ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Маргарет Андерсон (1886 -1973)

 "Она напоминает Айседору Дункан, Лисистрату и Сафо, собрав ных в одно взрывное целое". Эдна Льюи

"Истеричная, искренняя и про стая". Гертруда Стайн

Из всех учеников Гурджиева самой необычной была группа волевых, тонко образованных женщин, в основном писатель ниц (а так же лесбиянок); сами они называли свою группу "Связка" (the Rope), подразумевая, что нити, связывающие их друг с другом и с учением, никогда не ослабнут. В эту группу входили:

Маргарет Андерсон, родившаяся в Индианаполисе 24 ноября 1886 года. Весной 1908 года она переехала в Чикаго продолжать карьеру пианистки.

Она начала писать книжные рецензии в чикагские газеты и журналы, затем решила основать собственный журнал, и в марте 1914 вышел первый номер "Литтл Ревью". (Как напишут потом, "ни один из американских журналов того времени не сделал так много для литературы, как "Литтл Ревью"). В нем были опубликованы работы чикагских поэтов, наряду со статьями о Ницше, феминизме и психоанализе. В дальнейшем журнал постоянно подтверждал свою преданность литературным экспериментам.

В 1916 году к Андерсон присоединилась художница Джейн Хип, ставшая со-редактором "Литтл Ревью". Если Андерсон играла великосветскую даму (и играла с большим успехом, привлекая в журнал талантливых писателей и богатых спонсоров), то Джейн была ее полной противоположностью — скромной, но авторитетной, как пишет Хью Форд, "зачаровывающим оратором, четко выражающим творческие идеи, рождающиеся на лету. С тем, что высказывала Джейн, всегда можно было поспорить. Ее идеи провоцировали и предлагали возможность выбора: поспорить, согласиться или посопротивляться — идеальные условия для разума и темперамента Маргарет".

В 1935 году Гурджиев направил Джейн Хип в Англию, где она обучала Методу вплоть до самой смерти в 1964 году.

Солита Солано, писательница, редактор, долгое время была секретарем Гурджиева и лучше кого-либо из группы была знакома с тонкостями его учения. И Андерсон, и Халми весьма полагались на ее советы (и выдающиеся редакторские способности) при написании своих книг о Гурджиеве. Ее личные заметки о заседаниях с Гурджиевым — кладезь информации о его методе и его личности. После его смерти она стала ключевой фигурой "Связки", поддерживая обширную переписку с другими членами группы.

Жоржетта Леблан, выдающаяся певица, актриса, 23 года бывшая спутницей Мориса Метерлинка. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в различных пьесах драматурга. Она была также признанной писательницей; ее прозу и поэзию отличает зыбкий баланс между подлинным чувством и сентиментальностью.

Дороти Карузо, вдова Энрико Карузо (умершего в 1923 году), стала компаньонкой Андерсон после смерти Жоржетты Леблан от рака в 1941 году. После смерти Гурджиева они переехали в США. Дороти умерла в 1955 году, а мисс Андерсон вернулась в южную Францию, в Ле Каннэ, где и жила до самой смерти, занимаясь литературой и музыкой.

Кэтрин Халми, автор нескольких известных книг, женщина безграничной энергии (во время второй мировой войны она работала сварщицей на судостроительном заводе), была также ; проницательным и восприимчивым наблюдателем. Гурджиев постоянно подшучивал над ее сентиментальностью и склонностью к витиеватой прозе; это был бесконечный процесс, которым оба чрезвычайно наслаждались.

|НАЗАД| |НАЧАЛО| |ДАЛЬШЕ|

Домой

В  библиотеку