Глава 6

ЭМБЛЕМА СУБУДА

1. Сусила Будхи Дхарма

   Слово Субуд является сокращенной формой трех слов: Сусила Будхи 
Дхарма. Древний язык санскрит, из которого взяты эти слова, 
принадлежит Полубожественной Эпохе, и на нем уже никто не говорит 
почти три тысячи лет. Практически вся мудрость древних Эпох была 
утеряна, и мы не понимаем значительную часть символики Вед и 
Брахман. И все же, в интерпретации Пака Субуха, слова Сусила-Будхи-
Дхарма имеют глубокий и насущный смысл.

   В дословном переводе Сусила означает обладать должной моралью. 
Пак Субух называет это "Праведной жизнью в соответствии с Волей 
Божьей".

   В отношении слова Будхи мнения толкователей разделяются. 
Некоторые понимают под ним Силу Интеллекта, другие – Сознание, а 
третьи называют так внутреннее начало, или волю, человека. Пак Субух 
подразумевал под ним "Внутреннюю силу, которая заложена в самой 
природе человека". Причем это не индивидуальность и не самость 
человека, и даже не его душа, а скорее неограниченный потенциал 
развития и прогресса, который служит подлинной движущей силой в 
духовной жизни.

   Лишь очень немногие санскритские слова употреблялись настолько 
же неправильно, как это произошло с словом Дхарма. В девизе 
Теософского Общества – Насти Сатьят пара Дхармо (Nasti Satyat para 
Dharmo
) – оно переводится как религия. Зачастую этим словом 
называют закон, или мировой порядок. Иногда опять же, его переводят 
как обязанность, долг или даже судьба. Его эквивалент на языке пали, 
Дхамма, встречается в одном из наиболее древних буддийских писаний, 
Дхаммападе, в качестве описания жизненного пути Бхикху, или 
буддийского монаха нищенствующего ордена. Пак Субух трактует 
понятие Дхарма как "Смирение, подчинение и искренность в принятии 
дара Благодати от Всемогущего".

   Сочетание этих трех слов обозначает совершенную гармонию 
внутренней жизни (Будхи) и внешней жизни (Сусила), которая наступает, 
когда все наше существо подчинено Воле Бога, в соответствии с тем, что 
открывает нам высший центр сознания, расположенный не в уме, а в 
душе.

   Субуд – это образ жизни. Это не догма и не доктрина, не учение и не 
философская система. Субуд предполагает акт веры, а именно принятие 
возможности того, что Воля Божья может быть открыта отдельному 
человеку, чья душа обрела жизнь и чьи низшие инструменты мышления 
и чувствования очистились. Из этого, впрочем, не следует, что акт веры 
должен предшествовать пробуждению; просто человек должен быть 
готов встать на путь, концом которого может оказаться полное 
преображение внутренней и внешней жизни человека. Субуд 
подразумевает не просто праведную жизнь, что могло бы быть 
приравнено к жизни по заповедям, которые мы получаем извне. Под 
Субудом следует понимать праведную жизнь изнутри, по Воле Бога и 
Его Благодати. У нас есть земные обязательства, Сусила, и у нас есть 
возможность и силы исполнять их таким образом, чтобы это не шло 
вразрез с Божественным Промыслом. Этот путь ведет к блаженству не 
только в этой жизни, но и в жизни грядущей. Этот путь безграничен, 
поскольку по нему человек возвращается к Бесконечному.
   
   Итак, мы подошли ко второму и более глубокому значению слова 
Субуд. Пак Субух говорил, что оно должно напоминать нам о великом 
вселенском законе: "Все, что происходит из Источника, должно вновь 
возвратиться к своему Источнику", или "То, что исходит от Бога, снова 
возвращается к Богу".

2. Эмблема Субуда

                                          


   Эмблема Субуда состоит из семи золотых кругов, пересеченных 
семью радиальными линиями. Круг всегда был символом 
бесконечности, поскольку у него нет конечной точки. Круг как символ 
отображает веру в возможность неограниченного развития, бесконечного 
прогресса человеческой души. Семь кругов означают, что развитие 
разделяется на различные уровни, и на каждом уровне есть источник, из 
которого все исходит, и в который все возвращается. Под семью 
радиальными линиями подразумевается, что свойства всех уровней 
воспроизводятся на каждом уровне. Таким образом, есть семь уровней и 
семь качеств, которые в общей сложности дают сорок девять различных 
состояний или стадий.

   Семь кругов отображают семь великих сфер жизни во вселенной, а 
также семь разновидностей проявления этой жизни.

   Можно назвать их также душами или силами. Всегда трудно 
подобрать подходящее слово для качества, характеризующего особый 
класс Сущностей. Сама душа не может быть отделена от своих качеств, 
и качества не могут быть найдены нигде, кроме как у души, к которой 
они относятся. Тем не менее слово сила мне кажется более подходящим 
для обозначения семи видов существования, которые влияют на жизнь 
человека. Это следующие силы:

7. Сила Всевышнего Бога.
6. Сила сострадания.
5. Сила Полноценного Человека.
4. Человеческая Сила.
3. Животная Сила.
2. Растительная Сила.
1. Материальная Сила.

   Только четыре последних силы доступны для человеческого ума, и 
поэтому могут быть описаны при помощи слов и образов. Три высших 
уровня полностью выходят за рамки воспринимаемого человеческим 
умом, пятая и шестая доступны двум высшим центрам человека, но 
седьмой превосходит даже самое высшее возможное для человека 
сознание.

   Невозможно составить правильное представление о Субуде, не поняв 
одну очень простую истину. Ум человека не способен знать что-либо, 
что не достигло его через органы чувств, то есть посредством зрения, 
осязания, слуха и т.д. Схоластические философы по этому поводу 
говорили: в уме нет ничего, чего бы не было вначале в ощущениях. Эта 
истина сегодня является общепризнанной, и ее всегда признавали те, кто 
хоть раз брался за труд основательно изучить содержимое своих мыслей. 
Впрочем, из этого не следует, что нет реальностей, не доступных нашим 
чувствам. Напротив, мы способны видеть, слышать и осязать лишь очень 
малую часть того, что в действительности нас окружает. Наш ум 
неспособен знать этого, поскольку он и в самом деле ограничен нашими 
ощущениями. Таким образом, сколько бы мы ни говорили и ни писали о 
невидимом мире, вечных реальностях, жизни после смерти, о душе и 
сознании и даже о Боге – мы не можем ничего знать обо всех этих 
сверхчувственных объектах. И вообще никто не может знать об этом. 
Наш ум затянут в панцирь, через который мысль пробиться неспособна. 
Однако, мы – это не то же самое, что наш ум, и не то же самое, что наша 
голова или руки. Все это инструменты человека, а не сам человек.

   Мы бы даже не могли предположить о существовании более высоких 
сил, чем человеческие, если бы у нас не было инструментов, которые бы 
сами превосходили ум. Но поскольку эти инструменты действительно 
относятся к более высокому уровню, их невозможно подчинить уму или 
заставить подчиняться приказам ума. Они должны подчиняться душе, 
чьими инструментами они являются, но если душа спит или еще не 
рождена, то у них нет хозяина и они вынуждены оставаться взаперти, 
пока не появится хозяин.

   Все, что можно сказать о трех высших силах – это то, что они не 
возникают и не происходят от низших, подобно тому как растения 
происходят от минералов, животные от растений, а человек от животных. 
Сила полноценного человека приходит к нему свыше; это дар, который 
целиком и полностью зависит от Благодати Божьей. Только когда душа 
человека наполняется этой силой, она может достичь совершенства и 
войти в царство праведных, совершенных людей, превосходящее все, что 
может быть воспринято при помощи наших способов ощущения. 
Шестая сила гораздо выше по своему уровню и грандиознее, чем сила 
полноценного, или совершенного, человека. Она универсальна и, в 
частности, не привязана к рамкам нашей солнечной системы. Душа, 
освященная шестой силой, участвует в Божественном Сострадании, 
которое поддерживает существование всех миров.

   О седьмой силе мы вообще ничего не можем сказать. Судя по всему, 
она зарождается вне существующей вселенной, но это всего лишь слова. 
Мы не знаем даже, что, в действительности, подразумевается под "Силой 
Божьей". Душа, в которую входит эта Сила, полностью объединяется 
своей Волей с Волей Бога. Однако так как сама по себе душа является 
тварным элементом и ни коим образом не может стать равной Богу, то не 
в наших возможностях и понять это объединение Воль, если сам Бог не 
решит открыть это нам.

   Даже если подобного рода описания бессмысленны, во всяком 
случае, немаловажно назвать Высшие Силы хотя бы в качестве 
напоминания о том, что человеческая природа, даже по достижении 
наивысшего уровня своего совершенства, все еще будет на два порядка 
отстоять от Силы Всевышнего Господа.

3. Низшие силы

   Поскольку в каждом человеке одна из четырех низших сил обычно 
занимает главенствующее положение, нам важно понимать их природу. 
Однако ум человека не способен проникнуть во внутреннюю Сущность 
даже этих низших сил, так как мы способны думать только о внешних, 
видимых формах, в то время как внутренняя Сущность не может быть 
представлена посредством образов. Мы можем, тем не менее, научиться 
узнавать действие различных сил и таким образом стать 
чувствительными по отношению к их качествам, которые проявляются в 
нас.

   Первая из Сущностных сил действует через материальные объекты. 
Это та сила, которая воздействует на наши органы чувств, позволяя нам 
видеть, осязать и формировать образы. Слова, используемые нами в 
процессе мышления и речи, получают свой смысл именно от этих 
образов. Так, когда мы произносим слово "стол", мы пробуждаем в себе 
силы, которые воздействуют на нас, когда мы видим стол и 
дотрагиваемся до него, и таким образом возникает образ стола. Та же 
самая разновидность образов имеет место, когда мы произносим такие 
слова, как "дерево" или "корова", или "человек". Это означает, что все 
наши образы относятся к силе материальных объектов.

   В существовании этой силы не может возникать никаких сомнений, 
поскольку материальные объекты, действительно, способны привлекать 
наше внимание, пробуждать в нас интерес и желания. Тем не менее эта 
сила относится к низшему миру, и по этой причине ее также называют 
сатанинской силой. Если над душой человека властвует сила 
материальных объектов, то он чувствует себя как надо только в 
окружении собственного имущества. Такие люди боятся потерять свое 
имущество, так как их души не знают никакой другой опоры. Они даже 
могут совершить самоубийство, потеряв свое имущество, и могут убить 
или причинить вред другим людям, ради того, чтобы завладеть им. Но 
даже если они воздерживаются от подобных насильственных действий в 
силу своего воспитания, устоев или страха, они все равно зависят от 
материальных вещей и оценивают себя и других исключительно по 
количеству и составу имущества, которым обладает тот или иной 
человек. Такие люди не могут даже себе представить, что они рабы 
сатанинской силы, поскольку у них нет никакого другого опыта, который 
бы они могли сравнить со своим собственным.

   Как ни прискорбно это говорить, на самом деле сегодня почти все 
люди на земле живут под гнетом силы материальных объектов и не 
способны существовать без них. Сатанинская сила также главенствует и 
над самой землей, то есть над материальной планетой с ее почвой, водой 
и воздухом. По этой причине люди, подвластные материальной силе, 
заточены на земле. Они могут существовать только на земле, и после 
смерти единственной возможностью продолжать свое существование для 
них является возвращение на землю. Вместе с тем, если душа не обрела 
жизнь, то Сущности непросто вернуться в человеческую форму и есть 
большая вероятность, что она будет поглощена материальными 
объектами, к которым она так привязана.

   Вторая сила – это сила растительной Сущности. Это гораздо более 
высоко дифференцированная и "живая" сила по сравнению с 
материальной. Она является опорой всей жизни на земле, и причем не 
просто в форме пищи для нашего организма, а в качестве источника 
всего разнообразия импульсов, которые формируют "природу" человека 
и животных. Именно поэтому вегетативную силу также иногда 
называют силой желания 1 .  Люди, в которых эта сила занимает 
первостепенное положение, отличаются отчетливостью и силой своих 
импульсов.

   "Мир растений" гораздо выше по своему уровню, чем мир 
материальных объектов. Это невидимый мир, поскольку он состоит из 
Сущностей, скрытых в растениях. Чтобы понять это, мы должны снова 
вспомнить эмблему Субуда, и обратить внимание на семь линий, которые 
пересекают семь кругов. Подобным же образом человек может 
находиться под влиянием растительных сил, будучи при этом способным 
воспринимать только то, что приходит в качестве ощущений. В связи с 
этим он видит в растениях только материальные объекты и не имеет 
никакого представления о Сущностях, которые в них скрыты.

   Третья сила, сила животного мира, является источником "характера"
Так, у одних людей может быть характер собаки, у других – быка или 
свиньи, а у третьих – тигра. Эти "характеры" скрываются за внешней 
человеческой формой и внешними человеческими инструментами, 
прежде всего за умом, то есть за всем тем, что я называю "личностью". В 
связи с этим не так просто узнавать Сущностные характеры людей, и мы 
считаем всех "людей" действительно людьми. Качество Сущности 
зависит от сил, которые в ней преобладают. Так, "человек" может 
обладать характером собаки и находиться под преобладающим влиянием 
материальных, или сатанинских, сил. И все же сам он и окружающие его 
люди будут, вне всяких сомнений, считать, что он действительно 
человек. Существует множество подобных комбинаций, и, обретая 
способность воспринимать скрытые реальности, мы понимаем, что 
"человечество" все еще очень далеко от того, чтобы быть по-настоящему 
человечным.

   Иногда человечество сравнивают с ребенком, но такое сравнение в 
значительной степени неадекватно, поскольку не передает всей 
сложности человеческой ситуации. С одной стороны, можно было бы, 
конечно, сравнить человечество с четырех или пятилетним ребенком, но, 
с другой стороны, мы должны думать о медленном перерождении 
животной Сущности в человеческую, которое началось около миллиона 
лет назад, и, возможно, пройдет еще несколько миллионов лет, прежде 
чем это перерождение завершится. Наши человеческие органы и 
функции подвержены воздействию преимущественно субчеловеческих 
по своей природе сил. И, опять-таки, человечество является составной 
частью всей жизни на земле, то есть биосферы, и его невозможно понять 
отдельно от того целого, к которому мы все относимся. С этой точки 
зрения, ситуация человеческой расы скорее напоминает ситуацию 
эмбриона, все еще оберегаемого и питаемого утробой матери, чем 
положение уже родившегося ребенка, который уже в определенной мере 
может сам о себе заботиться. Таким образом, влияние животной силы на 
человека имеет более важное значение и проникает в нашу природу 
гораздо глубже, чем влияние материальных и вегетативных сил. Во 
время Мегалантропической Эпохи с ее уклоном в сторону спасения 
отдельных людей органическое значение человечества, то есть всей 
человеческой расы в целом, было практически утеряно из виду. И то, что 
люди все ближе подходят к пониманию солидарности и 
взаимозависимости, можно считать явным признаком приближения 
новой Эпохи. Можно предположить, что за следующие две или три 
тысячи лет человечество придет к осознанию своего единства с 
остальной жизнью на земле. Люди уже начинают понимать 
колоссальное значение животной Сущности и тех сил, которые через нее 
передаются.

   Четвертая, или человеческая, сила исходит от человеческой 
Сущности. Поскольку человечество еще не развилось до стадии 
подлинного социального сознания, взаимное влияние людей друг на 
друга чрезвычайно редко основывается на человеческой силе. 
Практически всегда воздействие исходит либо от низших сил и, в 
особенности, от сил материального мира, либо от личности, то есть от 
искусственного панциря, закрывающего Сущность. Вместе с тем 
основой истинного братства людей должно быть действие человеческой 
силы, но, до тех пор пока люди остаются скованными собственной 
личностью и подвержены даже в своей Сущности воздействию 
субчеловеческих сил, не может быть никакого "братства изнутри". 
Понятно в связи с этим, что социальные взаимоотношения между 
людьми сегодня являются практически исключительно результатом 
внешних интересов и внешних же ограничений.

   Впрочем, не следует возлагать вину за сложившуюся ситуацию на 
самих людей. Такое положение вещей неизбежно в нашем теперешнем 
незрелом состоянии, и, возможно, пройдет еще не одна тысяча лет, 
прежде чем на земле сможет возникнуть по-настоящему человеческое 
общество, которое объединит всю органическую жизнь в одну семью. 
Тем не менее опыт Субуда уже сейчас показывает, что люди, прошедшие 
через начальные стадии, приходят к новому и глубокому пониманию 
того, каким должно быть человеческое общество, и могут воспринимать 
действие человеческой силы во взаимоотношениях с другими людьми.

   Хотя практически все богатство опыта, которое несет в себе 
человеческая сила, скрыто от тех людей, чья душа все еще не обрела 
жизнь, есть одно необходимое для человеческого существования 
проявление этой силы, которое в связи с этим устроено так, чтобы не 
зависеть от внутреннего состояния. Это сила секса. Взаимоотношения 
между мужчиной и женщиной являются подлинно человеческой связью, 
которая проникает через личность и воздействует на Сущность. По этой 
причине взаимоотношения полов всегда и для всех людей открывали 
наибольшие возможности, одновременно представляя наибольшую 
опасность для человеческой души. Пак Субух обращал наше внимание 
на то, что сексуальная сила – это первая сила, которая входит в жизнь 
человека, поскольку именно она действует в момент зачатия. Эмблема 
Субуда напоминает нам о том, что каждая сила проходит через все 
уровни, и, следовательно, может случиться так, что высшая сила души 
оказывается подвластной низшей силе Сущности. На самом деле так 
практически всегда и происходит с силой секса: почти у всех мужчин и 
женщин она управляется животными силами, на нее оказывают 
воздействие вегетативные страсти, и, наконец, материальные, или 
сатанинские, силы доводят все до непристойности. Когда же 
человеческая сила должным образом проявляется в человеческой 
Сущности, то секс становится способом достижения целостности и 
подготовки человека к Божественному Величию совершенной 
человеческой души.

4. Две Универсальные Сущности

   Наряду с видимой частью, Эмблема Субуда включает в себя также и 
невидимую часть. Семь кругов и семь лучей показывают, каким образом 
семь качеств проявляются на каждом из семи уровней, но эти символы 
ничего не говорят нам о том, как можно перейти с одного уровня на 
другой и как все объединяется в единое целое. Эмблема примет 
завершенный вид, если прибавить к ней еще две Сущности, которые 
невозможно изобразить в виде точек, линий, окружностей или каких-
либо других геометрических фигур, поскольку они вездесущи и 
охватывают все существующее. Это Первичная Сущность и Священная 
Сущность, или Святой Дух.

   Первичную Сущность также называют Великой Силой Жизни, 
которая проходит через все, от самого высокого уровня до самого 
низкого и от самого низкого до самого высокого. Гурджиев называл это 
"общекосмический-Ансанбалуйазар", и дал ему следующее определение: 
"Все, исходящее от всего, и снова возвращающееся во все" 2 .   Течение 
Первичной Сущности сверху вниз и снизу вверх называется Инволюцией 
и Эволюцией, и именно от этих процессов зависит общекосмический 
обмен субстанций, благодаря которому во всей вселенной 
поддерживается существование жизни. 

   Священная Сущность исходит непосредственно от Воли Божьей. Она 
окружает и охватывает все, и именно эта Сила делает возможным 
возвращение всех Сущностей к своему источнику. По этой причине в 
Символе Веры она также называется Господом Животворящим.

   Бессмысленно было бы даже предпринять попытку анализа 
неисчислимых способов описания Универсальных Священных 
Сущностей, которые можно обнаружить в священных книгах всех 
религий, а также в алхимических трудах древних школ. Субуд не 
содержит нового учения, и нет никакой необходимости тратить время на 
поиски параллелей.

   Хотя Священным Сущностям можно давать различные имена и даже 
пытаться тем или иным образом описать их свойства, правда состоит в 
том, что ограниченные и фиксированные функции мышления, 
чувствования и воображения человека не способны сформировать какое-
либо представление о природе неограниченного и вездесущего. Тем не 
менее мы можем распознавать их действие в себе и, в особенности, во 
время латихана, поскольку именно Великая Сила Жизни проходит через 
все наше существо, чтобы дать ему новую жизнь и новые силы. Это 
Святой Дух 3  пробуждает душу и дает ей возможность прийти в 
соответствие Воле Божьей. Как писал Апостол: "Это Господь действует 
в тебе, чтобы ты желал и делал по Его благодати".

   Таким образом, хотя Священные Сущности и их Силы значительно 
превосходят наше понимание, они не отдалены от нас. Напротив, само 
наше существование и все наши возможности зависят только от них. Без 
них вся вселенная и все ее содержимое скатились бы в пропасть небытия 
и хаоса.

==============================

 

1 - В соответствии с "Духовной психологией" здесь, по-видимому, правильнее было бы говорить об эмоциональной силе или о силе симпатий и антипатий (прим. ред.).

2 - Все и Вся, стр. 761.

3 - Относительно Субуда Беннетт позднее писал, что сила, действующая в нем, по-видимому, все же не может быть отождествлена со Святым Духом, хотя и относится к весьма высокому уровню (прим. перев.).

 

* * * *

 

Hosted by uCoz