Морис Николл

Глава «О Четвёртом Пути и Человеке № 4»
из книги  «Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского»

Домой

В  библиотеку  

Так же можно почитать:

Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского том 1


Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского том 3  

             "Мне очень жаль, что приходится говорить об этом, но это  необходимо. Насколько я знаю, мы можем вновь обнаружить себя в  совершенно иных обстоятельствах, которые вновь потребуют правильного  понимания, а затем ещё вновь и вновь. Люди должны понимать, что они  находятся на Четвёртом Пути и что они всегда должны уметь быть "всем  для всех" и развивать до разумного уровня каждую сторону самих себя в  отношениях с обществом и со всеми формами внешней жизни; иначе они  не понимают идеи Четвёртого Пути, который проходит прямо в гуще жизни,  среди всего, что происходит, приспосабливаясь, но при этом всегда  сохраняя свою внутреннюю суть. Четвёртый Путь является и всегда должен  быть самым "гибким" из всех, но он требует и самого гибкого внутреннего  понимания, и если человек не способен быть гибким, сохраняя при этом в  себе чувство работы, то он представляет собой довольно трудный случай в  связи с этим направлением работы. Любое изменение обстоятельств даёт  очень полезную возможность чему-то научиться. Когда я буду окружён  достаточным количеством людей, которым я могу доверять, в том смысле,  что они смогут относиться нормально к любому человеку, с кем они  встречаются и к каждой ситуации в жизни, то я буду чувствовать, что могу  расширить работу в той степени, в какой я хочу расширить её в конечном  счёте.  И здесь я напомню вам об одном значении "механичности" в работе.  Если вы не можете вступать в отношения с той или иной стороной в жизни,  вы должны сделать это одной из ваших целей. Нет ни одной вещи в жизни,  о которой человек на Четвёртом Пути не должен быть хорошо осведомлён,  или способен поддерживать отношения с ней." 

            "... Я должен добавить, что центр тяжести этого разговора к вам  лежит в значении того, что носит название Четвёртого Пути. Мы не факиры,  держащие руку вытянутой год за годом; мы не монахи, живущие в  монастырях; мы не йоги, идущие в уединённые школы и сидящие и  медитирующие в пещерах Гималаев. Мы принадлежим к тому, что  называется Четвёртым Путём, который проходит прямо в жизни. Поэтому  мы должны работать посреди жизни, окружённые всеми неудачами жизни, и  в конце концов жизнь становится нашим учителем, то есть мы должны  практиковать неотождествление посреди всего случающегося в жизни; мы  должны практиковать самовоспоминание посреди всех наших дел; и мы  должны замечать и отделять  самих себя от наших негативных эмоций  посреди всех обид и болей повседневной жизни. 

            И поэтому сказано, что человек, идущий по Четвёртому Пути, должен  стать человеком № 4, то есть человеком, который развил свои центры. Это  означает человека, который может быть всем для всех людей, и это  означает человека, который развил все стороны самого себя так, что он  может разумно отнестись к любой ситуации, любому классу и типу людей, к  любой точке зрения, к любой теории, к любой практической, или теоретической, или философской вещи до определённого уровня.      С одной точки зрения он человек мира. Говорить так - не совсем  верно, но, возможно, это наиболее точно выражает идею о том, что такое  человек № 4. На самом деле он не человек мира. Человек № 4 означает  нечто более глубокое, чем это, но, конечно, он включает в себя это - то  есть что человек способен встречать все события и ситуации в жизни  разумным образом и не является дураком в жизни и людях.

             Есть множество вещей, которым надо научиться из обычной жизни и  которым каждому нужно научиться, и в связи с идеей человека № 4 все эти  вещи становятся интересными. Этот человек механически ненавидит эту  сторону жизни или тот человек механически ненавидит ту сторону жизни. В  действительности каждому человеку нужно достичь своего полного  развития в жизни, соединённого с работой по достижению стадии человека  № 4, потому что никто не может стать человеком № 4, если он не имеет в  себе света работы, и в то же время ни один человек не может стать  человеком № 4, если он не ставит себя в отношение со всеми сторонами  жизни. 

            Спросите самих себя, каждый из вас, в каких сторонах жизни вы  неразвиты, - я здесь имею в виду просто обычную внешнюю жизнь.  Способны ли вы неожиданно принять на себя командование армией?  Смогли бы вы содержать гостиницу? Смогли бы с пользой поговорить с  премьер-министром? Могли бы вы поставить пьесу, или управлять  кораблём, или устроить важный танцевальный вечер и сохранять при этом  полное спокойствие и всё время знать, что делать? Могли бы вы написать  хорошую критическую статью о книге? Можете ли вы поддерживать беседу  с обычными образованными людьми? Хотя всё это неважно и никто не  должен принимать этого буквально, необходимо представлять себе, что  значит человек № 4, потому что он не означает именно того, что я  перечислил. Это означает развитие в себе совершенно замечательной  всесторонности, так что, хотя вы никогда не говорили с премьер- министром, когда приходит момент, вы способны делать это из вашего  внутреннего развития и внутренней силы.

             Четвёртый Путь лежит в жизни и люди должны быть достаточно  сильными, чтобы поддерживать его своей волей и своим пониманием,  потому что он не имеет ни храмов, ни церквей, ни ритуалов, а только  правила. Итак, поэтому, пожалуйста, поймите, что если внешние условия  Четвёртого Пути изменились для вас и даже меняются вновь и вновь, вы  должны стараться всегда сохранять равновесие и принимать новые  условия как работу.