Лекция 5

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

 

На этой последней лекции я собираюсь вторгнуться в те сферы, в изучении которых, помимо аналогий, нам практически не на что опереться, и мы вынуждены вверить себя тому правилу, что каждая часть должна нести в себе определенный отпечаток целого, к которому она относится. Энергии, обнаруживаемые нами в своем опыте, а также способы их трансформации и использования, служат для нас опорными точками в мире высших энергий, которые мы не способны воспринимать непосредственно. В лучшем случае, по крайней мере, теоретически, мы можем достичь границ Естественного Мира; за его рамками находится таинственная область Источника и Начала всего существующего. Даже если бы эта тайна была открыта нам - а, наверное, она и открыта во всем Творении, здесь и повсеместно - мы не смогли бы постичь ее, поскольку мы естественные, ограниченные существа. Бесконечное и по-настоящему Сверхъестественное отделены от нас качественно, а не по своим масштабам или содержанию. Бесконечное и Сверхъестественное "здесь и сейчас", но это отнюдь не помогает нам обнаружить их.

Одно из преимуществ того подхода, который мы использовали в наших лекциях, заключается в том, что удалось связать все с одним определенным аспектом нашего опыта - со "способностью, или силой, позволяющей выполнять работу", то есть, с тем, что мы назвали "Энергией". С этой точки зрения, Энергия вездесуща, поскольку весь опыт связан с действием, и сам также представляет собой действие. В качестве крайней точки мы можем говорить о Высшей Энергии, которая обеспечивает процессы творения и поддержания существования во всей вселенной. Я назвал эту энергию Трансцендентной Энергией, но должен напомнить вам, что даже эта гипотетическая Энергия Первоисточника, все же, находится в пределах Творения. Мы не должны считать ее Богом, хотя это, возможно, и высший, и наиболее чистый инструмент Воли Божьей. Каждая энергия представляют собой силу, которая должна быть использована. Для этого, во-первых, требуется воля, или намеренье ее использовать, и, во-вторых, существо, в котором и через которого эта энергия могла бы действовать. Следовательно, изучая только энергии, мы не можем узнать все о Человеке, Творении и Боге. Мы не могли бы таким образом узнать, чем является тот или иной предмет, или существо, и какова конечная цель энергетических трансформаций. Тем не менее, изучая энергии, мы можем узнать, как осуществляется движение мира к этой цели, и это, безусловно, должно помочь нам в осмыслении Бытия и Воли.

Вполне оправданно можно утверждать, что вся вселенная с мириадами галактик представляет собой огромный аппарат для трансформации энергий. Солнечная система, включающая в себя и нашу землю, в сравнении с галактикой, аппарат очень маленький, но, по сравнению с отдельным человеком, его размеры колоссальны. В свою очередь, человек, по своим размерам, невероятно грандиознее отдельных атомов. Некоторые из наиболее удивительных открытий нынешнего века связаны именно с невообразимыми различиями в масштабах, с которыми мы сталкиваемся, переходя от одного уровня существования к другому. В то же время, трансформации энергии служат связующей нитью и ключом к пониманию всех этих разнородных сфер. Например, практически все, что нам известно о вселенной за пределами нашей солнечной системы, сопряжено с трансформациями энергий. Так, современная астрофизика целиком основывается на изучении энергетических трансформаций в звездах и галактиках. Только на нашем уровне существования у нас есть возможность изучать Бытие и Волю; на всех других уровнях мы можем наблюдать лишь проявления трансформации энергий.

В сфере человеческого опыта, наше субъективное наблюдение за происходящим, в основном, привязано к области чувствительность-сознательность. Именно это мы называем "разумом", или "сознанием". За рамками этой довольно узкой энергетической области мы можем наблюдать практически одни лишь результаты трансформаций. Это обстоятельство легло в основу разделения на "разум" и "материю", которое, со времен Декарта, считалось многими философами абсолютным. Введя понятие "относительности материальности", мы, тем самым, уходим от такого разделения, но мы должны объяснить сущность различий между сознательными и бессознательными умственными процессами. На третьей лекции я коротко охарактеризовал автоматический, чувствительный, сознательный и творческий источники нашего опыта. На самом деле, это довольно условное деление, поскольку автоматические процессы переходят в жизненные, которые, в свою очередь, переходят в биохимические трансформации энергий на пороге жизни. Таким образом, корни "подсознания" уходят в подлинно бессознательную область, где жизнь возникает на основе инертной материи. Кроме того, имеет место и переход на повышение, то есть, в направлении от сознательности к творчеству, и от творчества к Универсальным Космическим Энергиям, которые я назвал Объединяющей и Трансцендентной. Последние связывают нас с таинственным действием Высшей Воли в Тварном Мире. Безусловно, мы не можем выйти за пределы Творения, в поисках ответа на вопрос: "Зачем был создан этот Мир?" Однако, у нас есть шансы добиться определенных успехов в случае вторичного вопроса: "Если мир вообще должен быть, то почему он должен быть именно таким?" По крайней мере, отчасти, этот вопрос проясняют так называемые Законы Миросотворения и Мироподдержания Гурджиева. Стремление понять эти законы лучше является одной из основных обязанностей каждого существа, наделенного разумом.

Говоря о некой надежде получить ответы на ультимативные вопросы, я не утверждаю, что не останется мистических тайн. При этом под "мистической тайной" я подразумеваю все, что выходит за рамки сознательности. Следовательно, действие трех высших космических энергий - творческой, объединяющей и трансцендентной - следует признать мистическим, за исключением тех случаев, когда оно входит в сознательный опыт. Поскольку наша человеческая сознательность может воспринимать лишь очень небольшую часть этих действий, преобладающим элементом будет всегда мистический. Однако даже на этом не заканчивается тайна. Сама сознательность таинственна, так как не способна описать себя. Сознательность может отделять себя от ощущений, автоматизма и деятельности энергий низших уровней, в результате чего, она способна наблюдать их со стороны, модифицировать и, до некоторой степени, контролировать их. Вместе с тем, сознательность не может наблюдать, модифицировать и контролировать себя. Это и есть ключ к пониманию проблемы трансформации человека: необходимые изменения в структуру нашей сознательности могут быть внесены только действием энергии более высокого уровня, то есть, творческой энергии. Ее действие не может быть хаотичным или произвольным, и подчиняется определенным законам. Последние, в свою очередь, устанавливаются Универсальными Энергиями Е2 и Е1. Мы можем попытаться понять эту высшую деятельность, используя принцип универсального подобия, который гласит, что наши знания могут дать нам ключ к тому, чего мы не знаем. И теперь, мы постараемся понять, как можно выявить "Законы Миросотворения и Мироподдержания" в человеческом опыте, и перенести их на мистическую сферу за рамками нашей сознательности.

Пентады

Во втором томе Драматической Вселенной (Глава 35) я показал, как можно интерпретировать Гурджиевскую Таблицу Всей Жизни при помощи пяти-членной системы, или Пентады. Последовательность систем, описанная во Введении ко Второму Тому, предполагает наличие в мирах нашего опыта последовательности следующих свойств: универсальность (монада), комплиментарность (диада), относительность (триада), деятельность (тетрада) и потенциальность, или значение (пентада). Следовательно, пытаясь ответить на вопрос: "Каково значение человеческой жизни в общей картине мира?", мы должны опираться на пяти-членную систему. Значение любого существа, класса существ, ситуации, исторического события и вообще всего того, о чем мы могли бы спросить: "В чем состоит смысл и предназначение этого?" - включает в себя три различных аспекта. Первый аспект, который можно назвать внутренним, характеризует значение для себя. Второй аспект характеризуется потенциалом данной сущности на всех уровнях, с которыми она находится в непосредственном контакте. Мы можем назвать этот аспект значения непосредственным, подразумевая его связь с непосредственным контактом. Наконец, третий аспект определяется границами возможного участия данной сущности в мировом процессе. Мы будем называть его предельным.

РИС. 11А

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Поскольку значение, безусловно, связано с такими понятиями, как "занимаемое место", "уровень бытия", "возможности влияния на различные процессы", и у непосредственного, и у предельного значения есть верхние и нижние границы. Таким образом, мы получаем пять элементов пентады.

В качестве примера мы можем рассмотреть ситуацию человека, центральное место в жизни которого занимает чувствительная энергия (Е5). Поскольку чувствительность является высшей жизненной энергией, можно сказать, что такой человек наслаждается полнотой жизни. Это наслаждение, как раз, и является внутренним значением его существования. Сфера его деятельности простирается от автоматизма до сознательности. В его распоряжении находятся все психические функции автоматического уровня (Е6), и, кроме того, он способен достигать состояния самосознания (Е4), что и будет высшим уровнем его функционирования. Тем не менее, такого человека нельзя назвать самодостаточным, поскольку он не может контролировать собственную сознательность, и может использовать свои возможности только в естественной среде своей земной жизни, к которой относится и человеческое общество. Юнг бы, вероятно, сказал, что этот человек способен найти смысл своей жизни только в Коллективной Бессознательности, которая и служит источником творчества на его собственном уровне. Высшим пределом его значения является Е3, олицетворяющая весь потенциал человеческой природы. Низший предел его значения связан с его участием в универсальном жизненном процессе, то есть, с жизненной энергией Е7.

Все это может быть представлено в виде диаграммы, как пентада, на рисунке I из Драматической Вселенной (Глава 35), хотя я с тех пор несколько ее модифицировал. Внутреннее значение помещено слева, а предельное значение - справа, в то время как непосредственное значение занимает промежуточное положение.

Используя такой принцип для того, чтобы отобразить значение чувствительного, или "животного" человека, мы получаем Рисунок 11.

Вертикальные линии отображают интервалы внутреннего и внешнего значения "чувствительного" человека. Радиальные линии показывают связи между активностью его "ума" (Е5) и различными сферами, в которых он способен проявлять себя. Эта простая диаграмма несет в себе колоссальный смысл. Я рекомендую вам рассмотреть каждую из десяти линий, соединяющих каждую пару точек, и спросить себя, как можно было бы интерпретировать значение этих связей.

РИС. 11

ЗНАЧЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Для того чтобы помочь вам изучать диаграмму, скажу несколько слов по поводу связи между Творчеством (Е3) и Жизненностью (Е7). Жизнь является сферой непрекращающейся творческой активности, посредством которой Вселенная реализует свое предназначение. Жизненная энергия относится к наиболее низкому уровню, на котором мы еще обнаруживаем зачатки свободного выбора. Самое большее, на что способна жизненная энергия - это принимать или отвергать то, что предстает перед ней, но это уже колоссальный шаг вперед, по сравнению с предопределенностью работы конструктивной энергии, которая не может сойти с рельс изначально заложенных паттернов жизни. Творчество в рамках Тварного Мира (в отличие от Сотворения Тварного Мира) возможно только в условиях определенной свободы реагирования. В связи с этим, весь спектр творческой активности приходится на интервал Е7 - Е3. С другой стороны, апогеем жизни является сотворение самой жизни, что, по мнению Гурджиева, представляет собой независимое творчество в рамках творения. Источником этого творчества служит творческая сила солнца и звезд. Все это, и еще очень многое можно узнать, обстоятельно изучив вертикальную связь между Жизненностью и Творчеством на Рисунке 12. Столь же значимые выводы можно сделать и на основе остальных девяти связующих линий. Возможно, знакомым со схемой "Семи Градаций Человека" по Успенскому, будет понятнее, если я скажу, что "Чувствительный" человек включает в себя все четыре градации: Человек №1, №2, №3 и №4. Только Человек №4 чувствителен во всех своих центрах. В случае остальных, чувствительность присутствует только в одном из центров, а другие используют автоматическую энергию.

РИС. 12

ДЕСЯТЬ АСПЕКТОВ ЗНАЧЕНИЯ

 

Пентада сознательности

Все сказанное выше относится к людям, жизненные интересы которых, главным образом, сосредоточены на их собственной чувствительности. Другими словами, центральное место в их жизни занимает все воспринимаемое органами чувств, а также психическими центрам мышления, чувствования, движения и секса. Давайте теперь посмотрим, что происходит с человеком, когда его значение переходит от чувствительности к сознательности. В определенном смысле, можно назвать это переходом от жизни во сне к бодрствующему состоянию. Восприятие, высшей основой которого служит чувствительная энергия, определяется образами, появляющимися на чувствительном экране. Оно не может обеспечить непосредственный контакт человека ни с самим собой, ни с каким-либо другим объектом. Именно это имеется в виду под утверждением, что жизнь чувствительного, или животного человека протекает в состоянии сна. Вполне очевидно, что с человеком происходят серьезные перемены, когда весь его организм становится чувствительным, и, согласно Успенскому, его можно назвать Человеком №4. В отличие от большинства людей, такой человек бодрствует с точки зрения всех своих функций, и автоматические процессы в нем занимают подобающие им место инструментов воли. В этом случае, разделение чувствительности и сознательности становится легко осуществимым, и человек может по мере необходимости приводить себя в состояние самовоспоминания. Тем не менее, окончательное изменение его природы происходит, только когда Воля перемещается с уровня чувствительности на уровень сознательности. Для этого, в свою очередь, необходимо пересечь границу, отделяющую жизненные процессы от космических. До тех же пор, пока не произошло это перемещение воли, сохраняется тенденция ухода в состояние сна.

Между сознательностью и чувствительностью существует мощное тяготение, которое напоминает взаимное притяжение полов. На самом деле, его источником также является взаимная потребность, объединяющая жизненные энергии с космическими для образования материального мира. Когда это притяжение преодолевается, в действие вступает творческая энергия. Такова ситуация "целостного" человека, и ее можно изобразить как тетраду в форме креста.

У ситуации, отображенной на этой диаграмме, есть ряд особенностей, удивительных с позиции нашего обычного мышления.

Разделение чувствительности и сознательности возможно только, если жизнь не замыкается на себе. Возможно, вам будет понятнее, что я имею в виду, если повернуть диаграмму таким образом, чтобы жизненные энергии были на одном уровне, а космические на другом.

РИС. 13

ТВОРЧЕСТВО И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

 

На этом рисунке жизнь изображена как верхняя граница одной разновидности существования, а сознательное творчество - как нижняя граница другого. Это напоминает картину "двух миров". Один из них "существует" в обычном смысле этого слова, то есть, мы можем познавать его при помощи органов чувств и ума (чувствительность Е5), и воздействовать на него посредством автоматических механизмов нашего организма и создаваемых им инструментов. "Другой" мир находится вне жизни, вне ума (чувствительности), и мы можем контактировать с ним через сознательность. Хотя человек и не способен воздействовать на мир сознательности, он может участвовать в нем в форме творческой деятельности. Этот мир "есть", благодаря непрекращающемуся творению. Он не материален, в обычном смысле этого слова, и все же это мир энергий, и он зависит от энергетических трансформаций не в меньшей степени, чем ощущаемый мир.

РИС. 14

ГРАНИЦА ЖИЗНИ

 

Человек соединяет два этих мира воедино. Это главная причина его существования, и значимость человека зависит от его способности выполнять свою задачу. "Чувствительный" человек, о котором шла речь несколькими минутами ранее, объединяет сознательность и чувствительность, переводя все на уровень чувствительности, или, как мы обычно говорим, ума. "Сознательный" человек может отделять себя от собственного ума, выстраивая, таким образом, творческий мост между ощущениями и творчеством, то есть, между Жизнью и Космосом. Успенский выделял три градации сознательных людей. Во всех трех случаях рамки земного существования оставлены позади, но есть значительные различия в местоположении Воли. Центр тяжести Человека №5 располагается в сознательности (Е4). В Человеке №6 преобладает творчество (Е3). Наконец, Человек №7 - это тот, кто достиг предела возможностей человеческого развития и слился с Объединяющей Энергией (Е2). Позже мы еще поговорим с вами об этом высшем достижении человеческой самореализации.

Соответствующая схема может быть представлена в виде следующей пентады:

РИС. 15

ЗНАЧЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Понимание этой диаграммы не представляет особой сложности, пока мы не подходим к самому верхнему пределу, который соответствует Человеку №7, но о нем мы поговорим позже. Прежде всего, следует отметить, что внутреннее, или центральное значение Человека №5 заключается в самой сознательности. Осознание Себя, Человек со своим собственным Неизменным "Я", Человек с Душой, Человек, нашедший себя в себе - все эти и многие другие определения можно услышать в отношении людей, чье значение сконцентрировано в сознательности. В то же время, в качестве высшей границы его природы может выступать творчество. Он властелин собственной чувствительности, собственного ума и всех присущих ему возможностей. Кроме того, он поддерживает свое существование, полагаясь на автоматизм. В этом, как раз, и заключается основное отличие сознательного человека от чувствительного, который существует за счет жизни, и поэтому смертен. Сознательный человек существует за счет собственного автоматизма, и, следовательно, неподвластен жизненным процессам (Е7) органической жизни и смерти.

 Тем не менее, возможности сознательного человека не исчерпывают скрытого потенциала, заложенного в человеческой природе. Человеку №5 недостает свободной творческой силы, сопровождающей возможность пересекать границу сознательности, которая отделяет ее от удивительного мира, где единственной реальностью является творчество, и все соответствует своему предназначению. Человек, который обрел себя в этом мире, в обычной жизни обладает непостижимыми для окружающих возможностями. Это Человек №6. Далее, опять же, следует человек, утвердившийся в Единстве. Причем, творчество играет в его существовании такую же роль, какую в случае чувствительного человека играет автоматизм. Достигнув определенного уровня, человек может использовать в качестве инструментов то, что находится на нижележащих уровнях.

Все эти концепции довольно трудно понять, пока различия между двумя разными способами существования не становятся очевидными. Гурджиев называл их Итокланоцким и Фуласнитамнийским принципами. Первый принцип соответствует людям первых четырех градаций, чьи действия зависят от внешней стимуляции. Второй принцип работает в случае сознательных людей, черпающих свою энергию из Космической Тетрады. Сознательный человек может представлять собой в той или иной степени независимую Волю, и создавать для себя любой необходимый для работы носитель. На самом деле, нетрудно понять, что это весьма упрощенное деление. Как я уже говорил, есть различные градации Сознательных Людей, но всех их объединяет чрезвычайно важное свойство: у них есть доступ к энергиям за рамками жизни. Это довольно трудно понять, поскольку мы привыкли видеть вокруг себя людей первых трех градаций, чей энергетический баланс зависит от состояния организма. В то же время, имея доступ к Творческой Энергии (Е3), человек получает власть над собственным организмом и всеми его функциями, включая трансформацию чувствительной энергии (Е5). Смерть таких людей также значительно отличается от обычной. Обычные люди, в жизни которых основное место занимает чувствительная энергия, связаны с объективным миром только через ощущения и мысли, то есть, функции физического организма. В связи с этим, восприятие, соответствующее чувствительной энергии, продолжается и после смерти, но это погружение в грезы. В случае большинства людей грезы просто становятся продолжением жизни, и они не способны даже понять, что "умерли". Понимание сопряжено с сознательностью, которая, как правило, поглощена чувствительностью и теряет возможность "видеть подлинную суть вещей".

Грезы могут продолжаться неопределенно долгое время: считается, что, сначала, человек страдает за свои неправильные поступки, а затем награда за добрые дела приходит в виде состояния вечного блаженств, то есть, "Рая". Только тем людям, чья воля сконцентрирована на восприятии Реальности, удается прорваться сквозь этот сон и пережить окончательное отделение чувствительности от сознательности, которое Гурджиев называл Вторым Священным Раскуарно или Второй и Окончательной Смертью. Если человек перешел через эту границу между жизнью и космическим существованием, он освобождается от ограничений собственно существования и может создать себе любую форму по собственному желанию.

Сказанное выше основывается на традиционных верованиях, но я пришел к таким же выводам, изучая энергии.

Говоря о смерти, я отнюдь не хочу показать, что разгадал ее секреты. Я просто объясняю, что, зная свойства энергий, мы можем составить схему, которая не будет противоречить ни повседневному опыту, ни религиозным представлениям. Причем, эта схема имеет не только теоретическую ценность, поскольку она должна помочь нам увидеть, что нужно для освобождения от оков, как материального мира, так и миров жизни. При переходе от чувствительности к сознательности мы сталкиваемся со странным парадоксом. У чувствительного человека есть иллюзия самости, что обусловлено поглощением сознательной энергии чувствительностью. Сознательный же человек формирует носитель или "тело", не зависящее от жизненных процессов. Иногда этот носитель называют "душой" или "Телом Высшего Бытия". Даже будучи не до конца сформированным, это тело позволяет сознательности проявлять независимую "Волю", что уже служит началом "Истинной Самости", или "Я". В то же время, у Человека №5 нет иллюзии самости, поскольку он понимает, что его сознательность зависит от Творческой Энергии (Е3), которую он не способен контролировать. Парадокс заключается в том, что, вопреки реальности личной свободы, отсутствует ощущение самости, или собственной личности. Возможно, вы лучше поймете, о чем идет речь, если я напомню вам следующий афоризм: "Свобода заключается в освобождении от иллюзии свободы, действие начинается с понимания бездействия". Осмыслить это можно, только, понимая, что Творчество находится за рамками Сознательности. Сознательный человек, благодаря тому, что Творческая Энергия становится частью его собственной природы, обретает свободу и способен "делать", но он не "сознателен" в отношении источника своей свободы и возможностей. Тем не менее, сознательный человек может черпать из этого Источника, и постоянно пополнять свои резервы за счет контактов с ним, но сам он не входит в этот источник, не знает его и, тем более, не способен управлять им!

Прежде чем идти дальше я должен сказать несколько слов еще об одном важнейшем свойстве сознательного человека. Я имею в виду его способность отделять себя от собственных инструментов. Чувствительный человек подвержен опасности отождествлять себя со своими ощущениями, чувствами, мыслями и, в особенности, с самой чувствительностью, то есть, со своим "Умом". Сознательный человек понимает, что это его инструменты, и никогда не допускает ошибки, принимая свой "Ум" за "себя самого", так же как мы не путаем с собой зеркало, в котором видим отражение своего тела. Чувствительность можно назвать "зеркалом опыта", а образы, появляющиеся в этом зеркале, представляют собой "содержимое ума". В то же время, чувствительный человек, в особенности, отчасти автоматичный, не способен разобраться в этой ситуации, поскольку его опыт почти целиком привязан к его "уму". Действие сознательности меняет картину, поскольку становится возможным "самонаблюдение", то есть, когда "самость наблюдает за собой". Однако "обособление ума" как инструмента возможно только в условиях полного самосознания.

В определенном смысле, неспособность чувствительного человека воспринимать настоящее положение вещей, является милосердной необходимостью. Эта неспособность спасает таких людей от постоянного осознавания своей смертности и собственного заблуждения, и позволяет им справляться с повседневными делами, иногда, чуть ли не творчески.

На самом деле, творческая энергия представляет собой обоюдоострое оружие. Ее присутствие уничижает жизнь. В связи с этим, для людей, чье существование сосредоточено на жизненных процессах, творчество ужасно. Для того чтобы творить, нужно "умереть", то есть, распрощаться с иллюзией делания. Коронация творчества может произойти, только когда ум сложил свои полномочия. В свою очередь, ум может капитулировать в результате истощения, случайной потери внимания, использования различных аскетических практик, или же, благодаря сознательному акту воли. Кроме того, иногда появляются люди, которые без трансформации собственной природы получают дар "успокоения ума", и, в их случае, сознательность может быть активной без соответствующего понимания собственной ничтожности. Такие люди представляют опасность для себя самих и окружающих людей, но они играют необходимую роль, служа каналами для проникновения творческих импульсов, которые задают новое направление жизненному процессу. В результате, этот процесс, который протекает в сфере, ограниченной конструктивной и чувствительной энергиями, получает возможность изменять себя.

Думаю, что мне следует сейчас сделать паузу и объяснить, что человек может существовать и ниже уровня чувствительности. Даже Человек №1, с чувствительным двигательным центром, но с автоматическим мышлением и чувствами не является "самой низкой градацией" человека. Есть практически полностью автоматичные люди, в функциях которых чувствительности исчезающе мало, а также, анормальные, или "ущербные" люди, которые вообще вряд ли выходят за жизненный, или вегетативный уровень. Но эти люди тоже необходимы для процессов трансформации, и нам следует относиться к ним с большой симпатией. Их судьба полностью зависит от нас, и, возможно, именно поэтому они часто вызывают столь сильные родительские чувства. Они могут служить средством развития сознательности, и даже творчества в других людях, участвуя в плодах этого развития.

 

Высшая человеческая тайна

Теперь мы должны оставить тему взаимоотношений Сознательности и Чувствительности, и снова сосредоточить свое внимание на Пентаде Сознательного Человека, чтобы изучить верхний ее предел, которому соответствует Объединяющая Энергия Е2. Это означает, что венцом развития человека является слияние со второй по уровню энергией из числа двенадцати. Пока я лишь мельком упоминал о двух высших энергиях, отчасти потому, что наши способы познания в данном случае весьма ограничены, а отчасти потому, что я намеревался посвятить этому вопросу сегодняшнюю лекцию. Есть и третья причина для особой осторожности. Дело в том, что, пересекая эту границу, мы подбираемся вплотную к области Божественного. Если Трансцендентность вообще что-то значит, то это следует понимать как нечто находящееся вне рамок существования, и, следовательно, нетварное. Впрочем, подобные определения относятся к теологии, а не к изучению энергий. Поэтому, я рассматриваю высшие энергии с точки зрения нашего восприятия, а не их собственной природы.

Величайшей объединяющей силой, как мы знаем, является любовь, и, кроме того, любовь принято считать Космической Силой, охватывающей и согласующей все существующее в мире. Говоря, что Бог есть Любовь, мы подразумеваем либо это, либо, то, что выше нашего понимания. Есть два возможных подхода к пониманию двух высших энергий. Следуя первому пути, мы экстраполируем сведенья об энергиях более низких уровней, и опираемся на предположение, или гипотезу о том, что, если существует четыре градации материальных и четыре градации жизненных энергий, то должно быть и четыре уровня космических энергий. Это предположение, вместе с концепцией ультимативного тотального состояния как источника всех процессов, складываются в понятие Трансцендентной Энергии. Далее, комбинируя эту концепцию с понятием сознательности, мы получаем определение универсальной энергии, теснейшим образом интегрированной с опытом. Эта энергия должна служить связью между Трансцендентной энергией, поддерживающей существование космоса в целом, и Творческой Энергией, которая осуществляет детальную регуляцию достижения Космической Цели. Все это подразумевает адаптацию и даже согласование, которые мы можем, опустив излишние разъяснения, отнести к миссии любви. Однако мы можем подойти к этому вопросу и с позиции объяснения происходящего в окружающем нас мире, то есть, с точки зрения нашего обычного восприятия. Это мир страдания, несправедливости и неразрешенных противоречий. Природа, с ее кровавыми клыками и когтями, человечество, погрязшее в жестокости и эгоизме, и все досадные неудачи нашей личной жизни заставляют нас сомневаться в практически общепринятой вере в то, что всегда можно найти какой-то выход, и то, что кажется бессмысленным на одном уровне, должно иметь смысл на другом. Поскольку нам не удается обнаружить этот "другой мир" ни в одном уголке сознательного опыта, мы относим его к сфере за границами человеческой сознательности. Рассматривая значение творчества, мы обнаруживаем, что оно не может быть ассоциировано с качествами Любви и Единства. Творчество нарушает спокойствие для того, чтобы обогатить. Любовь же обедняет для того, чтобы объединить. Следовательно, творчество является источником обогащения сознательности. Любовь восстанавливает единство, которое творчество, по самой своей природе, постоянно нарушает. Рассуждая таким образом, мы приходим к выводу, что должна быть Сила за границами сознательности, способная непосредственно проникать в нашу жизнь, но лишь косвенно участвующая в нашем опыте.

Вывод о том, что мы не можем непосредственно воспринимать Объединяющую Энергию, не должен удивлять нас. Мы уже говорили с вами о том, что сознательность, как таковая, уже остается за порогом Творческой Энергии. Возможно, это покажется вам наиболее удручающим. Исходя из своего человеческого опыта, мы думаем, что знаем любовь, и даже убеждены, что можем "любить", то есть преднамеренно осуществлять в себе действие Объединяющей Энергии. Хотя мы можем быть и не уверены в собственном даре любви, практически ни у кого еще не возникало сомнений в том, что человек, в принципе, способен испытывать полноценную любовь. Могут оставаться вопросы относительно статуса сексуальной любви, но люди считают, что человеческая любовь может быть достаточно высокого уровня, чтобы давать представление об Универсальной, Вселенской Любви.

Тем не менее, схема, которую мы обсуждали на этих лекциях, указывает нам на совершенно иной вывод. Судя по тому, что мы действительно испытываем любовь, и поскольку этот опыт связан со всеми человеческими функциями и способностями, можно предположить, что Объединяющая Энергия может проявлять себя на всех уровнях существования. Несколько позже я расскажу вам о космическом значении этого вывода, а пока давайте обсудим его с точки зрения человеческого существования. Для этого нам придется воспользоваться классификацией энергий, связанных с человеческим опытом, начиная с жизненной энергии Е7. На этом уровне, любовь представляет собой органическую близость, без какого-либо осознания происходящего. Следующему уровню соответствует автоматическая любовь Е6. Она воспринимается, как естественное влечение, не связанное с "умом". Та любовь, которую мы обычно осознаем, относится к чувствительному уровню (Е5). Любовь Сознательности коренным образом отличается от всего этого, поскольку является участием в тетраде Космических Энергий. Она Универсальна, и, в то же время, Индивидуальна. Любовь Сознательности заставляет человека видеть себя в другом и другого в себе. Те, кто знаком с книгой Гурджиева "Все и Вся", возможно, вспомнят в связи с этим мраморную табличку Ашиата Шиемаша с надписью:

Любовь сознательности в ответ пробуждает взаимность

Любовь чувств пробуждает противоположность

Любовь тела основывается только на типе и полярности

Этот афоризм показывает насколько по-разному проявляется связь Объединяющей энергии соответственно с Сознательным, Чувствительным и Автоматическим состояниями.

Сказанное выше в значительной степени очевидно. Вопрос заключается в том, может ли человек испытывать Творческую Любовь (Е3). Безусловно, между чувствительным и сознательным человеком, в этом отношении, будут существенные различия. Чувствительный человек не способен испытывать Творческую Любовь, верхний предел своей пентады, но он может быть "принят в нее". Возможно, вам это напомнит о концепции "Рая", или состояния блаженства, которого можно достичь, дисциплинируя свою чувствительность. В случае Сознательного Человека, значение Творческой Любви совершенно иное. Она превыше сознательности, но для него это "вторая природа". Процесс трансформации, которому он себя посвящает, пробуждает в нем Беспристрастную и Объективную Любовь, которую Гурджиев называл одним из наивысших проявлений трехмозговых существ. Посредством Творческой Любви сознательный человек берет на себя бремя существования, то есть участие во всех радостях и страданиях мира. При этом тогда как для мира радость и страдание являются противоположными и даже противоборствующими состояниями, он объединяет их в своем опыте, не стремясь к одному, и не пытаясь избежать другого. Благодаря своему беспристрастному и объективному отношению ко всем существам, сознательный человек становится фактором объединения и согласования. С этой точки зрения, он является инструментом Космической Любви в рамках собственной Индивидуальности.

Понятие Индивидуальности и различных градаций Индивидуальности, возможных для человека, подробно рассматривалось в 27 - 30 главах второго тома Драматической Вселенной. Границы сознательности некоторых людей довольно узки, и задача этих людей также соответствующим образом ограничена. Другие же могут быть вместилищами Универсальной Индивидуальности и, соответственно, проникать за рамки сознательности, в сферу Творческой Энергии (Е3), или даже достигать Объединяющей Энергии, сливаясь, таким образом, воедино с Космической Любовью и Мудростью. В то же время, все существование охвачено Трансцендентной Энергией Е1, недоступной для каких-либо ограниченных существ. Поразмыслите над тем немногим, что мне удалось рассказать вам, и вы увидите, что сказанное проливает свет практически на все проблемы человека и его судьбы, и даже может помочь вам проникнуть в тайны религии. Однако не следует забывать о том, что ни одна из четырех Космических Энергий непосредственно не познается в чувствительном опыте. Мы можем думать о них, чувствовать их, стремиться к ним и отвечать на их воздействие исключительно в соответствии с той формой, в которой они представлены в окружающем нас мире. До тех пор, пока мы остаемся на чувствительном уровне, наш опыт будет разобщенным и противоречивым. Спускаясь еще ниже, на автоматический уровень, мы превращаемся в "людей-машин", полностью отрезанных от космических реальностей. Только когда мы переходим из сферы жизни в сознательность, эти Реальности становятся реальными для нас. Именно это обстоятельство было отражено в подзаголовке последней работы Гурджиева: Жизнь реальна только когда Я Есть.

 

Главный вопрос

Если Я Есть - это ключ к Реальности, то у нас остается один лишь вопрос: Что такое Реальность? Ответив на этот вопрос, мы решили бы все свои проблемы. Вопреки имеющимся во многих древних традициях указаниям, я не считаю, что человечество когда-либо сможет приблизиться к ответу на этот вопрос. Довольно часто упоминается так называемое "Блаженное Виденье", или Постижение Бога, при котором человек сталкивается с реальностью лицом к лицу. Однако те, кто говорят о подобных видениях, признаются, что не могут ни описать его, ни однозначно убедить себя и других в том, что это не иллюзия или субъективное экстатическое состояние. Мы можем предполагать существование пути от ума к сознательности, от сознательности, через "черный свет", к творчеству, и далее, в результате прекращения всякой деятельности, к объединяющему состоянию, в котором человек полностью трансформируется. Однако это не означает, что человек достиг Ультимативной Реальности. Он достиг пределов участия в Реальности, возможного для ограниченного существа, но Безграничное должно всегда оставаться недоступным. В то же время, такой опыт, если он, конечно, подлинный, свидетельствует о том, что человек способен проникать гораздо дальше сознательного опыта, который может быть осмыслен умом. Но какими, в данном случае, могут быть критерии подлинности? Причем, трудность состоит не только в том, что люди не способны ни объяснить свой опыт, ни даже толком описать произошедшее. Мы не должны забывать, что убежденность в том, что человек видел Реальность "лицом к лицу" может быть результатом разных обстоятельств. Например, это очень характерно для определенных разновидностей сумасшествия, или может быть искусственно вызвано различными аскетическими практиками, или даже случайными потрясениями. Объяснение нетрудно увидеть в разработанной нами схеме энергий. Ощущение непосредственного участия в ультимативной реальности является не более чем проникновением творческой энергии (Е3) в ум, освобожденный от своего обычного содержимого вследствие одного из таких обстоятельств, как умственные расстройства, действие наркотиков, шок и т.п. Опыт не имеет ценности как свидетельство "Реальности", если, в результате него, ум человека не получает никаких имеющих смысл, важных и совершенно новых идей или образов. И даже в этом случае речь не может идти о проникновении Объединяющей Энергии. Ее проникновение не сопровождается какими-либо подтверждаемыми результатами, и не вызывает экстатического или подобного ему чудесного опыта. Объединяющая энергия приходит и уходит снова, глубоко трансформируя природу человека, но, не сопровождаясь непосредственным восприятием Реальности.

Мне довелось услышать множество описаний подобных состояний, и я встречался, и беседовал с людьми, пережившими их. В определенном смысле, я могу даже сказать, что знаю это состояние на собственном опыте. Иногда, такие состояния очень реальны и важны, но это не откровение Ультимативной Реальности, или Истины.

Можем ли мы тогда составить какое-либо представление о Реальности? На это я бы ответил, что, если даже мы не способны воспринимать Реальность во всей ее безграничной тотальности, мы можем знать один из ее аспектов. Реальность не только безгранично велика, но и безгранично разнообразна по своим качествам. И, на самом деле, это более серьезное препятствие для нашего восприятия, чем безграничные масштабы. Возможности нашего восприятия посредством органов чувств и формирования ментальных образов очень ограничены, и уже только по этой причине, прямо перед нами могут существовать элементы этой Реальности, о которых мы даже и не подозреваем. Некоторые из них попадают в поле нашего зрения косвенным образом, как, например, открытие колоссальных энергетических источников в атомах. Понятно, что атомы всегда были перед нами, и их энергетический потенциал был практически выявлен Беккерелем и Кюри в результате открытия радиоактивных элементов. И, все же, об атомной энергии заговорили лишь спустя пятьдесят с лишним лет. Магнетизм, существование микроорганизмов и многие другие феномены были открыты после тысяч лет, в течение которых человечество косвенным образом ощущало их воздействие. В связи с этим, мы можем предположить, что в будущем нам откроются те аспекты Природы, о существовании которых мы сегодня даже не подозреваем. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что многое навеки останется недоступным для человека, по причине отсутствия у него соответствующих механизмов познания.

Впрочем, из этого не следует, что концепции природы реальности общего характера вообще не имеют права на существование. Наблюдая какой-либо из аспектов Природы, неизменно присутствующий во всех феноменах, вне зависимости от их масштабов, мы вполне оправданно можем считать его ключом к пониманию природы Целого. И трансформация энергий, как раз, является одним из таких аспектов.

Время - это еще один аспект природы, который мы встречаем повсеместно, и не нужно долгих раздумий, чтобы увидеть его нераздельную связь с трансформациями энергии. Эддингтон одним из первых отметил, что необратимые трансформации энергии служат для нас единственным "показателем направления времени".

Давайте теперь посмотрим, какое все это имеет значение для нас, людей. Дело в том, что мы вовлечены во всеобщий (универсальный) процесс трансформации энергий, причем, нам отведено весьма своеобразное место, как существам, которые связаны, как с жизненными, так и с космическими энергиями. У нас есть возможность выбора между чувствительностью (Е5) и сознательностью (Е4). Строго говоря, это означает выбор между необратимым временем жизненных процессов и обратимым, или свободным временем космического процесса. Такой подход может показаться странным, если не соотносить его со свойствами космических энергий. Несколько ранее я говорил о различиях между человеком, сосредоточенным на чувствительности (Е5), или низшем уме, и человеком, сосредоточенным на сознательности (Е4), то есть, высшем уме. Как я только что сказал, мы можем выбирать между этими двумя трансформациями. При более пристальном рассмотрении, можно сказать, что это выбор между ограниченными и необратимыми процессами жизни, заканчивающимися смертью, и неограниченными и открытыми процессами самореализации всего существующего мира, у которых, по всей видимости, нет конца.

Человек представляет собой аппарат для трансформации энергий, но это своеобразный аппарат, который может выбирать способ использования. Мы можем быть использованы Природой для ее собственных целей, или Сверхъестественной (Сверхприродной) Силой для сверхъестественной задачи. Этот выбор ставится перед человеком всеми религиями, но не так легко понять его объективный смысл. В то же время, применяя наши знания об энергиях, мы можем весьма точно указать на значение этого выбора.

Мы должны забежать на один шаг вперед, и обсудить средства, обеспечивающие возможность этого выбора. Причина заключается в Объединяющей Энергии, которая наполняет нас, и, превосходя нашу собственную природу, обеспечивает нашу связь с наиболее высоким энергетическим уровнем - с Трансцендентной Энергией, на которой держится весь существующий мир.

Конечно же, возникает искушение перевести все эти выводы на философский, или даже религиозный язык. Скорее всего, вы уже представляете, как это сделать. Объединяющую энергию можно назвать Божественной Любовью; Трансцендентную Энергию можно идентифицировать с Духом Божьим, роль которого заключается в творении мира. Творческую Энергию можно определить, как Ангельские Силы, а сознательность можно назвать совестью, или даже Ангелом Хранителем. Однако, я должен предупредить вас о том, что, пытаясь применять результаты изучения одного аспекта Реальности к другому, мы почти наверняка сбиваемся с пути. Помимо просто желания отыскать аналогии, у нас нет оснований делать какие-либо выводы вне сферы трансформаций энергии. В то же время, в рамках этой сферы мы можем зайти настолько далеко, насколько нам позволит развиваемая нами точка зрения. В этом смысле, самое важное заключение состоит в том, что человек является космическим аппаратом для трансформации энергий, и его судьба зависит от способа выполнения своей задачи, который он избирает. Именно в этом и заключается ответ на главный вопрос в отношении энергий. Это та великая Космическая Цель, которой следует служить, и у нас, людей есть возможность служить ей, а также избирать способ служения, и даже служить ли ей вообще. По самой своей природе наше служение должно быть свободным, или же оно вообще не имеет смысла. Избирая служение, мы встаем на путь бесконечной реализации; отказываясь от него, мы живем жизнью грез, заканчивающейся, в полном смысле этого слова, ничем.

Hosted by uCoz