Глава 5

ЛАТИХАН

1. Смысл "Латихана"

   У индонезийского слова латихан нет точных синонимов в 
английском языке. Его корень – латих – означает знакомиться с чем-
либо, ассимилировать и вбирать в себя. Наверное, наиболее точным 
переводом будет слово тренировка. Дело в том, что термин 
"упражнение", мог бы ввести читателя в заблуждение, поскольку обычно 
под упражнением подразумевают определенную работу, например, 
физическое упражнение, умственное упражнение или религиозное 
упражнение. Все это относится к "действию извне", что является полной 
противоположностью латихану. После первоначального акта воли, 
посредством которого мы подчиняем себя процессу, тренировка, 
получаемая нами в латихане, не должна быть результатом какого-либо 
намеренного действия с нашей стороны. В процессе латихана мы 
постепенно наполняемся жизненной силой, которая проникает в нас из 
нашей собственной пробуждающейся души 1 .

   Хотя латихан и является тренировкой для всей человеческой 
природы, он практикуется не с целью получить результат. Пак Субух 
настаивает на том, что латихан представляет собой поклонение Богу. 
Тренировка – результат поклонения, но первично именно поклонение; 
результат вторичен. Вместе с тем, понятие "поклонение Богу" требует 
разъяснения, в особенности сегодня, когда множество людей 
отвернулось от религии, считая, что поклонение несовместимо ни с какой 
приемлемой концепцией Божества. Они утверждают, что вера в Бога, 
требующего поклонения от своих творений – это антропоморфная 
концепция, пережиток первобытной теологии, когда Бога представляли 
Царем, восседающим на небе, чьи требования мало чем отличались от 
запросов тирана в мире человечества. "Поскольку Я, Господь и Бог твой, 
Бог ревнивый, карающий беззаконие отцов, ненавидевших Меня, до 
третьего или четвертого поколения". Читая подобные выдержки, мы 
должны принимать во внимание, что они относятся к Полубожественной 
Эпохе, Главная Идея которой заключалась в зависимости от помощи 
Героев. С каждым новым уроком молодое человечество все ближе 
подходило к пониманию природы Божества. Вместе с тем, если мы и не 
разделяем сегодня столь наивных антропоморфных представлений о 
Творце, то это не означает, что поклонение перестало иметь смысл. 
Теологи уже давно пришли к выводу, что Бог требует поклонения не 
потому, что нуждается в нем или хочет, чтобы Ему покланялись, а 
потому, что это способ, при помощи которого душа человека может 
вернуться к своему Источнику. Кроме того, вполне очевидно, что 
поклонение представляет собой то состояние, в котором человек 
предстоит перед своим Творцом: это осознание, или осведомленность, о 
том, что есть неимоверная сила, превосходящая все остальные силы и что 
эта Сила благожелательна по отношению ко всем тварям, включая 
человека.

   В то же время даже теологи не вполне понимают, что состояние 
поклонения не может быть достигнуто при помощи временных 
инструментов человека, то есть при помощи низших центров. Своим 
умом, чувствами и даже телом мы можем хотеть поклоняться Богу, но 
это всего лишь инструменты; они не могут быть самим поклоняющимся. 
Поклонение является исключительной привилегией души человека, 
поскольку именно у души может быть непосредственное осознание Силы 
и Любви Бога. Поклонение не может происходить из ума или сердца, как 
бы твердо мы ни знали своим умом, что поклоняться необходимо, и 
каким бы сильным ни было желание нашего сердца. Истинное 
поклонение – это сознательное принятие того состояния, в котором 
человек находится в момент смерти, то есть когда его личная воля у него 
забирается.

   В справедливости этого, на первый взгляд, сомнительного 
утверждения можно убедиться на очень простом примере. Иногда, 
наблюдая какой-либо колоссальный феномен природы, такой, как 
могущественный шторм на море, или даже огромную горную цепь с 
белыми вершинами, мы переполняемся ощущением собственного 
ничтожества по сравнению с силами природы, и мы переживаем 
состояние благоговения и в то же время умиротворенности и 
благодарности за то, что такое величие было нам открыто. Причем 
нетрудно понять, что этот опыт не исходит от ума или чувств и не 
является результатом нашего собственного желания проявить уважение к 
природе или "поклоняться" ей. Если мы начинаем "думать" о том, что 
переживаем в этот момент, то мгновенно возвращаемся в обычное 
состояние; точно так же, если мы начинаем наслаждаться этим 
состоянием, то оно превращается в нечто личное и ложное. Если земная 
природа может возвысить нас до такого опыта, который выходит за 
рамки ума и чувств, то вполне очевидно, что поклонение Богу должно 
быть состоянием даже еще гораздо более удаленным от сферы 
восприятия наших обычных функций.

   Тем не менее это не означает, что телу, чувствам и уму нет места в 
латихане; просто они служат инструментами своему хозяину. Только 
когда пробуждаются высшие центры, их действие проникает на уровень 
низших центров и в итоге приводит их в гармонию с высшими центрами. 
В этом как раз и заключается "тренировка", которая подразумевается под 
словом "латихан". Когда все органы и их функции натренированы 
воспринимать тончайшие влияния и импульсы, исходящие от 
сознательности 2  в глубине души, тогда вся природа человека участвует в 
поклонении. Истинное поклонение исходит от всего человека, от 
высочайших сил его души, равно как и от каждого сантиметра кожи и 
каждой косточки его тела. Поклонение – это тренировка, но эта 
тренировка осуществляется изнутри.

   Религиозные люди часто считают, что, если их ум и чувства активны 
при поклонении, то, значит, и их душа тоже поклоняется. Они называют 
ум и чувства "свойствами души", и это приводит к ошибочной мысли, 
что душа бодрствует, если задействовано хотя бы одно из этих свойств. 
На самом же деле, когда поклонение исходит от нашей собственной воли 
и управляется ею же, это может быть только поклонением инструментов, 
но никак не поклонением души. Это довольно трудно понять, но пока 
этого не произойдет, будут оставаться непонятыми и недостатки нашего 
поклонения.


2. Сущность Субуда

   Если мы не способны по собственной воле инициировать "действие 
изнутри" Субуда латихана, то встает закономерный вопрос: "В чем, 
тогда, состоит роль нашей воли, нашей возможности выбора и 
способности делать усилия?" Ответ на этот вопрос должен хорошо 
осмыслить каждый, кто хочет войти в Субуд так, как это действительно 
нужно делать. Мы не способны ничего делать, но можем просить. В то 
же время просьба подразумевает, что в случае ее удовлетворения человек 
будет готов принять результаты. Следовательно, просьба должна быть 
ответственным проявлением свободы выбора, наиболее ценного 
человеческого дара. Для того чтобы просьба была ответственной, мы, по 
крайней мере, должны знать, о чем просим, а также предвидеть и 
представлять себе возможные последствия. Но, что значит "мы" просим? 
Обычный человек не является единым. Он существует на различных 
уровнях, но осознает только два из них: уровень своего материального 
тела и уровень мыслей и чувств. Причем каждому уровню 
соответствуют особые функции, лишь очень незначительно связанные 
друг с другом. Обычный человек представляет собой скопление 
самостей, последовательность состояний, существо, которое не знает и 
не способно знать себя. Нет "Я", которому бы подчинялись все 
остальные, поскольку "Я", которое должно быть хозяином, ждет своего 
рождения в глубинах спящей Сущности. В каждый конкретный момент 
одна из многочисленных самостей, образующих нашу личность, 
занимает главенствующее положение, и именно она тогда может 
просить. Позднее другая самость может вовсе отречься от этой просьбы, 
если ее потребности и желания будут лежать в другом направлении. Не 
понимая этого, доверяя себе и считая, что все, что они говорят или 
делают, исходит от всего их существа в целом, люди могут не 
чувствовать несуразности того, что преходящая, поверхностная самость 
просит о пробуждении сокровенной души. Те же, кто начинает понимать 
реальное положение своих дел, скорее всего, будут не столь уверенными 
в своих просьбах и вообще будут сомневаться в том, что их возможность 
выбора может распространяться на такое важное решение.

   Для того чтобы защитить тех людей, которые по причине 
собственной импульсивности и невежества готовы просить о том, чего не 
могут понять, а также с целью придать уверенности тем, которые кое-что 
начали осознавать относительно собственной ограниченности, для 
желающих вступить в Субуд установлен испытательный срок. Однако 
при определенных обстоятельствах, как, например, в случае людей, 
приехавших издалека и не располагающих большим количеством 
времени для получения контакта, подготовительный период может быть 
сокращен до некоторого формального ожидания. Тем не менее принцип 
всегда должен оставаться неизменным: то есть человек должен сначала 
спросить себя, действительно ли он хочет получить контакт, и лишь 
самостоятельно и однозначно решив это для себя, попросить другого 
человека передать ему его.

   Предположим, Петр Васильевич Иванов наводит справки о Субуде, 
почерпнув из газет или от своих друзей сведенья, которые почти 
наверняка введут его в заблуждение. После некоторых поисков, он, 
наконец, получает разъяснения, подобные тому, что изложено в 
настоящей книге. В итоге у него складывается представление о том, что 
Субуд не является разновидностью целительства через веру или 
системой умственно-духовных упражнений. Если после, того как 
основные сомнения развеялись, Петр Васильевич все еще желает 
вступить в Субуд, то он записывает себя в список ожидающих, а это в 
свою очередь предполагает, что он должен задавать любые возникающие 
у него вопросы и требовать на них ответа, даже если членам Субуда 
придется для этого рассказать о своем личном опыте латихана.

   По-видимому, я должен разъяснить, почему подобного рода ответы 
можно давать без утайки, тогда как принято считать, что школы, 
обладающие знаниями о духовных методиках очень щепетильны в 
выборе тех, кому следует передавать эти методики. В этом как раз и 
заключается одно из коренных различий между работой извне и работой 
изнутри. Эффект духовных упражнений должен заключаться в том, 
чтобы прорвать покров иллюзий и скверных привычек, который отделяет 
нашу личность от Сущности. Для этого часто требуется мощное 
воздействие, которое может серьезно взбудоражить психику. Кроме 
того, иногда для пробуждения какой-либо функции необходимо на время 
вывести ее на высокий уровень активности. Если делать это без должной 
осторожности, то можно нарушить работу других функций.

   Одним из примеров такого рода опасности служат дыхательные 
упражнения. Человеческий организм устроен таким образом, что в нем 
постоянно поддерживается тончайший инстинктивный баланс между 
частотой дыхания, скоростью кровообращения, объемом крови, а также 
выделением в кровоток гормонов и других веществ, известных или еще 
неизвестных науке. Кроме того, дыхание тесно связано с ритмической 
активностью мозга и нервной системы в целом. Таким образом, если мы 
преднамеренно изменяем частоту и паттерн дыхания, то соответственно 
нужно приспосабливать и другие функции, связанные с ним, в противном 
случае организм неизбежно пострадает. Однако практикующие так 
называемую Пранайаму, или контроль над дыханием по методике йогов, 
за редким исключением, практически ничего не знают об этих 
взаимосвязях. Поэтому в настоящих школах Йоги, к которым, надо 
сказать, люди с запада вообще почти никогда даже и не приближаются, 
секреты Пранайамы очень тщательно охраняются. Наиболее 
действенным упражнениям обучают только избранных учеников, 
которые должны находиться под неусыпным контролем гуру. То же 
самое относится к умственным и религиозным упражнениям. 
Множество йогов и монахов преждевременно умерло или сошло с ума, 
выполняя подобные упражнения без опытного и ответственного 
руководителя 3

   Причины для таких предосторожностей становятся очевидными, если 
принять во внимание, что эти упражнения стандартны, тогда как люди не 
стандартизированы. Следовательно, единственной защитой в данном 
случае может быть только секретность, и нет никаких других причин для 
этой секретности, кроме как для того, чтобы защитить людей от 
воздействия сил, которых они не понимают и которыми не умеют 
управлять.

   Совсем иначе обстоит дело с "действием изнутри". Прежде всего, 
невозможна какая-либо имитация, а также утечка идей и методов, прежде 
чем ученик будет в достаточной мере подготовлен. Поскольку действие 
исходит изнутри и адаптируется к индивидуальным нуждам каждого 
человека, то нет необходимости держать все в тайне. Кроме того, не 
нужно никаких предосторожностей, за исключением того, чтобы человек 
воздерживался от вовлечения собственных воззрений, желаний и воли в 
это действие. В противном случае он бы подверг себя смешанному 
воздействию, исходящему частично от собственной души и частично от 
самоволия, а это бы уже представляло опасность. Тем не менее 
подобного рода опасность невозможно предотвратить, просто соблюдая 
секретность. Напротив, чем больше люди знают об опыте других, тем 
меньше в их случае вероятность спутать самоволие с Волей Бога. 
Поэтому в Субуде каждый может рассказывать о своем опыте и о том, 
что получил в латихане или от латихана. Поскольку никто не может 
индуцировать в себе действие латихана, все, о чем слышит человек, 
остается "вне". В то же время это позволяет тем, кто хочет вступить в 
Субуд, понять, что от них требуется, прежде чем просить о вступлении.

   Собственно требования можно изложить весьма просто. Мы просим 
о том, чтобы нам передали контакт со Святой Силой, которая дает Жизнь 
душе человека. Мы понимаем, что контакт должен происходить за 
пределами нас самих – "за пределами" не в смысле "вне" – а за пределами 
нашего ума и чувств, в нашей высшей и вечной части. Поскольку мы 
являемся узниками низшей, преходящей части собственной природы, мы 
неспособны по собственному произволению достичь той точки, в 
которой возможен контакт, и поэтому вынуждены просить о помощи. 
Просьба – это наше собственное действие, и совершить его может только 
та часть нас, которая осознает его смысл. Для большинства людей этой 
частью будет личность, поскольку Сущность все еще спит. 
Следовательно, наша просьба неизбежно будет неполноценной. Именно 
посредством латихана неполноценная, несовершенная просьба может 
быть должным образом доработана.

   Если все это становится более или менее очевидным для нашего 
Петра Васильевича, то он осознает, что должен просить не результатов, а 
открытия возможностей. Он просит не потому, что понимает, чего хочет, 
а потому, что осознал свое непонимание.


3. Открытие

   Наверное, проще всего объяснить суть "открытия", сравнив его с 
крещением в Христианстве. Таинственность крещения заключается в 
том, что младенец причисляется к Христовой пастве, хотя сам он не 
понимает и даже не замечает того, что с ним делают. Однако 
таинственность остается и при крещении во взрослом возрасте, 
поскольку происходит глубокое изменение всей природы человека, о чем 
сам крещаемый может иметь лишь очень смутное представление. 

   Во время крещения не сам ребенок задает вопросы и отвечает на 
них; за него это делают крестные родители, которые несут обязанности 
свидетелей. Предполагается, что у них уже есть опыт внутреннего 
изменения, происходящего от пробуждения душевных сил, и когда они 
просят о крещении от имени ребенка, то должны быть свидетелями 
истинности и реальности трансформации. К сожалению, крещение, этот 
священный символ христианской веры, утратил практически весь свой 
смысл, так что даже искренние христиане не осознают своей 
ответственности. Сама форма христианского служения предполагает 
"действие извне", и крестные родители должны удостовериться в том, 
чтобы ребенок знал Символ Веры, Заповеди и был отведен к священнику 
для конфирмации 4 .  Таким образом, то, что на самом деле должно 
заключаться в вере в Благодать Божью, выглядит как выполнение 
определенных внешних обязательств. 

   Получившие латихан понимают на собственном опыте значение веры 
и Благодати, и если они принадлежат к Христианской конфессии, то 
обнаруживают, что Таинства их религии обретают новую глубину и 
новую силу. Если же их просят стать крестными родителями, то они 
убеждаются в том, что момент крещения действительно является 
моментом открытия, когда Святой Дух входит и дает жизнь новому 
человеку.

   В Субуде открытие осуществляется без какой-либо церемонии или 
ритуала. Открываемые стоят, а если это пожилые или больные люди, то 
сидят, в то время как открывающий человек напоминает о том, что они 
пришли потому, что хотят найти способ истинного поклонения Богу.

   Многие люди спрашивают о том, как "производится" открытие. На 
самом деле ни получающие контакт, ни свидетели ничего не делают. 
Вера не может быть передана от одного человека другому. Однако 
Господь выбрал "свидетелей" в качестве инструментов, и вера, 
дарованная Им, делает возможным контакт для другого человека.

   Хотя собственно контакт происходит не во времени, а в вечности, 
латихан длится полчаса и более. Благодаря этому может начаться 
внутренняя работа, хотя большинство получающих контакт поначалу 
ничего не чувствует. Когда же начинаются физические ощущения и 
движения, или новые чувственные состояния, новичок осознает, что 
произошло "нечто", но истинную природу этого вообще постичь 
невозможно.

   По завершении открытия многие люди чувствуют глубокое 
расслабление и умиротворенность, а также с изумлением отмечают, что 
гораздо более полно осознавали себя причем в течение более 
длительного времени и значительно стабильнее, чем это могло бы быть 
возможным благодаря преднамеренной концентрации внимания.

   Вообще говоря, лишь очень и очень немногие люди получают 
необычайно интенсивный и глубокий опыт, и тогда у них не возникает 
никаких сомнений в том, что их окружало присутствие Священной Силы. 
Многие люди, напротив, поначалу практически или вообще ничего не 
чувствуют и остаются раздосадованными тем, что "кажется ничего не 
произошло". В этом случае необходимо терпение и настойчивость, 
поскольку наш опыт показывает, что из сотен терпеливо практикующих 
латихан людей практически все без исключения не позднее чем через 
два-три месяца осознают в себе работу новой силы, результаты которой 
убедительно свидетельствуют о том, что произошедшее не исходило от 
собственных мыслей, чувств или желаний.

   В некоторых случаях опыт открытия явно оказывается неприятным 
или даже болезненным. Некоторые люди в результате начинают считать, 
что сила, действительно, присутствует, но только злая сила. Других 
просто охватывает страх. Опять же, другие испытывают отвращение, 
начинают относиться к этому с подозрением или просто теряются и не 
хотят идти дальше. Люди, достаточно долго пробывшие в Субуде и 
наблюдавшие его воздействие на многих учеников, понимают, что все 
это реакции личности, которые вскоре перестают беспокоить тех, кто 
нашел в себе силы продолжать. Поскольку все рано или поздно 
сталкиваются с трудностями из-за реакций личности, то акт воли
который заключается в решении продолжать, должен неоднократно 
повторяться. И это очень важно, поскольку нужно четко понимать, что 
трансформация человека не происходит против его собственной воли или 
без его согласия. Субуд, таким образом, очень наглядно показывает на 
практике то, что св. Августин и другие теологи писали о Благодати и 
человеческой воле.


4. Помощники

   Те из практикующих, кто, обладая достаточным опытом, научился 
распознавать, а, может быть, и понимать действие латихана, могут стать 
"помощниками" для начинающих. Роль помощников имеет огромное 
значение. Именно они могут отвечать на вопросы готовящихся к 
открытию, основываясь на собственном опыте. Кроме того, на 
помощников ложится задача поддерживать тех, кого одолевают страхи и 
сомнения на начальных стадиях. Помощникам же отведена и особая 
роль в самом латихане. Они избираются самим Паком Субухом или его 
уполномоченными представителями, и им разрешается делать латихан 
чаще и получать разъяснения для лучшего исполнения своих 
обязанностей.

   Один из принципов любой настоящей духовной работы заключается 
в том, что получивший должен отблагодарить, и это можно сделать, 
исключительно помогая ближнему. Работа помощников тягостна, 
поскольку они должны брать на себя бремя других. Причем бремя 
состоит не только в уделении времени и внимания работе, но и в 
готовности принять на себя внутреннее состояние других людей. 
Помощник открыт и чувствителен в большей степени, чем люди, все еще 
находящиеся под гнетом собственной личности и физической природы. 
Последние все еще выбрасывают наружу яды, накопившиеся в них за 
предыдущие годы жизни, и эти яды проникают – по крайней мере, 
частично – в более чувствительных людей из их окружения, то есть 
прежде всего в помощников. Это в свою очередь может вызывать 
чрезвычайно болезненные и неприятные переживания. В связи с этим 
одна из причин, по которым помощникам позволяется чаще совершать 
латихан, заключается в том, чтобы вышвыривать из себя проникшие 
нечистоты и яды, или, иначе говоря, "очищаться".

   Практикующие, ставшие помощниками, вскоре осознают, что Субуд 
является не кратчайшей дорогой к легкой жизни, а, напротив, взятием на 
себя тяжкого бремени. Известная формула Гурджиева: 
"самосовершенствование посредством сознательного труда и 
намеренных страданий" в полной мере может быть применена в 
отношении Субуда. Как и в случае многих других подобных формул, 
истинный смысл слов Гурджиева становится очевидным, только когда 
человек обретает опыт внутренней работы и постигает истинную 
природу свободы человека. Тогда человек освобождается от иллюзии 
"делания", в то же время понимая, что он волен принять или отвергнуть 
бремя, взваливать которое на себя его никто не заставляет. Принятие 
этого бремени вовлекает человека в "сознательный труд и намеренное 
страдание". Причем страдает не душа, то есть его "Я", или истинная 
самость, а инструменты, то есть тело, чувства и ум. Более того, это 
страдание необходимо для очищения человека и обретения им 
целостности. И эффективно оно именно в этой форме, поскольку 
является "сознательным и намеренным", то есть принятым свободной 
волей. В то же время это страдание вполне может сопровождаться 
глубоким и непреходящим ощущением счастья. В действительности, 
все, кому довелось стать помощниками, говорят о постоянном чувстве 
радости, исходящем от понимания того, что они выполняют наилучшую 
для себя работу.

   Важно различать два аспекта работы помощников. Первый относится 
к внешним и повседневным заботам: организационным вопросам, 
советам, утешении и принятии на себя повседневных тягот тех, кто слаб, 
растерян или запутался. Помощь в этом смысле, безусловно, является 
обязанностью каждого человека по отношению к ближнему, и 
единственный новый фактор, появляющийся в Субуде, заключается во 
внутреннем руководстве, которое позволяет исполнять эту обязанность 
особым, зачастую непостижимым образом. Второй аспект деятельности 
помощников относится ко внутренней, необычной сфере. Он сопряжен с 
духовными упражнениями. Пак Субух неоднократно подчеркивал то, 
что никто не может помочь другому человеку поклоняться Богу. И с 
этой точки зрения в латихане нет разницы между помощниками и 
недавно вступившими в Субуд: все подчиняют себя действию Духа. В 
связи с этим помощник ни в коем случае не должен воображать, что 
помогает или может помочь другим. Помощь требуется всем, но она не 
может происходить от другого человека. Она может прийти только при 
подчинении Воле Бога. Следовательно, "принятие на себя бремени 
другого человека" является чем-то спонтанным, неким принимаемым 
даром, а не совершаемым действием. 

   Роль помощников в латихане состоит в том, чтобы поддерживать свое 
собственное состояние сознательного подчинения внутреннему действию 
латихана и в то же время сохранять определенный контакт с тем, что 
происходит вокруг. Причем это может быть осуществлено не 
посредством переноса внимания на окружающих, а за счет 
интенсификации своего собственного подчинения. На самом деле 
довольно сложно поддерживать внутреннее равновесие между 
собственным поклонением и "заботой" (в квакерском смысле) об 
окружающих. В латихане становится очевидным, что две заповеди 
Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем своим сердцем, всей своей 
душой и всем своим разумением" и "Возлюби ближнего своего как 
самого себя" – имеют чрезвычайно конкретный и буквальный смысл. 
Помощники начинают понимать, что вполне можно следовать этим 
заповедям, если не пытаться "делать" что-либо по собственной воле. 
Тот, кто надеется помочь ближнему, опираясь на собственные силы и 
понимание, отгораживает себя от самой возможности помочь кому-либо.


5. Открывающие

   "Контакт" был изначально получен самим Паком Субухом. Позднее 
он передал его другим людям. Когда они в свою очередь достигли 
стадии, на которой уже не возникает сомнений в реальности контакта, и, 
будучи в достаточной степени подкреплены латиханом, чтобы 
выдерживать действие соответствующих сил, они смогли сами стать 
"открывающими". 

   Приехав в Англию, Пак Субух выбрал небольшую группу людей, 
которые, по его мнению, были готовы выступать в роли открывающих. 
Поскольку я был одним из этих людей, у меня есть возможность 
рассказать вам о том, как открытие воспринимается со стороны 
свидетеля.

   Вступающие в Субуд часто спрашивают: "Что делает Пак Субух? 
Молится ли он за нас? Или у него есть сила, которую он обращает на 
нас?" Некоторые считают, что имеет место какое-то гипнотическое 
воздействие или даже некая разновидность магии. Однако у тех, кому 
довелось выступать в роли открывающих, не может быть никаких 
сомнений на этот счет. Мы вообще ничего не делаем ни с людьми, ни 
даже для людей. Открывающий входит в латихан точно так же, как если 
бы в комнате никого большего не было. На самом деле чувство, что ты 
наедине с великой Силой – это самый мощный и отчетливый элемент 
всего опыта. Именно эта сила дает новую жизнь душе, а не мы или что-
либо из того, что мы делаем. Пак Субух говорит, что свидетель должен 
обладать истинной верой, но я вынужден признать, что лично я не 
осознаю в себе ничего, даже веру. Тем не менее я могу с уверенностью 
утверждать, что ощущал присутствие ангелов во время латихана.

   На некоторое время человек может перестать осознавать присутствие 
окружающих, но наступает момент, когда осознаешь участие в их опыте. 
Тогда сразу чувствуешь, что кому-то не дают покоя собственные мысли и 
чувства или что кто-нибудь мешает процессу, пытаясь делать что-то 
самостоятельно. Те, кто чувствуют, что "должны" делать что-либо, 
чтобы взаимодействовать с процессом, передают свою напряженность 
открывающим. Иногда возникает чувство огромной тяжести из-за 
присутствия людей, порабощенных своей личностью.

   Самый необычайный момент латихана наступает, когда осознаешь, 
что произошел контакт. Возникает ощущение, как если бы пыл 
человеческих страстей был на мгновение погашен; покров личности 
прорывается, и может начаться совершенно новая жизнь. Тогда 
начинаешь осознавать присутствие очень тонкой субстанции, или 
энергии, которая сама по себе сознательна. Можно было бы вполне 
оправдано назвать эту энергию "сверхощутимым светом". Эта энергия 
охватывает всех и дает возможность участвовать в опыте окружающих. 

   На открывающих ложится тяжкий груз, поскольку они неизбежно 
вбирают в себя часть страстей или ядов, которые выходят из человека в 
момент контакта. Иногда открывающие плохо чувствуют себя потом в 
течение нескольких дней. Одному человеку, который опрометчиво 
решил открыть больше людей за то время, которое отводил на это Пак 
Субух, пришлось заплатить несколькими месяцами скверного 
самочувствия. Такая опасность накладывает определенные ограничения, 
не позволяя передавать контакт слишком быстро или слишком часто. 
Вместе с тем бремя значительно облегчается, если в качестве 
"свидетелей" в открытии участвуют двое и более людей. На самом деле 
Пак Субух утвердил правило, что, в то время как один человек 
открывает, другой должен стоять рядом, чтобы разделить его бремя. Тем 
не менее, когда возникает острая необходимость, все ограничения 
снимаются. Как раз недавно триста двадцать шесть человек на Цейлоне 
были открыты за три недели одним мужчиной и одной женщиной с 
двумя сингальскими помощниками, которые сами были открыты во 
время короткого визита в Кумб Спрингс.


6. Условия латихана

   Субуд латихан непременно проводится отдельно среди мужчин и 
женщин. Мужчин открывают мужчины, а женщин – женщины. Причем 
разделение не ограничивается латиханом, желательно, чтобы на время 
открытого состояния, которое может сохраняться еще час или два после 
латихана, мужчины и женщины находились как можно дальше друг от 
друга. Очевидное основание для этого заключается в том, что в 
открытом состоянии люди особенно чувствительны и могут легко влиять 
друг на друга. Есть, однако, и более глубокая причина, связанная с самой 
природой человека. Мы будем обсуждать это несколько позже, в главе о 
достижении человеком целостности. То есть это означает, что в 
духовной жизни необходимо следовать строгой дисциплине в сфере 
отношений между полами по той причине, что при обретении душой 
человека новой жизни, на поверхность выходят глубокие и мощные 
силы. Это необходимые силы, но личность человека не способна их 
регулировать. Они принадлежат Сущности, и только пробужденная 
Сущность может должным образом управлять ими.

   Латихан можно практиковать в любое время, но обычно на ранних 
стадиях не рекомендуется практиковать более трех раз в неделю. Как 
правило, требуется около двадцати сеансов латихана, прежде чем 
процесс войдет в нужную колею. Существуют, тем не менее, 
значительные различия между людьми, и некоторые получают 
практически сразу, а другим требуются многие месяцы и даже годы, 
чтобы почувствовать в себе действие новой силы. 

   Важнее всего, чтобы практикующие понимали, что они совершенно 
свободны в латихане. Он начинается в них, потому что они просят об 
этом, и заканчивается, когда они просят, чтобы он закончился. Кроме 
того, не происходит никакой потери сознания или свободы выбора. 
Можно навредить себе, только пытаясь играть с латиханом, например, 
учащая ритм, подражая другим или считая понятным то, что все еще 
остается загадкой. Те же, кто вступают в латихан и продолжают 
практиковать его терпеливо и искренне, не наносят себе никакого вреда. 
Однако, как я уже говорил, многие практикующие воображают, что на 
них воздействует Пак Субух или тот, кто их открыл, что их 
гипнотизируют или что у них просто галлюцинации. Все эти 
заблуждения можно легко развеять одним простым приемом, доступным 
любому практикующему. Просто посмотрите, можете ли в любой 
момент по собственному желанию остановить латихан и выйти из 
комнаты. Еще более убедительным для тех, кто знаком с понятиями воли 
и сознательности, будет то наблюдение, что человек все время осознает 
себя, даже если он не осознает при этом окружающее. Поскольку один 
из эффектов латихана заключается в том, что на поверхность сознания 
выходят состояния ума, обычно глубоко лежащие в области 
подсознательного, люди со скрытыми страхами ощущают испуг, те, у 
кого есть скрытые подозрения, становится откровенно подозрительными, 
чрезмерно заботящихся о себе охватывают мысли о том, что у них 
получается лучше или что они получают больше, чем на самом деле. Все 
это создает проблемы и вводит людей в замешательство, вынуждая их 
искать помощи у тех, кто обладает большим опытом.

   Обычно эти сложности преодолеваются через несколько месяцев, и 
практикующие убеждаются в том, что свобода выбора не покидает их ни 
на момент, и никогда не возникает опасности потерять сознание. Кроме 
того, не остается никаких сомнений, что действие в латихане исходит 
изнутри самого практикующего, а не от кого-либо еще. Достигшим этой 
стадии людям разрешается продолжать латихан самостоятельно у себя 
дома. Чаще всего, тогда же они могут стать помощниками для 
начинающих.

   В этой главе речь шла о самом латихане, а не о его воздействии. В 
последующих главах я приведу несколько примеров того, как латихан 
воздействует на людей разных типов и при разных условиях. На самом 
деле нет "нормального" латихана. Возможно, это разочарует тех, кто 
привык основывать свои суждения на сравнении с определенным 
общепринятым стандартом или нормой. Они хотели бы иметь 
возможность выяснить: "Делаю ли я большие успехи по сравнению с 
другими людьми или нет?" Однако этот вопрос, вполне обоснованный в 
отношении действия извне, не имеет никакого смысла применительно к 
процессу работы изнутри. Поскольку нет никаких стандартов, то 
неуместны и никакие сравнения, и поскольку все происходит вне 
времени, не может быть "скорости прогресса". Каждый практикующий 
является самим собой, и его внутреннее развитие должно следовать его 
же собственным законам. Уникальность человеческой души составляет 
часть ее достоинства, и те, кто ищет сравнений или внешнего 
подтверждения собственного прогресса, принижают душу, так же как 
утверждающие, что она может быть изменена против собственной воли.

 

================================

 

1 - В соответствии с "Духовной психологией" это происходит из нашей духовной природы, через еще только начинающую пробуждаться душу (прим. ред).

2 - В соответствие с "Духовной психологией" речь здесь , по-видимому, должна идти о творчестве (прим. ред.).

3 - То же самое относится и к Иисусовой Молитве. См., например, "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" (прим. ред.).

4 - Согласно католической традиции, крещенный в раннем возрасте ребенок в 12 лет проходит обряд конфирмации, в ходе которого он уже сознательно подтверждает свое согласи на прибывание в Христианской традиции, и с этого момента получает право причащаться и считается полноценным членом Церкви (прим. ред.).

 

* * * *

Hosted by uCoz