РОДНИ КОЛЛИН СМИТ родился в Брайтоне, Англия, 26 апреля 1909 года. Его отец был торговцем и имел универсальный магазин в Лондоне, а в возрасте пятидесяти лет, как и всегда намеревался, удалился от бизнеса. После путешествия на континент и в Египет он обосновался в Брайтоне и женился на Кетлин Логан, дочери владельца гостиницы. Они жили в комфортабельном доме на Брайтон-Фронт, где и родился Родни. Его брат родился четырьмя годами позже.

        Его мать интересовалась астрологией и принадлежала к местной Теософской Ложе. Она проводила большую часть своего времени за переводом книг на шрифт Брайля для слепых.

        Родни учился вначале в Приготовительной школе при Брайтонском Колледже (нечто близкое обычной школе, то есть для приходящих учеников, без пансиона), а затем как пансионер в Эшфордской Грамматической Школе в Кенте. Все каникулы он проводил за чтением книг из публичной библиотеки, читая обычно по одной книге в день, а также в пеших прогулках и исследовании соседних окрестностей. По окончании школы он провел три года в Лондонской Школе Экономики, живя в студенческом общежитии Ток Эйч в Фитцроу Сквер.

        В 1926 году он провел летние каникулы с французской семьей в деревне Шато, и после этого ездил на континент каждый год. Когда ему было восемнадцать лет, он совершил путешествие по Испании, снабженный родителями деньгами в расчете не больше чем на один месяц. Живя в трактирах, на фермах и в самых дешевых гостиницах, и проходя большую часть пути пешком, он ухитрился растянуть свое путешествие по Андалузии на три месяца, и возвратился с несколькими объемистыми томами путевых записок, которые составили материал для "Пальм и дворов", книги-эссе, опубликованной издательством "Хит Крэнтон" в 1931 году. За время путешествия он выучил испанский язык настолько хорошо, что это послужило причиной его отбора на должность цензора во время войны, а также во многом определило место его нового начала в 1948 году - Мексику.

        По окончании Лондонской Школы Экономики он получил диплом Бакалавра коммерции и стал зарабатывать на жизнь как свободный журналист по вопросам искусства и путешествий, а также сотрудничал с "Ивнинг Стандард" и "Санди Рефери", давая еженедельные статьи с описаниями воскресных прогулок в окрестностях  Лондона. Некоторое время он был секретарем Ассоциации Молодежных Турбаз, редактором их журнала "Рюкзак", и помощником редактора "Ток Эйч Джорнэл".

        В 1929 году он посетил Австрию, Венгрию и Чехословакию. В 1930 году, во время поездки, организованной Ток Эйч к Пьесе Страстей Господних в Обераммергау, он встретил Джанет Бакли, свою будущую жену. В том же году он прочел "Новую Модель Вселенной" П.Д.Успенского. Он почувствовал, что не готов еще для этого, но что эта книга будет очень важной для него позже.

        Осенью 1931 года он отправился в пешеходный поход по Далмации, позже описав некоторые из своих приключений в двух статьях, которые появились в "Корнхилл Мэгэзин".

        Родни и Джанет поженились в Лондоне в марте 1934 года и провели свой медовый месяц в пешем путешествии по Корнуэллу. Позже, в том же году, они провели шесть недель в Сицилии. В 1935 году они побывали на нескольких лекциях, которые читал доктор Морис Николл, но вскоре после этого уехали в шестимесячное автомобильное путешествие через все Соединенные Штаты к западному побережью и обратно вдоль Мексиканской границы.

        Осенью 1936 они с женой впервые встретили Успенского. Родни сразу понял, что нашел то, что всегда искал в книгах и путешествиях. С  этих пор он посвятил все свое время изучению учения Успенского.

        В 1937 году у него родилась дочь Хлоя. Он с семьей переехал в дом в Вирджиния Уотер около Лин Плейс, которые г-н и г-жа Успенские избрали как центр для ведения своей работы. Большую часть времени, свободного от занятий в Лин, Родни проводил в Библиотеке Британского Музея,  изучая те аспекты религии, философии, науки и искусства, которые казались наиболее непосредственно связанными с лекциями Успенского. В тот год они с женой провели короткий отпуск в Румынии, а позже совершили двухнедельное автомобильное путешествие через Алжир до севера Сахары.

        В 1938 году в Лондоне Родни принял участие в демонстрации движений и танцев, составлявших часть системы, которой учил Успенский, а сразу после этого поехал в Сирию в надежде увидеть "вращение" дервишей Мевлеви. Это ему не удалось, хотя он встретился с шейхом текие в Дамаске.

        Когда началась война, он с семьей переехал в Лин Плейс. Через некоторое время его жена и дочь переехали в Соединенные Штаты, чтобы помочь приготовить дом в Нью-Джерси для г-на и г-жи Успенских, которые планировали переехать туда через несколько месяцев. Родни остался в Лине, днем работая в Лондоне в Цензуре, а по ночам в местной воздушной самообороне. В феврале 1941 года он был переведен на Бермуды, и, по совпадению, должен был отправиться на том же самом корабле, на котором Успенский плыл в Соединенные Штаты, куда за две недели до этого уехала  г-жа Успенская.

        После шести месяцев службы на Бермудах Родни был переведен в Нью-Йоркское отделение Британской  Службы  Безопасности. Следующие шесть лет он с семьей жил в Франклин Фармс, Мендем (пригород Нью-Йорка - прим. перев.), в большом доме с садами и фермой, где была организована работа для английских семей, присоединившихся к г-ну и г-же Успенским, а также многих других, которые посещали лекции Успенского в Нью-Йорке. Родни регулярно каждый день ездил на поезде из своего городского офиса туда и обратно и проводил на ферме все вечера и уикэнды.

        В 1943 году он был послан в Канаду по служебному делу. В 1943, 1944    и 1945 годах он проводил свои короткие отпуска в Мексике, стране, к которой он чувствовал сильную привязанность. Когда война закончилась, он оставил службу Британскому Правительству и полностью посвятил себя работе г-на и г-жи Успенских.

        Постепенно он стал проводить все больше и больше времени с Успенским, возя его в Нью-Йорк на встречи и обратно, и обычно проводя с ним вечер в ресторане или в его рабочем кабинете в Франклин Фармс. Кроме интереса к учению, он глубоко привязался к самому Успенскому и испытывал к нему личную любовь и уважение. Если раньше он концентрировался лишь на учении Успенского, то теперь внимание Родни занимал сам учитель и то, что он демонстрировал.

        Г-н Успенский вернулся в Англию ранней весной 1947 года. Родни уехал из Мендема как раз перед Пасхой, проведя неделю в Париже перед тем как присоединиться к г.Успенскому в Лин Плейсе. Он был с г.Успенским неотлучно все лето и осень до его смерти 2 октября 1947 года.

        То, что испытал Родни в то время, глубоко повлияло на все его существо. В течение недели после смерти Успенского он получил восприятие того, в чем должна была состоять его будущая работа. Он осознал, что, оставаясь связанным с своим учителем навсегда и через все времена, он должен перестроить в себе то, что дал ему Успенский, а затем взять на себя ответственность за выражение этого в соответствии со своим собственным пониманием.

        Он переехал в Лондон, где они прожили с женой следующие шесть месяцев. За год до этого он начал "Теорию Небесных Влияний", и окончил ее весной 1948. Многие люди побывали у него на его квартире на Сент Джеймс Стрит, где проходили еженедельные митинги, в которых участвовали многие из тех, кто работал с Успенским. Некоторые впоследствии присоединились к Родни в Мексике.

        В июне 1948 года он с небольшой группой уехал из Нью-Йорка в Мексику, которая, как он чувствовал, была местом его нового начала.

        Они привели шесть месяцев в Гвадалахаре. Здесь Родни закончил "Теорию Вечной Жизни", которую начал в Лондоне, и написал пьесу Hellas. Затем они переехали в Мехико и через несколько месяцев сняли большой дом в Тлалпаме, где к ним присоединились многие друзья, большинство из которых были из Англии. Встречи начались в квартире, снятой для этой цели в Мехико, и посещались множеством мексиканцев и людей других национальностей. Некоторое время встречи проходили на английском и на испанском, пока те из англоговорящих, кто остались в Мексике, не изучили испанский язык в достаточной степени для того, чтобы участвовать в объединенных встречах, которые велись на испанском. Постепенно сформировалось ядро постоянной группы.

        Весной 1949 года были начаты первые переводы на испанский язык книг Успенского. Они были опубликованы в своей последовательности издательством Ediciones Sol, которое создал Родни для этой цели. В течение последующих лет было издано около четырнадцати книг, включая книги Николла, самого Родни, и некоторых других, кто был связан с Работой. Также было издано несколько брошюр о различных религиозных традициях, которые, как чувствовал Родни, были выражением близких идей.

        Одним из главных проектов, которые Родни мысленно увидел в ту неделю после смерти Успенского, была трехмерная диаграмма, выражающая одновременно многие космические законы, которые служили основой их учения - здание, через которое люди могли проходить и чувствовать их смысл. В 1949 году был приобретен участок для строительства в горах за Мехико, и в 1951 году был заложен фундамент того, что ныне известно как Планетарий Тетекала. Тетекала на ацтекском означает "Каменный дом Бога" случилось так, что именно такое название носило поле, на котором он был построен. Это здание занимало центральное место в работе Родни и близких к нему людей на протяжении всех последующих лет.

        Весной 1954 года было решено оставить дом в Тлалпаме. В городском парке, как демонстрация работы группы, было дано под именем "Актеры Единорога" двенадцать публичных  представлений "Пер Гюнта" Ибсена. Родни играл роль Литейщика Пуговиц. Позже, в этом же году, те, кто жили в Тлалпаме, разъехались по собственным домам в Мехико.

        В 1954 и 1955 Родни совершил путешествия в Европу и на Ближний Восток, основной целью которых был сбор материала и установление связи с  эзотерическими школами прошлого. Во время своего визита в Рим в 1954 году он был принят в Римскую  Католическую Церковь, - шаг, который он обдумывал довольно долго.

