ГЛАВА I

    


(1)

Написание первого тома было продиктовано целью дать тому, кто стремится к Знанию, соответствующий рабочий метод, — такой, который позволил бы ему начать поиски Пути, ведущего к Истине, а в ней и через нее — к Жизни. Иными словами, изложенные в первом томе исходные первоначала эзотерических знаний суть не что иное, как формируемый в процессе самопознания инструмент для работы над собой; овладение им и составляет ее необходимую предпосылку.

Изложение материала в данном томе следует той же схеме, а именно рассмотрению Гнозиса как целого в трех его аспектах — «Человек — Вселенная — Путь», — и определяется той же целью: помочь последователю Традиции в его дальнейшем развитии ради необратимого достижения того, что определяется как победа над Смертью. Но если первый том был посвящен рассмотрению человеческого существа как отдельного организма, теперь мы рассмотрим его в более широком контексте всей органической жизни на Земле, эволюция которой есть необходимое условие развития нашего Луча Творения.

В таком случае при организации учебного материала наиболее естественно следовать стандартной схеме организации естественнонаучных дисциплин, где усвоение изучаемого предмета определяется его структурой и сущностью .

(2)

Теперь рассмотрим, попытавшись вникнуть в общий ее смысл, эволюцию ор-А ганической жизни в целом, т. е. как некоего органа нашей планеты. Тем самым мы попытаемся, в частности, определить место человека в этой эволюции и уяснить отведенную ему функцию.

Органическая жизнь на Земле была осуществлена, в соответствии с ее за-

1 «Strecture and essence»; здесь: природойи спецификой. — Прим. ред.

мыслом1, в конкретных космических условиях. Общее представление о се росте и развитии дает современная наука.

Напомним, что ноты ЛЯ, СОЛЬ и ФА боковой октавы соответствуют всей органической жизни в целом и что каждая из них представляет один из трех элементов: человека, фауну и флору. В совокупности они образуют передаточную станцию2 для космических энергий, заполняющих интервал между нотами ФА и МИ Большой Октавы и способствующих нормальному развитию нашего Луча Творения.

(3)

Читатель, должно быть, уже заметил выделяемое нами смысловое различие и между «ростом» и «развитием». Пора дать точные определения этим терминам.

Процесс творения (в самом широком смысле) развертывается по нисходящей гамме, т. е. в нем различаются три последовательные стадии:

• Вся совокупность Творения задумана в ноте ДО как его хранилище — Первоидее. При актуализации Первоидеи Творение получает начальный импульс от воли и силы3 Творца, заполняющих интервал между нотами ДО и СИ: так возникает, в любых его частностях, проявленное бытие во вневременном акте его рождения.

• С рождением проявленного бытия (или какой-либо его частности) начинается процесс роста, который обычно проходит четыре последовательные стадии в соответствии с нотами СИ, ЛЯ, СОЛЬ и ФА и заканчивается на ноте ФА.

• Затем в процессе Творения выявляется следующая альтернатива: либо переход от роста к развитию по нотам МИ и РЕ, либо стагнация, т. е. судьба Творения как конкретной работы зависит от возможности заполнения интервала между нотами ФА и МИ. Как только этот интервал преодолен, развитие минует две новые стадии, соответствующие нотам МИ и РЕ. Успешная работа завершается в ноте ДО следующей октавы.

В обычном представлении понятие роста и понятие развития зачастую смешаны. И хотя их различают, скажем, в некоторых разделах биологии, разделительная черта между ними далеко не всегда ясно очерчена. Именно ее указывают некоторые примеры, приведенные в первом томе, начиная с общей картины-принципа Творения и заканчивая общей схемой Пути: существенная разница между двумя его отрезками — Лестницей, соответствующей понятию роста, и тем, что уже есть собственно Путь как универсальный символ развития. — с учетом сказанного станет более очевидной.

1 Т. е. «Первоидеей». — См. т. I, гл. XI, § 1; гл. XIV, § 1. — Прим. ред.

2 «Transmitter station».

3 «Power».

Нам осталось дать внятное описание природы и назначения силы1, заполняющей интервал между нотами ФА и МИ. Мы узнали, что ее источник — боковая октава как ветвь ноты СОЛЬ первой октавы и что ноты ЛЯ, СОЛЬ и ФА совместной актуализацией заполняют этот интервал.

Возвращаясь к данному выше определению, мы можем сказать, что рост боковой октавы, вплоть до его завершения, есть обязательная предпосылка дальнейшего развития творения — в соответствии с основной2 Октавой.

Этот закон безусловен для любых форм Творения: от Большой космической Октавы до зачаточных форм человеческой деятельности. Отсюда, в частности, следует, что неофит находится под его властью от первого Порога до самого конца Пути.

(4)

Вернемся к анализу феномена органической жизни на Земле. Лишь благодаря росту этого своеобразного органа может и должно быть завершено развитие нашего Луча Творения — элемента Большой космической Октавы. Какой же стадии достиг к настоящему времени рост органической жизни на Земле и какие перспективы он открывает для развития Луча Творения!

Эволюцию органической жизни, восходящей истоками к началу Творения, позволяют проследить совокупные данные естественной истории и антропологии. И хотя о том, что собственно происходило «на заре времен», нам ничего не известно, мы можем по крайней мере схематически воспроизвести стадии роста различных составляющих этой органической жизни — нашей среды обитания. Как и любой рост, он характеризуется двумя аспектами: качественным и количественным.

Мы уже говорили, что энергия, излучаемая Абсолютом I, дает начало любым формам жизни благодаря взаимодействию тока и противотока волн вдоль всего Луча Творения (см. т. I. рис. 47). Аналогичное явление наблюдается вдоль боковой октавы: рост органической жизни осущесталяется поэтапно, вызывая в качестве ответной реакции Абсолюта II необходимую для этого роста энергию. Подобным же образом потенциальная энергия, накапливаемая в зерне, становится кинетической, т. е. именно ростом этого зерна, когда оно попадает в почв)2 и вызывает ее ответную реакцию.

Как и во всех нисходящих октавах, энергия Абсолюта II по мере ее излучения приобретает мужской характер; она проницает то, на что направлена, действуя подобно сперматозоиду; по ее восприятии

1 «Force».

2 «Изначальной» («principal»).

 реакция распространяется вверх по боковой октаве: так в итоге возникает органическая жизнь. В этом неизменно проявляется один и тот же Закон Осуществления, на который намекает текст Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3: 20).

Любовь, исходящая из Абсолюта II, — животворящая мужская энергия, — в преизбытке изливается вниз по боковой октаве. Но конкретное следствие этого — рождение органической жизни — может возникнуть только как ответ на этот зов мужского начата — как своего рода отклик женской энергии. Поднимаясь к предыдущему интервалу, эта энергия как активизированное начало жизни восстанавливает исходное равновесие, нарушенное в самом средоточии пустоты истечением Любвииз Абсолюта И. Женская энергия вначале достигает ноты ФА, затем поднимается к СОЛЬ и наконец достигает ЛЯ . Другими словами, хотя это и может показаться на первый взгляд парадоксальным, органическая жизнь на Земле возникает в направлении, обратном действию Любви: сначала в растительной форме, затем в животной и наконец в виде человека.

В пределах каждой из этих фаз октавы мы можем наблюдать один и тот же двусложный процесс роста и развития, который, опять-таки, в каждом из трех случаев протекает по нисходящей внутренней гамме. Вызван этот процесс импульсом реакции, т. е. встречной энергией, обеспечивающей общий рост органической жизни. Для начала самого развития по завершении роста необходимо дополнительное волевое усилие, которое, например, в гамме растительной жизни проявляется в виде земледельческого труда. Именно сознательными, волевыми усилиями земледельца заполняется интервал между нотами ФА и МИ этой гаммы3 —и так Земля «приумножает плоды свои». Если бы человек предался праздности, возделанные им сады и поля одичали бы, вернувшись в свое первобытное состояние, и роза вновь стала бы всего лишь дикой эглантерией. Эта эволюционная зависимость, как мы увидим ниже, распространяется и на животных.

Итак, согласно нашему определению процесс развития есть совершенствование органической жизни на Земле: благодаря ему передаточная станция все более чутко реагирует на воздействие энергии от Абсолюта I, направляемой к Абсолюту II и затем преобразуемой ею во все более тонкие вибрации.

Таков качественный аспект рассматриваемого механизма. В количественном же отношении благодаря умножению элементов органической жизни пере-

1 «In the heart of the void».

2 К рассмотрению деталей описываемого процесса мы вернемся во второй части этого тома. Пока что скажем, что заполнение интервалов между ФА и МИ в обеих октавах — боковой и Большойпроисходит совершенно идентично.

