ГЛАВА XXI

    

(1)

Теперь, когда наше изучение мезотерического цикла Гнозиса подходит к А концу, пора задаться вопросом о ЦЕЛИ человеческой жизни.

Мы неоднократно рассматривали эту проблему в ее различных аспектах — космическом, планетарном, социальном и т, д. Теперь же мы попытаемся изучить ее более тщательно и отыскать, если это возможно, ее решение в индивидуальном, или эгоцентрическом масштабе, сообразуясь с тем, что уже известно читателю относительно всего целого Учения.

Проблема эта с древнейших времен будоражила умы одареннейших представителей человечества. Древние и современные, религиозные и светские философские системы предлагали множество вариантов ее решения, однако чаще всего решения эти не могут быть приняты во внимание наукой, поскольку неизвестное определяется в них посредством промежуточных звеньев, в которых неявно в той или иной степени присутствует неизвестное же. Именно по причине отсутствия объективных элементов, необходимых для научной постановки данной проблемы, мы при ее решении вынуждены оперировать элементами, черпаемыми в опыте верований, традиций и т. п. С любой точки зрения — такой метод не подходит ни для научного исследования, ни для критического анализа. К тому же, в какие бы времена ни поднималась эта проблема, каждый философ или поэт оставлял на ней отпечаток своего собственного ее видения, в большинстве случаев пессимистического.

Пушкин, страстный жизнелюб, обладал в высшей степени обостренным чувством истины и был неспособен лгать самому себе. И все же он решился задать себе вопрос, не пытаясь даже на него ответить:

Дар напрасный, дар случайный, 
Жизнь, зачем ты мне дана?

Этот великий поэт, посвятивший свой исключительный дар служению истине и красоте, так и ограничился констатацией парадоксальности чудесного и столь же иллюзорного бытия. В возрасте тридцати семи лет он был убит на дуэли из-за женщины — своей жены.

Младший современник Пушкина Лермонтов, который был поэтом того же склада и в двадцать восемь лет также был убит на дуэли, оставил нам столь же пессимистические строки:

Любить... но кого же?... на время — не стоит труда, 
А вечно любить невозможно.

Итак, перед нами две констатации, два видения мира, которые открылись пророческому духу двух великих поэтов, выплеснувших свое озарение на бумагу в те минуты вдохновения, когда над каждым из них господствовала Майя, Великая Иллюзия, верховная власть Всеобщего Закона, претворяемая в жизнь Абсолютом Ш.

Открывшееся поэтам есть неопровержимая констатация истинного положения вещей в нашем Mixtus Orbis, в мирской жизни, которая в подавляющей степени обусловлена влияниями-«А». Несмотря на то что оба поэта были привязаны к этой «жизни» всей мощью своего пылкого темперамента, они были способны созерцать ее с высшей точки зрения влияний-«В», а то и «С», если не «D». Это противоречие приносило каждому из них внутренние страдания: при органической неспособности лгать приходилось жить в мире, утопающем во лжи. На плане земном такая ситуация неразрешима. Посему Всеобщий Закон и стер их с лица земли, отпустив их мятущиеся души на покой в их небесной Отчизне — Царстве Божьем.

И все же Лермонтов, несмотря на свой пессимизм, пошел дальше Пушкина, прямо и без обиняков высказав великую истину, о которой предпочитали молчать, а если кто из поэтов и касался ее ненароком, то разве лишь в лирическом тумане витиеватых общих мест и замысловатых метафор.

(2)

Рассмотрим затронутую проблему с точки зрения Традиции.

Ответ на поставленный вопрос можно найти в некоторых памятниках эзотерической мысли.

В православном Предании упоминается так называемая Золотая Книга. В ней содержатся некие наставления и тексты, которые открываются ученикам постепенно, по мере их продвижения по Пути. Приводимые ниже фрагменты зачитываются им лишь однажды, однако они должны запомнить их слово в слово. Это не Книга Мертвых, но Книга Живых.

По поводу того, что нас интересует, в ней говорится следующее:

Жить — значит любить;

Кто не любит — тот не живет.

Он влачит жалкое бытие,

Оправдываемое лишь надеждой на любовь.

Далее излагается учение о полярных существах, которое мы уже косвенно комментировали и к которому еще вернемся.

Принцип, столь ясно выявленный в лермонтовской строфе, еще две тысячи лет назад был не менее ясно указан апостолом Павлом. Цель жизни, как говорит св. Павел, в том, чтобы достигать Любви (I Кор 4: 1).

Достигать Любви — это поистине достигать Света, достигать Духа и в конце концов Бога. Ибо

Бог есть любовь , Бог есть свет2, Бог есть дух3.

Св. Иоанн к этому добавляет:

Потому что любовь от Бога... Кто не любит, тот не познал Бога4.

 

1 1Ин4:8
2. 1Ин1:5.
3 Ин4:24. 
4 1Ин4:7—8.

(3)

Понятие преходящего и понятие духовного обычно воспринимают как противоположные. Такое их противопоставление подается как логическая альтернатива, дуалистическая формула, которая однако, в силу разноплановости ее аргументов, не является полной и адекватной и потому при неизбежном упрощении приводит к крайностям, представляясь тем не менее вполне убедительной двойственному по своей природе человеческому разуму. Но если вдуматься, она ничего не решает и не объясняет. Напротив, именно эта формула есть неявная причина различи ого рода раздоров, расколов, размежевании, конфликтов, взаимных проклятий и нескончаемых войн.

Чтобы извлечь из этой формулы хоть какую-то практическую пользу, необходимо согласовать ее с объективным положением вещей, которое раскрыто нами во второй части этого тома: оно отражено в системе трех космических октав.

В этом случае станет совершенно очевидным, что в полном виде эта формула имеет тройственный характер: для ее адекватности необходим еще некий третий элемент: вечное. В этом уточненном виде она будет охватывать весь масштаб возможной эволюции человека, равно как и человеческого общества, причем в их тесной взаимосвязи. И если дуалистическая формула духовное — преходящее способна лишь порождать сомнения, разделения и смерть, то она же, но уже тройственная, есть путеводитель от смерти к жизни.

Если в этой формуле опосредовать две полярные крайности — духовное и преходящее — понятием вечное, то мы получим ее в полном виде:

Духовное — Вечное — Преходящее.

Легко понять, что эти три члена соответствуют атрибутам Абсолюта I, Абсолюта II и Абсолюта III.

В плане человеческой любви реальная антиномия, являющаяся предметом эзотерических работы и обучения, возникает из противопоставления преходящего вечному, а не духовному, которое для внешнего человека не более чем абстракция.

Именно здесь следует искать ответ на вопрос о полярных существах, ключевой для тех, кто стремится следовать пятому Пути — Пути Рыцаря и Дамы его сердца, Госпожи его души.

Ибо Истинное Я, ЕДИНОЕ для полярных существ, хотя и обретающееся в двух заключенных в различных телах Личностях, принадлежит Вечному, а через него —Духовному.

Плотское же «Я» принадлежит Преходящему.

(4)

В нашей жизни Личное «Я», расположенное между двумя другими, представляет собой, образно говоря, огромный вопросительный знак. В отождествлении с плотским «Я» Личность погибнет, в слиянии с Я Истинным — обретет вечную жизнь.

Следовательно, все зависит от позиции, занимаемой человеком по отношению к самому себе и своей жизни, — от того, станет ли он строить дом свой прямо на песке, или же не успокоится, пока не достигнет прочного камня (Мф 7: 24—26).

В сущности, Личность человека есть талант, чудесный залог, который дан ему Божеством с тем, чтобы он взрастил его своим трудом1, а не зарыл в землю. Иначе человек будет лишь укрепляться в Преходящей иллюзии, упорно принимаемой им за реальность вопреки всей очевидности противоположного, последним доводом которой становится смерть.

1 «Work»; здесь: Деланием. —Прим. ред.

Идея, а точнее, факт того, что бытие дано нам взаймы наряду с возможностью посредством труда сделать его вечным, никогда не должна покидать разум ищущего, коль скоро он ищет Путь, Истину и Жизнь (Ин 14: 6). И он ни на миг не должен забывать изречение в Золотой Книге, которое гласит: «Всякий, кто прячет свой талант, его теряет».

(5)

Мы уже говорили и еще не раз повторим, что Любовь, подобно Личности, также является Божественным талантом, данным человеку взаймы. Нет, пожалуй, места на Земле, где не слышалось бы «я люблю», «ты любишь», «он любит» и т. п. Но для начала не мешало бы выяснить, насколько такого рода заверения соответствуют истине.

Сущность Любви невозможно определить строгим научным языком. О ней можно судить лишь по известным ее проявлениям.

Апостол Павел дает нам беспристрастное и полное ее описание в следующих строках (I Кор 13: 4—7):

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Таковы проявления Любви — Любви истинной, объективной. Заменив члены формулы св. Павла их антонимами, мы без труда узнаем характеристики отрицательных эмоций, например ревности — этого проявления собственнического инстинкта, распространившегося на того, кто считается «любимым». И потому вполне очевидно, что когда человек говорит: «Я люблю тебя, и значит, ты должен поступать так, как мне хочется», речь идет вовсе не о Любви, а о чем-то совершенно ином.

И все же, чтобы познать Любовь как таковую, ее нужно ощутить — пережить ее. А это невозможно без слияния с нею.

Никогда не следует упускать из виду эту истину: Любовь, будучи Божественной по своей сути, в своих проявлениях обнаруживает абсолютную силу. А потому никто не в состоянии повелевать любовью, не говоря уже о том, чтобы ее запретить. Знание этого приходит к человеку из сокровеннейших глубин его сердца, что бы он ни говорил, как бы ни оправдывал себя и поучал других.

II

(1)

Мы только что сформулировали некий принцип: Цель жизни в достижении Любви. Однако такая формулировка нуждается в пояснении.

Сказав «достигайте Любви», св. Павел продолжает: «...ревнуйте о дарах духовных», после чего переходит к их классификации.

Нетрудно предположить, что Послание апостола адресовалось тем, кто был готов его принять. Это становится еще более очевидным, если вспомнить о следующем замечании св. Павла: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (I Кор 14: 37).

Высказывание Павла можно понимать в том смысле, что среди коринфян существовала некая группа людей эзотерически развитых, которые воспримут Послание должным образом. Т. е. эта группа была составлена частью из тех, кто уже готовы пересечь второй Порог и нами обозначаются «№№ 4»; частью же — из «№№ 5», которых св. Павел называет Пророками. О всех же прочих апостол сказал: «А кто не разумеет, пусть не разумеет» (I Кор 14: 38).

Тот уровень Любви, где открывается возможность обрести дары духовные (мы назвали это обретением новых способностей), есть принадлежность человека «№ 5», пережившего второе Рождение. Иными словами, это есть качество новорожденной Индивидуальности, постигшей Истинное Я в его возвышенных андрогинных проявлениях. Это есть плод Любви, Милости Божьей1 , оказанной тому, кто трудился на ниве Господней, т. е. занимался эзотерической работой.

Однако именно Любовь всегда остается Целью жизни и ее оправданием, даже для тех, кто, по выражению апостола, не разумеет, кто не участвует в этой Работе. Точнее говоря, Любовь есть Цель жизни в космическом масштабе, в том числе даже для наиболее примитивных организмов.

Что же касается людей, то здесь можно выделить три характерных уровня.

(2)

Говоря здесь о людях, мы в любых рассматриваемых нами вариациях заведомо  подразумеваем нормальных людей, вращающихся среди столь же нормальных себе подобных в нормальных жизненных обстоятельствах нашего Mixtus Orbis. Однако современная жизнь, провисшая в колоссальном разрыве между главной ее отличительной чертой — техническим прогрессом — и прогрессом духовным, порождает ненормальные условия, именно аномалии на всех планах влияний-«А» и во всех слоях общества. Этими аномалиями, в свою очередь, порождаются патологические деформации в людях. Такое торможение нашего развития приводит к духовному склерозу, так что человек второй половины XX века, стоящий у самого порога Цикла Святого Духа, продолжает в какой-то мере жить по ветхозаветным понятиям.

1 Или «Благодати» («Divine Grace» ).

 

Такая абсурдная ситуация — результат вышеупомянутой разности уровней прогресса — может дать определенные преимущества человеку сильному и в широком смысле слова бодрствующему: она порождает в нем противодействие. Для него это прекрасная точка приложения своих сил, более того, возможность скорейшего достижения Победы. Что же касается людей слабых, то они смиряются перед толпой, увлекающей их по пространному пути в погибель (Мф 7: 13). Наша эпоха становится ареной повсеместного проявления и действия евангельского закона, согласно которому «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13: 12).

Такого рода человеческая слабость характерным образом проявляется и в отношении к Любви.

«Свободная» философия сводит проблему Любви к чудовищным, до крайности упрощенным формулам, выдаваемым за «реализм»; например:

— Любовь? Это всего лишь контакт двух эпидерм!

Нормальный человек не станет отрицать, что в таком случае это низшая ступень биологической лестницы, еще более низкая, чем та, на которой стоят животные, у которых «контакт двух эпидерм» все же сопряжен с инстинктом сохранения вида, а то и с настоящей любовью — на своем, разумеется, уровне.

Профанацию Любви невозможно оправдать лозунгами типа «в конце концов, так было всегда». Власть Абсолюта III действительно огромна и, как правило, решает все. Но можно ли свести к «контакту эпидерм» случаи, подобные истории спартанского царя Менелая? Менелай, который прославился военными подвигами, в праведном гневе настиг предателя Париса и всего несколькими ударами обратил его в бегство; затем, когда Троя уже пала, ринулся во дворец с обнаженным мечом, чтобы покарать свою неверную жену Елену, ставшую причиной десятилетней войны. Но войдя в ее покои и вновь увидев прекрасный лик, он обо всем забыл, бросил меч и заключил Елену в объятия.

И даже при том, что беспомощность Менелая перед вспыхнувшим слепым чувством — диктатом Абсолюта III — послужила поводом для насмешек Эври-пида («Андромеда»), апологеты «контакта эпидерм» могут вызвать разве лишь брезгливую жалость.

Но оставим классические античные сюжеты и пачкотню современных циников; рассмотрим наиболее характерные стереотипы Любви.

(3)

Здесь наиболее уместно воспользоваться открытым древними делением человечества всего на три категории: людей телесных, душевных и духовных.

Под людьми телесными мы будем подразумевать тех, кто стоит ниже первого Порога; под душевными1тех, кто пересек первый Порог и начал восхождение по Лестнице, ведущей ко второму. Духовные же люди в нашем понимании — это те, кто пересек второй Порог, обрел второе Рождение и движется к третьему Порогу.

Как мы уже видели, все живое живет благодаря Любви и к Любви стремится. И проявления Любви в ее разнообразнейших обликах охватывают широчайший диапазон — а именно диапазон различных уровней Сознания, причем в данном случае, т. е. под знаком Любви, переход на более высокий уровень отнюдь не исключает и не упраздняет обретенного на низших уровнях — он лишь преображает его.

Нередко можно услышать, что переход на более высокий уровень Сознания влечет за собой сублимацию полового начала. По сути же такая сублимация происходит непрерывно, на всей Великой Лестнице эволюции живых существ. В отношении человечества она включает в себя три ступени, соответствующие трем вышеописанным категориям.

Телесный человек — «удачлив» он или нет, богат ли, беден, счастлив или несчастлив — довольствуется жизнью ниже первого Порога. Поэтому его стремления и желания, как и его любовь, остаются перед первым Порогом.

Человек духовный, т. е. тот, кто пересек второй Порог и пережил второе Рождение, стремится достичь третьего Порога, за которым откроется путь - к Плероме — непостижимой и невыразимой Любви в лоне Абсолюта.

К этому же состоянию стремится и человек душевный, однако прежде, чем оно станет для него возможным, он должен полностью измениться и приблизиться ко второму Рождению. В первом томе мы подробно изучили все стадии восхождения в процессе эзотерической работы и отметили, что уже достижение того, что называется собственно Путь, требует упорного и длительного труда, который может быть подразделен на четыре этапа. Это составляет Лестницу о четырех ступенях, последняя из которых и есть Любовь — уровень, которого должен достичь душевный человек, чтобы, представ перед вторым Порогом, этот Порог преодолеть. Мы сказали, что четыре традиционные добродетели2 , соответствующие этим четырем ступеням, суть Вера, Надежда, Знание (Гнозис) и, наконец, Любовь. Успех осуществления такой последовательной программы за-

1 «Psychological».

2 «Traditional virtues».

висит от непрерывности сознательных, зачастую сверхчеловеческих усилий, которые должны быть приложены в контексте и в пределах одного из четырех Путей, выбранного в оптимальном соответствии психическому типу неофита.

В настоящем томе мы достаточно подробно изучили также пятый Путь, предоставляющий возможность ускоренного достижения и успешного преодоления второго Порога, — путь, который доступен лишь при объединенных сознательных усилиях пары полярных существ. Это путь Рыцаря и его Дамы.

В предыдущих главах мы проанализировали различные варианты эзотерического развития и препятствий на его пути. Теперь мы попытаемся еще глубже вникнуть в этот вопрос — вопрос о полярных существах — и разобрать его на материале самой жизни, т. е. с практической точки зрения. То есть мы рассмотрим как возможности, которые открывает пятый Путь, так и препятствия, которые могут на нем встретиться (знать о них особенно важно), чтобы в итоге выяснить, какая судьба уготована полярным мужчине и женщине, если им удалось найти друг друга в нашем Mixtus Orbis.

III

 (1)

Вернемся к общей схеме Пути, приведенной в первом томе и воспроизведенной здесь на рис. 42, и дополним ее толкование.

Важно отчетливо понимать, что перед человеком, взбирающимся по Лестнице по одному из четырех путей, стоит двоякая задача — обретение Гнозиса с целью достижения Любви и наряду с этим избавление от ноши кармических долгов, скопившихся на протяжении предшествовавших фильмов и фильма нынешнего. Тот, кто желает достичь нужного результата в этой жизни или хотя бы в каком-нибудь из ближайших ее фильмов, может приступить к этой задаче лишь будучи непоколебим в Вере и Надежде. Задача эта, разумеется, грандиозна и кажется почти невыполнимой, и все же требования, предъявляемые на том или ином из четырех путей, значительно меньше предъявляемых на пятом. Это объясняется тем, что пятый путь одолевается значительно быстрей, чем четвертый, равно как четвертый — значительно быстрей остальных трех. Такой ускоренный темп восхождения по пятому пути имеет своей естественной причиной то, что его проходят, так сказать, в обратном направлении. На первых четырех путях полярные существа могут при встрече узнать друг друга лишь за вторым Порогом, в случае же пятого пути такое интуитивное узнавание происходит с одним из них, а то и с обоими перед вторым, а то еще и перед первым Порогом.

Сказанное выше можно объяснить тем, что кармическое бремя никогда не представляет собой некую аморфную массу, но состоит из определенного количества положительных и отрицательных компонентов, каждый из которых относится к определенному плану. В совокупности они образуют то, что называется Кармой индивидуума.

Рис. 42

 

Как мы только что сказали, полярные существа могут узнать друг друга еще не добравшись до первого Порога, поскольку с учетом их отношения к Любви кармические ноши могут оказаться почти не стоящими внимания. Иными словами, отдают они себе в этом отчет или нет, жизнь их в сущности наполнена глубинным стремлением к истинной Любви. В этом отношении они попросту не способны себя обманывать.

Благодаря такой, может быть, даже бессознательной установке полярные существа оказываются на четвертой ступени Лестницы, где тотчас возникает необходимость как можно скорей избавиться от кармического бремени на остальных планах человеческого сознания. Бремя это может быть легким, обычным или тяжелым, но, так или иначе, у обоих партнеров оно разное.

Взаимное узнавание полярных существ перед вторым, а тем более первым Порогом предполагает, что они уже обрели необходимый минимум Веры и Надежды. Коль скоро это так и коль скоро они стоят на определенной ступени Любви, им остается лишь укрепляться в этих добродетелях с тем, чтобы обрести Гнозис, избавиться от остатков своей Кармы и таким образом выйти ко второму Порогу.

Метод совместной в данном случае работы несколько необычен, поскольку сама ситуация является исключением из общего правила. Говоря образным языком Традиции, он состоит в том, чтобы выпотрошить Карму лезвием Гнозиса, и в этом смысле он незаменим, составляя для полярной пары правило номер один, которое должен твердо усвоить каждый, кто избрал пятый путь: глубинный смысл и эффективность такого метода будут последовательно раскрываться в процессе работы.

Но его реализация отнюдь не из легких: здесь необходимы усилия и сверхусилия, ибо четвертая ступень не слишком располагает к тому, чтобы на ней отдыхать. Как мы уже указывали (т. I, гл. XX, § 21), каждая ступень Лестницы устроена таким образом, что может служить опорой лишь отпущенное время, после чего рассыпается в прах.

Таковы условия задачи, перед которой оказываются полярные существа с первой же минуты их встречи, когда благодаря неописуемому внутреннему порыву они вдруг обнаруживают в себе объективное и абсолютное чувство связывающего их неразрывного единства.

Это внезапное озарение есть подлинное чудо — а именно прорыв андрогин-ного сознания, которое не имеет ничего общего ни с тем, что способен себе представить убогий человеческий разум, ни с тем, что может имитировать двигательный центр, пытаясь создать нечто подобное с помощью энергии СИ-12, отнятой у полового центра, полностью в этом случае опустошенного. Андрогинное сознание устанавливается вслед за притоком энергии СОЛЬ-12, спонтанно наполняющей сердце человека. Эффект, производимый этой исходящей из высшего эмоционального центра энергией, неведом даже наиболее утонченной человеческой Личности с ее 987 дробными «я», привыкшей к послушанию трем низшим центрам.

В таком идеальном случае полярные существа достигают истинного обручения. Бракосочетание становится для них настоящим таинством, в результате которого «будут два одною плотью» (Мф 19: 5), т. е. попросту реализуя уже имеющееся ЕДИНСТВО в сознании обоюдного Истинного Я. Тем самым они пересекают второй Порог, и второе Рождение — рождение Индивидуальности — становится для них свершившимся фактом.

Такие случаи исключительно редки. Да, полярные существа не могут не встретиться, и иногда узнают-таки друг друга. Однако чаще всего они не отдают себе отчет в том, какое на них свалилось сокровище, какие великолепные перспективы открывает перед ними эта «случайная» встреча.

Даже при отсутствии осознания того, что происходит, взаимное влечение полярных существ почти неодолимо по причине их андрогинной природы. Когда же они осознают это, в дело вмешивается Всеобщий Закон и тут же готовит им западню. Убаюканные своей сказочной Любовью, они, сами того не замечая, дают себя поймать — по собственной воле и милости Абсолюта III они становятся просто любовниками, не слишком задумываясь о серьезности происходящего и о своей в этом случае колоссальной ответственности. И тогда со временем сама ситуация создаст если и не неразрешимые, то весьма и весьма сложные проблемы.

Мы уже не раз говорили и вновь повторим, что полярные существа просто обречены встретиться хоть раз в жизни. Но обстоятельства этой встречи могут быть весьма различны; они как раз определяются характером и тяжестью кармического бремени партнеров. Это застарелое бремя, с ним они родились, принесли его в свой нынешний фильм и дополнили тем, что успели накопить до момента своей встречи. Оно, кроме того, отягощается в описанной ловушке Всеобщего Закона, если, угодив в нее, не направить совместные сознательные усилия на то, чтобы прежде всего из нее выбраться, а затем, постепенно избавившись от застарелого бремени, использовать наконец возможность навсегда объединиться в истинный союз полярных существ.

Для его достижения необходимо выполнение совершенно однозначных и жестких условий, которые сводятся к осуществлению необратимого перехода от свободного романа к единственному.

Вообще говоря, эти условия зависят от конкретного случая. Но как бы то ни было, желаемый результат всегда достигается лишь посредством упорной борьбы за освобождение от утроенного кармического бремени.

(2)

Оказавшись во власти свободного романа, партнеры забывают почти обо всем, кроме своего желания быть постоянно вместе, и подчиняют все и вся этому «категорическому императиву», диктуемому волей Абсолюта Ш. В этом они настолько преуспевают, что если к моменту их встречи один из них или оба оказываются связаны узами брака, на возлагаемые этим обязанности оба смотрят сквозь пальцы. Успокоить в такой хрестоматийной ситуации свою совесть им помогает расхожее оправдание так называемой «большой любовью».

Развивается ли ситуация по схеме муж жена любовник, жена -— муж —любовница, имеет ли место то и другое, оказывается ли она еще более запутанной, результат всегда бывает один: со своей «большой любовью» каждый из них в лучшем случае оказывается в сетях безнадежной лжи, а в худшем — заканчивает холодным цинизмом. Бывает и так, что в порыве «праведного гнева» преступивший законы брака идет на полный разрыв с семьей и детьми.

Все это рано или поздно неизбежно приводит к угасанию вспыхнувшего было ослепительного огня «большой любви». Начав со лжи другим, люди в конце концов начинают лгать самим себе.

Любовь есть Божественное выражение Истины; вмешательство же лжи разрушает счастье даже самых упоенных любовников. Кредит, который дает им Любовь, не бездонен: «медовый месяц длится лишь месяц».

(3)

Для полярных существ попасть в такую ловушку равно поражению — постыдному поражению без каких-либо попыток противодействовать всеобщему Закону.

Даже если любовники являются истинно полярными существами, но при этом пренебрегают высшими требованиями Любви, ее кредит рано или поздно будет исчерпан, и Любовь исчезнет.

Последствия этого общеизвестны: в один прекрасный день человек оказывается у разбитого корыта.

Такова судьба любого свободного романа, даже если он завершается браком, не говоря о его продлеваемой без конца «свободе».

Этому учит нас сама жизнь, если только у нас хватает смелости видеть вещи в их подлинном свете. Иллюстраций на этот счет — в избытке в классической и современной литературе. С точки зрения, обусловленной влияниями-«А», такая ситуация более чем обычна. Все имеет свой конец, и человек говорит себе: «Любовь от века? Это, конечно, прекрасно, но это удел мечтателей!» — и с убаюканной совестью продолжает погружаться в трясину.

И однако же Любовь полярных существ — единственная в жизни реальность. Они могут и должны пожертвовать всем ради обретения этого чистого и абсолютно драгоценного андрогинного союза.

Но здесь одна существенная оговорка: они должны жертвовать всем, что принадлежит им. Ибо при том, что человек, говоря эзотерическим языком, вправе приносить жертвы, принимать их он права не имеет. Сознательное жертвоприношение освобождает от кармы; принятая жертва усугубляет ее.

(4)

В подавляющем большинстве случаев скрещение путей полярных существ остается для них практически незамеченным. Оно может оказаться в высшей степени приятной и прочной, даже «незабываемой» связью, но и только. Это объясняется тем, что сознательный союз полярных существ доступен лишь уже достигшим определенного уровня духовной культуры. У среднего же человека подобные вопросы даже не возникают: предлагаемое свободным романом вполне удовлетворяет все его потребности, как сексуальные, так и духовные.

Читатель, кстати, должен заметить, что мы говорим об этом без какого-либо осуждения. Действительно, подобные люди также вносят свою лепту в общее дело, хотя и несколько иным способом — в рамках Всеобщего Закона. Таким образом они обеспечивают непрерывность функционирования третьей космической октавы и поставляют материал, необходимый для функционирования второй, а через нее и Первой космической октавы. Они также получат свое вознаграждение, но лишь спустя вечность, исполненную удовольствий и страданий...

Не считая праведных, те полярные существа, которые смогут распознать друг в друге Истинное Я, к моменту встречи, как правило, оказываются связаны по рукам и ногам прежней и новой кармой, накапливающейся до этой встречи, а главным образом после нее.

Такая ситуация гораздо серьезней одной лишь любовной связи, ибо к тем, кто в ней оказался, приблизилось Царство Небесное.

Если же их сознание внезапно пробуждается, все те нити, что связывали их с тысячами некогда прожитых ими лет, проникнув в мельчайшие клетки их тел, сходятся в одном фокусе, из которого исходит сияние открытого теперь для них космического будущего, теряющегося в вечном свете Плеромы.

В тот самый момент, когда полярные существа встречаются друг с другом, неизменно тяготеющая над каждым ответственность становится сродни ответственности блудного сына, который всё никак не решится оставить свои мытарства и вернуться в отчий дом.

(5)

"Что же нам теперь делать? — спросил самого себя Рыцарь. — Я взглянул в ee глаза, и мой взор утонул в открывшихся глубинах — я увидел все. Ответный взор был исполнен нежности, и все мое существо затрепетало и переполнилось несказанной радостью... Но могу ли я быть уверен, что это действительно Дама моей Мечты — та единственная, к которой я стремился и которую искал повсюду на своем Пути? Достанет ли мне сил победить сомнения и поверить до конца в совершенное, вечное счастье, которое не смогут омрачить никакие мои утраченные иллюзии?»

Вернемся же к Золотой Книге и тому тексту из нее, который мы уже частично цитировали. Далее он гласит:

С рожденья каждый несет в себе образ той, что ему уготована.

И образ ее растет вместе с ним,

Обретая форму, наполняясь жизнью и цветом.

Человек о нем не знает. Но это его Второе Я,

Дама его грёз, Властительница его дум.

Он должен искать ее вечно.

Лишь в ней он найдет истинный отзвук самого себя;

Потаеннейших, невыразимых движений своей души,

Ибо в их союзе исчезнет граница между Я и Ты.

Ибо она — его Единственная, его законная Супруга.

И Безмолвие укроет их Любовь.

(6)

Полярность двух человеческих существ есть прямое следствие полярности их высших центров.

У полярных Индивидуальностей полярность высшего эмоционального цен-тра влечет за собой и определяет поляризацию их половых центров. Полярность половых центров сама по себе, напротив, еще не есть причина полярности всего существа и не является признаком таковой.

Половой центр, который имеется у всякого живого существа, естественно и неизбежно вовлекает в свою деятельность только двигательный центр. Таким образом, полярность плотского «Я» человеческой Личности, как и полярность животных, не является чем-то исключительным и встречается в ряде вполне конкретных случаев. Возможное количество таких случаев определяет приведенная ниже формула, выведенная на основании того, что в двигательных центрах двух разнополых существ насчитывается в общей сложности двенадцать секторов, сочетаемых в данном случае попарно:

       12x11=66
1x2

Отсюда следует, что внешний человек, Личность которого не вполне разви-та, может в своей жизни встретить шестьдесят шесть полярных ему в половом отношении женщин, из которых шестьдесят пять будут его так называемыми «законными» возлюбленными и лишь одна — его Женой, его полярным Существом, Единственной Дамой его Мечты. Разумеется, это же касается каждой женщины в отношении ее возможных возлюбленных.

Шестьдесят пять из этих случаев оборачиваются свободным романом, и лишь один из шестидесяти шести может быть началом единственного романа.

Действительно, ни для плотского «Я», ни, разумеется, для неразвитой Личности не существует соответствующей единственной, т. е. единственно возмож-ной1 полярности — о ней имеет смысл говорить только по отношению к Индивидуальности.

Следует заметить, что вследствие неустойчивости неразвитой Личности свободный роман начинается, как правило, с зова полового центра. Эта же неустойчивость является причиной того, что как только закончится «медовый месяц», свободный роман начинает угасать.

Разумеется, после первого неудачного романа в сфере влияния Абсолюта III остается еще шестьдесят пять других возможностей, не считая всякого рода связей наподобие «браков по расчету», которые к свободному роману отношения не имеют, относясь к обширной категории проституции.

1 «Singular».

Такова иллюзорная, но столь же крепкая клетка чувственности, в которой прозябает внешний человек, не ведая о возможности «шестьдесят шестой», которая могла бы стать его спасением, — да в нем и не нуждаясь.

(7)

Мы не выявили еще объективные критерии, по которым человек может распознать свое полярное существо, убедиться, что, казалось бы, случайная встреча далеко не случайна.

Здесь нам вновь поможет схема Пути (рис. 42).

Путь, как мы уже видели, включает в себя четыре основные стадии, разделенные тремя Порогами. Ниже первого Порога жизнь проходит под властью влияний-«А», однако здесь встречаются стрелки, указывающие в сторону источника влияний-«В», — эти призывы адресованы тем, кто способен их воспринять. Как правило, «жизнь», лишенная животворящей и неизменной Цели, обречена на физическое и духовное угасание. Выражаясь метафорическим языком Традиции, это цветущая долина, но под каждым цветком свернулась змея. Менее поэтическое, но не менее подходящее название для такой «жизни» — ад.

Если предположить, что Адам не совершил бы свое грехопадение, то первый и второй Порог свелись бы к одному. В этом случае первый Порог играл бы ту роль, которую сейчас играет второй, —роль врат, ведущих непосредственно в Рай, откуда виден третий Порог, за которым Плерома.

Как бы то ни было, падшее человечество пребывает теперь ниже первого Порога. Преодолевший же его по-прежнему вынужден взбираться по Лестнице, которая ведет ко второму Порогу.

Следует помнить, что необходимая для этого работа может быть выполнена лишь посредством сознательных усилий и непременно в течение земной жизни. Это и есть то, что носит наименование Чистилища.

Итак, падшему человеку для достижения Рая совершенно необходимо пройти Чистилище, и причем успеть «доколе есть день», ибо «приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин 9: 4).

(8)

За тем непреложным законом, согласно которому всякий, кто желает учиться Знанию, должен поступать так, как будто он это Знание уже обрел, стоит великий дидактический принцип обретения Savoir-Faire1: обучение реально только на практике. Так, нельзя научиться рисовать, не начав делать наброски, нельзя научиться музицировать без какого-либо музыкального инструмента.

В этом и состоит ответ Рыцарю на его вопрос, как быть. Зная на него ответ, он сможет точно распознать свою Даму, без малейшего риска ошибиться.

Это подразумевает Крещение Огнем2 .

(9)

Перед первым Порогом ученика ожидает Крещение Водой — крещение покаянием. Это посвящение в Надежду на Спасение.

Через Крещение Огнем — последнее испытание чистоты — человек проходит у второго Порога, непосредственно перед вторым Рождением. Это крещение Жизнью, приобщение к Спасению. Но и это еще не конец, так как по-прежнему не исключена возможность нового грехопадения.

Третьему Порогу предшествует Крещение Духом. Это крещение вечной Жизнью, окончательное Спасение Духом Святым, Утешителем. С этого момента грехопадение более невозможно.

(10)

Следует помнить, что тот, кто преодолевает второй Порог и обретает второе рождение, освобождается от власти Абсолюта III. Тем самым он входит в царство Абсолюта II и подпадает под действие законов, управляющих Второй космической октавой.

Согласно упомянутому дидактическому принципу, всякий желающий достичь второго Порога должен всегда вести себя так, словно он уже одолел его.

В это правило вписываются все аспекты работы на Лестнице. Но есть один аспект, который в этом отношении наиболее важен.

Власть Абсолюта Ш над внешним человеком прямо или косвенно осуществляется через посредство полового центра. Половое влечение и удовольствие от полового акта, которые обеспечивают продолжение человеческого рода, есть некий постоянный энергетический импульс, заполняющий интервал между нотами ФА и МИ Второй космической октавы. Здесь же следует вспомнить, что в пределах этой октавы воспроизведение рода уже не происходит, а потому нет и полового акта в том виде, в котором он известен нам по Третьей космической октаве.

1 «Умения»; см. т. I, прим. 2 на с. 39. — Прим. ред.

2 «The Baptism of Fire».

Крещение Огнем имеет двойное значение: это духовное испытание и объективное воздействие.

Влюбленным, которые убеждены в своей полной полярности, следует решительно отказаться от плотской любви. Они должны сделать это сознательно и по взаимному согласию, одновременно поддерживая священный огонь своей Любви, принимающей форму любви рыцарской. Им следует настраивать себя таким образом до тех пор, пока они не достигнут гармонии с законами, управляющими половой жизнью на Второй космической октаве. С другой стороны, священный огонь этой Любви постепенно уничтожит весь их «кармический шлак» — весь накопленный отрицательный опыт. Таким образом, говорит Традиция, случайные персонажи фильма выйдут из игры по собственной воле.

Обстоятельства изменятся, препятствия будут устранены. Пройдя испытание Огнем1, двое влюбленных предстанут перед вторым Порогом очищенными и готовыми принять Крещение Огнем. Затем, в результате второго Рождения, рождения их Индивидуальности, они навсегда соединятся в вечном сознании своего полного и неразрывного единства.

Ради этого и нужно пройти испытание. Это нелегко, но и ставка высока.

Если предполагаемых полярных существ постигло грехопадение, это означает либо то, что они не были истинно полярными, либо то, что они еще не созрели для такого подвига. В этом случае Великий Шанс обернется для них достаточно заурядным событием, разве что несколько более ярким и значительным, нежели прежние и последующие.

Быть может, оттолкнув руку божественной помощи, протянутую к ним с тем чтобы навсегда соединить их в Свете, они со временем горько пожалеют о той слабости, которую по ошибке приняли за силу характера.

Об этом и сказано в Писании (Откр 3: 17—22):

«...ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Mou^^ на престоле Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

1 «The test of Fire».

(11)

Вопрос лишь в том, к чему прислушиваться.

Христос предлагает нам за нашу фальшивую монету чистое Золото, очищенное Им в огне. Иными словами, Он предлагает нам

ВЕЧНОЕ в обмен на ПРЕХОДЯЩЕЕ.

 

 

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz