ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ПУТЬ

ГЛАВА XV

    

 

(1)

Настоящее сочинение было задумано подобным спирали, стягивающейся к центру. Поэтому, следуя общей структуре первого тома, мы и во втором возвращаемся к вопросу о Пути. Мы полагаем, что настало время, опираясь на сведения, черпаемые в Традиции, показать точное место современного человека как носителя современной цивилизации в контексте современной эпохи. Поэтому в дальнейшем изложении нам не избежать повторения того, что уже было сказано нами о человеческой Личности, формируемой обстоятельствами нашего времени. В основание этого изложения будет, следовательно, положен анализ внешнего человека как рядового представителя современной культуры.

Извлеченные таким образом выводы, безусловно, не могут быть применены ко всякому представителю той элиты, которая в целом образует правящий класс и играет роль духовного образца человеческого общества. Не будем обобщать: искусственное уравнивание — путь к заблуждению; оно игнорирует тот факт, что основной закон Природы — единство в многообразии. Мы лишь воспользуемся отражением бытующих стереотипов как наиболее удобной отправной точкой для анализа: таким образом можно временно отвлечься от весьма многих исключений с тем, чтобы вернуться к ним впоследствии.

(2)

Для облегчения задуманного психологического исследования представляется целесообразным ознакомить читателя с одной идеей, восходящей к греческой мифологии, где она связана с образом сказочного чудовища, называемого Химерой.

Согласно мифам, это было изрыгавшее пламя существо с головой льва, туловищем козла и хвостом дракона. По преданию, отцом Химеры был родоначальник зла и бесплодия1 Тифон, а матерью Ехидна — полуженщина-полузмея, дочь Хрисаора, рожденная из крови Медузы. Из греческой мифологии образ Химеры перешел в христианство. Он присутствует в качестве орнаментального мо-

« Sterility».

тива в архитектуре некоторых готических соборов. Так, горгульи собора Парижской Богоматери выполнены в виде верхней половины тела химер со стилизованными львиными головами. В некоторых православных храмах химеры украшают епископскую кафедру: их деревянные фигуры изгибаются по обеим сторонам сиденья, образуя подлокотники.

Первоначальное эзотерическое значение образа Химеры утрачено, но его символический смысл известен, да и само это слово вошло в повседневный язык: под химерой мы понимаем ложную идею или пустые фантазии. Химерический разум питается иллюзиями, а химерический проект рушится, не выдержав испытания фактами, т. е. является беспочвенным или нереальным.

Попытаемся восстановить эзотерическое значение символа Химеры, зашифрованное в мифе традицией посвящения1 . Известно, что все существа в Природе делятся на три категории соответственно количеству имеющихся у них психических центров. Существа первой категории имеют лишь один такой центр — двигательный. Существа второй категории — два центра: двигательный и эмоциональный. И лишь люди обладают тремя центрами: двигательным, эмоциональным и интеллектуальным.

Судя по львиной голове и козлиному телу, сказочная Химера относилась к высшим представителям животного царства, а потому ее, бесспорно, следует причислить ко второй категории, категории существ, обладающих двумя психическими центрами: двигательным и эмоциональным. Коль скоро Химера была живым существом, то и у нее имелись два центра, — но только, в отличие от нормы, интеллектуальный вместо эмоционального. Это значит, что бытие ее было ирреальным, именно химерическим, ибо у всех двуцентровых существ, встречающихся в Природе, центрами могут быть только двигательный и эмоциональный.

По какой же причине это чудовище фигурирует в мифологии глубокой древности, восходящей к самим источникам Посвящения?

На примере образа Химеры, изучив его символический смысл, мы сможем более глубоко уяснить состояние внешнего человека, над которым властвует временное «Я» его неразвитой Личности заодно с эпохой, в которую он живет — точнее, живем все мы.

1 Т. е. инициации: «initiatory tradition».

(3)

Вернемся к исходной схеме трех психических центров и положительно-отрицательной двойственности их нормального функционирования.

Как мы уже видели, из этих трех центров наиболее развитым и организованным является двигательный. Когда человек рождается, этот центр уже функционирует, притом весьма сложным образом. В двигательном центре сперматозоида сосредоточена в основном моторная функция будущего зародыша, выполнение инстинктивной же функции обеспечивается яйцеклеткой, а начиная с момента зачатия — инстинктивной частью двигательного центра матери, который руководит образованием плода и его развитием в течение всего срока беременности. С рождением ребенка его обособившийся двигательный центр руководит ростом его тела, а также — с помощью мыслительного центра, а иногда под его непосредственным руководством — его развитием, включающим в себя формирование и развитие физической и психофизической функций. Таким образом, с самого рождения человека позитивный инстинктивный и негативный двигательный секторы его двигательного центра работают на полную мощность. Центр этот является также носителем всех телесных и психических предрасположенностей человека, как наследственных, так и сформированных его собственным ранним опытом.