3 Последовательность гамм, составляющих лестницу космосов, обеспечивается причинно-следственной связью, благодаря которой они образуют замкнутые циклы. Три великие силы, движущие человеком,—голод, половой инстинкти страх,—вынуждают его проявлять инициативу и участвовать в созидательному, е. производительномтруде.

даточная станция нашей планеты становится все более мощной и в то же время более чувствительной. Так, шаг за шагом, накапливается потенциал, необходимый для заполнения интервала между нотами ФА и МИ Большой Октавы. На ноте МИ поток, который движется вдоль Луча Творения, способен преобразовать в целом жизнь на нашей планете, а значит, и жизнь самой планеты, что повлечет за собою преобразования в нашем спутнике вплоть до новой ступени в эволюции всего Луча Творения.

(5)

Сознательное, а именно целенаправленное и компетентное вмешательство человека в жизнь растительного и животного мира стимулирует их развитие в определенном направлении и с определенной скоростью, т. е. благодаря человеку место и функция органической жизни в Луче Творения приобретают новое качество. Но как происходит развитие самого человека? Под влиянием каких факторов (по необходимости внешних) заполняется интервал между нотами ФА и МИ гаммы эволюции человечества, что именно дает человеку возможность выйти за пределы стадии роста и достичь стадии развития?

По человеческим меркам весь процесс роста и развития человека представляется достаточно длительным. Но поскольку рост занимает четыре ноты гаммы, а развитие — только две, последнее оказывается гораздо короче первого. Эту разницу еще более подчеркивает то наблюдение, согласно которому любой творческий процесс в нормальных условиях всегда протекает с ускорением. И хотя рост человека как биологического вида начался в третичную эпоху и длился, по общим подсчетам, примерно от шестидесяти до ста миллионов лет (см. т. I, гл. VIII, § 6), современный физический тип человека, homo sapiens fossilis, появился всего лишь сорок тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита, а человек с современным типом душевной организации, т. е. внешний человек (Мк 4:11), homo sapiens recens, примерно четырнадцать тысяч лет назад (см. т. I, гл. XIII).

Если представить весь процесс роста и развития человека в виде графика, где ось абсцис — ось времени, то на этом графике пришлось бы отвести кривой роста в две тысячи раз больше места, чем кривой развития: достигнув начала развития, кривая эволюции резко взмывает вверх (см. т. I, рис. 2).

Такая картина вполне соответствует библейской, согласно которой творение человека происходило в два этапа. В первом человечестве, до Адама (Быт 1:27), и мужчины, и женщины были созданы «по образу и подобию» Творца (Быт 2:7); затем был сотворен Адам, а за ним — Ева, «кость от костей его и плоть от плоти его» (Быт 2: 21—23).

Только с появлением Адама человек получил возможность перейти в своей эволюции от роста к развитию, и только часть человечества обрела в те времена тот дар. В Библии повествуется о длительном периоде сосуществования первого человечества с Адамовым, что закончилось деградацией в смешанных брач-

ных союзах (Быт 6: 1—4). которые в глазах Бога были свидетельством великой развращенности (Быт 6: 5) и привели смешанное человечество к катастрофе — Всемирному Потопу.

Следует отметить, что первое человечество, достигнув к тому времени предела своего роста, все еще сохраняло животные свойства: оно еще не знало речи. На это намекает Книга Бытия, указывая, что не к первому человеку, а именно к созданному после него Адаму Бог привел представителей животного царства, чтобы они получили от него свои имена (Быт 2: 19): «и нарек Адам1 имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт 2: 20).

Адам стал душею живою после дополнительного импульса, полученного от Бога. Символический язык Библии использует такой образ: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2: 7).

Эзотерический смысл данной метафоры таков: человек, созданный «из праха земного», был очень похож на своего двойника из животного мира — скорее всего, он напоминал человекообразных обезьян, хотя Библия и утверждает, что он был «красив» (Быт 6: 2). К тому же он обладал скрытым потенциалом, какого не было у представителей собственно животного мира, — возможностью перехода к человеческой и даже сверхчеловеческой стадии развития. Но такое развитие, в свою очередь, было бы возможно только в том случае, если бы человек получил дополнительный импульс, этот импульс позволил бы ему перейти в его индивидуальной гамме от ноты ФА. к которой добрались наиболее развитые представители этого человечества, к ноте МИ, представляющей собой первую ступень нового развития. В Священном Писании этот новый импульс символически представлен образом Бога, «вдувающего в лице Адама дыхание жизни», после чего Адам становится «душою живою». Нужно также отметить, что причиной создания этого второго, Адамова человечества была воля Бога использовать его как орудие преобразования растительного мира и возделывания почвы (Быт 2: 5).

«Дыхание жизни» — это образ, символизирующий обретение человеком-Адамом божественной искры, в виде двух высших центров проецируемой в проявленное бытие из их изначального единства — царства чистого Духа. До этого человек, созданный из праха земного, имел только два низших центра — двигательный и эмоциональный, которые были образованы вместе с физическим телом творческой энергией полового центра. — тогда как «дыхание жизни» означало уже создание или, точнее, актуализацию в человеке высшего эмоционального и высшего интеллектуального" центров. При этом у человека все еще не

1 Авторская интерпретация и подача; в каноническом тексте—именно « человек». — Прим, ред.

2 «Intellectual».

было низшего интеллектуального центра, необходимого для преобразования материи — в частности, для возделывания почвы.

Таковым было состояние души Адама и Евы в земном Раю — Саду Эдемском — до Грехопадения. Они жили в постоянном общении с Богом, поскольку сама их невинность — чистота низшего эмоционального центра — гарантировала им постоянную неразрывную связь с центром высшим эмоциональным, а через него — с высшим интеллектуальным, почему они и были участниками (пусть лишь в качестве пассивных созерцателей) жизни высшей, божественной.

С этого момента человек уже не был тем прежним, который почти не отличался от животных. Оторвавшись от земли, его руки освободились для выполнения множества задач сообразно его назначению. Именно с появлением труда начался долгий и страдный путь эволюции потомков Адама.

До этого человек был просто потребителем; отныне он стал производителем.

Адам был мудр божественной мудростью — изливаясь из его высших центров, она пронизывала низший эмоциональный центр, еще сохранявший свою изначальную чистоту. Этому Божественному дару и высочайшей привилегии — состоянию простодушной невинности, т. е. бессознательности в том смысле, что высшие уровни были доступны Адаму лишь в пассивном созерцании, — Библия дает достаточно необычное описание: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2: 25).

Созидательный труд при всей его тогдашней примитивности привел человека-Адама к необходимости уяснить смысл собственного бытия, прежде всего попытавшись сформулировать цель этого бытия и найти оптимальные средства ее достижения. В этой ситуации возникла необходимость в критическом его осмыслении, иными словами, необходимость в появлении разума, т. е. сознания как способности суждения. Прежнее состояние бессознательной блаженной жизни в Эдеме сменилось переходом Адама и Евы через интервал от ноты ФА к ноте МИ их эволюционной октавы. Но по мере их продвижения через этот своеобразный Порог или, так сказать, ров, наполненный вдунутой в них божественной благодатью , все более привычным для них становилось представление о необходимости экономии усилий, вырабатываемое в процессе производительного труда. Затем соображения пользы, а с нею — выгоды — вкрались в сердце Евы, смутив и поразив ее, навсегда посеяв в человеке сомнения и тревогу. Это и есть печать Змея, который, как сказано в Библии, «был хитрее всех зверей полевых» (Быт 3: 1).

Это необратимое внутреннее постижение2 материального мира стаю причиной появления в человеке того низшего эмоционального центра, который в

1 «The moat filled by the divine grace breathed into them».

2 Букв, «личностное (непосредственное)вослрияте» («intimateperception»).

Книге Бытия именуется Древом Познания Добра и Зла (Быт 2: 9). На этом завершилось формирование принципиальной структуры человеческой личности, какой мы ее знаем ныне.

Между тем с обретением критического склада ума, чему сопутствовало появление инстинкта стяжательства и всех рожденных им соответствующих понятий, как мы уже говорили, сердца Адама и Евы «смутились» — в них замутился и потерял свою изначальную чистоту низший эмоциональный центр. Христос позже сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6: 21; Лк 12: 34). В погоне за миражами—преходящими благами жизни земной—этот центр огрубел и ожесточился, тем самым утратив непосредственную связь с высшим эмоциональным центром, т. е. с Истинным Я, — ту связь, благодаря которой Адам и Ева были чадами Божьими Быт: 6: 2), — так что, когда появились «дщери человеческие», их красота довершила отпадение от Бога. Адам отвратился от своего Истинного Я, в бессознательном отождествлении слившись с его подменой— Личностью.

Так он стал смертным.

Возникновение у человека критического склада ума описывается в Книге Бытия при помощи символа, который мы уже упоминали: отведав плода от Древа Познания Добра и Зла, Адам и Ева узнали, что они наги, и устыдились (БытЗ: 7).

(6)

Проследим теперь процесс создания прототипа человека. Как и при возникновении любого вида растений и животных, здесь необходимо было взаимодействие божественной, созидательной мужской силы и соответствующей ей силы женской: мужская энергия исходит от нашего Солнца в виде эманации Абсолюта II, а женская — от Луны, своеобразной «матки»1 в нашем Луче Творения. В результате сознательного взаимопроникновения двух этих сил Мать-Земля породила человека из праха земного (Быт 2: 7).

Это лишь частный пример созидательного воздействия взаимодополняющих сил во Вселенной, где все солнца образуют вместе тело космического Христа — Абсолют II, — а все спутники образуют тело Матери, Царицы Небесной, Reginae Astris (Царицы Звезд).

Отметим, что данное здесь описание перекликается с соответствующим описанием в первом томе, — там, где речь идет о структуре Вселенной.

Рост творения начался именно с этого прилива женской энергии в ответ на импульс мужской. Сначала одновременно возникли половой и двигательный

1 «Matrix».

2 «The growth of the creature».

центры; затем появился низший эмоциональный центр. С того момента, как было таким образом сформировано психическое тело, процесс роста уже мог продолжаться вплоть до своего завершения. Но это уже не был человек-Адам, который отпал от своей небесной отчизны и привязался к земле, уже не будучи по природе животным. Рожденные божественной искрой в их двуединстве высшие центры в человеке остаются залогом его связи с Небом, тогда как низший интеллектуальный центр, отделяя его от животного мира, привязывает к земле. Человек-Адам как бы подвешен между Землею и Небом: у него есть возможность вернуться в Рай, сознательными усилиями возродив связь с таящейся в нем божественной искрой, — но он, как правило, далек от осознания этого.

(7)

В результате взаимодействия, с одной стороны, созидательной энергии полового центра, с другой стороны — интуитивно-различающих способностей низшего интеллектуального центра у человека появилось воображение. После этого развитие человека, став плодом его сознательных усилий, естественно приобрело вид своеобразного эпицикла:

1) человек исследует неизвестное; эта операция, которая возможна лишь при наличии творческого воображения, является исходной и обязательной при составлении любой программы;

2) затем, на обратном пути1, его идеи конкретизируются, он накапливает данные, необходимые для составления плана действий, и подбирает средства для осуществления задуманного;

3) наконец, завершив подготовку, он действует сообразно своим расчетам. Этой схеме человек следует в любом своем начинании.

(8)

Обретение человеком высших центров привело к образованию низшего интеллектуального центра, с появлением которого завершилось формирование Личного «Я»: это завершение, в свою очередь, позволяет человеку, следующему гамме своей эволюции, пересечь интервал между ФА и МИ этой гаммы и тем самым достичь ноты МИ, с которой после стадии роста начинается его развитие.

Во всех нисходящих гаммах творения и в особенности в тех, которые имеют положительную природу, нота МИ характеризуется аналогичными свойствами. Она соответствует местоположению Земли в Большой космической Октаве. Как вы помните, в криптографическом толковании эзотерический смысл слога «МИ»

1 «Return path».


— Mixtus orbis, смешанный мир. Когда в октаве человеческой эволюции, после завершения стадии роста, преодолен указанный интервал, внутренняя жизнь человека также приобретает характер Mixtus orbis. Это означает, что его устремления уже не сводятся лишь к той единственной цели, достижению которой слепо следуют животные или растения, у которых отсутствует способность к индивидуальному развитию. Верхний предел эволюции животных и растений — воспроизведение потомства. У животных, а тем более растений, не бывает внутренних конфликтов: у них одна задача — сохранение жизни для продолжения рода, и лишь на этом сконцентрированы все усилия. Человек, напротив, живет в царстве сомнений и внутренних конфликтов, которые порою буквально разрывают его на части.

Тот, кто думает от всего этого спастись бегством — туда, где течение неторопливо и размеренно, где царят мелкие страсти, легко удовлетворяемые потребности и стандартные суждения, — не понимает, что против возможных ударов судьбы такой образ жизни — весьма ненадежная защита. Приходит день, когда любые укрепления, которыми человек хочет оградиться от Бога и от себя, рушатся: их сносит ураган внезапно вырвавшихся на волю страстей, и после него на голом месте остается лишь все то же пытавшееся укрыться несчастное существо, в полной растерянности перед совершенно, судя по всему, неподъемной задачей построения новой жизни.

Личную эволюцию человека определяет двойная цель: кроме самосохранения и продолжения рода, т. е. продления животной жизни, это главным образом эзотерическое развитие как средство обретения Индивидуальности, что означает пробуждение его Истинного Я во втором Рождении—возможно, уже в этой жизни.

Понятно, что вторая цель несравненно важнее первой; они вообще несоизмеримы. Однако различие между ними пониманию внешнего человека недоступно : он душу продаст за медный грош, который в его глазах—чистое золото.

(9)

Эзотерическая Традиция донесла до нас сквозь тысячелетия общую картину эволюции человеческого вида в процессе роста-развития — картину, в виде символа запечатленную в Библии. С этим библейским символом-образом перекликаются, например, некоторые фрагменты мистерий, а также уцелевшие фрагменты сочинений древнегреческих философов. С пришествием Христа, когда был приподнят покров тайны, скрывавший эзотерические знания от профанов, кое-что из гностических идей древних тайных школ — греческих и иудейских — вошло в практику новых, пытавшихся выработать, в виде синтеза с идеями христианства, некий новый корпус эзотерических знаний. По мнению исследователей, начало этого мощного движения, определившего кардинальные

сдвиги в общем мировоззрении, отмечает полулегендарная фигура некоего Симона Мага, вокруг учения и судьбы которого наслоилось множество загадок. Несколько фрагментов соответствующих текстов, запечатлевших учение Симона, как оно было им разработано совместно с Менандром, дошло до нас через Саторнила, ученика Менандра. После путаного и сумбурного, явно фантастического изложения событий, предшествовавших Творению, Саторнил упоминает о первом человеке, который вначале был «пресмыкающейся тварью», однако позже над нею, по выражению Саторнила, «сжалилась горняя Добродетель», поскольку само это существо была создано по Ее образу и подобию, и, «снизойдя к ней», одарила «человеческую тварь» искрой Жизни; так эта «тварь» смогла подняться на ноги и обрести человеческий облик. По учению Саторнила, после смерти человека искра Жизни вновь возносится к тем высшим существам1, от которых он ее получил.

В этом нагромождении невообразимых нелепиц можно все же уловить отголосок истины—нечто вполне согласующееся с каноном Традиции. Ошибка гностиков-ересиархов, в толковании и передаче обличавших их Отцов Церкви (например, свв. Иринея и Климента Александрийского, родоначальников ересеологии), заключалась в полагании воображаемой непреодолимой преграды между человеком и Космосом как предоставленной ему средой обитания. Тем самым вся связанная с человеком проблематика сводилась к его личной судьбе. Что же касается Космоса как явленного мира, его видимое несовершенство гностики наивно толковали как результат небесной катастрофы, как ошибку Господа или же проявление Его злого умысла. Эта ошибка в понятии уже была нами рассмотрена в первом томе. Здесь очевидно влияние мифологического, а именно эллинистического мировосприятия и мышления, со времен Гомера привычно приписывавшего деяниям богов человеческие мотивы. Следы этого же антропоморфизма можно проследить в религиозном мироощущении древних иудеев: в их представлении, например, не было ничего странного в том, что Бог способен испытывать раскаяние (в сотворении человека; Быт 6: 6), страх (Быт 3: 22) или чувство мести (Наум 1: 2).

Чем более важен в нашей оценке тот или иной изучаемый вопрос, тем очевидней необходимость во всестороннем его анализе, с учетом всех частных аспектов и характеристик: иначе невозможен синтез — единственное средство до конца его прояснить, и познавательная ценность такого анализа всегда будет сомнительной.

Это особенно справедливо в отношении затронутой здесь проблемы человека, — проблемы кардинальной, которая неизмеримо превосходит его непосредственные интересы — не только здесь, в мире земном, но и за его пределами. Чтобы уяснить ее суть и при этом уберечься от возможной ереси, надежнее всего — обратиться к самому источнику Традиции, к премудрости Божией, тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей. — к той мудрости, которую, по словам св. Павла, никто из властей века сего не познал (I Кор 2: 6—8).

1 «Higher beings».

 

 

 
 

 

 

Hosted by uCoz