19 ЦИКЛ ПОЛА

 

 

I    МОДА: МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ФАЗА УРАНА

Изучение длительного цикла, влияющего на половую функцию, осо­бенно интересно, так как позволяет лучше понять общую модель работы всех циклов. Совершенно очевидно, что пол постоянно присутствует в человеке как господствующий принцип и во всех странах и во все эпохи является главной движущей силой большей части его занятий и стремле­ний.

Тем не менее пол принимает самые разные формы, облекается в са­мые разные стили. Он то становится откровенным и бесстыдным, то скры­вается и маскируется. Эти фазы чередуются, и с каждым новым периодом, который длится половину полного цикла Урана, равного 84 годам, можно наблюдать вечный спектакль чопорных дедушек и бабушек, поражаю­щихся развязности молодежи, или скромных девиц, краснеющих от не­пристойностей стариков. Так было всегда, и так всегда будет.

Отношение эпохи к полу очень ясно выражается в литературе, поэ­зии, изобразительном искусстве, но более всего в одежде. Можно привести многочисленные примеры отношения к женщине, за сорок лет с неболь­шим меняющегося на прямо противоположное. Именно этот промежуток отделяет эфирно-прозрачных женщин Пинтуриккьо, почти невидимых за ниспадающими волнами вельвета и парчи, от неразборчивой чувственности "Венеры, Купидона, Глупости и Времени" Бронзино и модной наготы школы Фонтенбло. Еще через сорок лет царят строгие ангелы и девы Эль Греко, а следующие сорок лет приводят нас к рубенсовской чувственной обнаженности.

Примеры относятся к сексуальности женщины; но это лишь половина общей картины. Интересно отметить, что в промежуточные периоды, ког­да женщин изображают бледными, скромными, прикрытыми пышными складками одежд нейтральных оттенков, мужчины облекаются в самые жизнерадостные цвета и фантастические одежды или, по крайней мере, позируют перед художником в самых энергичных и преувеличенно муже­ственных позах.

Одновременно с анемичными женщинами Пинтуриккьо нижняя поло-вина мужского наряда обретает почти комическую сексуальность. В эпоху одетых во власяницу ангелов Эль Греко аристократы елизаветинской Ан­глии носили золотое, рубиновое и сапфирово-голубое, подчеркивая все это кружевами, разрезами, вышивкой на рукавах и искусными ювелирными украшениями. Коронация Георга IV в 1821 году, лишь на два года от­ставшая от мужского пика, была отмечена такой великолепной и фанта­стической сменой костюмов, что навсегда установила ритуальное облаче­ние английского двора. Периоды, когда женщины раздеваются, чередуются с периодами, когда мужчины одеваются, ибо именно такова основная тен­денция сексуального проявления двух полов.

Вот почему следует рассматривать 84-летний цикл Урана как чередо­вание не столько открытой и скрытой сексуальности, сколько женского и мужского периодов.78

Если мы обратимся теперь к изучению Урана, то найдем этому поло­жению дел очень любопытную астрономическую параллель. В отличие от всех остальных планет, оси которых находятся более или менее под пря­мым углом к плоскости Солнечной системы и которые поэтому обращены к Солнцу и остальным планетам в основном своими экваторами, ось Урана расположена практически в плоскости его орбиты. Это означает, что Уран, единственный среди планет, по очереди обращает свои полюса к Солнцу и Земле. Каждые восемьдесят четыре года его положительный по­люс, освещенный солнечным светом, отражает его на Землю, а отрица­тельный скрывается в темноте; в промежуточные периоды свет Солнца отражает на Землю отрицательный полюс, а положительный затемнен и обращен во внешний космос.

Если положительные и отрицательные полюса планет имеют какое-то космическое сродство с мужественностью и женственностью, то становит­ся понятно, почему Уран - благодаря своему уникальному движению -управляет в человеке половой функцией, и более того, почему чередую­щееся стимулирование двух полов на Земле точно следует восьмидесяти­четырехлетнему ритму.

Оба пола всегда существуют и всегда одинаково сильны, как и любые два полюса; но в человечестве, как и в случае с полюсами Урана, свет моды освещает сначала один пол, затем другой, затемняя при этом партне­ра. Сегодня в центре внимания женственность; через сорок два года в зе­ните мужественность; а через восемьдесят четыре года снова женствен­ность, тогда как в промежуточные годы - когда свет Солнца падает на оба полюса Урана оба пола некоторое время светят с одинаковой яркостью.

78 См. Приложение XII "Цикл пола".

Мы взяли наши иллюстрации из моды, поскольку это самое ясное зеркало половых идеалов людей и целых эпох. Одежда - естественное ху­дожественное выражение пола. Одежда любой эпохи и, собственно, любо­го человека - точное воплощение его сексуальности, его связанных с по­лом чувств и мыслей. Посредством одежды всякий человек, без исключе­ния, публично выражает свое половое "я".

Вместе с тем, чередующиеся мужские и женские фазы с таким же успехом проявляют себя в любой сфере человеческих устремлений. Елиза­ветинская эпоха демонстративной мужественности - это эпоха "морских волков", экзотическая пиратская жизнь которых является проявлением вполне определенного аспекта мужественности. Конечно, авантюристы существуют всегда, но в ту эпоху они были признаны обществом, стали модными, воспринимались как социальный и сексуальный идеал.

Эти два периода можно увидеть и как чередование сексуальной борь­бы и уступчивости. В мужские периоды идея пола окружена вопросами Чести, соперничества и морали; пол воспринимается как великая награда, За которую надо бороться и которую надо охранять, как то, что труднее всего получить. В женские периоды, напротив, идея пола исполнена покоя и приглашения; пол - не награда, а подарок, единственная радость, в кото­рой все могут найти успокоение и отдых. Первый случай запечатлен в "Романе о Розе": после тяжкого испытания его обретает только самый чистый и самый лучший; второй - в "Фонтане наслаждений" Босха, ку­паться в котором и обретать новую жизнь могут все. Эти два великих об­раза - первый создан незадолго до мужского пика (1225), а второй перед женским (1510) - очень достоверно и жизненно представляют два половых идеала.

Как мы видели ранее, пол может соединяться с любой функцией, создавая бесконечное разнообразие человеческих проявлений. Точно так Же две фазы полового цикла Урана могут совпасть с любым планетным циклом, порождая всевозможные идеи и отношения к вопросам пола.

Иногда половые циклы совпадают с циклами войны и преступления, порождая волны сексуального насилия и садизма. С другой стороны, в некоторых странах, где расовый тип более чувственный (в Индии или Ма­лайзии), половые циклы творчески соединяются с "духовными" циклами. В этом случае пол становится таинством, символизирующим творческую силу вселенной, и "путем", ведущим к мистическим переживаниям и еди­нению с богом. Хотя эта идея непривычна для более интеллектуальных и Менее чувственных расовых типов Запада, реальное физическое соитие вполне может стать истинным таинством, а освобождаемая им огромная энергия - сознательно использоваться для роста сознания.

Мы находим несомненные следы этого учения в скульптуре кушан-ской цивилизации II века в Южной Индии; в шиваитских храмах VIII иска мистические наслаждения сверхфизического мира представлены фигурами чувственных молодых девушек, по обладанию которыми поклоняющийся в храме томится, словно недостойный карлик. То же самое и в другие вре­мена - например, среди персидских суфиев - эмоциональный аспект секса служил аллегорией и скрытым указанием на высшие возможности челове­ка.

Подобные проявления возможны, вероятно, лишь на женской фазе цикла Урана, но и в этом случае только среди людей чувственного физи­ческого типа. В любом случае эти возможности подразумевают огромное понимание, особого рода эмоциональность и абсолютное очищение секса от малейших примесей стыда или насилия. Помимо тайного знания о высшей физиологии, требующегося для таких "путей", даже указанные внешние условия очень редки среди уроженцев Запада, учитывая западное образование и социальные привычки.

Несмотря на это, многие люди, как будто бы по счастливой случай­ности, достигают своего высшего уровня сознания в сексе: через секс они получают свое первое представление о потенциальном развитии сознания.

II    ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Одна из самых удивительных вещей в управляемом Ураном 84-летнем цикле пола - его почти точное совпадение со средней продолжитель­ностью человеческой жизни. Это означает, что человек, живущий доста­точно долго, или, более широко, поколение, умирает в той же сексуальной "атмосфере", в какой появляется на свет. В последней главе, когда мы попытаемся проникнуть в тайну любви и смерти, или смерти и зачатия, мы поймем, что этот факт исполнен совершенно особого смысла.

Среди прочего он означает и то, что в расцвете жизни, когда пони­мание секса человеком является самым полным и глубоким, он живет в противоположной сексуальной атмосфере чем та, что была при его рож­дении, то есть в атмосфере максимального стимулирования. Этим объяс­няется, почему сексуальное чувство в сорок лет зачастую сильнее и бога­че, чем в тридцать.

Вместе с тем, изучение сексуальных стилей прошлого представляет не более чем академический или чисто эротический интерес для обычных людей, которые вынуждены жить в сексуальной атмосфере собственной эпохи и, насколько это возможно, приспосабливать к ней свое личное понимание пола.

Главное, что следует понять о поле, - это то, что он является высшей творческой функцией, гармонизирующей все остальные функции - будь то создание детей по физическому образу родителей, художественное творче­ство или творческое отношение к жизненной роли человека. К сожале­нию, у многих людей пол не только не гармонизирует остальные функции, но и мешает им, вредит, препятствует выполнить истинное назначение.

Следует помнить, что сексуальная энергия - самая тонкая из энергий, которые естественным образом производятся и проводятся через человече­ское тело, а значит, и самая летучая, трудноуловимая и трудноконтроли­руемая. Подобно запасу высокооктанового бензина, ее наличие представ­ляет собой источник огромной энергии и возможностей и вместе с тем постоянно угрожает катастрофическим взрывом. В любой момент она мо­жет просочиться в механизм других функций, подобно бензину, просо­чившемуся в складские помещения или в отопительную систему, вызвать огненные вспышки и за несколько секунд разрушить запасы других мате­риалов и нанести ущерб всему зданию.

Обычно насильственные и разрушительные проявления сексуальной Энергии прямо или косвенно проистекают из негативного отношения к сексу - то есть из всевозможных подозрений о нем, боязни или циничного, грубого или грязного переживания секса. Негативные переживания ме­шают полу обрести правильное и естественное выражение и направляют его энергию в каналы и функции, для которых она слишком сильна.

Это может проявиться в неистовых, бессмысленных и грубых дей­ствиях, нередко приводящих к телесным повреждениям и разрушению; во взрывах ярости и гнева; в агрессивном и оскорбительном остроумии; в лихорадочном воображении; в активном осуждении других; в возложении на людей невыполнимых задач и труднейших работ. Эти и многие другие неприятные аспекты человеческого поведения проистекают из сексуальной энергии, направленной в системы для более грубых энергий, необходимых Для мышления, действия или инстинкта. Сексуальная энергия, проходящая через эти системы, подобна сильному электрическому току, проходящему Через тонкую проволоку - сначала проволока нагревается, а затем может и вообще расплавиться.

Те, кто эмоционально воспринимают идею пола как силы, гармони­зирующей другие функции, и способен управлять своей жизнью в соот­ветствии с этим пониманием, даже если они не сумеют вполне преодолеть описанные выше разрушительные проявления, уже не окажутся целиком в их власти. Во всяком случае, понимая их происхождение и природу, они не станут ни оправдывать их, ни притворяться, будто им можно найти ка­кое-то благотворное применение.

Пол превращается из объединительного элемента в разрушительный двумя способами - его роль в жизни человека становится слишком боль­шой или, наоборот, слишком маленькой.

Хантингтон рисует поразительную картину общественной жизни в одном из тропических районов Центральной Америки, где юноши все свое время проводят, либо планируя, как овладеть той или иной женщиной, либо отдыхая после успешного осуществления своих планов. Очевидно, что в этом случае ни цивилизация, ни культура, ни даже какое-либо мате­риальное совершенствование невозможны.

С другой стороны, огромное количество людей в цивилизованных го­родах проводит ничуть не меньше времени в мечтах, - и не столько даже о желанной женщине или желанном мужчине, сколько о сексе вообще или о сексе в связи с какой-нибудь "звездой" сцены или экрана. Они не пони­мают, что эти мечты расходуют тонкую энергию пола быстрее, чем реаль­ное потворство своим желаниям.

Более того, такого рода воображение порождает психо-сексуальную импотенцию, так что, столкнувшись с реальными сексуальными требова­ниями жизни (которые не соответствуют воображению), эти люди терпят полное фиаско, ибо не способны отреагировать на них должным образом.

Половое чувство - невероятно тонкое чувство, обладающее благодаря своей тонкой энергии очень высокой скоростью. Большинство его прояв­лений происходит на молекулярном уровне, где импульсы передаются в тысячи раз быстрее, чем они передаются умом. Воздействие запаха, кото­рое также происходит на молекулярном уровне и потому имеет опреде­ленное родство с половой функцией и способно влиять на нее, позволяет многое понять о необычайной скорости и утонченности пола. Например, аромат в неизмеримо короткое время распространяется по всему объему большой комнаты, то есть сразу со всех сторон окружает все, что есть в комнате.

Аналогичными свойствами обладает и правильно работающая половая функция. Любовь с первого взгляда основана на том, что в определенных случаях половая функция способна в одно мгновение воспринять о человеке все, что о нем можно узнать. Это связано со скоростью ее действия и природой молекулярного состояния материи, с которой она работает.

Для такого восприятия логическое или образное мышление действует слишком медленно. Ум не успевает контролировать или поощрять работу половой функции, а разве что тормозит ее действие, вредит ей. Это почти неизменно происходит в тех случаях, когда ум слишком озабочен сексом, либо фантазируя, либо рассуждая о нем. Половую функцию невозможно улучшить ни воображением, ни рассуждением, напротив, они нередко обессиливают и разрушают ее.

Мы уже говорили о последствиях, к которым может привести в этой связи воображение. Излишнее привнесение "разума" или "воли" в дея­тельность половой функции приводит к точно таким же последствиям. Человек должен обладать достаточным самоконтролем, чтобы удерживать свои сексуальные проявления в определенных пределах и не растрачивать тонкую энергию пола слишком неразборчиво и расточительно, иначе для другой творческой деятельности у него ничего не останется. С другой сто­роны, половая энергия настолько неустойчива и летуча, что человек, ко­торый задумал "контролировать" ее, тренировать "волю" по отношению к ней, "сублимировать" ее и тому подобное, очень скоро обнаружит, что у него не остается времени ни на что другое.

Попытка удержать секс "на своем месте" без какого-либо выражения равносильна попытке удержать запах в одном углу комнаты - это невоз­можно. Человек, который гордится своим самоконтролем, нередко тратит на секс гораздо больше мыслей, времени, энергии и изобретательности, чем кто-либо другой. Он не способен изгнать секс из своей головы и по­тому не способен беспристрастно отнестись к любым сторонам своей жизни. Даже самый тривиальный и академический вопрос он решает, ис­ходя из тех сексуальных возможностей, которые этот вопрос предлагает или избегает. Вся его жизнь оказывается отравленной, и он утрачивает Даже самые обычные возможности и способности. Такой человек - самый Жалкий раб пола; он не получает от него ни пользы, ни удовольствия.

Ключ к пониманию пола - знание о том, что половая энергия являет­ся самой чистой и самой тонкой из всех энергий, естественным образом Производимых в человеческом организме. По этой причине половую энер­гию можно использовать для любой цели, она может выразить себя на любом уровне. В ней скрыта возможность высших форм творчества, но Также и возможность разрушения человека и полного его краха - физиче­ского, морального и эмоционального. Она может соединяться с животной стороной человека, с преступными побуждениями, с жестокостью, ненавистью и страхом; а может - с самыми чистыми его желаниями и тончаи-шей восприимчивостью. В любом случае она во много раз усиливает ту склонность, к которой прилагается.

Неким таинственным образом половая энергия содержит в себе на молекулярном уровне образ всей вселенной, или космическую модель. Эта космическая модель может облечься в плоть в виде детей, порожденных половой энергией родителей, а может стать художественным или литера­турным выражением этой космической модели или каких-то ее аспектов, привлекших художника. Половая энергия содержит в себе образ всей ис­тины: каждый черпает из нее столько, сколько может.

То, что половая энергия содержит в себе завершенный космический образ и, в частности, полный космический образ человека, из которого она проистекает, имеет и другое значение. Когда в половом акте мужчина и женщина расстаются со своей половой энергией, это значит, что они неким образом расстаются с самими собой. Половой акт - удивительный предвестник смерти: он отделяет мужчину и женщину не только от своего семени, но и от всего тела, микроскопическим прообразом которою яв­ляется семя.

Немало аналогий - и физических, и психологических - наводит на мысль о том, что сексуальный экстаз, в котором противоположности при­миряются, чувство единения неотделимо от чувства уничтожения и в котором каждому кажется, что он одновременно и теряет, и обретает себя, -истинное предчувствие того, что может ожидать его в смерти. И подобно тому, как человек, расставаясь в половом акте со своим семенем, обнару­живает и обретает в это мгновение все свое существо, впадает в забытье, испытывает отчаяние, теряет себя в экстазе, так и человек, расстающийся со своим телом в смерти, может обнаружить и обрести себя - но не на мгновенье, а на целую жизнь.

В сексуальном единении мужчина и женщина, не подозревая об этом, создают космический образ целого. Разлученные с начала жизни половин­ки на мгновенье становятся одним совершенным созданием, глаза которо­го видят одновременно землю и небо, два сердца бьются в общем ритме, которое вдыхает свое дыхание, исполняет свои желания, восполняет свое несовершенство, - новое создание, свободное от зла и эгоизма, причастное единому экстазу - образ космоса в его совершенстве.

Итак, пол наделяет человека предчувствием смерти и предчувствием совершенной жизни. По словам притчи, это "талант", который вручила ему Природа и из которого он может сделать все, что пожелает. В этом  смысле пол является универсальным тестом, или экзаменом, для каждого: своим отношением к полу человек определяет свои будущие возможности.

III    ПОЛ КАК ПОИСК СОВЕРШЕНСТВА

Мы размышляли о поле как о функции, которая при правильной ра­боте гармонизирует в человеке все остальные функции, то есть устанавли­вает согласие между разными функциями и процессами и раскрывает, ис­пользуя их, высшие возможности, заложенные в доступном материале.

Но эта способность к гармонизации имеет и другой аспект. По своей природе половая функция ищет совершенства. Она не только стремится гармонизировать все функции в своем организме, но и старается воспол­нить каждую из них, дать им то, чего им не хватает, исправить все недо­статки и таким образом создать совершенное целое. Это целое создается с помощью другого существа, способного восполнить то, чего человеку не хватает, функцию за функцией, и соединение с которым образует полного, или совершенного, человека. Пол - это качество, которым, по выражению Платона, "души ищут другую половинку, с которой они были разлучены при творении".

В главе о химических элементах мы видели, как они притягиваются друг к другу или стремятся соединиться в соответствии с взаимодопол­няющим числом электронов на внешней оболочке. Поскольку совершен­ная оболочка насчитывает вполне определенное количество электронов, натрий с одним лишним электроном неодолимо стремится к соединению с хлором, у которого одного электрона не достает. Однако ничто не может заставить натрий с его лишним электроном соединиться с другими щело­чами сходного состава. Таков принцип соединения элементов, основа всей химии.

По тому же принципу происходит притяжение и соединение мужчин и женщин, только здесь поиск дополнения идет в каждой функции, и при­тяжение, безразличие или отвращение между мужчиной и женщиной пе­реживается как результат сложнейшего вычисления коэффициента взаим­ности в каждой функции, а также среднего или суммарного коэффициента по всем функциям. К счастью, это труднейшее вычисление производит не логический ум, а половая функция, которая уже через секунду, а то и быстрее выдает правильный результат.

Вспомним из главы о человеке как микрокосме, как разные железы и зависящие от них системы и функции работают в парах, управляя одна мужскими, а другая женскими качествами. Самый очевидный пример -гипофиз, передняя доля которого связана с разумом, волей, способностью координировать и управлять собственным организмом и своим окружени­ем, а задняя доля - с внутренней работой тела, способностью заботиться и лечить себя и других. Передняя доля явно воздействует на мужские, а зад­няя на женские (или, как говорят эндокринологи, "материнские") ин­стинкты. Вместе две эти части образуют один орган.

Сходным образом щитовидная и околощитовидная железы (железы движения и роста), а также кора и сердцевина надпочечной железы, сти­мулирующие борьбу и бегство соответственно, представляют собой муж­скую и женскую половины. Союз двух половых элементов в каждой из основных желез нашел точное олицетворение в образах тибетского тант-ризма, где каждый "бог", или "сила", изображается в соитии со своей шакти, или женской половиной.

У любого мужчины и любой женщины в каждой функции преоблада­ет - пусть даже в ничтожной степени - один из этих двух аспектов. И в каждой функции человек инстинктивно отыскивает представителя проти­воположного пола, имеющего восполняющую пропорцию. Более того, он может найти партнера, который в одной функции точно противоположен ему, а в других нет. Отсюда и проистекает вся эта бесконечная сложность человеческих половых отношений - "платоническая дружба", чисто телес­ная любовная связь, amitie amoureuse* и так далее. Этим объясняется, по­чему человек может совершенно искренне не испытывать ни малейшего противоречия в многократных связях с противоположным полом, хотя совершенно не способен оправдать свое чувство перед лицом обществен­ных условностей.

Те же причины лежат в основе извечного сюжета, согласно которому А любит Б, а Б, не отвечая на его любовь, любит В. Конечно, мужчина, у которого центр тяжести пребывает в определенной функции, способен найти женщину, которая дополняет его в ней и потому глубоко его волнует. Но при этом ее собственный центр тяжести может оказаться в совер­шенно другой функции, где он не в силах дать ей ничего и где ее ин­стинктивные потребности удовлетворяются кем-то другим.

К тому же работа этих естественных соответствий осложняется и за­путывается сексуальными картинами, существующими в уме человека, -воображаемыми образами его самого и желаемого партнера. Эти образы, созданные на основе героев или героинь книг, пьес и кинофильмов, а так-же из соображений "престижа" и моды, делают тех, кто им доверяет, осо-бенно чувствительными к псевдосексуальности чрезмерной косметики, вызывающей одежды, двусмысленных разговоров и тому подобное, что, в свою очередь, ведет к порнографии, которая абсолютно не соответствует сущностной природе организма и способна совершенно подавить его ис­тинные желания.

* Дружба-любовь (фр.).

  Тем не менее сексуальный инстинкт продолжает поиски того един-ственного представителя противоположного пола, который будет его до­полнением во всех функциях сразу. Притяжение к нему будет ощущаться  с тем большей силой, чем больше встреченная женщина (или мужчина) приближается к этому идеалу. Женщина, которая восполняет или почти восполняет мужчину во всех функциях, будет вызывать в нем неисчерпае-мое чувство очарования и тайны и восприниматься им как идеал, то есть то, благодаря чему он сам становится цельным и совершенным.   Услышав об этом впервые, мужчины и женщины немедленно начина­ют мечтать о таком идеальном партнере, о воображаемых восторгах со­вершенства и о своей неудаче с реальным партнером, который так дапек от идеала.

  Это очень большая ошибка, ибо в реальной жизни такие сильные Притяжения, если случайно и происходят, нередко приносят несчастье и трагедию, а вовсе не исполнение желаний. Даже если они действительно Дарят короткий период напряженного экстаза и понимания, это совершен­ное дополнение может оказаться совершенно неподходящим в качестве спутника жизни. И в самом деле, идеальная женщина будет занимать все внимание мужчины, не позволяя ему думать серьезно о чем-нибудь другом и оценивать свои другие возможности и обязанности в их истинном свете. Бытие большинства мужчин и женщин не настолько сильно, чтобы спра­виться с проблемами, возникающими при встрече со своим абсолютным Дополнением.

Более того, эти мечты мешают мечтателю узнать ту настоящую жен­щину (или мужчину), которая является его дополнением, даже если он на самом деле ее встретит. Когда он мечтает, он спит, а во сне он не спосо­бен понять, чего он больше всего хочет.

Отношения между полами можно по-настоящему понять только на основе планетарных типов, а планетарные типы способен различать толь­ко тот, кто не спит.

Три из этих типов (лунный, венерианский и юпитерианский) - по своей природе преимущественно женские, и идеал женской красоты и совершенства постоянно переходит от одного из них к другому. Диана

представляет идеал лунной женщины, Афродита - венерианской. Юнона -юпитерианской. Соответственно, мужской идеал постоянно перемещается между тремя мужскими типами (меркурианским, марсианским и сатурни-анским).

И вновь искусство дает нам ключ к пониманию этих типов и есте­ственного притяжения между ними. Как правило, художник склонен изоб­ражать мужчину своего типа, а женщину - того типа, который сильнее всего его притягивает. Достигший популярности художник невольно вы­ражает идеальные типы своей эпохи, потому что именно благодаря их вы­явлению он и достиг успеха. В этом смысле искусство нередко открывает главные законы типа куда успешнее, чем жизнь, где чистые типы редки и сродство между типами затемняется воображением, условностями, стра­хом, притворством и материальным интересом.

Посещение картинных галерей очень скоро позволяет заметить, что большинство художников не только изображают одни и те же типы, но и один и тот же тип мужчины в сочетании с одним и тем же типом женщи­ны. У Дюрера и Эль Греко, например, это высокие, костистые, аскетичные сатурнианские мужчины рядом с кроткими, округлыми, бледными лунны­ми женщинами; у Веронезе и Рубенса - свирепые, рыжие марсианские мужчины рядом с пышнотелыми юпитерианскими женщинами; у Кор-реджо, Фрагонара и Буше - гибкие меркурианские юноши рядом с томны­ми венерианскими богинями. И это совсем не случайно, потому что имен­но эти сочетания типов являются естественными и основными.

Однако в жизни положение не так просто: люди одного пола могут принадлежать к любому из шести типов; возможны меркурианские и мар­сианские женщины, которые остаются при этом вполне женственными, и лунные и юпитерианские мужчины, которые остаются при этом вполне мужественными. Вместе с тем, в этих случаях чувство пола не так опреде-

ленно, не так исключительно. Если взять Луну за среднюю точку жен­ственности, а Сатурн за среднюю точку мужественности, то станет понят­но, почему наибольшие гомосексуальные склонности обнаруживаются, с одной стороны, среди лунных мужчин, а с другой, среди сатурнианских женщин.

Тем не менее круг типов, который мы разработали при изучении че­ловеческой психологии и который, как мы видим, отражает космическую модель, многое может осветить в вопросе о притяжении противоположно­стей. Если сложить этот круг по вертикальной оси, то станет очевидно, что типы располагаются - и на схеме, и в реальности - в виде трех пар. Сатурнианский противоположен лунному, юпитерианский - меркуриан-скому, марсианский - венерианскому: эти три пары представляют комби­нации максимального притяжения. Они естественно тяготеют друг к другу, будь то половая любовь, дружба или просто физическая симпатия. У кого-то стремление к такому парному соединению может оказаться непреодо­лимым; другие, бессознательно опасаясь разрушительной силы этого при­тяжения, противоположных типов старательно избегают. Как мы уже за­метили, указанные комбинации не обязательно являются самыми благо­приятными или самыми долговечными.

Нередко очень сильное чувство придает любви привкус непостоянства и непрочности, что может вызвать приступ страсти и безрассудства, спо­собных потрясти жизнь человека до самого основания. Под влиянием та­кого напряжения мужчина (или женщина) готов отбросить все, что дала ему жизнь, ради кратковременного удовлетворения, заранее зная, что ни­какой надежды на что-то продолжительное и постоянное у него нет. В таких связях часто присутствует ощущение трагического, незаконного. Слабые характеры, лишенные корней, могут быть ими просто разрушены. И вместе с тем, у людей с застывшей и ограниченной жизнью внезапность и сила страсти способны отбросить все условности и проложить путь но­вым возможностям, которые иначе прийти не смогли бы.

Существует еще одно очень естественное и очень насыщенное отно­шение между планетарными типами, которое - как и притяжение противо­положностей - берет свое начало в космической модели. При изучении психологии типов мы отметили, что каждый тип можно рассматривать в движении между этим типом и следующим за ним, то есть в движении -пусть очень медленном - по установленной нами линии внутренней цирку­ляции между типами. Лунный, как нам известно, движется к венерианско­му, венерианский к меркурианскому, меркурианский к сатурнианскому, Сатурнианский к марсианскому, марсианский к юпитериаискому, а юпите-

рианский снова к лунному. Именно в этом порядке и ни в каком другом возможно движение между типами.

Если мы рассмотрим внутреннее движение как указание на высшие возможности людей, как направление развития человечества в целом, если поймем брак и сексуальные отношения как космическое средство для этой цели, тогда многие вещи станут ясными. В самом деле, мужчины и жен­щины, в правильной комбинации, своей любовью и стремлением понять другого ведут друг друга по пути человеческого развития. Меркурианский мужчина, который любит и наслаждается в венерианской женщине тепло­той и сочувствием, может вывести ее из лености и привить вкус к быстро­те, легкости, проворству и прилежанию, которых ей не достает. Точно так же юпитерианская женщина, которая любит и восхищается храбростью марсианского мужчины, может приручить его силу и привести к понима­нию и терпимости.

Изучая реальных мужчин и женщин в свете этой последовательности, мы обнаруживаем, что самый прочный и длительный союз возникает тог­да, когда один участник - так сказать, "лидер" - находится на одну ступень впереди другого. Так, Венера может вести Луну, Меркурий - Венеру, Са­турн - Меркурия, Марс - Сатурна, Юпитер - Марса, Луна - Юпитера. В таких комбинациях, если обоим будет удаваться движение к следующему типу, оба будут, как и раньше, взаимно дополнять друг друга. Наслаждать­ся друг другом и помогать друг другу они перестанут только в том случае, если кто-то из них остановится и отстанет.

Конечно, возможны и другие половые комбинации типов, способные вызвать экстаз и глубокое понимание, но мало кто из них способен к дли­тельному и непрерывному творчеству, присущему союзу тех, кто есте­ственно следует один за другим. Можно сказать, что такой союз созидает рост, тогда как другие провоцируют взрыв.

Существуют и такие типы, половые отношения между которыми яв­ляются поистине незаконными, никакого полового чувства здесь не су­ществует; и если эти отношения все-таки возникают, они способны лишь оскорбить половую природу людей и причинить им глубокие духовные раны, с трудом поддающиеся излечению. Пол - это функция, в которой притворство невероятно опасно. Большинство отклонений в этой области - следствие притворства, будто бы полового притяжения нет, хотя по типу оно должно быть, или будто бы оно есть, хотя по типу его не должно быть.

Истинный пол - чистый и неизвращенный - дан мужчинам и женщи­нам для понимания величайших законов вселенной непосредственно и от рождения. Эта сила, если ее уважать, наделяет людей способностью выби­рать между тем, что для них правильно и что неправильно. Эта сила, если к ней прислушаться, может повести людей по пути развития через все ти­пы к совершенству. Эта сила, если отбросить из нее все негативное, по­зволит им на мгновение испытать в соитии чувство экстаза и единения, присущие высшему сознанию.

Обычный человек может очищенным сексом за одну минуту получить то, чего аскет достигает многолетным самоограничением, то, ради чего святой всю жизнь проводит в молитве. Но это при условии, что он подхо­дит к сексу, освободившись от страха, насилия и жадности, и не отрекает­ся потом от того, чему научился в сексе, но, напротив, позволяет новому пониманию пропитать все стороны своей жизни, делая их такими же зре­лыми, гармоничными и богатыми.

Женщина напоминает мужчине о том, откуда он пришел. Мужчина напоминает женщине о том, куда она должна идти. Вместе они напомина­ют друг другу о начале и конце, о целом и совершенном.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz