ОТ РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ


   Слово "Субуд", как и имя его "основателя", Бапака (Мухаммада Субу 
Сумохадивиджойо, 1901 – 1987), практически ничего не говорит 
российскому читателю, хотя первый всемирный конгресс по Субуду 
состоялся еще в 1959 году, и десятки тысяч людей по всему миру 
практикуют сегодня латихан кедживан. Это не удивительно, так как в 
Россию все приходит с опозданием, и нам остается только утешаться, что 
по сравнению, например, с Христианством опоздание Субуда не столь 
значительно. Правда, такое неведенье не распространяется на наших 
постоянных читателей, которые, как мы надеемся, подобно нам в 80-ые 
годы, прочтя о Субуде в автобиографической работе Дж. Г. Беннета 
"Свидетель" заинтересовались этим уникальным духовным явлением, 
проводником которого на Запад был избран Беннетт. Нам также хочется 
думать, что после прочтения "Духовной психологии" этот интерес возрос 
настолько, что книга, которую вы держите в руках, вполне своевременна.

   Конечно, книга, даже такая потрясающая, как эта, может в лучшем 
случае удовлетворить только теоретический интерес, однако сегодня, в 
отличие от ситуации двадцатилетней давности, когда автор этих строк 
впервые узнал о существовании Субуда, по крайне мере москвичи могут 
реально войти в эту удивительную систему. Чтобы это вхождение могло 
не только вообще состояться, но и быть максимально осознанным и 
ответственным, мы и взяли на себя труд по изданию этой работы.

   Несмотря на то что усилиями украинской группы Субуда были 
изданы на русском языке некоторые книги по Субуду и замечательные 
работы самого Бапака, а сейчас готовится к изданию его основной труд 
"Сусила Будхи Дхарма", предлагаемый вам перевод не имеет аналогов 
среди литературы о Субуде и, на наш взгляд, исключительно важен.

   Как всегда у Беннетта, его работа значительно шире, чем то, что 
предполагает ее название. Она помещает Субуд в широкую перспективу 
духовной эволюции человечества в целом, что очень важно. Вместе с 
"Духовной психологией" эта книга поможет читателю правильно увидеть 
возможное место Субуда в его собственной жизни, не вешать на него все 
свои проблемы и нужды, не впадать в прелесть или гордыню по поводу 
своей причастности к нему или значительного срока пребывания в 
Субуде и, главное, избежать попыток превращения группы 
практикующих латихан в замкнутую секту. Да, Беннетт пишет, что его 
предположения о том, что подготовленные люди, прошедшие долгий 
путь к осознанию своей ничтожности, должны иметь преимущество в 
Субуде, не оправдались. Среди более пятисот человек, открытых 
Бапаком и его помощниками за два первых месяца их пребывания в 
Англии, некоторые с небольшим опытом или вообще без опыта 
духовных поисков добились более очевидного и быстрого прогресса, чем 
люди с явным преимуществом в подготовке, интеллектуальных 
возможностях. Но все меняется и не всегда к лучшему. Сегодня с нами 
нет не только Бапака и воспитанных им помощников, но и вообще 
сколько-нибудь значимых помощников. В России всегда особая 
ситуация, и в этих условиях, когда так легко сбиться с пути и многие 
сбились, замечательная книга Беннетта, как путеводная звезда, поможет 
вам с минимальными потерями пройти опасные рифы моря Субуда. 

   И последнее. Сам Пак Субух и Беннетт постоянно подчеркивали, что 
Субуд – это не религия и не ее замена, но что латихан лишь делает наш 
религиозный путь более эффективным и осмысленным, ибо "тесны врата 
и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их". Поэтому, если вы 
еще не выбрали свой путь к Богу, вступление в Субуд для вас пока 
преждевременно.

--------------------------------------------
Долгопольский Л. Н
Москва, март 2000

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ


   С момента первой публикации настоящей книги прошло чуть боше 
ста дней, и с тех пор удалось достичь многого. Субуд обошел земной 
шар, и я стал свидетелем его успехов в Соединенных Штатах, Австралии, 
Индонезии, Сингапуре и на Цейлоне. Сегодня более чем в половине 
стран мира действуют центры Субуда, работают группы и 
индивидуальные приверженцы. В одном только Лондоне мы получаем в 
неделю больше двухсот писем, и практически все из них выражают то 
стремление и поддержку, с которыми люди всех стран и религий 
встречают приближение новой многообещающей линии духовной 
работы. Я изложил некоторые из новых собственных наблюдений в 
третьей главе, а также внес ряд фактических уточнений в историю 
зарождения Субуда.

   Кроме того, я исключил несколько абзацев из раздела "От Автора". 
Как это обычно и случается, стараясь избежать упреков в 
недостоверности, я, по всей видимости, внес некую путаницу. На самом 
деле нет необходимости выяснять наличие какой-либо причинной или 
исторической связи между Субудом и Системой Гурджиева, Тибетскими 
Учениями или любыми другими движениями, подготовившими 
наступление новой эпохи. Если приход Субуда и был предвиден или 
предсказан Гурджиевым, это не имеет отношения к тому, что 
психологическое учение и методы системы Гурджиева и Субуда 
согласуются между собой. Можно даже сказать, что они соответствуют 
друг другу, как две половинки одного яблока. В этом нетрудно 
убедиться, изучив написанную самим Паком Субухом книгу Сусила 
Будхи Дхарма и записи разъяснительных бесед, проведенных им в ряде 
стран, и сравнив их с работами и лекциями Гурджиева. В то же время 
большинство учеников Гурджиева не отмечают того факта, что, в 
отличие от многих комментаторов, сам он избегал непосредственных 
упоминаний о потенциале человеческого опыта и развития за рамками 
уровня нормального уравновешенного человека. Подобным же образом, 
рассказывая о силах, которые принимают участие в жизни человека, Пак 
Субух не берется за обсуждение собственно человеческих сил. Он 
упоминает о трех сверхчеловеческих уровнях без какого-либо рзъяснения 
их природы. Хотя возможность человека в своем развитии выйти за 
обычный человеческий уровень и не отрицается, нет смысла пытаться 
описать словами формы опыта и деятельности, недоступные для 
человеческого ума. Подтверждением реальности такого опыта и такой 
деятельности, а также того, что они действительно имеют место здесь и 
сейчас на земле, должны служить их результаты.

   Произошло огромное число событий, связанных с Субудом, и их 
можно объяснить либо удивительной волной совпадений, прокатившейся 
по всему миру, либо воздействием Руководящего Сознания, уровень 
которого значительно выше, чем уровень человеческого ума. Я очень 
надеюсь, что в дальнейшем удастся посвятить этим событиям отдельную 
книгу. Сотни людей, пришедших в Субуд, ощущают руководящий, 
динамический паттерн, который определяет ход их жизни, и полностью 
уверены в том, что это следствие их связи с Субудом. На самом деле 
невозможно передать другим людям глубоко личное убеждение, 
возникшее у человека на основе его собственного жизненного опыта. 
Человек обнаруживает нечто новое в своей жизни, причем не только в 
плане своего внутреннего состояния, но и внешних обстоятельств, и 
уверен в том, что это не могло произойти случайно или быть плодом его 
собственной проницательности. Он видит изменение "образа жизни", и 
очень часто близкие знакомые этого человека, также замечают перемену, 
но никто из них не способен выразить этого в нескольких фразах. В 
данном случае нужны автобиографии, но не каждый способен написать о 
себе, хотя я и знаю нескольких людей, которые справились с этой 
задачей, и если, как я надеюсь, некоторые из автобиографий будут 
опубликованы, то это будет гораздо более убедительным аргументом, 
чем все рассказанное мной "из вторых уст". 

   В общих чертах вывод, к которому я пришел, заключается в том, что 
в мире действует Сознательная Сила, и Субуд является средством, 
используя которое, отдельные люди и общества могут вступить в контакт 
с этой Силой, получать от нее помощь и, наконец, служить ей. Формы, в 
которых выражается действие этой Силы, весьма многообразны, и 
каждый из нас, естественно, склонен рассматривать наиболее близкое и 
очевидное ее проявление в качестве основного и иногда даже 
единственно истинного.

   Учитывая сказанное выше, следует рассмотреть вопрос о связи между 
Субудом и организованной религией. Мы до сих пор еще окончательно 
не распрощались со старой нетерпимостью, и часто продолжаем считать 
ересью и заблуждением все вероисповедания, за исключением 
собственного. До сих пор, многим из нас трудно свыкнуться с мыслью, 
что духовные дары могут быть обретены нами вне собственного прихода. 
И все же, время изменило многое, и миллионы людей по всему миру 
сегодня считают веру в Бога и любовь к людям основой религии и 
уверены, что человек должен быть свободен в выборе формы 
поклонения. Вместе с тем у нас нет оснований сомневаться в 
справедливости уверений Пака Субуха в том, что Субуд не является 
новой религией и что он отнюдь не предполагает уход от веры, которую 
каждый из нас получил от родителей или от своего общества. Субуд 
просто служит средством обновления веры, и мне известно много 
подтверждений эффективности этого средства. Благодаря Субуду много 
христиан, переставших соблюдать религиозные порядки, вернулось в 
свою Церковь и, в частности, к участию в Таинствах. Более того, 
священнослужителями, принадлежащим более чем к одной конфессии, 
удалось обрести в Субуде новые силы для своего служения. Другие 
выражали свою поддержку Субуду и надежду на то, что он будет всерьез 
воспринят Церквями как союзник в борьбе с материальными силами, 
угрожающими человечеству.

   Тем не менее мы все еще стоим у начала пути и должны 
рассматривать Субуд как многообещающий эксперимент и, 
следовательно, терпеливо ждать грядущих перемен. Сам Пак Субух 
говорил, что в случае большинства людей должно пройти три года, 
прежде чем глубины личного характера начнут очищаться и приходить в 
гармоничное состояние. Пока же я могу лишь поделиться собственными 
впечатлениями. После того как я отсутствовал в течение четырех 
месяцев, путешествуя по всему миру и наблюдая воздействие Субуда на 
людей различных рас, я возвратился в Англию и получил возможность 
отследить влияние Субуда на несколько сот людей, с которыми я работал 
до этого. При этом я с удовольствием отметил общее и устойчивое 
улучшение как физического состояния этих людей, так и в их 
взаимоотношений на уровне реагирования. Под этим я имею в виду, что 
между людьми различного возраста, образования, социальных классов и 
с различным отношением к жизненным обязанностям уменьшились 
взаимные трения и непонимание, и даже стало появляться взаимное 
доверие. Однако должен признать, что более глубокие силы, названные 
Паком Субухом животными, или мотивационными, силами, по большей 
части не подверглись изменению. Похоже, что может действительно 
пройти еще года два, прежде чем появятся признаки полностью 
гармоничного развития. Наверное, наиболее значительное изменение, 
которое я отметил в людях, практиковавших Субуд латихан более одного 
года, заключалось в обретении уверенности в своих силах, а также в 
явном уменьшении внушаемости и зависимости от других людей.

   Еще одним важным дополнением в настоящем издании стал раздел, 
посвященный опыту смерти. Реальность того, что после смерти 
существование продолжается, не вызывает сомнений у тех, кто 
"практиковал латихан за умерших". Кроме того, вполне очевидно, что 
состояние человека после смерти может быть разным, от горестного 
одиночества и растерянности до полной ясности сознания. Люди сегодня 
боятся смерти, но не воспринимают ее всерьез. Практически всеобщее 
безразличие по отношению к тому, как человек умирает, не может не 
представляться ужасным для тех, кому доводилось воспринимать 
истинное положение вещей. В этом смысле распространившийся 
повсеместно раскол между медиками и священнослужителями является 
наиболее опасным проявлением современного материализма. Дети не 
осознают своих обязанностей по отношению к умершим родителям, 
мужья не понимают, что умершим женам требуется их помощь, а жены 
не понимают своей связи с умершими мужьями. На самом деле 
большинство людей верит в ту или иную форму существования после 
смерти, и разрастающееся бурными темпами спиритическое движение 
свидетельствует о том, что многие люди глубоко озабочены вопросом 
загробной жизни. Тем не менее попытки общения при помощи 
медиумов, возможно, представляют собой наименее удачный способ 
вторжения в неизведанное. В связи с этим возникает потребность в 
позитивном действии, и один из наиболее удивительных и 
воодушевляющих аспектов опыта Субуда как раз и заключается в 
непосредственном восприятии связи между мертвыми и живыми. Я 
привел ряд описаний подобных опытов восприятия в восьмой главе.

   Жить на земле, не отдавая себе полного отчета в реальности смерти и 
ее последствий, гораздо безрассуднее, чем быть заключенным на 
недолгий срок и не готовиться к выходу на свободу. У заключенного, по 
крайней мере, будут руки, ноги, глаза и уши, когда он выйдет в мир 
свободных людей. Человек, умерший неподготовленным, теряется в 
полном смятении и одиночестве, и из этого состояния он не в силах 
освободиться. Должное понимание этого обстоятельства, вместе с 
осознанием того, что живущие способны оказывать помощь умершим, 
возможно, было бы лучшим путем возвращения человечества к 
исполнению своих духовных обязанностей. Вполне вероятно, что мы 
стали свидетелями начала новой линии развития, которая окажет 
глубочайшее влияние на будущую жизнь человечества. 

   Наконец, я считаю нужным ответить на вопрос, поднимавшийся 
несколькими авторами критических статей и многими интересующимися. 
Недоумение было связано с тем, что поскольку для практики Субуда 
латихана от нас требуется только акт подчинения себя (surrender) Воле 
Божьей и принятие действия, которое, по нашему мнению, исходит от 
Святого Духа, то ничего не остается, как просто терпеливо ждать 
появления результатов. По мнению некоторых, такая позиция приводит 
к квиетизму и нездоровой пассивности в жизни. Это в свою очередь 
противоречит тому принципу, что за все стоящее нужно платить, и, что 
еще хуже, притупляет чувство ответственности у человека.

   Все эти аргументы основаны на том заблуждении, что подчинение 
своей воли Воле Высшей подразумевает также и отказ от своей воли в 
отношении собственных внутреннего и внешнего миров. Одно из 
величайших достоинств Субуда как раз заключается в четком 
разграничении между тем, что человек может и должен делать, и тем, 
чего он делать не может и не должен. Так, человек может и должен 
работать как внутренне, так и внешне, но он не способен постичь Силу 
Божью, или действие Святого Духа, и, следовательно, не должен 
полагаться на свои силы, если речь идет о его собственном очищении. 
Мы получаем силу, не являющуюся нашей собственной, но 
ответственность за использование этой силы возлагается на нас. Хотя 
обо всем этом сам Пак Субух уже написал в своей книге Сусила Будхи 
Дхарма, я счел нужным прибавить два дополнительных раздела к 
восьмой главе в надежде, что это прояснит оставшиеся сомнения в 
отношении ответственности человека.

   С другой стороны, возражения о том, что Субуд "слишком прост" и 
не требует усилий со стороны практикующих, не могут восприниматься 
последними иначе как абсурд. Действительно, начать легко, но 
практиковать неделю за неделей, месяц за месяцем – это труднейшая 
задача для тех, чья жизнь и без того не отличается легкостью. Терпение 
принадлежит к числу величайших духовных даров, и не так уж просто 
сохранять его, когда в течение долгих месяцев не происходит никаких 
явных изменений. Кроме того, вряд ли можно вообразить себе более 
трудное испытание, чем когда человеку приходится видеть себя в свете 
Сознательности и чувствовать раскаянье за все свои предыдущие 
поступки. Но без покаяния не может быть и спасения. Те, кто стараются 
жить в соответствии с правилами своей религии, хорошо знают, что 
искреннее раскаяние не приходит по желанию. Получение такой 
возможности в Субуде делает его чудесным для нас, хотя, безусловно, 
решающую роль всегда должен играть свободный акт нашей воли. Не 
нужно идти в Субуд, надеясь найти там легкий путь ко спасению, но для 
готовых заплатить высокую цену, наградой будет все нарастающее 
ощущение поддержки во всех испытаниях, исходящей от Силы Святого 
Духа Божьего. 

Кумб Спрингс; Кумб Лэйн; Кингстон-на-Темзе; Сентябрь 1958 г.

 

 

ОТ АВТОРА


   Работая над этой книгой, я иногда ощущал себя путешественником, 
рассказывающим о жизни страны после того, как провел в ней всего 
лишь неделю в качестве туриста. Я новичок в Субуде, и это вообще 
относится к жителям западных стран. Мое личное участие насчитывает 
чуть менее полутора лет, и я согласился писать о Субуде отчасти, чтобы 
исправить неверное представление, которое может сложиться на основе 
газетных статей, а отчасти потому, что обязанность делиться с другими 
людьми тем, что ценишь, может быть исполнена, только если 
рассказываешь о своем опыте. Конечно, всегда можно укрыться за 
теоретическими рассуждениями и понадеяться на откровенность других 
людей, но таким образом можно лишь попытаться приглушить свое 
чувство долга. 

   Помимо всего прочего, обязанность открыто заявить о своих, иногда 
глубоко личных, причинах для ведения определенной работы 
сопровождается также весьма полезной необходимостью разобраться с 
вопросом: "Каковы же на самом деле мои собственные убеждения на 
этот счет?" Таким образом, настоящая книга содержит мои собственные 
заключения и некоторые рассуждения, послужившие для них 
основанием. Однако часть причин, причем, наверное, наиболее 
существенная их часть, не может быть выражена словами.

   Трудно даже вообразить, что такое чудесное событие произошло. 
Внешние признаки чрезвычайно скудны, но так всегда было и в 
прошлом. Альберт Швейцер в своей книге "Поиск Исторического 
Иисуса" писал следующее: "Чем будет то, что принесет новую жизнь и 
новые руководящие принципы в грядущие столетия, мы не знаем. Мы 
можем лишь предположить, что это будет грандиозным достижением 
какого-нибудь великого и неординарного гения, истинность и 
правомочность которого будет подтверждена тем, что мы, трудясь над 
своей рутинной полубессмыслицей, встретим его в штыки – мы, 
воображающие, что больше всего на свете ждем могущественного гения, 
который бы своей властью открыл путь миру, видя нашу неспособность 
сделать шаг вперед по той стезе, которую мы так долго и кропотливо 
подготавливали".

   На мой взгляд, подлинное значение Субуда не связано с особой 
методикой или способом саморазвития и заключается в том, что мы все 
становимся свидетелями нового религиозного подъема веры в мире. 
Поскольку Субуд не сопряжен ни с какой новой догматикой, и сам Пак 
Субух всячески подчеркивал, что Субуд не должен подменять религию, и 
не является новой религией, его могут практиковать все желающие 
укрепиться в своей вере в Божественное Провидение, вне зависимости от 
конфессиональной принадлежности или убеждений. Учитывая, что 
Субуд не противоречит ни одному положению Христианства, и, 
напротив, дает христианам новое понимание и новые силы для служения, 
он может сделать для Церкви больше, чем любая пропаганда или 
принуждение, то есть избавить ее от преобладающего сегодня пустого 
следования традициям и ритуалам, исходящего от интеллекта или 
эмоций. Это могло бы возродить истинное поклонение души. То же 
самое относится к Исламу и Иудаизму.

   Верующие всех религий стали жертвами духа уходящей Эпохи, 
пытаясь поклоняться Богу умом, эмоциями и телом, то есть теми же 
инструментами, которые они используют для изучения природы или 
выполнения своей повседневной работы. Неизбежным результатом 
стало исчезновение истинной религии. Если люди поймут не только то, 
что поклонение должно исходить от пробудившейся души, но также и то, 
что в нашем распоряжении есть действенный способ пробудить свою 
душу, тогда можно ожидать таких глубоких и таких быстрых перемен, 
что еще при жизни нынешнего поколения мы увидим рождение нового 
мира.

   Хотя моего опыта и знаний едва ли хватит, чтобы писать о Субуде, я 
все же взялся за эту задачу, поскольку в этом смысле вряд ли кто-нибудь 
находится в более выгодном положении. Я многим обязан Паку Субуху, 
который рассказал мне многое о себе, своей работе и будущем Субуда, 
хотя и не все из этого могло войти в настоящую книгу. Тем не менее я 
надеюсь, что, изложив свои собственные впечатления и рассуждения, а 
также воздержавшись от неполных цитат из неопубликованных 
материалов, четко дал понять, что только я и никто другой несу 
ответственность за высказанные в книге мнения и выводы. Мне было бы 
проще писать, если бы второй том Драматической Вселенной был уже 
опубликован, поскольку, хотя он и был написан до моего знакомства с 
Субудом, изложенная в нем точка зрения полностью согласуется с 
выводами последней главы настоящей книги. Окончательная редакция 
второго тома была отложена в связи с появлением Субуда, который 
принес с собой столько новых задач и вопросов, что довершение всех 
намеченных дел превращается в практически неразрешимую проблему.

   Я верю в то, что на мир снизошла великая благодать, причем не в 
качестве грандиозного достижения какого-то великого и неординарного 
гения, а по воле Бога, и именно эта вера заставила меня изложить свой 
собственный опыт для пользы других людей. Я написал только то, что 
считал правильным, но я ни в коем случае не настаиваю на правильности 
написанного. Заранее прошу прощения, если непреднамеренно оскорбил 
этим чьи-нибудь чувства.

* * * *

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz