Предисловие редактора

Более ста лет тому назад Святитель Феофан Затворник справедливо указывал, что состояние современной ему науки не позволяет говорить: "наука требует", но что можно лишь утверждать, что "тот-то и тот-то так на это смотрит". В своих записях о несостоятельности науки, датируемых 1869 годом, он пишет: "Если бы науки действительно взошли до своих начал, то приговор их был бы ценен; тогда это было бы то же, что голос Божий, ибо, так как всякая наука обнимает какую-либо часть сущего, а часть сущего есть творение Божие и в законах своих являет определение воли Божией, то наука, взошедши до своих начал и до определения законов, действующих в известном круге бытия, указывала бы нам точные определения воли Божией, повиноваться которым есть неотложный закон для всякой разумной твари. Тогда каждая наука была бы как бы одною из книг Священного Писания, содержащею Божественное Откровение, а все науки в своей совокупности – Библией, Откровением Божиим в естестве вещей; тогда было бы у нас две Библии, одна писанная, а другая не писанная, но содержащаяся в бытии вещей. По идее-то оно действительно так, что наука могла бы требовать послушания и покорности, но на деле, как оно есть теперь, она того не стоит. Будет ли когда-нибудь стоить – неизвестно, но теперь ссылаться на нее – дело неправое".

Сегодня, после написания Дж. Г. Беннеттом "Драматической Вселенной" и "Духовной Психологии", мы можем смело говорить, что теперь, наконец, такая наука есть. Да, к сожалению, пока она не является всеобщим достоянием или, хотя бы, достоянием передовой части, так называемой, западной науки, ибо Беннетт – гениальный мыслитель и мистик – надолго опередил свое время. Мы писали уже об этом во вступлении к его книге "Свидетель", но сейчас, после знакомства уже с четвертой ее работой, вы сами сможете оценить сказанное.

Если четыре тома "Драматической Вселенной" – это, действительно, всеобъемлющая наука, дошедшая до осознания своих Истинных Начал и, обретшая их, то "Духовная Психология", – это часть этой науки, посвященная Человеку и его тотальной природе. Сознательно написанная языком, принятом научной мыслью XX века, она ясно и корректно описывает сложную структуру материальной и духовной природ человека и, так безнадежно, запутанных в религиозной и мистической литературе фундаментальных понятий тела, души и духа. Вместе с "Драматической Вселенной" она не только показывает, как, в принципе, может быть решена наиважнейшая задача согласования науки и религии, но и делает этот синтез практически возможным для отдельного человека. Вот почему, с полным на то основанием, Беннетт пишет, что его духовная психология является психологией совершенствования или духовной трансформации человека, подразумевающей провиденциальное решение личных, социальных и космических проблем. Это в корне отличает ее от "научной" психологии, игнорирующей духовную сторону человеческой природы и являющейся, как следствие, всего лишь мирской психологией, или психологией приспособления.

Редактор перевода
А.Л. Долгопольский

Москва 11 января 2000 г.

 

 

Предисловие

Уникальное свойство человека состоит в его стремлении обнаружить подлинную Реальность, стоящую за нашим бренным миром постоянных изменений. Это свойство я называю "духовностью". Дух человека представляет собой его волю. Об этом учил Фома Аквинский, и именно здесь следует искать ключ к пониманию нашей человеческой природы. Душа, в свою очередь, является артефактом, она – результат нашего жизненного опыта. При этом, душа может быть как временной, так и бессмертной, в зависимости от того, властвует ли над ней наш дух, то есть наша воля, или нет. Люди, которые отрицают наличие воли у человека, также отрицают и дух. В то же время, тот, кто принимает существование воли, принимает и существование духа, осознает он это или нет.

Поскольку воля инициирует действие, Духовная Психология должна быть практической психологией. Можно даже сказать, что она должна быть психологией "сделай-это-сам", то есть побуждать человека искать и жить собственной волей, а не ждать, что кто-нибудь возьмет на себя его работу. Именно в этом заключается отличие Духовной Психологии от клинической.

У настоящего произведения, в связи с этим, есть определенная практическая цель. Надеюсь, что книга поможет многим людям научиться "работать над собой", что необходимо для поиска подлинной Реальности. В настоящее время, существует школа в Шерборн Хаус, недалеко от Челтенгема (Англия), где мы используем техники, разработанные в Кумб Спрингс. Наши методики, по большей части, заимствованы у Гурджиева, но мы дополнили их элементами, взятыми из других источников, и проверяли в течение долгих лет. Следует отметить, что успешное применение этих методик оказалось возможным не только под руководством преподавателей Шерборна, но и в условиях самостоятельной работы. Для того чтобы читатель мог извлечь максимум пользы из настоящей книги, я приведу здесь рекомендации, которые обычно даю людям, начинающим работать с этой системой.

Чаще всего, я использую следующую схему работы: утром мы обсуждаем программу действий, которая позволила бы нам убедиться на собственном опыте в верности той или иной части нашей психологической системы, а вечером подытоживаем наши наблюдения и обсуждаем их. Конечно, будь у нас больше времени, мы бы действовали несколько иначе.

Я советую вам читать каждую главу отдельно. Внимательно прочитайте первую утреннюю беседу и закройте книгу. После этого, в течение недели проверяйте прочитанное, а затем прочтите вечернее обсуждение и сравните его с собственным опытом. Далее, продолжайте эксперимент в течение еще одной недели, чтобы постараться получить от этого как можно больше. Таким образом, вы сможете проверить предложенные идеи, как теоретически, так и на практике.

По прошествии двух недель, переходите к следующей главе, и так до конца книги. Вы увидите, что практические упражнения дадут вам невыразимое ощущение глубины вашей собственной природы, о которой вы раньше не могли и подозревать.

Если у вас возникнут вопросы или предложения по поводу этой программы, посылайте их на адрес нашей школы. Мы всегда рады сотрудничеству.

Hosted by uCoz