Лекция 3
КАК ДЕЙСТВУЮТ ЭНЕРГИИ
Для выполнения любой функции, осуществления любой деятельности, где бы это ни происходило, в случае живых существ, или неживой природы, требуется затрата энергии. Любое изменение представляет собой трансформацию энергии. Однако, несмотря на то, что для каждой функции требуются энергетические затраты, ни одна функция не способна полностью использовать отведенную ей энергию. Это универсальное правило, хотя еще и не вполне осознанное. Оно фигурирует во Втором Законе Термодинамики, в соответствии с которым, каждая необратимая трансформация энергии подразумевает наличие "отходов". С другой стороны, Первый Закон говорит нам о том, что отходов быть не может. Разрешение этого противоречия заключается в трех эффектах любой трансформации. Одна часть энергии уходит на сам процесс. Другая часть высвобождается, расходуясь на более общие цели. Наконец, третья часть производит определенные изменения в самом аппарате. Например, в результате физической работы нашего тела, помимо движения, образуется также и тепло, и именно тепло обращает постоянные энергетические потери на пользу. Кроме того, движения тренируют нашу мускулатуру, что может повысить наши навыки и эффективность выполняемой нами работы.
Это общее правило, которое относится ко всем подобным ситуациям. Гурджиев
говорил по этому поводу, что когда мы совершаем что-либо, мы разделяем
вездесущую субстанцию окиданок на три части: одна уходит на само действие,
вторая идет на достижение общекосмической цели, а третья служит на пользу нам
самим.
Как я уже говорил, для достижения желаемого результата требуется энергия соответствующего качества, количества и интенсивности. В связи с этим, в случае человека, мы должны обсудить следующие темы:
1. Человек как двигатель для выполнения механической работы.
2. Человек как живой организм.
3. Человек как центр личного опыта.
4. Человек как космический аппарат для трансформации энергии.
Человек как двигатель
Человеческий организм представляет собой одновременно и тепловой двигатель, и машину для выполнения механической работы. Работа человеческого тела полностью основывается на этом аспекте нашей природы. Двигатель человека работает с тремя низшими энергиями: теплотой (Е12), направленной энергией (Е11) и связующей энергией (Е10). Другими словами, наш организм можно рассматривать как сложную систему тепловых двигателей, использующих многочисленные рычаги костей и хрящей, наряду с мышцами и разнообразными трубками и трубочками, по которым текут разные жидкости. Причем, сюда относятся не только артерии и вены, но и огромное количество всяких сосудов и протоков, в которых постоянно пульсирует жидкость. Эта система представляет собой двигатель, подчиняющийся тем же законам, что и любой другой двигатель, например паровой, и вообще любое механическое устройство для выполнения механической работы, такое как лебедка или насос.
Для работы нашего организма требуется поддержание его температуры на строго определенном постоянном уровне. При этом, температурные границы у человека уже, чем у животных, поскольку человеческий организм предназначен для выполнения гораздо более сложных функций. В то же время, основой нашего физического существования является все та же теплота, то есть, Е12. Сила, которая поддерживает постоянное движение частей, органов и жидкостей нашего тела, приспосабливая его к действию высших энергий - это та же самая сила, что заставляет работать любой другой тепловой двигатель; я имею в виду расширение или сжатие жидкостей при поглощении или отдаче ими тепла. Механической энергией, которая позволяет нашему телу функционировать как тепловому двигателю, является направленная энергия, Е11. Структуру и форму нашего тела, нашего скелета, мышц и кровеносных сосудов, сохраняет связующая энергия Е10, о которой также шла речь на первой лекции. Эта энергия позволят вещам быть тем, чем они являются. Она позволят столам быть столами, костям - костями, мышцам - мышцами и т.д. Гибкость и приспособительные возможности структуры человеческого организма, начиная с подвижности конечностей, и, заканчивая сложными приспособительными реакциями органов чувств и движения, определяются свойствами пластической энергии, Е9.
Очень полезно держать в голове то, что, по своей сути, наш организм представляет собой тепловой двигатель, подобный всем другим тепловым двигателям, разве что более сложный, чем большинство остальных. Иногда даже имеет смысл изучать этот двигатель отдельно от всего остального; то есть, не принимая во внимание жизненные функции, приводящие его в движение. Мы делаем это, изучая анатомию, как систему рычагов, трубочек и насосов.
Другая, может быть, слегка менее яркая отличительная черта человеческого организма заключается в его взаимодействии с силой тяжести. Мы поддерживаем прямое положение в гравитационном поле земли, и это порождает в нас постоянный ток направленной энергии. При неправильном положении тела этот ток прерывается. Хотя мы не можем непосредственно наблюдать последствий этого нарушения работы организма, они накапливаются, пока расстройство функционирования системы в целом, не приводит к возникновению патологического состояния жизненных энергий. В то же время, подобные заболевания могут быть выявлены на уровне связующей энергии, то есть, опорно-двигательного аппарата, что было доказано группой исследователей [F. M. Alexander, Ida Rolf, Moshe Feldenkrais], а также другими учеными, изучающими влияние гравитационного поля на организм.
ТАБЛИЦА 6
ДВИГАТЕЛИ ОРГАНИЗМА
Адаптация и приспособление | Пластическая энергия | Е9 |
Твердые механизмы: Кости и хрящи как рычаги Жидкие механизмы: |
Связующая энергия | Е10 |
Движущая сила мышц и насосов |
Направленная энергия | Е11 |
Тепло организма | Рассеянная энергия | Е12 |
Человек как живой организм
Теперь пришло время поговорить о четырех энергиях, которые обеспечивают
существование жизни и осуществление жизненных функций. Это Е8 - конструктивная,
Е7 - жизненная, Е6 - автоматическая и Е5 - чувствительная энергия. У всех
этих четырех энергий есть общее свойство, которое можно назвать
автокинезом, или самозарождением движения. Жизненные энергии в разной
мере обладают этим свойством, начиная с движения, обусловленного паттерном
(конструктивная энергия) и заканчивая избирательным ответом
(чувствительность).
Тем не менее, каждой этой энергии соответствует модус существования, который
нельзя назвать в полной мере механистичным. Даже простейший
самовоспроизводящийся белок представляет собой нечто большее, чем просто машина,
поскольку запускает свое собственное движение. Причем, это свойство, лежащее в
основе животной жизни, обусловлено не только движущей силой теплового двигателя,
но и самоприспосабливаемостью тела.
Если рассматривать организм с позиции механических процессов, то во главе угла стоит пластическая энергия, Е9, но теперь мы будем ее рассматривать, как основу жизненных процессов. Она занимает переходное положение. В своей более грубой форме она наделяет тело, его органы и части гибкостью. В своих более тонких формах, она служит причиной возникновения коллоидных систем с колоссальным поверхностным запасом энергии, что обеспечивает необходимые для жизни местные интенсивные элементы энергообмена.
ТАБЛИЦА 7
ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА
Тело как функциональный комплекс |
Автоматическая энергия | Е6 |
Жизненные процессы организма: дыхание, передвижение, ассимиляция, регуляция |
Жизненная энергия | Е7 |
Регуляторные механизмы крови и нервной системы |
Конструктивная энергия | Е8 |
Способность передвижения и внутренней адаптации |
Пластическая энергия | Е9 |
Далее, мы сталкиваемся с энергией, при помощи которой жизнь образует все свои организмы. Существует принципиальная разница между формированием кристалла и живого организма. Кристалл ( это кристалл, а организм ( это вместилище и инструмент жизни, но не сама жизнь. При этом способность формировать собственное вместилище обеспечивается конструктивной энергией Е8. Не надо путать ее с Е7, инструментом которой она является.
Прежде чем рассматривать жизненный процесс с точки зрения его целостности, мы должны уделить несколько более пристальное внимание роли конструктивной энергии. Она формирует тело из пищи и воды, поддерживает его работу на должном функциональном уровне, обеспечивает восстановление поврежденных тканей и осуществляет общую регуляцию исключительно сложной работы организма. Конструктивная энергия может делать все это, несмотря нас отсутствие у нее независимой инициативы или адаптации. Это возможно, поскольку она следует паттерну, который регулирует и направляет ее действие. Каждый живой организм обладает собственным паттерном, наследуя его от родителей. Этот паттерн принято называть генетической структурой организма, которая окончательно формируется в момент оплодотворения яйцеклетки. Недавние исследования в области биохимии указывают на то, что паттерн, о котором идет речь, связан с такими чрезвычайно сложными молекулами, как ДНК (дезоксирибонуклеиновые кислоты), но что эти нуклеиновые кислоты, сами по себе, не являются паттерном. Похоже, что биология сейчас стоит на пороге осмысления конструктивной энергии и ее роли в эмбриологии. В то же время, сфера ее компетенции не ограничивается формированием организма. Она также лежит в основе сложнейшего регуляторного механизма, в котором задействованы специальные химические субстанции и нервные процессы. Конструктивная энергия сохраняет постоянный баланс между потребностями различных частей организма. Она регулирует распределение энергии, поступающей в организм с пищей и воздухом. Энергии, которые приводят в действие этот потрясающий механизм, представляют собой особый класс конструктивных энергий, Е8. Иногда действие этих энергий сводится к разложению таких сложных веществ, как, например, белки до более простых составляющих, а иногда, за счет их действия эти же самые простые компоненты слагаются в сложные структуры, необходимые для обновления тканей организма. Эти же энергии сохраняют температуру и химический состав крови в очень узких границах. Всю эту систему в целом можно назвать жизненным регуляторным механизмом, который не следует путать с психическим регуляторным механизмом, о котором речь пойдет несколько позже.
Как я только что сказал, у Е8 нет адаптивных и инновационных свойств. Она действует по принципу так называемой "само-оптимизирующей обратной связи", что, как знают знакомые с кибернетикой люди, подразумевает свойство сохранять изначальный паттерн, независимо от внешних изменений, и, таким образом, двигаться по направлению к изначальной цели.
В кибернетике паттерн принято называть программой, и ее отладка относится к исключительной компетенции оператора, или "программиста". Жизнь также нуждается в подобном положении вещей, и мы обнаруживаем соответствующие функции у жизненной энергии Е7. В качестве основных свойств жизненной энергии следует выделить адаптивность и саморегуляцию, причем ее задача заключается не просто в поддержании существования как такового, а в постоянном его приспособлении к возникающим ситуациям. В то же время, "поиск цели", характерный для всех живых форм, не может опираться исключительно на конструктивную энергию. В связи с этим, мы вынуждены постулировать существование более высокого уровня энергии - самой жизни.
Жизнь использует организм. У жизни есть свои цели, и она использует организм для их достижения. В этой связи, следует отметить, что способность преодолевать рамки непосредственно представленной ситуации, вообще является фундаментальным свойством, отличающим живые организмы от неживых объектов. Это сопряжено со "внутренней связностью", ведущей от бессознательных к сознательным энергиям.
Тогда как Е8 и Е9 всегда остаются за пределами нашей осведомленности, высшая энергия собственно жизни, Е7, располагается между тем, что мы можем осознавать непосредственно, и тем, о чем мы можем судить только по внешним проявлениям. Другими словами, все, что по уровню находится выше Е7, может восприниматься изнутри, а то, что находится ниже - только снаружи. Жизненная энергия стоит на границе между этими двумя качествами. При этом, если высшие энергии функционируют в человеке нормально, они могут поддерживать контакт с жизненным состоянием организма. Можно назвать это "осведомленностью о себе как о живом животным". Понятно, что нормальное состояние органической активности нашего организма зависит именно от запасов и поступления жизненной энергии, Е7. Существует довольно много способов восполнения недостатка этой энергии. Некоторые из них используются медициной, а некоторые относятся к сфере деятельности "экстрасенсов". В то же время, необходимо знать о возможных последствиях применения этих методов, поскольку искусственное введение некоторого количества Е7 может серьезно нарушить работу регуляторного механизма. Иногда, только по прошествии очень длительного времени, последствия проявляются в дегенерации какой-либо части этого регуляторного механизма.
Психические функции
Человеческую жизнь можно рассматривать с точки зрения взаимных соотношений времени, пространства и вечности. Каждое из этих "детерминирующих условий" воспринимается посредством соответствующих инструментов, которые также можно назвать "центрами функционирования". Так, мы связаны со временем посредством мышления, с пространством ( через ощущения, а с вечностью ( через чувства.
Обладая только зачатками интеллектуального центра, животные практически не осознают время. Вместе с тем, благодаря хорошо развитым ощущениям, они прекрасно ориентируются в пространстве. Кроме того, высшие млекопитающие и птицы обладают эмоциональным центром, что позволяет им проявлять симпатии и антипатии, а также чувствовать удовольствие и боль, связанные с вечностным паттерном их природы.
Таким образом, мы приходим к упрощенному пониманию человеческой природы, как постоянно изменяющегося паттерна взаимоотношений между мышлением, чувствами и ощущениями. Этот паттерн иногда называют "психикой" или "самостью". Три центра, или мозга, составляющие основу психики, обычно работают с двумя высшими жизненными энергиями, автоматической Е6 и чувствительной Е5, но при достаточно благоприятных условиях этот уровень может быть повышен до сознательной энергии Е4. Помимо этого, уже вне рамок психики есть так называемые "Высшие Центры", работающие со смесью сознательной и чувствительной энергий, Е4 и Е5 соответственно. Можно проиллюстрировать это следующей схемой (Табл. 8).
ТАБЛИЦА 8
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА
Сверхсознательное
|
Творческая Энергия | Е3 |
Интеллектуальный
или |
Сознательная Энергия | Е4 |
Эмоциональный или |
Чувствительная Энергия | Е5 |
Механический
уровень |
Автоматическая Энергия | Е6 |
"Мозги" или центры функционирования
В 1921 году, когда П. Д. Успенский впервые преподавал психологическую систему и методы Гурджиева в Лондоне, идея "трехмозговой" природы человека была новой и неожиданной. Последующий прогресс экспериментальной психологии сделал эту концепцию гораздо более доступной. Кроме того, мы сегодня значительно лучше понимаем подсознательную и сверхсознательную сферы человеческой психики, чем в годы зарождения аналитической психологии. В настоящее время меньше внимания уделяется "комплексам" и больше "механизмам" и "структурам", связанным с различными функциями. Множество книг, написанных о Гурджиеве, его учении и его методах, познакомили людей с такими фундаментальными понятиями, как "человек спит", "у человека нет Я", "человек-машина" и "человек не способен делать". Все эти утверждения, которые еще сорок лет назад вызывали недоумение и бурную критику, согласуются не только с научным мышлением, но и вообще с современным мышлением, как таковым. Наши теперешние взгляды относительно возможностей и природы человека гораздо более умерены, чем в начале века; и, в то же время, люди в большинстве своем сейчас более расположены к Гурджиевской доктрине индивидуальной трансформации, или возможности колоссального психического и духовного развития человека. Тем не менее, до сих пор многие из психологических идей Гурджиева овеяны сомнениями, отчасти, по причине многочисленности толкователей, а отчасти потому, что сам Гурджиев как чумы избегал любого однозначного представления своих идей, которое бы могло создать у его учеников впечатление, что они обладают, так сказать, "последним откровением" о человеке и его природе. Однако есть и более глубокие и убедительные основания для таких, казалось бы, противоречащих друг другу утверждений, как:
- В отличие от животных, обладающих двумя, или даже одним, мозгом, человек является трехмозговым существом.
- У человека есть три центра, для телесных, чувственных и интеллектуальных функций соответственно.
- Для человека характерно наличие четырех центров: инстинктивного, двигательного, эмоционального и интеллектуального.
- Человек обладает пятью центрами, из которых пятый - это сексуальный центр.
- Два из семи центров человека, высший эмоциональный и высший ментальный центры, лежат вне сферы нашей обычной сознательности.
- Человек является трехмозговым существом, и это обстоятельство не может быть изменено, но он может обрести неопределенное число "градаций объективного разума", каждая из которых наделяет его соответствующими сверхнормальными возможностями.
По словам Гурджиева, все эти утверждения верны, если применять их к соответствующим ситуациям. В некоторых случаях, это очевидно. Например, у "первого мозга" есть две части, одна из которых контролирует внутренние, инстинктивные процессы, а другая отвечает за внешние, произвольные движения. Во многих случаях, эти две части удобно рассматривать в качестве двух отдельных "мозгов". Для наших целей, то есть для изучения энергий как топлива, лучше всего будет рассматривать эти три мозга в качестве трех машин, у каждой из которых есть своя функция. Причем, результаты будут разными, в зависимости от используемого топлива. Таким образом, мы получаем комбинацию из девяти возможных ситуаций. В таблице, которую я привожу далее, три центра обозначены следующим образом: "И" - Интеллектуальный центр, "Э" - Эмоциональный и "Д" - Двигательно-Инстинктивный. Три энергии обозначены так: "А" - Автоматическая Е6, "Ч" - Чувствительная Е5 и "С" - Сознательная Е4 (Табл. 9).
ТАБЛИЦА 9
ЭНЕРГИИ И ФУНКЦИИ
Функции и Возможности | |||
Энергии | Двигатель- ная |
Эмоци- ональная |
Интеллек- туальная |
Сознательная
|
Д : С | Э : С | И : С |
Чувствительная
|
Д : Ч | Э : Ч | И : Ч |
Автоматическая
|
Д : А | Э : А | И : А |
Возможно любое сочетание этих девяти комбинаций, при совместной или раздельной работе центров. Например, сознательная работа двигательного центра может сочетаться с автоматическим мышлением и чувствительностью эмоционального центра. Это происходит в моменты "животного страха", когда наше тело может совершать невообразимые кульбиты в целях самосохранения, а до мыслительного мозга страх доходит, только когда опасность уже миновала. В то же время, это состояние сопровождается эмоциональным возбуждением, благодаря которому, мы "видим" свои действия, не "обдумывая" их.
Вы можете подсчитать количество возможных сочетаний, но лишь немногие из них играют существенную роль в нашей повседневной жизни. Жизнь большинства людей проходит преимущественно на автоматическом уровне функционирования, и их чувствительность остается в состоянии сна, то есть, получает впечатления от ощущений и мышления, но находится вне контакта с поведением.
Человек не должен так жить. Необходимо помнить, что готовые механизмы, обеспечивающие функционирование растительной и животной жизни, остались на предыдущей стадии. Сейчас мы с вами переходим к изучению функций, которым по самой их природе свойственно самоуправление. При этом, функционирование центров предусматривает гораздо больше текущих изменений, чем работа жизненных механизмов. Тогда как двигатели организма всегда работают по одному принципу, работа центров психики коренным образом изменяется, когда они переходят от использования одной энергии к использованию другой. Постоянное действие характерно только для механических функций, работающих на автоматической энергии. Автоматическое функционирование наших мыслительного, чувственного, инстинктивного и двигательного центров лежит в основе нашей повседневной жизни. Мы начинаем использовать высшие энергии, производя, таким образом, изменения в функционировании центров, только под действием определенных стимулов. Такие стимулы могут приходить либо случайно извне, либо возникать внутри нас, в результате преднамеренных усилий.
На самом деле, у нас есть способ изучать в себе действие третьей группы энергий.
Мы должны научиться распознавать присутствие каждой из этих трех энергий. Кроме
того, необходимо уметь вовлекать в действие две высшие энергии, когда требуются
изменения в работе одной или всех наших функций. Например, если один из центров
начинает использовать чувствительную энергию, то мы можем говорить о
чувствительном состоянии этого центра. В результате, используя чувствительную
энергию, мы уже не только выстраиваем ассоциативные ряды слов и образов, но
начинаем понимать, что это просто ассоциации. Такая ситуация возможна потому,
что в этот момент возникает нечто большее, чем просто очередная ассоциация. Это
"нечто" связывает ассоциацию с воспоминаниями или принятыми раньше решениями,
или каким-либо внешнем впечатлением, которое мы получаем в данный момент. Если
же чувствительная энергия Е5 в центре отсутствует, мы вообще ничего не замечаем.
Наши ассоциации текут непрерывным потоком, но мы их не замечаем. Это я называю
автоматическим, или механическим состоянием человека-машины. Причем,
автоматические ментальные ассоциации занимают такое главенствующее положение в
нашей жизни, что Гурджиев даже использовал для этого особый термин:
форматирование. Он называл автоматическую часть мыслительного центра
"форматирующим аппаратом".
Та же автоматичность характерна и для других центров. Состояние нашей чувствительности постоянно колеблется, и это результат воздействия на нас комбинации различных психических импульсов. Все, что воздействует на наши мысли или наш организм, порождает автоматический ответ в нашем центре чувств. Все, что мы замечаем при этом, сводится к ответному состоянию удовольствия или неудовольствия, интереса или незаинтересованности, возбуждения или его отсутствия. Мы не чувствительны к источникам, или причинам собственного состояния. Отсутствие чувствительности характерно для работы всех центров, когда единственной движущей силой в них служит автоматическая энергия, Е6.
Состояния сознательности
Момент, начала действия чувствительной энергии иногда называют первым моментом пробуждения. Центр выполняет работу определенного качества до тех пор, пока в нем присутствует чувствительная энергия. Как только поступление чувствительной энергии прекращается, работа центра переходит на автоматические ментальные ассоциации, автоматические чувственные состояния, автоматические движения тела и т.д.
Полной отдачи центров можно добиться лишь при использовании сознательной энергии. В то же время, образование сознательной энергии Е4 зависит от определенных преднамеренных действий, связанных с впечатлениями. Та часть Е4, которая образуется непроизвольно, полностью уходит на проведение трансформации Е6 в Е5 для нужд организма. Обычно таким способом не образуется избытка Е4, который можно было бы использовать для работы центров. В связи с этим, обычно, человек ничего не знает о том, как могут работать центры, используя сознательную энергию. Те небольшие количества сознательной энергии, которые образуются в нас, полностью используются организмом, и ничего не остается для сознательного мышления, сознательных чувств или сознательных движений.
Если мы хотим понять что-то о потенциале наших психических функций, мы должны осознать, что нельзя добиться полной эффективности работы центров, без использования двух высших энергий. Каждый, у кого есть хотя бы небольшой опыт наблюдения за собой и изучения центров, знает, как недолго можно находиться в чувствительном состоянии, то есть, в том состоянии, когда мы замечаем происходящее. Можно назвать это полубодрствующим состоянием. Хотя люди обычно этого и не понимают, абсолютно невозможно быть в полноценном бодрствующем состоянии без сознательной энергии, Е4.
Можно сказать, что на протяжении практически всей жизни обычного человека, его психические функции работают исключительно на автоматической энергии, Е6. Очень редко, в результате непроизвольных потрясений, поступает некоторое количество Е5, и тогда тот или иной центр наполовину пробуждается. Чрезвычайно редко, иногда два или три раза за всю жизнь, количества энергии Е4 бывает достаточно для получения опыта сознательной работы центров. В то же время, у человека есть возможность увеличить поступление Е5 и Е4 в достаточной степени, чтобы при необходимости обеспечивать высокий уровень работы своих центров.
Что же следует понимать под высоким уровнем работы центров? Я уже сказал несколько слов по поводу чувствительности и того, что я называю полубодрствующим состоянием. В этом состоянии человек видит возможность другой жизни. Если в полубодрствующем состоянии находится только один из центров, то есть, если высшая энергия поступает только в один из центров, мыслительный или двигательный, то человек практически не способен воспользоваться открывшейся перед ним возможностью. Когда человек приходит в полубодрствующее состояние, ему может казаться, что он делает нечто преднамеренное, хотя это будет всего лишь результатом чего-то уже имевшего место в прошлом. Это нельзя считать свободным использованием возможности, полученной в данный момент. Очень трудно понять и согласиться с этим. Другими словами, даже когда мы приходим в полубодрствующее состояние, обусловленное чувствительной психической энергией, мы просто начинаем реагировать несколько иначе. Наши реакции предопределяются какими-либо уже имевшимися намереньями или уже принятыми решениями, или какой-либо принятой нами точкой зрения, вместо того, чтобы быть полностью независимыми. Это не свобода.
Без сознательности, у наших центров не может быть свободной силы. Мы не можем думать, о чем хотим думать, чувствовать то, что хотим чувствовать или управлять своим телом по собственному желанию, иначе как при помощи четвертой, высшей энергии жизни, Е4.
Вы наверняка помните, что, рассказывая на прошлой лекции о трансформациях энергий, я подчеркнул, что для преднамеренной трансформации Е5 в Е4 необходимо заплатить высокую цену. В то же время, поскольку мы не понимаем своей неспособности делать что-либо по-настоящему самостоятельно в отсутствие сознательной энергии, то и не видим особой необходимости идти на эту жертву, или платить высокую цену за эту энергию.
Одно из важных отличий полноценного бодрствования центров в присутствии Е4 от полубодрствующего состояния, в случае Е5, заключается в том, что сознательная энергия объединяет все центры. Е5 пробуждает только один из центров, то есть чувствительным становится только один центр, тогда как остальные центры продолжают спать, если только некоторое количество Е5 не проникает и в них независимым образом. Когда же появляется Е4, сознательная энергия, все центры пробуждаются вместе. Под действием Е4 человек одновременно и думает, и чувствует, и ощущает собственное тело, как единый момент опыта.
К сожалению, наш организм как машина не готов выдерживать такую интенсивность опыта, которая соответствует Е4, и поэтому нормальное гармоничное развитие человека предусматривает последовательное полупробуждение каждого из центров. Эта стадия развития длится, пока поступление Е5 в центры ни становится достаточным для частого пребывания всех центров в полубодрствующем состоянии. Думаю, для вас теперь должно быть очевидно, что значительная часть нашей работы над движениями, упражнениями, концентрацией внимания и т.п. связана с подготовкой наших функций к переходу на такую интенсивность Е4, возможность получения которой является одной из наших важнейших задач.
Творческая энергия
В результате комбинации чувствительной и сознательной энергии, возникают различные привычные нам состояния сознательности. Их можно назвать "Содержимым Разума". В то же время, автоматическая энергия находится ниже границы нашей осведомленности, и сфера ее действия может быть названа бессознательной, или, вернее, подсознательной. Юнг также упоминает о "сверхсознательности", посредством которой человек связан с универсальными формами. Под сверхсознательностью следует понимать ничто иное, как творческую энергию. Природа ее действия необъяснима, причем, даже не столько в силу того, что она находится вне сферы сознания, а, прежде всего, потому, что она не подвержена ограничениям времени и пространства в нашем понимании этих факторов. Действие творческой энергии в нас мы называем удачей, случайностью, вдохновением, или, согласно Гурджиеву, работой Высшего Интеллектуального Центра. Гурджиев использовал следующую диаграмму:
ТАБЛИЦА 10
СЕМЬ ЦЕНТРОВ ПО ГУРДЖИЕВУ
Ментальный | Высший Интеллектуальный | ||
Эмоциональный | Высший Эмоциональный | ||
Инстинктивный | Сексуальный | Двигательный |
Кроме того, я счел полезным изобразить работу четырех энергий в виде крестообразной тетрады (см. Рис. 8).
РИС. 8
ЧЕТЫРЕ ЭНЕРГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Горизонтальная линия отображает сознательную жизнь "ума". На вертикальной линии представлены три уровня функционирования. Наклонные линии показывают, как четыре энергии, комбинируясь, порождают все многообразие проявлений человеческого опыта. Я еще вернусь к этому вопросу на следующей лекции.
Интеграция функций
Значительная часть нашей работы сводится к принуждению центров использовать ту или иную разновидность энергии для получения нужных нам результатов. Такая подготовка центров и установление связей, за счет которых в центры могут поступать различные энергии, отличаются от трансформации энергии в результате воздействия одной энергии на другую, о чем шла речь ранее. Оба этих направления весьма важны, но бессмысленно интенсифицировать трансформацию энергий с образованием Е5 и Е4, то есть, чувствительной и сознательной энергий, в количествах, превышающих пропускные возможности центров. В связи с этим, очень важно как можно чаще приводить наши центры в полубодрствующее, или чувствительное состояние, осуществляя, таким образом, настоящую подготовку к полноценному бодрствующему состоянию, порождаемому высвобождением сознательной энергии. Однако следует избегать и другой крайности. Бессмысленно просто тренировать центры, если у нас нет оснований рассчитывать на поступление в эти центры высших энергий. Методики, единственная задача которых заключатся в тренировке функций, не могут принести больших результатов, если центры работают исключительно на автоматической энергии и том небольшом количестве чувствительной энергии, которая вырабатывается в обычной повседневной жизни. Говоря психологическим языком, нет смысла тратить колоссальные усилия на улучшение работы центров, если параллельно не ведется работа над самовоспоминанием, в результате которого образуется дополнительное количество энергии Е5. Кроме того, если мы одновременно не ведем борьбу с собственным эгоизмом, что является условием высвобождения энергии Е4, наши функции будут оставаться несознательными.
Обсуждение энергий самого высокого уровня выходит за рамки нашей сегодняшней лекции. Скажу пока лишь, что их нельзя рассматривать в качестве "топлива", и мы не можем "использовать" их. Наоборот, они используют нас, и именно мы являемся их "топливом", или "пищей". В то же время, можно быть использованным по-разному, и понимание этих различий служит ключом к пониманию всего остального. Я посвящу последнюю лекцию исключительно этому вопросу.
Вопросы
В. Можно ли должным образом подготовить двигательный центр к действию сознательной энергии, не упражняясь в движениях? Или в этом случае действуют другие правила?
Дж.Г.Б. Подготовка двигательного центра, как и всех остальных центров, заключается в приведении его в то состояние, которое я назвал полубодрствующим. Это делается за счет вовлечения чувствительной энергии в работу двигательного центра. Для этого не обязательно использовать особые упражнения. Например, можно наполнить чувствительной энергией наши обычные повседневные движения, такие как ходьба или речь. Прислушиваясь и воспринимая звуковые вибрации во время разговора, мы наполняем инстинктивный центр чувствительной энергией. Если при ходьбе нам удается быть чувствительными к собственным шагам, это означает, что наш двигательный центр сенсибилизируется. Специальные упражнения просто облегчают этот процесс, но можно обойтись и без них. Кроме того, можно привести двигательный центр в полубодрствующее состояние, пытаясь чувствовать свои позы и жесты.
В. Каким образом с этим связана нервная система?
Дж.Г.Б. Она связана с регулирующим механизмом, который занимает центральное место на диаграмме животной жизни. Это работа Е8.
В. Как можно наполнить чувствительностью центры чувств и мышления?
Дж.Г.Б. Разницу между автоматическим и чувствительным мышлением можно охарактеризовать следующим образом. В случае автоматического мышления, мы не отслеживаем смысл наших мыслей. Например, если мы разговариваем, и то, что мы говорим, основывается на автоматическом мышлении, то смысл, который мы вкладываем в собственные слова, не имеет для нас значения. Мы просто разговариваем. Это реагирование. Только когда, во время разговора, вы начинаете спрашивать себя: "А что я имею в виду, говоря это?", вы понимаете, что необходимо быть более чувствительным. Возможно, вы обнаружите, что у вас недостаточно внимания, чтобы во время разговора быть чувствительными к смыслу произносимых слов, или в процессе мышления - к смыслу собственных мыслей. Тем не менее, уже начав практиковаться в этом, пытаясь произносить слова и одновременно быть чувствительным к их смыслу, вы, тем самым, начинаете работать со второй частью мыслительного центра.
Привлечение чувствительной энергии к работе центра чувств происходит совершенно иначе. Мыслительный центр, в принципе, способен направлять чувствительную энергию в центр чувств, но это возможно только при наличии некоторого количества сознательной энергии в мыслительном центре. В этом случае, мыслительный центр получает власть над чувствами. Тогда, он может управлять чувствами по собственному усмотрению. Иначе чувствительную энергию можно вовлечь в работу центра чувств только косвенным образом, благодаря совместному действию мыслительного и двигательного центров. И, действительно, можно обнаружить, что, упорно работая над двумя центрами, в особенности, над головой и телом, мы, в результате, делаем чувствительным свой центр чувств. Это опосредованный путь. Прямой путь возможен только при поступлении сознательной энергии в мыслительный центр.
В. Как с этим связано внимание?
Дж.Г.Б. Внимание не является энергией. Это свойство воли. Мы сейчас не обсуждаем волю и различные ее свойства. Тем не менее, безусловно, одна из наших серьезных проблем заключается в том, что помимо недостатка энергии, у нас практически нет воли, что гораздо печальнее. Внимание, в свою очередь, представляет собой простейшее и, возможно, наиболее примитивное свойство воли. Однако мы все хорошо знаем, насколько нам не хватает этого свойства.
В. На первой лекции вы пообещали сказать несколько слов о времени и длительности энергий. Между проблеском сознательности и чувствительным состоянием есть колоссальная разница. Как можно продлить это состояние пробуждающейся сознательности?
Дж.Г.Б. Существует собственное субъективное время. То есть, у каждого из нас есть свое время. Это время целиком и полностью зависит от качества нашего опыта, и никак не связано с часами и вращением земли вокруг своей оси. Вы наверняка помните, что во Все и Вся, по поводу этих несчастных существ, людей, живущих на земле, было сказано, что продолжительность их существования постоянно уменьшается. Значение этой фразы понять не сложно: Гурджиев говорит о снижении качества нашего опыта. В связи с этим, количество времени, которым может располагать человек, все уменьшается и уменьшается. Некоторые люди могут за несколько часов прожить больше, чем другие люди проживают за целый век. Если центр наполнен чувствительной энергией, то за минуту совершается больше, чем за двадцать четыре часа работы автоматической энергии. Секунда использования сознательной энергии дает гораздо больше, чем часы работы чувствительной энергии. В то же время, творческая энергия не подвластна привычным для нас законам времени и пространства.
Следовательно, нельзя говорить о продолжительности исключительно на основе циферблата. На первой лекции кто-то спросил меня о связи высших энергий со временем. Три высшие энергии не подчиняются законам времени. В каждый момент эти высшие энергии содержат целую жизнь опыта, а может быть даже и тысячи жизней. Вступая в контакт с этими высшими энергиями, человек, тем самым, освобождает себя от времени, в обычном понимании этого слова.
В. Другими словами, эта разновидность опыта не может быть потеряна.
Дж.Г.Б. Да, этот опыт никогда не теряется. Это так.
В. Я хотел бы узнать, к какой категории следует относить энергию, которая вдохновляла таких людей, как Шекспир, Моцарт, Бетховен - тех гениев, произведения которых бессмертны, и лежат вне сферы обычного опыта. Это сознательность, или нечто более высокое? Я не знаю, куда ее отнести. Я понимаю, что это исключительная сила, но, в то же время, она присуща человеку.
Дж.Г.Б. Время от времени, творческая энергия входит в жизнь некоторых людей. Однако следует понимать, что лишь очень небольшую часть произведений всех этих гениев можно отнести к действительно высокому уровню. Много ли Бетховен сочинил музыки, которую нельзя было бы отнести на счет сознательной или чувствительной энергии? Не так уж много. В пьесах Шекспира вообще очень мало элементов подлинного творчества. Творческая энергия не может действовать постоянно. В остальное время приходится полагаться на технику. В случае же подлинного творчества, оно исходит из-за пределов сознательности, то есть, от Творческой Энергии Е3.
В. Правильно ли я понял, что наши эмоции меняются в результате возникновения механически предопределенной ситуации? Правильно ли я понял, что только сознательность в мыслительном центре может менять наши эмоции в данный конкретный момент, и, если нам кажется, что мы меняем собственные эмоции непосредственно сейчас, то это свидетельствует о принятом ранее решении изменить собственное эмоциональное состояние. Все происходит именно так?
Дж.Г.Б. Безусловно, наши эмоции в значительной степени зависят от комплекса автоматических реакций. Большинство людей практически не способно вести чувствительную эмоциональную жизнь. Так получается, что эмоциональная сфера жизни человека наименее чувствительна из всех. В то же время, мы сами автоматизируем многие свои реакции. Например, не так уж сложно ограничивать свои автоматические эмоции и реакции, и, в частности, не впадать в ярость, если что-то нас раздражает. Так называемый "контроль над собой" является просто автоматической регуляцией, осуществляемой постоянно. И все же, люди называют это "контролированием себя". Если же вы по-настоящему приметесь за изучение собственной эмоциональной жизни, и, особенно, если с этой целью объединится некоторое число людей, вы вскоре удивитесь, обнаружив, до какой степени все мы эмоционально не чувствительны. И еще поразительнее то, что люди пребывают в глубочайшем заблуждении по этому поводу.
В. Каким образом можно укрепить чувствительное состояние? Похоже, что наступает момент, когда это становится возможным. Как я могу сделать себя более чувствительным? Связано ли это с расслаблением? Иногда, мне кажется, что я могу двигаться дальше и даже добраться до сознательности.
Дж.Г.Б. Прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что основную часть времени наши функции работают в автоматическом режиме. Это трудно понять, поскольку мы путаем автоматические инстинктивные реакции, эмоциональные реакции и ментальные реакции с подлинной чувствительностью. Можно проиллюстрировать это примером: чувствительная энергия способна различать в каждом стимуле утверждающие и отрицающие компоненты. Автоматическая энергия не обладает таким свойством: она реагирует, либо на плюс, либо на минус, либо удовольствием, либо болью, либо да, либо нет. В то же время, чувствительная энергия воспринимает и то, и другое. Один из способов повышения собственной чувствительности заключается в том, чтобы, воспринимая положительное, пытаться также чувствовать и отрицательное. Другими словами, если нам что-то не нравится, то нужно попытаться определить, чему же в нас это нравится. Если есть чувствительная энергия, всегда можно найти в себе что-то, чему это одновременно и нравится и не нравится. Например, если вы говорите решительное "да" в ответ на какую-то мысль, то это свидетельствует о действии автоматической энергии, поскольку это вполне укладывается в схему автоматической работы мыслительного центра. Когда же мой мыслительный центр становится чувствительным, говоря "да", я также говорю и "нет". Такая комбинация "да" и "нет", является признаком полубодрствующего состояния, и появляется возможность подняться еще выше, то есть, освободиться и от "да", и от "нет". Однако, это возможно только при участии сознательной энергии Е4.
Когда человек понимает природу автоматических функций, ему уже не трудно разобраться и с отделением сознательности от чувствительности. Это, как раз, и является основой самонаблюдения, и его отличием от размышлений о себе. В терминологии Гурджиева, это первый сознательный шок. В нем, на самом деле, и заключается секрет повышения чувствительности.
В. Я не вполне разобрался с полубодрствованием и полноценным бодрствованием. Если мы используем сознательную энергию, будет ли при этом часть нашего существа оставаться в бессознательном состоянии?
Дж.Г.Б. Да, безусловно, значительная часть нашей природы постоянно работает вне осознаваемой нами сферы опыта. Не следует забывать о непрерывно действующих жизненной и конструктивной энергиях. Кроме того, на уровне автоматизма, поддерживается постоянная активность нервной системы, включая активность коры.
В. В чем разница между активностью и полубодрствующим состоянием?
Дж.Г.Б. В полубодрствующем состоянии вы чувствуете себя бодрствующими. Когда же вы действительно бодрствуете, вы понимаете, что значит спать. Основная разница заключается в том, что при наличии сознательной энергии мы осознаем все в целом. Диаграмма на Рис. 8 показывает, что при добавлении сознательной энергии центр видит все наши функции в перспективе; в этом состоянии, перед нами раскрывается природа полубодрствования, когда у каждого центра может быть свая, характерная только для него разновидность опыта. Вместе с тем, в состоянии бодрствования мы также осознаем и собственную автоматическую часть, поскольку ее работа никогда не останавливается.