Морис Николл |
||
Так же можно почитать: Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского том 1
|
"Мне очень жаль, что приходится говорить об этом, но это необходимо. Насколько я знаю, мы можем вновь обнаружить себя в совершенно иных обстоятельствах, которые вновь потребуют правильного понимания, а затем ещё вновь и вновь. Люди должны понимать, что они находятся на Четвёртом Пути и что они всегда должны уметь быть "всем для всех" и развивать до разумного уровня каждую сторону самих себя в отношениях с обществом и со всеми формами внешней жизни; иначе они не понимают идеи Четвёртого Пути, который проходит прямо в гуще жизни, среди всего, что происходит, приспосабливаясь, но при этом всегда сохраняя свою внутреннюю суть. Четвёртый Путь является и всегда должен быть самым "гибким" из всех, но он требует и самого гибкого внутреннего понимания, и если человек не способен быть гибким, сохраняя при этом в себе чувство работы, то он представляет собой довольно трудный случай в связи с этим направлением работы. Любое изменение обстоятельств даёт очень полезную возможность чему-то научиться. Когда я буду окружён достаточным количеством людей, которым я могу доверять, в том смысле, что они смогут относиться нормально к любому человеку, с кем они встречаются и к каждой ситуации в жизни, то я буду чувствовать, что могу расширить работу в той степени, в какой я хочу расширить её в конечном счёте. И здесь я напомню вам об одном значении "механичности" в работе. Если вы не можете вступать в отношения с той или иной стороной в жизни, вы должны сделать это одной из ваших целей. Нет ни одной вещи в жизни, о которой человек на Четвёртом Пути не должен быть хорошо осведомлён, или способен поддерживать отношения с ней." "... Я должен добавить, что центр тяжести этого разговора к вам лежит в значении того, что носит название Четвёртого Пути. Мы не факиры, держащие руку вытянутой год за годом; мы не монахи, живущие в монастырях; мы не йоги, идущие в уединённые школы и сидящие и медитирующие в пещерах Гималаев. Мы принадлежим к тому, что называется Четвёртым Путём, который проходит прямо в жизни. Поэтому мы должны работать посреди жизни, окружённые всеми неудачами жизни, и в конце концов жизнь становится нашим учителем, то есть мы должны практиковать неотождествление посреди всего случающегося в жизни; мы должны практиковать самовоспоминание посреди всех наших дел; и мы должны замечать и отделять самих себя от наших негативных эмоций посреди всех обид и болей повседневной жизни. И поэтому сказано, что человек, идущий по Четвёртому Пути, должен стать человеком № 4, то есть человеком, который развил свои центры. Это означает человека, который может быть всем для всех людей, и это означает человека, который развил все стороны самого себя так, что он может разумно отнестись к любой ситуации, любому классу и типу людей, к любой точке зрения, к любой теории, к любой практической, или теоретической, или философской вещи до определённого уровня. С одной точки зрения он человек мира. Говорить так - не совсем верно, но, возможно, это наиболее точно выражает идею о том, что такое человек № 4. На самом деле он не человек мира. Человек № 4 означает нечто более глубокое, чем это, но, конечно, он включает в себя это - то есть что человек способен встречать все события и ситуации в жизни разумным образом и не является дураком в жизни и людях. Есть множество вещей, которым надо научиться из обычной жизни и которым каждому нужно научиться, и в связи с идеей человека № 4 все эти вещи становятся интересными. Этот человек механически ненавидит эту сторону жизни или тот человек механически ненавидит ту сторону жизни. В действительности каждому человеку нужно достичь своего полного развития в жизни, соединённого с работой по достижению стадии человека № 4, потому что никто не может стать человеком № 4, если он не имеет в себе света работы, и в то же время ни один человек не может стать человеком № 4, если он не ставит себя в отношение со всеми сторонами жизни. Спросите самих себя, каждый из вас, в каких сторонах жизни вы неразвиты, - я здесь имею в виду просто обычную внешнюю жизнь. Способны ли вы неожиданно принять на себя командование армией? Смогли бы вы содержать гостиницу? Смогли бы с пользой поговорить с премьер-министром? Могли бы вы поставить пьесу, или управлять кораблём, или устроить важный танцевальный вечер и сохранять при этом полное спокойствие и всё время знать, что делать? Могли бы вы написать хорошую критическую статью о книге? Можете ли вы поддерживать беседу с обычными образованными людьми? Хотя всё это неважно и никто не должен принимать этого буквально, необходимо представлять себе, что значит человек № 4, потому что он не означает именно того, что я перечислил. Это означает развитие в себе совершенно замечательной всесторонности, так что, хотя вы никогда не говорили с премьер- министром, когда приходит момент, вы способны делать это из вашего внутреннего развития и внутренней силы. Четвёртый Путь лежит в жизни и люди должны быть достаточно сильными, чтобы поддерживать его своей волей и своим пониманием, потому что он не имеет ни храмов, ни церквей, ни ритуалов, а только правила. Итак, поэтому, пожалуйста, поймите, что если внешние условия Четвёртого Пути изменились для вас и даже меняются вновь и вновь, вы должны стараться всегда сохранять равновесие и принимать новые условия как работу.
|
|