ГЛАВА V

    



(1)

Всеобщее Воскресение представляет собой Свершение1 Адамова человечества — ключевое звено в эволюции Тритокосма. Оно должно удостоверить сознательное участие человечества в развитии нашего Луча Творения, в частности достижение Землей уровня Дейтерокосма (см. выше, гл. III, § 4). Оба эти вида развития сливаются в нотах МИ и РЕ боковой октавы; человек играет в данном процессе ведущую роль, поддерживая те же ноты Большой Октавы. Если человек возьмет на себя эту задачу, он выполнит божественный план. Мы знаем о том, что случится, если человечество откажется от нее. Перед нами стоит сегодня альтернатива, описанная св. Петром в его Втором послании, которое мы уже комментировали (см. выше, гл. II, § 10).

История человека показывает, как божественная Сила, ведя человека к Свершению, стремится вернуть его на тот уровень, на котором находился Адам до грехопадения, хотя и не вполне тождественный последнему, поскольку связь с высшими уровнями будет теперь осуществляться не пассивно, но активно (см, выше, гл. I, § 5).

Мы уже смогли выделить в четырнадцатитысячелетнем периоде, с которого началось новое восхождение Адамова человечества, три цикла. Современный период ознаменован нашим вступлением в четвертый цикл. Сжатие Времени, о котором мы уже неоднократно говорили, снижается теперь в четкой геометрической прогрессии с коэффициентом 2:1, чем определяется продолжительность циклов, изображенных на следующей схеме.

Эта схема показывает уровни бытия человечества в целом, начиная с грехопадения Адама и Евы и кончая тем моментом, когда, по словам св. Петра, при условии адекватности сознательных усилий человека возникнут новое небо и новая земля, на которых обитает правда.

1 Здесь и далее — «Свершение Времен». — Прим. ред.

Рис.2

Ох —ось времени в 1000-летний период от грехопадения Адама до Страшного Суда; Оу — ось Человека в процессе его земной эволюции от человека «№ 1» до человека «№ 7» и от человека «№ 7» до третьего Порога;

ψ1 — грехопадение Адама; ДО, ДО-1, СИ-1 — нисходящая гамма: действия воли Божьей к возрождению Адамова человечества;
ψ2 —Всемирный Потоп;
ψ3 —Разрушение Храма;
ψ4 Хиросима;
ψ
5
— Свершение: либо Пожар, либо Новое Небо и Новая Земля (II Петр 3: 13);
Ω — Страшный Суд:

I — Доисторический цикл;

II — Цикл Отца;

III — Цикл Сына;

IV — Цикл Святого Духа;

V — 1000 лет без войн (Откр 20: 2—4).

Вверху, по горизонтали:

1. Адам и Ева;

2. Ной и Норея1;

1 Так в тексте (жена Лота?). — Ред.

3. Вавилонское Столпотворение: смешение языков;

4. Моисей;

5. Давид;

6. Иисус;

7. Раскол Церквей;

8. Начало Атомной Эры: создание ООН и распад колониальных империй;

9. Возвращение к власти истинного «Я»: искоренение Заблуждений, Лжи и Рабства. Правление Андрогина;

10. Окончательное отделение плевел от доброго семени (Мф 13: 24—30).

На горизонтальной оси, или оси X, каждое деление соответствует периоду в тысячу лет; на вертикальной, или оси Y, — уровню бытия человека согласно степени его эзотерической и общей эволюции.

Следует отметить, что на этой схеме представлены не только три завершившихся цикла, но также и четвертый — цикл Святого Духа, в котором человечество окажется перед альтернативой: либо Свершение, либо погружение в огненную бездну.

Доисторический период характеризовался сосуществованием двух челове-честв: до Адама, homo sapiens fossilis, и после Адама, т. е. «Адамова человечества», homo sapiens recens. По причинам, которые уже были указаны (гл. I, § 4), до-Адамово человечество было неспособно к тому развитию, к которому способен человек нового типа. Смешанные же брачные союзы несли в себе опасность регресса, при котором плевелы могут заглушить доброе семя (Мф 13: 24—30), т. е. для человеческого рода исчезла бы возможность роста. Всемирный Потоп фактически устранил эту опасность. Животные импульсы имели уже гораздо меньшую власть над homo sapiens recens. Появилась возможность начать все сначала; отголоски начала этого нового этапа имеются в любой традиции. Человек, сын Неба и Земли, смог теперь обратить взор вверх, на своего небесного Отца. Однако это человечество постоянно нуждалось в твердом руководстве. Предоставленное само себе, оно могло закончить только Вавилоном, где царит смешение языков. Человечеству необходимы были строгие предписания — Закон. Этот Закон был дан Моисею. Ветхий Завет с учением о Боге явился своеобразной реакцией на четкое намерение Творца: выделить в человечестве избранный народ, которому суждено было стать носителем Благой Вести.

Небо вновь стало доступным. Человек своими собственными силами мог снова найти дорогу в Рай, которую символизирует лестница Иакова. Но невзирая на увещевания пророков избранный народ (и в первую очередь его правящая элита) постепенно стал забывать о духе Закона и начал все больше внимания уделять его букве. Это было пережитком первобытного представления о том, что человек соединяется с Богом через ритуал.

Св. Иоанн, говоря о Христе, рисует картину, трагизмом которой нельзя не проникнуться:

«...Исвет во тьме светит, и тьма не объяла его.

...Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека... В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1: 5—И).

В этом суть трагедии, пережитой нашим Спасителем. Если бы реакция окружающих была другой, принесенная им Весть установила бы хоть частично власть правды, которую воспевал Царь Давид за тысячу лет до этого (Пс 71). Таинство Откровения на самом деле осуществилось на Голгофе. А победа Тьмы была мнимой, как об этом поется в православном Пасхальном Гимне:

Христос воскресе из мертвых, Смертию Смерть поправ.

Однако это победа только Бога; человеческий отказ лишает ее Света. Цикл Сына отмечен хаосом войн и революций, геноцидами, массовым возвратом к первобытному язычеству, крайним материализмом, реставрацией Золотого Тельца и упадком Любви, которая зачастую сводится просто к похоти.

Если бы человечество и прежде всего его эзотерическое ядро — избранный народ — не восстали против божественного учения, Пришествие Христа привело бы к совершенно иным последствиям. Под руководством Учителя человеческое общество смогло бы беспрепятственно продвигаться к цели, уготованной ему божественной Волей, — к эсхатологическому восходу незримого Солнца в Цикле Святого Духа.

Но реальность далека от этого. Избранный народ, неоднократно восстававший против своих пророков, взбунтовался и против Того, Кто их посылал. Иоанн Креститель, или Предтеча, названный гласом вопиющего в пустыне (Ис 40: 5; Мф 3: 2;Мк 1: 3; ЛкЗ:4;Ин 1: 23), был обезглавлен, Христос — распят, Его апостолы подвергались преследованиям; человечество отвергло дар, который в конце Цикла Отца открыл бы каждому путь эволюции,

Мы должны попытаться понять, что смысл этой ошибки, повлекшей за собой столь трагические последствия, кроется не в отказе еврейского народа как такового. Люди могут перестать играть свою роль, они могут даже исчезнуть с лица земли, но задача человечества остается прежней. Тяжесть последствий этого отказа вызвана тем, что его совершил избранный народ, в эзотерическом отношении первый, который должен был вывести все остальные народы на путь, предначертанный Откровением.

Со стороны Бога было сделано все возможное, чтобы человек услышал этот зов. Но человек остался глухим и слепым. Масштаб катастрофы на Голгофе отражен в горьких словах Христа:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели!» (Мф 23: 37; Лк 13: 34).

