Лекция 4

СЕКРЕТ ТВОРЧЕСТВА

 

На прошлой лекции я показал вам, каким образом двенадцать энергий связаны с четырьмя основными состояниями, или уровнями существования, возможными в случае человека. Сегодня я попрошу вас сконцентрировать свое внимание на четырех энергиях, ответственных за творческую деятельность людей. Я посвящаю этому вопросу целую лекцию, поскольку творчество является тем свойством, или способностью, которая позволяет человеку носить гордое звание "Созданного по Образу Божьему". Человек находился бы в безраздельной власти законов природы, а его жизнь и возможная эволюция целиком зависели бы от внешних сил, если бы он не обладал этой силой творческого действия, посредством которого, влияния с высших уровней могут проникать в человеческую жизнь, и изменять ее направление в любых масштабах, от индивидуальной самореализации до общей истории всего человечества.

Когда мы с вами занимались изучением четырех триад энергий, я назвал Творческую Энергию силой, поддерживающей все существование, и сказал, что мы находимся под ее постоянным воздействием, хотя и не осознаем этого. Теперь я собираюсь подойти к этому вопросу с другой точки зрения, с позиции нашей способности осуществлять творческую деятельность. С этой целью, мы начнем разговор с трех энергий, обеспечивающих работу нашей психики, то есть, с автоматической, чувствительной и сознательной энергий, и прибавим к этой группе творческую энергию. Таким образом, мы переходим от триады к тетраде, но эта тетрада будет отличаться от тех, которые я использовал для классификации двенадцати энергий на первой лекции.

Тетрада

Тетраду можно отобразить в виде креста. Вертикальная линия будет символизировать восходящие и нисходящие процессы творения, горизонтальная - инструменты, делающие это творение возможным. Кроме того, между четырьмя концами существуют дополнительные связи. Каждый из элементов этой диаграммы отображает важную часть общего творческого действия, изучением которого мы сейчас занимаемся.

РИС. 9

ТЕТРАДА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Чувствительность и сознательность

Эту диаграмму можно непосредственно применить к изучению деятельности человека. В этом случае, горизонтальная линия будет отображать то, что мы называем "сознательным опытом", или просто "сознательностью". Большинство людей, включая психологов, не обращает внимание на тот факт, что у сознательности есть два различных аспекта, соответствующие чувствительной энергии Е5 и Сознательной Энергии Е4. Эти две энергии объединяются, тем самым, создавая мост между жизнью и существованием за ее рамками. Первая (Е5) обеспечивает нашу осведомленность о процессах жизни в психических функциях, в то время, как вторая энергия (Е4) позволяет нам осознавать себя. Тогда как жизнь зависит от жизненных процессов, поддерживающих ее, универсальное существование самодостаточно и ему свойственно самоопределение. Характерное для людей качество самодостаточности основывается именно на присутствии в нас сознательной энергии. К сожалению, в обычном состоянии человека сознательная энергия абсорбируется чувствительной энергией, подобно тому, как вода абсорбируется губкой, хотя губка грубее воды, и истинная природа сознательности теряется из виду. Когда чувствительность и сознательность не разделены, у нас нет прямого контакта с высшей частью нашей природы. С точки зрения реального опыта, можно сказать, что обычно человек может осознавать происходящее, но он не осознает, что осознает происходящее. Иногда человек непреднамеренно разделяет Е5 и Е4, и тогда он осознает в себе нечто иное, помимо активной чувствительности.

Чувствительный экран

Теперь, чтобы облегчить понимание работы чувствительной энергии, я решил использовать довольно удобный образ. Я не возвожу его в ранг гипотезы, поскольку нет никакой необходимости выяснять, соответствует ли он действительности. На прошлой лекции я в этой связи упоминал об "эмоциональных частях центров", но назвал это обманчивым термином, который использовал Успенский, описывая состояние, когда мы осознаем собственную функциональную активность, не контролируя ее. К этому вопросу можно подойти иначе, рассматривая чувствительную энергию как некий экран, на который попадают различные образы. Источниками этих образов служат ощущения, то есть, зрение, слух, осязание и т.д., а также соответствующие центры - мысленные образы, чувственные образы и т.п. Кроме того, они могут приходить из архива воспоминаний и привычек. Из любого из этих источников образы могут проецироваться на чувствительность, порождая то, что иногда называют "потоком мыслей", или "потоком сознания". Все дело в том, что они появляются и исчезают непроизвольно, хотя, при определенных обстоятельствах, мы и можем подчинять этот процесс собственной воле. Эти "обстоятельства" сопряжены с сознательной энергией (Е4) и соответствуют так называемому состоянию "самосознания".

Чувствительный экран, который я только что описал, это то, что обычно называют умом. Мы говорим, что мысли и образы всплывают "в нашем уме", но, на самом деле, они располагаются "на" экране, когда мы осознаем их.

Хотя это и странно, мы используем слово "самосознание" в двух различных значениях, за каждым из которых стоит реальное состояние. Различия между ними заключаются в том, что одно из них непроизвольное, а другое - преднамеренное. Непроизвольное самосознание является состоянием крайнего замешательства, когда мы осознаем, что наша чувствительность (Е5) нам не подчиняется. В этом состоянии, наше поведение продолжает выбрасывать образы на чувствительный экран, без какого-либо контроля с нашей стороны. Мы чувствуем себя неловко, и довольно часто это приводит к различным физиологическим изменениям в нашем организме, например, к появлению румянца на щеках. Безусловно, эта разновидность самосознания соответствует разделению сознательной и чувствительной энергий. В этом состоянии мы знаем, что в нас есть что-то чувствительное, и что-то осознающее эту чувствительность. Тем не менее, это состояние не может привести нас к чему-либо особенно высокому, поскольку, в этом случае, мы не контролируем ситуацию. На самом деле, это состояние, как раз, и является осознанием собственной неспособности контролировать происходящее на чувствительном уровне. Другое состояние коренным образом отличается от первого, поскольку возникает в результате преднамеренного отделения сознательности от чувствительности. Это преднамеренное действие приводит к возникновению состояния сознательности сущности, в котором мы можем наблюдать происходящее на чувствительном уровне со стороны. В этом случае, у нас даже есть возможность контролировать и направлять ход событий.

На данный момент важно понять, можете ли вы выявить два различных состояния, которые иногда сливаются друг с другом, а иногда разделены. Я имею в виду состояние чувствительности и состояние сознательности. Только вы сами можете быть уверенными в том, что ваша сознательность обычно поглощена чувствительностью, и не происходит никакого отслеживания или наблюдения за происходящим. Слияние чувствительности с сознательностью порождает состояние, в котором мы не способны влиять на ход событий. В этом состоянии мы подконтрольны автоматизму, то есть, автоматической энергии Е6, действующей через нервную систему, как мощнейший компьютер.

 

Решение проблем

Предположим, что мы хотим разобраться с какой-то проблемой, о которой мы узнали из чьих-то слов. Информация о ней приходит к нам через ощущения, но может и зародиться где-то среди наших воспоминаний, или из комбинации этих источников. В любом случае, она достигает нашей осведомленности по пути, ведущему от автоматизма к чувствительности, поскольку автоматизм связан со внешним миром через ощущения. Кроме того, он также связан и с нашим прошлым опытом, посредством воспоминаний и привычек. С этой точки зрения, автоматизм похож на прилавок, к которому мы подходим, чтобы купить то, что нам нужно в "магазине", то есть, в мире настоящего и прошлого опыта ощущений.

Предположим далее, что проблема проникла на уровень чувствительности. На этой стадии мы можем, либо взяться за нее, либо проигнорировать. Либо она нас интересует, и мы хотели бы найти способ решить ее, либо эта проблема нас не интересует, и наша чувствительность оставляет ее без внимания. Тогда, новые впечатления или воспоминания вытесняют ее из сферы нашей осведомленности. Но давайте разберем случай, когда эта проблема вызывает у нас определенный интерес и желание разобраться с ней. Далее, как правило, эта проблема запечатлевается в виде серии ментальных образов на экране чувствительности. На этот же экран затем выбрасываются из автоматизма различные впечатления прошлого, то есть, воспоминания, часть из которых может всплывать совершенно без нашего желания, за счет автоматических способов мышления, к которым мы так привыкли. В результате, мы даже можем не замечать то, что всплывает на экране. Кроме того, мы можем извлекать какие-то конкретные факты из нашего архива воспоминаний, или искать информацию вне нас самих, читая, изучая, задавая вопросы и т.п. Другими словами, мы можем попытаться решить эту проблему при помощи материала, доступ к которому нам обеспечивает автоматическая энергия (Е6). Некоторые вопросы можно адекватно решать таким способом. На самом деле, большинство повседневных проблем можно решать при помощи нашего прошлого опыта и наших знаний о происходящем вокруг. Когда автоматизм ставит перед нами проблему поступления пищи по причине голода, мысль о том, что пришло время перекусить, поступает в нашу чувствительность. Эта проблема решается быстро, поскольку мы знаем, куда можно пойти поесть, и действовать в этом случае.

Однако, время от времени, возникают проблемы, которые не удается решить таким образом. В этом случае, необходимо создавать связи, которые не могут быть созданы одой лишь чувствительной энергией. Имеющийся в наличии материал, то есть, то, что было отсканировано чувствительностью, не может обеспечить решение такой проблемы. Возможно, требуется обнаружить новые связи, которых мы раньше не видели. Это, в свою очередь, может произойти, только если сознательность отделена от чувствительности. Разделение необходимо потому, что сознательность обладает определенными свойствами, которых нет у чувствительности, и эти свойства не могут быть использованы до тех пор, пока сознательность поглощена чувствительностью. Природа чувствительной энергии такова, что она работает исключительно по принципу да - нет. Когда что-то предстает перед ней, она может, либо принять, либо отвергнуть это. Как я уже говорил, в случае какой-либо проблемы, чувствительность может быть или заинтересована, или не заинтересована и игнорировать то, что в нее поступает. Чувствительность анализирует возможные решения, и может сказать да или нет, как, например, в случае с едой: пойти ли мне в это место или в то? Она сопоставляет ситуацию с количеством денег в моем кошельке, и отвечает да или нет, просто сопоставляя два фактора, и принимая или не принимая ту или иную возможность. Впрочем, это может не всегда быть настолько привязано к фактам, и иногда мы имеем дело с чувствами. Например, у нас может возникнуть желание посетить дорогой ресторан, но мы знаем, что не можем позволить себе это. В результате, между "я хочу" и "я могу" возникает прямой конфликт разновидности да - нет, и одно из двух, в конце концов, возобладает. Сравнение двух положений, различных пар чувств, симпатий и антипатий и т.п. - это, пожалуй, большее, на что способна чувствительность. Она может распознать "чувство" конфликтующих стимулов, и прореагировать, либо на один, либо на другой, но она не дает нам возможности остановиться, поразмыслить и сделать выводы.

 

Сила сознательности

Сознательность обладает гораздо большими связующими и интеграционными возможностями. Когда сознательная энергия действительно освобождается от потока сознательности, она способна распознать множество нюансов. В зависимости от степени освобожденности, она может различить больше или меньше, ведь для того чтобы видеть нужно сначала отойти на некоторое расстояние, иначе, мы "не увидим леса из-за деревьев". Такая узость кругозора характерна для чувствительной энергии, тогда как виденье целого, "леса", свойственно сознательной энергии. Есть проблемы, неразрешимые на уровне чувствительности, но поддающиеся решению на уровне сознательности. В этом случае, они решаются не за счет привлечения чего-либо нового и постороннего, а благодаря выявлению связей, смысла и значений, которых мы не видели раньше.

Когда мы начинаем видеть то, чего не видели мгновение назад, когда происходит нечто вроде открытия "внутреннего глаза" понимания, мы можем с уверенностью говорить о действии сознательности. Это может произойти, либо в результате счастливой случайности, когда наша сознательность остается высвобожденной достаточно долго, чтобы создались соответствующие условия для интеграции материала, либо в том случае, если мы умеем приводить себя в состояние обособленности от самой проблемы.

 

Высвобождение сознательности

Здесь я должен сказать несколько слов о хорошо известной всем практике "умиротворения ума". Она заключается в том, чтобы угомонить всплывающие в чувствительности образы. При помощи этого метода, можно ненадолго вызвать состояние обособленной сознательности. Это же состояние и даже с большей интенсивностью может быть вызвано различными острыми переживаниями, в результате которых, в частности, может парализоваться чувствительная энергия. Кроме того, подобный паралич чувствительной энергии может наступать под действием искусственных факторов, таких как наркотики. По этой причине, при различных наркотических состояниях возникает колоссальное расширение поля зрения, внутреннего и внешнего, а также ощущение интеграции, виденья всего в целом, и, в особенности, виденья смысла и невероятного значения каждой вещи. Об этом говорят все экспериментировавшие с наркотиками. В результате определенной парализации, или приостановления активности чувствительности и соответствующей связи между Е5 и Е4, когда эта связь блокируется действием наркотика, чувствительность перестает удерживать в себе сознательность, как это было раньше, и возникает определенная обособленность сознательности. Тогда же появляется это ощущение невероятного значения вещей. Тем не менее, важной чертой наркотических состояний является то, что они очень редко имеют какую-либо реальную объективную ценность. И это свидетельствует об определенном свойстве сознательной энергии: сама по себе она не обеспечивает контакт с реальным значением вещей; на самом деле, это более глубокий контакт с собой заставляет нас воспринимать вещи гораздо острее и интенсивнее. В связи с этим, часто случается так, что когда происходит такое мимолетное высвобождение сознательности, а это очень часто происходит в момент пробуждения или во сне, или под действием наркотика, или даже при лихорадке, мы убеждены, что видим вещи космической важности, ультимативные истины. И, если нам случайно удается записать увиденное, позже мы обнаруживаем бессмысленность написанного, или, по крайней мере, понимаем, что растолковать написанное не удалось бы ни при каких стараниях. Очень важно понимать все вышесказанное, и, насколько я могу судить, это подтверждается всеми исследованиями подобных искусственно вызванных состояний, поскольку это дает нам понять, почему такие условия не могут способствовать творческому мышлению, хотя люди иногда с надеждой и используют их для достижения это цели.

 

Творческая энергия

Теперь мы должны вернуться к диаграмме, и сконцентрировать свое внимание на самой верхней ее точке с пометкой "Творческая". В этой точке влияние проникает с более высокого уровня, чем сознательность и чувствительность. Речь идет о творческой энергии, второй космической энергии, принимающей непосредственное участие в человеческой деятельности, и именно в этом заключается секрет творчества, о котором мы сегодня говорим.

Прежде всего, в случае творческой энергии важно уже то, что она не ограничена рамками сознательности, или, как часто говорят, сверхсознательна. С этой точки зрения, она представляет собой противоположность автоматизма, который, как мы уже говорили, занимает подсознательное положение.

В противном случае, следовало бы считать человеческое творчество загадочным результатом, либо просто случайных комбинаций, либо какого-то сверхчеловеческого воздействия. В то же время, мы допускаем очевидную ошибку, считая творчество сознательным. В связи с этим, я начну с утверждения, что творчество не может быть объяснено с позиции нашего сознательного опыта: даже чрезвычайно интенсивного сознательного опыта, который может быть вызван различными искусственными методами или практиками.

Второе важнейшее свойство творческой энергии состоит в том, что, будучи универсальной, она связывает нас непосредственно с универсальным (всеобщим) процессом. Другими словами, она позволят нам видеть реальное положение вещей, тогда как другие энергии могут обеспечить лишь косвенное знание, при помощи каналов "центров". Именно это свойство лежит в основе способности видеть "новые пути", что является необходимым условием творчества. Наконец, третья характеристика, почти такая же важная, как и непосредственный контакт, заключается в объединяющем действии творческой энергии, которым всегда сопровождается ее влияние.

Прежде чем идти дальше, я должен сказать еще несколько слов по поводу свойства сверхсознательности, о котором шла речь в начале раздела. Мы привыкли думать, что чем сознательнее опыт, тем больше его интеграционный и творческий потенциал. Я уверен, что, при желании, каждый человек может убедиться в том, что, на самом деле, творческая энергия относится к сверхсознательному уровню деятельности. Причем, это совсем не новая мысль, и, например, психологическое учение Индуизма всегда утверждало, что человек может прийти в контакт с реальностью только в полностью бессознательном состоянии, с точки зрения обычных функций. Такое состояние называется Турийя. В западной традиции мы встречаем выражение "Черный Свет", метафорически отражающее восприятие вне рамок сознательности. Это свет, который воспринимается не как свет.

Иногда, люди сравнивают это четвертое состояние сознательности со слепящим светом. Например, Платон, в Республике, сравнивает наше обычное состояние с ситуацией людей, прикованных спинами ко входу в пещеру, и наблюдающих за движением теней на противоположной стенке. Вне всяких сомнений, это соответствует тому экрану чувствительности, о котором мы говорили раньше. Сократ говорит, что, если бы кого-нибудь насильно вытащили из пещеры, и вывели бы на солнечный свет, его глаза бы начали болеть, и он бы потребовал вернуть его обратно в полумрак пещеры, потому что этот человек ничего бы не видел при свете солнца. Подразумевается, что творческая энергия представляет собой всего лишь более высокое состояние сознательности, к которому мы просто не привыкли. Может быть, это так, а, может быть, и нет, но в данный момент нам это не так важно, поскольку мы живем на горизонтальной линии между чувствительностью и сознательностью. Причем, как правило, сознательность поглощена чувствительностью, и мы видим лишь образы, движущиеся по стенке пещеры, на которую мы смотрим, то есть, образы нашей чувствительности.

Теперь давайте вернемся к третьему свойству творческой энергии, свойству интеграции. Действуя в человеке, творческая энергия интегрирует его опыт, и разрозненные ранее элементы объединяются. По причине своей сверхсознательности, для нее также характерна непредсказуемость, которой мы каждый раз так поражаемся, встречаясь с творчеством.

 

Эффект творческой энергии

Практикуя умиротворение ума, мы, прежде всего, замечаем, что чувствительный экран забит потоком мыслей, преимущественно в форме слов, словесных ментальных ассоциаций и некого внутреннего разговора, иногда, в сопровождении визуальных образов прошлого или того, что происходит в данный момент вокруг нас. Это обычное состояние чувствительности. Если, в конце концов, мы добиваемся успеха в умиротворении, в уме появляются образы другого рода. Они обладают большим значением, и позволяют нам понимать то, что мы не понимали, или чего не замечали прежде. Так происходит, когда сознательность отделяется от чувствительности. Выше этого подняться очень сложно.

Если человеку удается достичь состояния настоящей тишины, и у него есть нерешенная проблема, решение может спонтанно появиться на экране чувствительности.

Три соответствующих состояния можно изобразить в виде тетрады (Рис. 10).

Автоматические ассоциации и образы следуют по первой стрелке, А, от автоматизма к чувствительности. Пониманию соответствует направление второй стрелки, Б. А третья стрелка, В, отображает спонтанный творческий шаг, который нельзя объяснить с точки зрения всего, что мы знаем, или делаем.

Если чувствительность приведена в состояние, когда она не отягощена ощущениями и ассоциациями с автоматического, подсознательного или несознательного уровней, и когда она не находится под воздействием нашего самосознания и нашего собственного понимания, тогда она способна воспринимать впечатления совсем другого рода, совершенно не похожие на все, исходящее от нас самих. Это похоже на вспышки вдохновения. Дело в том, что они содержат в себе элементы, которых не было в том материале, с которым нам приходилось работать. Именно эти элементы служат связующими звеньями, без которых проблема не могла бы быть решена. Должно было появиться нечто новое, о чем мы не догадывались, да и не могли догадываться.

РИС. 10

ТРИ РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМА

Этот элемент присутствует во всех великих научных открытиях, и то же самое, безусловно, относится к творчеству в области искусства и повседневной жизни. Источником всего этого является Творческая Энергия, Е3, занимающая высшее положение на диаграмме.

Вы можете спросить меня, разве не следует обратить особое внимание на связи в правой части диаграммы, например, между творческой энергией и сознательностью? Видимо, эта связь имеет отношение к уверенности. Даже в самых трудных ситуациях, из которых, казалось бы, выхода быть не может, мы уверены, что он, все же, есть. Впрочем, сюда же следует отнести и уверенность в более обыденном смысле - уверенность, которая поддерживает нас в нашем поиске решений, даже когда ничто не предвещает успеха.

Похоже, что нечто в нас уже связано с той целью, к достижению которой мы стремимся, и до тех пор, пока мы не теряем этой связи, мы не теряем надежды и продолжаем бороться. Другой аспект связи между творчеством и сознательностью заключается в том, что она подает нам некие сигналы и лежит в основе так называемой интуиции, которая руководит нами в непривычных ситуациях. Мы часто говорим, что великие ученые обладают "сверхъестественным" предчувствием того, какой эксперимент необходимо провести для продвижения вперед. В то время, как никакими трудами и стараниями, используя все возможное и разумное, не удается приблизить решение проблемы, эти люди идут на прорыв и ухватываются за ниточку, которую остальные просто никогда бы не заметили. Они обнаруживают недостающее звено в решении проблемы, казалось бы, вопреки справедливости, тогда как другие ученые могут больше знать и уметь, но просто не получили такой возможности. Вы, несомненно, нашли бы много примеров этому, изучая биографии великих людей в любой области творчества. По-видимому, для великих людей характерна более значительная выраженность этой связи.

Для понимания творчества также важна нижняя связь с правой стороны, между сознательной и автоматической энергиями (Е4 и Е6). Эта связь обеспечивает упорядоченную работу, один из непременных элементов успешной деятельности. Считается, что гениальность состоит из девяноста девяти частей пота и одной части вдохновения. Это обеспечивается связью между сознательностью и автоматизмом. Кроме того, таким же образом обеспечивается координация функциональных механизмов и направление их работы к достижению поставленной цели. Ослабление этой связи ставит под угрозу наш контакт с выполняемой задачей. Если эта связь прочно установлена, многих проблем и излишних ценностей можно избежать. Это возможно потому, что сознательная энергия выявляет связи на подсознательном и автоматическом уровнях, которые остаются незамеченными чувствительностью. Мне кажется, что это же применимо и к навыкам, хотя я и не могу сказать точно, как. В отношении этой пятой связи для нас важно то, что должна быть определенная самоуправляемая регуляция автоматизма, которую мы называем дисциплиной.

 

Место тренировки в творческой энергии

Теперь, давайте обсудим шестую связь, между автоматической и чувствительной энергиями. Она тоже имеет значение, хотя и совершенно иное. Дело в том, что наша чувствительность не остается в своей первозданной форме, наподобие киноэкрана, когда мы можем только менять образы, проецируемые на него, но не ответную реакцию самого экрана. Уровень организации нашей чувствительности гораздо более высокий, чем у "экрана". Иногда чувствительность называют "чистым листом, на котором пишет природа", и, по-моему, так сказал Уильям Джеймс. Согласно современным представлениям, основанным на исследованиях в области детской психологии, которые, в частности, проводил Пиаже, чувствительность, по всей видимости, активно участвует в формировании ментальных образов. На самом деле, развитие автоматических механизмов не вполне аналогично "маранию чистого листа". Правильнее было бы уподобить нашу чувствительность телу в теле. Именно поэтому чувствительность иногда называют вторым телом, или даже астральным телом. Гурджиев использовал термин тело Кесджан, показывая тем самым, что оно организовано в такой степени, что может вести независимое существование. У меня нет никаких сомнений в том, что в таком подходе есть значительная доля истины, и что чувствительность может организоваться в независимое тело. Однако это трудно продемонстрировать. Несложно убедиться в том, что чувствительность поддается тренировке и организации, а также в том, что эффективность любой работы во многом определяется степенью организации и восприимчивостью чувствительной энергии. В то же время, в случае чувствительности, тренировка коренным образом отличается от совершенствования автоматических функций. Мы можем тренировать каждый из центров, то есть, инстинктивный, двигательный, эмоциональный или ментальный, при помощи повторения, концентрации внимания, страданий и т.д. В результате, автоматизм обретает различные навыки. Все это относится к той же категории, что и условные рефлексы Павлова. В случае чувствительности все обстоит иначе. Тренировка чувствительности может осуществляться только под руководством сознательности. До тех пор, пока сознательность не высвобождена и не может воздействовать на чувствительность, последняя придерживаться обыкновенных реакций да - нет. Тренировка чувствительности проводится не условным методом, а, наоборот, ее депрограммированием, то есть, освобождением ее от всех привычных реакций, исходящих от автоматизма.

Это обстоятельство исключительно важно для понимания всех процессов тренировки и обучения. Если мы оказываемся неспособными четко разделять эти два различных аспекта человеческой тотальности, работая с детьми, или, проводя самотренировку, результаты могут оказаться весьма плачевными. Например, мы можем настолько запрограммировать чувствительность, что в дальнейшем будет практически невозможно получать новые впечатления и спонтанно реагировать на новые идеи. Это, в свою очередь, означает не только утрату творческой способности, но даже и потерю собственной сознательности, тогда как программирование и тренировка должны относиться исключительно к сфере автоматизма. Автоматическая энергия не может работать иначе, и просто нуждается в программировании, но она должна программироваться таким образом, чтобы вместе с ней не запрограммировалась и чувствительность. Вполне возможно привести собственную чувствительность в необусловленное, незапрограммированное состояние, не утрачивая при этом навыки и возможности хорошо запрограммированного и тренированного автоматизма.

 

Вопросы

В. Может ли счастливая случайность быть одним из источников сознательной энергии? Или удача - это иллюзия, или, быть может, результат действия творческой энергии?

Дж.Г.Б. Происходящее может выглядеть, как счастливая случайность, поскольку мы не знаем настоящих причин, но есть также и подлинная удача, которую, действительно, следует считать результатом действия творческой энергии.

В. Когда человек преднамеренно создает зрительный образ, является ли это воздействием сознательной энергии на уровень чувствительности?

Дж.Г.Б. Да, визуализация действительно представляет собой проецирование на чувствительность образов из сознательности, а не из автоматизма. В то же время, не следует путать сознательное "воспроизведение образов" с автоматическим непреднамеренным появлением образов, которые постоянно попадают в чувствительность с автоматического уровня. Например, подобным образом, то есть, благодаря проецированию сознательной энергии на чувствительный экран, вы можете сказать: "Я сейчас увижу висящий прямо в воздухе лимон", и не только видите перед собой лимон, но даже почувствуете его вкус. Восприятие вкуса лимона, а также его формы и цвета осуществляется за счет чувствительной энергии. Мы называем такое восприятие "воображением", но, на самом деле это всего лишь чувствительность.

В. Когда образы исходят от автоматической энергии, например, в случае лимона, связано ли это каким-либо образом с памятью?

Дж.Г.Б. Безусловно. Автоматизм может воспроизводить только то, что уже попало в него через органы чувств. Думаю, мы можем с полной уверенностью сказать, что, создавая образ, наподобие лимона, мы должны воспользоваться доступной памятью автоматизма.

В. Скажите, пожалуйста, действительно ли следующее свойство характерно для чувствительности: когда мы вдруг что-то понимаем, чувствительность порождает бурный рост и распространение всего стоящего рядом с этим. Причем это происходит чрезвычайно быстро. То есть, когда человек сознательно обнаруживает какую-либо новую связь, очень быстро эта связь перекидывается на ряд смежных сфер. Причем, существует опасность, что этот процесс выйдет из-под контроля, в силу своего экспансивного характера. Что бы вы сказали по этому поводу?

Дж.Г.Б. Совершенно верно. Это происходит вследствие нашей неспособности удерживать чувствительность и сознательность отдельно друг от друга. Все это зависит от внутренней силы человека. У слабого человека могут быть подобные прозрения, но все сводится к простому восприятию на чувствительном уровне. Результатом может быть возбуждение, интерес и, как вы говорите, рост и распространение образов; но чего-то при этом недостает. Дело в том, что сознательность уходит на второй план, и не может судить о том, что, в данном случае, важно для понимания. Ваш вопрос напомнил мне о том, что я забыл упомянуть об одном из наиболее важных свойств сознательной энергии, а именно, о способности выносить суждения.

В. У меня возник вопрос по поводу разделения на горизонтальном уровне. Я заметил, что, когда я начинаю понимать что-то, появляется мощная сила, действующая против разделения, и притягивающая эти энергии друг к другу. Довольно трудно выдержать это.

Дж.Г.Б. Это справедливое и очень важное наблюдение. Между чувствительной и сознательной энергиями существует резко выраженная полярность, похожая на взаимодействие мужского и женского начал, интенсивно притягивающих друг друга. Действительно, приходится бороться с этой трудностью, если мы пытаемся практиковать то, что называется "самовоспоминанием", то есть сохранять границу между чувствительностью и сознательностью. Но стоит нам потерять бдительность хотя бы на мгновение, и они уже сливаются в порочных объятиях!

Одним из способов изучения различий между чувствительностью и сознательностью заключается в попытке остановить мысли, то есть очистить ум от мыслей. Само по себе, это требует разделения, о котором идет речь, и тогда вы ощущаете неимоверную силу, тянущую вас назад. В общей осведомленности о том, что происходит, нет ничего необычного, но сложно быть сознательным в отношении осведомленности о происходящем. В то же время, такая осознаваемая осведомленность о происходящем может возникать спонтанно, непреднамеренно, без каких-либо усилий с нашей стороны. Однако сохранять подобное состояние преднамеренно очень трудно. Но даже если вы будете время от времени поддерживать это состояние в течение всего лишь нескольких мгновений, вы обнаружите возможность преднамеренно поддерживать свой сознательный опыт на одном из двух уровней, чувствительном или сознательном. Я даже процитирую стих из Риг Веды, чтобы показать, какие древние корни имеет идея разделения чувствительности и сознательности.

Две подружки - быстрокрылые пташки

Сидят на ветке одной.

Одна ест плоды, а другая -

Не вкушая, следит за ней.

Эти две пташки - ничто иное, как чувствительность и сознательность, которые, действительно, дружат между собой. Тем не менее, это не означает, что их нельзя держать на расстоянии. Конечно же, можно! Кроме того, можно подавлять чувствительность, вызывая так называемую потерю сознания. Например, существует много способов вызывать состояние анестезии, когда отсутствует реакция на внешние стимулы, но сознательность при этом сохраняется. Если вы когда-нибудь были в коме, то, наверняка, помните то примечательное обстоятельство, что при подавлении чувствительности одновременно высвобождается сознательность. Конечно, это экстремальная ситуация, но доказательств того, что эти два уровня различаются между собой, более чем достаточно. Однако это важнейшее свойство нашей природы редко принимается во внимание. Осознание глубочайшего значения этого факта похоже на пробуждение от гипнотического сна. И это пробуждение можно вполне оправданно назвать первым шагом к исполнению нашего человеческого предназначения.

Hosted by uCoz