. Исход будет
роковым, как мы уже указывали при
анализе Второго послания апостола
Петра (см. выше, гл. II, § 10), из которого
уместно процитировать следующее:
«Придет же день Господень, как тать
ночью, и тогда небеса с шумом прейдут,
стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят» (II
Петр 3: 10).
(7)
Основания для надежды у нас
останутся только в том случае, если
предтечи грядущей Эры окажутся в
состоянии выполнить свою работу. Как
мы уже говорили, опасность сегодня
более велика, чем накануне второго
грехопадения; с другой стороны, риск
задержки кажется меньшим в сравнении
с тем, с каким столкнулся Иоанн
Креститель, вынужденный выполнять
свою миссию в одиночку. Сегодня
деятельность предтеч носит
коллективный характер, и сам этот факт
позволяет предполагать, что их труд
увенчается успехом. Мы не станем,
впрочем, отрицать, что задача эта
крайне трудна. Выполнять ее придется в
условиях, так сказать,
противоположных тем, какие сложились
ко времени первого Пришествия: тогда избранный
народ отказался
отдать Кесарю то, что, по его мнению,
принадлежало Богу. Сегодня человек не
хочет отдавать Богу то, что, по его
мнению, принадлежит современному
Кесарю — обожествленной человеческой
Личности. Можно даже утверждать, что
обожествление Личности приобрело
универсальный характер, а это еще
более опасно, поскольку такую
тенденцию невозможно распознать.
Современное общество,
капиталистическое или
коммунистическое, единодушно в
возведении человеческой Личности в
культ. Это — главное препятствие,
которое придется преодолеть нынешним
предтечам.
(8)
По словам св. Павла, перед
вступлением в фазу Любви — главной в
Цикле Святого Духа — Вера, сущность
Цикла Отца, и Надежда, знак Цикла Сына,
должны раствориться в гнозисе,
или Знании,
служащем вратами Любви. Такое Знание
есть предпосылка определения
адекватной шкалы ценностей,
подчиняющей Личность Истинному Я.
Это не значит, конечно, что путь к
Знанию безопасен. В слабое сердце
Знание может вселить гордыню, которая
перечеркнет всю эзотерическую
эволюцию. Тропа к Знанию узка и
пролегает над пропастью. Только при
обладании достаточно развитым магнитным
центром можно
отправиться по этому пути без
1 «Anti-Truth».
особого
риска, поскольку здесь вступает в
полную силу закон, сформулированный
Христом: «Ибо,
кто имеет, тому дано будет, а кто не
имеет, у того отнимется и то, что имеет»
(Мф 12: 12; 25: 29; Мк4:
25; Лк 8: 18—19; 8:26).
Знание — это
только временная, т. е. промежуточная
ступень: его нелепо возводить в культ.
Только в Любви открывается
божественная природа: ее источник —
Бог, Который есть Любовь (I Ин 4: 7—8). Гнозис
— это внешняя
лестница, которая приведет верного
во Дворец
Христов — в Царство Божие. В этом
смысле эзотерической работой верного
руководит Дух-Предтеча;
эта работа должна открыть врата Цикла
Святого Духа, как деятельность Иоанна
Крестителя должна была сделать
прямыми стези, ведущие в Цикл Сына.
Эти усилия,
направленные к обретению и реализации
Знания, должны отвечать двум главным
условиям.
Во-первых, их
нужно правильно сориентировать, т. е.
эзотерическая работа должна вести к
освобождению от лжи. В противном
случае доступ в Эру Святого Духа будет
невозможен. Предтечи должны
обязательно добиться успеха в той
области, где непреложно правило,
сформулированное Христом: «никто,
возложивший руку свою на плуг и
озирающийся назад, не благонадежен
для Царствия Божия» (Лк
9: 62). Если это условие не выполнено,
если предтечи позволят себе снова
увлечься заблуждениями «Мира» и
Личности, они не смогут стать
подлинными предшественниками и их
работа будет обречена на провал.
Второе
условие состоит в том, что
подготовительная работа должна быть
оплодотворена дарами Веры и Надежды —
только тогда в процессе развития
можно достичь Знания. Понятно, что тем,
кто посвятил или посвятит себя этой
подготовительной работе, без Веры и
Надежды не обойтись. Но для того, чтобы
в назначенное
время эта работа
увенчалась успехом, каждый из
участвующих в ней и все они вместе
должны пылать Любовью. Только так
можно прийти к Знанию — Знанию
бескорыстному, открывающему пути
Любви, какой она проявляет себя на
высшем уровне. Ибо Вера и Надежда —
главные свойства и первые плоды Любви,
которая «всему
верит, всего надеется» (I
Кор 13: 7).
В третьей части
данного тома мы попытаемся дать
точное определение эзотерического
смысла слов «Вера» и «Надежда» —
определение от противного, когда
отсутствие веры оборачивается
постоянными сомнениями и сводит на
нет всякое усердие, а недостаток
надежды приковывает к настоящему и
препятствует развитию мысли и чувств.
Отсутствие
веры в правящих кругах избранного
народа привело к
видимому поражению как Иоанна, так и
Христа. Для упразднения этой
видимости потребовались, помимо мук
Предтечи и Сына Божьего, страдания и
мученичество апостолов и святых (I Кор
6: 20). Принося себя в жертву, они лелеяли
Надежду, что не все люди дурны и что
семя может «упасть
на добрую землю» и
принести много плодов (Ин 12: 24; Мф 13: 8;
Мк 4: 8). Сегодня отсутствие Веры и
Надежды может обернуться третьим
грехопадением: ибо к тому времени,
когда Цикл Сына подойдет к завершению,
должна быть достигнута вся полнота
Надежды.
Это означает, что те, кто готовит
стези для наступления Эры Святого
Духа, должны обрести в полной мере
Веру и Надежду. Переживая такую
полноту, каждый предтеча обязан в себе
самом облечь ее Знанием, которое
откроет ему Царство Небесное как сам
источник этого Знания (см. I Кор 4: 15).
(9)
Мы питаем надежду, что это развитие
Знания сможет выйти за узкие рамки
эзотерических кругов и оказать
влияние на кардинальные решения
человека, отвечающие интересам
эволюции всего Макрокосма. Говоря
точнее, эзотерическая работа призвана
облегчить задачу человечества в двух
основных аспектах: во-первых, это Свершение
в Цикле
Святого Духа как результат достижения
дейтерокосмической Любви; во-вторых,
это сознательное, в последовательном
расширении от элитарных кругов до
всего населения планеты, участие
человечества в развитии Луча
Творения.
Достижению этих целей
благоприятствуют высшие космические
планы своим глубинным и строго
направленным воздействием, испуская
лучи, охватывающие все человечество.
Этому служит Откровение, дающее
человеку возможность проникать все
глубже в самого себя, а именно в
сторону Реального, развивая свою
Личность вплоть до второго Рождения.
История свидетельствует, что Слово
несли в мир те, кто достиг уровня
внутреннего человека.
Из Палестины Евангелие
распространилось на Грецию, Малую
Азию, а затем на всю языческую Римскую
Империю. Экспансия Европы на
протяжении последних столетий, как бы
мы ее ни расценивали, способствовала
тому, что Христова весть
распространилась по всему свету.
Благодаря экспансии
западноевропейской цивилизации
осуществились многие из предпосылок
Свершения — такие, например, как
новорожденное планетарное сознание,
увеличивающийся прирост населения и т.
д. Даже самые эгоистические страсти и
корыстные деяния человека, не имеющие,
казалось бы, ничего общего с Божеством,
в итоге все равно оборачиваются в
общее благо и служат его целям.
Но как только эти деяния становятся
явно противоречащими Промыслу, они
теряют какое-либо значение. Именно
поэтому западноевропейская
цивилизация в нашем столетии
исчерпала себя, успев, однако, создать
в сфере международных отношений некий
зародыш тех политических органов,
которые постепенно приведут
человечество к полному осознанию
своего единства и началу формирования
соответствующих институтов.
(10)
Еще раз подчеркнем, что переход к
Циклу Святого Духа не может быть
осуществлен до тех пор, пока не
заполнится интервал между нотами ФА и
МИ нашего Луча
Творения и
не войдут в резонанс МИ и РЕ Большой
и боковой
октав. Преодоление интервала
между ФА и МИ осуществляется, как мы
уже знаем, благодаря
развитию органической
жизни на Земле, в
частности, ее ноты ЛЯ. Но
человеческими усилиями на этом уровне
был создан дисбаланс: вследствие
технического прогресса и быстрого
роста населения в пучке излучаемых
импульсов на первый план были
выдвинуты биологические и
материальные элементы, а душевные и в
еще большей степени духовные энергии
остались в тени. Таким образом, этот
пучок неполон, и, учитывая опасность
промедления в сфере Веры и Надежды,
настоятельно требуется формирование
в человечестве и последующая
деятельность предтеч Цикла Святого
Духа. От эффективности их работы в
реализации Знания зависит судьба
человечества и нашего Луча
Творения.
(11)
Скажем еще несколько слов об
условиях проведения такой работы. Она
невозможна в вакууме: для ее реальной
отдачи требуется соответствующий
контекст, где решающую роль играет
позиция общественных властей в самом
широком смысле этого слова. Мы уже
видели это на примере миссии Христа.
Увлеченные Им избранные, составившие
ядро новой элиты, не могли преодолеть
сопротивления враждебных сил,
охраняющих традиции, установленные
человеком. Подобная ситуация вполне
может повториться. Мы живем в крайне
нестабильное переходное время, все
более разочаровываясь в рудиментах
прошлого в политическом,
экономическом и социальном планах,
однако не решаясь принять требования
века грядущего, подчас даже не
догадываясь о них.
Все сегодняшние проблемы по своему
масштабу планетарны. Человек не
совершает ни единого действия ни в
одной точке земного шара, которое не
отзывалось бы во всем остальном мире.
То, что еще вчера представлялось чем-то
вполне разумным в политическом или
общественном плане, сегодня
оборачивается опасным легкомыслием. В
отношениях между народами уже едва ли
не преступно руководствоваться
мерками, которые были уместны в Цикле
Отца и даже в Цикле Сына. Если
человечество будет и дальше
продолжать в том же духе, это приведет
к третьему грехопадению со всеми
катастрофическими последствиями.
Ответственность властей столь
велика потому, что их позиция, как и во
времена Христа, остается решающей.
Когда день Господень придет, как тать
в ночи, закончится нынешний период
межвременья и нам придется выбирать. А
пока что мы можем лишь констатировать,
что величайшие распри и противоречия
нашего времени, будь то в политической,
экономической или социальной
областях, исподволь утрачивают свое
значение. Они уже превратились в старорежимные
споры;
понятия «правый» и «левый», «капитализм»
и «коммунизм» уже устарели
принципиально и скоро будут сданы в
архив.
Невозможно
предсказать, к какому решению
склонятся те, кто окажутся у власти в
наступающий более чем ответственный
период. Но от этого решения зависит
спасение человечества— если только
принимающие его осознают космическую
роль, уготовленную Богом.
|
|