(2)

Теперь рассмотрим возможности Цикла Сына, позволившие Богу-Отцу принести человеку в жертву Сына Своего возлюбленного, в Котором Его благоволение (Мф 3: 17). Пришествие Христа было дополнительной божественной помощью, заполнившей интервал между нотами ФА и МИ. Эта помощь стала необходимой из-за неадекватности усилий человека и его хронического запаздывания в осуществлении божественного плана. Без этой помощи процесс заполнения интервала между нотами ФА и МИ боковой октавы затянулся бы настолько, что это привело бы к обрыву нашего Луча Творения в месте этого интервала. Это означало бы гибель мира. Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3: 16—17).

Таким образом, Воплощение — это не просто обещание. Мы должны безоговорочно принять то, что без этой могущественной помощи свыше, возмещающей человеческие недостатки, мир, в котором мы живем, перестал бы существовать. В этом истинный смысл Спасения, подтверждающий слова св. Павла о том, что «мы спасены только в надежде» (Рщ,' 8: 24).

Согласно божественному плану двухтысячелетний Цикл Сына представлен нотами МИ и РЕ, долженствующими соответствовать двум фазам дальнейшего развития человека, т. е. приобретению наиболее развитыми индивидуумами новых душевных и духовных качеств, которые затем распространятся на все человечество. Тем самым человечество подготовится к Свершению, которое соответствует ноте ДО следующей октавы — тысячелетнему Циклу Святого Духа.

Чтобы постичь всю глубину трагедии, которая проистекает из такой позиции при столкновении с Таинством Воплощения, мы должны еще раз проанализировать условия, при которых неофит может и должен пройти один за другим различные этапы Пути, расположенные в виде нисходящей октавы, в которой творение становится результатом постоянных усилий (см. т. I, гл. XX, §§ 18—22).

Как вы помните, мы пользовались такими символами: преодолев первый Порог, верный должен взобраться по Лестнице из четырех ступеней. Преодолев все четыре ступени и завершив формирование своей Личности, неофит окажется у второго Порога. Теперь он обязан приложить особое усилие, чтобы, преодолев это новое препятствие, выйти на. Путь в подлинном смысле слова, где он должен будет пройти самую важную стадию своей эволюции, закрепив свое развитие и доведя его до конца.

Каждая ступень Лестницы соответствует одной ноте гаммы, а каждая нота символизирует задачу, которую необходимо выполнить, чтобы достичь предела роста. Однако каждая из этих задач по силам лишь праведному, все прочие, т. е.

большинство ищущих Путь, взбираются по Лестнице, перетаскивая за собой на каждую ступеньку груз своих кармических долгов, тяжесть которого по мере их накопления растет. Но правило гласит, что достигший второго Порога не сможет преодолеть его, если не избавится полностью от своей ноши. Теперь, столкнувшись лицом к лицу с самим собой, ученик должен победить верой и мужеством стража Порога, т. е. чудовище своей Личности, сотворенное им самим. Сначала он должен оценить, взвесить и отделить доброе зерно от плевел, и после очищения его Личность сможет соединиться с божественной искрой, которая озарит ее светом ослепительной красоты.

В канун Пришествия Христа элита избранного народа во плоти1 предстала перед вторым Порогом. Ее положение в точности напоминает то положение ученика, о котором мы только что говорили.

Появление Предтечи, а затем Пришествие Христа привело избранный народ, ответственный за все человечество, к столкновению лицом к лицу с самим собой, каким он стал к тому времени после всех своих подвигов, промахов и заблуждений. Он должен был найти в себе мужество и принять себя таким как есть, чтобы сломить свою гордыню: раскаяться, смиренно прислушаться к «гласу вопиющего в пустыне» и мужественно последовать учению Спасителя.

Избранный народ не выдержал этого испытания. Он оказался слишком слабым, чтобы признать свои собственные слабости и их преодолеть. Он предпочел игнорировать свидетельства и знамения свыше. Царь Ирод приказал отрубить голову Иоанна Предтечи как награду за танец Саломеи, а первосвященник Каиафа, по-своему оценив возможные политические последствия проповеди Христа, вынес вердикт: «Подумайте, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11: 50—51; 18: 14).

(3)

Таким образом, задачи, перед которыми оказывается человечество на нотах МИ и РЕ, — задачи, решение которых означало бы нормальный переход к ноте ДО Цикла Святого Духа, — выполняются далеко не полностью усилиями горстки разобщенных Индивидуальностей. Сегодня, в конце Цикла Сына, как и в тот момент, когда необратимый ход Времени подвел человечество к ноте-уровню ДО, мы снова стоим перед выбором — окончательным выбором: либо избавиться от груза долгов, накопленных за двадцать веков, и стать слугой Свершения в Эру Святого Духа, либо — повторить ошибку избранного народа и обречь себя огню. Об этом выборе говорится во втором послании св. Петра.

1 «In corpore» (лат.).

Таковы последствия катастрофы на Голгофе.

(4)

Чтобы составить себе полное представление о глубинном смысле Распятия Сына Божьего, мы должны вспомнить о неспособности внешнего человека разграничивать влияния-«А» и «В», вследствие чего он не в силах установить такую шкалу ценностей, которая соответствовала бы Реальности. В этом одна из главных причин того, что человечеством до сих пор правит Закон Случайности.

Однако пророк Исайя, прозревая приход Иоанна Предтечи (Ис 40: 3—4), рассказал о том, каким будет Таинство Откровения и его последствия:

Глас вопиющего в пустыне:

Приготовьте путь Господу,

Прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

Всякий дол да наполнится,

И всякая гора и холм да понизятся,

Кривизны выпрямятся,

И неровные пути сделаются гладкими.

Вот какой могла бы быть, по мысли пророка, нормальная эволюция человека с началом Цикла Сына, если бы был услышан глас вопиющего в пустыне; мы говорим «нормальная», потому что такая эволюция соответствовала бы божественному плану. Но для этого необходимо было активное участие избранного народа. Эта эволюция была сорвана Синедрионом, оказавшим вначале пассивное, а затем активное сопротивление, что и привело в конце концов к трагедии на Голгофе.

Таким образом, избранный народ вместо того, чтобы выполнить предначертанное и преодолеть второй Порог, пережил падение, в которое оказалось вовлеченным все человечество. Примерно через сорок лет после смерти Спасителя был разрушен храм Соломона и началось рассеяние. Эзотерические первопроходцы человечества потянули за собой весь род людской, который с тех пор топчется на месте в Цикле Сына.

(5)

Политика Синедриона прекрасно иллюстрирует сущность внутреннего конфликта человека, когда он оказывается на том перепутье, где находится Древо Познания Добра и Зла, человека, разрываемого между Небом и Землей и почти не способного бороться с инерцией, останавливающей его выбор на Заблуждении и обрекающей его рабству Закону Случайности. Евангелие проясняет для нас смысл драмы, вольным и невольным участникам которой выпали особые испытания и муки. Прежде чем вникнуть в смысл события, которое с эзотерической точки зрения было важнейшим после Всемирного Потопа, мы должны проанализировать связь событий, изложенных в Новом Завете, которые обычно толкуют с человеческой точки зрения. По чисто человеческим мотивам, раскрывающим реакцию внешнего человека на Пришествие Христа и Его работу, Синедрион потребовал у римского прокуратора предать Христа распятию.

Для начала приведем еще раз изречение св. Иоанна, сказавшего о воплощенном Слове: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1: 10—11).

Кто такие эти «свои»? Они образуют ту духовную ось, которая, начинаясь Ноем, проходит через Моисея и Давида и заканчивается мнимыми наследниками Традиции, собравшимися в великом святилище и руководившими Синедрионом. Зал собраний Синедриона символизировал Союз Неба и Земли: он был построен в форме круга, одна половина которого входила в Храм, а другая оставалась снаружи. Семьдесят два члена этого верховного Собрания олицетворяли собой семьдесят два языка, возникших в результате Вавилонского Столпотворения, т. е. в нем было символически собрано все разделенное и рассеянное человечество.

Мы должны особо подчеркнуть, что миссия Спасителя вызвала бы нужные последствия только в том случае, если бы избранный народ остался всецело преданным Его учению и следовал на деле его принципам. Здесь мы подходим к глубинному смыслу предназначения человека. В Свершении он должен стать таким же совершенным, каким был Адам до грехопадения, хотя и по-иному. Адам находился в состоянии пассивного общения с божественным уровнем. Человек, вкусивший от плода с Древа Познания, может воссоединиться с Богом только по желанию — сознательно следуя божественной Воле в Акте Любви. Предполагалось, что, столкнувшись с Таинством Воплощения, избранный народ совершит этот акт и выведет человечество на Путь участия в божественной работе. Подлинное предназначение человека основано на этой потребности перехода от пассивного состояния к активному. Такое обращение знаменует собой также переход от мистицизма к эзотеризму.

Таким образом, избранный народ должен был принять Спасителя и признать в Нем Того, Кем Он был.

Так поступили самаряне, как показано в Евангелии от Иоанна, где говорится о колодезе Иаковлевом и пребывании Христа в Самарии (Ин 4: 1—12).

Самарянка признала в Христе Мессию: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?'»(Ин 4: 29). И по просьбе самарян Христос, признанный Мессией (Ин 4: 39), остался в Самарии еще на два дня. Множество людей уверовали в Него и сказали самарянке: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин 4: 42).

Почему же Христос не остался навсегда в Самарии? Почему Он не оставил Сион и своды Соломонова храма, чтобы читать проповеди на горе Гаризим, в святилище, построенном самарянами? Более того, Он так никогда больше и не  вернулся в самарию и посылая учеников проповедовать благую весть приказывал им: «На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф 10: 5—7).

Мы должны констатировать, что Христос, отвергая линию наименьшего сопротивления, умышленно противостоял эзотерическому непониманию еврейской элиты, прекрасно сознавая всю трудность такой задачи, минимальные шансы на успех и огромную опасность, которой Сам Себя подвергал.

Следующий фрагмент Евангелия от Иоанна объясняет, почему Христос занимал такую позицию.

«Женщина, — сказал Христос самарянке, — поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, инее Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин4:21—22).

Комментарии излишни. Последние слова цитаты ясно указывают: для того чтобы работа Христа принесла подлинную пользу человечеству, требовалось активное участие в ней иудеев.

Он должен был идти к иудеям, поскольку они были избранным народом и единственно им принадлежал Божий Завет. Только такая позиция Спасителя соответствовала тому плану, который Он Сам составил и для осуществления которого пришел в этот мир в то время, когда человечество уже более половины столетия топталось перед интервалом, который нужно было пересечь для вступления в фазу развития.

Красота и сила Слова, наделяющего властью тех, кто принимает его, чтобы стать чадами Божьими (Ин 1:12), должна была найти отклик в душах книжников и фарисеев. Но они ревностно отстаивали букву Закона, и их усердие было направлено прежде всего на внешние проявления веры.

Таковы ли качества тех, кто принимает Свет и о ком Апостол говорил, что они «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1: 13)? Только дары духовные, а не буква Закона, позволяют достичь Царства Божьего и через второе Рождение войти в Завет Любви — Великое эзотерическое Братство (Ин 3:3; Рим 10: 12).

Чтобы избранный народ смог понять смысл деяний Христа, необходимо было выполнение двух условий: во-первых, среди его вождей должно было найтись несколько человек, уже вступивших на Путь, и во-вторых, с мнением этих людей должен был считаться Синедрион. В собрании старейшин и первосвященников было несколько человек, отвечавших первому требованию: Гамалиил, Иосиф из Аримафеи, Никодим, Симон1 и другие, однако их взглядов никто не

1 Согласно преданию, Никодими Иосиф были учениками Христа, Которого они встретили, скрываясь от иудеев, а Гамалиил, ученик рабби Саула и учитель будущего св. Павла, был крещен тайно св. Иоанном или св. Петром.

разделял. Проповеди Спасителя в течение трех лет вызвали разнообразные ответные реакции и расколы, но ни одно мнение не стало господствующим: «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, но обольщает народ». Св. Иоанн добавляет: «Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь иудеев» (Ин 7: 12—13). Впрочем, не Христос ли сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10: 34—35; Лк 12: 51)?

(6)

Тем временем вождями еврейской нации все более овладевала одна идея. Она А вытекала из политических соображений. Чтобы освободить Иудею от Римского владычества, нужно было прежде всего подавить разброд в народе. Среди людей, стекающихся к Храму и руководимых жречеством, царями1 и книжниками, должно было царить единодушие. Они должны были объединиться в борьбе против ига язычников. С «мирской» точки зрения это был вполне логичный аргумент.

Теперь, спустя столько веков, легко осуждать тех, кто в ответе за образ действий еврейского народа. Но спросим сами себя: какую бы позицию заняли эти суровые судьи, окажись они на месте членов Синедриона? Сохранять единство было невероятно сложно. Многие из верхушки шли на компромиссы с завоевателем; а Ирод Великий даже водрузил изображение римского орла на портале Храма. Иудейские правители судили о деятельности Христа исходя из сугубо земных интересов еврейской нации, а не из обязанностей избранного народа. В этом понимании Христос был пророком и содействовал славе Иудеи. Наиболее одухотворенные все более проникались Его учением. А это вело к расколам, ослаблявшим иудейское государство в политическом плане.

При внимательном изучении ситуации оказывается, что Синедрион хотел, чтобы Христос возглавил борьбу против римлян, и подстрекал народ сделать Его царем. Но этот план с треском провалился. Значит, по логике вещей, Христа оставалось уничтожить. Поскольку Его Царство было «не от мира сего», Он оказался препятствием на пути к единству нации и к священной политической цели Синедриона — свержению римского ига. Об этой попытке превратить Христа в орудие национальной политики св. Иоанн говорит:

«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6: 14—15). Это было после чуда с умножением хлебов.

1«Princes».

Вот почему Христос отказался. Не повторял ли Он непрестанно, что Его Царство не от мира сего?

В глазах Синедриона Он был досадной помехой, которую нужно устранить; ведь совет первосвященников судил о делах мира сего.

(7)

Но, хотя политические соображения ставились во главу угла, предметом спора выступали не только они. Большое значение имели также вопросы мистического, можно даже сказать, магического плана. Последней каплей, переполнившей чашу, стало воскрешение Лазаря. Св. Иоанн повествует:

«Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него; а некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

Тогда первосвященники и фарисеи собрали Синедрион и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все у веруют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом.

Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».

Говоря о Каиафе, св. Иоанн добавляет следующее:

«Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы ирассеян-ных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11: 45—52).

Здесь перед нами область мистики, о которой мы уже говорили.

(8)

Каков же истинный смысл приговора, вынесенного Каиафой: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб»? Разделял ли он опасения Синедриона по поводу полного истребления иудеев римлянами? Конечно нет, поскольку он прямо заявил совету, что тот не понимает ситуации. Он пришел к тем же выводам, что и большинство членов собрания, но совсем по другим причинам. Св. Иоанн говорит, что его ответ был вдохновлен свыше. Именно эта оговорка позволяет нам утверждать, что Каиафа исходил из мистических соображений.

Попытаемся проанализировать его решение в контексте миссии избранного народа. Цель этой миссии, конечно же, не сводилась ни к установлению главенства одной нации, ни к удовлетворению национальных амбиций, ибо «гордость житейская не есть от Отца» (I Ин 2: 16). Как мы уже знаем, ее целью было образование в человечестве ядра, которое с помощью интенсивной духовной культуры подготовило бы почву для Пришествия Господа. В противном случае эзотерическая элита не смогла бы преодолеть второй Порог и, по пророчеству Исайи, сделать прямыми стези, ведущие к наступлению Христианской эры на всей Земле. Будучи одним из посвященных, первосвященник не мог не знать о цели Христовой миссии. Но он также знал и о том, что когда славная миссия избранного народа будет выполнена, этот народ перестанет существовать как целое нации — так закваска без остатка растворяется в тесте. Эта опасность действительно существовала: люди могли последовать за Христом, забыв о целях Синедриона. Для Каиафы такая угроза была гораздо реальнее исходившей от Рима.

Св. Павел дает точное указание, каким образом перестанет существовать еврейский народ как избранный, после того как выполнит свою задачу и перейдет на другой уровень: «В Иисусе Христе нет ни иудея, ни еллина» (Гал 3: 28). Одно из возможных толкований данного изречения — то, что в христианизированном человечестве нациям, сформировавшимся после Вавилонского Столпотворения, суждено исчезнуть в результате слияния, и еврейская нация первой утратит свое лицо. В истории имеется множество других свидетельств приоритета вероисповедания перед национальностью. И мы знаем теперь, что те члены избранного народа, которые приняли Новый Завет и крестились, перестали существовать в качестве представителей нации. Этот процесс ассимиляции иудеев через Крещение продолжается и по сей день. Как говорил св. Иоанн, Каиафа интуитивно сознавал неизбежные последствия массового обращения своего народа. Поэтому он пришел к выводу, что поскольку крещение угрожает целой нации, значит, Христа следует убить. Это собрание Синедриона стало решающим. «С этого дня положили убить Его» (Ин 11: 53).

Вот какие соображения обернулись распятием Спасителя. И хотя они были продиктованы разными намерениями, но привели к одной цели. Иудеи предпочли кровь пути Спасения и отвергли в пользу мира сего Царство, которое ему не принадлежит.

(9)

Если бы избранный народ слился с другими нациями, это позволило бы ему взять на себя функцию мистического оплодотворения1 в самом сердце каждой из них. С эзотерической точки зрения эта задача представляет собой вершину деятельности народа, посвященного служению Господу.

Отказавшись от крещения, еврейский народ сохранил свое лицо в «Миру» наравне с народами языческими. Но он заплатил за это дорогой ценой; расчеты Каиафы не оправдались. Даже израильские мудрецы не сумели понять предостережения Христа: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который

1 «Fertilization».

отвергли строители, сделался главою угла?»1. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21: 43; Мк 12: 10; Лк 20: 17, Деян 4: 11).

Еврейский народ утратил первенство и стал последним. Покоренный, истребленный и рассеянный, он превратился в нацию бродяг, которая подвергается постоянным преследованиям в Цикл Сына2.

(10)

Выбор, сделанный Синедрионом, воспрепятствовал реализации Таинства Воплощения в полном объеме: человечество не одолело первый Порог, за которым — Лестница эзотерической эволюции, путь Спасения. Но человечество было спасено только в надежде, как сказал св. Павел.

А между тем эта надежда, этот слабый отголосок является подтверждением Обетования. Это формула замещения3плод искупительной жертвы, к которой подтолкнула Христа Его Любовь. Угроза всеобщей Смерти была устранена тем фактом, что Христос добровольно, из любви к людям отдал Себя как жертву за взбунтовавшийся избранный народ. В этом истинный смысл пасхального гимна, где говорится, что Спаситель Своей Смертью попрал Смерть. Вот почему человек все еще может с надеждой встречать испытание, через которое ему необходимо будет пройти в начале Цикла Святого Духа.

Это испытание абсолютно серьезное, потому что оно последнее. Если человек не выдержит его, не поможет никакая «формула замещения».

Вот почему не следует думать, что анализ, приведенный в этой главе, продиктован осуждением избранного народа или его вождей; их будет судить Моисей, как об этом говорил Христос (Ин 5: 45).

Главный вопрос на сегодняшний день — способны ли мы извлекать уроки из прошлого?

1 Пс117:22.

2  Этот сознательный переход с земного уровня на высший, который почти непосилен большим группам, всегда может быть осуществлен (и осуществляется) отдельными индивидами. Последствия его неизменны: на земном уровне это утрата евреями национального лица в результате крещения и слияние их с социальной средой обитания. На духовном уровне такое обращение во многих случаях сохраняет чрезвычайную силу воспринятого духовного импульса как воспроизведение той силы, которую получил бы избранный народ с принятием Нового Завета.

3 «Substitution formula».

 

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz