ГЛАВА 9

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

Работа с учениками – сухбат – резюме собраний с Аттаром – типичная программа работы – тренировка Бахауддина – сознательный труд и преднамеренное страдание – цепочка передачи – Хидр – духовный опыт Бахауддина – его учителя – работа с Халил Ата – Визит к царю Герата – унижение и обязательство – значение марифат – джазба – Убайдаллах Ахрар – его молодость – его мечты – его состояние изолированности – его учителя – земледелец – инициация Йакубом Чархи – учение Арара – Мавляна Джами – его отказ от науки и математики – его уход – встреча с Араром – исчезновение Учителей Мудрости из Центральной Азии.

 


      В соответствии с традицией Учителей, ученики проходили долгую и 
суровую подготовку, что напоминает нам о Ессейском Братстве и Волхвах. 
Только те, кто выдерживал трудности многолетней подготовки, допускались к 
окончательному посвящению и вступали в круг Учителей. Ходжаган считался 
династией, главенствовавшей в сфере духовной жизни Центральной Азии в 
течение четырех или пяти веков. Действительно, во многих случаях сын 
продолжал дело отца, или передача осуществлялась по женской линии особым 
образом избранному зятю. Впрочем, несмотря на все это, достойный ученик со 
стороны вполне мог обратиться к Учителю и предложить свои услуги. В случае 
если Учитель соглашался, этот ученик получал равные условия с семьей 
Учителя. Из описаний методик обучения следует, что не было никаких четких 
правил подготовки учеников; напротив, разные ученики обучались по-разному, 
и разные Учителя обучали по-разному. Некоторые ученики оставались с одним 
и тем же учителем в течение десяти, двадцати или даже тридцати лет; некоторых 
по прошествии определенного времени отсылали к другим учителям, а 
некоторых даже оставляли искать свой собственный путь. Некоторых учеников 
подвергали крайним трудностям, и заставляли проходить тяжелейшие 
испытания. Часто таких учеников потом принимали в семьи Учителей и женили 
на их дочерях. К другим ученикам относились с особым непонятным 
вниманием и уважением, пока они не догадывались, что их выставляют на 
посмешище.

      Такие крайние методы подготовки учеников во многих случаях 
создавали неправильное впечатление, и более поздние учителя, пытавшиеся 
имитировать Учителей мудростей, совершали, в связи с этим, много ошибок.
Подготовка Учителей непостижима. Ученики развивались в условиях 
строжайшей самодисциплины, благодаря чему, тело полностью подчинялось 
воле. Кроме того, Учителя требовали личного унижения, что делало 
бессмысленными лесть и осуждение, а также воспитывало безразличие к удаче 
или поражению. Безусловно, эти качества не могли развиваться иначе, как 
путем многолетних единодушных усилий. Когда ученики обретали эти 
качества, Учителя показывали им, как получить духовные силы, обеспечившие 
Учителям главенствующие положение в Центральной Азии. Кроме того, 
благодаря этим же силам, Учителя, в конце концов, стали оказывать влияние на 
весь мусульманский мир.

      Не все ученики были способны достичь стадии самоотвержения, 
подобающей Хвадже. Можно выделить три категории саликов, искателей 
истины. Первую составляли кандидаты, которых Учитель допускал к общей 
подготовке. Они практиковали зикр, посещали групповые встречи, сухбат, и 
принимали участие во внешней деятельности, например, в реставрации зданий и 
сельскохозяйственных работах. На их долю выпадало мало индивидуального 
обучения, поскольку у Хваджи могло быть от двадцати до нескольких сотен 
саликов, входящих в круг халка. Ко второй категории относились хадины
служители, лично обучавшиеся Учителем. Третью категорию составляли 
халифа, которые могли передавать и хранить традицию. Они избирались из 
числа кандидатов и служителей для прохождения особой подготовки, обычно 
под руководством более чем одного Учителя. В течение долгих веков духовной 
деятельности Учителей, халифа были известны как люди исключительных 
духовных качеств, и, в основном, именно они были причиной высокого мнения 
об Учителях.

     Современный мир нуждается в учителях, и многие люди, совершенно не 
соответствующие стандартам Ходжагана, называют себя руководителями, гуру 
или шейхами. Я думаю, многих удивит, если я скажу, что Учителя Мудрости 
считали нормой тридцати и даже сорокалетнюю подготовку, прежде чем 
ученика допускали до руководства, иршад, или проявления духовных сил, 
карамат

     Критерии принятия кандидатов были заложены Абд аль-Халиком 
Гудждувани и с тех пор мало изменились. Единственное важное новшество ввел 
Бахауддин Накшбанд, который был известен как толкователь снов. Когда к 
нему приходил молодой человек, он отсылал его на три дня, после чего просил 
рассказать о своих снах. Если его сны соответствовали собственному 
внутреннему видению Бахауддина, то он обычно принимал кандидата, но, тем не 
менее, он должен был пройти ту же стадию послушничества, которую 
установили предыдущие учителя. 

      Основу подготовки составляли: самодисциплина в отношении пищи, сна 
и других видов телесной деятельности; зикр, повторение имени Бога; участие во 
встречах группы, сухбат, а также выполнение практических задач. Во время 
разрухи, последовавшей за Монгольским нашествием, Учителя и их ученики 
занимались, по большей части, сооружением домов для бездомных, мечетей и 
школ, а также обучением людей ремеслам. Учение, в основном, излагалось на 
встречах групп, в форме ответов на вопросы. Нам очень повезло, поскольку 
один из последних Хваджей, Фахр ад-дин Али Хусейн аль-Вайз Кашифи, 
оставил очень подробные записи в своей книге Рашахат Айн аль-Хаят, "Капли 
росы от весны жизни". Он присутствовал на встречах многих Учителей, 
включая Убайдуллу Арара и Джами, а также слышал рассказы о более древних 
учителях от их собственных учеников и потомков. Фахр ад-дин говорит, что 
подробно записывал все, что ему удавалось узнать, без каких-либо собственных 
комментариев. В пример можно привести следующий отрывок, описывающий 
встречу группы Хваджи Ала ад-дина Аттара в середине четырнадцатого века.

В. "Какова цель аскетизма? Предназначен ли он для преодоления 
желаний плоти?"

О. "Нет, его цель заключается в преодолении нашей зависимости от 
физического мира. Это способ вознестись в миры духа и истины".

В. "Почему одни ученики должны идти путем полного подчинения и 
преданности учителю, тогда как другие, похоже, могут быть предоставлены 
самим себе?"

О. "Когда человек находится в начале своего пути, очень важно, чтобы 
его сердце было привязано к руководителю. Его учитель и руководитель 
представляет собой, как бы, зеркало божественной истины, и рассматривая 
учителя с этой точки зрения, ученик стремится к самоотвержению, фана, и 
тянется к Богу, джазба. Без такой преданности, глаз Истины не может 
открыться. Именно по этой причине, в начале своего пути человек должен, 
прежде всего, привязать себя к учителю, пока не избавится от собственной 
привязанности ко внешнему миру. Если же он не делает этого, то сбивается с 
пути и упускает чувство ничтожности. Вне всяких сомнений, очень важно 
соблюдать правильный порядок. Впрочем, для опытного человека такая связь не 
будет на пользу, поскольку опытный в этих вопросах человек приходит к 
неотождествлению. Для него все становится зеркалом абсолютного 
совершенства. Для него все вещи этого мира имеют одинаковую ценность: 
океан не больше чем ручеек, солнце не больше чем пылинка в его лучах. Для 
достигших этой стадии, зеркало учителя будет ограничением и нежелательным 
обстоятельством; они должны быть предоставлены себе".

В. "Что может служить видимым признаком опытного человека?"

О. "Цель работы заключается в преодолении всех интересов, 
деятельности и зависимости, являющихся препятствием на пути к истине. 
Например, наш Ходжа Бахауддин относился ко всему, как если бы это не имело 
к нему отношения. Например, если случалось так, что он одевал новую одежду, 
он говорил, что это не его кафтан, и он, якобы, одолжил его на время. Тот, кто 
не привязан ни к вещам, ни к деятельности, будьте уверены, утвердился на 
своем пути".

В. "При помощи какого критерия мы можем оценивать собственный 
прогресс?"

О. "Выкидывая из своего поля зрения мир материи и мир духа, мы 
достигаем фана. Когда вы оставляете позади чувство собственного 
существования, вы достигаете пустоты в пустоте, фана-и зат. Идущего по пути 
тянет назад именно его собственное существование. Получить совершенное 
знание ему мешает неспособность отказаться от относительного знания; 
достичь абсолютного духа мешает неспособность отбросить относительный 
дух".

В. "Может ли человек отказаться от всего этого по собственной воле?"

О. "Желательно, чтобы был руководитель с духом Мухаммада в себе, 
чтобы сердце могло потерять свое собственное существование во имя 
существования руководителя. Тем не менее, когда опустошение доходит до 
последней стадии, руководитель больше не нужен, поскольку окончательный 
отказ каждая душа должна совершить самостоятельно".

В. "Заключается ли цель этого отказа только в том, что существование 
человека, на самом деле, не существует, или нужно получить еще что-то помимо 
знания?"

О. "Необходимо прибавить к знанию веру. Мухиддин ибн аль-Араби, в 
книге Футухат использовал следующее выражение: "Единство веры и 
понимания". Не всякий мудрый человек способен достичь этого единства. Оно 
присуще истинным святым". 

В. "Что может сделать шейх, и что должен ученик делать самостоятельно?"

О. "Великие учителя говорили, что успех приходит только к тем, кто 
работает. Помощь, которую может дать учитель зависит от готовности ученика 
работать и подчиняться указаниям. Без упорного труда невозможно добраться 
до глубоких уровней смысла. В то же время, добившийся успеха человек, то 
есть учитель, может влиять на ученика всего несколько дней. Есть выражение: 
"настойчивость невозможно привить". Работая в группах Хваджи Бахауддина, 
мы старались с утра до ночи держать в голове свою цель. Однако лишь очень 
немногие среди нас могли продержаться целый день".

В. "Периодически, выполняя наше упражнение, я ощущаю переход в 
другое состояние, но не могу удержать его. Что здесь не так?"

О. "Здесь не ничего неправильного. Вполне может случиться так, что, 
стараясь поддерживать собственное присутствие, ученик ощущает себя в 
необычном состоянии, но сразу же выходит из него. Не следует впадать в 
уныние по этому поводу. Настойчивость и постоянные усилия делают проще 
переход в это состояние, пока, наконец, человек не утверждается в нем. 
Благодаря постоянным усилиям, ученик может достичь ангелоподобного 
состояния, и, находясь в этом чистом состоянии, он способен видеть и 
принимать свою ничтожность. Именно таков путь достижения окончательной 
свободы".

В. "Рекомендуете ли вы посещать могилы умерших Учителей?"

О. "Польза, получаемая от посещения могилы Учителя Мудрости 
пропорциональна вашему пониманию его учения и вашей вере в него. Чем 
больше понимания и веры, тем больше пользы вы вынесете из такого 
посещения. Безусловно, посещая священные могилы, можно ощущать 
грандиознейшие силы, но не следует забывать и о том, что можно общаться с 
духами умерших Учителей и на рассатоянии".

В. "У нас есть указание подражать своему учителю, но также есть 
указание научиться не подражать ему. Как объяснить такое видимое 
противоречие?"

О. "Когда вы встаете на путь, вы обязательно должны подражать, 
поскольку не знаете, как работать самостоятельно. Однако, подражая, вы, в 
конце концов, приходите к своему собственному пути достижения реальности. 
Ходжа Накшбанд велел мне подражать ему до мельчайших деталей, и чем 
упорнее я подражал ему, тем отчетливее видел результат в будущем". 

      От каждого кандидата требовалось выполнение тяжелой физической 
работы, духовных упражнений и участие во всех религиозных обрядах. Встречи 
групп, об одной из которых шла речь только что, редко проводились чаще, чем 
раз в неделю. Однако, в большинстве случаев, имела места также и 
непосредственная личная подготовка. В качестве примера такой системы можно 
привести воспоминания Саида Ахмада Бухари, пересказанные им Мавлане 
Джами. Учителем Ахмада был Шейх Илахи. С разрешения учителя, Ахмад 
совершил паломничество в Мекку, проведя некоторое время в Иерусалиме и 
почти год в самой Мекке. После двухлетнего отсутствия он вернулся к своему 
Учителю в город Симав, Малая Азия. Ахмаду тогда было уже за сорок. 
Встретивший его в Симаве шейх велел ему совершать в монастыре молитву пять 
раз в день. Первая молитва совершалась на рассвете, и сразу же после нее, 
Ахмад отправлялся в холмы за дровами. Этим он занимался до полуденной 
молитвы, за которой следовали сельскохозяйственные работы. В зависимости от 
времени года, Ахмад пахал, сеял или собирал урожай. Кроме того, время от 
времени, ему приходилось, подпоясавшись полотенцем, работать в 
ирригационном канале огорода и фруктового сада. После дневной молитвы, он 
работал по дому, а также совершал зикр и другие подготовительные 
упражнения. Вечер был временем общих встреч и уединенной медитации. Сам 
шейх проводил основную часть ночи в молитве и медитации. Он никогда не 
спал в кровати, и ночью уходил в лес, где, прислонившись к дереву, спал в 
течение часа. Некоторые ученики находили в себе силы следовать его примеру. 
Были также и частые дополнительные посты, устанавливавшиеся помимо 
общемусульманского Рамадана. Так продолжалось около шести лет, и после 
смерти шейха ученики попросили Саида Бухари быть их учителем и 
наставником. Позже, они переехали в Стамбул, где построили себе центр в 
Галате со своей собственной маленькой мечетью и корпусом отдельных келий. 

      Такими были типичные взаимоотношения между хадинами, служителями, и 
учителем. У кандидатов же, как правило, была собственная профессия или 
ремесло, и они посещали учителя настолько часто, насколько это было 
возможно, но не жили в его доме. 

      Как только Ходжа видел, что ученик готов совершить быстрый скачок 
вперед, он давал ему особую программу работы. Так, Бахауддин Хакшбанди 
пишет, что, когда ученики покинули Халил Ата, после завоевания и разграбления 
Самарканда узбеками, ему было велено посвятить свою деятельность 
растительности. Он должен был постичь суть растительной жизни, заботясь о 
растениях, а также понять место беспозвоночных в жизни человека. Бахауддин 
часто ходил по улицам города, и если ему на глаза попадалась, например, 
измученная или болеющая лошадь, то он ухаживал за ней и старался вылечить. 
Однажды, в разгар лета, очень жаркого и сухого в Бухаре, он увидел на пустыре 
кабана, неотрывно смотревшего на солнце, и подумал: "это создание тоже по-
своему славит Бога". Бахауддин мысленно попросил кабана помолиться за него, 
и тот, вдруг, принялся кататься по песку, а затем поднялся, поклонился солнцу и 
потихоньку побрел прочь. Вернувшись к учителю, Бахауддин услышал 
следующие слова: "Теперь ты понял, что все создания по-своему славят Бога. 
Теперь тебе предстоит сосредоточиться на заботе о материальном мире. Ты 
должен будешь ходить по улицам и убирать все непотребные вещи, которые 
могут причинить вред людям". Некоторое время Бахауддин занимался этим, 
особенно стараясь сохранять себя и свое тело в строжайшей чистоте. Его 
учитель был очень категоричен в отношении личной чистоты, что даже 
выходило за рамки ритуальных омовений. В связи с этим, все ученики должны 
были каждый день стирать свое белье и держать все в безупречной чистоте. 

      В это время, ужасная эпидемия чумы 1357 года стала причиной 
колоссального бедствия в Туркестане, однако, сам Бахауддин, и никто из 
учеников Ходжагана не заразился. Исходя из наших сегодняшних знаний, мы 
можем сказать, что причиной были их особенные требования к личной гигиене, 
но тогда люди считали, что Ходжаган находился под особой опекой Бога. 
В течение года эпидемии, ученики старались облегчить страдания 
своего народа и, не взирая на опасность для собственной жизни, брали к себе 
детей и подростков, заботясь об их чистоте, в соответствии с указаниями 
учителя. 
      История Ходжагана переполнена описаниями подобных трудов и 
страданий. Однажды Бахауддин Накшбанд сидел в Мечети деревни Ривартун, 
прислонившись к одной из колонн. Сам он пишет следующее о произошедшем 
тогда: "Внезапно я погрузился в некое состояние сознания, которое 
распространилось по всему моему телу, и ощутил, что все мое существо 
растворяется. Потом я потерял сознание, не знаю на сколько времени, и 
очнулся, услышав внутри себя голос: "Знай, что ты достиг своей цели". Я 
пришел в себя, осознавая, что призван помочь многим людям найти свой путь в 
этом мире. Будучи еще молодым человеком, я однажды помолился: "Господи, 
дай мне сил вынести тяготы этого пути, и позволь мне пройти через все труды и 
страдания, возможные для меня". Моя молитва была услышана, и я много 
страдал в дни моих поисков, но теперь пришло время мне стать учителем, и я 
был освобожден от бремени труда и страданий".

      Монолог Бахауддина Накшбанда напоминает нам слова Гурджиева: 
"Бог дал человеку способ самосовершенствования, заключающийся в 
сознательном труде и преднамеренном страдании". Судя по этому и многим 
другим высказываниям, можно говорить о связи между Гурджиевым и 
традицией Учителей Мудрости. Эта традиция, в свою очередь, тесно сопряжена 
с доктриной силсила-и барака, или передачей скрытого духовного действия. 
Само действие получило название барака, благословение, и истоки учения о нем 
уходят в прошлое, как минимум, до Зороастрийского хварено, и, безусловно, это 
учение существовало на момент появления первых Учителей. В той или иной 
форме, оно присуще всем традициям. Так, мы уже встречались с ним, обсуждая 
апостольскую преемственность Соборной (Католической) 1  церкви, а также 
раввинскую традицию Иудаизма. Кроме того, преемственность фигурирует и в 
Индийской традиции, берущей свое начало от великих святых, Капила и 
Шанкара. В то же время, существует важное различие между верой в 
уникальную значимость какой-то одной линии преемственности, что имеет 
место, например, в Соборной (Католической) церкви, и пониманием того, что 
это духовное действие имеет универсальное значение, хотя и принимает 
различные формы, в зависимости от особенностей конкретной традиции. 
Безусловно, в настоящей книге развивается вторая точка зрения, и за основу 
взято то очевидное обстоятельство, что высший разум, Демиург, направляющий 
эволюцию на нашей планете, все полнее использует человека в качестве 
инструмента в своей деятельности. При этом силсила означает непрерывность 
действия в течение многих поколений. В свою очередь, барака, благодать, 
действующая в различных традициях, является проявлением, ощутимым для 
всех тех, кто способен воспринимать его непредвзято. Именно на этом, главным 
образом, основывается наша вера в провидение. Кроме того, именно по этой 
причине значение Учителей Мудрости выходит далеко за рамки Центральной 
Азии, где они действовали с одиннадцатого по шестнадцатой век.

      Здесь я должен сказать несколько слово вере в невидимого пророка, 
который может появляться во множестве различных форм. Это Хидр, 
облаченный в зеленое. Связь между Хидром и зеленым цветом свидетельствует 
об исключительной древности этого верования, уходящего в прошлое к началу 
земледелия, на десять или двенадцать тысяч лет назад. Считается, что Хидр 
может появляться и исчезать по собственной воле; что он знает о происходящем 
таинственно и является связующим звеном между Учителями Мудрости. Снова 
и снова мы обнаруживаем в записях, что такой-то учитель был посвящен 
непосредственно Хидром; и, если появлялась какая-то новая техника, например, 
новый способ исполнения зикра, это приписывалось не Учителю, а Хидру, 
воодушевившему его на такое нововведение. Следует отметить, впрочем, что я 
не встречал ни одной записи о том, чтобы кто-либо из Учителей прямо 
утверждал, что был посвящен таким способом. Эти предположения всегда 
исходили от учеников. Так, когда Шейх Рукн ад-дин спросил у Хваджи Азизана 
Али Рамитани, правда ли, что он получал наставления от Святейшего Пророка 
Хидра, Азизан ответил: "Хидр любит некоторых почитателей Бога, Всеславного 
и Всемогущего". Из этого загадочного ответа все сделали вывод, что Азизан 
действительно был посвящен Хидром, но не был готов заявить об этом открыто. 

      Поздние летописцы делали все возможное, чтобы показать линию 
преемственности Учителей, восходящую к Пророку Мухаммаду, и обычно 
приводилась цепочка посвященных, берущая свое начало от одного из четырех 
первых Халифов, в особенности, Абу Бакра и Али. В более ранних записях об 
Учителях, в качестве основателя традиции называется Йусуф Хамадани. 
Последний, как мы уже говорили, был связан с традицией Волхвов. Впрочем, 
мусульманские писатели никогда не были склонны признавать свой долг перед 
Зороастризмом, поскольку об этом прямо не говорится в Коране. В то же время, 
считалось, что "Учитель Учителей", Ходжа Абд альл-Халик Гудждувани, 
сформулировавший принципы жизни Учителей в восьми "предложениях", 
обладает исключительным способностями, позволяющими ему являться 
Учителям, не только во время своей жизни, но и в дальнейшем. Именно он 
подготовил Ходжаган к той роли, которую он должен был сыграть в период 
Монгольского нашествия. Во всех описаниях Учителей и их деятельности 
особым образом подчеркивается цепочка передачи. Если выдающийся человек 
не получал окончательного посвящения, его обычно называли "Мавлана" или 
Шейх, но не Ходжа. В случае Ахмада Ясави, его последователей называли Ата, 
однако, по-видимому, считалось, что они принадлежали к династии Учителей, и 
многие Хваджи, включая Бахауддина Накшбанда проходили часть своего 
обучения у Шейха ордена ясави.

      Из истории Бахауддина Накшбанда можно многое понять о совмещении 
внутреннего действия с подготовкой под руководством Учителя. 

      "Однажды, после продолжительного исполнения зикра, я услышал голос 
тишины в своем сердце.

- Ты встаешь на этот путь. Что ты хочешь от нас, и какие условия ставишь?

- Пусть произойдет то, чего я хочу.

- Нет, так не может быть. Ты должен будешь следовать нашим указаниям.

- Я не могу обещать этого, поскольку у меня может не хватить сил. Что, если вы попросите меня выполнить трудное задание, которое будет выходить за рамки моих возможностей?

- Нет, то, что мы скажем, нужно будет выполнить.

- Я не смогу. У меня не хватит сил. 

      В этот момент я потерял сознание. Моя самость покинула меня. В 
течение десяти дней я не знал, куда шел и что делал. Затем, я снова услышал тот 
же внутренний голос.

- Все в порядке. Ты принял 2 .  Все, что ты попросишь, будет исполнено".

      В другом описании Бахауддин приводит типичный случай из своей 
жизни. Не совсем ясно, произошло ли это до или после того посвящения, о 
котором только что велась речь. Он пишет:

     "Однажды, я впал в экстатическое состояние. Я снял с себя всю одежду 
и укутался в овечью шкуру. С голыми ногами и головой, я стал бродить по 
пустыне. Я все бродил и бродил, и мои ноги были исколоты бесчисленными 
колючками. Вдруг я почувствовал, что должен незамедлительно отправиться к 
Амиру Кулялю. Когда я вошел в дом, Амир спросил:

"Кто это?" Стоявшие вокруг сказали:

"Бахауддин, господин".

"Вышвырните его вон".

Они взяли меня под руки и вышвырнули за дверь, захлопнув ее перед 
самым моим носом. Во мне вспыхнула ярость, и моя душа жаждала отмщения. 
Но мне на помощь пришла благодать божья, и я сказал: "Это унижение служит 
способом служения Всемогущему. Это должно быть так, и не может быть 
иначе".

С этими словами я положил свою голову перед дверью дома Амира. 
Всю ночь я не отходил от двери. Когда наступило утро, Саид вышел из дома, 
чтобы пойти на молитву, и задел ногой мою голову. Увидев меня 
распростертым, он протянул руку и поднял меня. Затем он привел меня в дом и 
вынул колючки из моих ног, ласково разговаривая со мной. Потом он снял свой 
собственный кафтан 3  и надел его на меня, сказав:

"Сын мой, только ты достоин носить этот кафтан".

Картина этого момента никогда не покидает меня. Я вижу себя и своего 
шейха вместе. Каждый раз, когда я выхожу из дома, я смотрю на порог, но я 
еще ни разу не видел дервиша, положившего голову на землю. Больше нет 
учеников: все они стали шейхами".

      После обучения у Саида Амира Куляля, наставником Бахауддина стал 
Мавлана Ариф Диккарани, второй преемник Амира Куляля. Среди учителей 
Бахауддина был также Мавлана Бахауддин Кишлаки. Он был тестем Арифа 
Диккарани, который, в свою очередь, обучался вместе с ним, прежде чем 
присоединиться к Амиру Кулялю. Бахауддина Кишлаки называли наиболее 
выдающимся духовным лидером и наставником своего времени. Он владел 
наукой и обладал духовностью в равной степени. Кроме того, считалось, что он 
обладал необычайными дарами ясновидения и целительства. Бахауддин 
Накшбанд впервые встретил Мавлану Кишлаки в зимних кварталах Султана 
Мубарака Шаха. Он сказал ему: "Ты птица, летающая так высоко, что только 
Ариф Диккарани может быть твоим другом и товарищем". Эти слова пробудили 
в Хвадже Накшбанде горячее желание встретиться с Арифом. Не сказав ни 
слова, Кишлаки взобрался на крышу своего дома и, повернувшись лицом на юг, 
три раза прокричал "Ариф, Ариф, Ариф!" В то время, Ариф сеял хлопок на поле 
в двенадцати парасангах (девяноста километрах) от того места. Получив 
послание, он отправился в путь в полдень, и прибыл как раз к вечерней трапезе. 

      В тот же день началась дружба между ним и Накшбандом. Ариф стал учителем 
Бахауддина Накшбанда. В своих записях, Накшбанд говорит о годах, 
проведенных с Арифом, как о времени "не прекращавшегося стремления к 
освобождению". Они вместе путешествовали по Туркестану, Персии и Ираку, а 
также совершили паломничество в Мекку. Накшбанд постиг ценность 
унижения. Ариф никогда не принимал никаких подарков, считая их 
губительными для принимающего. Он говорил: "Приносящий дар обретает 
барака, достоинство (заслугу), теряемое принимающим. Только совершенный 
человек обладает благодатью, делающей дары безвредными. У меня нет такой 
благодати".

      Почувствовав приближение своей смерти, Ариф Диккарани послал за 
Хваджой Бахауддином, который с поспешностью следовал из Мерва в Бухару. 
Ариф лежал на смертном одре в своей родной деревне Диккаран. Он также 
послал за Мухаммадом Парсой, тогда еще молодым послушником, и, обращаясь 
к обоим, сказал: "Вы знаете, что между нами существует полное единство. Мы 
прошли вместе долгий путь. Пришло время расстаться. Я наблюдал ваши 
взаимоотношения и хочу, чтобы Мухаммад перешел в служение Бахауддину и 
облегчил его бремя. Он дойдет до конца пути и достигнет окончательного 
освобождения. Ты не должен брать на себя его бремя". Ариф умер через три 
дня. В Рашахате сказано, что сотрудничество Бахауддина и Арифа 
продолжалось тридцать лет, и что они были готовы идти куда угодно, чтобы 
найти "Людей Истины".

      После смерти Арифа, Бахауддин Накшбанд, следуя совету Амира 
Куляля, отправился к Шейху Казиму, одному из преемников Ахмада Ясави. 
Хотя Бахауддин пробыл с Казимом всего три месяца, между ними завязалась 
теснейшая дружба, и когда бы Шейх Квазим ни приезжал в Бухару, он всегда 
приглашал Бахауддина. Не похоже, чтобы между ними существовали 
отношения ученика-учителя, скорее просто шейхам китайского Туркестана были 
известны определенные техники, привлекавшие Учителей.

      После обучения у Шейха Казима, Бахауддин, в результате одного 
видения давностью в несколько лет, перешел под опеку Халила Аты, 
величайшего из турецких Шейхов. Эта история описана в Нафахат аль-Унсе
Видение пришло к Бахауддину во время его послушничества: ему было сказано 
найти дервиша по имени Халил и по его портрету, также явленному в видении. 
С тех пор, Бахауддин постоянно был начеку. "Однажды, – говорит Бахауддин, – 
когда я был на Большом Базаре Бухары, я увидел и узнал его. Из-за толпы я 
почти сразу же потерял его из виду. Я спросил у людей его имя и, узнав, что это 
был Халил Ата, чрезвычайно расстроенный вернулся домой. Затем пришел 
привратник и сказал: "Тот дервиш, Халил, хочет видеть тебя". Это был очень 
жаркий летний вечер, я схватил горсть фруктов и побежал к его дому. Увидев 
его, я сразу же попросил разрешения рассказать о своем видении, но он сказал 
мне по-турецки: "К чему старые сны теперь, когда мы рядом друг с другом?" 
Меня настолько тянуло к нему, что я бросил все свои дела и попросился к нему в 
ученики".

      Вскоре после этого, Халил Ата унаследовал Туркестанский престол. Он 
был потомком Чингисхана и правил в Бухаре шесть лет, во время которых 
Бахауддин оставался в его служении. Историки Центральной Азии отзываются 
о Халиле, как о добром правителе, который не ввязывался в завоевательные 
войны, и старался, по примеру своего отца, восстанавливать урон, нанесенный 
Монгольским нашествием. В то же время, Халил натолкнулся на трудности с 
крупными землевладельцами и официальными духовными лидерами, которые 
были обязаны своей влиятельностью своему первоклассному образованию и 
опыту. Халил пытался поддерживать равновесие, используя для этого влияние 
Учителей на народ. В то время активно развивалась торговля между Китаем и 
Западом, и в этой ситуации Самарканд и Бухара стали крупными караванными 
центрами. Крупные землевладельцы финансировали торговцев и участвовали в 
их прибылях. Хотя Халила очень любили и уважали простые жители 
Самарканда и Ташкента, он пробудил враждебность у знати, и только 
благоговейный трепет перед кровью Чингисхана позволил Халилу удерживать 
свою власть, не прибегая к массовому истреблению своих потомков, что было 
обычном делом среди Ханов того времени.

      Бахауддин усиленно занимался административной работой. Тем не 
менее, Халил находил время, чтобы обучать его. Так, в своей автобиографии 
Бахауддин пишет: "Он проявлял ко мне огромную доброту. Он учил меня, как 
служить, иногда суровыми методами, иногда мягко. Мне удавалось добиваться 
значительных успехов в духовной сфере. Халил Ата однажды сказал: "Тот, кто 
помогает мне во имя Всемогущего Бога, станет великим среди людей". Он часто 
повторял эти слова, и я очень хорошо понимал, что он имел в виду".

      По прошествии шести лет Султанат пал в результате восстания, 
поднятого знатью и поддержанного армией. В центральном Туркестане 
наступил хаос. "В мгновение ока, – писал Бахауддин,– были втоптаны в землю 
усилия многих лет. С тех пор я потерял всякую надежду на дела этого мира. Я 
увидел, что лучшие из лучших беспомощны перед лицом жадности и эгоизма 
людей. Я покинул Самарканд, возвратился в Бухару и поселился в деревне 
Ривда в нескольких километрах от города".

      Лишь в возрасте пятидесяти лет Ходжа Бахауддин взял на себя роль 
муршида. В этом качестве он пробыл двадцать четыре года, вплоть до своей 
смерти в 1389 году. Во время своего Учительствования он второй раз совершил 
паломничество в Мекку, на этот раз, в сопровождении Мухаммада Парса. Затем, 
он отправил Парса и других попутчиков в Нишапур, а сам решил встретиться с 
Мавланой Зайн ад-дином Тайхади в Герате. Возвращаясь из Мекки, Бахауддин 
пробыл некоторое время в Мерве, а затем поселился в Бухаре, где и прожил 
остаток своей жизни. 

      В течение двадцати четырех лет своего Учительствования Бахауддин 
пользовался исключительной репутацией в Исламском мире. Рашахат 
повествует о том, как влиятельные люди просили его совета в важных решениях. 
Однажды, правитель Герата послал сказать, что горячо желает посоветоваться с 
Бахауддином, и пригласил его в качестве гостя в Герат. Бахауддин сказал своим 
ученикам: "В наши обязанности не входит общение с царями и султанами, но, 
если я не поеду к нему, то он сам прибудет сюда, а это будет бременем для 
дервишей и бедствием для народа. Поэтому, мне лучше поехать в Герат".

      Правитель принял Бахауддина с пышными почестями. Крупные 
землевладельцы, богатые торговцы и духовенство – все были собраны, чтобы 
выразить свое уважение. Однако Ходжа никак не отреагировал на этот 
спектакль. Кроме того, не будучи уверенным в чистоте пищи, он даже не 
притронулся к блюдам за трапезой. Даже когда ему принесли свежайшую и 
соответствующую всем общепринятым правилам дичь, он не стал ее есть. 
Правитель лично упрашивал его съесть хотя бы кусочек, но Ходжа был 
непреклонен.

      Царь задал ему несколько вопросов: "Унаследовал ли ты свое 
Учительство?" Бахауддин ответил: "Это не наследие, а призвание. Эта 
благодать сошла на меня как дар".

В. "Считаешь ли ты правильным уединение?"

О. "Высказывание "одиночество в толпе" принадлежит одному из 
величайших людей нашего пути, Хвадже Абд аль-Халику Гудждувани".

В. "Что означает "одиночество в толпе"?"

О. "Внешне быть с людьми, а внутренне – с Богом".

В. "Способен ли человек достичь этого?"

О. "Если бы это было невозможно, Бог не дал бы такого указания в Коране".

В. "Некоторое шейхи говорят, что Святость превосходит Пророчествование. Какого Святого следует почитать больше, чем Пророка?"

О. "Это относится к святости самих Пророков. Святость Пророка 
превыше его дара пророчествования".

      После этой беседы Ходжа встал и отправился в гостевой дом Абдаллаха 
Ансари. Он не принял ни одного из драгоценных даров, присланных царем. Он 
сказал: "Всю мою жизнь Бог позволял мне обходиться без даров от кого-либо, и 
я не изменю своих принципов и теперь". Тогда царь послал ему кафтан, шарф и 
шаль, которые он купил на деньги, заработанные собственным трудом, и 
поэтому ничем не запятнанные, умоляя принять хотя бы эти подарки. Но 
Бахауддин опять отказался, несмотря на то, что у него вообще не было кафтана, 
а тюрбан был скорее похож на старую тряпку.

      Ходжа Бахауддин часто постился, но когда к нему приходил гость, он 
нарушал свой пост, чтобы достойно принять его. Однажды один из его 
учеников отказался разделить трапезу с гостем, сославшись на пост. Ходжа 
сказал: "Этот человек далек от Бога, иначе бы он увидел Бога в госте и 
исполнил свои обязанности".

      Некоторые высказывания Бахауддина дают представление о методах 
передачи, использовавшихся Учителями.

"Начав выполнять упражнение зикр, я ощутил, что нахожусь вблизи от 
очень важной тайны. С тех пор я стал пытаться постичь эту тайну".

"В дни моего ученичества, в соответствии с наставлениями Хваджи Баба 
Самази, я прислушивался ко многим традициям и беседовал со многими 
образованными людьми. Тем не менее, основных успехов на своем пути я 
добился благодаря унижению. Я пошел этим путем, и именно так мне удалось 
достичь всего, что у меня есть".

"Отрицание, унижение и уничижение себя составляют основу этого 
Пути. Именно это дает повод надеяться на успех. Так, я прошел через все 
человеческие состояния и познал их особенности. Я увидел, что все сущности 
по своей сути лучше меня. Наконец, я пришел к классу существ, потерявших 
свою ценность и репутацию. Я нашел в них много хорошего, не найдя этого в 
себе. Я вошел в состояние собаки, думая не найти в нем ничего 
привлекательного. Однако я постепенно понял, что это стояние ничуть не хуже 
любого другого. Я знаю себя лучше, чем кого-либо еще; я хуже собаки. Как бы 
я не рассматривал свое состояние, оно не стоит и выеденного яйца".

"Я научился должной преданности Поиску Истины у игрока. Однажды 
мне довелось наблюдать, как игрок проиграл все свои деньги, но, когда друг стал 
упрашивать его остановиться, игрок ответил: "Друг мой, если бы даже мне 
пришлось сложить свою голову за эту игру, я бы не смог поступить иначе". 
Такой ответ глубоко изумил меня, и с тех пор я искал Истину с тем же 
единодушием".

"Мы придерживаемся традиции совместных обсуждений. Уединение 
ведет к славе, а слава таит в себе большую опасность. Правильный путь 
заключается в групповой работе. Следующие этому пути находят много 
преимуществ в групповых встречах".

"Мы принимаем не всех, и в наш круг войти очень не просто".

"Очень сложно соответствовать надлежащим условиям принятия. Либо 
нет соответствующего ученику Учителя, либо есть Учитель, но нет приемлемых 
учеников". Это было сказано по случаю принятия Якуба Чархи в халка 4

"Когда я руководил группами, я всегда считал должным прислушаться, 
если двое или трое учеников беседовали между собой. Если они говорили о 
Боге, то я был счастлив, если же они говорили о чем-либо еще, я становился 
грустным и у меня было тяжело на сердце".

"Мы служим средством достижения цели. Совершенно необходимо, 
чтобы ученики заостряли свое внимание не на нас, а на цели".

"У всех сердец одинаковые возможности, но они различаются между 
собой по практической мудрости".

"Если бы я следил за ошибками своих друзей, я остался бы без единого 
друга. Не существует безупречных друзей. Все любят хороших людей. Высшая 
задача заключается в том, чтобы научиться любить плохих людей".

      Один известный и образованнейший человек спросил, в чем состоит 
цель пути, которым следуют Учителя. Ходжа Бахауддин ответил: "в открытии 
людям практической мудрости". "Что это значит?"– спросил собеседник. 
"Предшественники сообщили нам о том, во что следует верить, но это всего 
лишь сообщение. Обретение и открытие практической мудрости заключается в 
том, чтобы показывать людям, как найти это в своем личном опыте".

"Человек не способен раскрыть тайну объединения, тавхид. В то же 
время, обрести практическую мудрость, марифат, трудно, но возможно".

      Зять и первый преемник Бахауддина, Ходжа Ала ад-дин Аттар, часто 
рассказывал, как через некоторое время после своего вступления в халка, он 
разговаривал в Раматане с "человеком пути" о сердце. "Я сказал, что не знаю 
истинной природы сердца. Этот человек ответил, что, по его мнению, сердце 
похоже на трехдневную луну. Я рассказал об этом нашему дорогому Хвадже 
Бахауддину. В тот момент он стоял. Услышав это, он легонько наступил мне на 
ногу. Меня вдруг переполнило блаженство, и я почувствовал соединение с 
Истиной. Когда я вышел из этого состояния, он сказал: "Вот, что такое сердце. 
Это не то, что сказал дервиш. Как ты можешь знать истинное сердце, калиб
если не имел непосредственного опыта?"

"Тот, кто способен видеть скрытые недостатки своей собственной 
природы и может контролировать их, вне всяких сомнений, достигнет 
блаженства. Идущий по пути должен быть способен раскрыть все свое существо 
перед Богом и проверить себя. Так он сможет перейти от имитации веры к 
истинной вере, наполненной содержанием".

      Некоторые шейхи строят свои взаимоотношения с учениками, в 
соответствии с возможностями последних. Если ученик находится только в 
начале своего пути, шейх снимает часть бремени с его плеч. Он даже может 
определенное время прислуживать своему ученику, но к наиболее продвинутым 
шейх предъявляет все большие и большие требования, ожидая от них 
дальнейшего совершенствования".

"У выбора, подчинения и самоотвержения есть собственные особые 
предназначения. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить в учениках 
ощущение притяжения, джазба, спонтанно действующего в них. Тем не менее, 
иногда совершенно необходимо обучать посредством инструкций. Мы должны 
использовать опыт мудрых представителей нашего пути, а также учиться 
передавать этот опыт другим. К каждому ученику следует предъявлять особые 
индивидуальные требования на различных этапах работы. Когда-то это будет 
служением, когда-то борьбой с собой, когда-то медитацией, а когда-то – 
самооценкой".

"Мы должны быть средством достижения цели ученика. Наша задача 
заключается в том, чтобы обеспечить ученику все необходимые условия для 
достижения его цели. Он должен молиться, но не должен этим укреплять свой 
эгоизм. Как бы чистосердечно и искренне ни молился ученик, он должен всегда 
осознавать свои недостатки. Тот, кто молится с уверенностью в себе, далек от 
Истины. Ходжа Абд аль-Халик Гудждувани и Мухаммад Самази служат нам 
примером смирения и самоотверженности".

      Теперь пришло время поговорить об обучении Хваджи Убайдаллаха 
Арара из Ташкента. Убайдаллах занимал главенствующее положение в 
Центральной Азии в течение большей части пятнадцатого века, и все историки 
сходятся во мнении, что его влияние было преобладающим. Свое детство он 
провел в бедности. Убайдаллах пишет, что в период правления Султана 
Шахруха он жил в Герате и не имел даже смены белья. Тюрбан на его голове 
был весь в лохмотьях, и он мог позволить себе лишь один кафтан в год. Этот 
кафтан изнашивался до такой степени, что хлопок просто просвечивал насквозь. 
Убайдаллах пишет: "Я служил многим людям, но у меня самого никогда не 
было ни лошади, ни осла. Моя одежда была настолько тонкой и короткой, что 
нижняя половина моего тела никогда не отогревалась. На пути поиска Бога, у 
меня никогда, даже зимой, не было теплой воды для омовения. Иногда мне 
приходилось уходить со встреч Шейха Бахауддина Омара и идти в город, чтобы 
умыться. Я часто надеялся, что Шейх даст мне какое-нибудь средство, чтобы я 
мог растопить лед для своих омовений, но он этого не сделал".

      В течение пяти лет, которые Убайдаллах провел в Герате, несмотря на 
всю свою бедность, он ни разу не принял ни от кого помощи. Согласно 
Рашахат, вплоть до конца своей жизни, он не принимал никаких подарков. 
Относительно своей бедности, сам Убайдаллах рассказывает о том, как 
однажды отправился к Саиду Казиму Табризи. Саид дал ему половину тарелки 
той еды, которую ел сам, и сказал: "Послушай, Наследник Туркестанского 
Престола, страдание было мне защитой, пусть и для тебя оно будет тем же в 
невидимом мире". Ходжа Убайдаллах рассказывает: "Тогда я был очень беден. 
Какого-либо имущества в этом мире у меня не было вовсе. Я знаю, что моим 
теперешним достатком и благосостоянием я обязан тому, что Казим Табризи 
однажды вдохнул в меня барака".

      Ближе к старости, Убайдаллах рассказал своим ученикам о своих 
юношеских видениях и опытах. "Однажды во сне я увидел Пророка Иисуса. 
Тогда мне было пятнадцать лет. Господь стоял перед могилой Хваджи Абу 
Бакра Шази. Я упал к его благословенным ногам, но он поднял меня на ноги и 
сказал: "Не беспокойся, я сам буду обучать тебя". Когда я рассказал этот сон 
некоторым своим старшим друзьям, они сказали, что, судя по этому знаку, я 
буду заниматься медициной. Однако, я объяснил себе этот сон по-своему, 
подумав, что если Он, Величайший Целитель душ, решил сам обучать такого 
недостойного человека, как я, то мне суждено обрести силу и прозрение, чтобы 
очищать сердца людей. Очень скоро такая интерпретация подтвердилась, и я 
обнаружил, что могу проникать даже в самые скрытые уголки внутреннего мира 
тех людей, которые приходили ко мне, и помогать им справляться со свой 
ситуацией".

      В другом сне Убайдаллах увидел Пророка Мухаммада, который велел 
ему поднять и нести себя на вершину горы. Убайдаллах сделал это. Тогда Бог 
сказал: "Я знал, что у тебя хватит сил сделать это. Моя цель была проверить 
твою веру". В еще одном сне ему довелось наблюдать собрание последователей 
Хваджи Бахауддина Накшбанда и понять потаенные секреты традиции 
Учителей. 

      Тогда Убайдаллах проходил стадию потери собственной личности, что 
редко случается даже с избранными людьми без многолетней работы. Он 
пишет: "В то время мое внутреннее состояние было переполнено 
самоунижением настолько, что я покланялся всем, кого видел. Для меня не 
имело значения, был ли это раб или свободный, белый или черный, 
малоизвестный или знаменитый, хозяин или слуга – я просто падал к ногам 
людей и умолял помочь моей душе". К тому времени, когда Убайдаллаху было 
восемнадцать, его зикр был настолько же сильным, что, как и последователи 
Абд аль-Халика Гудждувани, он ничего не слышал и не видел, даже на 
переполненном людьми базаре. 

      Когда Убайдаллаху было двадцать два года, его дядя, Ходжа Ибрагим, 
привез его из Ташкента в Самарканд, чтобы он мог получить образование. 
Однако при всем его горячем интересе к сокровенной мудрости и мистицизму, 
он не мог воспринимать обычные знания. Несмотря на настойчивость дяди, он 
посвящал практически все свое время присутствию на встречах Учителей 
Мудрости и слушанью их бесед. Он пытался заставлять себя ходить в школу, но 
только заболевал от этого. В итоге, подхватив серьезную глазную инфекцию, 
Убайдаллах понял, что не может продолжать заниматься. Позже, он обычно 
говорил, что его образование завершилось на второй странице алфавита. 
Проведя так два года в Самарканде, в возрасте двадцати четырех лет, 
Убайдаллах отправился в Герат, где учился в течение пяти лет. В то время он 
поддерживал отношения с Учителями Мудрости в основных центрах 
Туркестана, от Пустыни Гоби и Хиндукуша, до Каспийского моря и Кавказа.

      Сам Убайдаллах пишет следующее: "До двадцати девяти лет, я был 
паломником. За пять лет до эпидемии чумы я возвратился в Ташкент". 
Поскольку эпидемия произошла в 1436 году, он, по-видимому, поселился в 
Ташкенте в 1431.

      Повествуя о своих странствиях, Ходжа Арар называет Саида Казима 
Табризи наиболее важным для него человеком. "За всю свою жизнь я не 
встретил более развитого человека. Я встречал многих выдающихся учителей 
своего века, но, проведя определенное время в их компании, и, приняв участие в 
нескольких встречах, я ощущал, что должен покинуть их. Тем не менее, та 
благодать, которую я ощущал в присутствии Саида Казима, никогда не исчезала. 
Находясь в его обществе, я чувствовал себя в самом центре Реальности, и был 
уверен в том, что так будет всегда". В свою очередь, Саид Казим Табризи был 
очень привязан к Убайдаллаху Арару. Обычно он не позволял посетителям быть 
в своем обществе очень долго, но если на встречу приходил Ходжа Арар, он 
старался продлить ее. Кроме того, Саид велел своим людям принимать Арара, 
когда бы он ни приходил. 

      На первой же встрече он спросил имя Хваджи. Узнав, что его звали 
Убайдаллах (что означает "послушный слуга Бога"), он сказал: "Истинно 
говорю тебе, ты обретешь Реальность своего имени". Рашахат так трактует эти 
слова: "Благословенный Саид имел в виду то, что подлинное значение служения 
Богу, Абдаллах, открывается только тем, кто достоин узнать реальность Воли 
Божьей. В каждом веке один человек достигает этого уровня совершенства. 
Такого человека называют Кутаб аль-Актаб, Ось Мира". Сказав, что Арару 
предстояло "реализовать свое имя", шейх возвестил, что ему суждено было стать 
Великой Осью, Верховным Халифом.

      Один из сподвижников Саида Казима, Мавлана Фаталлах из Табриза, 
пишет, что когда Ходжа Арар навещал их и принимал участие во встрече, Казим 
Табризи начинал говорить о самых сокровенных тайнах Божественной 
Реальности. В ходе таких бесед происходили наиболее удивительные 
откровения. В отсутствие Арара этого не случалось. Однажды, после такой 
беседы, когда Ходжа Убайдаллах уже ушел, Саид Казим сказал Фаталлаху: 
"Безусловно, в таких глубоких беседах есть много полезного, но их ценность не 
ограничивается слушаньем. Если ты хочешь достичь своей цели и узнать свое 
предназначение, советую тебе не спускать глаз с этого молодого туркестанца, 
поскольку ему предстоит стать бриллиантом нашего века. Многие 
удивительные вещи будут явлены через него. Если бы чудесным образом люди 
стали бы видеть свет, который он источает, и ощущали бы его барака, то многие 
сердца достигли бы вечной радости, и любовь и дружба поселились бы в сердцах 
многих людей".

      Однажды Саид Казим сказал Убайдаллаху: "Знаешь ли ты, почему в 
наше время так редко встречаются мудрость и правда? Это потому, что нет 
внутренней основы. Такая внутренняя основа не может возникнуть без чистой 
духовной пищи. Сегодня чистую духовную пищу стало трудно найти, и чистота 
сердца исчезла вместе с ней. Именно поэтому необходимо укрыть 
Божественные Тайны".

      Хваджу Арара привлекало также общество Шейха Бахауддина Омара. 
Последний охотно делился своими знаниями с теми, кто к нему приходил, но, 
следуя традиции своего пути, время от времени, уходил в уединение. В течение 
пяти лет, прожитых им в Герате, Ходжа Арар заходил к Омару два или три раза 
в неделю. 

      По возвращении в Ташкент, Арар заинтересовался земледелием. Следуя 
внутреннему видению, явленному ему, Арар взял маленький участок земли и 
пару волов у своей семьи, и посеял зерно, в соответствии с указаниями, 
полученными в видении. С самого начала он получал удивительные урожаи, и 
он раскрыл секрет подбора правильной культуры для каждой разновидности 
земли. В результате, под его руководством многие люди стали гораздо 
эффективнее использовать собственные земли. За несколько лет Арар стал 
одним из крупнейших фермеров Туркестана. Именно он ввел систему 
земледелия, благодаря которой Туркестан на долгие века стал главной житницей 
Азии. Сам он говорил по этому поводу: "Всемогущий Бог наделил меня таким 
пониманием нужд растений и животных, что я могу получить в три, пять и даже 
в десять раз больше выгоды от использования земли, чем другие фермеры. Во 
времена Султана Ахмада Мирзада, я посылал ему восемьсот тысяч бушелей 5
пшеницы каждый год".

      Хваджу Арара ввел в Ходжаган не Казим Табризи, а Мавлана Якуб 
Чархи, бывший одним из близких учеников Бахауддина Накшбанд. Мавлана 
изучал естественные науки в Герате и Бухаре, а также астрономию в Египте. На 
обратном пути в Бухару, он встретил Хваджу Бахауддина и попросил его: 
"Пожалуйста, благословите меня". Бахауддин ответил: "Сколько еще времени 
ты потратишь впустую, прежде чем придешь ко мне?" Чархи ответил: "Я 
горячо желаю служить тебе". Чархи пишет по этому поводу: "Я был очень 
удивлен таким ответом, поскольку еще несколько минут назад у меня не было 
никаких подобных мыслей. Затем, Бахауддин спросил меня, почему я так 
сказал, и я, не думая, ответил: " Потому что ты великий человек и все уважают 
тебя". Бахауддин сказал: "Ты должен найти более вескую причину для этого". 
Тогда я ответил: "Пророк сказал, что если Господь делает человека своим 
другом, то эта дружба проливается на сердца окружающих". После этих слов, он 
улыбнулся и сказал: "Мы одни из тех, кого любит Бог". Услышав это, я потерял 
дар речи, поскольку лишь месяц назад, во сне, я услышал голос, говоривший 
мне: "Стань учеником любимца Божьего". Я забыл об этом сне, и вот он снова 
пришел ко мне". После этого Мавлана вернулся в Герат, уладил свои дела, уже 
не покидал Бахауддина до самой его смерти. 

      До Арара доходило много странных слухов о Якубе Чархи, и он 
чувствовал, что должен был узнать о нем больше. Арар так описал 
произошедшие события: "После четырех лет учебы в Герате, я отправился в 
путь, желая добиться обучения у Мавланы Якуба Чархи. Несколькими годами 
раньше, я услышал, что этот человек понимал тонкости пути Учителей.
Приехав в Чиганьян, где жил Мавлана Якуб, я заболел. Я лежал в 
постели двадцать дней, и за это время услышал много неприятных вещей о 
Мавлане Чархи. Я почти отказался от своего желания навестить его, но решил, 
что было бы глупо, пройдя такое расстояние, вернуться даже не повстречавшись 
с ним.

      Когда я пришел к нему, Мавлана выказал мне поразительное уважение и 
внимание. Я пришел и на следующий день, и, опять, он сделал мне столько 
комплементов, что я пришел в сильнейшее недоумение. Тогда же я 
почувствовал, что не могу уехать, не выяснив, что все это значило, и по этой 
причине, отверг все сомнения, которые вызвала у меня его речь. В течение часа 
он снова всячески восхвалял меня и мои поступки, а также рассказал о том, как 
встретился с Хваджой Бахауддином Накшбандом. Затем, он протянул ко мне 
свои руки и сказал "Подойди ко мне, и давай обнимемся". В тот момент я 
увидел в его глазах какую-то белизну, похожую на проказу, что меня сильно 
испугало. Мне не хватило бы духа обнять его. Почувствовав мое внутреннее 
состояние, Мавлана сразу же опустил свои руки, и, как если бы он менял 
одежду, его лицо наполнилось такой красотой, что все мои опасения исчезли, и я 
в мгновение ока заключил его в свои объятия. Якуб Чархи снова простер свои 
руки и сказал: "Святейший Бахауддин Накшбанд взял меня за руку и сказал: 
"Твоя рука – моя рука; тот, кто держит твою руку, держит и мою руку". Эта 
рука – рука Бахауддина Накшбанда. Не сомневайся, бери мою руку". Я взял его 
за благословенную руку, и он тогда же научил меня сознательному труду. Он 
добавил: "Это я унаследовал от Хваджи Накшбанда. Если хочешь, то можешь 
вести своих учеников путем труда и страданий". После трех месяцев частых 
встреч, Мавлана Якуб позволил мне вернуться домой. Когда я пришел 
попрощаться с ним, он окончательно посвятил меня в путь Учителей. Его 
последними словами были: "Ты был принят в это священное братство, и должен 
прилагать все свои усилия, чтобы сохранить его святость. Стань для достойных 
учеников путем к истине".

      Учение Арара присутствует в Нафахат аль-Унс и Рашахате. Далее я 
приведу типичные выдержки из него:

"Есть два вида гордости. Первый – это та гордость, которую мы все 
хорошо знаем, и которую следует отвергнуть. Вторая, приемлемая гордость, 
заключается в надежде исключительно на Высшую Реальность. Это 
благородная гордость, которая ведет к уничижению (аннигиляции)".

"Ходжа Мухаммад Парса сказал нам, что непрерывная молитва, зикр 
давам, достигает той стадии, когда субстанция молитвы и субстанция сердца 
становятся одним и тем же. По моему мнению, это означает, что субстанция 
молитвы состоит из букв и дыхания. В то же время, субстанция сердца 
представляет собой глубочайшее сознание, охватывающее, как форму, так и 
содержание. Когда молитва достигает совершенства, эти две субстанции 
объединяются, и нельзя больше отделить молитву от молящегося. В этот 
момент может войти лишь объект (т. е. реальность), и, как молитва, так и 
молящийся становятся ничем в этом объекте – реальности".

      Автор Рашахата приводит слова, услышанные им от Убайдаллаха 
Арара: "Итогом всех различных наук является откровение, действия Мухаммада 
и закон. Итогом всего этого является наука Суфизма. Итог Суфизма 
заключается в утверждении Присутствия. Принято считать, что на всех 
уровнях есть лишь одно Присутствие, которое, однако, воспринимается людьми 
по-разному, в соответствии со способностями каждого. Это очень сложная и 
глубокая истина. Для того чтобы постичь ее, необходимо использовать 
одновременно разум, воображение и мышление. Только те, кто способен 
воспринимать свою собственную реальность в качестве зеркала, чтобы искать в 
нем признаки Присутствия, обладают требуемым уровнем разумности. 
Необходимо полностью посвятить себя этому. В свете Присутствия, тонкие 
элементы реальность начинают постепенно проявлять себя. Осознавая тайну 
судьбы, человек становится умиротворенным, поскольку знает, что видимая 
вселенная совершенно пуста и, в определенном смысле, не существует. В то же 
время, такой человек знает, что Высшая Реальность проявлена в каждом 
элементе этой космической иллюзии. Умиротворенность знающих это людей 
можно уподобить волнам, возвращающимся в океан.
Необходимо обрести настолько тесный контакт с реальностью, чтобы ни 
вода, ни огонь не могли свести его на нет".

      В качестве последнего примера подготовки Учителей можно поговорить 
о великом поэте, Мавлане Джами, чья проза и поэзия оказала второе по 
значимости влияние на духовную жизнь Центральной Азии, после Джалал ад-
дина Руми. Мавлана Джами родился в 1414 году и умер в 1492 году в Герате. В 
год его рождения, Султан Шахрух обрел власть над прежними владениями 
своего отца, Тамерлана. Его лично посвятил Ходжа Саад ад-дин Кашгари, но 
основным духовным наставником был Ходжа Убайдаллах Арар. Во время своих 
странствий, он встретился почти со всеми духовными лидерами своего времени.

      Джами отправился вместе со своим отцом в Герат, где учился в Школе 
Низамия, рядом с Иракскими Воротами. В жизнеописании Джами подробно 
написано о его Учителях. Он отправился в Самарканд и получил образование в 
Академии Мирзы Улугбека. Поскольку это было основной достопримечательностью Самарканда, многие величайшие ученые того времени 
читали там лекции. Глава академии, Кади Зада, сказал о Джами: "С тех пор, как 
было основано это заведение, в нем еще не было настолько многообещающих 
учеников с того берега Амударьи". Однажды, известный астроном и математик, 
Али Кушчу, пришел на лекцию и задал несколько очень трудных вопросов. 
Джами, не задумываясь, дал исчерпывающие ответы на каждый из них. Али 
Кушчу потерял дар речи от изумления, и позже говорил своим ученикам: "С тех 
пор я понял, что на свете все еще есть люди, получающие свои знания 
непосредственно от Бога, поскольку тот молодой человек никак не мог знать 
заранее то, о чем говорил".

      Мавлана Джами часто беседовал с Мавланой Саад ад-дином Кашгари, 
до и после полуденной молитвы. В то же время, Джами полюбил прекрасную 
девушку, и для того чтобы забыть о ней переехал из Герата в Самарканд. 
Однажды во сне он увидел Кашгари, сказавшего ему: "Послушай меня, брат, 
есть возлюбленная, которую ты не сможешь покинуть". Этот опыт оказал 
глубочайше впечатление на Джами, и он сразу же вернулся в Хорасан, 
сконцентрировав свое внимание на мистицизме, к которому он и раньше питал 
склонность. Выполняя "наказ" Кашгари, он регулярно участвовал во встречах и 
следовал его указаниям. Саад ад-дин говорил: "Сегодня царственная особа 
сошла на нашу землю. Бог послал мне на радость Джами". Один из научных 
преподавателей Джами сказал по этому поводу: "За пятьсот лет один настоящий 
ученый появился в Хорасане, но Саад ад-дин Кашгари украл его".

      Когда Джами бросил науку и математику, чтобы следовать 
мистическому пути, Саад ад-дин Кашгари сподвиг его на опыт суровых 
лишений и самоотречения. Он полностью прервал все контакты с миром и 
погрузился в уединенную медитацию. По истечении двух лет, Джами было 
велено возобновить общение с мирянами. Ему было очень трудно 
разговаривать, и он не мог находить нужные слова без серьезных усилий. Такое 
состояние обособленности в обществе людей продолжалось значительное время, 
но постепенно исчезло.

      Относительно этого периода, сам Джами писал: "Вначале передо мной 
появлялись различные цвета. По указанию Мавланы Саад ад-дина, я отвергал 
все эти видения, пока они не прекратили являться мне. Он объяснил, что 
следует отвергать видения и духовные благословения. Высшее блаженство для 
дервиша – это когда он покидает себя, и его самость больше не возвращается". 
Когда Джами рассказал историю своего обучения, один из его учеников 
спросил: "Почему одни люди получают духовные благословения, а другие нет?" 
Джами ответил: "Есть два вида искания. Один состоит в традиции и передаче. 
Идущий этим путем входит в мир проявления, и должен таким же способом 
вернуться к источнику. Другой способ заключается в очищении. Это путь 
Учителей. На этом пути традиция не имеет значения; важно только 
сконцентрировать свои усилия на Высшем Бытии". В другой раз его спросили: 
"Почему, так хорошо владея языком, вы редко используете суфийскую 
терминологию?" Джами ответил: "Наша цель заключается в непосредственном 
восприятии истины, а не в обсуждении ее". Другой ученик попросил Джами 
показать ему что-нибудь, чтобы он запомнил на всю жизнь. Тогда он 
дотронулся до его груди и сказал "Вот в этом все дело – в сердце. Ты все 
найдешь здесь".

      Хотя Джами считал Хваджу Арара величайшим учителем своего 
времени и оплотом духовности всего мира, они встречались всего несколько раз. 
Три раза он отправлялся в Самарканд. Первый раз при Мирзе Улугбеке, для 
того чтобы учиться у Кади Зады. Второй раз он был в Самарканде в 1466, а 
третий – в 1469 году. Во время своей последней поездки, он встретил Хваджу 
Арара, когда тот пытался восстановить мир между двумя сыновьями Султана 
Абу Саида Мирзы. Они встретились в Ташкенте, и после установления мира, 
Джами провел несколько дней вместе с Араром. Согласно рассказам учеников 
Арара, основная часть времени была проведена в тишине. Время от времени, 
Убайдаллах говорил что-нибудь, что удивляло всех присутствовавших, и из чего 
следовало, что Арар и Джами могли общаться без слов.

      Такие беседы продолжались пятнадцать дней, после чего Джами 
вернулся в Самарканд. С тех пор, они регулярно переписывались. К 
сожалению, основная часть писем была потеряна, но некоторые сохранились и 
показывают, что они могли общаться между собой в недоступной для других 
форме. Арар часто посылал своих учеников к Джами, и всячески восхвалял его. 
Он даже любил говорить: "Тому, кто видел Мавлану Джами в Хорасане, вовсе 
не нужно пересекать реку".

      После смерти Арара и Джами, Учителя больше не носили титул 
Хваджей. В то время активно развивалось Братство Накшбандийа, и в 
шестнадцатом веке распространилось сначала в Турции, благодаря Шейху 
Фазли Илахи и его ученику Саиду Ахмаду Бухари. Братство также укрепилось в 
Индии, и даже достигло Индонезии и Соломоновых Островов. На западе сфера 
его влияния распространялась по всей Оттоманской Империи, вплоть до ее 
границ и даже в Марокко. Братство и до сих пор остается наиболее мощным 
источником влияния в Мусульманском мире. Тем не менее, исчез термин 
"Ходжа". Он был принят одной из династий в Кашгарии, которая сохранялась 
вплоть до русского завоевания девятнадцатого века. В связи с этим, 
информацию о Ходжах в Кашгарии мне удалось получить только из русских 
источников, предвзятых и враждебных. В них, Хваджи были представлены как 
властолюбивые тираны, враждовавшие со своим народом и имевшие власть над 
правителями. По словам Гурджиева, посетившего этот район через сорок лет 
после завоевания Кашгарии русскими, Хваджи все еще оставались духовными 
лидерами, но жили в школах, запрятанных среди оазисов пустынь к северу от 
Тибета. 

----------------------------------------------------------

 

1 - термин Catholic может быть переведен на русский язык двумя способами: "Католический" или "Кафолический", то есть, "Соборный". Второй вариант соответствует также и Православной церкви, также признающей значение апостольской преемственности, хотя, вероятнее всего, автор имел в виду именно Католическую церковь (прим. перев.).

2 - Скорее всего, пропущено слово и имеется в виду "ты был принят" (прим. перев.).

3 - Передача "хырки" символизирует посвящение в шейхи или даже муршиды – шейхи, имеющие право учить (прим.ред.).

4 - круг (внутреннего посвящения) (прим.ред.).

5 - бушель (мера емкости = 36,3 л)

 

* * * *

Hosted by uCoz