        Как следствие распространения книг издательства Ediciones Sol в Латинской Америке, появились группы в Перу, Чили, Аргентине и Уругвае, и были установлены контакты в нескольких других странах Американского континента. В январе 1955 Родни посетил группы в Лиме и Буэнос-Айресе,  а затем поехал в Куско и Макку-Пикку для изучения остатков древних цивилизаций.

        Осенью 1955 "Актеры Единорога" поставили The Lark**, пьесу Джен Ануиль о Жанне Д'Арк, в которой Родни играл Епископа Кошона.

        В январе 1956 он вел всенощное пешее шествие от Планетария к месту поклонения Богоматери Гвадалупской, около 30 миль. Во время мессы в Базилике он упал в обморок от истощения, хотя позже выяснилось, что это был первый из нескольких сердечных приступов, от которых он умер в Перу 3 Мая 1956 года.

Джанет Коллин Смит

**  Увы (фр.)
**  Жаворонок. (англ.)

 

Куско

 

        Вероятно, способ смерти каждого человека связан с образом его жизни. Родни никогда не щадил себя физически, и в последние недели, страдая от крайнего истощения, изнурял себя еще больше - проводил ежедневные митинги в Лиме, бесчисленные частные беседы и долгие часы Движений. Он признался, что чувствует себя "довольно странно" в Куско - на высоте 11 800 футов над уровнем моря - и, против своей привычки избегать лекарств, принял несколько доз корамина.

        В самый день приезда он в кафедральном соборе нашел нищего мальчика-калеку. После ланча, когда другие члены группы отдыхали, он взял мальчика вверх на гору к большой статуе Христа, которая возвышается над городом, чтобы вместе помолиться о его исцелении. Затем они пошли в публичные бани, где Родни вымыл его своими собственными руками и вытер своей рубашкой. Затем он купил ему новую одежду. Возле магазина собралась толпа, заинтригованная тем, что иностранец занимался бедным индейским мальчиком. Родни сказал толпе: "Этот мальчик - на вашей ответственности. Он - это вы сами. Если вы будете молиться нашему Господу о его исцелении, он будет исцелен. Вы должны узнать, что такое гармония; вы должны научиться заботиться друг о друге; вы должны научиться давать." Кто-то из толпы  сказал: "Это все хорошо для вас - вы богатый". Родни ответил: "Каждый может что-то дать. Каждый может дать молитву. Даже если вы не можете дать ничего другого, вы всегда можете дать улыбку; это ничего не стоит."

        В тот вечер несколько человек пришли в отель к Родни, чтобы больше узнать о его работе. Во время беседы один из них сказал: "Всю свою жизнь я хотел молиться, но у меня никогда не получалось." Родни ответил: "А как вы думаете, что вы делаете сейчас? То, что вы сейчас сказали, разве это не молитва?"

        На следующий день этот мальчик пришел, чтобы отвести Родни на колокольню собора и показать то место в углу под колоколами, где ему разрешали спать. Чтобы добраться туда, нужно было подняться по лестнице из девяноста восьми ступенек. После этого Родни отправился с остальными участниками группы в горы - осматривать инкские развалины.

        После ланча, вновь когда остальные отдыхали, Родни вышел. Он взобрался на колокольню собора, нашел там мальчика и сел с ним на ступеньку под низкой несущей стеной, под аркой. Он сказал мальчику, что собирается договориться с доктором о том, чтобы прооперировать его искривленную ногу. Говоря это он смотрел на статую Христа на горе напротив собора. Вдруг у него перехватило дыхание, и задыхаясь, он резко встал и пошел вперед по верху низкой стены, держась за два деревянных бруса, поддерживающих арку. Затем он упал вперед, ударившись головой об один из них. Его тело задело за широкий выступающий карниз, и соскользнуло с него, упав на улицу. Он лежал, где упал, с руками раскинутыми в виде креста, с открытыми глазами, как будто смотревшими в небо, улыбаясь.

        Нет ничего необычного в том, чтобы умереть от сердечного приступа после подъема по длинному маршу крутой лестницы, на такой высоте над уровнем моря, после многих недель физических усилий в состоянии истощения. Это естественное следствие физического состояния. Это естественно и на другом уровне, для человека, который всем своим существом верил, что смысл жизни в том, чтобы отдавать все что имеешь из любви к Богу - в конце концов отдать самого себя.

        На его могиле на кладбище в Куско выгравированы слова, которые он написал за два месяца до смерти:

             Я был в присутствии Бога;

Вырастает стремление;

Я собираю свою силу;

Рождается воля;

Я воспринимаю и размышляю;

Я поклоняюсь Троице;

Я есть в присутствии Бога.

 

Я неподвижен;

Я был послан на землю;

Мои крылья были отобраны у меня;

Мое тело вошло в материю;

Моя душа была поймана материей;

Земля всосала меня внутрь;

                Я остановился.
Hosted by uCoz