Рис. 11

Если двигательному центру образование и обучение требуются лишь для завершения его развития, то мыслительному центру приходится начинать с нуля, ибо он рождается девственно чистым, tabula rasa. Он должен учиться всему, более того, только так может происходить его формирование1.

1 Эмоциональный центр новорожденного также представляет собой tabula rasa, благодаря чему он может получать определенные энергии от высшего эмоционального центра. Однако, как и низший интеллектуальный центр, это не избавляет его от необходимости адаптации, т.е. формирования в обучении.

(4)

Можно сказать, что вся нынешняя образовательная система — ее начальная, средняя и высшая ступени — практически полностью ориентирована на рост и развитие мыслительного центра. Наша культура преимущественно интеллектуальна; получение сегодня человеком звания интеллектуала является признанием того, что независимо от своего социального статуса он способен играть активную роль в развитии современной культуры.

При том преувеличенном внимании, которое уделяется развитию двигательного и мыслительного центров, эмоциональный центр современного образованного человека выглядит бедным родственником. По сути, человеческое общество не особенно заботится о его развитии. Религиозное обучение не только перестало быть обязательным в цивилизованных странах, оно к тому же подвержено влиянию господствующего образа мыслей, так сказать, «интеллектуализировано». Поэтому неудивительно, что, предоставленный самому себе, эмоциональный центр человека с возрастом деградирует. (Это ведь общеизвестный закон: что не растет и не развивается, то неизбежно приходит в упадок). Между тем такое положение вещей остается совершенно незамеченным. С одной стороны, его можно констатировать повсеместно, а с другой — нынешние обстоятельства, в которых мы живем, не требуют от человека развития его эмоционального центра наравне с двумя остальными. Благодаря интенсивному развитию двигательного или интеллектуального центра современный человек может сделать блестящую карьеру, без какой-либо необходимости активизировать функции эмоционального центра. Наоборот, человека подчас пугает его вмешательство, которое может «спутать карты» в его бесстрастных «реалистичных» расчетах и тем самым нарушить планы, осуществляемые под руководством двух остальных центров.

Как правило и как норма, эмоциональный центр наиболее активен у маленьких детей, в сознании которых еще отсутствует Личное «Я», поскольку у них он значительно чище. Если эмоциональный центр ребенка не отягощен чрезмерным количеством врожденных предрасположенностей, либо если они не носят чрезмерно негативного характера, а также при том условии, что интеллектуальный центр еще не достаточно развит, чтобы преобладать, эмоциональный центр остается активным—как правило, подчиняя себе двигательный, особенно в случае человека «№ 2». В дальнейшем, в процессе образования, которое под видом повышения интеллектуальной культуры направлено главным образом на интенсивное развитие негативной половины двигательного центра, деятельность эмоционального центра все более угнетается, так что под конец он впадает в спячку, близкую к летаргии.

Такова основная причина одностороннего развития человеческой Личности: будучи высокообразованным и обладая необходимыми навыками по части использования негативной части двигательного центра, человек активен и по видимости состоятелен в соответствующих сферах, однако заведомо слаб и пассивен в эмоциональном плане.

(5)

Наша жизнь оказывает на психику человека весьма значительное и притом одностороннее давление, которому подвергаются его умственные способности, а главным образом — способность к вниманию во всех его аспектах. Это порождает в человеке противодействие, указывающее на необходимость в релаксации для восстановления равновесия.

Если психические центры человека развивались в гармоническом равновесии, релаксация обычно выражается в позитивной эмоциональной жизни, адекватной его интеллектуальной культуре. В этом случае инстинктивная и двигательная активность в период релаксации оказываются синхронизированы с вибрацией эмоционального центра, заслоняющей вибрацию центра интеллектуального. Это дает возможность осуществления сублимации полового начала. Подобные моменты релаксации способны породить творческое вдохновение, которое является психическим аналогом физического зачатия.

Именно здесь кроются все возможности эзотерического развития человека, связанные с его деятельностью в этом мире. Однако чтобы воспользоваться ими, необходимо прежде выполнить ряд предварительных условий, ведь возможности эти доступны лишь человеку «№ 4», приближающемуся ко второму Порогу — Вратам в Царство Небесное, — душой и телом пребывая в единстве со своим полярным существом.

Очевидно, что этим условиям не удовлетворяет тот, кто, вознамерившись взобраться по Лестнице, едва лишь одолел первый Порог. Однако неофит ни в коем случае не должен забывать о только что описанном возможном результате своих усилий — первом осязаемом результате, к которому он должен всячески стремиться. Именно памятуя об этом божественном состоянии и в то же время отдавая себе полный отчет в своем действительном положении, он сможет создать в себе «разность потенциалов», способную породить мощный поток энергии, достаточный для того, чтобы появились шансы на его успех в эзотерической работе.

(6)

Чтобы лучше понять истинное состояние Личности современного образованного человека, подытожим вкратце все, что нам об этом известно. Заметим, что хотя позитивная часть, или позитивная половина эмоционального центра практически непрерывно пребывает в состоянии летаргии, если не сказать — паралича, его негативная половина чаще всего остается деятельной. Особенно отчетливо она реагирует на всякого рода неприятности как внутреннего, так и внешнего происхождения, — реагирует в виде отрицательных эмоций, о которых мы уже упоминали, отметив их разрушительные последствия. В этом отношении человек, можно сказать, полностью уподобляется животным: генератор негативных эмоций включается при малейших поводах к раздражению. Эффект такого рода негативных реакций существенно превышает значимость их причины. Придя к такому выводу, мы можем несколько уточнить предыдущую схему и представить Личность современного образованного человека следующим образом:

Рис. 12

Если бы мы задались целью символизировать изображенное на этой схеме каким-либо животным, то естественным образом пришли бы к образу Химеры с головой льва, козлиным туловищем и хвостом дракона. Т. е. на схеме дана принципиальная структура некоего химерического существа, по любому подходящему поводу изрыгающего огненные вихри.

В своем привычном движении к смерти человек, психика которого организована подобным образом, вполне мог бы, как и Химера, претендовать на родство с Тифоном — воплощением зла и эзотерического бесплодия. Он представляет собой бытовавший в эллинистическом мире образ-аналог Дьявола как «лжеца и отца лжи», если следовать определению, данному Христом (Ин 8: 44). В греческом тексте Евангелия от Иоанна здесь употреблено слово to pseudos, перешедшее в европейские языки в значении «ложный». Теперь мы можем глубже вникнуть в смысл сказанного Христом фарисеям: «ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (там же).

Интеллектуальный центр у такого существа обычно весьма развит. И хотя такое развитие — нечто само по себе положительное, результатом его оказывается то, что интеллектуальный центр начинает оказывать мощное давление на остальную часть Личности. Такой дисбаланс усугубляется тем фактом, что. как уже говорилось выше, позитивная часть эмоционального центра — наиболее тонкого и восприимчивого органа человеческой психики — наполовину парализована. По этой причине негативная часть, будучи предоставлена самой себе, оказывается лишена какой бы то ни было возможности выполнять свою полезную или, скажем так, конструктивную функцию поддержки деятельности позитивной части. Она включается лишь затем, чтобы дать человеку выразить свои отрицательные эмоции, что он обычно и делает, не считаясь ни с какими возможными последствиями.

Отметим еще раз, что при таком состоянии эмоционального центра человек ничем в этом плане не отличается от диких зверей, у которых позитивная часть этого центра пробуждается лишь в самых редких случаях. У образованного же человека эта часть, не будучи востребованной, впадает в спячку и может вообще атрофироваться. Различие однако состоит в том, что если в животном она пробуждается разве при условии, что оно уже не животное, человек может этого добиться в любой момент посредством сознательных усилий, закрепляемых и систематизируемых в виде соответствующих упражнений.

Как видно из вышеприведенной схемы, у большинства современных образованных людей позитивная часть эмоционального центра практически парализована вследствие несоразмерно высокого уровня интеллектуальной культуры, когда чувства легко уступают расчету.

Что же касается двигательного центра, то в данном случае он работает на полную мощность. В качестве органа, который заведует естественными инстинктивными и двигательными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность организма и возможность тела совершать движения, он всегда был предметом усилий по его совершенствованию — в военной, спортивной, творческой и прочих областях. Кроме того, хорошо это или плохо, в современном человеке функции позитивной части эмоционального центра берет на себя, по причине ее заторможенности, центр двигательный — например, находя бессознательной привязанности1 позитивный выход в неистовстве чувств, в которых преобладает дух собственности. В этом отношении человек также опускается до уровня животного.

Все вышесказанное позволяет нам лучше уяснить структуру человеческой Личности, практически низведенной до наличия лишь двух центров — двигательного и интеллектуального, что и составляет отличительную характеристику Химеры, где львиная голова символизирует)2 умственные способности, а тело животного с хвостом дракона — страсти, лишенные каких бы то ни было чувств. Языки пламени, вырывающиеся из ее пасти, — это огонь разлада" и жар интеллектуализированных страстей, подстегиваемых узурпированной сексуальной энергией.

1«Affection»: склонности, предрасположенности; здесь, по всей вероятности, в смысле «любви». — Прим. ред.

2«Fire of discord».

(7)

Таково схематическое, но вполне отвечающее реальности изображение Личности развитого человека нашего времени, пренебрегающего своим эмоциональным центром. Такое состояние чревато множеством опасностей, ибо, лишенный компаса в виде позитивной части этого центра, человек, несмотря на все имеющиеся у него богатства интеллектуальной культуры, исключительно значимые как в его собственной оценке, так и в оценке его окружения и человеческого общества в целом, оказывается совершенно безоружным перед своими собственными страстями — особенно теми, которые порождены или хотя бы связаны с извращенными сексуальными наклонностями, какое бы обличье они ни принимали. Это даже может стать неодолимым препятствием к эзотерическому развитию (см. I Кор 6: 9—10).

Бедственность такого положения вещей станет особенно наглядной, если сравнить две схемы, иллюстрирующие моральную составляющую психики в двух случаях, а именно в случае ситуации нормальной, когда Личность развита и сбалансирована, и в случае куда более распространенной ситуации ненормальной — в случае двуцентровой, или химерической Личности.

Чтобы получить адекватное представление о функционировании морали у внешнего человека, следует помнить о том, что «связи» между тремя психическими центрами, о которых мы говорили в первом томе, на самом деле гораздо более сложны, чем описывалось ранее (см. т. I, рис. 22). Связи эти реализуются через секторы в каждом из центров, а именно каждый сектор соотносится в том или ином направлении с аналогичными секторами остальных двух центров в их позитивном и негативном проявлениях. Схема, иллюстрирующая нормальную ситуацию, выглядит следующим образом:

Рис. 13

В такой системе прослеживаются двенадцать связей, четыре из которых исходят из каждого из трех центров. Это схематическое изображение человеческой морали, которая сама по себе является весьма чувствительным инструментом, структуру которого организуют и в точности ей соответствуют двенадцать связующих линий на нашей схеме.

Заметим, кроме того, что в вышеописанной ситуации, когда положительная часть эмоционального центра практически парализована, его негативная часть не может выполнять положительную функцию. Ей остается лишь заставлять этот центр вибрировать с помощью отрицательной активности, проявляющейся в форме негативных эмоций. Однако негативные эмоции такого рода, принимая все более грубые формы, переходят в подчинение страстям, которые, в свою очередь, находятся в ведении двигательного центра. Это вновь подтверждает наш вывод, что у такой разбалансированной, или химерической Личности эмоциональный центр есть величина исчезающе малая. В описываемом случае предыдущая схема принимает следующий вид (рис. 14).

Рис. 14

Когда эмоциональный центр лишен возможности выполнять свои обычные функции, число связей между центрами уменьшается с двенадцати до четырех. Восемь же связей, соответствующих наиболее утонченным и возвышенным составляющим человеческой морали, исчезают. Это происходит по причине тех изменений, которые в данном случае неизбежны в структуре как интеллектуального, так и двигательного центра. Они приводят к такому истощению обоих центров, что их эмоциональные секторы в функциональном отношении практически исчезают, поскольку источник их — эмоциональный центр — находится в состоянии летаргии. Таким образом, и у интеллектуального, и у двигательного центра остается лишь четыре активных сектора из шести.

В психологическом плане это означает то, что когда Личность человека оказывается в несбалансированном состоянии, им начинают управлять исключительно интеллектуальные и инстинктивно-двигательные соображения. Такой химерический тип человека довольно часто встречается в наше время в культурных

слоях общества. Такие люди зачастую обладают мощным интеллектуальным потенциалом, но поскольку интеллект по своей природе агностичен, они, будучи лишены возможности руководствоваться компасом эмоционального центра, становятся аморальными. Для них позволено все, что не запрещено, точнее сказать, что не наказуемо.

Когда человек такого типа испытывает потребность в релаксации (что само по себе вполне правомерно), он подпадает под власть своих телесных инстинктов. Его телесное «Я» в этом случае замещает собою «Я» несбалансированной Личности. Между тем телесное «Я» пользуется исключительно двигательным центром, который также становится в этом случае ущербным. Поскольку из его шести секторов остались лишь четыре, он также лишен компаса. И человек отдается «маленьким радостям» или «великим страстям», с помощью которых утоляет все свои прихоти, порождаемые неутомимым воображением, в то время как его двигательный и интеллектуальный центры питаются энергией, похищенной у полового центра.

(8)

Описанный выше феномен распространен гораздо более, чем может показаться на первый взгляд. Именно поэтому мы уделили его анализу целую главу. Разумеется, для большей наглядности мы рассмотрели крайний случай, однако существуют и другие, более сложные и менее хрестоматийные.

В заключение нам осталось лишь ответить на вопрос, перед которым неизбежно оказывается тот, кто решает перейти от слов к делу: как пробудить эмоциональный центр и развить его? Ответ прост: посредством обуздания отрицательных эмоций и преобразования их в положительные.

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz